Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5808
Скачиваний: 35
Обработка результатов. Подсчитываются суммы баллов по строкам (качественный анализ —
обнаружение доминирующих эмоций). Вычисляется коэффициент самочувствия (К) из отношения
результата суммы эмоций 1,2,3,9,10 к эмоциям — 4,5,6,7, 8. Если К больше 1,0 самочувствие более
отвечает положительному (гипертимному), а при К меньше 1,0 — отрицательному (дистимному, с
пониженным настроением) полюсу. При очень низком К возможно заподозрить депрессию.
217
Глава 7
ВОЛЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Понятие воли
В повседневной жизни мы обычно не затрудняемся в определении явлений, которые относятся к
проявлениям воли. К волевым относят все действия и поступки, которые совершаются не по
внутреннему желанию, а по необходимости. К волевым также относятся и те действия, которые связаны
с преодолением различных жизненных трудностей и препятствий. Кроме того, имеется целый ряд
свойств личности, которые традиционно обозначаются как волевые, — настойчивость, выдержка,
целеустремленность, терпение и другие.
В научной психологии подобной ясности нет. Более того, проблема воли как таковая часто и вовсе
отрицается, а вместо нее обсуждают регуляцию поведения в связи с потребностями, мотивами,
желаниями и целями человека. Действительно, если у субъекта есть потребность и желание к
деятельности с заинтересованностью в ее осуществлении, то такое поведение не нуждается в волевой
регуляции и называется произвольным.
Исходный мотив, т.е. побуждение к действию, является важным инициирующим началом
конкретного поведения, но осознание необходимости действовать и принятие соответствующего
решения вовсе не означает того, что человек приступит к его реализации. Например, разные люди с
одинаковыми возможностями при решении одной и той же задачи почему-то действуют с разной
степенью решительности и настойчивости, а при столкновении с трудностями одни из них и вовсе
перестают действовать, а у других решительность и настойчивость удваиваются. Поэтому понятие
"воля" необходимо для анализа процессов побуждения к действию в ситуациях, где у человека
отсутствует заинтересованность, где он действует по необходимости ("надо"), а не по
непосредственному желанию. Воля проявляется тогда, когда человек встречается с трудностями,
препятствиями на пути к цели. Внешние препятствия — это время, пространство, противодействия
людей или физические свойства вещей. Внутренние препятствия — это собственные отношения и
установки человека, болезненное состояние или просто преодоление усталости. Внешние и внутренние
препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое представляет собой особое
нервно-психическое состояние, создающее необходимый тонус и мобилизационную готовность
физических, интеллектуальных и моральных сил для преодоления трудностей.
218
Как и все психические явления, воля — одна из форм отражения. Отражаемым объектом в волевом
процессе является цель поведения и ее соотношение с выполняемым в каждый данный момент
поведенческим этапом на пути к достижению этой цели. Воля — это психический процесс
сознательного управления и регулирования своего поведения, обеспечивающий преодоление
трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.
Воля человека непременно проявляется в его внешних или внутренних (умственных, психических)
действиях, т.е. в прилагаемом мускульном и нервном напряжении для достижения цели. Все волевые
действия целенаправленны и согласованы между собой. Чем больше препятствий и чем сильнее у
человека желание достигнуть цель, тем больше мышечного и нервного напряжения требует волевое
действие. Именно это напряжение человек и переживает как волевое усилие.
Низшие уровни воли, такие как произвольное движение или задержка импульсивного действия,
выделяются уже у животных, однако развитая воля является специфически человеческой функцией.
Она является социальным новообразованием психики, возникла и формируется в процессе трудовой
деятельности человека. Подчеркивая ее социальную сущность и исключительное влияние на
человеческое поведение, И.М. Сеченов (1947) писал: "Воля не есть какой-то безличный агент,
распоряжающийся только движением, это деятельная сторона разума и морального чувства,
управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения".
Понятие воли было введено как понятие объяснительное. В античной философии это понятие и
реальность, которую оно было призвано объяснить, наиболее четко представлено в трудах Аристотеля.
Он привлекает понятие воли для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях
человека, а на разумном решении о его осуществлении. Само по себе знание не обладает
побудительностью. Только в соединении со стремлением, которое придает решению побудительную
силу, обеспечивается выполнение действия — не потому, что "так хочется", а потому, что "так надо".
Таким образом, воля понимается здесь как некая способность человека к определенной активности,
причем активности не только в плане побуждения к действию на основе размышления, но и
торможения желаемого действия, когда размышление подсказывает избегать его. Подход к
рассмотрению проблем воли в контексте побудительной ее функции (порождения действия) в
последующем обозначили как мотивационный (от лат. movere — приводить в движение, толкать).
219
В других случаях проблему воли рассматривают более со стороны необходимости выбора мотивов
и целей (подход "свободного выбора"). При этом акцент делается на моменты принятия решения о
действии при наличии в сознании одновременно двух или более идей движения (мотивов). Этот подход
к исследованию воли также был намечен еще в сочинениях Аристотеля и позже привел к выделению из
него к самостоятельной разработке философской проблемы свободы воли. В рамках подхода
"свободного выбора" можно выделить два варианта представлений о воле (Иванников В.А., 1991).
В первом варианте воля рассматривается как самостоятельная сила души, обладающая
способностью к решению о действии (волюнтаристический тип теории). Абсолютизация свободы воли
привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма, "философии существования" (М.
Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.). Свобода здесь рассматривается как абсолютная
свобода воли, не обусловленная никакими внешними социальными обстоятельствами. Любые нормы и
правила для человека есть его подавление, нивелировка.
Во втором варианте воля сводится к функционированию познавательных процессов
(интеллектуалистические теории). Далеко не всякое желание претворяется в жизнь. У человека может
возникнуть одновременно несколько противоречивых желаний. Какое из них реализовать первым, какое
из них следует затормозить или вовсе от него отказаться? Внутренняя борьба мотивов включает в себя
широкое мысленное обсуждение всех доводов за и против действовать в том или ином направлении.
Внутренняя работа сознания, связанная с выбором, обдумыванием и оценкой, — суть
интеллектуалистических теорий. Подлинно волевое действие является избирательным актом,
включающим сознательный выбор и решение.
Воля направлена не только на внешнее действие, но и на внимание и другие психические
процессы. Власть личности над своими душевными состояниями невозможна без "некоего
регулятивного фактора". Сторонники регулятивного подхода к проблемам воли полагают, что воля
занимает центральное место в ядре личности и через нее "Я" управляет мышлением, воображением,
эмоциями и поведением в целом. Сама воля лишена способности порождать действия или мысли, она
только регулирует их. В разрешении противоречий в структуре мотивации при ее становлении и
функционировании и принимают участие механизмы воли — активное "воление", волевая регуляция
(Басов М.Я., 1922; Калин В.К., 1989 и др.).
Побудительная и тормозная функции воли
Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной.
Побудительная функция воли обеспечивает возможности человека для активизации своих действий,
чтобы добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей.
220
Побудительная функция воли связана с активностью человека, но не с любой активностью. Воля
— это особая форма активности человека. В отличие от реактивности (реактивного поведения), когда
действие обуславливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачивается, брошенный
мяч отбивает и т.п.), активность здесь порождает действие исходя из специфики внутренних состояний
субъекта (нужда в необходимой информации побуждает окликнуть товарища).
Если поведение не ориентировано на цель деятельности и представляет собой совокупность
реактивно-импульсивных ответов на стимулы окружающей среды, то такое поведение в психологии
часто называют полевым поведением ("поле" в данном случае понимается как совокупность различных
переживаемых "здесь и теперь" побудителей активности субъекта). Полевое поведение можно
наблюдать у детей раннего возраста, а также при некоторых нарушениях психической деятельности
взрослого человека.
В отличие от полевого поведения, характеризующегося непреднамеренностью, активность в
волевых процессах характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действия сознательно
поставленной целью. Активность здесь может и не обуславливаться требованиями сиюминутной
ситуации, она характеризуется надситуативностью, т.е. выходом за пределы заданного, постановкой
целей, избыточных по отношению к исходной задаче (творческий порыв и т.п.).
Тормозная функция воли заключается в возможностях человека удержаться от совершения каких-
то действий, а если они начались, то замедлить или остановить их, направить по другому руслу.
Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Человек
способен затормозить побуждения и выполнение действий, которые не соответствуют его убеждениям,
идеалам, мировоззрению. По мнению И.П. Павлова, волевое торможение человеком своей деятельности
не менее, а часто более сложное волевое усилие, чем активизация. В своем единстве тормозная и
побудительная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели, т.е.
обеспечивают волевую регуляцию поведения человека.
Волевой акт человек осуществляет как личность, ответственная за все его последствия. Формой
проявления активности человека и в особенности его воли выступает деяние — социально значимый
результат деятельности, ответственность за который несет сам субъект (даже в том случае, когда
произведенный результат выходит за рамки его исходных намерений).
221
Помогая другому, способствуя решению его проблем, человек совершает благодеяние. При этом
он может и не подозревать, какую роль сыграл он в жизни другого человека. Неоправданно блокируя
удовлетворение потребностей других людей, субъект совершает злодеяние. Осуществляя деяния,
человек может выступать носителем доброй или злой воли и тем самым характеризоваться как личность
с положительной или отрицательной стороны.
Восприятие человеком собственного поведения и его последствий связано с понятием локуса
контроля воли. Люди заметно различаются по тому, чему они склонны приписывать ответственность за
собственные деяния. Есть люди, которые склонны приписывать причины своего поведения и свои
деяния внешним факторам — судьбе, случаю, обстоятельствам (экстернальный локус контроля воли).
Исследования показали, что склонность к экстернальной локализации контроля связана с такими
личностными чертами, как безответственность, неуверенность в своих способностях и силах,
тревожность и т.п. (Петровский А.В.,1986). При внутренней (интернальной) локализации контроля
индивид, как правило, принимает на себя ответственность за свои деяния и причину их видит в своих
способностях, характере и т.п. Больные, обладающие внутренним локусом контроля, обычно лучше
осведомлены о своем заболевании, о больничном режиме, стремятся принимать активное участие в
процессе лечения.
Человек, совершивший правонарушение, должен нести за него ответственность потому, что он
обязан и способен осознавать общественную опасность совершаемого им деяния и регулировать свое
поведение, исходя из требований закона. Понятие невменяемости является негативным по отношению к
вменяемости. Судебно-психиатрическая оценка невменяемости строится на основе определенных
критериев невменяемости, содержащихся в законодательной формуле невменяемости. Последняя
состоит из двух критериев — медицинского и юридического (психологического). Если медицинский
критерий охватывает все возможные формы болезненных расстройств психики, то юридический
критерий характеризует в психологических понятиях такую степень болезни, которая исключает
вменяемость. Психологический критерий обычно подразделяют на два признака: интеллектуальный —
невозможность отдавать себе отчет в своих действиях и волевой — невозможность руководить своими
действиями.
222
Волевая регуляция деятельности человека
Поведение традиционно определяют как присущее всем живым существам взаимодействие с
окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической)
активностью. Только человеку свойственна особая форма активности, называемая деятельностью.
Простое поведение не всегда целенаправленно и не предполагает создания определенного продукта, а
деятельность систематична и нацелена на создание определенного продукта. Она является особой
формой психической и физической активности человека, регулируемой сознаваемой целью.
Деятельность имеет сложное иерархическое строение и состоит из нескольких "слоев" или
"уровней": 1) уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности); 2) уровень действий;
3) уровень операций; 4) уровень психофизиологических функций.
Действие — основная единица анализа деятельности и понимается в деятельностном подходе в
психологии (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Эльконин Д.Б., Гальперин
П.Я.) как процесс, направленный на реализацию цели. Человеческая деятельность проявляется в форме
действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях,
учебная деятельность — в учебных действиях и т.д.
"Промежуточный" результат, которому подчиняются трудовые процессы человека, должен быть
выделен для него субъективно — в форме представления. Это процесс осознания цели. Цель — образ
желаемого результата, который должен быть достигнут в результате выполнения действия. Имеется в
виду сознательный образ результата; он удерживается в сознании все время, пока осуществляется
действие. Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Сами цели характеризуются
разнообразием, а главное — разномасштабностью. Всякое достаточно крупное действие представляет
последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные "этажи" иерархической
системы действий. Деятельность и действие представляют собой не совпадающие между собой
реальности. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности. Действие может быть как
внешним (движение), так и внутренним (умственные действия), но все они подчинены целям.
Совокупность действий, которая как бы "гнездится" вокруг одного мотива, называют особенной
деятельностью. К особенным видам деятельности относятся игровая, учебная, трудовая деятельность.
Операции — способы выполнения действия. Совершить действие, т.е. достичь одну и ту же цель,
можно разными способами. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия.
Операция подчинена условиям, в которых совершается действие. Цель, данная в определенных
условиях, называется задачей. Главное свойство операций состоит в том, что они мало или совсем не
осознаются. По существу, уровень операций заполнен автоматизированными действиями и навыками.
223
Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимается физиологическое
обеспечение психических процессов. К ним относятся некоторые способности нашего организма —
способность к ощущениям, моторные способности, мнемические способности. Психофизиологические
функции — это органический, биологический фундамент процессов деятельности.
Макроструктуру деятельности схематично можно представить следующим образом: потребность
— мотив — цель — действие — операция — психофизиологические функции. Главное, что отличает
одну деятельность от другой, состоит в различении их предметов. Предмет деятельности (мотив)
придает ей определенную направленность.
С помощью разума человек определяет, когда, где и какое надо приложить усилие, чтобы
получить необходимый результат. В большинстве случаев результат деятельности достигается сложным
поведением, в ходе которого необходимо преодолевать объективные и субъективные трудности.
Создать и удерживать усилие на уровне, достаточном для получения нужного результата, и призвана
воля — действенная, активная и регулирующая сторона сознания. Благодаря воле человек по
собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, может выполнять движения, действия в
заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой.
Кроме двигательной активности, человек может соответствующим образом организовать и свою
психическую деятельность, направлять ее: воспринять в нужный момент предмет, явление
(произвольное восприятие), запомнить материал (произвольное запоминание), создать образ или идею
(произвольное воображение). Человек может сдерживать свои эмоции, а порой внешне показать даже
совершенно противоположное.
Таким образом, воля, с одной стороны, направляет действия человека или сдерживает их, а с
другой — организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований, что
выражается в преднамеренных видах психических процессов. Как и в случае внимания, при