Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5808

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Обработка  результатов. Подсчитываются  суммы  баллов  по  строкам (качественный  анализ —

обнаружение  доминирующих  эмоций). Вычисляется  коэффициент  самочувствия (К) из  отношения
результата  суммы  эмоций 1,2,3,9,10 к  эмоциям — 4,5,6,7, 8. Если  К  больше 1,0 самочувствие  более
отвечает  положительному (гипертимному), а  при  К  меньше 1,0 — отрицательному (дистимному, с
пониженным настроением) полюсу. При очень низком К возможно заподозрить депрессию.

217

Глава 7
ВОЛЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Понятие воли

В повседневной жизни мы обычно не затрудняемся в определении явлений, которые относятся к

проявлениям  воли. К  волевым  относят  все  действия  и  поступки, которые  совершаются  не  по
внутреннему желанию, а по необходимости. К волевым также относятся и те действия, которые связаны
с  преодолением  различных  жизненных  трудностей  и  препятствий.  Кроме  того,  имеется  целый  ряд
свойств  личности, которые  традиционно  обозначаются  как  волевые, — настойчивость, выдержка,
целеустремленность, терпение и другие.

В научной психологии подобной ясности нет. Более того, проблема воли как таковая часто и вовсе

отрицается, а  вместо  нее  обсуждают  регуляцию  поведения  в  связи  с  потребностями, мотивами,
желаниями  и  целями  человека. Действительно, если  у  субъекта  есть  потребность  и  желание  к
деятельности с заинтересованностью  в  ее осуществлении, то  такое поведение  не  нуждается в  волевой
регуляции и называется произвольным.

Исходный  мотив, т.е. побуждение  к  действию, является  важным  инициирующим  началом

конкретного  поведения, но  осознание  необходимости  действовать  и  принятие  соответствующего
решения  вовсе  не  означает  того, что  человек  приступит  к  его  реализации. Например, разные  люди  с
одинаковыми  возможностями  при  решении  одной  и  той  же  задачи  почему-то  действуют  с  разной
степенью  решительности  и  настойчивости, а  при  столкновении  с  трудностями  одни  из  них  и  вовсе
перестают  действовать, а  у  других  решительность  и  настойчивость  удваиваются. Поэтому  понятие
"воля" необходимо  для  анализа  процессов  побуждения  к  действию  в  ситуациях, где  у  человека
отсутствует  заинтересованность, где  он  действует  по  необходимости ("надо"), а  не  по
непосредственному  желанию. Воля  проявляется  тогда, когда  человек  встречается  с  трудностями,
препятствиями  на  пути  к  цели. Внешние  препятствия — это  время, пространство, противодействия
людей  или  физические  свойства  вещей. Внутренние  препятствия — это  собственные  отношения  и
установки человека, болезненное состояние или просто преодоление усталости. Внешние и внутренние
препятствия, отражаясь  в  сознании, вызывают  волевое  усилие, которое  представляет  собой  особое
нервно-психическое  состояние, создающее  необходимый  тонус  и  мобилизационную  готовность
физических, интеллектуальных и моральных сил для преодоления трудностей.

218

Как и все психические явления, воля — одна из форм отражения. Отражаемым объектом в волевом

процессе  является  цель  поведения  и  ее  соотношение  с  выполняемым  в  каждый  данный  момент


background image

поведенческим  этапом  на  пути  к  достижению  этой  цели. Воля — это  психический  процесс
сознательного  управления  и  регулирования  своего  поведения, обеспечивающий  преодоление
трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.

Воля человека непременно проявляется в его внешних или внутренних (умственных, психических)

действиях, т.е. в  прилагаемом  мускульном  и  нервном напряжении  для  достижения  цели. Все волевые
действия  целенаправленны  и  согласованы  между  собой. Чем  больше  препятствий  и  чем  сильнее  у
человека  желание  достигнуть  цель, тем  больше  мышечного  и  нервного  напряжения  требует  волевое
действие. Именно это напряжение человек и переживает как волевое усилие.

Низшие  уровни  воли, такие  как  произвольное  движение  или  задержка  импульсивного  действия,

выделяются  уже  у  животных, однако  развитая  воля  является  специфически  человеческой  функцией.
Она  является  социальным  новообразованием  психики, возникла  и  формируется  в  процессе  трудовой
деятельности  человека. Подчеркивая  ее  социальную  сущность  и  исключительное  влияние  на
человеческое  поведение, И.М. Сеченов (1947) писал: "Воля  не  есть  какой-то  безличный  агент,
распоряжающийся  только  движением, это  деятельная  сторона  разума  и  морального  чувства,
управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения".

Понятие  воли  было  введено  как  понятие объяснительное. В  античной  философии  это  понятие  и

реальность, которую оно было призвано объяснить, наиболее четко представлено в трудах Аристотеля.
Он  привлекает  понятие  воли  для  объяснения  порождения  действия, основанного  не  на  желаниях
человека, а  на  разумном  решении  о  его  осуществлении. Само  по  себе  знание  не  обладает
побудительностью. Только  в  соединении  со  стремлением, которое  придает  решению  побудительную
силу, обеспечивается выполнение действия — не потому, что "так хочется", а потому, что "так надо".
Таким  образом, воля  понимается  здесь  как  некая  способность  человека  к  определенной  активности,
причем  активности  не  только  в  плане  побуждения  к  действию  на  основе  размышления, но  и
торможения  желаемого  действия, когда  размышление  подсказывает  избегать  его. Подход  к
рассмотрению  проблем  воли  в  контексте  побудительной  ее  функции (порождения  действия) в
последующем обозначили как мотивационный (от лат. movere — приводить в движение, толкать).

219

В других случаях проблему воли рассматривают более со стороны необходимости выбора мотивов

и  целей (подход "свободного  выбора"). При  этом  акцент  делается  на  моменты  принятия  решения  о
действии при наличии в сознании одновременно двух или более идей движения (мотивов). Этот подход
к исследованию воли также был намечен еще в сочинениях Аристотеля и позже привел к выделению из
него  к  самостоятельной  разработке  философской  проблемы  свободы  воли. В  рамках  подхода
"свободного выбора" можно выделить два варианта представлений о воле (Иванников В.А., 1991).

В  первом  варианте  воля  рассматривается  как  самостоятельная  сила  души, обладающая

способностью к решению о действии (волюнтаристический тип теории). Абсолютизация свободы воли
привела  к  возникновению  мировоззрения  экзистенциализма, "философии  существования" (М.
Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю  и  др.). Свобода  здесь  рассматривается  как  абсолютная
свобода воли, не обусловленная никакими внешними социальными обстоятельствами. Любые нормы и
правила для человека есть его подавление, нивелировка.

Во  втором  варианте  воля  сводится  к  функционированию  познавательных  процессов

(интеллектуалистические теории). Далеко не всякое желание претворяется в жизнь. У человека может
возникнуть одновременно несколько противоречивых желаний. Какое из них реализовать первым, какое
из них следует затормозить или вовсе от него отказаться? Внутренняя борьба мотивов включает в себя
широкое мысленное обсуждение  всех  доводов  за  и  против  действовать  в  том  или  ином  направлении.
Внутренняя  работа  сознания, связанная  с  выбором, обдумыванием  и  оценкой, — суть
интеллектуалистических  теорий. Подлинно  волевое  действие  является  избирательным  актом,
включающим сознательный выбор и решение.


background image

Воля  направлена  не  только  на  внешнее  действие, но  и  на  внимание  и  другие  психические

процессы. Власть  личности  над  своими  душевными  состояниями  невозможна  без "некоего
регулятивного  фактора". Сторонники  регулятивного  подхода  к  проблемам  воли  полагают, что  воля
занимает  центральное  место  в  ядре  личности  и  через  нее "Я" управляет  мышлением, воображением,
эмоциями и поведением в целом. Сама воля лишена способности порождать действия или мысли, она
только  регулирует  их. В  разрешении  противоречий  в  структуре  мотивации  при  ее  становлении  и
функционировании  и  принимают  участие  механизмы  воли — активное "воление", волевая  регуляция
(Басов М.Я., 1922; Калин В.К., 1989 и др.).

Побудительная и тормозная функции воли

Воля  обеспечивает  выполнение  двух  взаимосвязанных  функций: побудительной  и  тормозной.

Побудительная  функция  воли  обеспечивает  возможности  человека  для  активизации  своих  действий,
чтобы добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей.

220

Побудительная функция воли связана с активностью человека, но не с любой активностью. Воля

— это особая форма  активности  человека. В отличие от  реактивности (реактивного поведения), когда
действие  обуславливается  предшествующей  ситуацией (на  оклик  человек  оборачивается, брошенный
мяч отбивает и т.п.), активность здесь порождает действие исходя из специфики внутренних состояний
субъекта (нужда в необходимой информации побуждает окликнуть товарища).

Если  поведение  не  ориентировано  на  цель  деятельности  и  представляет  собой  совокупность

реактивно-импульсивных  ответов  на  стимулы  окружающей  среды, то  такое  поведение  в  психологии
часто называют полевым поведением ("поле" в данном случае понимается как совокупность различных
переживаемых "здесь  и  теперь" побудителей  активности  субъекта). Полевое  поведение  можно
наблюдать  у  детей  раннего  возраста, а  также  при  некоторых  нарушениях  психической  деятельности
взрослого человека.

В  отличие  от  полевого  поведения, характеризующегося  непреднамеренностью, активность  в

волевых  процессах  характеризуется  произвольностью, т.е. обусловленностью  действия  сознательно
поставленной  целью. Активность  здесь  может  и  не  обуславливаться  требованиями  сиюминутной
ситуации, она  характеризуется  надситуативностью, т.е. выходом  за  пределы  заданного, постановкой
целей, избыточных по отношению к исходной задаче (творческий порыв и т.п.).

Тормозная функция воли заключается в возможностях человека удержаться от совершения каких-

то  действий,  а  если  они  начались,  то  замедлить  или  остановить  их,  направить  по  другому  руслу.
Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Человек
способен затормозить побуждения и выполнение действий, которые не соответствуют его убеждениям,
идеалам, мировоззрению. По мнению И.П. Павлова, волевое торможение человеком своей деятельности
не  менее, а  часто  более  сложное  волевое  усилие, чем  активизация. В  своем  единстве  тормозная  и
побудительная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели, т.е.
обеспечивают волевую регуляцию поведения человека.

Волевой  акт  человек  осуществляет  как  личность, ответственная  за  все  его  последствия. Формой

проявления  активности  человека  и  в  особенности  его  воли  выступает  деяние — социально значимый


background image

результат  деятельности, ответственность  за  который  несет  сам  субъект (даже  в  том  случае, когда
произведенный результат выходит за рамки его исходных намерений).

221

Помогая  другому, способствуя  решению его проблем, человек совершает благодеяние. При этом

он может и не подозревать, какую роль  сыграл он в жизни  другого  человека. Неоправданно блокируя
удовлетворение  потребностей  других  людей, субъект  совершает  злодеяние. Осуществляя  деяния,
человек может выступать носителем доброй или злой воли и тем самым характеризоваться как личность
с положительной или отрицательной стороны.

Восприятие  человеком  собственного  поведения  и  его  последствий  связано  с  понятием  локуса

контроля воли. Люди заметно различаются по тому, чему они склонны приписывать ответственность за
собственные  деяния. Есть  люди, которые  склонны  приписывать  причины  своего  поведения  и  свои
деяния  внешним факторам — судьбе, случаю, обстоятельствам (экстернальный локус контроля  воли).
Исследования  показали, что  склонность  к  экстернальной  локализации  контроля  связана  с  такими
личностными  чертами, как  безответственность, неуверенность  в  своих  способностях  и  силах,
тревожность  и  т.п. (Петровский  А.В.,1986). При  внутренней (интернальной) локализации  контроля
индивид, как правило, принимает на себя ответственность за свои деяния и причину их видит в своих
способностях, характере  и  т.п. Больные, обладающие  внутренним  локусом  контроля, обычно  лучше
осведомлены  о  своем  заболевании, о  больничном  режиме, стремятся  принимать  активное  участие  в
процессе лечения.

Человек, совершивший  правонарушение, должен  нести  за  него  ответственность  потому, что  он

обязан и  способен  осознавать  общественную  опасность  совершаемого им  деяния  и  регулировать  свое
поведение, исходя из требований закона. Понятие невменяемости является негативным по отношению к
вменяемости. Судебно-психиатрическая  оценка  невменяемости  строится  на  основе  определенных
критериев  невменяемости, содержащихся  в  законодательной  формуле  невменяемости. Последняя
состоит  из  двух  критериев — медицинского  и  юридического (психологического). Если  медицинский
критерий  охватывает  все  возможные  формы  болезненных  расстройств  психики, то  юридический
критерий  характеризует  в  психологических  понятиях  такую  степень  болезни, которая  исключает
вменяемость. Психологический критерий обычно подразделяют на два признака: интеллектуальный —
невозможность отдавать себе отчет в своих действиях и волевой — невозможность руководить своими
действиями.

222

Волевая регуляция деятельности человека

Поведение  традиционно  определяют  как  присущее  всем  живым  существам  взаимодействие  с

окружающей  средой, опосредованное  их  внешней (двигательной) и  внутренней (психической)
активностью. Только  человеку  свойственна  особая  форма  активности, называемая  деятельностью.
Простое  поведение не всегда целенаправленно  и  не предполагает  создания определенного продукта, а
деятельность  систематична  и  нацелена  на  создание  определенного  продукта. Она  является  особой
формой психической и физической активности человека, регулируемой сознаваемой целью.

Деятельность  имеет  сложное  иерархическое  строение  и  состоит  из  нескольких "слоев" или

"уровней": 1) уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности); 2) уровень действий;
3) уровень операций; 4) уровень психофизиологических функций.


background image

Действие — основная  единица  анализа  деятельности  и  понимается  в  деятельностном  подходе  в

психологии (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Эльконин Д.Б., Гальперин
П.Я.) как процесс, направленный на реализацию цели. Человеческая деятельность проявляется в форме
действия  или  цепи  действий. Например, трудовая  деятельность  существует  в  трудовых  действиях,
учебная деятельность — в учебных действиях и т.д.

"Промежуточный" результат, которому  подчиняются  трудовые  процессы  человека, должен  быть

выделен для него субъективно — в форме представления. Это процесс осознания цели. Цель — образ
желаемого результата, который должен  быть достигнут  в  результате  выполнения действия. Имеется  в
виду  сознательный  образ  результата; он  удерживается  в  сознании  все  время, пока  осуществляется
действие. Цель задает  действие, действие обеспечивает  реализацию цели. Сами цели  характеризуются
разнообразием, а главное — разномасштабностью. Всякое  достаточно  крупное  действие  представляет
последовательность  действий  более  низкого  порядка  с  переходами  на  разные "этажи" иерархической
системы  действий. Деятельность  и  действие  представляют  собой  не  совпадающие  между  собой
реальности. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности. Действие может быть как
внешним (движение), так и внутренним (умственные действия), но все они подчинены целям.

Совокупность  действий, которая  как  бы "гнездится" вокруг  одного мотива, называют  особенной

деятельностью. К особенным видам деятельности относятся игровая, учебная, трудовая деятельность.

Операции — способы выполнения действия. Совершить действие, т.е. достичь одну и ту же цель,

можно  разными  способами. Операции  характеризуют  техническую  сторону  выполнения  действия.
Операция  подчинена  условиям, в  которых  совершается  действие. Цель, данная  в  определенных
условиях, называется  задачей. Главное  свойство операций состоит  в  том, что они мало или совсем не
осознаются. По существу, уровень операций заполнен автоматизированными действиями и навыками.

223

Под  психофизиологическими  функциями  в  теории  деятельности  понимается  физиологическое

обеспечение  психических  процессов. К  ним  относятся  некоторые  способности  нашего  организма —
способность  к ощущениям, моторные способности, мнемические  способности. Психофизиологические
функции — это органический, биологический фундамент процессов деятельности.

Макроструктуру  деятельности  схематично  можно  представить  следующим образом: потребность

— мотив — цель — действие — операция — психофизиологические функции. Главное, что отличает
одну  деятельность  от  другой, состоит  в  различении  их  предметов. Предмет  деятельности (мотив)
придает ей определенную направленность.

С  помощью  разума  человек  определяет, когда, где  и  какое  надо  приложить  усилие, чтобы

получить необходимый результат. В большинстве случаев результат деятельности достигается сложным
поведением, в  ходе  которого  необходимо  преодолевать  объективные  и  субъективные  трудности.
Создать  и  удерживать  усилие  на  уровне, достаточном  для  получения  нужного  результата, и  призвана
воля — действенная, активная  и  регулирующая  сторона  сознания. Благодаря  воле  человек  по
собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, может выполнять движения, действия в
заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой.

Кроме  двигательной  активности, человек  может  соответствующим образом организовать  и  свою

психическую  деятельность, направлять  ее: воспринять  в  нужный  момент  предмет, явление
(произвольное восприятие), запомнить материал (произвольное запоминание), создать образ или идею
(произвольное воображение). Человек  может  сдерживать  свои  эмоции, а порой внешне показать даже
совершенно противоположное.

Таким  образом, воля, с  одной  стороны, направляет  действия  человека  или  сдерживает  их, а  с

другой — организует  психическую  деятельность, исходя  из  имеющихся  задач  и  требований, что
выражается  в  преднамеренных  видах  психических  процессов. Как  и  в  случае  внимания, при