Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5807
Скачиваний: 35
рассмотрении воли целесообразно говорить о волевом компоненте каждого конкретного психического
акта.
Все формы и способы организации человеческой деятельности связаны со сложными
двигательными умениями и навыками. Любая практическая деятельность человека (игровая, учебная,
трудовая) включает разнообразные действия: мысленные, сенсорные, мнемические, моторные
(движения). Каждое из них определяется каким-то конкретным побуждением (влечением, желанием,
страстью, убеждением, чувством долга) или совокупностью их. Не все эти побуждения отчетливо
сознаются человеком, а действия, им соответствующие, неодинаково контролируются сознанием.
224
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или
недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений. Они имеют импульсивный характер, лишены
четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии
аффекта (изумления, страха, восторга, гнева). Непроизвольные моторные действия следует отличать от
рефлекторных и инстинктивных движений. Рефлекторные и инстинктивные движения свойственны
детям раннего возраста (сосательный, оборонительный, хватательный, ориентировочный и другие
рефлексы), хотя они присущи и взрослым людям.
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление о тех
операциях, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все произвольные действия
производны от воли человека, но только в тех случаях, когда на пути к достижению цели требуется
преодоление трудностей и препятствий, мы говорим о подлинно волевых действиях.
Волевые действия можно подразделять на сложные и простые. Сложное волевое действие —
наиболее совершенная форма деятельности человека, требующая очень большого участия в нем
мышления и внимания. Простое волевое действие не требует специального осмысления, но требует при
его выполнении постоянного активного внимания. Оно образовалось в результате частого повторения
сложного, т.е. в свое время достаточно обдуманного волевого акта. По мере дальнейшего повторения
простого волевого действия оно становится привычным и для его осуществления уже не требуется даже
активного внимания.
Навыки как ряд частных движений, слившихся в единый акт (сложное движение), также относятся
к произвольным действиям, которые автоматизировались и протекают без участия сознания (ходьба,
письмо, завязывание узлов).
ВОЛЯ И ПОТРЕБНОСТИ
Важнейшее значение в формировании волевого акта имеет мотивационная сфера человека. Она
представляет совокупность различных побуждений, приобретающих характер мотивов действий,
поступков и форм деятельности. Особенности данной сферы обуславливают направленность личности,
и именно в них она проявляет свою сущность. В мотивационную сферу включаются как осознаваемые
(желания, стремления и др.), так и недостаточно осознаваемые мотивы (влечения, установки и др.).
225
Мотив поведения формируется на основе потребности, которая в психологии понимается как
состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для
существования и развития. Хотя чаще всего речь идет о необходимостях биологического порядка
(витальные, органические потребности), этот термин может также означать нужду и в чем-то ином,
имеющем лишь отдаленное отношение к выживанию — так называемые вторичные (социальные)
потребности.
Всякая потребность имеет свой предмет или объект, который и становится непосредственным
побудителем или мотивом поведения (от лат. movere — приводить в движение, толкать). Одновременно
заметим, что потребность как состояние нужды в чем-либо, может удовлетворяться различными
предметами и способами. Выбор предмета и способа удовлетворения зависит от многих обстоятельств.
В зависимости от степени осознанности мотива различают влечения и желания. Влечение
понимается как психологическое состояние, выражающее недостаточно отчетливо осознанную
потребность субъекта. Если влечение смутно и неясно, то желание характеризуется достаточно
осознанной потребностью. При этом осознаются не только объекты желания, но и пути их достижения.
Влечение является чаще преходящим явлением, т.к. представленная в нем потребность либо угасает,
либо осознается и превращается в конкретное желание, намерение или мечту.
Непосредственно с потребностями человека связаны и его эмоции. Они отражают степень
удовлетворения потребности. Кроме того, сейчас известно, что ответственные за биологические
потребности и низшие I эмоции нервные структуры расположены в мозге млекопитающих очень близко
друг к другу. В частности, такие побуждения как голод и жажда, программируются в ядрах
гипоталамуса, а центры эмоций (например, гнева), находятся в определенных участках лимбической
системы, тесно связанной с гипоталамусом. Однако чем выше мы поднимаемся по эволюционной
лестнице, тем сложнее становятся мотивы и эмоции, и тем теснее они между собой переплетаются.
Обособление в психологии раздела мотивации связано с тем, что для полного объяснения какого-то
поступка у человека явно недостаточно утверждения, что он был совершен из-за возникшего влечения
или желания. Мотивы волевых действий всегда имеют осознанный характер, а проблема мотивации в
широком смысле предполагает выяснение всех факторов и детерминант, побуждающих и
направляющих то или иное поведение человека.
Инстинктивные влечения играют существенную роль в жизни человека. Традиционно основные
биологические влечения подразделяют на влечение самосохранения, пищевое и сексуальное. Влечение
самосохранения признается не всеми исследователями
226
однозначно. Можно было бы согласиться с тем, что пищевое влечение одновременно является и
влечением самосохранения, аналогично тому, как и влечения половое и материнское являются
производными единой тенденции — самосохранения рода, которая в эволюционном ряду
главенствующая. Однако нарушения инстинкта самосохранения, известные из клиники душевных
болезней, убеждают в правомочности его самостоятельности (Конечный Р., БоухалМ., 1983).
Все инстинкты (пищевой, половой и самосохранения) являются наиболее древними механизмами
обеспечения целостности организма и продолжения рода. В процессе онтогенеза у человека они
подвергаются коренному изменению, контролю воли и развитию до их высших, социальных форм
проявления и осуществления в виде осознаваемой, целенаправленной деятельности.
Инстинкт самосохранения проявляется в активно-оборонительной форме (агрессивность) и в
пассивно-оборонительной форме (реакции страха, паники или "мнимой смерти").
Маленькие дети очень рано начинают испытывать страх к определенным объектам — страх
незнакомца, испуг при внезапной потере опоры или громком звуке. Точно так же у них адекватной
реакцией на ограничение потребностей является агрессия — крик на тугость пеленок, а позднее
соревновательность и наряду с этим драчливость. Еще У. Джеймс (1892) заметил, что страх часто
вызывается теми же объектами, которые вызывают у человека гнев и ярость. Он отмечал, что дети чаще
пугаются при посредстве слуховых, чем при посредстве зрительных впечатлений. Некоторые
пресмыкающиеся и насекомые (в особенности змеи и пауки) особенно часто вызывают у человека
страх, преодолеваемый с большим трудом. Страх вызывает темнота, высокие места и открытые пустые
пространства. У нас вызывают тревогу странные на вид люди и странные животные, особенно
приближающиеся к нам с угрожающим видом. Чувство страха, вызываемое ими, вполне инстинктивно
и предшествует всякому опыту.
Исследования последних лет показали роль ствола и лимбической системы мозга как источников
жестко запрограммированных форм поведения, необходимых для выживания. Например, все ящерицы
определенного вида поворачиваются боком и демонстрируют свой горловой мешок для того, чтобы
напугать противника. Обезьяны демонстрируют «оскал испуга» (напоминает улыбку у человека) как
знак подчинения и отсутствия агрессивных намерений — своеобразная защитная реакция. Существуют
центры на уровне лимбической системы, раздражение которых у животных автоматически вызывает
агрессивную реакцию. У человека при поражении миндалевидных одер, расположенных в височных
долях мозга, развивается чрезмерная вспыльчивость.
227
В формировании у человека агрессивности и панических реакций нельзя недооценивать и роль
социальных влияний. В частности, в этом плане интересны результаты обследования детей в Чикаго
(Eron и др., 1982). При исследовании влияния родительской семьи на проявления агрессивности у детей
у исследователей возникло впечатление, что чем моложе и малограмотнее отец, тем больше у его сына
были шансы стать агрессивным. Что же касается агрессивности девочек, то она более коррелировала с
заработком отца: чем меньше отец получает, тем чаще проявлялась агрессивность в характере дочери.
Не ослабевает интерес исследователей и к роли телепередач с демонстрацией актов насилия в
формировании жестокости детей. Имеется немало данных, показавших большую привлекательность для
агрессивных детей таких телепередач. Однако неясно, формируют ли сами телепередачи черты
агрессивности у детей или, напротив, более жестокие дети предпочитают смотреть такие программы.
Пищевое влечение субъективно проявляется голодом и жаждой, которые принуждают организм к
устранению их. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода или какого-то другого нужного
организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к
возникновению биологического импульса к ее удовлетворению. Центры, регулирующие потребление
пищи, находятся в гипоталамусе: латеральная зона ответственна за чувство голода, а вентромедиальная
область — за чувство сытости. Эти две области, вероятно, образуют систему, поддерживающую вес
тела на том оптимальном уровне, который задан генетически. Аналогично потребление воды
регулируется специальными клетками гипоталамуса (осморецепторы), которые при обезвоживании
стимулируют выработку антидиуретического гормона, влияющего на усиление обратного всасывания
почками воды из первичной мочи. Если экономия воды, достигаемая таким способом, оказывается
недостаточной, то возникает чувство жажды.
Половое влечение у низших животных жестко регулируется нервными и гормональными
механизмами. У самок они обуславливают эстральный цикл, которым определяется период, когда самка
подпускает к себе самца. На половое поведение самцов могут оказьшать влияние нервные импульсы,
исходящие из переполненных семенем семенных пузырьков (Тарханов И.Р., 1885). Инстинктивные
механизмы лежат в основе форм поведения, которые позволяют самцу осуществлять спаривание, не
нуждаясь для этого в предшествующем опыте.
У высших млекопитающих, особенно у приматов, напротив, опыт все больше берет верх над
генетически программируемым поведением. В частности, эксперименты с выращиванием в полной или
частичной изоляции от сородичей шимпанзе показали выраженные аномалии полового поведения у них
(Harlow, 1966). Развитие навыков сексуального (и материнского) поведения у людей находится в
зависимости от жизненного опыта, а также от воспитания как в семье, так и в рамках той или иной
культуры.
В половом влечении у человека (либидо) различают нейрогумо-ральный (энергетический,
врожденный) и корковый (условно-рефлекторный, приобретенный) компоненты. Нейрогуморальная
компонента связана с деятельностью гонад и подкорковых образований (межуточного мозга). Корковая
компонента либидо обеспечивает формирование т.н. половой доминанты, которая обуславливает
сексуально-эротическую окраску либидо. Двойственная природа либидо, взаимодействие его
нейрогуморального и коркового компонентов обуславливают значительные колебания его
интенсивности при половом воздержании и под влиянием всякого рода ситуационных моментов
(Васильченко Г.С.,1977).
Как показали опросы американского сексолога А. Кинси (Kinsey A.C. и др., 1948), у большинства
женатых мужчин в возрасте от 21 до 30 лет потребность в достижении оргазма в среднем не превышает
трех раз в неделю. У людей старше 30 лет эта цифра уменьшается до двух раз, а старше 45 лет — до
одного раза в неделю. Приведенные цифры имеют чисто иллюстративное значение, т.к. частота
половых сношений носит сугубо индивидуальный характер и зависит не только от возраста, но и от
множества других факторов — силы индивидуально-биологических свойств полового влечения
(половой конституции) и от таких факторов, как усталость, недостаточность питания, болезнь и т.п. В
первые несколько месяцев совместной жизни супруги, будучи достаточно молодыми, могут
практиковать по несколько сношений с семяизвержением (эякуляция) в течение суток (сексуальный
эксцесс), но со временем ритм половой жизни начинает более определяться оптимальными сроками
созревания сперматозоидов и стабилизируется на уровне 2-3 раз в неделю (условно-физиологический
ритм — УФР). Крайне редко можно встретить мужчину, который по тем или иным причинам в
состоянии примириться с отсутствием в браке половой жизни. Потребность в половой близости связана
с большей сексуальной активностью мужского организма. У большинства молодых мужчин при
невозможности сексуальной разрядки возникает психический и физический дискомфорт — сексуальная
абстиненция (чувство напряжения, раздражительность, застойные явления в органах малого таза).
229
У женщин несколько иное отношение к половой жизни в браке. Во всяком случае, большинство
женщин делают особый упор на гармонию характеров, силу чувств и именно от этих факторов ставят в
зависимость супружеское счастье. Возможно, это связано с тем, что у женщин, по мнению многих
сексологов, оргазм представляет собой недавнее эволюционное приобретение. Хорошо известно, что в
природе у самок, даже у человекообразных обезьян, нет оргазма. У самок животных сексуальная
активность проявляется только в период овуляции (течка, эструс). Если у мужчин каждый половой акт
заканчивается оргазмом, то у женщин процент половых актов с оргазмом нарастает по мере накопления
сексуального опыта: в первый год супружества 60%, через 5 лет — 70%, через 10 лет — 80% и через 20
лет — 85%. У мужчин после оргазма всегда наступает чувство удовлетворения. Если оргазм у него
почему-либо исчезает, то через некоторое время, в силу отсутствия безусловно-рефлекторного
подкрепления, обычно распадается вся функциональная система — исчезает половое влечение и
эрекция (Васильченко Г.С., 1977). В то время как у женщин удовлетворение без оргазма (satisfactio sine
orgasmo) может продолжаться годами, не вызывая дискомфорта. У мужчин физиологическая сторона
удовлетворения занимает четко доминирующее положение, является более стабильной и очень тесно
спаянной с организмом. В противоположность этому, у большей части женщин психологическая
сторона удовлетворения от полового акта превалирует над физиологической, а само удовлетворение как
по глубине, так и по тональности широко варьирует даже у одной и той же женщины в зависимости от
множества ситуационных факторов и отношения к партнеру.
Этапы волевого акта
Волевой акт состоит из этапов, т.е. последовательных и спланированных действий. В любом
волевом действии можно обнаружить мотивационный и интеллектуальный компоненты, а также
выделить четыре этапа: 1) актуализация побуждения с осознанием цели (возникновение мотивов
деятельности); 2) обсуждение и борьба мотивов; 3) решение о действии; 4) исполнение принятого
решения. Нередко 1, 2-й и 3-й этапы объединяют, называя эту часть волевого действия
подготовительным звеном, а 4-й этап при этом является звеном исполнительным.
Первоначальным этапом всякого волевого действия является мотивирование, т.е. актуализация
побуждения с осознанием и постановкой цели, на достижение которой направляется данное действие.
Целью при этом является желаемый или предполагаемый результат действия, направленного на
предмет, при помощи которого человек намерен удовлетворить ту или иную потребность.
230
На следующем этапе волевого акта возникает борьба мотивов как конкретных побудителей
действия — одно желание противопоставляется другому, сталкивается с ним. Ситуация может
требовать от человека овладения своим поведением, заставляет приложить соответствующие усилия
для ее осмысливания. При этом мотивы более высокие по уровню, например общественные интересы,
могут сталкиваться с менее высокими, например, корыстными. Эта борьба мотивов иногда мучительно
переживается, иногда проходит спокойно и заключается в подборе разумных доводов "за" и "против".
Возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой
ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из
возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей
данного человека. По мнению В.А. Иванникова (1991), основным механизмом волевого поведения
является изменение или придание дополнительного смысла действию, когда оно уже выполняется, не
только ради исходного мотива, но и ради личностных ценностей человека. Чем более нравственно
воспитан человек, тем легче осуществляется им волевое действие. Этап борьбы мотивов и выбора путей
достижения цели является центральным в сложном волевом акте. Нерешительность, как волевое
свойство личности, часто является результатом задержки волевого акта не только на этапе реализации
принятого решения, но и на этапе борьбы мотивов.
231
Взвесив различные мотивы, ситуацию и возможные последствия своих действий, человек
принимает решение о действии. При этом он ставит перед собой конкретную задачу и составляет план