Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5789

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Американский психиатр Фишер в 1977 году взаимные переходы из одного  состояния  сознания  в

другое представил  в  виде схемы — "карты внутреннего пространства". По  его мнению, погружение  в
измененные  состояния  может  осуществляется  по  двум "склонам" сознания: через  пассивное
бодрствование  и  расслабление, контролируемое  парасимпатической  нервной  системой (континуум
"расслабление — медитация") и  через  активацию, "сверхбодрствование", контролируемое
симпатической нервной системой (континуум "активное восприятие — галлюцинация").

Континуум "расслабление — медитация" сопровождается  снижением  активации  мозга (на  ЭЭГ

переход от бета-активности к медленным дельта-волнам) и приводит к множеству состояний сознания,
которые оторваны от реальности.

Континуум "восприятие — галлюцинация" сопровождается повышением активации мозга (на ЭЭГ

увеличение частоты бета-ритма с уменьшением его амплитуды и асинхронией) и приводит от состояний
творческого вдохновения к мистическому экстазу, а в дальнейшем, через области тревоги и страха. — к
перевозбуждению с ши-зофреноподобным состоянием.

Наблюдения  показывают, что  человек  иногда  может  вспомнить  определенные  события  только

тогда, когда  он  вновь  окажется  в  том  же  состоянии, когда  эти  события  произошли, — в  противном
случае  он  ничего  не  помнит. Таким  образом, для  человека  возможен  ряд  различных  существований,
которые  могут  продолжаться  от  одного  психологического  кризиса (или  сновидения, приступа
шизофрении) к другому.

Согласно теории прерывных состояний сознания (Tart Ch., 1975, 1982 и др.) каждое из состояний

сознания описывается как хорошо упорядоченная, взаимно увязанная совокупность физиологических и
психических  процессов. Пока  они  остаются  в  рамках  данного  состояния, функционирование  их
обусловлено  исключительно  внутренними  причинами  и  направлено  на  поддержание  этого  ключевого
стереотипа. При  переходе  к  другому  состоянию  происходит  непременный  разрыв  связей  и  их
последующая  перестройка  на  новый  лад, а  это  новое  качество  опять-таки  управляется  лишь
внутренними  законами. Теоретическую  основу  гипотезы прерывистости  сознания  составил известный
науке феномен скачкообразного развития глубокой стадии гипноза с потерей "раппорта".

299

В  противоположность  этому  в  теории  непрерывных  состояний  сознания (Martindale С., 1981)

утверждается, что  при  разных  факторах, меняющих  состояние  сознания (психофармакологический
препарат, засыпание  и  др.), действует  единый  механизм, вокруг  которого  и  меняются  все  аспекты
сознания. Разные  по  происхождению  процессы  диссолюции (распада) сознания  располагаются  на  оси
регрессии, в  нижней  части  которой  находятся  психозы, а  выше — сны, состояния  после  приема
психофармакологических  препаратов, неврозы  и  другие  более  поверхностные  измененные  состояния
сознания.

В  теории  смежных (смешанных) состояний  сознания (Dittrich A., 1981 и  др.) делается  попытка

объединения положений двух первых теорий. А. Дитрих в согласии со взглядами В. Вундта расположил
весь  спектр  сознания  по  кругу.  В  центре  его  он  поместил  нормальное  бодрствующее  сознание,  по
окружности — бессознательное  состояние, сопоставимое  с  выключением  сознания. Между  ними  на
разных  радиусах — переходные  измененные  состояния  сознания, сопоставимые  между  собой  при
условии равной удаленности от центра.

В данной теории состояния сознания прерывны, но не настолько, чтобы нельзя было установить и

степень  их  смежности. Это  же  определяет  и  трактовку  патологии. По  данным  исследований  влияния
психофармакологических  препаратов  на  больных  шизофренией  и  на  здоровых  людей, измененные
состояния при патологии показьюают большую степень смежности с измененными состояниями нормы.
Можно  сказать, что  у  кругов  патологии  и  здоровья  центры  различные, а  периферия  как  бы
соприкасается.


background image

Линии "непрерывности" или "прерывистости" состояний сознания четко обозначены в патологии.

Так, в  выстраивающихся  в  непрерывную  линию  разных  видах  оглушения, сопоре  и  коме  ярче  всего
выражена непрерывность сознания. В формах типа делирия, онейроида — смежность, а в формах типа
сумеречных состояний, особенно при эпилепсии, — замкнутый мирок прерывности (Спивак Д.Л., 1989).

Методы исследования сознания

Исследование  сознания  представляет значительные  трудности, а о расстройствах его приходится

судить  по  косвенным  признакам: мимика, жалобы (некоторые  больные  жалуются  на  неясность
сознания), реакции на внешние воздействия, оценка ориентировки, внимания, мышления и другие.

При исследовании на ориентировку следует различать ориентировку во внешней среде, т.е. месте,

времени и окружающих лицах (аллопсихическая ориентация), и ориентировку по отношению к самому
себе — как  в  плане "схемы  тела" (соматопсихическая  ориентация), так  и  в  плане  психической  жизни
(аутопсихическая ориентация).

300

Для  исследования  психофизиологических  механизмов  бодрствования  и  сна  наиболее  широкое

распространение  получила  электроэнцефалография. С  поверхности  кожи  головы  можно  записывать  и
вызванные  потенциалы  мозга, которые  возникают  в  ответ  на  различные  сенсорные  раздражители
(световую, звуковую и иную стимуляцию).

Более  традиционными  для  изучения  различных  состояний  сознания  являются  описательные

методы, основанные на наблюдении за поведением и самоотчетах испытуемых о своих переживаниях. В
большинстве 

случаев 

методы 

самонаблюдения 

не 

позволяют 

провести 

количественно-

формализованный  анализ  возникающих  в  сознании  изменений, хотя  и  приносят  данные,
свидетельствующие о многообразии содержаний сознания у людей.

Экспериментально-психологические 

методы 

исследования 

сознания 

еще 

остаются

малоразработанными, но  и  в  этой  области  наметились  уже  определенные  подходы  к  решению
проблемы. В частности, для изучения сознания все чаще стали использовать лингвистические методы,
поскольку  непосредственным  репрезентативом  сознания  является  язык  в  его  речевой  форме. Анализ
изменений  в  характеристиках  речи (лексика, семиотика  и  грамматика  языка) при  тех  или  иных
психических  состояниях, изменениях  физиологических  процессов  в  центральной  нервной  системе
широко  используется  в  психолингвистике  и  нейролингвистике. В  настоящее  время  разработаны  и
количественные  методики  измерения  изменений  речи  у  лиц  в  обычном  и  измененном  состояниях
сознания (Спивак Д.Л., 1986).

Конечно, различные состояния сознания проявляются и в двигательной сфере, но количественный

анализ  движений  и  действий  оказывается  чрезвычайно  трудным  и  пока  не  дал  существенных
результатов, особенно при исследовании тонких, градуальных изменений сознания в пределах одного и
того же состояния.


background image

РАЗДЕЛ 3
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 10
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ

ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Человечество  вышло  через  развивающее  общение  и  трудовую  деятельность  из  животного  мира.

Человек, с  одной  стороны, биологическое  существо, принадлежащее  к  классу  млекопитающих,
отличающееся прямохождением, развитием рук и высокоразвитым мозгом. С другой стороны, человек
— существо  общественное. Это  самый  важный  признак, так  как  общественные  отношения,
коллективный  труд  изменили  и  подчинили  себе  биологическую, телесную  организацию  человека.
Именно  в  ходе  исторического, общественного  развития  сформировалось  особое  качество  человека,
называемое личностью.

Проблемой  личности  занимается  целый  ряд  наук: философские, общественно-исторические,

юридические, педагогические, а также психология и патопсихология. Однако до настоящего времени в
учении о личности нет единства, поэтому существуют немалые сложности в используемом понятийном
аппарате. Человек, являясь организмом  и  личностью, представляет  собой  сложнейший  интегративный
результат биологического развития материи и процесса общественного развития. Чтобы научно описать
человека, в  психологии  используется  ряд  понятий, которые  представляют  человека  с  разных  сторон.
Кроме самого понятия "личность", сюда относятся понятия "индивид" и "индивидуальность".

Отечественный психолог А.Н. Леонтьев (1903-1979) подчеркивал, что необходимой предпосылкой

научного  психологического  анализа  личности  является  в  первую  очередь  различение  понятий
"индивид" и "личность".

Даже  в  обыденном  языке  слово "личность" мы  употребляем  только  по  отношению  к

определенному  человеку, и  притом  лишь  с  некоторого  этапа  развития. Мы  не  говорим  о  личности
животного, новорожденного  или  младенца. Однако  у  нас  не  возникает  затруднений  говорить  о
животном и о новорожденном как об индивидах и их индивидуальных особенностях — возбудимости,
агрессивности и прочих.

302

В психиатрии мы можем встретиться со случаями болезненного раздвоения личности, но никакой

патологический  процесс  не  может  привести  к  раздвоению  индивида, целостности  его  биологической
организации. Разумеется, что понятие личности, также как и понятие индивида, выражает целостность
субъекта жизни, но целостность личности — уже особого рода. Она приобретается не генотипически, а
в  процессе  воспитания, обучения, т.е. личностного  развития: "личностью  не  рождаются, личностью
становятся...". Таким  образом, личность  есть  относительно  поздний  продукт  как  общественно-
исторического, так и онтогенетического развития человека.

Индивид (от  лат. individuum — неделимое) — это  психосоматическая  организация  личности,

делающая его представителем человеческого рода. Индивидом мы называем человека, когда говорим о
нем  как  о  биологическом  существе  вида "человек  разумный". Индивид — отдельный  человек, особь,


background image

принадлежащая  к  человеческому  роду. Поэтому  мы  можем  назвать  индивидом  любого  человека —
новорожденного, ребенка, взрослого или старца.

Человек  появляется  на  свет  исключительно  как  индивид. Социальные  условия (воспитание,

обучение  и  др.), конечно, способствуют  развитию  в  индивиде  как  общечеловеческих  свойств  и
способностей, так  и  индивидуальных  качеств, т.е. индивид  не  воспроизводится  стереотипно  по
некоторому образцу. Его врожденные, индивидуально-генетические особенности и приобретаемые под
влиянием  условий  воспитания  и  других  внешних  воздействий  индивидуальные  качества  делают
индивида  отличным  от  других  людей, однако  наиболее  общей  характеристикой  индивида  является
целостность его психофизиологической организации, что определяет устойчивость во взаимодействии с
окружающим миром и активность.

Личность — это  особое  системное  социальное  качество  индивида, которое  он  приобретает  в

процессе возрастного  развития при взаимодействии со  своим социальным окружением. Младенец как
индивид  имеет  лишь  врожденные  задатки  для  становления  его  как  личности. Эти  природные
предпосылки  развиваются  только  в  том  случае, если  индивид "втянут" в  общение  и  совместную
деятельность  с  другими  людьми. Опыт  изучения  детей, воспитанных  животными, свидетельствует  об
исключительной  сложности  осуществления  этой  задачи. В  личности  прежде  всего  мы  обнаруживаем
социальные качества человека. Развитие человека в обществе и формирует его как личность.

303

Таким образом, понятия "индивид" и "личность" не тождественны. Индивид — это та реальность,

которая  заключена  в  границах  тела  человека, в  то  время  как  личность — образование, не  только
выходящее  за  пределы  этого  тела, но  и  формирующееся  во  внешнем  пространстве  социальных
отношений.

Собственно личностью (в узком значении термина) в психологии обозначают те особые свойства

индивида, которые  он  приобретает  только  в  обществе  и  которые  характеризуют  уровень  и  качество
представленности  в  нем  социальных  отношений. Они  проявляются  в  совместной  деятельности  и  в
общении  с  другими  людьми (личность  как  субъект  социальных  отношений  и  сознательной
деятельности). Что же касается природных индивидуальных свойств (морфофизиологических), а также
некоторых  приобретенных  психофизиологических  особенностей, то  они  к  собственно  личностным  не
относятся, а характеризуют человека как индивида. Таким образом, здесь человек как личность является
субъектом общества и представляет собой устойчивую психологическую систему социально значимых
его свойств (черт личности).

Слово "личность" (personality) в  английском  языке  происходит  от  латинского "persona".

Первоначально это слово означало маски, которые надевали актеры в древнегреческом театре. По сути,
этот  термин изначально  указывал на  роль, фигуру в  театральном  действии. Таким образом, уже  с тех
времен  в  понятие "личность" вкладывался  внешний, поверхностный  социальный  образ, который
принимает индивид, когда  играет  определенные  жизненные  роли. В  русском  языке  имеется  подобная
аналогия  в  слове "личина", также  обозначающая  исполнение  чужой  роли, притворную  внешность,
общественное лицо, обращенное к окружающим. Хотя подобная точка зрения на понятие "личность" в
настоящее  время  считается  сильно  упрощенной, однако  в  среде  непрофессионалов  она  достаточно
распространена — большинство людей оценивают личность по критериям обаяния, умения вести себя в
обществе, т.е. внешней привлекательности. Здесь имеет место отождествление личности с тем внешним
социальным впечатлением, какое человек производит на окружающих.

Человек в обществе включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа,

рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.). В каждой группе он занимает определенное положение,
обладает  неким  статусом, к нему предъявляются  определенные ожидания. Таким образом, один  и  тот
же человек должен вести себя везде по-разному, т.е. выступать в разных ролях. Освоение социальных
ролей — часть  процесса  социализации  личности, условие "врастания" в  общество  себе  подобных. В
ряде  случаев  требования  к  ролевому  поведению  в  разных  ситуациях  оказываются  противоречивыми.
Личность (подструктура  направленности) позволяет  сохранить  целостность  своего "Я", оставаться


background image

самим собой при исполнении разных ролей. Развитая личность может использовать ролевое поведение
как  инструмент  адаптации  к  определенным  социальным  ситуациям, в  то  же  время  не  сливаясь, не
идентифицируясь с ролью.

304

При широком понимании и употреблении термина "личность" его значение практически совпадает

с понятием конкретного, отдельного человека с акцентом на его неповторимость и уникальность. Здесь
понятие  личности  уже  включает  в  себя  темперамент  и  характер  человека, а  также  индивидуальные
биофизиологические  характеристики  организма — тип  метаболизма, особенности  нервных  процессов
или другие "природно-обусловленные" свойства (Рубинштейн С.Л., 1973; Ананьев Б.Г., 1977). Однако и
здесь понятие личности акцентирует внимание на общественно-исторической природе человека, но не
ограничивается  этим, поскольку  личность — это  еще  и  ядро, своеобразное  интегрирующее  начало,
которое связывает воедино различные психические и физиологические процессы индивида, придает его
поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Психологически  зрелой  личностью  может  считаться  человек, достигший  определенного,

достаточно  высокого  уровня  психического  развития. В  качестве  главной  черты  достижения  этого
уровня  развития  отмечается  возникновение  у  человека  способности  вести  себя  независимо  от
непосредственно воздействующих на него обстоятельств и даже вопреки им, руководствуясь при этом
собственными, сознательно  поставленными  целями. Именно  развитие  сознания  отражает  становление
человека как личности. Важнейшей составляющей сознания является самосознание — о чем бы человек
ни думал, он всегда более или мене сознает самого себя, свое личное существование, свое "Я".

Личность не может характеризоваться развитием какой-либо одной из ее сторон — рациональной,

эмоциональной  или  волевой. Личность — это  некая  нерасторжимая  целостность  всех  ее  сторон.
Личность  в  широком  понимании  вмещает  в  себя  как  отдельные  психические  функции, так  и
физическую  конституцию. Она  составляет  единство  как  в  смысле  интеграции  психических  и
соматических процессов, так и в  смысле постоянного осознания самой себя во времени. Она является
динамической системой, постоянно изменяющейся и  развивающейся  во времени, но, несмотря  на  это,
она  все  равно  представляет  собой  некое  единство  во  всем  его  многообразии. В  широком  понимании
личность  есть  некое  организованное  и  организующее  целое (структура) относительно  постоянных
свойств (черт), динамически  развивающихся  из  врожденных  задатков  индивида  во  взаимодействии  с
жизненной средой (Конечный Р., Бохуал М., 1983).

Данное  определение  содержит  две  главные  составные  части, с  которыми  мы  постоянно

сталкиваемся при изучении личности: структуру (строение) личности и ее динамику (личностный рост),
т.е. возрастное становление и дальнейшее развитие личности. В оп-

305

ределении  также  подчеркивается  лишь  относительное  постоянство  качеств  ядра  личности.

Отдельные свойства личности (ее черты) могут подвергаться изменениям под влиянием условий жизни,
воспитания или болезни. Поэтому обычно говорят не просто о структуре, а о динамической структуре
личности. Становление  и  развитие  личности  осуществляется  на  базе  имеющихся  наследственных
задатков  в  активном  взаимодействии  с  актуальными  всевозможными  раздражителями  (и  не  только
общественными) жизненной  среды. Психические  свойства  личности (черты) не  являются  готовыми  с
самого  начала, они  проявляются  и  одновременно  с  этим  формируются  в  поведении, поступках  и
чувствах человека.

Один  из  основателей  психологии  личности  и  инициатор  разработки  системного  подхода  к  ее

изучению  американский  психолог  Г.В. Олпорт (1897-1967) еще  в 1937 году  приводит  около 50
определений  личности, почерпнутых  из  философии, юриспруденции, социологии  и  психологии. Он
выделяет  среди  них  две  основные  группы: биосоциальные  и  биофизические  определения. В  группе
биосоциальных  определений  понимание  личности  близко  к  житейскому  и  личность  определяется
отношениями индивида к другим людям. В частности, по представлениям Г.С. Салливана (1892-1949),