Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5789
Скачиваний: 35
Американский психиатр Фишер в 1977 году взаимные переходы из одного состояния сознания в
другое представил в виде схемы — "карты внутреннего пространства". По его мнению, погружение в
измененные состояния может осуществляется по двум "склонам" сознания: через пассивное
бодрствование и расслабление, контролируемое парасимпатической нервной системой (континуум
"расслабление — медитация") и через активацию, "сверхбодрствование", контролируемое
симпатической нервной системой (континуум "активное восприятие — галлюцинация").
Континуум "расслабление — медитация" сопровождается снижением активации мозга (на ЭЭГ
переход от бета-активности к медленным дельта-волнам) и приводит к множеству состояний сознания,
которые оторваны от реальности.
Континуум "восприятие — галлюцинация" сопровождается повышением активации мозга (на ЭЭГ
увеличение частоты бета-ритма с уменьшением его амплитуды и асинхронией) и приводит от состояний
творческого вдохновения к мистическому экстазу, а в дальнейшем, через области тревоги и страха. — к
перевозбуждению с ши-зофреноподобным состоянием.
Наблюдения показывают, что человек иногда может вспомнить определенные события только
тогда, когда он вновь окажется в том же состоянии, когда эти события произошли, — в противном
случае он ничего не помнит. Таким образом, для человека возможен ряд различных существований,
которые могут продолжаться от одного психологического кризиса (или сновидения, приступа
шизофрении) к другому.
Согласно теории прерывных состояний сознания (Tart Ch., 1975, 1982 и др.) каждое из состояний
сознания описывается как хорошо упорядоченная, взаимно увязанная совокупность физиологических и
психических процессов. Пока они остаются в рамках данного состояния, функционирование их
обусловлено исключительно внутренними причинами и направлено на поддержание этого ключевого
стереотипа. При переходе к другому состоянию происходит непременный разрыв связей и их
последующая перестройка на новый лад, а это новое качество опять-таки управляется лишь
внутренними законами. Теоретическую основу гипотезы прерывистости сознания составил известный
науке феномен скачкообразного развития глубокой стадии гипноза с потерей "раппорта".
299
В противоположность этому в теории непрерывных состояний сознания (Martindale С., 1981)
утверждается, что при разных факторах, меняющих состояние сознания (психофармакологический
препарат, засыпание и др.), действует единый механизм, вокруг которого и меняются все аспекты
сознания. Разные по происхождению процессы диссолюции (распада) сознания располагаются на оси
регрессии, в нижней части которой находятся психозы, а выше — сны, состояния после приема
психофармакологических препаратов, неврозы и другие более поверхностные измененные состояния
сознания.
В теории смежных (смешанных) состояний сознания (Dittrich A., 1981 и др.) делается попытка
объединения положений двух первых теорий. А. Дитрих в согласии со взглядами В. Вундта расположил
весь спектр сознания по кругу. В центре его он поместил нормальное бодрствующее сознание, по
окружности — бессознательное состояние, сопоставимое с выключением сознания. Между ними на
разных радиусах — переходные измененные состояния сознания, сопоставимые между собой при
условии равной удаленности от центра.
В данной теории состояния сознания прерывны, но не настолько, чтобы нельзя было установить и
степень их смежности. Это же определяет и трактовку патологии. По данным исследований влияния
психофармакологических препаратов на больных шизофренией и на здоровых людей, измененные
состояния при патологии показьюают большую степень смежности с измененными состояниями нормы.
Можно сказать, что у кругов патологии и здоровья центры различные, а периферия как бы
соприкасается.
Линии "непрерывности" или "прерывистости" состояний сознания четко обозначены в патологии.
Так, в выстраивающихся в непрерывную линию разных видах оглушения, сопоре и коме ярче всего
выражена непрерывность сознания. В формах типа делирия, онейроида — смежность, а в формах типа
сумеречных состояний, особенно при эпилепсии, — замкнутый мирок прерывности (Спивак Д.Л., 1989).
Методы исследования сознания
Исследование сознания представляет значительные трудности, а о расстройствах его приходится
судить по косвенным признакам: мимика, жалобы (некоторые больные жалуются на неясность
сознания), реакции на внешние воздействия, оценка ориентировки, внимания, мышления и другие.
При исследовании на ориентировку следует различать ориентировку во внешней среде, т.е. месте,
времени и окружающих лицах (аллопсихическая ориентация), и ориентировку по отношению к самому
себе — как в плане "схемы тела" (соматопсихическая ориентация), так и в плане психической жизни
(аутопсихическая ориентация).
300
Для исследования психофизиологических механизмов бодрствования и сна наиболее широкое
распространение получила электроэнцефалография. С поверхности кожи головы можно записывать и
вызванные потенциалы мозга, которые возникают в ответ на различные сенсорные раздражители
(световую, звуковую и иную стимуляцию).
Более традиционными для изучения различных состояний сознания являются описательные
методы, основанные на наблюдении за поведением и самоотчетах испытуемых о своих переживаниях. В
большинстве
случаев
методы
самонаблюдения
не
позволяют
провести
количественно-
формализованный анализ возникающих в сознании изменений, хотя и приносят данные,
свидетельствующие о многообразии содержаний сознания у людей.
Экспериментально-психологические
методы
исследования
сознания
еще
остаются
малоразработанными, но и в этой области наметились уже определенные подходы к решению
проблемы. В частности, для изучения сознания все чаще стали использовать лингвистические методы,
поскольку непосредственным репрезентативом сознания является язык в его речевой форме. Анализ
изменений в характеристиках речи (лексика, семиотика и грамматика языка) при тех или иных
психических состояниях, изменениях физиологических процессов в центральной нервной системе
широко используется в психолингвистике и нейролингвистике. В настоящее время разработаны и
количественные методики измерения изменений речи у лиц в обычном и измененном состояниях
сознания (Спивак Д.Л., 1986).
Конечно, различные состояния сознания проявляются и в двигательной сфере, но количественный
анализ движений и действий оказывается чрезвычайно трудным и пока не дал существенных
результатов, особенно при исследовании тонких, градуальных изменений сознания в пределах одного и
того же состояния.
РАЗДЕЛ 3
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Глава 10
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ
ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Человечество вышло через развивающее общение и трудовую деятельность из животного мира.
Человек, с одной стороны, биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих,
отличающееся прямохождением, развитием рук и высокоразвитым мозгом. С другой стороны, человек
— существо общественное. Это самый важный признак, так как общественные отношения,
коллективный труд изменили и подчинили себе биологическую, телесную организацию человека.
Именно в ходе исторического, общественного развития сформировалось особое качество человека,
называемое личностью.
Проблемой личности занимается целый ряд наук: философские, общественно-исторические,
юридические, педагогические, а также психология и патопсихология. Однако до настоящего времени в
учении о личности нет единства, поэтому существуют немалые сложности в используемом понятийном
аппарате. Человек, являясь организмом и личностью, представляет собой сложнейший интегративный
результат биологического развития материи и процесса общественного развития. Чтобы научно описать
человека, в психологии используется ряд понятий, которые представляют человека с разных сторон.
Кроме самого понятия "личность", сюда относятся понятия "индивид" и "индивидуальность".
Отечественный психолог А.Н. Леонтьев (1903-1979) подчеркивал, что необходимой предпосылкой
научного психологического анализа личности является в первую очередь различение понятий
"индивид" и "личность".
Даже в обыденном языке слово "личность" мы употребляем только по отношению к
определенному человеку, и притом лишь с некоторого этапа развития. Мы не говорим о личности
животного, новорожденного или младенца. Однако у нас не возникает затруднений говорить о
животном и о новорожденном как об индивидах и их индивидуальных особенностях — возбудимости,
агрессивности и прочих.
302
В психиатрии мы можем встретиться со случаями болезненного раздвоения личности, но никакой
патологический процесс не может привести к раздвоению индивида, целостности его биологической
организации. Разумеется, что понятие личности, также как и понятие индивида, выражает целостность
субъекта жизни, но целостность личности — уже особого рода. Она приобретается не генотипически, а
в процессе воспитания, обучения, т.е. личностного развития: "личностью не рождаются, личностью
становятся...". Таким образом, личность есть относительно поздний продукт как общественно-
исторического, так и онтогенетического развития человека.
Индивид (от лат. individuum — неделимое) — это психосоматическая организация личности,
делающая его представителем человеческого рода. Индивидом мы называем человека, когда говорим о
нем как о биологическом существе вида "человек разумный". Индивид — отдельный человек, особь,
принадлежащая к человеческому роду. Поэтому мы можем назвать индивидом любого человека —
новорожденного, ребенка, взрослого или старца.
Человек появляется на свет исключительно как индивид. Социальные условия (воспитание,
обучение и др.), конечно, способствуют развитию в индивиде как общечеловеческих свойств и
способностей, так и индивидуальных качеств, т.е. индивид не воспроизводится стереотипно по
некоторому образцу. Его врожденные, индивидуально-генетические особенности и приобретаемые под
влиянием условий воспитания и других внешних воздействий индивидуальные качества делают
индивида отличным от других людей, однако наиболее общей характеристикой индивида является
целостность его психофизиологической организации, что определяет устойчивость во взаимодействии с
окружающим миром и активность.
Личность — это особое системное социальное качество индивида, которое он приобретает в
процессе возрастного развития при взаимодействии со своим социальным окружением. Младенец как
индивид имеет лишь врожденные задатки для становления его как личности. Эти природные
предпосылки развиваются только в том случае, если индивид "втянут" в общение и совместную
деятельность с другими людьми. Опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует об
исключительной сложности осуществления этой задачи. В личности прежде всего мы обнаруживаем
социальные качества человека. Развитие человека в обществе и формирует его как личность.
303
Таким образом, понятия "индивид" и "личность" не тождественны. Индивид — это та реальность,
которая заключена в границах тела человека, в то время как личность — образование, не только
выходящее за пределы этого тела, но и формирующееся во внешнем пространстве социальных
отношений.
Собственно личностью (в узком значении термина) в психологии обозначают те особые свойства
индивида, которые он приобретает только в обществе и которые характеризуют уровень и качество
представленности в нем социальных отношений. Они проявляются в совместной деятельности и в
общении с другими людьми (личность как субъект социальных отношений и сознательной
деятельности). Что же касается природных индивидуальных свойств (морфофизиологических), а также
некоторых приобретенных психофизиологических особенностей, то они к собственно личностным не
относятся, а характеризуют человека как индивида. Таким образом, здесь человек как личность является
субъектом общества и представляет собой устойчивую психологическую систему социально значимых
его свойств (черт личности).
Слово "личность" (personality) в английском языке происходит от латинского "persona".
Первоначально это слово означало маски, которые надевали актеры в древнегреческом театре. По сути,
этот термин изначально указывал на роль, фигуру в театральном действии. Таким образом, уже с тех
времен в понятие "личность" вкладывался внешний, поверхностный социальный образ, который
принимает индивид, когда играет определенные жизненные роли. В русском языке имеется подобная
аналогия в слове "личина", также обозначающая исполнение чужой роли, притворную внешность,
общественное лицо, обращенное к окружающим. Хотя подобная точка зрения на понятие "личность" в
настоящее время считается сильно упрощенной, однако в среде непрофессионалов она достаточно
распространена — большинство людей оценивают личность по критериям обаяния, умения вести себя в
обществе, т.е. внешней привлекательности. Здесь имеет место отождествление личности с тем внешним
социальным впечатлением, какое человек производит на окружающих.
Человек в обществе включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа,
рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.). В каждой группе он занимает определенное положение,
обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот
же человек должен вести себя везде по-разному, т.е. выступать в разных ролях. Освоение социальных
ролей — часть процесса социализации личности, условие "врастания" в общество себе подобных. В
ряде случаев требования к ролевому поведению в разных ситуациях оказываются противоречивыми.
Личность (подструктура направленности) позволяет сохранить целостность своего "Я", оставаться
самим собой при исполнении разных ролей. Развитая личность может использовать ролевое поведение
как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не
идентифицируясь с ролью.
304
При широком понимании и употреблении термина "личность" его значение практически совпадает
с понятием конкретного, отдельного человека с акцентом на его неповторимость и уникальность. Здесь
понятие личности уже включает в себя темперамент и характер человека, а также индивидуальные
биофизиологические характеристики организма — тип метаболизма, особенности нервных процессов
или другие "природно-обусловленные" свойства (Рубинштейн С.Л., 1973; Ананьев Б.Г., 1977). Однако и
здесь понятие личности акцентирует внимание на общественно-исторической природе человека, но не
ограничивается этим, поскольку личность — это еще и ядро, своеобразное интегрирующее начало,
которое связывает воедино различные психические и физиологические процессы индивида, придает его
поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Психологически зрелой личностью может считаться человек, достигший определенного,
достаточно высокого уровня психического развития. В качестве главной черты достижения этого
уровня развития отмечается возникновение у человека способности вести себя независимо от
непосредственно воздействующих на него обстоятельств и даже вопреки им, руководствуясь при этом
собственными, сознательно поставленными целями. Именно развитие сознания отражает становление
человека как личности. Важнейшей составляющей сознания является самосознание — о чем бы человек
ни думал, он всегда более или мене сознает самого себя, свое личное существование, свое "Я".
Личность не может характеризоваться развитием какой-либо одной из ее сторон — рациональной,
эмоциональной или волевой. Личность — это некая нерасторжимая целостность всех ее сторон.
Личность в широком понимании вмещает в себя как отдельные психические функции, так и
физическую конституцию. Она составляет единство как в смысле интеграции психических и
соматических процессов, так и в смысле постоянного осознания самой себя во времени. Она является
динамической системой, постоянно изменяющейся и развивающейся во времени, но, несмотря на это,
она все равно представляет собой некое единство во всем его многообразии. В широком понимании
личность есть некое организованное и организующее целое (структура) относительно постоянных
свойств (черт), динамически развивающихся из врожденных задатков индивида во взаимодействии с
жизненной средой (Конечный Р., Бохуал М., 1983).
Данное определение содержит две главные составные части, с которыми мы постоянно
сталкиваемся при изучении личности: структуру (строение) личности и ее динамику (личностный рост),
т.е. возрастное становление и дальнейшее развитие личности. В оп-
305
ределении также подчеркивается лишь относительное постоянство качеств ядра личности.
Отдельные свойства личности (ее черты) могут подвергаться изменениям под влиянием условий жизни,
воспитания или болезни. Поэтому обычно говорят не просто о структуре, а о динамической структуре
личности. Становление и развитие личности осуществляется на базе имеющихся наследственных
задатков в активном взаимодействии с актуальными всевозможными раздражителями (и не только
общественными) жизненной среды. Психические свойства личности (черты) не являются готовыми с
самого начала, они проявляются и одновременно с этим формируются в поведении, поступках и
чувствах человека.
Один из основателей психологии личности и инициатор разработки системного подхода к ее
изучению американский психолог Г.В. Олпорт (1897-1967) еще в 1937 году приводит около 50
определений личности, почерпнутых из философии, юриспруденции, социологии и психологии. Он
выделяет среди них две основные группы: биосоциальные и биофизические определения. В группе
биосоциальных определений понимание личности близко к житейскому и личность определяется
отношениями индивида к другим людям. В частности, по представлениям Г.С. Салливана (1892-1949),