Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5177

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

личность  есть  динамический  центр  различных  процессов, происходящих  в  межличностных
отношениях, и выражается она в поведении по отношению к одному или нескольким лицам. В группе
биофизических  определений  акцент  делается  на  качества  и  свойства, исходящие  из  самого индивида.
Личность  здесь  является  динамической организацией  в  индивидах  тех  психофизиологических  систем,
которые определяют его уникальные реакции на окружающие условия. Например, Г. Айзенк понимает
личность  как  более  или  менее  прочную  и  стабильную  организацию  характера, темперамента,
интеллекта  и  тела, которые  и  определяют  индивидуальные  особенности  адаптации  человека  к
окружающей среде.

При определении личности спорными для психологов являются обычно следующие положения: 1)

следует  ли  относить  к  личности  и  физическую  конституцию; 2) нужно  ли  включать  в  определение
признак приспособляемости (адаптации) к среде; 3) должно ли определение личности включать в себя
социальный характер своего положения.

Целесообразно обратить внимание на то, что, при всем различии взглядов, психологи сходятся на

том, что  личность  представляет  собой  некое  единое  целое, динамический  центр  интеграции
психических  и  соматических  процессов. В  большинстве  определений  личность  представлена  теми
характеристиками, которые "отвечают" за  устойчивые  формы  поведения. Личность  как  таковая
относительно постоянна во времени и меняющихся ситуациях.

306

Индивидуальность — это понятие отражает только те особенности психики и личности индивида,

которые присущи только данному человеку. Тем самым эти особенности отличают одного человека от
другого. Сюда  относятся  как  индивидуально-неповторимые  психобиологические  особенности
организма  индивида, так  и  те, которые  следует  отнести  к  уникальным  свойствам  личности.
Индивидуальность складывается из особенностей различных черт личности, причем роль социальных и
биологических вкладов в них далеко не одинакова. Имеются личностные качества, в развитии которых
роль биологических, врожденных влияний очень велика (например, темперамент), но имеются качества
(например, мышление, память или воображение), в развитии которых существенную роль  уже играют
особенности  обучения. Еще  более  возрастает  роль  обучения  в  развитии  таких  качеств  личности, как
знания, навыки, умения. Особую  группу  составляют  качества  направленности  личности (например,
интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение), в  формировании  которых  роль  биологического
ничтожна, но исключительно велика роль социального опыта, особенностей воспитания.

Таким  образом, психическая  индивидуальность  человека  является  сложным  переплетением

различных  психофизиологических, психологических  и  социально-психологических  свойств. Ядром
психической  индивидуальности  является  темперамент (биологическая  составляющая  психической
индивидуальности). На ее основе формируется  характер (психологическая составляющая  психической
индивидуальности), а затем происходит становление личности (социальной составляющей психической
индивидуальности).

Структура личности

Личность — очень  сложное  образование, а  число  ее  свойств (черт), зафиксированное  в  русском

языке, насчитывает  более 1500. Среди  свойств  личности  имеются  как  более, так  и  менее  устойчивые


background image

черты, а  также  черты, в  генезе  которых  имеются  как  большая, так  и  меньшая  их  обусловленность
биологическими или социальными факторами. Все эти черты взаимосвязаны в личности как целостном
образовании, но их взаимосвязи различны.

В  практической  деятельности  психолога  всегда  возникает  задача, как  привести  это  огромное

множество  черт  личности  в  определенную  систему (структуру), как  выделить  какие-то  подструктуры
личности с тем, чтобы иметь дело с каким-то обозримым множеством типов индивидуальностей.

Понятие  "структура"  (от  лат.  structure  —  взаиморасположение,  строение)  как  совокупность

устойчивых  связей  между  множеством  компонентов  объекта, обеспечивающих  его  целостность  и
тождество  самому  себе, всегда  предполагает  рассмотрение  объекта  с  точки  зрения  системы. В 40-х
годах  системный  подход, особенно  под  влиянием  общей  теории  систем  Людвиг  фон  Берталанфи,
выделился как особого рода методоло-

307

гия познания специальных дисциплин. Берталанфи считал, что существуют два фундаментальных

взгляда  на  мир — "механистический" и "организмическии". Для  механистического, или  ньютоно-
галилеевского  взгляда  на  мир  характерны, во-первых, элементаризм, то  есть  разбиение  предмета
исследования на "атомы" — элементарные и более не делимые составляющие, и, во-вторых, линейная
причинно-следственная обусловленность происходящего. Организмическии  взгляд на  мир  происходит
из биологии, для него свойственны, во-первых, холизм (аристотелевское положение, что целое больше
суммы его частей) и, во-вторых, взаимовлияние и взаимопричинность всех частей и процессов системы.
В  качестве  наиболее  общих  характеристик "системы" в  самых  различных  системных  исследованиях
выступают следующие:

1) целостность — несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость

из какой-либо части системы ее свойств как целого;

2) структурность — связи  и  отношения  элементов  системы  упорядочиваются  в  некоторую

структуру, которая и определяет поведение системы в целом;

3) взаимосвязь  системы  со  средой, которая  может  иметь "закрытый" (не  изменяющий  среду  и

систему) или "открытый" (преобразующий среду и систему) характер;

4) иерархичность — каждый компонент системы  может  рассматриваться как система, в  которую

входит  другая  система, т.е. каждый  компонент  системы  может  одновременно  быть  элементом
(подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему;

5) множественность  описания — каждая  система, являясь  сложным  объектом, в  принципе  не

может  быть  сведена  только  к  какой-то  одной  картине, одному  отображению, что  предполагает  для
полного описания системы сосуществование множества разных ее отображений.

Наряду  с  этими  общими  характеристиками  любой  системы  выделяется  и  ряд  специфических

характеристик, например  целеустремленность  сложных  технических, живых  и  социальных  систем, их
самоорганизация, т.е. способность менять свою собственную структуру, и т.п.

Общей  чертой  многих  концепций  личности  является  стремление  представить  личность  как

целостный  объект, рассмотрение  личности  как  системы. Однако  на  признании  этого  положения
сходство  большинства  психологических  концепций  личности  завершается, и  далее  начинаются  их
многочисленные  различия (Асмолов  А.Г., 1990). Хотя  понятие "личность" занимает  самое  высокое
положение  в  иерархии  терминов, характеризующих  индивидуальность, наш  словарь  для  описания
целостной  личности  поразительно  беден: крупная, яркая, выдающаяся, бесцветная, мелкая, серая —
дальше подобного рода определений мы  не идем. Сколь бы ни были спорны  попытки классификации
темпераментов  и  характеров, но  они  существуют, причем  некоторые  из  них  живут  на  протяжении
тысячелетий. Классификаций  личности  нет  вообще. Нельзя  же  считать  подобной  классификацией


background image

выражения  типа "личность  подростка", "личность  преступника" и  т.д. (Симонов  П.В., Ершов  П.М.,
1984).

308

Структурные  личностные  модели. Все  предложенные  психологами  структурные  концепции

личности  пытаются  выделить  и  упорядочить  в  систему  устойчивые, относительно  неизменные
личностные  характеристики. Один  из  наиболее  популярных  примеров  структурных  концепций — это
концепция  черт  личности. Черта  здесь  рассматривается  как  устойчивое  качество  или  склонность
человека  вести себя всегда  устойчиво, определенным образом  в  разнообразных ситуациях. Например,
по мнению Р. Кеттела, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными устойчивыми
чертами.

Личностный опросник "16 личностных факторов" (FP16) впервые опубликован Р. Кэттелом в 1950

году  и  является  реализацией  подхода  к  изучению  личности  на  основе  выделения  ее  черт. Опросник
содержит 187 вопросов на которые испытуемый отвечает тремя вариантами ответов: а, б, в (или "да",
"нет", "не  знаю"). Полученные  результаты  выражаются  в  шкале  стенов  с  минимальным  значением 0,
максимальным 10 и средним 5,5 стена. Строится профиль личности, при интерпретации ко-

309

торого  выявляют  наибольшие отклонения  шкал  от  среднего  значения  здоровых  лиц. Шкалы  или

факторы (обобщенная  черта  личности) получены  автором  на  основе  статистических  методов
(факторного  анализа) и  обозначаются  буквами  латинского  алфавита, а  также  имеют "бытовые" и
"технические" (для специалистов) названия.

Другой  путь анализа  структуры личности основывается  на  выделении  не  отдельных личностных

черт, а  типа  личности. Тип  личности — это  уже  совокупность  множества  различных  черт, которые


background image

взаимосвязаны и определяют постоянные и обобщенные поведенческие  характеристики. Например, К.
Юнг придерживается мнения, что люди делятся на две категории: интроверты (замкнутые, углубленные
в  себя) и  экстраверты (общительные, ориентированные  на  окружение). С  этой  точки  зрения  любая
личность — непременно либо одно, либо другое.

Миннесотский  многоаспектный  личностный  опросник (MMPI) предложен  С. Хатуэем  и  Дж.

Маккинли  в 1940 году. Является  реализацией  типологического  подхода  к  изучению  личности.
Опросник состоит из 566 утверждений, образующих 10 основных (базисных) диагностических шкал и
около 400 дополнительных (для  диагностики  алкоголизма, академических  и  профессиональных
способностей, социальной  ответственности, ригидности  и  т.д.). Имеются  также  и  сокращенные
варианты методики (378 и 71 утверждение), но они позволяют выяснить личностный профиль только по
базисным шкалам. Завершается обследование построением профиля личности на специальных бланках,
где первичные оценки по шкалам переводятся в стандартные оценки (Т-баллы со средним значением 50
и стандартным отклонением 10).

Базисные шкалы

1. Шкала  ипохондрии (Hs, "соматизация" тревоги) определяет "близость" обследуемого  к

астеноневротическому  типу  личности. Испытуемые  с  высокими  оценками  медлительны, пассивны,
принимают  все  на  веру, покорны  власти, медленно  приспосабливаются, плохо  переносят  смену
обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах.

2. Шкала  депрессии (D, тревога  и  депресиивные  тенденции) определяет  степень  субъективной

депрессии (гипотимический  тип  личности). Умеренно  высокие  оценки  имеют  чувствительные,
сенситивные  лица, склонные  к  тревогам, робкие  и  застенчивые. В  делах  они  старательны,
добросовестны, высокоморальны  и  обязательны, но  затрудняются  в  самостоятельных  решениях, нет
уверенности  в  себе, при  малейших  неудачах  впадают  в  отчаяние. Значительное  повышение  по шкале
свидетельствует о депрессии.

3. Шкала истерии (Ну, "вытеснение" факторов, вызывающих тревогу) разработана для выявления

лиц, склонных  к  невротическим  реакциям  конверсионного  типа. Они  используют  симптомы
соматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемы решаются "уходом
в  болезнь". Главной  особенностью  таких  людей  является  стремление  казаться  больше, значительнее,
чем  есть  на  самом  деле, стремление  обратить  на  себя  внимание, жажда  восхищения. Чувства  у  таких
людей поверхностны, интересы не отличаются глубиной.

310

4. Шкала психопатии (Pd, реализация "скрытой тревоги" в поведении) направлена на диагностику

социопатического  типа  личности. Высокие  оценки  по  этой  шкале  свидетельствуют  о  социальной
дезадаптации. Такие  люди  агрессивны, конфликтны, пренебрегают  социальными  нормами  и
ценностями (эмоциональная  напряженность  проявляется  в  непосредственном  поведении, "минуя"
систему  внутреннего  контроля). Настроение  у  них  неустойчивое, они  обидчивы, возбудимы  и
чувствительны. Возможен и временный подъем по этой шкале, вызванный какой-нибудь причиной.


background image

5. Шкала  мужественности — женственности (Mf) предназначена  для  измерения  степени

идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом.

6. Шкала  паранойи (Ра, ригидность  аффекта) позволяет  судить  о  наличии "сверхценных" идей,

подозрительности (паранойяльный  тип  личности). Это  люди  односторонние, агрессивные  и
злопамятные. Кто  не  согласен  с  ними, кто  думает  иначе, тот  или  глупый  человек, или  враг. Свои
взгляды  они  активно  насаждают, поэтому  имеют  частые  конфликты  с  окружающими. Собственные
малейшие удачи они всегда переоценивают.

7. Шкала  психастении (Pt, фиксация  тревоги  и  ограничительное  поведение) устанавливает

сходство  обследуемого  с  больными, страдающими  фобиями, навязчивыми  действиями  и  мыслями
(тревожно-мнительный  тип  личности). Таким  лицам  свойственна  тревожность, боязливость,
нерешительность и постоянные сомнения.

8. Шкала шизофрении (Sch, аутизация) направлена  на  диагностику шизоидного (аутистического)

типа  личности. Лицам  с  высокими  показателями  свойственно  тонко  чувствовать  и  воспринимать
абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у них достаточного отклика.

9. Шкала  гипомании (Ма, отрицание  тревоги) определяет  степень "близости" обследуемого  к

гипертимному типу личности. Для лиц с высокими показателями характерно приподнятое настроение,
оптимизм  независимо  от  обстоятельств. Они  активны, деятельны, энергичны  и  жизнерадостны. Они
любят  работу  с  частыми  переменами, охотно  контактируют  с  людьми, однако  интересы  их
поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.

10. Шкала 

социальной 

интроверсии (Si) — диагностика 

степени 

соответствия

интровертированному (повышение  по  шкале) или  экстравертированному (понижение  по  шкале) типу
личности.

Особенностью MMPI является  использование  в  нем  специальных  оценочных  шкал: для  оценки

искренности  обследуемого — шкала  лжи (L), для  выявления  недостоверных  результатов  из-за
небрежности, а  также  аггравации  или  симуляции — шкала  достоверности (F); для  сглаживания
искажений, вносимых чрезмерной осторожностью испытуемого, — шкала коррекции (К).

311

При интерпретации полученных результатов исходят из того, что любой показатель, равный 70 Т-

баллам  или  выше ("пик" профиля) указывает  на  близость  обследуемого  к  соответствующей  группе
больных, жалобы  которых  использовались  для  создания  данной  шкалы. Подчеркивается, что  следует
избегать  буквальной  интерпретации  шкал  опросника, поскольку  измеряется  не  шизофрения  или
истерия, а  лишь  некоторые  особенности, присущие  лицам  с  данными  психическими  расстройствами.
Для  правильной  интерпретации  результатов  обследования  важное  значение  придается  не  отдельным
шкалам, а их сочетанию, а также подтверждению другими данными о личности испытуемого.

В качестве иллюстрации приведен самый короткий русскоязычный стандартизированный вариант

теста MMPI, известный  в  нашей  стране  как  СМОЛ — сокращенный  многофакторный  опросник  для
исследования  личности (Зайцев  В.П., 1981). Он  содержит  всего 71 вопрос, но  позволяет  вычертить
профиль по 8 базисным шкалам (нет 5-й и 10-й шкал) и 3 оценочным. Применяется этот вариант теста
лишь  для  ориентировочной  экспресс-диагностики  личностного  типа  и  при  массовых  скрининговых
обследованиях населения.