Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5782
Скачиваний: 35
личность есть динамический центр различных процессов, происходящих в межличностных
отношениях, и выражается она в поведении по отношению к одному или нескольким лицам. В группе
биофизических определений акцент делается на качества и свойства, исходящие из самого индивида.
Личность здесь является динамической организацией в индивидах тех психофизиологических систем,
которые определяют его уникальные реакции на окружающие условия. Например, Г. Айзенк понимает
личность как более или менее прочную и стабильную организацию характера, темперамента,
интеллекта и тела, которые и определяют индивидуальные особенности адаптации человека к
окружающей среде.
При определении личности спорными для психологов являются обычно следующие положения: 1)
следует ли относить к личности и физическую конституцию; 2) нужно ли включать в определение
признак приспособляемости (адаптации) к среде; 3) должно ли определение личности включать в себя
социальный характер своего положения.
Целесообразно обратить внимание на то, что, при всем различии взглядов, психологи сходятся на
том, что личность представляет собой некое единое целое, динамический центр интеграции
психических и соматических процессов. В большинстве определений личность представлена теми
характеристиками, которые "отвечают" за устойчивые формы поведения. Личность как таковая
относительно постоянна во времени и меняющихся ситуациях.
306
Индивидуальность — это понятие отражает только те особенности психики и личности индивида,
которые присущи только данному человеку. Тем самым эти особенности отличают одного человека от
другого. Сюда относятся как индивидуально-неповторимые психобиологические особенности
организма индивида, так и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности.
Индивидуальность складывается из особенностей различных черт личности, причем роль социальных и
биологических вкладов в них далеко не одинакова. Имеются личностные качества, в развитии которых
роль биологических, врожденных влияний очень велика (например, темперамент), но имеются качества
(например, мышление, память или воображение), в развитии которых существенную роль уже играют
особенности обучения. Еще более возрастает роль обучения в развитии таких качеств личности, как
знания, навыки, умения. Особую группу составляют качества направленности личности (например,
интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение), в формировании которых роль биологического
ничтожна, но исключительно велика роль социального опыта, особенностей воспитания.
Таким образом, психическая индивидуальность человека является сложным переплетением
различных психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств. Ядром
психической индивидуальности является темперамент (биологическая составляющая психической
индивидуальности). На ее основе формируется характер (психологическая составляющая психической
индивидуальности), а затем происходит становление личности (социальной составляющей психической
индивидуальности).
Структура личности
Личность — очень сложное образование, а число ее свойств (черт), зафиксированное в русском
языке, насчитывает более 1500. Среди свойств личности имеются как более, так и менее устойчивые
черты, а также черты, в генезе которых имеются как большая, так и меньшая их обусловленность
биологическими или социальными факторами. Все эти черты взаимосвязаны в личности как целостном
образовании, но их взаимосвязи различны.
В практической деятельности психолога всегда возникает задача, как привести это огромное
множество черт личности в определенную систему (структуру), как выделить какие-то подструктуры
личности с тем, чтобы иметь дело с каким-то обозримым множеством типов индивидуальностей.
Понятие "структура" (от лат. structure — взаиморасположение, строение) как совокупность
устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и
тождество самому себе, всегда предполагает рассмотрение объекта с точки зрения системы. В 40-х
годах системный подход, особенно под влиянием общей теории систем Людвиг фон Берталанфи,
выделился как особого рода методоло-
307
гия познания специальных дисциплин. Берталанфи считал, что существуют два фундаментальных
взгляда на мир — "механистический" и "организмическии". Для механистического, или ньютоно-
галилеевского взгляда на мир характерны, во-первых, элементаризм, то есть разбиение предмета
исследования на "атомы" — элементарные и более не делимые составляющие, и, во-вторых, линейная
причинно-следственная обусловленность происходящего. Организмическии взгляд на мир происходит
из биологии, для него свойственны, во-первых, холизм (аристотелевское положение, что целое больше
суммы его частей) и, во-вторых, взаимовлияние и взаимопричинность всех частей и процессов системы.
В качестве наиболее общих характеристик "системы" в самых различных системных исследованиях
выступают следующие:
1) целостность — несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость
из какой-либо части системы ее свойств как целого;
2) структурность — связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую
структуру, которая и определяет поведение системы в целом;
3) взаимосвязь системы со средой, которая может иметь "закрытый" (не изменяющий среду и
систему) или "открытый" (преобразующий среду и систему) характер;
4) иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую
входит другая система, т.е. каждый компонент системы может одновременно быть элементом
(подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему;
5) множественность описания — каждая система, являясь сложным объектом, в принципе не
может быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению, что предполагает для
полного описания системы сосуществование множества разных ее отображений.
Наряду с этими общими характеристиками любой системы выделяется и ряд специфических
характеристик, например целеустремленность сложных технических, живых и социальных систем, их
самоорганизация, т.е. способность менять свою собственную структуру, и т.п.
Общей чертой многих концепций личности является стремление представить личность как
целостный объект, рассмотрение личности как системы. Однако на признании этого положения
сходство большинства психологических концепций личности завершается, и далее начинаются их
многочисленные различия (Асмолов А.Г., 1990). Хотя понятие "личность" занимает самое высокое
положение в иерархии терминов, характеризующих индивидуальность, наш словарь для описания
целостной личности поразительно беден: крупная, яркая, выдающаяся, бесцветная, мелкая, серая —
дальше подобного рода определений мы не идем. Сколь бы ни были спорны попытки классификации
темпераментов и характеров, но они существуют, причем некоторые из них живут на протяжении
тысячелетий. Классификаций личности нет вообще. Нельзя же считать подобной классификацией
выражения типа "личность подростка", "личность преступника" и т.д. (Симонов П.В., Ершов П.М.,
1984).
308
Структурные личностные модели. Все предложенные психологами структурные концепции
личности пытаются выделить и упорядочить в систему устойчивые, относительно неизменные
личностные характеристики. Один из наиболее популярных примеров структурных концепций — это
концепция черт личности. Черта здесь рассматривается как устойчивое качество или склонность
человека вести себя всегда устойчиво, определенным образом в разнообразных ситуациях. Например,
по мнению Р. Кеттела, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными устойчивыми
чертами.
Личностный опросник "16 личностных факторов" (FP16) впервые опубликован Р. Кэттелом в 1950
году и является реализацией подхода к изучению личности на основе выделения ее черт. Опросник
содержит 187 вопросов на которые испытуемый отвечает тремя вариантами ответов: а, б, в (или "да",
"нет", "не знаю"). Полученные результаты выражаются в шкале стенов с минимальным значением 0,
максимальным 10 и средним 5,5 стена. Строится профиль личности, при интерпретации ко-
309
торого выявляют наибольшие отклонения шкал от среднего значения здоровых лиц. Шкалы или
факторы (обобщенная черта личности) получены автором на основе статистических методов
(факторного анализа) и обозначаются буквами латинского алфавита, а также имеют "бытовые" и
"технические" (для специалистов) названия.
Другой путь анализа структуры личности основывается на выделении не отдельных личностных
черт, а типа личности. Тип личности — это уже совокупность множества различных черт, которые
взаимосвязаны и определяют постоянные и обобщенные поведенческие характеристики. Например, К.
Юнг придерживается мнения, что люди делятся на две категории: интроверты (замкнутые, углубленные
в себя) и экстраверты (общительные, ориентированные на окружение). С этой точки зрения любая
личность — непременно либо одно, либо другое.
Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) предложен С. Хатуэем и Дж.
Маккинли в 1940 году. Является реализацией типологического подхода к изучению личности.
Опросник состоит из 566 утверждений, образующих 10 основных (базисных) диагностических шкал и
около 400 дополнительных (для диагностики алкоголизма, академических и профессиональных
способностей, социальной ответственности, ригидности и т.д.). Имеются также и сокращенные
варианты методики (378 и 71 утверждение), но они позволяют выяснить личностный профиль только по
базисным шкалам. Завершается обследование построением профиля личности на специальных бланках,
где первичные оценки по шкалам переводятся в стандартные оценки (Т-баллы со средним значением 50
и стандартным отклонением 10).
Базисные шкалы
1. Шкала ипохондрии (Hs, "соматизация" тревоги) определяет "близость" обследуемого к
астеноневротическому типу личности. Испытуемые с высокими оценками медлительны, пассивны,
принимают все на веру, покорны власти, медленно приспосабливаются, плохо переносят смену
обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах.
2. Шкала депрессии (D, тревога и депресиивные тенденции) определяет степень субъективной
депрессии (гипотимический тип личности). Умеренно высокие оценки имеют чувствительные,
сенситивные лица, склонные к тревогам, робкие и застенчивые. В делах они старательны,
добросовестны, высокоморальны и обязательны, но затрудняются в самостоятельных решениях, нет
уверенности в себе, при малейших неудачах впадают в отчаяние. Значительное повышение по шкале
свидетельствует о депрессии.
3. Шкала истерии (Ну, "вытеснение" факторов, вызывающих тревогу) разработана для выявления
лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы
соматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемы решаются "уходом
в болезнь". Главной особенностью таких людей является стремление казаться больше, значительнее,
чем есть на самом деле, стремление обратить на себя внимание, жажда восхищения. Чувства у таких
людей поверхностны, интересы не отличаются глубиной.
310
4. Шкала психопатии (Pd, реализация "скрытой тревоги" в поведении) направлена на диагностику
социопатического типа личности. Высокие оценки по этой шкале свидетельствуют о социальной
дезадаптации. Такие люди агрессивны, конфликтны, пренебрегают социальными нормами и
ценностями (эмоциональная напряженность проявляется в непосредственном поведении, "минуя"
систему внутреннего контроля). Настроение у них неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и
чувствительны. Возможен и временный подъем по этой шкале, вызванный какой-нибудь причиной.
5. Шкала мужественности — женственности (Mf) предназначена для измерения степени
идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом.
6. Шкала паранойи (Ра, ригидность аффекта) позволяет судить о наличии "сверхценных" идей,
подозрительности (паранойяльный тип личности). Это люди односторонние, агрессивные и
злопамятные. Кто не согласен с ними, кто думает иначе, тот или глупый человек, или враг. Свои
взгляды они активно насаждают, поэтому имеют частые конфликты с окружающими. Собственные
малейшие удачи они всегда переоценивают.
7. Шкала психастении (Pt, фиксация тревоги и ограничительное поведение) устанавливает
сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями
(тревожно-мнительный тип личности). Таким лицам свойственна тревожность, боязливость,
нерешительность и постоянные сомнения.
8. Шкала шизофрении (Sch, аутизация) направлена на диагностику шизоидного (аутистического)
типа личности. Лицам с высокими показателями свойственно тонко чувствовать и воспринимать
абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у них достаточного отклика.
9. Шкала гипомании (Ма, отрицание тревоги) определяет степень "близости" обследуемого к
гипертимному типу личности. Для лиц с высокими показателями характерно приподнятое настроение,
оптимизм независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они
любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их
поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.
10. Шкала
социальной
интроверсии (Si) — диагностика
степени
соответствия
интровертированному (повышение по шкале) или экстравертированному (понижение по шкале) типу
личности.
Особенностью MMPI является использование в нем специальных оценочных шкал: для оценки
искренности обследуемого — шкала лжи (L), для выявления недостоверных результатов из-за
небрежности, а также аггравации или симуляции — шкала достоверности (F); для сглаживания
искажений, вносимых чрезмерной осторожностью испытуемого, — шкала коррекции (К).
311
При интерпретации полученных результатов исходят из того, что любой показатель, равный 70 Т-
баллам или выше ("пик" профиля) указывает на близость обследуемого к соответствующей группе
больных, жалобы которых использовались для создания данной шкалы. Подчеркивается, что следует
избегать буквальной интерпретации шкал опросника, поскольку измеряется не шизофрения или
истерия, а лишь некоторые особенности, присущие лицам с данными психическими расстройствами.
Для правильной интерпретации результатов обследования важное значение придается не отдельным
шкалам, а их сочетанию, а также подтверждению другими данными о личности испытуемого.
В качестве иллюстрации приведен самый короткий русскоязычный стандартизированный вариант
теста MMPI, известный в нашей стране как СМОЛ — сокращенный многофакторный опросник для
исследования личности (Зайцев В.П., 1981). Он содержит всего 71 вопрос, но позволяет вычертить
профиль по 8 базисным шкалам (нет 5-й и 10-й шкал) и 3 оценочным. Применяется этот вариант теста
лишь для ориентировочной экспресс-диагностики личностного типа и при массовых скрининговых
обследованиях населения.