Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5178

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

СМОЛ
(Mini-Mult, Kincannon I., 1968)

Прочитайте  каждое  утверждение  и  решите,  верно  или  неверно  оно  по  отношению  к  Вам.  Не

тратьте  времени  на  обдумывание. Наиболее  естественно  то  решение, которое  первым  приходит  в
голову.

1. У меня хороший аппетит.
2. По утрам я обычно встаю свежим и отдохнувшим.
3. Моя повседневная жизнь полна событий, интересующих меня.
4. Работа дается мне ценой значительного напряжения.
5. Временами мне в голову приходят такие мысли, что лучше о них не рассказывать.
6. У меня редко бывают запоры.
7. Временами мне очень хотелось покинуть дом.
8. Временами у меня бывают приступы смеха и плача, которые я не могу контролировать.
9. Меня беспокоят приступы тошноты и рвоты.
10. Мне кажется, нет такого человека, который понимал бы меня.
11. Иногда мне хочется выругаться.
12. Кошмарные сны снятся мне почти каждую ночь.
13. Я замечаю, что стало трудно со средоточиться на определенной задаче или работе.
14. У меня бывают очень странные, необычные переживания.
15. Если бы люди не интриговали против меня, я бы добился гораздо большего.
16. В юности было время, когда я совершал мелкие кражи.
17. У меня бывали такие периоды, тянувшиеся дни, недели и даже месяцы, когда я не мог ни за что

взяться, т.к. не мог включиться в работу.

18. У меня прерывистый и беспокойный сон.
19. Когда я нахожусь среди людей, я слышу очень странные вещи.

312

20. Большинство знающих меня людей относятся ко мне хорошо.
21. Мне часто приходилось выполнять указания людей, знающих меньше меня.
22. Другие мне кажутся счастливее меня.
23. Думаю, что многие преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия или помощи.
24. Бывает, что я сержусь.
25. Мне безусловно не хватает уверенности в себе.
26. У меня очень редко бывают мышечные судороги или подергивания (или не бывает совсем).
27. Большую часть времени у меня такое чувство, как будто я сделал что-то плохое или злое.
28. Большую часть времени я чувствую себя счастливым, довольным жизнью.
29. Некоторые люди  так  любят командовать, что мне хочется  все  сделать  наоборот, даже  если  я

знаю, что они правы.

30. Я знаю, что есть люди, настроенные против меня.
31. Я  считаю, что  большинство  людей  ради  выгоды  готовы  лучше  поступить  нечестно, чем

упустить случай.

32. Меня очень беспокоит желудок.
33. Часто я не могу понять, почему был таким упрямым и ворчливым.
34. Временами мои мысли текут быстрее, чем я успеваю их высказать.
35. Я считаю, что в моем доме жизнь идет не хуже, чем у большинства моих знакомых.
36. Временами я бываю уверен в собственной бесполезности.
37. Последние несколько лет мое самочувствие большую часть времени хорошее.
38. Иногда у меня бывают такие состояния, когда я не осознаю, что делаю.
39. Я считаю, что меня часто незаслуженно наказывали.
40. Я сейчас чувствую себя лучше, чем когда-либо в жизни.
41. Меня не беспокоит, что обо мне говорят другие.
42. С памятью у меня все благополучно.


background image

43. Мне трудно поддержать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.
44. Большую часть времени я чувствую слабость.
45. У меня редко болит голова.
46. Мне не трудно сохранять равновесие при ходьбе.
47. Не все, кого я знаю, мне нравятся.
48. Есть люди, которые пытаются отнять мои мысли и идеи.
49. Я уверен, что моим поступкам нет прощения.
50. Я бы хотел быть не таким застенчивым.
51. Я часто замечаю за собой, что тревожусь о чем-то.
52. Мои родители часто не одобряли моих знакомств.
53. Иногда я могу посплетничать.
54. Временами я чувствую, что необыкновенно легко принимать решения.
55. Я почти никогда не замечал у себя приступов сердцебиения и одышки.
56. Я легко выхожу из себя, но быстро успокаиваюсь.
57.  У  меня  бывают  периоды  такого  сильного  беспокойства,  когда  я  не  могу  усидеть  на  одном

месте.

58. Мои родители и другие члены моей семьи часто без всяких оснований ко мне придираются.
59. Никому нет дела до того, что с тобой случится.
60. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.
61. Временами я бываю полон энергии.
62. За последнее время у меня ухудшилось зрение.
63. Часто у меня шумит и звенит в ушах.
64. Кто-то пытается воздействовать (может быть, гипнозом) на мои мысли.
65. У меня бывают периоды беспричинной радости.
66. Большую часть времени я чувствую себя одиноким, даже находясь среди других людей.
67. Думаю, что почти каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей.
68. Я более обидчив, чем большинство людей.
69. Временами моя голова работает как бы медленнее, чем обычно.
70. Люди часто разочаровывают меня.
71. Я  злоупотребляю (злоупотреблял) спиртными  напитками. Обработка. Подсчитайте  число

"сырых" баллов, т.е. ответов, совпадающих  по  ключу. Значение  шкалы  К  добавляется  к  базисным
шкалам № 1,4,7,8,9. Например: если по шкале К получено 9 баллов, то к значению шкалы №1, исходя из
таблицы, добавляют 5 баллов, к значению шкалы №4 — 4 балла, к значению шкал №7 и №8 — по 9, к
значению  шкалы  №9 — 2 балла. Для  получения  личностного  профиля  в  Т-баллах  окончательные
значения шкал в баллах нанесите на бланк.

Ключ.

1 (Hs): Неверно — 1,2,6,37,45; Верно — 9,18, 26,32,44,46,55,62,63. 2(D):H —

1,3,6,11,28,37,40,42,60,61,65; В — 4,9,13,17,18,22,25, 36,44.

3(Ну): Н — 1,2,3,11,23,28,29,31,33,35,37,40,41,43,45,50,56; В — 9,13,18,26,44,46,55,57,62.

4(Pd):H — 3,28,34,35,41,43,50,65;В — 7,10,13,14,15,16,22,27,52, 58,71.

6(Ра): Н — 28, 29, 31, 67; В — 5, 8, 10, 15, 30, 39, 63, 64, 66, 68. 7(Pt): H — 2, 3,42; В — 5, 8, 13, 17,

22, 25, 27, 36,44, 51, 57, 66, 68. 8(Sch): H — 3,42; В — 5, 7, 8,10,13,14,15,16,17, 26, 30,38, 39,46,57, 63, 64,
66.

9(Ма): Н — 43; В — 4, 7, 8,21,29, 34, 38, 39, 54, 57, 60. Шкала L: Н — 5, 11, 24, 47, 53.

Шкала F:H — 20,24, 61; В — 9,12, 13, 19,30,38,48,49,58,59,64,71. Шкала  К: Н — 11, 23, 31,33,

34,36,40,41,43, 51, 56, 61, 65, 67, 69, 70.


background image

314

Динамические  личностные  модели — более  сложные  структурные  описания  личности. Они

исходят  из  представления  о  силах, во  взаимодействии  между  которыми  и  средой  формируется
структура  личности. Предложенное  З. Фрейдом  разделение  личности  на  три  инстанции (Ид, Эго  и
Суперэго) — типичный пример такого сложного структурного описания личности.

В  других  случаях  для  построения  структуры  личности  предлагается  более  ограниченный  набор

составных  частей  с  малым  числом  связей  между  ними. Примером  этого  типа  теорий  может  служить
концепция  личностных  конструктов (индивидуально-устойчивых  средств, путей  видения,
интерпретации и толкования мира) Дж. Келли, теоретика когнитивной психологии.

315

Структурные  концепции  личности  в  отечественной  психологии. В  отечественной  психологии

также существует ряд попыток представить структуру личности (Ковалев А.Г., Платонов К.К., Мясищев
В.Н., Рубинштейн  С.Л. и  др.). В  частности, А.Г. Ковалев (1963) духовный  облик  личности
рассматривает  как  синтез  сложных  структур: темперамента — как  комплекса  природных  свойств;
направленности — как совокупности потребностей, интересов и идеалов; способностей — как системы
интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств. В процессе деятельности личности психические
свойства определенным образом связываются в соответствии с требованиями деятельности.

С  Л. Рубинштейн (1946), исходя  из  историко-материалистических  позиций, также  обобщает

проблематику структуры личности в трех сходных планах.


background image

1. Подструктура  направленности  личности (ответ  на  вопрос: "Что  человек  хочет?"): установка,

интересы, потребности, мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы, склонности, самооценка и др.

2. Задатки  и  способности (ответ  на  вопрос: "Что  человек  может?"): интеллект (мыслительные

способности), частные  способности (музыкальный  слух, хороший  глазомер, любой  другой  талант),
природно-индивидуальные  проявления  уровня  развития  психических  процессов (ощущения  и
восприятия, память, мышление и воображение, чувства и воля).

3. Темперамент и характер (ответ на вопрос: "Что человек из себя представляет?"): темперамент и

характер.

К.К. Платонов (1986) на основе критерия соотношения социального и биологического в качествах

личности выдвигает четыре группы, составляющие основные стороны (подструктуры) личности:

1-я — направленность  и  моральные  качества  личности. Элементы  этой  подструктуры, за

исключением влечений и склонностей, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают
индивидуально  преломленное  общественное  сознание: влечения, желания, интересы, склонности,
идеалы, убеждения, мировоззрение);

2-я — опыт. Подготовленность, индивидуальная  культура  личности: знания, навыки, умения  и

привычки, приобретаемые  в  личном  опыте  путем  обучения, но  уже  с  заметным  влиянием  и
биологических и даже генетически обусловленных свойств личности;

3-я — индивидуальные  особенности  психических  процессов, или  психических  функций,

понимаемых  как  формы  психического  отражения (ощущения  и  восприятия, память, мышление  и
воображение, чувства, воля);

316

4-я — биопсихические  свойства  личности. Активность  этой  подструктуры  определяется  больше

основными  физиологическими  свойствами  нервной  системы: темперамент, половые  и  возрастные
особенности личности, включая ее патологические, т.н. органические изменения.

Особенностями  этих  четырех  подструктур, однако, не  исчерпываются  индивидуальные  свойства

личности, поскольку  на  эти  подструктуры  накладываются  еще  две  общие  подструктуры: характер  и
способности. Являясь  подструктурами  наложенными, выделяющимися  из общей  структуры  личности,
характер  и  способности  представляют  собой  не  самостоятельные  подструктуры, а  общие  качества
личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур.

В  предложенной  К.К. Платоновым  динамической  функциональной  структуре  личности

содержится  как  координационный (взаимосвязи  между  подструктурами  личности  на  одном
иерархическом  уровне), так  и  субординационный (взаимосвязи  между  подструктурами  личности,
представленными на разных уровнях) принципы построения.

Несколько иначе  трактует  понятие  структуры  личности  В.Н. Мясищев (1960). Он  рассматривает

структуру личности только в качестве одной из ее сторон, наряду с направленностью, уровнем развития
и  динамикой. По  мнению  В.Н. Мясищева, психические  образования  и  их  функции  должны  быть
непрерывно  связаны  с  содержанием  психической  деятельности. Именно  особенности  содержания
определяют  функциональную  структуру  психики  и  личности. Доминирование  их  в  сознании  и
поведении  зависит  от  отношения  человека, положительной  или  отрицательной  значимости  их
содержания для него. Психические отношения человека — это его сознательные избирательные связи с
различными  сторонами  действительности. Отношения  человека  различны  соответственно  сторонам
действительности, процессам деятельности. Побудители поведения — это те же отношения человека к
разным сторонам действительности, в  которую он  включен, и  проявляющиеся  в  форме  потребностей,
интересов и  склонностей. Исполнительский компонент — его способности, т.е. те  свойства личности,
которые являются условиями выполнения ею разных видов деятельности.


background image

Структурно-характерологические  особенности  личности  схематично  можно  изобразить

следующим образом:

А) Структура личности.

1. Отношения  и  их  уровень  развития: а) высокий (идейный — убеждения, сознание  долга,

общественно-коллективистские  мотивы); б) средний (преобладание  конкретно-личных  отношений —
личные  симпатии  и  антипатии, непосредственный  утилитарный  интерес  или  расчет); в) низкий
(примитивно-витальный — влечения).

317

2. Интеллект  и  способности  и  степень  их  развития: а) уровень  развития — высокий, средний,

низкий; б) дифференцированность отдельных компонентов: запаса знаний (высокий, средний, бедный),
развития  умений, характеристики  работоспособности  и  воли (мера  стремления  к  реализации
потребности), а также особенностей других психических процессов (памяти, внимания, мышления).

3. Темперамент (динамика  психических  реакций  и  особенности  эмоциональности  человека): а)

типы по Гиппократу — Павлову: холерический (безудержный), сангвинический (сильный, подвижный),
флегматический (сильный, инертный), меланхолический (слабый); б) человеческие  типы  по
Добролюбову — Павлову: художественный, мыслительный, средний.

4. Характер (личность в ее своеобразии, личность индивидуума и привычные способы поведения):

а) тип  характера — сильный, слабый, недифференцированный; б) структура  характера — цельный
(гармонический), противоречивый (дисгармонический); в) направленность  основных  тенденций —
экспансивный, импрессивный, уравновешенно-рассудочный, неуравновешенно-безрассудочный.

Б) Содержание личности.

1. Содержание  основных  отношений  личности: социальных, общественных, производственных,

бытовых, семейных, личных, интимных;

2. Характеристика мировоззрения личности: взгляды и оценки (широкие — объективные, узкие —

субъективно-личные); уровень  интересов (идейные, коллективистские, семейные, личностно-индиви-
дуалистические, эгоистические, витально-примитивные); нравственно-эстетический 

уровень

(гуманистический, индивидуалистический, аморальный); идеологический уровень.

Таким  образом, представленная  система  отношений, составляющих  личность, выступает  как

определенная  структура, в  которой  образующие  ее  отношения  постоянно  оказываются
субординированными  таким  образом, что  ведущими  среди  них  и  подчиняющими  себе  все  другие
оказываются  отношения, в  которых  находят  выражение  основные  потребности  и  интересы  личности.
Указанные "ядерные" отношения  накладывают  свой  отпечаток  на  все  другие  отношения  личности —
характер  их  проявления, устойчивость, действенность  и  др. Единство  в  структуре  личности, с  одной
стороны, идеального  и  материального, с  другой — общественного  и  индивидуального, возникает  в
процессе ее исторического развития. Формирование  человека  в  социальной среде определяет  способы
его  действия, реакций  и  переживаний, соответствующие  этой  среде. Социальное  извне, из  условий,
воздействий, требований, образцов, знаний  и  впечатлений  переходит  во  внутренние  свойства:
потребности, привычки, требования  личности  к  себе  и  к  окружающим (Лебединский  М.С., Мясищев
В.Н., 1966).

318