Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5776
Скачиваний: 35
Глава 11
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Поведение человека определяется двумя функционально взаимосвязанными сторонами:
регулятивной и побудительной. Регуляция поведения осуществляется посредством различных
психических проявлений, таких как: ощущения и восприятия, внимание, мышление, память, речь,
эмоции и др. Это обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях. Однако
поведение возникает не само по себе, а в силу каких-то причин, побуждений к нему. Описание
механизмов активности и направленности поведения традиционно связано с понятием мотивации.
Более широко оно понимается как вся совокупность факторов, вызывающих активность организма и
определяющих направленность поведения человека. Сюда включаются такие образования, как
потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления. Наиболее важными из всех
мотивационных понятий являются понятия "потребность", "мотив" и "цель".
Потребность — это исходная форма активности живых организмов. В основном здесь имеют в
виду органическую потребность биологического существа в необходимом для его жизнедеятельности и
развития. Потребности активизируют организм, вызывают периодически состояние определенной
напряженности, что направляет поиск необходимого предмета потребности (пищи, воды и т.п.).
Предмет, который может удовлетворить потребность, жестко не фиксирован. До своего первого
удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он должен быть еще найден. Внешне
потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. У
человека потребность как состояние личности всегда связана с наличием чувства неудовлетворенности,
которое и направляет актуальное поведение. При этом он может не знать, чем это состояние вызвано. В
ходе поиска происходит "встреча" потребности со своим предметом, его "узнавание" или
"опредмечивание потребности". В процессе опредмечивания потребности происходит быстрая
фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете (роль механизмов импринтинга,
запечатлевания). Основными характеристиками потребностей являются: а) сила, б) периодичность
возникновения, в) способы удовлетворения, г) предметное содержание (т.е. совокупность тех объектов,
с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена).
319
У человека кроме элементарных биологических потребностей важными также элементарно
необходимыми для его нормального развития являются еще две: 1) потребность в контактах с себе
подобными (общение, социальные контакты); 2) потребность во внешних впечатлениях или (в широком
смысле) познавательная потребность.
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — это предмет, который выступает в
качестве средства удовлетворения потребности (Леонтьев А.Н.). При одной и той же потребности
мотивами наблюдаемого поведения человека могут выступать самые различные предметы. Отсюда
понятие "мотив" можно обозначить и как устойчивое личностное свойство, которое как бы изнутри, от
человека побуждает его к совершению определенных действий для обретения нужного предмета
потребности (воспринимаемого, представляемого, мыслимого). Потребность как таковая сама по себе
способна породить только определенную активность организма, а направленность и организованность
поведения обеспечивается лишь мотивом — предметом потребности. Мотивы, в отличие от
потребностей, более разнообразны и потенциально осознаваемы. Люди, как личности, отличаются друг
от друга разнообразием и особым сочетанием потребностей, которые у человека и проявляются в
разнообразных мотивах. Большинство из них человеком более или менее осознаются (желания,
интересы, склонности и др.), но существуют и вовсе неосознаваемые мотивы — установки и влечения.
Система мотивов намного разнообразнее и подвижнее, чем потребности, лежащие в их основе.
Термин "мотивация" — более широкое понятие, чем мотив, и охватывает всю совокупность
факторов активности человека и определяющих ее направленность. Сюда включаются не только
внутренние факторы активности человека (личностные диспозиции), но и внешние, ситуационные
факторы. Поведение может объясняться не только внутренними, но и внешними причинами.
Психологические факторы, которые изнутри предопределяют его поведение, часто еще называют
личностными диспозициями (от лат. dispositio — расположение). В этих случаях говорят о
диспозиционной мотивации. Внешние причины поведения обусловлены ситуацией, и их,
соответственно, определяют как ситуационную мотивацию.
Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут
актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных
диспозиций (потребностей, побуждений) приводит к изменению восприятия ситуации субъектом. Он
воспринимает и оценивает ее предвзято, исходя при этом из своих актуальных интересов и
потребностей. Один и тот же человек, в зависимости от его текущего состояния, одну и ту же ситуацию
может воспринимать по-разному. Практически любое поведение человека детерминировано как
диспозиционно, так и ситуационно.
320
Таким образом, сиюминутное, т.е. актуальное поведение человека следует рассматривать не как
реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного
взаимодействия его диспозиций и ситуаций. Мотивация в данном случае понимается как процесс
непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Она
объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности,
направленной на достижение определенной цели. Термин "мотивация" в широком понимании
используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного
поведения человека.
Мотивы следует отличать от мотивировок. Мотивировка — это рациональное объяснение
субъектом причин поступка посредством указания на социально приемлемые для него и окружающих
обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. Мотивировка выступает как одна из форм
осознания самих мотивов поведения, оправдания своих поступков или сознательной маскировки
действительных мотивов поведения.
Цель — в психологии обозначают как ожидаемый результат, на который направлено актуальное
поведение. Цель, в отличие от мотивов, всегда осознается. Идеальный образ будущего результата
становится целью лишь в связи с определенной потребностью, мотивом или системой мотивов. Тогда
он приобретает побудительную силу и начинает направлять конкретные действия. Цель является
основным объектом внимания человека в данный момент времени, с ней также связано мышление и
большая часть эмоциональных переживаний. Психофизиологической основой цели является акцептор
результатов действия (Анохин П.К., 1970), регулирующий программу физиологической реализации
действия посредством сличения достигнутого результата требуемому.
Потребности, мотивы, цели — основные составляющие мотивационной сферы человека. Каждая
из потребностей может быть реализована во многих мотивах, и каждый мотив может быть
удовлетворен различной совокупностью целей.
Осознавая объект потребности как цель, человек должен соотносить свои личные цели с целями
общества. В этой связи он вносит необходимые поправки и коррективы в содержание своих целей или
маскирует их. Осознание реальности осуществления цели рассматривается как перспектива личности.
По словам А.С. Макаренко, человек слаб, если он определяет свое поведение самой близкой
перспективой. Сильный человек не довольствуется ближайшими перспективами и
321
ставит перед собой максимально возможные и отвечающие целям общества задачи. В случаях,
когда человек сталкивается с препятствиями, барьерами (объективными и субъективными) на пути к
достижению цели, у него в той или иной степени выраженности может возникнуть состояние,
противоположное переживаниям человека, осознающего перспективу, т.е. неудовольствие,
подавленность, расстройство. В психологии такое состояние называется фрустрационным состоянием, а
ситуации, его провоцирующие, — фрустрационными ситуациями. Фрустрация может приводить к
различным изменениям поведения и самосознания личности.
Можно выделить несколько параметров, характеризующих мотивационную сферу человека:
1) развитость — характеризует качественное разнообразие мотивационных факторов;
2) гибкость — описывает подвижность связей, существующих между разными уровнями
организации мотивационной сферы (между потребностями и мотивами, мотивами и целями,
потребностями и целями);
3) иерархизированность — это характеристика ранговой упорядоченности строения каждого из
уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.
Неосознаваемые мотивы могут проявляться в сознании в особых качествах — в форме эмоций и
личностных смыслов.
Эмоции возникают у человека лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые
связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, это значит, что "что-то" каким-то образом
затрагивает его мотив. Даже успешное достижение нужного результата деятельности человека не всегда
ведет к положительной эмоции. Напротив, оно может породить резко негативные чувства. Это может
быть сигналом о том, что достигнутый, казалось бы, успех со стороны ведущего мотива психологически
для личности является поражением. Эмоции, таким образом, являются как бы ключом к разгадке
действующих мотивов.
Личностный смысл — это переживание повышенной субъективной значимости предмета или
события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Мотивы, которые побуждают деятельность и
вместе с тем придают ей личностный смысл, называются смыслообразующими мотивами. Их
характерной чертой является то, что деятельность, сталкиваясь с препятствиями, не меняет свой
личностный смысл. Смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое иерархическое место,
даже если они не обладают прямой аффектогенностью. Являясь ведущими в жизни человека, для
самого субъекта они могут оставаться, по выражению А.Н. Леонтьева, за "занавесом" сознания.
Иерархические отношения мотивов начинают проясняться в ситуациях конфликта мотивов.
322
В качестве побудителей (мотивов) человеческого поведения рассматриваются также влечения,
установки, желания, интересы, склонности, задачи, идеалы и мировоззрение.
Влечение — это неосознанная по содержанию и цели деятельности потребность. В отечественной
психологии влечения рассматриваются как этап формирования мотива поведения, т.е. влечение
является преходящим явлением, и представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается как
конкретное желание. Таким образом, влечения могут обуславливаться не только биологическими, но и
социальными факторами. Кроме того, у человека с развитым сознанием влечения как мотивы поведения
ведущей роли не играют, а выступают в виде "строительного материала" для осознанных побуждений,
которым в поведении и принадлежит ведущая роль.
Влечение — одно из центральных понятий психоанализа, где ему придается ведущая роль в
активности и регуляции поведения человека. 3. Фрейд ведущим в регуляции поведения признает
проявление полового инстинкта ("либидо"), а его последователи, сохраняя представление о влечении
как ведущем мотиве поведения человека, заменяют "либидо" другими влечениями: "первичным
страхом", "влечением к разрушению" и т.п.
Установка — это не осознаваемое личностью состояние готовности (предрасположенности) к
определенному поведению и деятельности, с помощью которых может быть удовлетворена та или иная
потребность. Установка чаще всего складывается в результате неоднократного повторения ситуаций, в
которых человек реагировал определенным образом (установочные ситуации). Повторение ситуации
неосознанно предвосхищает характер поведения и отношения человека к ее объектам.
Понятие установки первоначально использовалось для обозначения обусловленного прошлым
опытом фактора, который определенным образом влиял на направленность психических процессов и
скорость реагирования на объекты ситуации. Позднее понятие социальной установки (аттитюда)
вводится для обозначения субъективных ориентации людей на те или иные социальные ценности,
предписывающие им определенные социально принятые формы поведения. В грузинской школе
психологов (Узнадзе Д.Н., 1966) понятие установки использовалось в качестве общеобъяснительного
принципа изучения психики.
В школе Д.Н. Узнадзе (1966) разрабатывалось положение, согласно которому возникающие при
встрече потребности и ситуации установки определяют направленность поведения субъекта до тех пор,
пока поведение не наталкивается на те или иные препятствия. В этих случаях нес-
323
сознанное поведение прерывается и начинают действовать сознательные механизмы
объективизации. Возникшие затруднения привлекают внимание, и они, таким образом, осознаются.
После сознательного нахождения нового режима регуляции управление поведением вновь
осуществляется подсознательными установками. Эта непрерывная передача управления обеспечивает
гармоничное и более экономное взаимодействие сознания и бессознательного.
Установки, по мнению Д.Н. Узнадзе, обеспечивают не только состояние готовности к
определенной деятельности, направленной на удовлетворение той или иной потребности, но и являются
фактором, направляющим и определяющим содержание сознания. Благодаря механизмам
объективизации человек выделяет себя из окружающего мира, начинает относиться к нему как к
существующему объективно и независимо от него. Понимание природы бессознательного с позиций
теории установки кардинально отличается от трактовки его в психоанализе 3. Фрейда.
Как и отношения, установки отличаются большим разнообразием: целевые, социальные,
смысловые, профессиональные, ожидательные (экспектации), установки на врача, на болезнь и т.д.
Установки по отношению к событиям, людям могут быть позитивными (больной, охотно и точно
выполняющий все указания врача, придерживается установки, вытекающей из положительного
отношения к медицине вообще и к доктору, который его лечит, в частности) и негативными,
принимающими характер предубеждения.
Психологическими исследованиями в структуре установки выделены три составляющие
(подструктуры): когнитивная (от лат. cognitio — познание) — образ того, что готов познать и
воспринять человек; эмоционально-оценочная — комплекс симпатий и антипатий к объекту установки;
поведенческая — готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки,
осуществлять волевые усилия.
Желание — это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не
выступает еще в качестве сильного побуждения к действию. Имея побуждающую силу, желание
обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.
Интерес — это форма проявления познавательной потребности, выражающаяся избирательным
отношением личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
Интересы обеспечивают направленность личности на осознание целей деятельности, способствуя
ориентировке, ознакомлению с чем-то новым, более полному и глубокому отражению
действительности. По содержанию интересы могут быть материальными (к жилищным удобствам,
красивой одежде и др.) и духовными (профессиональные, познавательные, эстетические и др.). По
объему их можно разделить на широкие и узкие. Они могут быть глубокими и поверхностными,
устойчивыми и неустойчивыми. Оценка интересов в конечном итоге определяется их
содержательностью и значимостью для личности.
324
Склонность — это избирательная направленность субъекта на определенную деятельность. В ее
основе лежит глубокая и устойчивая потребность в этой деятельности, стремление в ней
совершенствоваться. Склонности обычно являются предпосылкой развития соответствующих
способностей, хотя возможны случаи несовпадения склонностей и способностей.
Задача — это частный ситуативно-мотивационный фактор, возникающий тогда, когда в ходе
выполнения действий, направленных на достижение определенной цели, возникает трудность, которую
преодолевают благодаря постановке конкретной задачи.
Идеал — это важная цель личных стремлений человека, своеобразный пример, эмоционально
окрашенный эталон действия.
Мировоззрение представляет собой систему взглядов человека на мир и его закономерности.
Мировоззрение служит высшим регулятором поведения личности, определяя не только общую
направленность личности, но и ее целеустремленность. Идеалы и мировоззрение формируются у
человека на основе его интересов и склонностей.
Понятие о направленности личности
Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность отношений и активности
человека и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности.
Направленность, как подструктура личности, включает в себя различные побуждения. Все они
взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, т.е. представляют систему. При этом одни из ее
компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют опорную роль. Основную
линию поведения определяют доминирующие мотивы. В зависимости от сферы проявлений различают
следующие направленности личности: морально-идейную, профессиональную и бытовую.
Идейно-моральная направленность личности выражается в ее мировоззрении, моральной
воспитанности. Идейным человеком называют того, кто постоянно руководствуется в жизни
определенными идеалами, составляющими сущность его убеждений. Моральная воспитанность
проявляется в гуманности, коллективизме, ответственности; она характеризует личность со стороны ее
отношения к людям.
325
Профессиональная направленность проявляется в устойчивом стремлении заниматься
определенной профессией и совершенствоваться в ней.