Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5172

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Бытовая  направленность  выражается  в  материальных, житейских, а  также  культурных  и

эстетических индивидуальных устремлениях.

При  характеристике  направленности  личности  выделяют  следующие  качества: уровень, широта,

интенсивность, устойчивость и действенность.

Уровень  направленности — это  общественная  значимость  направленности  личности. Низкий

уровень  направленности  проявляется  в  ориентировке  исключительно  на  узколичные  интересы  и
безразличии к делам общества.

Широта направленности — это круг интересов личности. Широкая направленность подразумевает

не только широкий круг интересов личности, но и достаточную их глубину.

Интенсивность  направленности  связана  с  ее  эмоциональной  окраской. Она  может  колебаться  от

смутных, нечетких  влечений  через  осознанные  желания  и  активные  стремления  до  полной
убежденности.

Действенность 

направленности 

личности 

определяет 

активность 

реализации 

целей

направленности в деятельности.

Определение направленности личности (ориентационная анкета)

Впервые опубликована  Б. Бассом в 1967 г. Состоит из 27 пунктов-суждений с тремя вариантами

ответов — А,Б,В- Регистрационный бланк содержит две рубрики: "Больше всего" и "Меньше всего". Из
каждого  пункта-суждения  выберите  только  те, которые  в  наибольшей  степени  отвечают  Вашему
мнению и более  ценны для  Вас, а также тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения и
наименее ценен  для  Вас. Буквы ответов впишите в  соответствующую графу регистрационного бланка
рядом  с  номером  пункта-суждения. Используйте  только  две  буквы, остальные  ответы  нигде  не
записываются. Среди вариантов ответов нет "хороших" или "плохих", поэтому не старайтесь что-либо
угадывать. Старайтесь быть максимально правдивым.

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
а) одобрения моей работы;
б) сознания того, что работа сделана хорошо;
в) сознания того, что меня окружают друзья.

326

2 Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
а) тренером, который разрабатывает тактику игры;
б) известным игроком;


background image

в) выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
б) вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом

предмете;

в) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:
а) радуются выполненной работе;
б) с удовольствием работают в коллективе;
в) стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;
б) были верны и преданы мне;
в) были умными и интересными людьми;

6. Лучшими друзьями я считаю тех:
а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;
б) на кого всегда можно положиться;
в) кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:
а) когда у меня что-то не получается;
б) когда портятся отношения с товарищами;
в) когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
б) вызывает дух соперничества в коллективе;
в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:
а) проводить время с друзьями;
б) ощущение выполненных дел;
в) когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
а) добился успеха в жизни;
б) по-настоящему увлечен своим делом;
в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.

327

11. В первую очередь школа должна:
а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;
б) развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
а) для общения с друзьями;
б) для отдыха и развлечений;
в) для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:


background image

а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;
б) у меня интересная работа;
в) мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:
а) другие люди меня ценят;
б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;
в) приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне хотелось, чтобы:
а) рассказали  о  каком-либо  интересном  деле, связанном  с  учебой, работой, спортом  и  т.п., в

котором мне довелось участвовать;

б) написали о моей деятельности;
в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
а) имеет ко мне индивидуальный подход;
б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:
а) оскорбление личного достоинства;
б) неудача при выполнении важного дела;
в) потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:
а) успех;
б) возможности хорошей совместной работы;
в) здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:
а) считают себя хуже других;
б) часто ссорятся и конфликтуют;
в) возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:
а) работаешь над важным для всех делом;
б) имеешь много друзей;
в) вызываешь восхищение и всем нравишься.

328

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
а) доступным;
б) авторитетным;
в) требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
б) о жизни знаменитых и интересных людей;
в) о последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
а) дирижером;
б) композитором;
в) солистом.


background image

24. Мне бы хотелось:
а) придумать интересный конкурс;
б) победить в конкурсе;
в) организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:
а) что я хочу сделать;
б) как достичь цели;
в) как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
а) другие были им довольны;
б) прежде всего выполнить свою задачу;
в) его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
а) в общении с друзьями;
б) просматривая развлекательные фильмы;
в) занимаясь своим любимым делом.

Интерпретация

По ключу определите сумму баллов по каждому виду направленности.

1. Направленность  на  себя (Я) — ориентация  на  прямое  вознаграждение  и  удовлетворение

безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к
соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать отношения с

людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий
или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы,
потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3.  Направленность  на  дело  (Ц)  —  заинтересованность  в  решении  деловых  проблем,  выполнение

работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах
дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

329


background image

"Я"-КОНЦЕПЦИЯ И МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Становление  индивида  в  личность  предполагает  осознание  им  самого  себя  как  существа,

отличного от  других,  как  некоторой  субъективно  замкнутой  реальности.  Все  это  проявляется  в  факте
именования  себя  "Я".  Поэтому  феномен  "Я"  есть  центральный  пункт  формирования  личности  и  ее
структуры. В известном смысле можно утверждать, что личность — это и есть "Я" или прежде всего
"Я". Поэтому многие психологи полагают, что узкое понимание личности должно включать только ее
ядро, т.е. "Я"-концепцию и направленность личности (мотивация, ценностные ориентации).

"Я"-концепция — это  совокупность  всех  представлений  индивида  о  себе, сопряженная  с  их

оценкой. Описательную составляющую "Я"-концепции часто называют образом "Я" или картиной "Я".
Составляющую, связанную  с  отношением  к  себе  или  отдельным  своим  качествам, называют
самооценкой  или  принятием  себя. В  сущности, "Я"-концепция  определяет  не  просто  то, что  собой
представляет индивид, но и то, что он о себе думает и как смотрит на свои настоящие возможности и
возможности развития в будущем.

Образ своего "Я", можно рассмотреть и как совокупность установок, направленных на самого себя

и включающих следующие основные компоненты:

когнитивный — образ  своих  качеств, способностей, внешности  и  социальной  значимости

(самосознание);

эмоциональный — аффективная  оценка "Я"-образа, которая  проявляется  в  самоуважении,

себялюбии или самоуничижении;

оценочно-волевой — потенциальная  поведенческая  реакция, т.е. конкретные  действия, которые

могут  быть  вызваны  образом "Я" и  самооценкой (это  и  стремление  повысить  свою  самооценку,
завоевать уважение).

330

"Я"-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует внутренней согласованности

личности, определяет  интерпретацию  опыта  и  является  источником  ожиданий. Стремление  защитить
"Я"-концепцию, оградить  ее  от  разрушающих  воздействий  является  одним  из  основополагающих
мотивов всякого нормального поведения (Бернс Р., 1986).

Субъективно  переживание  наличия  собственного "Я" выражается  в  следующих  его  главных

функциях: