Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5777
Скачиваний: 35
Бытовая направленность выражается в материальных, житейских, а также культурных и
эстетических индивидуальных устремлениях.
При характеристике направленности личности выделяют следующие качества: уровень, широта,
интенсивность, устойчивость и действенность.
Уровень направленности — это общественная значимость направленности личности. Низкий
уровень направленности проявляется в ориентировке исключительно на узколичные интересы и
безразличии к делам общества.
Широта направленности — это круг интересов личности. Широкая направленность подразумевает
не только широкий круг интересов личности, но и достаточную их глубину.
Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Она может колебаться от
смутных, нечетких влечений через осознанные желания и активные стремления до полной
убежденности.
Действенность
направленности
личности
определяет
активность
реализации
целей
направленности в деятельности.
Определение направленности личности (ориентационная анкета)
Впервые опубликована Б. Бассом в 1967 г. Состоит из 27 пунктов-суждений с тремя вариантами
ответов — А,Б,В- Регистрационный бланк содержит две рубрики: "Больше всего" и "Меньше всего". Из
каждого пункта-суждения выберите только те, которые в наибольшей степени отвечают Вашему
мнению и более ценны для Вас, а также тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения и
наименее ценен для Вас. Буквы ответов впишите в соответствующую графу регистрационного бланка
рядом с номером пункта-суждения. Используйте только две буквы, остальные ответы нигде не
записываются. Среди вариантов ответов нет "хороших" или "плохих", поэтому не старайтесь что-либо
угадывать. Старайтесь быть максимально правдивым.
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
а) одобрения моей работы;
б) сознания того, что работа сделана хорошо;
в) сознания того, что меня окружают друзья.
326
2 Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
а) тренером, который разрабатывает тактику игры;
б) известным игроком;
в) выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
б) вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом
предмете;
в) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди:
а) радуются выполненной работе;
б) с удовольствием работают в коллективе;
в) стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;
б) были верны и преданы мне;
в) были умными и интересными людьми;
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;
б) на кого всегда можно положиться;
в) кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю:
а) когда у меня что-то не получается;
б) когда портятся отношения с товарищами;
в) когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
б) вызывает дух соперничества в коллективе;
в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
а) проводить время с друзьями;
б) ощущение выполненных дел;
в) когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
а) добился успеха в жизни;
б) по-настоящему увлечен своим делом;
в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.
327
11. В первую очередь школа должна:
а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;
б) развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
а) для общения с друзьями;
б) для отдыха и развлечений;
в) для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;
б) у меня интересная работа;
в) мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда:
а) другие люди меня ценят;
б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;
в) приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне хотелось, чтобы:
а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в
котором мне довелось участвовать;
б) написали о моей деятельности;
в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
а) имеет ко мне индивидуальный подход;
б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
а) оскорбление личного достоинства;
б) неудача при выполнении важного дела;
в) потеря друзей.
18. Больше всего я ценю:
а) успех;
б) возможности хорошей совместной работы;
в) здравый практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые:
а) считают себя хуже других;
б) часто ссорятся и конфликтуют;
в) возражают против всего нового.
20. Приятно, когда:
а) работаешь над важным для всех делом;
б) имеешь много друзей;
в) вызываешь восхищение и всем нравишься.
328
21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
а) доступным;
б) авторитетным;
в) требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
б) о жизни знаменитых и интересных людей;
в) о последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
а) дирижером;
б) композитором;
в) солистом.
24. Мне бы хотелось:
а) придумать интересный конкурс;
б) победить в конкурсе;
в) организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать:
а) что я хочу сделать;
б) как достичь цели;
в) как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
а) другие были им довольны;
б) прежде всего выполнить свою задачу;
в) его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
а) в общении с друзьями;
б) просматривая развлекательные фильмы;
в) занимаясь своим любимым делом.
Интерпретация
По ключу определите сумму баллов по каждому виду направленности.
1. Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение
безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к
соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
2. Направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать отношения с
людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий
или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы,
потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (Ц) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение
работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах
дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
329
"Я"-КОНЦЕПЦИЯ И МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Становление индивида в личность предполагает осознание им самого себя как существа,
отличного от других, как некоторой субъективно замкнутой реальности. Все это проявляется в факте
именования себя "Я". Поэтому феномен "Я" есть центральный пункт формирования личности и ее
структуры. В известном смысле можно утверждать, что личность — это и есть "Я" или прежде всего
"Я". Поэтому многие психологи полагают, что узкое понимание личности должно включать только ее
ядро, т.е. "Я"-концепцию и направленность личности (мотивация, ценностные ориентации).
"Я"-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их
оценкой. Описательную составляющую "Я"-концепции часто называют образом "Я" или картиной "Я".
Составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, называют
самооценкой или принятием себя. В сущности, "Я"-концепция определяет не просто то, что собой
представляет индивид, но и то, что он о себе думает и как смотрит на свои настоящие возможности и
возможности развития в будущем.
Образ своего "Я", можно рассмотреть и как совокупность установок, направленных на самого себя
и включающих следующие основные компоненты:
когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности и социальной значимости
(самосознание);
эмоциональный — аффективная оценка "Я"-образа, которая проявляется в самоуважении,
себялюбии или самоуничижении;
оценочно-волевой — потенциальная поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые
могут быть вызваны образом "Я" и самооценкой (это и стремление повысить свою самооценку,
завоевать уважение).
330
"Я"-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует внутренней согласованности
личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. Стремление защитить
"Я"-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является одним из основополагающих
мотивов всякого нормального поведения (Бернс Р., 1986).
Субъективно переживание наличия собственного "Я" выражается в следующих его главных
функциях: