ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5159
Скачиваний: 33
если она скрипит и легко не открывается
,
то колени у меня подкашиваются
.
Теперь я вижу
,
что
в этом нет никакой реальной основы
,
что это лишь действие представления
».
После
2-
месячного лечения больной выписался вполне здоровым
.
Рецидивов не
наблюдалось
.
Лишь иногда возникало чувство некоторой неуверенности в себе
.
В связи с этим
Dubois,
продолжавший в течение ряда лет поддерживать с больным переписку
,
написал ему
:
«Берегитесь
,
вы интеллигенты
,
обладаете здравым умом и именно этому качеству обязаны
своим выздоровлением
.
Вы не лишены логики
,
и если она завела вас сначала на ложный путь
,
то
это потому
,
что вы исходили из ложных посылок
,
из ипохондрических самовнушений
;
но эта же
логика привела вас к выздоровлению после того
,
как вы изменили исходную точку
,
и я вам
показал
,
какую роль в вашей болезни играют представления
.
Но не забывайте
:
вы немного
суеверны
,
малодушны
.
Вам не хватает некоторого пренебрежения к вашей бренной оболочке
.
Когда нет никакого органического страдания
,
как
,
например
,
у вас
,
то здоровье зависит главным
образом от непоколебимой уверенности человека в том
,
что он здоров
.
Будьте осторожны
,
ваше
малодушие может сыграть с вами плохую шутку
!».
После этого состояние больного вновь
улучшилось и он оставался здоровым
.
Аргументы
,
используемые при лечении убеждением
,
могут быть самого
различного характера
: «
Вы сами медицинский работник
,—
говорили мы одному
больному
.—
Вы утверждаете
,
что вы больны раком и от вас это скрывают
.
Но
ведь вы сейчас находитесь в психиатрической клинике
.
Разве мы стали бы
держать здесь человека
,
больного раком
?
Да мы бы его сейчас же перевели в
онкологический стационар
.
Если человек болен раком и считает при этом
,
что у
него рак
,
то ведь это нормально
.
Разве его поместят в психиатрическую боль
-
ницу
?
Вас поместили сюда потому
,
что вы внушили себе то
,
чего у вас нет
.
Вы
мнительный человек
.
У вас и раньше часто появлялись опасения заболеть
раком
,
но вы с ними боролись
.
А теперь рассказ о заболевании вашей знакомой
обострил ваши опасения
.
Вы стали фиксировать внимание на работе желудка
,
кишечника и поэтому ощущать то
,
чего раньше не ощущали
.
Мысль о раке
овладела вами и вы утратили над собой контроль
.
Мы поможем вам его обрести
(переходим на внушение наяву
) —
у вас нет рака
,
нет рака
! (
Далее обычным
тоном
).
Вы будете находиться здесь до тех пор
,
пока вы это поймете
!..».
При лечении методом убеждения целесообразно разъяснять больному в
физиологическом плане обратимый характер имеющихся у него болезненных
симптомов и возможность их устранения
,
возникновение истерического
паралича
—
процессом торможения
,
частичного сна в соответствующей области
мозга
,
некоторые фобии
—
механизмом условного рефлекса
.
«У вас различные неприятные ощущения в теле
—
в области то сердца
,
то груди
,
то желудка
,
и вы полагаете
,
что это признаки какого-то тяжелого
,
опасного для жизни заболевания
,—
говорили мы больному
.
В действительности это не так
.
Наше сердце непрерывно работает
,
непрерывно движется
кровь по кровеносным сосудам
,
сокращаются стенки кишечника
,
перемещая пищу
.
Все это мы
обычно не ощущаем
.
К счастью поток импульсов
,
поступающих в мозг от внутренних органов
,
нами не осознается
.
Он задерживается
,
вероятно
,
на уровне межуточного мозга
.
Вы пережили
травму черепа и теперь
„
фильтры
"
немного ослабли
—
импульсы стали проникать в сознание и
вы стали их ощущать
.
Дело не в том
,
что у вас сердце или желудок работают ненормально
,
а в
том
,
что у вас снизился порог возбудимости и вы стали ощущать то
,
чего в норме не ощущают
.
У вас нет болезни внутренних органов
,
а лишь повышенная чувствительность к нормальным
раздражениям
.
Она усиливается оттого
,
что вы фиксируете внимание на этих ощущениях
.
Поймите
,
они являются не признаком какой-то страшной болезни сердца или желудка
,
а
невинными ощущениями
.
Чем больше вы на них будете обращать внимание
,
тем сильнее вы их
будете воспринимать
...
Мы дадим вам лекарство
,
которое повысит порог восприятия и таким
образом ослабит эти ощущения
,
но главное в вас самом
—
займите себя работой
,
не давайте
себе сосредоточивать на них внимание
,
не придавайте им значения
,
и вы поправитесь
».
Приводим отрывки нашей беседы с двумя больными
,
имевшей целью
изменить реактивность на психотравмирующие воздействия и повлиять на
некоторые характерологические особенности
:
«Ваше заболевание
—
следствие того
,
что вы очень обидчивы
,
чувствительны
.
Вы должны
изменить свое отношение к окружающему
,
перестроиться
,
перевоспитать себя
,
тогда вы
избавитесь и от
„
невроза сердца
",
который вас беспокоит
,
и от повышений артериального
давления при волнении
.
Наша реакция на окружающее во многом зависит от того
,
как мы будем его истолковывать
.
Представьте себе
,
что мимо человека прошел его знакомый
,
не посмотрев на него и не
поздоровавшись с ним
.
Разные люди могут истолковать это по-разному
.
Один подумает
,
что
знакомый был занят своими мыслями
,
не заметил его и не придаст этому значения
.
Другой
может оценить все иначе
.
Он скажет
«
Вот Иван Иванович теперь уже и друзей не узнает
,
не
здоровается
,
стал важным
,
теперь и смотреть на меня не хочет
...»
и может почувствовать себя
обиженным
.
Психически больной с бредом ревности может увидеть в этом намек на якобы
дурное поведение его жены
Еще римский философ и император Марк Аврелий говорил
: „...
измени свое отношение к
вещам
,
которые беспокоят тебя
,
и ты будешь от них в безопасности
"
Это к вам в полной мере
относится
.
Нужно настроить себя так
,
чтобы правильно реагировать на вещи
.
Избавьтесь от
излишней обидчивости и подозрительности
.
Сейчас вам нужно оградить себя от волнений
,
поэтому настройте себя так
,
чтобы никакие пустяки на вас не действовали
,
вас не волновали
.
Снизьте свой уровень возбудимости Будьте теперь совершенно спокойны
,
всегда спокойны
(говорится больному внушающим тоном
).
Кто бы вам и что бы вам ни говорил
,
вы будете на это
реагировать спокойно
,
совершенно спокойно
(
последние слова внушаются наяву
).
По характеру вашей работы вам приходится иметь дело с матерями детей
.
Представьте себе
,
что одна из них вас незаслуженно упрекнет в резкой форме
.
Теперь вы отнесетесь к этому
совершенно спокойно
.
Спокойно ответите ей
„
Вы ошибаетесь
".
Вы подумаете
:
вероятно
,
оскорбившая меня женщина была чем-то возбуждена
,
может быть
,
у нее домашние
неприятности и поэтому напрасно ко мне придралась
.
Останетесь при этом совершенно
спокойной
.
Ведь психиатр на работе не реагирует на оскорбления и ложные обвинения своих
больных
.
Он остается совершенно спокойным
.
Так и вы должны себя настроить на то
,
что не
будете эмоционально реагировать на незаслуженные упреки или оскорбления
...
Не бром и не
валериана
,
а самовоспитание может избавить вас от лишних волнений
».
Убеждение хорошо сочетать с внушением наяву и мотивированным
самовнушением
.
«У вас явления неврастении
—
легкие
,
обратимые нарушения
,—
говорилось другому
больному
.—
Вы отдохнете и все быстро пройдет
.
Вы будете здоровы
.
Однако главное лекарство
—
это самовоспитание
.
Вы не должны быть столь тщеславны Вы хороший музыкант
,
хороший
преподаватель музыки
,
вас любят ученики
,
ищите в этом высокое моральное удовлетворение
.
Вы приносите пользу обществу
.
Однако нельзя претендовать на большее
,
чем ты можешь дать
,
на большее
,
чем ты способен
...
Измените уровень ваших притязаний
.
Приведите его в
соответствие со своими возможностями
,
и вы не будете переживать
,
на мой взгляд
,
мнимых
неудач
,
навсегда избавитесь от неврастении
.
Нельзя считать себя несчастным человеком от того
,
что ты не Рафаэль
,
не Тициан и не Чайковский
».
Снятие эмоциональной напряженности
,
вызванной несоответствием между
возможностями больного и его притязаниями
,
содействовало не только
быстрому избавлению от неврастении
,
но и общему оздоровлению личности
.
В процессе лечения убеждением важно
,
призывая больного
,
пересмотреть
свою оценку психотравмировавших событий или отказаться от своих
непомерных требований
(
иногда даже смириться с возникающей ситуацией
),
подчеркнуть перспективы будущего
,
наметить линию поведения в дальнейшем
,
способствовать формированию новых здоровых интересов
(
активирующая
терапия
).
Достоинством метода убеждения является то
,
что больной активно участвует
в процессе лечения и что при таком лечении укрепляется его интеллект
,
открывается возможность коррекции взглядов и установок и харак
-
терологических
особенностей
,
предрасполагающих
к
возникновению
заболевания
.
При лечении убеждением в отличие от метода внушения
образуемые новые связи не остаются изолированными
,
а связываются с имею
-
щимися представлениями и поддерживаются ими
.
Все это благоприятствует
стойкости достигаемого терапевтического успеха
.
Недостатком является то
,
что
лечебный эффект при этом наступает часто не так быстро
,
как при некоторых
других методах
—
внушении
,
эфирном рауше и т
.
п
.,
особенно в случае
моносимптоматических истерических расстройств
.
Метод убеждения применим при лечении различных заболеваний
,
однако
особенно широко им пользуются при лечении неврозов
.
Он рекомендуется при
любых формах неврозов
,
не имеет противопоказаний и
,
по нашему мнению
,
может применяться во всех случаях
.
К сожалению
,
не всегда можно достигнуть
успеха с помощью одного этого метода
.
Так
,
многие больные с навязчивыми
явлениями понимают их нелепость
,
абсурдность
,
пытаются бороться с ними
,
но
,
как они сами на это указывают
,
не могут их преодолеть
.
Нередко мало
-
эффективен метод убеждения в чистом виде и при лечении больных истерией
.
Однако и в тех случаях
,
когда одним убеждением достигнуть выздоровления не
удается
,
применение его в качестве дополнительного средства целесообразно
.
Каким бы способом врач ни лечил больного неврозом
,
метод убеждения будет
всегда иметь значение не только для устранения болезненного симптома
,
но и
для профилактики рецидива заболевания
.
ВНУШЕНИЕ
Внушение
(suggestio)—
введение
информации
,
воспринимаемой
без
критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических
процессов
(
А
.
М
.
Свядощ
).
Путем внушения могут вызываться ощущения
,
представления
,
эмоциональные состояния и волевые побуждения
,
а также
оказывать воздействия на вегетативные функции без активного участия
личности
,
автоматически
,
без логической переработки воспринимаемого
.
Внушение невозможно при отсутствии семантического
(
смыслового
)
содержания в сообщении
.
Так
,
например
,
человеку нельзя что-либо внушить на
незнакомом ему языке
.
Однако далеко не всякая информация оказывает
внушающее воздействие
.
В зависимости от формы подачи
,
источника
поступления и индивидуальных особенностей личности одна и та же
информация может либо обладать
,
либо не обладать им
.
В чем же специфика
внушения
?
Для ответа на этот вопрос рассмотрим выдвинутую нами верификационную
концепцию внушения
.
Согласно этой концепции
,
в мозгу человека протекают процессы
верификации информации
,
т
.
е
.
определения ее достоверности
.
На живой
организм падает огромное количество различных
,
иногда противоречивых
,
сигналов
,
несущих информацию о происходящем как во внешней
,
так и
внутренней среде
.
Более сложные из них подвергаются логической переработке
и оценке
,
осуществляемой путем сознательного целенаправленного мышления
.
Однако большая часть поступающей информации подвергается в соответствии с
имеющимися алгоритмами автоматической неосознаваемой оценке с точки
зрения ее достоверности
,
а также значимости
.
Благодаря этому организм
,
не
загружая сознания
,
ограждается от неадекватного реагирования на сигналы
,
ко
-
торые к нему не имеют отношения либо несут ложную или несущественную
информацию
.
Так
,
оборонительная реакция не возникнет
,
если ребенок
,
направив игрушечное ружье
,
будет выкрикивать слова угрозы
;
не возникнет и
ощущения запаха
,
если
,
подав палочку
,
ребенок скажет
,
что это букет цветов
.
Особенность внушения кроется в том
,
что при нем
,
помимо основной
(семантической
),
информации
,
определяющей содержание внушения
,
вводится
еще добавочная
—
верифицирующая
—
информация
,
повышающая
достоверность основной
.
Так
,
например
,
я просто говорю больной
: «
Руке не
больно
».
Я внушаю ей же
: «
Руке не больно
!».
Во втором случае добавочную
информацию песет мой голос
—
интонации моей речи
,
моя мимика
,
мой
авторитет врача
.
Если этой добавочной информации не будет или окажется
недостаточно
,
то эффекта внушения не наступит
.
Для исследования добавочной информации мы записали на студийном
магнитофоне одни и те же фразы
,
произнесенные обычным тоном и тоном
внушения
,
и подвергли их спектральному анализу с помощью интонографа
.
Таким путем удалось получить после соответствующей математической
обработки
цифровые
физические
характеристики
,
отличающие
повествовательную речь от внушающей
,
и выявить некоторые особенности
верифицирующей информации
.
Чем более уверенным тоном говорит человек
,
тем большее верифицирующее
действие оказывает его речь
.
Так
,
в наших опытах явления конформизма
(навязывания явно ложного мнения малой группой лиц одному из ее членов
)
исчезали
,
если хотя бы
2—3
члена этой группы высказывали это мнение
неуверенным тоном
.
Нередко верифицирующий эффект дает повторность
поступления информации
.
Ложная верификация информации лежит в основе
плацебо-эффекта
,
а также играет большую роль в косвенном внушении
,
благодаря чему больной приписывает терапевтическую активность веществу
,
которое в действительности им не обладает
.
По И
.
П
.
Павлову
,
внушение
—
это концентрированное раздражение
определенного пункта или района больших полушарий
,
вызванное обычно
действием слова
.
Концентрированным характером раздражения объясняется
,
по
его мнению
,
то
,
что раздражение
,
лежащее в основе внушения
,
имеет
«преобладающее
,
незаконное
и
неодолимое
значение
».
Оно
,
как
концентрированное
,
сопровождается сильной отрицательной индукцией
,
оторвавшей его
,
изолировавшей его от всех посторонних необходимых влияний
,
поэтому оно не поддерживается всяческими ассоциациями
,
т
.
е
.
связями со
многими настоящими и давнишними раздражениями
,
ощущениями и
представлениями
,
как это характерно для разумных
,
невнушенных актов
.
Отрицательная индукция вокруг очага возбуждения будет тем сильнее
,
чем
сильнее в нем возбудительный процесс и чем ниже тонус окружающей его
коры
.
Восприятие информации без ее критической переработки свойственно
маленьким детям и в этом возрасте биологически целесообразно
.
Лишь в
дальнейшем
,
по мере накопления ими жизненного опыта и развития логических
способностей
,
воспринимаемое начинает подвергаться ими критической
переработке
.
В той или иной степени внушаемы и взрослые люди
.
Верификация
информации затруднена
,
в связи с чем внушаемость повышена в тех случаях
,
когда недостаточно развиты или ослаблены критические способности
;
при
слабости или временном ослаблении коры головного мозга
;
при гипнотическом
фазовом состоянии в коре
.
Отсюда понятно
,
почему внушаемость часто
повышена у лиц суеверных
,
отсталых
,
дебилов
,
истощенных
,
наркоманов
,
у
страдающих импотенцией
,
у людей
,
астенизированных соматогенными
заболеваниями или психогенными воздействиями
,
некоторых психопатов
,
находящихся в состоянии аффекта
.
Внушающее влияние раздражителя будет сильнее
,
если вызываемое им
действие усилится уже имеющимися представлениями
.
Так
,
например
,
человеку
,
постоянно опасающемуся за свое здоровье
,
легче могут быть вну
-
шены ипохондрические идеи
,
чем не опасающемуся за него
.
Как указывалось
при рассмотрении истерии
,
представления
,
обладающие
«
условной
приятностью
или желательностью
»,
могут быть легче внушены
,
чем не об
-
ладающие таковой
.
Таким образом
,
внушаемость может оказаться избирательно
повышенной лишь в отношении определенного круга представлений
.
Различают внушение прямое и косвенное
.
Прямое внушение может
реализоваться либо непосредственно вслед за действием вызвавшего его слова
(например
,
больному внушают
: «
Теперь голова у вас перестает болеть
,
голова
не болит
!»),
либо спустя некоторое время
(«
Через
15
минут голова перестанет
болеть
»),
либо при условии действия добавочного раздражителя
,
ставшего
условнорефлекторным благодаря произведенному внушению
(«
Когда вы
почувствуете запах водки
,
вам станет противно
,
появится тошнота
»).
При прямом внушении в состоянии бодрствования или неглубокого
гипнотического сна больной обычно может установить связь между
произведенным прямым внушением и вызванным им действием
,
т
.
е
.
источник
поступления информации им осознается
.
При прямом внушении во время
глубокого гипнотического сна или естественного сна
,
когда по пробуждении
наступает амнезия самого акта восприятия речи
,
больной может не знать
,
что
наступившее действие вызвано внушением и будет расценивать его или как
спонтанно возникшее
,
или как произвольное действие
,
мотивы которого ему не
ясны
.
При косвенном внушении всегда прибегают к помощи добавочного
раздражителя
,
наделяемого новым информационным значением благодаря
произведенному прямому внушению и облегчающим верификацию внушае
-
мого
.
Так
,
например
,
для устранения головной боли при косвенном внушении
говорит
: «
Вы сейчас примете вот этот порошок
.
Он обладает обезболивающими
свойствами
.
Он на вас подействует через
10
минут и вызовет прекращение
головной боли
!».
Для устранения бессонницы косвенным внушением
указывают
: «
Сегодня вы примете порошок за
15
минут до сна
.
Запьете его
половиной стакана горячей воды
(
горячая вода лучше растворяет лекарство и
оно скорее действует
),
и через
30
минут после приема у вас наступит сон
!».
При
этом в обоих случаях дается индифферентный порошок
,
не обладающий ни
анальгезирующим
,
ни снотворным свойством
.
Таким образом
,
при косвенном внушении в отличие от прямого больной
всегда ошибочно приписывает наступившее лечебное действие какому-то
раздражителю
,
который сам по себе
,
без участия внушения
,
не способен его
вызывать
.
Им может стать любой раздражитель
—
гомеопатические пилюли
,
физиотерапевтическая процедура
,
инъекции пенициллина
—
в зависимости от
характера произведенного внушения
.
Как известно
,
условнорефлекторный раздражитель первого порядка является
более сильным
,
чем условно-рефлекторный раздражитель второго порядка
.
Непосредственный раздражитель обычно сильнее следового
,
поэтому человеку
легче внушить
,
что он видит
,
например
,
букет цветов в данный момент
,
чем
внушить
,
что он увидит его завтра утром
,
когда часы пробьют
9.
Почему же
человеку в бодрствующем состоянии часто легче внушить
,
что боль у него
пройдет через
15
минут после приема порошка
,
обладающего якобы