ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5166
Скачиваний: 33
останавливаемся
.
При проведении коллективных занятий аутогенной тренировкой предлагают
больному занять исходную полу
(
сидя или лежа
),
расслабить мышцы
,
закрыть
глаза
,
ни о чем постороннем не думать и далее мысленно или тихим шепотом
повторять фразы за врачом
,
который произносит их медленно
,
тихим
,
монотонным голосом
. 11
осле каждой фразы делается пауза в
3—5
секунд
,
что
-
бы больной успел мысленно повторить фразу
.
Произносятся фразы
,
приведенные при описании упражнений
1—6 («
правая рука тяжелая
»,
а
тренированным лицам
—
просто слова
: «
тяжесть
», «
покой
»
и т
.
д
.).
Фразы
«
от
-
боя
»
произносятся врачом резким
,
внушающим тоном
.
При коллективных
сеансах самовнушения обычно сочетаются с элементами врачебного внушения
.
Kleinsorge
и
Klumbies
предлагают больному мысленно повторять за ними более развернутые
фразы
,
чем принято классической методикой
,
и при этом сочетают во время сеанса элементы
внушения и самовнушения
.
Так
,
например
,
для вызывания ощущения тяжести и тепла
говорится
: «
Я совершенно спокоен
...
Спокоен и расслаблен
...
Все тело охватывает глубокий
покой
...
Покой и расслабление
...
Каждый мускул расслаблен и вял
...
Ничто мне не может
мешать
.
Я совершенно спокоен
...
Правая рука тяжело лежит
.
Правая рука вялая и тяжелая
...
Приятная теплота распространяется по всей правой руке
...
Свинцовая тяжесть в правой руке
,
правом предплечье
,
кисти
,
кончиках пальцев
...
Кровеносные сосуды правой руки расширяются
.
Правая рука становится теплой
.
Приятное тепло распространяется по правой руке
...
Приятное
тепло распространяется по предплечью
,
кисти
,
пальцам
...
Правая рука теплая и тяжелая
.
Я
совершенно спокоен
…
Покой охватывает меня
».
Далее дается команда
: «
Глубокий вдох
!
Руку
согнуть
!
Открыть глаза
'».
При выполнении упражнения по регуляции ритма сердечной
деятельности ими рекомендуются формулы
: «
Я едва чувствую сердце
...
Приятное тепло
распространяется с левой руки в левую полость грудной клетки
...
Расширяются кровеносные
сосуды левой руки
...
Левая рука теплая и широкая
...
Тепло пронизывает сердце
...
Сердце рабо
-
тает само по себе
,
совершенно спокойно
...
Спокойно качает кровь
.
Я совершенно спокоен
...»
При дальнейших упражнениях используются формулы
: «
Совершенно спокойно дыхание
...
Дышится легко и свободно
,
приятно освежает
...
Дышится спокойно и легко само по себе
...
Воздух проходит легко и свободно
...
Я совершенно спокоен
...» «
Я совершенно спокоен
...
Моя
голова свободная и легкая
...
Лоб приятно прохладен
…
Я ощущаю
,
как прохлада обдает голову
.
Голова становится ясной и свободной
...
Голова ясная
,
как горный ручей
.
Ясная
,
как кристалл
...
Я могу на каждой мысли концентрироваться
.
Голова ясная и ненапряженная
».
Ими же
рекомендовано проводить упражнение под звуки приятно успокаивающей музыки
.
Muller-Hegemann
рекомендует после
10
недель аутогенной тренировки
вводить формулы самовнушения
: «
мышцы лица расслаблены
», «
нижняя
челюсть отвисает
», «
язык тяжелый
», «
глазные яблоки закатываются вверх
».
Для
облегчения вызывания ощущения прохлады в области лба нужно посадить
больного недалеко от открытой форточки
,
чтобы он испытывал легкое дунове
-
ние прохладного воздуха во время выполнения этого упражнения
.
Модификация методики Шульца
,
разработанная в нашей клинике
(
А
.
С
.
Ромен
, 1963, 1967;
А
.
М
.
Свядощ и Л
.
С
.
Ромен
, 1966, 1967),
заключается в том
,
что перед началом тренировки применяется подготовительное упражнение
,
направленное на обучение вызыванию расслабления мышц тела
.
Для этого в
положении сидя или лежа нужно сжать пальцы рук
(
ног
),
напрячь мышцы и
затем
,
настойчиво думая
: «
Мышцы кистей
(
стоп
)
всего тела расслаблены
»,
свободно расслабить руки
(
ноги
)
и сделать ими несколько раз потряхивающие
движения
.
При выполнении третьего упражнения по Шульцу следует
предварительно вызвать ощущение тепла в области грудной клетки
(
внушать
себе
: «
Грудь теплая
»),
после чего начать овладение ритмом сердечной
деятельности
.
При выполнении упражнения
4
по Шульцу
(
регуляция дыхания
)
при мысленном произнесении фразы
«
Я дышу совершенно спокойно
» —
делать
вдох одновременно со словами
«
Я дышу
»
и выдох
—
со словами
«...
совершенно
спокойно
».
Если во время тренировки краткие формулы самовнушения
: «
Рука теплая
...»
и др
.
оказываются малоэффективны
,
предлагается сопровождать их вызыванием
соответствующего образного представления
,
например
,
что рука опущена в таз
с горячей водой
.
Можно применить и безусловнорефлекторное подкрепление
,
например самовнушение
«
Рука холодная
»
сочетать с опусканием ее в холодную
воду
.
Недостатком методики Шульца является то
,
что для се овладения требуется
2—3
месяца
.
Для сокращения этого срока мы стали объединять упражнения
1
и
2
по Шульцу и после
1—2
недель тренировки вводить лечебные самовнушения
.
С этой же целью Л
.
Т
.
Бортник и М
.
С
.
Лебединский предлагают удлинить
каждый сеанс аутогенной тренировки до
25—30
минут
,
сочетая его с
элементами внушения
.
На усвоение каждого из
6
упражнений Шульца при этом
затрачивается в среднем
3
дня
,
после чего еще г
.
течение
10—12
дней
проводится тренировка с применением всех отработанных формул
.
Лечебные
самовнушения включаются с первых дней занятий
.
На сочетаний-элементов
внушения и самовнушения основана и модификация Г
.
С
.
Беляева
.
При проведении тренировок дома можно воспользоваться соответствующей
магнитофонной записью
.
Сеансы коллективной тренировки удобнее всего
проводить с группами до
12
человек
.
Влияние на некоторые физиологические процессы
Состояние мышечной релаксации и покоя
,
возникающее во время аутогенной
тренировки
,
сопровождается
ослаблением
тонуса
не
только
поперечнополосатой
,
но и гладкой мускулатуры
,
а также уменьшением эмоцио
-
нальной напряженности
.
В этом отношении аутогенная тренировка наряду с
методом прогрессивной мышечной релаксации
,
по
Jacobson,
может быть
отнесена к методам релаксации
(Aboulker, Chertok, Sapir, A. M.
Свядощ
,
Kleinsorge, Klumbies),
хотя
,
как мы увидим
,
методы
Schultz
и
Jacobson
во
многом отличаются друг от друга
.
Во время релаксации наступает некоторое снижение артериального давления
,
замедление частоты пульса
(
в среднем на
4—6
в минуту
);
дыхание становится
более медленным и поверхностным
.
Состояние релаксации характеризуется
легкой сонливостью
,
которая легко может переходить в сон
.
Исследование
электрической активности головного мозга
(
О
.
П
.
Барановская
,
А
.
С
.
Ромен и А
.
М
.
Свядощ
)
показало
,
что в начале релаксации отчетливо выступает альфа
-
ритм
.
В дальнейшем в одних случаях отмечается снижение электрической
активности мозга
,
в других
—
появление медленных волн различной частоты
(от
2
до
7
в секунду
)
и амплитуды
(
от
25
до
100
мкв
).
Они были либо
единичными
,
либо следовали целыми сериями
,
появляясь периодически
.
Во
время самовнушений
(
вызывания представлений тепла
)
отмечалась депрессия
фонового ритма
,
главным образом в начале самовнушений
.
У некоторых
испытуемых в состоянии покоя и релаксации
,
а также во время самовнушений
каких-либо изменений на электроэнцефалограмме по сравнению с
бодрствованием обнаружить не удавалось
.
Диффузный характер изменений электрической активности как во время
релаксации
,
так и в момент самовнушений говорит в пользу зависимости их от
тонигенных влияний ретикулярной формации
.
Релаксация
,
уменьшая поток
интероцептавных импульсов
,
ведет к снижению реактивности гипоталамуса и
тем самым к уменьшению эмоциональной возбудимости
.
Полученные нами данные говорят
,
что состояние покоя и релаксации
является гипнотическим фазовым
.
Отсюда понятна повышенная в нем
внушаемость
.
Особую силу в этом состоянии приобретают и самовнушения
.
Рис
. 1
Каталептический мост
,
вызванный самовнушением
(
А
.
М
.
Свядощ и А
.
С
.
Ромен
, 1966)
Особенностью релаксации является то
,
что она вызвана самовнушением и
что при ней гипнотическое состояние может быть избирательным по
направленности
,
благодаря чему возможен контроль за своими переживаниями
и осуществление дальнейших самовнушений
.
В нашей клинике были проведены следующие опыты
(
А
.
С
.
Ромен
, 1961):
100
здоровым испытуемым
(
в большинстве студентам
),
ранее не занимавшимся
аутогенной тренировкой
,
было предложено сесть в удобной позе
,
закрыть глаза
и мысленно внушать себе
(
представлять
),
что их рука стала теплой
.
В
результате
83
из них отметили
,
что у них действительно появилось ощущение
тепла в руке
.
Однако когда измерили температуру кожи
,
то оказалось
,
что у
97
из
100
температура кисти сколько-нибудь существенно не изменилась
(колебание в пределах
0,1—0,2°).
Лишь у троих
(2
актеров-профессионалов и
1
актера-любителя
)
она изменилась на
0,5—0,8°.
Тогда
50
здоровых лиц из числа
тех
,
которым не удалось произвольно изменить температуру кожи
,
были
подвергнуты в течение
1—4
месяцев аутогенной тренировке
.
После этого
40
из
50
смогли за несколько десятков секунд путем соответствующего
самовнушения повысить или понизить у себя температуру кожи кисти на
0,3—
0,4°.
Причем
30
из них
—
более чем на
0,6°.
Иначе говоря
,
они научились
произвольно влиять на тонус кровеносных сосудов
.
Выработанную способность
произвольного влияния на температуру кожи у ряда испытуемых удавалось
обнаружить даже через год после прекращения аутогенной тренировки
.
Возможность произвольного изменения температуры кожи на несколько
градусов с помощью аутогенной тренировки отмечают также
Schultz, Polzien,
К
.
И
.
Мировский и А
.
Н
.
Шагам
.
Японские авторы
Ikemi, Nakagawa, Kimura
и др
.
у
больного с фистулой желудка три самовнушении
«
живот теплый
»
наблюдали не
только повышение температуры кожи живота на
2°,
но и увеличение кровотока
в стенке желудка
,
а также усиление его моторной активности
.
В другой серии наших опытов
(
А
.
С
.
Ромен
) 15
студентов
—
членов
студенческого научного кружка и
2
врачей
,
овладевших техникой аутогенной
тренировки и никогда ранее не гипнотизировавшихся
,
внушая себе
,
что тело их
напряглось
,
научились вызывать у себя резкую мышечную каталепсию
.
При
этом наступало сужение сознания
,
появлялось ощущение невесомости тела и
оно свободно удерживалось на весу с опорой на две точки
—
пятки и затылок
,
образуя каталептический мост
(
рис
. 1).
У них же при самовнушении
«
рука
ничего не чувствует
», «
рука не моя
»
возникала анестезия
,
при которой можно
было безболезненно проколоть кожную складку
(
рис
. 2).
Анестезия может быть вызвана
,
по
Schultz,
у
50%
лиц
,
занимающихся
аутогенной тренировкой
.
Один из наших молодых врачей
,
занимающийся аутогенной тренировкой
,
научился путем самовнушения произвольно ускорять частоту сокращений
сердца с
68
до
144
в минуту и замедлять ее до
46.
Во время одного из опытов
при вызывании яркого образного представления
—
спазма сосудов сердца
(«
коронарные сосуды сжались
,
участок сердца побелел
»)
у него тут же впервые
в жизни возник приступ стенокардии
,
который был купирован представлением
тепла в области сердца и в дальнейшем не повторялся
.
Аналогичные указания
на возможность ускорения или замедления пульса имеется и у
Schultz.
Рис
. 2.
Самовнушенная анестезия
(
А
.
М
.
Свядощ
,
А
.
С
.
Ромен
, 1966).
Путем аутогенной тренировки можно резко повысить способность к
визуализации представлений
.
В состоянии релаксации
,
как отмечает
Schultz,
иногда удается вызывать и гипермнезию
.
Так
,
описываемые им испытуемые
могли полностью вспомнить стихотворения
,
которые учили в детстве
,
в то
время как перед этим в бодрствующем состоянии им удавалось вспомнить лишь
1—2
строчки этого стихотворения
.
Запоминание иностранных слов в состоянии
релаксации
,
вызванной аутогенной тренировкой
,
как с их визуализацией
,
так и
без таковой иногда протекает несколько успешнее
(
на
20—30%),
иногда же
менее успешно
,
чем в бодрствующем состоянии
(
Л
.
М
.
Ицигсон
,
А
.
С
.
Ромен
,
А
.
М
.
Свядощ
).
Э
.
Г
.
Рейдер и С
.
С
.
Либих отметили
,
что из
14
школьников
,
на
-
ходившихся в состоянии релаксации
,
вызванной аутогенной тренировкой
,
которым был
75
раз прочитан текст на незнакомом им языке
,
смогли
воспроизвести
2
строки текста
13,
а из
14
учеников контрольной группы
—
ни
один
.
Наши исследования
(
А
.
М
.
Свядощ
,
А
.
С
.
Ромен
, 1966, 1967)
показали
,
что
при помощи аутогенной тренировки можно научиться погружать себя в
аутогипнотическое состояние
,
во время которого путем самовнушения вызы
-
вать автоматическую речь
(
глоссолалию
)
и автоматическое письмо
(
внушая
себе
: «
моя рука пишет сама собой
,
без моего участия
»),
влиять на скорость
восприятия во время простой реакции
.
При этом в состоянии релаксации
скорость восприятия уменьшалась
,
время простой реакции увеличивалось
,
изменялась длительность следовых образов
.
При самовнушении повышенного
внимания скорость восприятия возрастала
,
время простой реакции
укорачивалось
.
Быстрый переход из одного поясного времени в другое
вызывает необходимость перестройки циклических ритмов организма
(
ритма
сна
—
бодрствования
,
приема пищи
,
физиологических отправлений
).
Нами
было показано
,
что лица
,
овладевшие техникой аутогенной тренировки
,
могут
путем самовнушения значительно ускорять и облегчать перестройку этих
циклических процессов
.
При помощи аутогенной тренировки можно научиться
,
как показывают наши
наблюдения
,
просыпаться в строго заданное время
.
Иногда удается путем
самовнушения выработать
«
сторожевой пункт
»
во время естественного сна
,
обеспечивающий возможность восприятия речи
.
Во время аутогенной
тренировки могут возникать деперсонализационные переживания
(Schultz,
А
.
С
.
Ромен
).
Так
,
например
,
одновременно с чувством тяжести может возникнуть
ощущение увеличения размеров руки
,
при самовнушении теплоты
—
ощущение
чуждости или отсутствия конечности
,
иногда ее увеличения
,
в состоянии
каталепсии
—
чувство невесомости тела
.
В генезе деперсонализационных
переживаний
,
по всей вероятности
,
имеет значение изменение интероцептивных
ощущений
,
связанных с мышечным расслаблением
,
изменением сосудистого
тонуса и анальгезией
,
возникающих на фоне гипнотического фазового
состояния
.
Чем же объяснить силу оказываемого воздействия
?
Почему самовнушение
стало вызывать у здоровых лиц такие явления
,
которые до того не вызывало
?
Видимо
,
здесь имеет значение
,
во-первых
,
то
,
что самовнушения проводятся в
состоянии релаксации
,
т
.
е
.
на фоне гипнотического фазового состояния
,
во
-
вторых
,
самовнушения многократно повторяются
.
Опыт
Coué
и опыт аутогенной тренировки показывают следующее
.
Чтобы
повлиять на вегетативную функцию
,
не поддающуюся произвольной регуляции
,
очень важно длительно и многократно вызывать представления
,
направленные
на эту функцию
.
Тогда как бы проторяется путь от этого представления к
вегетативным центрам
,
регулирующим эту функцию
.
Надо сказать
,
что этот ме
-
ханизм играет существенную роль и в патогенезе неврозов
,
например
в
возникновении ложной истерической беременности у больной
,
длительно и
страстно желавшей иметь ребенка
,
в нарушении функции у тревожно
-
мнительных личностей
,
фиксирующих свое внимание на деятельности какого
-
либо органа
.
Лечебное применение
Аутогенная тренировка является методом саморегуляции психических и
вегетативных функций
.
Поэтому она нашла не только лечебное применение
.
Так около
100
работ опубликовано об использовании ее в педагогике
,
около
60
—
в спорте
,
свыше
30 —
на промышленных предприятиях
.
С лечебной целью аутогенная тренировка
,
как мы убедились
,
может быть
применена в качестве симптоматического средства для устранения различных
функциональных нарушений
,
в первую очередь у больных неврозами
.
При лечении аутогенной тренировкой бессонницы
,
связанной с трудностью
засыпания
,
вызывается состояние покоя и релаксации
.
Из этого состояния