ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5122
Скачиваний: 33
ориентировочная реакция
—
предвосхищение неопределенной ситуации
(
И
.
М
.
Фейгенберг
).
Если звонок вызывает выделение слюны у животного
,
это значит
,
что
организм животного прогнозирует поступление пищи вслед за звонком и
готовится к ее приему
.
Если звонок не подкреплять едой
,
он утратит свое
информативное значение и перестанет вызывать слюноотделение
.
Процесс
верификации информации при выработке условного рефлекса и его угашение могут
быть алгоритмизированы
.
При выработке элементарных условных рефлексов у человека очень важно
,
чтобы подкрепление безусловно-рефлекторным раздражителем следовало
достаточно быстро за действием условнорефлекторного раздражителя с целью
избежать психической переработки
.
Так
,
в опытах
McAmster
условный
зрачковый рефлекс у человека легче всего удавалось выработать при
подкреплении через
½
секунды и не удавалось через
2 ½
секунды
.
Возможно
,
неуспех условнорефлекторной терапии человека кроется иногда в
несоблюдении этого требования
.
Эмпирически методы условнорефлекторного воздействия с незапамятных
времен применяются в педагогике
,
например при отучивании детей от
«
дурных
привычек
» (
легкий удар по руке
,
как только ребенок совершил или пытается
совершить запретное движение
).
Теоретическую основу условнорефлекторной
терапии заложили работы И
.
П
.
Павлова
.
Впервые выработка условных
(сочетательных
,
по терминологии В
.
М
.
Бехтерева
)
рефлексов с
терапевтической целью была предложена В
.
М
.
Бехтеревым в
1914
г
.
В
дальнейшем стали применяться методы условнорефлекторной терапии
,
основанные на выработке болевого
(
Н
.
В
.
Канторович
, 1929)
и особенно
рвотного условного рефлекса
(
И
.
Ф
.
Случевский и А
.
А
.
Фрикен
, 1933)
для
лечения хронического алкоголизма
,
а также вызывание условнорефлекторной
гипогликемии путем замены инсулина физиологическим раствором
,
гипертермии
—
заменой серы индифферентным веществом или вызывание сна
—
заменой снотворного содой
.
В
1917
г
.
В
.
М
.
Бехтерев предложил для лечения истерических параличей
,
анестезий
,
слепоты
,
глухоты и др
.
вырабатывать условные рефлексы путем
сочетания индифферентного светового или звукового раздражителя с болевым
безусловнорефлекторным
(
электрическим током
),
вызывающим пассивно
-
оборонительную реакцию
.
При этом он заметил
,
что если у больного с
истерическим параличом удается вызвать условнорефлекторное движение
парализованной конечности
,
то наступает выздоровление от паралича
.
Аналогично
,
если удается вызвать условнорефлекторную реакцию на световой
раздражитель у больного с истерической слепотой
,
наступает выздоровление от
истерической слепоты и глухоты
.
Излечение происходит
,
по мнению В
.
М
.
Бехтерева
,
вследствие прямого
растормаживания угнетенной функции
.
Предложенный В
.
М
.
Бехтеревым метод лечения истерических расстройств
может найти применение
,
особенно в сочетании с терапией внушения
,
при
лечении больных истерией
.
К сожалению
,
в литературе мы не нашли указаний
на то
,
что после В
.
М
.
Бехтерева этот метод кем-либо применялся
.
В
1953
г
.
польский физиолог
Zbrozina
показала
,
что если многократно
подавать кратковременные сигналы перед тем
,
как собака кончает есть
,
то
вскоре этот сигнал начнет тормозить пищевую реакцию
,
даже если он будет дан
в середине еды
.
Поэтому
Wolpe
предположил
,
что если вызывать у человека
неприятные ощущения электрическим током и выключать его сразу же после
подачи короткого сигнала
,
то вскоре этот сигнал также начнет вызывать
состояние
,
противоположное вызванному раздражением электрическим током
—
противоположное тревоге
.
Исходя из этого
Wolpe
предложил следующую методику лечения состояний
страха у больных неврозами
:
к двум пальцам пациента прикрепляются
2
электрода и подводится индукционный ток максимум в
6
в
.
Сила тока
регулируется поворотом ручки Больному предлагают громко произнести слово
«спокойно
» (calm yourself)
тогда
,
когда сила тока станет нестерпимой
.
Как
только он произносит это слово
,
ток выключают
.
Процедуру повторяют
несколько раз
.
Сеансы проводят ежедневно
,
в течение
1—2
недель
.
Слово
«Спокойно
»
для
большинства
людей
является
естественным
условнорефлекторным раздражителем
.
Здесь же условнорефлекторным
воздействием достигается усиление его тормозного влияния
,
в связи с чем оно с
большей силой начинает подавлять чувство страха
.
В дни лечения не даются лекарства
,
тормозящие нервную систему
,
так как
они
,
по мнению автора
,
затрудняют выработку условнорефлекторной реакции
,
и
,
наоборот
,
назначаются стимуляторы
,
например декстрин по
10
мл в сутки
(
из
группы дексамфетаминов
).
Автор лечил таким способом
8
больных фобиями
,
из
них у двух наблюдался выраженный и у четырех
—
небольшой положительный
эффект
.
Хорошие результаты мы наблюдали при лечении этим методом
больной с неврозом страха и больной со страхом закрытых помещений
,
а также
при купировании псевдоабстинентных кризов у наркомана
.
Условнорефлекторный
метод
лечения
хронического
алкоголизма
,
предложенный в
1929
г
.
Н
.
В
.
Канторовичем
,
был применен
Wolpe
для лечения
обсессий
:
больной со страхом еды вкусных вещей и навязчивыми сомнениями
,
должна она или не должна есть то
,
что ей подано
,
было предложено
представлять себе
,
будто она собирается съесть что-то приятное
.
Это вызывало
появление у нее навязчивых сомнений
.
Как только у больной возникало
представление о еде
,
она должна была поднять руку и держать ее в этом
положении
,
продолжая думать о еде
.
К руке был присоединен электрод и
,
когда
больная поднимала ее
,
включался ток от индукционной катушки
(
расстояние
между катушками
7
см
,
напряжение тока в
6
в
).
Руку предлагалось опустить
,
когда ток станет очень неприятен
.
Обычно больная опускала ее через
2—3
секунды
.
Навязчивые сомнения
,
должна или не должна она есть
,
при этом
прекращались
.
После ряда сеансов вообще их появление было заторможено
.
Нам удалось при помощи этого метода подавить навязчивые мудрствования у
одной больной
.
Выработка рвотного условного рефлекса с помощью апоморфина
,
предложенная И
.
Ф
.
Случевским и А
.
А
.
Фрикеном для лечения хронического
алкоголизма
,
была с успехом применена нами для борьбы с навязчивым
ритуалом при психастении
.
Больной испытывал страх за здоровье дочери
(
Зои
),
в связи с чем при виде цифры
3 (
идентичной букве
«3»
по написанию
)
он
должен был
3X13,
т
.
е
. 39
раз совершить сильные жевательные движения
челюстями
,
не имея ничего во рту
(«
раздавить врагов
,
чтобы дочери было
хорошо
»).
Гипноз и наркосуггестивная терапия эффекта не давали
.
Больному
был введен апоморфин под кожу
(Sol. Apomorphini hydrochlorici 1% 0,3
мл
).
Через
2
минуты после этого предложено мысленно представлять себе
,
что он
совершает свои защитные жевательные движения
,
и указано
,
что теперь это
представление станет вызывать у него тошноту
.
Предложено поднять палец
,
как
только появится легкое ощущение тошноты
.
Когда он поднимал палец
,
показывалась цифра
«3»,
предлагалось совершать жевательные движения
,
причем говорилось
,
что сейчас его будет тошнить еще больше и наступит рвота
.
Вслед за этим наступала сильная тошнота и рвота
(
больной не знал
,
что она
вызвана действием апоморфина
).
После
5
сеансов влечение к совершению
навязчивого ритуала исчезло и символическая связь цифры
«3»
со здоровьем
дочери прервалась
.
Другие навязчивости
,
имевшиеся у больного
,
сохранились
.
Методы условнорефлекторной терапии могут найти применение при лечении
неврозов в комплексе психотерапевтического воздействия
,
в частности в
сочетании с рациональной психотерапией
,
внушением
,
аутогенной тренировкой
или лечением релаксацией по Джекобсону
.
Метод прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону
Впервые предложен
Jacobson
в Чикаго в
1922
г
.
и затем постепенно
усовершенствован им
.
Наблюдая за лицами
,
находящимися в состоянии умственного напряжения
или душевного волнения
, Jacobson
подметил
,
что у них всегда имеется
напряжение поперечнополосатых мышц
,
иначе говоря
,
умственному
напряжению всегда сопутствует мышечное
.
Если же мышцы расслаблены
(
токи
действия поперечнополосатых мышц
,
например глаза
,
равны нулю
),
то всегда
оказывалось
,
что люди в это время находились в состоянии полного душевного
покоя
,
ни о чем не думали и у них не возникало никаких представлений или
эмоций
.
Отсюда родилась мысль прибегнуть к мышечному расслаблению
(релаксации
)
для борьбы с состояниями тревоги и эмоциональной
напряженности
,
а также для предупреждения их возникновения
.
Jacobson
полагал
,
что каждая область мозга функционирует в связи с
периферическим нейро-мускулярным аппаратом
,
образуя церебро-нейро
-
мускулярный круг
.
Предлагаемый им метод влияет путем
«
расслабления
периферической части этого круга
»
независимо от внушения
,
самовнушения и
других воздействий и потому является
,
по мнению указанного автора
,
методом
«физиологической психотерапии
».
На физиологических основах релаксации мы
останавливались при рассмотрении аутогенной тренировки
.
Здесь мы коснемся
лишь ее техники
.
Техника
релаксации
по
Джекобсону
сводится
к
проведению
систематического курса тренировки
,
ставящей целью научиться вызывать
произвольное расслабление поперечнополосатых мышц в покое
(
ослабление
резидуального тонуса
).
Для этого рекомендуется проводить гимнастику
,
напоминающую упражнения индийских йогов по расслаблению мышц тела
.
Обучающемуся предлагается
: 1)
лечь на спину
,
согнуть руки в локтевых
суставах и резко напрячь мышцы рук
.
Обратить внимание на возникающее
ощущение мышечного напряжения
; 2)
расслабить мышцы и дать рукам сво
-
бодно упасть
.
Обратить внимание на возникающее мышечное расслабление и
так повторить напряжение и расслабление мышц несколько раз
; 3)
сокращать
бицепсы
,
напрягая их сначала сильно
,
потом все более и более слабо
.
Научиться
осознавать слабые мышечные сокращения и оставаться в состоянии полной
неподвижности с расслабленными мышцами-флексорами
.
Научиться достигать
исчезновения самых легких степеней напряжения бицепсов
.
После этого проводятся упражнения
,
направленные на обучение
расслаблению остальных поперечнополосатых мышц-флексоров и экстензоров
туловища
,
шеи
,
плечевого пояса и др
.,
в последнюю очередь
—
мышц лица и
глаз
(
отводят глаза в сторону и вызывают ощущение напряжения мышц
),
мышц
гортани и языка
,
участвующих в акте речи
.
Второй этап обучения
— «
дифференцированная релаксация
».
Больной
обучается сидя расслаблять мускулатуру
,
не участвующую в поддержании тела
в вертикальном положении
,
далее после специальных упражнений
—
расслаблять мышцы при письме и чтении
,
не участвующие в этих актах
.
На
третьем этапе больному предлагается в повседневной жизни замечать
,
напряжение каких мышц возникает у него при аффективных состояниях
,
от
которых он желал бы избавиться
(
страх
,
тревога
,
смущение
);
уменьшить
,
а
затем и предупредить сопровождающие их локальные мышечные напряжения и
таким образом избавиться от этих нежелательных эмоций
.
Сеансы обучения
(
обычно коллективные
)
проводятся врачом или
инструктором
1—3
раза в неделю
.
Кроме того
,
самостоятельные сеансы
проводятся
1-—2
раза в день по
30—60
минут каждый
.
Курс обучения занимает
от нескольких месяцев до года и больше в зависимости от скорости усвоения
новых навыков
.
Электромиография может облегчить тонкий контроль за
достигнутыми результатами
.
Метод может быть использован в качестве симптоматического средства для
борьбы с состояниями тревоги
,
страха у больных неврозами
,
в частности при
неврозах внутренних органов
,
неврозе ожидания
,
неврозе страха
,
фобиях
,
а
также для преодоления реакции смущения
,
препятствующей выполнению тех
или иных действий
.
Удается с его помощью достигнуть и снижения артери
-
ального давления у лиц
,
страдающих гипертонической болезнью
.
Лечение по методу угашения
условной связи и методу форсированной тренировки
Своеобразной разновидностью лечения убеждением является метод
,
который
может быть назван
«
лечение угашением условной связи
» (
А
.
М
.
Свядощ
, 1959).
Эмпирически к нему давно прибегают врачи при лечении некоторых фобий у
детей
.
Метод основан на угашении условного рефлекса благодаря развитию
угасательного
,
а иногда и дифференцировочного торможения
.
При этом в
качестве вспомогательного приема в процессе лечения прибегают также к
механизму торможения условного рефлекса при помощи внешнего торможения
.
Под угасательным понимается торможение
,
возникающее в тех случаях
,
когда условнорефлекторный раздражитель многократно не подкрепляется
безусловнорефлекторным
.
При этом условный рефлекс угасает
,
по И
.
П
.
Павлову
,
тем быстрее
,
чем он моложе
,
менее укреплен и чем менее
интенсивным был безусловный рефлекс
,
при помощи которого был образован
условный
.
Угасание рефлекса обнаруживается не только на том условном
рефлексе
,
который непосредственно подвергся процедуре угашения
(
первично
угашенный рефлекс
),
но и на других
,
не затронутых
,
так сказать
,
прямо этой
процедурой
(
вторично угашенные рефлексы
),
а при высших степенях угасания
—
даже на безусловных
.
Условные рефлексы второго порядка угасают скорее
рефлексов первого порядка
.
Обычно угашенные условные рефлексы
,
предоставленные самим себе
,
через
тот или иной промежуток времени восстанавливаются
,
и лишь недавно
образованные слабые условные рефлексы после угашения могут не
восстановиться
.
При лечении по описанному методу возникший у больного
патологический условный рефлекс угашают многократным повторением
сходных или более слабых условнорефлекторных раздражителей по сравнению
с теми
,
которые его первоначально вызвали
.
Известную роль может играть и
наступающая в процессе лечения тренировка нервных процессов
.
Чаще всего
таким методом лечат фобии у детей
,
как в следующем наблюдении
.
Девочка
4
лет входила в кухню
.
В это время соседка
,
желая пошутить
,
надела на голову
корзинку и
,
неожиданно повернувшись к девочке
,
громко зашипела
.
Девочка испугалась и
убежала
.
С этого времени стала бояться корзинок
,
кошелок и сумок
,
соседки
,
а также боялась
заходить в кухню
.
Особенно резкая пассивно-оборонительная условнорефлекторная реакция
наступала у нее при виде соседки в кухне или соседки с корзинкой
.
Угасить условный рефлекс
путем обычного убеждения не удавалось
.
Тогда девочке в ее комнате предложили поиграть в
«
папы-мамы
». «
Ты будешь мама
,—
сказали ей
,—
вот здесь будет твой домик
,
а здесь мой
...
здесь будет магазин
...
мама покупает в
магазине продукты
... (
это будут деньги
)...
Возьми вот эти кубики
(
это будут продукты
),
отнеси
их домой
...
А ты еще хлеба не купила
,
не купила картошки
,
капусты
,
моркови
,
как много
продуктов тебе надо нести домой
!
Тебе не унести все их в руке
.
Вот я возьму себе продукты в
корзиночку
» (
маленькую детскую корзиночку
,
имеющую весьма отдаленное сходство с той
корзинкой
,
которой девочка была испугана
).
Девочка смотрит на эту корзиночку с испугом и
сторонится ее
.
Мимо нее несколько раз проносят игрушки в корзиночке и показывают
,
как это
удобно
.
Заинтересованная игрой
,
наконец
,
она сама берет эту корзиночку и кладет в нее
«продукты
».
Увлечение игрой помогает ей подавить
(
по механизму отрицательной индукции
)
легкое чувство страха
,
вызванное видом этой корзиночки
(
т
.
е
.
генерализовавшуюся
условнорефлекторную пассивно оборонительную реакцию
).
Далее она много раз берет в руки
эту корзиночку
,
при этом безусловнорефлекторного подкрепления пассивно-оборонительной
реакции не происходит и условнорефлекторная реакция на корзиночку постепенно угасает
,
хотя
еще остается на большую корзинку
,
соседку и кухню
.
На следующий день во время игры берется корзиночка больших размеров
,
на следующий
день
—
еще больших
.
Когда реакция на них угасает
,
тогда
,
наконец
,
берут ту корзинку
,
которая
вызвала испуг ребенка
,
включают ее в игру и достигают угашения вызванного ею условного
рефлекса
.
Затем говорят ребенку о том
,
что корзинку трудно нести в руке
,
и кладут ее на плечо
,
потом несут ее на голове
,
постепенно приближаясь к той ситуации с корзинкой
,
которая вызвала
испуг
.
Потом предлагают ее нести ребенку на плече
,
на голове
,
наконец
,
шутя надевают себе эту
корзинку на голову так
,
как это было сделано соседкой
,
одновременно прибегая к внешнему
торможению
(
разговоры о том
,
что это интересно
,
какая веселая игра
...)
для подав пения слабой
условнорефлекторной реакции страха
,
которая обычно при этом все же возникает
.
Постепенно
достигают полного угашения и этой условнорефлекторной реакции
.
Угашение условного рефлекса на корзинку
,
надетую на голову
,
обычно ведет к устранению
условного рефлекса и на остальные связанные с ней раздражители
:
кошелки
,
сумки
,
соседку в
кухне
(
вторично угашенные рефлексы по И
.
П
.
Павлову
).
Угасший условный рефлекс через некоторое время нередко вновь
возобновляется
(
ребенок опять начинает побаиваться корзинки
),
хотя и в менее
резкой форме
,
и лишь постепенно совершенно исчезает
,
не подвергаясь
подкреплению
.
При лечении по описанному методу ребенка
,
например испугавшегося
собаки
,
не следует сразу подводить к нему собаку даже после объяснения
,
что
это для него не опасно
.
Лучше самой матери или воспитательнице погладить
собаку
,
покормить ее
,
подвести к ней других
,
не пугающихся ее детей
,
прочитать рассказ о собаке
,
где нет никаких устрашающих моментов
.
Хорошие
результаты мы видели
,
когда с малышом
,
испугавшимся набросившейся на него
черной собаки
,
играли в домики
,
которые должна была сторожить собака
.
Ставили
«
сторожа
» —
игрушечную белую собачку
(
сначала малыш и ее
сторонился
),
затем игрушечную черную собачку
,
постепенно угашая
условнорефлекторную реакцию
.