Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16611

Скачиваний: 272

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Отечественные методы 

Л. Белогородский 

Е. Зуев 

В. Баскаков 

A. Ермошин 

B. Поздняков, 
М. Щербаков 

Метод Ретри: Физиологически-ориентированная 
психологическая саморегуляция 

Ресурсно-ориентированная психотерапия 

Метод БЭСТ 

Танатотерапия 

Соматопсихотерапия 

Интегральная телесная терапия (ИТТ) 


background image

Приложение 2 

Ресурсно-ориентированная системная терапия 

Р О С Т - Р Е Т Р И 

Краткая справка 

Ресурсно-Ориентированная Системная Терапия РОСТ-РЕТ­

РИ представляет собой метод интегративной психотерапии, со­

зданный на основе интеграции элементов телесно-ориентирован­

ной психотерапии (психокоррекционные приемы работы с телом -
особенно техники В. Райха, А. Лоуэна; сенсорное осознавание; ре­

лаксационные техники), трансперсональной психотерапии (дыха­
тельная разрядка, пневмокатарсис); аналитической психологии 

К.Г. Юнга; базовых техник НЛП (работа с якорями, полярностя­

ми, общий алгоритм - аналог рефрейминга). 

Собственно ресурсно-ориентированный системный подход 

(РОСТ, разработанный Л.С. Белогородским) составляет общую 
основу метода, его методологическую (модельную) часть. Он ин­
корпорирует общие положения системного подхода (Л. фон Берта-

ланфи) и теории самоорганизации (И. Пригожий, Г. Хакен) приме­
нительно к сфере психотерапии, рассматривая как формирование 

проблем пациента, так и построение терапевтического альянса в 
рамках модели «организм - среда». Процесс психокоррекции по­
нимается при этом как помощь пациенту в получении доступа к его 
собственным внутренним, подсознательным ресурсам (ресурсно-
ориентированный подход). 

Вторая часть метода (РЕТРИ, по М.Е. Сандомирскому) - прак­

тическая. Она представляет собой набор психотехнических приемов 
и психокоррекционных упражнений для пациентов, многие из ко­
торых первоначально возникли в рамках других направлений пси­

хотерапии и были модифицированы для использования в данном 
методе. Именно упомянутый системный подход позволяет добить­
ся их гармоничной интеграции, преодолеть эклектичность объеди­
нения разнородных психотехник. 

Ресурсно-ориентированная системная терапия РОСТ-РЕТРИ. Краткая справка  5 6 3 

19* 


background image

Теоретическая основа метода.

 Связующим звеном интеграции 

различных психокоррекционных техник выступает физиологичес­
ки-ориентированный подход к описанию механизмов возникнове­
ния психологических проблем и их разрешения (Сандомирский М.Е., 
2001). Он опирается на известные клинико-физиологические фе­
номены функциональной асимметрии полушарий (Р. Сперри; 
Т.А. Доброхотова и Н.Н. Брагина), доминанты (А.А. Ухтомский) и 
детерминанты (Г.Н. Крыжановскии), концепции функционального 
состояния (Н.Н. Данилова), устойчивого патологического состояния 
мозга (Н.П. Бехтерева), нейрофизиологических эквивалентов пси­
хологических защит (Э.А. Костандов), в частности, рассмотрения 

«застойного» торможения в качестве аналога вытеснения. Отсюда и 
широкое применение в РОСТ-РЕТРИ технических приемов, разра­

ботанных в телесно-ориентированной психотерапии, являющейся 
наиболее физиологически-ориентированным подходом среди всех 
терапевтических школ. 

На личностно-темпераментальном уровне физиологический 

подход трансформируется в личностно-типологический, в рамках 

диагностики принадлежности пациента к определенному психоло­

гическому типу по классификации К.Г. Юнга, И. Майерс-Бриггс (с 
учетом мозговой локализации типологических функций, вслед за 

N. Herrmann). Именно типологический подход, связывающий лич­

ностные особенности пациента с его индивидуальными характери­
стиками внутри- и межполушарной функциональной асимметрии 
мозга, лежит в основе используемой в методе РОСТ-РЕТРИ моде­
ли личности. При этом большое внимание обращается на индиви­
дуально-типологические особенности пациента, сильные и слабые 
качества его личности, лежащие в основе возникновения «типовых» 
проблем. Расхождение между актуальным и идеальным психотипом 
пациента (типологический аналог «Я»-реального и «Я»-идеально-
го, по К. Роджерсу) используется как в качестве диагностического 

критерия, так и показателя динамики состояния пациента в процессе 
терапии. 

Существо метода.

 В качестве главного инструмента психо­

коррекции в данном методе рассматриваются измененные состоя­
ния сознания (ИСС). Адаптивная роль ИСС для психики заклю­
чается в разрешении внутренних противоречий и конфликтов за 
счет расширения поля выбора для пациента (снятие внутренней 
цензуры, преодоление психологических барьеров) либо за счет 

564 

Приложение 2 


background image

синтеза принципиально новых решений путем подсознательного, 
трансдеривационного поиска (М. Эриксон, Э. Росси). То и другое 
может рассматриваться как специфическая форма научения, срод­
ни импринтингу или «первичному научению» (Е.А. Брюн), свой­
ственному детской психике. Во время ИСС у пациента происхо­
дит как бы возврат в детство: как на психологическом уровне -
возврат к детскому первичному восприятию и информационной 
восприимчивости - искусственный сенситивный период (Белого-
родский Л.С., Сандомирский М.Е., 1997), так и на физиологичес­
ком. Последнее представляет собой кратковременную инверсию 
функциональной асимметрии полушарий, возврат в свойственное 
раннему детскому возрасту «правополушарное» состояние - фи­
зиологическую возрастную регрессию (Сандомирский М.Е., Бело-
городский  Л . С , 1998). Использование подобной модели облегча­
ет обучение пациента навыкам формирования транса, основанным 
на телесном осознавании с опорой на детский опыт. 

Переход пациента в измененное состояние сознания соответ­

ствует «правополушарному» функциональному состоянию со свой­
ственной ему вероятностной переработкой информации (байесов­
ская логика, интуитивно-образные механизмы мышления, роджер-
совский «организмический оценивающий процесс»), допускающей 
многовариантность решений. Этим оно отличается от обыденного 
«левополушарного» состояния, ограничивающего процесс приня­
тия решений жесткими рамками «да - нет» (декартовской логики, 
вербально-логического мышления, на которых основаны фрейдов­
ское Супер-Эго или «условные ценности» по К. Роджерсу). Таким 
образом, для пациента открывается доступ к решениям, ранее недо­
пустимым с точки зрения внутренней цензуры, и связанным с ними 
заблокированным (вытесненным, табуированным) подсознатель­
ным ресурсам. 

Инструментами создания возрастной регрессии служит ряд 

традиционных психотерапевтических приемов, начиная с релакса­
ции; ее конечным результатом - перестройка (интеграция), осуще­
ствляемая на подсознательном уровне. Эта универсальная психо-
коррекционная триада отражена в названии практической части 
метода - РЕТРИ, или три «ре»: релаксация, регрессия, реконструк­

ция подсознания. 

При этом в работе психотерапевта с пациентом, находящимся 

в ИСС, большое значение придается невербальным (довербальным) 

Ресурсно-ориентированная системная терапия РОСТ-РЕТРИ. Краткая справка  5 6 5 


background image

способам переработки информации, основанным на «детском», ин­
туитивно-образном восприятии. Особую роль в данном методе иг­
рает кинестетическая модальность переработки информации: на 
диагностическом этапе это «язык тела» в связи с его эмоциональ­
ной аффинностью, на терапевтическом этапе - формирование ки­
нестетических трансов. Для углубленной диагностики проведена 
своего рода инвентаризация «языка тела» - как в отношении его 
символического значения, так и с точки зрения регрессионного про­
исхождения связанных с ним психосоматических симптомов. 

Для создания кинестетических трансов, помимо релаксации, 

используются элементы известных техник телесно-ориентирован­
ной психокоррекции (Райха, Лоуэна, Фельденкрайза, Александе-
ра), упорядоченные по локализации воздействия относительно те­
лесного локуса контроля. Техники телесного контакта при этом си­
стематизированы с точки зрения их рефлексотерапевтического 
воздействия (аналогично «психопунктуре» по X. Калеру). 

Применение.

 Медицинская работа включает индивидуаль­

ную и групповую психотерапию, особенно для контингента боль­
ных с психосоматическими расстройствами. Психологическая ра­
бота - как индивидуальная (консультирование), так и групповая, -
предполагает групповое обучение навыкам психологической 
саморегуляции, группы личностного роста. Психолого-педагоги­
ческая работа включает обучение психологической самопомощи 

(psychoeducation). 

Показания.

 В клинических целях - коррекция психических 

расстройств стрессового происхождения, а также нарушений пси­
хической адаптации; смягчение личностных расстройств и реак­
тивных депрессивных состояний; устранение широкого спектра 
психосоматических расстройств (в том числе в соматической кли­
нике). В рамках диагностической классификации МКБ-10 это в 
первую очередь невротические и связанные со стрессом расстрой­
ства (F40-49), включая фобические и тревожные расстройства 
(F40, F41), навязчивые состояния (обсессивно-компульсивные 
расстройства, F42), реакции на тяжелый стресс и нарушения адап­
тации (F43), неврастению (F48.0), конверсионные (F44) и сома-
тоформные (F45) расстройства. Метод оказывает действенную по­
мощь при поведенческих синдромах, связанных с физиологичес­

кими нарушениями (F50-59) и при так называемых хронических 
аффективных расстройствах (F34), и вспомогательную - при дру-

566 

Приложение 2