Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16611
Скачиваний: 272
Отечественные методы
Л. Белогородский
Е. Зуев
В. Баскаков
A. Ермошин
B. Поздняков,
М. Щербаков
Метод Ретри: Физиологически-ориентированная
психологическая саморегуляция
Ресурсно-ориентированная психотерапия
Метод БЭСТ
Танатотерапия
Соматопсихотерапия
Интегральная телесная терапия (ИТТ)
Приложение 2
Ресурсно-ориентированная системная терапия
Р О С Т - Р Е Т Р И
Краткая справка
Ресурсно-Ориентированная Системная Терапия РОСТ-РЕТ
РИ представляет собой метод интегративной психотерапии, со
зданный на основе интеграции элементов телесно-ориентирован
ной психотерапии (психокоррекционные приемы работы с телом -
особенно техники В. Райха, А. Лоуэна; сенсорное осознавание; ре
лаксационные техники), трансперсональной психотерапии (дыха
тельная разрядка, пневмокатарсис); аналитической психологии
К.Г. Юнга; базовых техник НЛП (работа с якорями, полярностя
ми, общий алгоритм - аналог рефрейминга).
Собственно ресурсно-ориентированный системный подход
(РОСТ, разработанный Л.С. Белогородским) составляет общую
основу метода, его методологическую (модельную) часть. Он ин
корпорирует общие положения системного подхода (Л. фон Берта-
ланфи) и теории самоорганизации (И. Пригожий, Г. Хакен) приме
нительно к сфере психотерапии, рассматривая как формирование
проблем пациента, так и построение терапевтического альянса в
рамках модели «организм - среда». Процесс психокоррекции по
нимается при этом как помощь пациенту в получении доступа к его
собственным внутренним, подсознательным ресурсам (ресурсно-
ориентированный подход).
Вторая часть метода (РЕТРИ, по М.Е. Сандомирскому) - прак
тическая. Она представляет собой набор психотехнических приемов
и психокоррекционных упражнений для пациентов, многие из ко
торых первоначально возникли в рамках других направлений пси
хотерапии и были модифицированы для использования в данном
методе. Именно упомянутый системный подход позволяет добить
ся их гармоничной интеграции, преодолеть эклектичность объеди
нения разнородных психотехник.
Ресурсно-ориентированная системная терапия РОСТ-РЕТРИ. Краткая справка 5 6 3
19*
Теоретическая основа метода.
Связующим звеном интеграции
различных психокоррекционных техник выступает физиологичес
ки-ориентированный подход к описанию механизмов возникнове
ния психологических проблем и их разрешения (Сандомирский М.Е.,
2001). Он опирается на известные клинико-физиологические фе
номены функциональной асимметрии полушарий (Р. Сперри;
Т.А. Доброхотова и Н.Н. Брагина), доминанты (А.А. Ухтомский) и
детерминанты (Г.Н. Крыжановскии), концепции функционального
состояния (Н.Н. Данилова), устойчивого патологического состояния
мозга (Н.П. Бехтерева), нейрофизиологических эквивалентов пси
хологических защит (Э.А. Костандов), в частности, рассмотрения
«застойного» торможения в качестве аналога вытеснения. Отсюда и
широкое применение в РОСТ-РЕТРИ технических приемов, разра
ботанных в телесно-ориентированной психотерапии, являющейся
наиболее физиологически-ориентированным подходом среди всех
терапевтических школ.
На личностно-темпераментальном уровне физиологический
подход трансформируется в личностно-типологический, в рамках
диагностики принадлежности пациента к определенному психоло
гическому типу по классификации К.Г. Юнга, И. Майерс-Бриггс (с
учетом мозговой локализации типологических функций, вслед за
N. Herrmann). Именно типологический подход, связывающий лич
ностные особенности пациента с его индивидуальными характери
стиками внутри- и межполушарной функциональной асимметрии
мозга, лежит в основе используемой в методе РОСТ-РЕТРИ моде
ли личности. При этом большое внимание обращается на индиви
дуально-типологические особенности пациента, сильные и слабые
качества его личности, лежащие в основе возникновения «типовых»
проблем. Расхождение между актуальным и идеальным психотипом
пациента (типологический аналог «Я»-реального и «Я»-идеально-
го, по К. Роджерсу) используется как в качестве диагностического
критерия, так и показателя динамики состояния пациента в процессе
терапии.
Существо метода.
В качестве главного инструмента психо
коррекции в данном методе рассматриваются измененные состоя
ния сознания (ИСС). Адаптивная роль ИСС для психики заклю
чается в разрешении внутренних противоречий и конфликтов за
счет расширения поля выбора для пациента (снятие внутренней
цензуры, преодоление психологических барьеров) либо за счет
564
Приложение 2
синтеза принципиально новых решений путем подсознательного,
трансдеривационного поиска (М. Эриксон, Э. Росси). То и другое
может рассматриваться как специфическая форма научения, срод
ни импринтингу или «первичному научению» (Е.А. Брюн), свой
ственному детской психике. Во время ИСС у пациента происхо
дит как бы возврат в детство: как на психологическом уровне -
возврат к детскому первичному восприятию и информационной
восприимчивости - искусственный сенситивный период (Белого-
родский Л.С., Сандомирский М.Е., 1997), так и на физиологичес
ком. Последнее представляет собой кратковременную инверсию
функциональной асимметрии полушарий, возврат в свойственное
раннему детскому возрасту «правополушарное» состояние - фи
зиологическую возрастную регрессию (Сандомирский М.Е., Бело-
городский Л . С , 1998). Использование подобной модели облегча
ет обучение пациента навыкам формирования транса, основанным
на телесном осознавании с опорой на детский опыт.
Переход пациента в измененное состояние сознания соответ
ствует «правополушарному» функциональному состоянию со свой
ственной ему вероятностной переработкой информации (байесов
ская логика, интуитивно-образные механизмы мышления, роджер-
совский «организмический оценивающий процесс»), допускающей
многовариантность решений. Этим оно отличается от обыденного
«левополушарного» состояния, ограничивающего процесс приня
тия решений жесткими рамками «да - нет» (декартовской логики,
вербально-логического мышления, на которых основаны фрейдов
ское Супер-Эго или «условные ценности» по К. Роджерсу). Таким
образом, для пациента открывается доступ к решениям, ранее недо
пустимым с точки зрения внутренней цензуры, и связанным с ними
заблокированным (вытесненным, табуированным) подсознатель
ным ресурсам.
Инструментами создания возрастной регрессии служит ряд
традиционных психотерапевтических приемов, начиная с релакса
ции; ее конечным результатом - перестройка (интеграция), осуще
ствляемая на подсознательном уровне. Эта универсальная психо-
коррекционная триада отражена в названии практической части
метода - РЕТРИ, или три «ре»: релаксация, регрессия, реконструк
ция подсознания.
При этом в работе психотерапевта с пациентом, находящимся
в ИСС, большое значение придается невербальным (довербальным)
Ресурсно-ориентированная системная терапия РОСТ-РЕТРИ. Краткая справка 5 6 5
способам переработки информации, основанным на «детском», ин
туитивно-образном восприятии. Особую роль в данном методе иг
рает кинестетическая модальность переработки информации: на
диагностическом этапе это «язык тела» в связи с его эмоциональ
ной аффинностью, на терапевтическом этапе - формирование ки
нестетических трансов. Для углубленной диагностики проведена
своего рода инвентаризация «языка тела» - как в отношении его
символического значения, так и с точки зрения регрессионного про
исхождения связанных с ним психосоматических симптомов.
Для создания кинестетических трансов, помимо релаксации,
используются элементы известных техник телесно-ориентирован
ной психокоррекции (Райха, Лоуэна, Фельденкрайза, Александе-
ра), упорядоченные по локализации воздействия относительно те
лесного локуса контроля. Техники телесного контакта при этом си
стематизированы с точки зрения их рефлексотерапевтического
воздействия (аналогично «психопунктуре» по X. Калеру).
Применение.
Медицинская работа включает индивидуаль
ную и групповую психотерапию, особенно для контингента боль
ных с психосоматическими расстройствами. Психологическая ра
бота - как индивидуальная (консультирование), так и групповая, -
предполагает групповое обучение навыкам психологической
саморегуляции, группы личностного роста. Психолого-педагоги
ческая работа включает обучение психологической самопомощи
(psychoeducation).
Показания.
В клинических целях - коррекция психических
расстройств стрессового происхождения, а также нарушений пси
хической адаптации; смягчение личностных расстройств и реак
тивных депрессивных состояний; устранение широкого спектра
психосоматических расстройств (в том числе в соматической кли
нике). В рамках диагностической классификации МКБ-10 это в
первую очередь невротические и связанные со стрессом расстрой
ства (F40-49), включая фобические и тревожные расстройства
(F40, F41), навязчивые состояния (обсессивно-компульсивные
расстройства, F42), реакции на тяжелый стресс и нарушения адап
тации (F43), неврастению (F48.0), конверсионные (F44) и сома-
тоформные (F45) расстройства. Метод оказывает действенную по
мощь при поведенческих синдромах, связанных с физиологичес
кими нарушениями (F50-59) и при так называемых хронических
аффективных расстройствах (F34), и вспомогательную - при дру-
566
Приложение 2