Файл: Мастерc У. - Основы сексологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8212

Скачиваний: 64

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Свободные места оставлены для имени человека

с которым вас связывают любовные

отношения

Оцените каждое утверждение по шкале от

 1 

до

 9, 

где

 1 

означает

 "

совсем нет

",

5 - "

умеренно

", 

а

 9 - "

очень сильно

". 

Остальные баллы можно использовать для

промежуточных оценок

.

1. 

Я желаю

 _______ 

всяческого благополучия

.

2. 

У меня теплые отношения с

 _______.

3. 

Я всегда могу рассчитывать на поддержку

4. ______

всегда может рассчитывать на мою поддержку

.

5. 

Я готов(а

многим пожертвовать для

 ____.

6. 

Я получаю значительную эмоциональную поддержку от

 _______.

7. 

Я оказываю значительную эмоциональную поддержку

 _______.

8. 

Я хорошо лажу с

 _______.

9. 

Я очень ценю роль

 ______ 

в моей жизни

.

10. 

Я ощущаю свою близость к

 _______.

11. 

Мои отношения с

 _____ 

вполне меня устраивают

.

12. 

Я чувствую

что действительно понимаю

13. 

Я чувствую

что

 ______ 

действительно понимает меня

.

14. 

Я чувствую

что действительно могу доверять

 _____.

15. 

Я делюсь с

 ____ 

своими глубоко личными переживаниями

.

16. 

Мне достаточно увидеть

 ______, 

чтобы прийти в возбуждение

.

17. 

Я очень часто думаю о

______ .

18. 

Мои отношения с

 ______ 

очень романтичны

.

19. 

Я нахожу

 ______ 

очень привлекательным

.

20. 

Я идеализирую

 _______.

21. 

Я не могу себе представить

чтобы кто-то другой сделал меня такой(им

)

счастливой(ым

как

 _______.

22. 

Я хочу быть с

______ 

и ни с кем другим

.

23. 

Для меня нет ничего важнее моих отношений с

 ____.


background image

24. 

Мне особенно приятен физический контакт с

 _____.

25. 

В моих отношениях с

 ______ 

есть что-то волшебное

.

26. 

Я обожаю

 _______.

27. 

Я не могу представить себе жизнь без

___

28. 

Наши отношения с

______ 

можно назвать страстью

.

29. 

Когда я смотрю фильмы или читаю книги о любви

я думаю о

 ____.

30. 

У меня часто возникают сексуальные фантазии

связанные с

 ______.

31. 

Я знаю

что я люблю

 ______.

32. 

Я твердо решил

 (

а

поддерживать отношения с

 ______.

33. 

Я люблю

 ______ 

и никому не позволю встать между нами

.

34. 

Я уверен(а

в постоянстве моих отношений с

 _______.

35. 

Я не могу себе представить

что может помешать сохранению моей преданности

36. 

Я надеюсь сохранить любовь к

_________ 

до конца моих дней

.

37. 

Я всегда буду ощущать глубокую ответственность за

 _______.

38. 

Я считаю свою преданность

______ 

очень сильной

.

39. 

Я не могу представить себе

что мои отношения с

 ______

могут окончиться

.

40. 

Я уверен(а

в своей любви к

 _______.

41. 

Я считаю свою связь с

____ 

постоянной

.

42. 

Я считаю свои отношения с

______ 

хорошим решением

.

43.

Я испытываю чувство ответственности за

 _______.

44. 

Я намереваюсь продолжить свою связь с

 _________.

45. 

Даже когда я ссорюсь с

 ______, 

у меня не возникает желания нарушить верность

.

Пункты

 1-15 

оценивают вашу близость

, 16-30 - 

страсть

а

 31-45 - 

служат для оценки

третьего компонента триады

Сложите баллы по каждому разделу и разделите сумму на

15. (

При проведении опросов пункты предлагаются вразнобой

а не по группам

.)

Любовь как привязанность


background image

В одной необычной теории любовные отношения рассматриваются как аналог
привязанности

существующей между матерью и ребенком

 (Shaver, Hazan, Bradshaw,

1984, 1988). 

В обоих случаях отношения основаны на доверии

чувстве защищенности

и

там и здесь присутствует страх оказаться отвергнутым

боязнь разлуки

а также

невербальная коммуникация

.

Согласно Шаверу

Хейзену и Брэдшоу

взрослый человек строит свои отношения с

другими людьми

 (

в том числе и любовные

по образу и подобию своих отношений с

матерью в раннем детстве

Однако не во всех случаях отношения между матерью и

младенцем бывают безупречными

Если мать не спешит реагировать на плач ребенка или

если она постоянно препятствует его спонтанной активности

ребенок нередко становится

беспокойным

 (Ainsworth et al., 1978). 

А если мать игнорирует его попытки к физическим

контактам

когда он старается прикоснуться к ней или просится на руки

то ребенок может

научиться избегать ее

.

Шавер

Хейзен и Брэдшоу используют в точности те же самые категории для описания

отношений между взрослыми людьми

Они различают спокойную любовь уверенных в

себе людей

которых не тревожит возможность оказаться брошенными

беспокойную

любовь недоверчивых

не желающих подпустить к себе слишком близко людей

и

,

наконец

такую

которую можно охарактеризовать как нервозную/амбивалентную

.

Замкнутым

недоверчивым людям неприятна слишком большая близость с кем-либо и им

трудно полностью открыться партнеру

В отличие от этого нервозные любовники не

уверены в прочности отношений

Их все время тревожит мысль

что партнеры на самом

деле их не любят или не хотят оставаться с ними

любовь таких людей часто становитсяй

назойливой и невыносимой

.

Шавер

Кейзен и Брэдшоу

 (1988) 

проанализировали

 620 

ответов на анкету

,

опубликованную в одной из газет Денвера

Оказалось

что больше половины любовных

связей между взрослыми людьми можно отнести к разряду спокойных

 (

рис

. 12.4),

четвертую часть

 - 

к беспокойным

а

 19% - 

к нервозным/амбивалентным

Сходные

результаты были получены в таком же обследовании

проведенном позднее в одном

университете

это очень интересно

так как полученные данные хорошо соответствуют

результатам одного исследования привязанности между матерью и ребенком

 (Ainsworth et

al., 1978). 

Кроме того

ни в одной из этих работ не было обнаружено различий

связанных

с полом

.

Рис

. 12.4

Частота разных типов любовных отношений между взрослыми людьми

 (Shaver, Hazan,

Bradshaw, 1988)


background image

Некоторые психологи полагают

что теория любви как привязанности представляет собой

интересную новую концепцию

 (

например

, Steinberg, 1988

а

). 

Илейн Хетфилд

 (Hatfield,

1988) 

даже отметила наличие у некоторых низших приматов проявления такой же

привязанности

что указывает на эволюционный аспект данной теории

Однако данная

концепция имеет и ярых противников

Критике прежде всего подвергается утверждение

,

что характер любовных отношений в значительной мере предопределяется событиями

,

происходившими с людьми в раннем детстве

Таким образом данная теория отвергает

опыт

накапливаемый человеком в юношестве и зрелом возрасте

 (Peele, 1988). 

В

некотором смысле

если теория привязанности справедлива

мы в большей или меньшей

степени обречены

 (

или

по крайней мере

детерминированы

на некий определенный

стиль в любви еще до того

как вышли из пеленок

при этом идея о свободе выбора

оказывается выброшенной за борт

. (

Заметим

что многим психоаналитикам такое

детерминистское представление весьма по вкусу

оно прекрасно согласуется с их

взглядами на причинность поведения

.)

Теорию привязанности критикуют также за то

что она не объясняет различий в любовных

отношениях у разных народов

хотя всем известно

что в Индии

Японии или на островах

Фиджи представления о любви совсем не такие

как в США и Европе

Тем не менее

,

несмотря на такую критику

теория привязанности дает повод для проведения

проспективных исследований

Вероятно

для должной оценки этой концепции

необходимо проанализировать отношения между матерью и ребенком на большом числе
пар

а затем

когда эти младенцы станут взрослыми

изучить характер их любовных

отношений

.

Романтическая любовь

"Да

Ставь меня на пьедестал

".

Возвышенная любовь

воспеваемая в стихах и прозе

это всегда любовь романтическая

с

вихрем эмоций

 - 

от страсти к ревности и страданиям

При романтической любви

в

отличие от любви любого другого типа

мы почти полностью погружаемся в другого

человека

 (Pope, 1980). 

Когда Чосер писал

что

 "

любовь слепа

", 

он признавал

что сила

романтической любви губит нашу объективность

В страстном стремлении к предмету

нашей любви мы можем не увидеть недостатки

усилить достоинства и утратить всякое

чувство меры

.


background image

В романтической любви много загадок и парадоксов

Мы обсудим вначале некоторые

теории психологов

объясняющие ее природу

а затем представим концептуальную модель

цикла романтической любви

.

Психологические аспекты

Отсутствие обоснованной теории романтической любви

признаваемой всеми

психологами

не должно вызывать удивления

По мнению Брандена

 (Branden, 1980),

романтическая любовь

 - 

это

 "

страстная духовно-эмоционально-сексуальная

привязанность

возникающая между мужчиной и женщиной и отражающая их высокую

взаимную оценку

". 

Однако если допустить

что романтическая любовь возможна не

только при гетеросексуальных связях

это определение следует признать слишком

ограниченным

Многие определения романтической любви не содержат обязательного

сексуального компонента

о чем свидетельствует следующий пример

:

Поглощенность другим человеком

Очень сильное желание быть с любимым(ой

).

Ощущение пустоты без него

 (

или нее

). 

Частые мысли о любимом человеке

независимо от

его присутствия или отсутствия

Разлука часто вызывает ощущение настоящего отчаяния

или же мучительное ожидание воссоединения

Воссоединение воспринимается как

источник эйфорического экстаза или успокоения и удовлетворенности

 (Pope, 1980).

Психолог Дороти Теннов

 (Tennov, 1979) 

для обозначения особенно сильной

романтической любви предложила термин

 "

лимерентность

". 

Для этого состояния

характерны поглощенность мыслями о любимом человеке и полная уверенность в том

,

что только он один может сделать тебя счастливой(ым

). 

Настроение лимерентно

влюбленного почти всецело зависит от действий предмета его любви

каждому жесту или

слову последнего придается чрезвычайное значение в надежде уловить его одобрение и
опасаясь оказаться отвергнутым

.

Лимерентность

подобно другим формам романтической любви

это одновременно и беда

,

и радость

потому что она почти полностью выводит влюбленного из-под контроля

.

Изнуряющие эмоциональные взлеты и падения при лимерентности могут нарушить
взаимоотношения с другими людьми

понизить работоспособность или помешать учебе

,

лишить душевного покоя

Согласно Теннов

многие люди никогда не испытывали

лимерентности

 (

хотя они

возможно

испытывали любовь

), 

тогда как в жизни других было

по нескольку лимерентных эпизодов

.

Цикл романтической любви

Романтической любви посвящено сравнительно немного исследований

однако мы

постарались суммировать здесь современные данные

 (

добавив к ним результаты наших

собственных наблюдений

и описать

 "

цикл романтической любви

". 

Мы не утверждаем

,

что схема

представленная на рис

. 12.5, 

соблюдается во всех случаях

однако полагаем

,

что данная схема может помочь как-то упорядочить наши представления о романтической
любви

.