ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8212
Скачиваний: 64
Свободные места оставлены для имени человека
,
с которым вас связывают любовные
отношения
.
Оцените каждое утверждение по шкале от
1
до
9,
где
1
означает
"
совсем нет
",
5 - "
умеренно
",
а
9 - "
очень сильно
".
Остальные баллы можно использовать для
промежуточных оценок
.
1.
Я желаю
_______
всяческого благополучия
.
2.
У меня теплые отношения с
_______.
3.
Я всегда могу рассчитывать на поддержку
4. ______
всегда может рассчитывать на мою поддержку
.
5.
Я готов(а
)
многим пожертвовать для
____.
6.
Я получаю значительную эмоциональную поддержку от
_______.
7.
Я оказываю значительную эмоциональную поддержку
_______.
8.
Я хорошо лажу с
_______.
9.
Я очень ценю роль
______
в моей жизни
.
10.
Я ощущаю свою близость к
_______.
11.
Мои отношения с
_____
вполне меня устраивают
.
12.
Я чувствую
,
что действительно понимаю
13.
Я чувствую
,
что
______
действительно понимает меня
.
14.
Я чувствую
,
что действительно могу доверять
_____.
15.
Я делюсь с
____
своими глубоко личными переживаниями
.
16.
Мне достаточно увидеть
______,
чтобы прийти в возбуждение
.
17.
Я очень часто думаю о
______ .
18.
Мои отношения с
______
очень романтичны
.
19.
Я нахожу
______
очень привлекательным
.
20.
Я идеализирую
_______.
21.
Я не могу себе представить
,
чтобы кто-то другой сделал меня такой(им
)
счастливой(ым
)
как
_______.
22.
Я хочу быть с
______
и ни с кем другим
.
23.
Для меня нет ничего важнее моих отношений с
____.
24.
Мне особенно приятен физический контакт с
_____.
25.
В моих отношениях с
______
есть что-то волшебное
.
26.
Я обожаю
_______.
27.
Я не могу представить себе жизнь без
___
28.
Наши отношения с
______
можно назвать страстью
.
29.
Когда я смотрю фильмы или читаю книги о любви
,
я думаю о
____.
30.
У меня часто возникают сексуальные фантазии
,
связанные с
______.
31.
Я знаю
,
что я люблю
______.
32.
Я твердо решил
(
а
)
поддерживать отношения с
______.
33.
Я люблю
______
и никому не позволю встать между нами
.
34.
Я уверен(а
)
в постоянстве моих отношений с
_______.
35.
Я не могу себе представить
,
что может помешать сохранению моей преданности
36.
Я надеюсь сохранить любовь к
_________
до конца моих дней
.
37.
Я всегда буду ощущать глубокую ответственность за
_______.
38.
Я считаю свою преданность
______
очень сильной
.
39.
Я не могу представить себе
,
что мои отношения с
______
могут окончиться
.
40.
Я уверен(а
)
в своей любви к
_______.
41.
Я считаю свою связь с
____
постоянной
.
42.
Я считаю свои отношения с
______
хорошим решением
.
43.
Я испытываю чувство ответственности за
_______.
44.
Я намереваюсь продолжить свою связь с
_________.
45.
Даже когда я ссорюсь с
______,
у меня не возникает желания нарушить верность
.
Пункты
1-15
оценивают вашу близость
, 16-30 -
страсть
,
а
31-45 -
служат для оценки
третьего компонента триады
.
Сложите баллы по каждому разделу и разделите сумму на
15. (
При проведении опросов пункты предлагаются вразнобой
,
а не по группам
.)
Любовь как привязанность
В одной необычной теории любовные отношения рассматриваются как аналог
привязанности
,
существующей между матерью и ребенком
(Shaver, Hazan, Bradshaw,
1984, 1988).
В обоих случаях отношения основаны на доверии
,
чувстве защищенности
;
и
там и здесь присутствует страх оказаться отвергнутым
,
боязнь разлуки
,
а также
невербальная коммуникация
.
Согласно Шаверу
,
Хейзену и Брэдшоу
,
взрослый человек строит свои отношения с
другими людьми
(
в том числе и любовные
)
по образу и подобию своих отношений с
матерью в раннем детстве
.
Однако не во всех случаях отношения между матерью и
младенцем бывают безупречными
.
Если мать не спешит реагировать на плач ребенка или
если она постоянно препятствует его спонтанной активности
,
ребенок нередко становится
беспокойным
(Ainsworth et al., 1978).
А если мать игнорирует его попытки к физическим
контактам
,
когда он старается прикоснуться к ней или просится на руки
,
то ребенок может
научиться избегать ее
.
Шавер
,
Хейзен и Брэдшоу используют в точности те же самые категории для описания
отношений между взрослыми людьми
.
Они различают спокойную любовь уверенных в
себе людей
,
которых не тревожит возможность оказаться брошенными
;
беспокойную
любовь недоверчивых
,
не желающих подпустить к себе слишком близко людей
,
и
,
наконец
,
такую
,
которую можно охарактеризовать как нервозную/амбивалентную
.
Замкнутым
,
недоверчивым людям неприятна слишком большая близость с кем-либо и им
трудно полностью открыться партнеру
.
В отличие от этого нервозные любовники не
уверены в прочности отношений
.
Их все время тревожит мысль
,
что партнеры на самом
деле их не любят или не хотят оставаться с ними
;
любовь таких людей часто становитсяй
назойливой и невыносимой
.
Шавер
,
Кейзен и Брэдшоу
(1988)
проанализировали
620
ответов на анкету
,
опубликованную в одной из газет Денвера
.
Оказалось
,
что больше половины любовных
связей между взрослыми людьми можно отнести к разряду спокойных
(
рис
. 12.4),
четвертую часть
-
к беспокойным
,
а
19% -
к нервозным/амбивалентным
.
Сходные
результаты были получены в таком же обследовании
,
проведенном позднее в одном
университете
;
это очень интересно
,
так как полученные данные хорошо соответствуют
результатам одного исследования привязанности между матерью и ребенком
(Ainsworth et
al., 1978).
Кроме того
,
ни в одной из этих работ не было обнаружено различий
,
связанных
с полом
.
Рис
. 12.4
Частота разных типов любовных отношений между взрослыми людьми
(Shaver, Hazan,
Bradshaw, 1988)
Некоторые психологи полагают
,
что теория любви как привязанности представляет собой
интересную новую концепцию
(
например
, Steinberg, 1988
а
).
Илейн Хетфилд
(Hatfield,
1988)
даже отметила наличие у некоторых низших приматов проявления такой же
привязанности
,
что указывает на эволюционный аспект данной теории
.
Однако данная
концепция имеет и ярых противников
.
Критике прежде всего подвергается утверждение
,
что характер любовных отношений в значительной мере предопределяется событиями
,
происходившими с людьми в раннем детстве
.
Таким образом данная теория отвергает
опыт
,
накапливаемый человеком в юношестве и зрелом возрасте
(Peele, 1988).
В
некотором смысле
,
если теория привязанности справедлива
,
мы в большей или меньшей
степени обречены
(
или
,
по крайней мере
,
детерминированы
)
на некий определенный
стиль в любви еще до того
,
как вышли из пеленок
;
при этом идея о свободе выбора
оказывается выброшенной за борт
. (
Заметим
,
что многим психоаналитикам такое
детерминистское представление весьма по вкусу
;
оно прекрасно согласуется с их
взглядами на причинность поведения
.)
Теорию привязанности критикуют также за то
,
что она не объясняет различий в любовных
отношениях у разных народов
,
хотя всем известно
,
что в Индии
,
Японии или на островах
Фиджи представления о любви совсем не такие
,
как в США и Европе
.
Тем не менее
,
несмотря на такую критику
,
теория привязанности дает повод для проведения
проспективных исследований
.
Вероятно
,
для должной оценки этой концепции
необходимо проанализировать отношения между матерью и ребенком на большом числе
пар
,
а затем
,
когда эти младенцы станут взрослыми
,
изучить характер их любовных
отношений
.
Романтическая любовь
"Да
!
Ставь меня на пьедестал
".
Возвышенная любовь
,
воспеваемая в стихах и прозе
,
это всегда любовь романтическая
,
с
вихрем эмоций
-
от страсти к ревности и страданиям
.
При романтической любви
,
в
отличие от любви любого другого типа
,
мы почти полностью погружаемся в другого
человека
(Pope, 1980).
Когда Чосер писал
,
что
"
любовь слепа
",
он признавал
,
что сила
романтической любви губит нашу объективность
.
В страстном стремлении к предмету
нашей любви мы можем не увидеть недостатки
,
усилить достоинства и утратить всякое
чувство меры
.
В романтической любви много загадок и парадоксов
.
Мы обсудим вначале некоторые
теории психологов
,
объясняющие ее природу
,
а затем представим концептуальную модель
цикла романтической любви
.
Психологические аспекты
Отсутствие обоснованной теории романтической любви
,
признаваемой всеми
психологами
,
не должно вызывать удивления
.
По мнению Брандена
(Branden, 1980),
романтическая любовь
-
это
"
страстная духовно-эмоционально-сексуальная
привязанность
,
возникающая между мужчиной и женщиной и отражающая их высокую
взаимную оценку
".
Однако если допустить
,
что романтическая любовь возможна не
только при гетеросексуальных связях
,
это определение следует признать слишком
ограниченным
.
Многие определения романтической любви не содержат обязательного
сексуального компонента
,
о чем свидетельствует следующий пример
:
Поглощенность другим человеком
.
Очень сильное желание быть с любимым(ой
).
Ощущение пустоты без него
(
или нее
).
Частые мысли о любимом человеке
,
независимо от
его присутствия или отсутствия
.
Разлука часто вызывает ощущение настоящего отчаяния
или же мучительное ожидание воссоединения
.
Воссоединение воспринимается как
источник эйфорического экстаза или успокоения и удовлетворенности
(Pope, 1980).
Психолог Дороти Теннов
(Tennov, 1979)
для обозначения особенно сильной
романтической любви предложила термин
"
лимерентность
".
Для этого состояния
характерны поглощенность мыслями о любимом человеке и полная уверенность в том
,
что только он один может сделать тебя счастливой(ым
).
Настроение лимерентно
влюбленного почти всецело зависит от действий предмета его любви
;
каждому жесту или
слову последнего придается чрезвычайное значение в надежде уловить его одобрение и
опасаясь оказаться отвергнутым
.
Лимерентность
,
подобно другим формам романтической любви
,
это одновременно и беда
,
и радость
,
потому что она почти полностью выводит влюбленного из-под контроля
.
Изнуряющие эмоциональные взлеты и падения при лимерентности могут нарушить
взаимоотношения с другими людьми
,
понизить работоспособность или помешать учебе
,
лишить душевного покоя
.
Согласно Теннов
,
многие люди никогда не испытывали
лимерентности
(
хотя они
,
возможно
,
испытывали любовь
),
тогда как в жизни других было
по нескольку лимерентных эпизодов
.
Цикл романтической любви
Романтической любви посвящено сравнительно немного исследований
,
однако мы
постарались суммировать здесь современные данные
(
добавив к ним результаты наших
собственных наблюдений
)
и описать
"
цикл романтической любви
".
Мы не утверждаем
,
что схема
,
представленная на рис
. 12.5,
соблюдается во всех случаях
,
однако полагаем
,
что данная схема может помочь как-то упорядочить наши представления о романтической
любви
.