Файл: Мастерc У. - Основы сексологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8208

Скачиваний: 64

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Во всякой любви важное место занимает забота о любимом человеке

При отсутствии

заботы то

что выглядит как любовь

может оказаться всего лишь одной из форм желания

.

Например

юноша может сказать своей подружке

 "

Я люблю тебя

просто для того

чтобы

она согласилась переспать с ним

В других случаях стремление к богатству

положению в

обществе или к власти может заставить человека притворяться влюбленным для
достижения своих целей

.

И половое влечение

и любовь могут быть страстными и всепоглощающими

а потому

отличить одно от другого может оказаться трудным

Ключевым признаком служит то

что

лежит за чувством

В чистом нефальсифицированном половом влечении элементы заботы

и уважения минимальны

они могут возникнуть позднее

но не составляют основное ядро

чувства

Желание познать другого человека определяется лишь в физическом или

чувственном

но не в интеллектуальном плане

Эта цель достигается легко

Хотя

настоящая любовь может сопровождаться страстной жаждой полового единения

,

уважение к любимому человеку преобладает

Без уважения и заботы наше влечение к

другому человеку может быть всего лишь имитацией любви

Уважение дает нам

возможность ценить личность любимой(го

и ее(его

благополучие

препятствуя тем

самым использованию их чувств в эгоистических целях

.

На важность заботы и уважения указывает и Эрих Фромм

чей классический труд

"Искусство любви

" (Fromm, 1956) 

оказал влияние на все последующее изучение этого

предмета

Фромм полагал

что любовь может быть осмысленной лишь у

самореализовавшихся людей

находящихся в ладу с самими собой

Так

Фромм

определяет зрелую любовь как

 "

объединение при условии сохранения собственной

личности

собственной индивидуальности

отмечая при этом парадоксальность любви

,

состоящую в том

, "

что два существа становятся одним

оставаясь

однако

двумя

." 

Говоря

об уважении

внутренне присущем любой любви

Фромм полагает

что влюбленный

должен чувствовать

: "

Я желаю любимому человеку расти и добиваться собственных

целей для того

чтобы он был счастлив

а не для того

чтобы угодить мне

".

Настаивая на том

что люди должны состояться как личности

прежде чем они станут

способны к осмысленной любви

Фромм упускает из виду

что сама любовь может быть

одним из способов самореализации

Мы полагаем

что любовная связь помогает людям

познать самих себя

хотя мы согласны также с Натаниелем Бранденом

считающим

что

любовь не может заменить человеку собственное

 "

я

" (Branden, 1980).

Интересную мысль о том

что происходит

когда в любовных отношениях отсутствуют

уважение и забота

высказали Пиль и Бродский

 (Peele, Brodsky, 1976). 

Они полагают

что

потребность в такого рода отношениях сравнима с теми потребностями

которые могут

привести человека к алкоголизму или наркомании

. "

Любовь

в таких ситуациях на самом

деле аналогична зависимости

:

Если один человек отправляется к другому с целью заполнить пустоту в самом себе

то

любовные отношения быстро занимают центральное место в его жизни

Они приносят

успокоение

а поэтому человек возвращается к ним вновь и вновь

пока эта связь не

становится ему совершенно необходимой

чтобы забыться от полного стрессов

безрадостного существования

Когда человек не может обойтись без какого-то

определенного воздействия

делающего его жизнь сносной

это означает

что создалась

зависимость

 (

даже если внешние отношения выглядят весьма романтически

). 

Любовь в

этом случае становится манией

.


background image

Пиль и Бродский предлагают ряд критериев

позволяющих отличить любовь как здоровые

взаимоотношения с перспективой дальнейшего развития от любви

как одной из форм

зависимости

:

Есть ли у каждого из любовников твердая уверенность в своей собственной ценности

?

Оказывает ли на любовников благотворное влияние связь между ними

Становятся ли они

и в отношениях с другими людьми лучше

сильнее

привлекательнее

совершеннее или

чувствительнее

Дорожат ли они этой связью именно по этой причине

?

Сохраняют ли любовники какие-либо важные для них близкие отношения с другими
людьми

?

Вписываются ли отношения между любовниками в их жизнь в целом или же они
обособлены от нее

?

Способны ли любовники преодолеть собственнические инстинкты или ревность к успехам
партнера

?

Связывает ли любовников не только любовь

но и дружба

Останутся ли они близкими

людьми

если сексуальные отношения потеряют свою остроту

?

Эти вопросы перечислены здесь вовсе не с целью утверждать

что существует только один

верный путь к любви

Большинство людей вряд ли ответят на все шесть вопросов

утвердительно

однако

поразмыслив

они

возможно

извлекут из этого что-то полезное

для уже существующих или будущих отношений

.

После того как Пиль и Бродский

сформулировав свою концепцию

 "

любви как мании

",

дали определение этому бесспорно отрицательному типу любви

другие авторы

расширили эту тему

В

 1980-

х гг

появилось даже несколько книг на тему сомнительных

любовных связей

попавших в списки бестселлеров

 (

например

, Norwood, 1985; Cowan,

Kinder, 1985). 

В результате такого смещения акцентов многие люди стали понимать

что

не все любовные связи столь идеальны

как нам хотелось бы

На самом деле отношения

могут быть корыстными

безрассудными или просто не давать удовлетворения

 (Peele,

1988).

Прежде чем перейти к обсуждению других теорий

касающихся любви

следует указать

,

что зачастую бывает трудно провести границу между расположенностью к человеку и
любовью

Несмотря на попытки многих авторов измерить любовь

 (Rubin, 1970; Pam,

Plutchik, Conte, 1975; Dion, Dion, 1976; Hatfield, Sprecher, 1986; Steinberg, Barnes, 1988), 

не

все согласны считать любовь ясно выраженной отдельной сущностью

По мнению

некоторых психологов

, "

единственное реальное отличие расположения от любви

заключается в глубине наших чувств и вовлеченности в жизнь другого человека

" (Walster,

Walster, 1978). 

В отличие от этого мнения Бершайд

 (Berscheid, 1988) 

пишет

: "

Кажется

совершенно ясным

что человек может нравиться все больше и больше

но это не приведет

в конечном счете к романтической любви

все большая и большая симпатия может

привести только к очень большой симпатии

". 

После очень долгих размышлений на эту

тему мы тоже пришли к выводу

что расположение и любовь

хотя и взаимосвязаны

но

тем не менее это вещи разные

.

Теории любви


background image

Теория Стернберга

Психолог Роберт Стернберг разработал трехкомпонентную теорию любви

 (

триаду

),

изобразив ее в виде треугольника

 (

рис

. 12.1). 

По этой теории любовь слагается из трех

частей

близости

страсти и компонента

названного

 "

решение/обязательство

". 

Ниже

вкратце разъясняется содержание этих компонентов

 (Sternberg, 1988, 1988

а

). (

Прежде чем

продолжить чтение этого раздела

неплохо заглянуть в вопросник

позволяющий

вычислить ваши собственные оценки по всем трем компонентам треугольника

.)

Близость слагается из оказания и получения эмоциональной поддержки друг другу

а

также других видов поведения

создающих теплоту в любовных отношениях

К ним

относятся откровенное и честное общение

способность делиться горем и радостью

,

счастье

испытываемое от общения друг с другом

и умение дорожить любимым

человеком

.

Рис

. 12.1 

Триада любви по Стернбергу

Компоненты любовных отношений распределены у вершин треугольника произвольно

(Sternberg, 1988).

Страсть включает не только сексуальный компонент отношений

Она может быть вызвана

и иными обстоятельствами

Например

для некоторых людей потребность в

самоуважении

установление отношений с другими людьми

доминирование над другими

людьми или

напротив

подчиненность могут быть более важным источником страсти

чем

добрый старый секс

Один такой пример приводит Стернберг

 (1988

а

).

Дебби росла в неблагополучной семье

где было не с кем поговорить

ее родители

постоянно ссорились и в конце концов развелись

когда она была еще подростком

Дебби

казалось

что у нее никогда не было семьи

но встреча с Артуром осветила ее жизнь ярким

пламенем

Он не был особенно изощренным любовником

но зато ввел ее в большую

дружную семью

принявшую ее с распростертыми объятиями

Артур дал Дебби

почувствовать себя кому-то нужной

чего она никогда не испытывала

но всегда жаждала

,

и это пробудило в ней страсть к нему

.

Компонент решение/обязательство состоит из двух частей

Кратковременная часть

 - 

это

решение о том

что некий человек любит другого человека

а долговременная

 - 

осознание

того

в какой степени человек готов выполнять это обязательство

т.е

продолжать любить

.

Поразмыслив над этим

вы вскоре поймете

что мгновенно принятое решение любить

кого-то не всегда подразумевает желание принять на себя долговременное обязательство

,

хотя безусловно в некоторых случаях людям удается образовать прочный союз

.


background image

Оценить степень вовлеченности каждого из партнеров в любовную связь можно на
основании степени совмещения их треугольников

 (

рис

. 12.2). 

Если партнеры хорошо

соответствуют друг другу

треугольники почти перекрываются

В неудачных связях

когда

один из партнеров ожидает от другого гораздо большего

чем тот может ему дать

или

когда интересы партнеров лежат в совершенно разных плоскостях

их треугольники

совсем не совмещаются

Эти два измерения любви можно назвать интенсивностью и

равновесием во взаимоотношениях

.

Рис

. 12.2

Степень соответствия между триадами двух индивидуумов

находящихся в любовной

связи

 (Sternberg, 1988)

По мнению Стернберга

удовлетворенность любовными отношениями определяется

соответствием между реальными треугольниками двух партнеров и соответствием между
реальным треугольником каждого из партнеров и ее или его идеальным треугольником

.

Например

при значительном несоответствии между идеальным треугольником человека и

треугольником

действительно отражающим его реальные любовные отношения

он будет

испытывать неудовлетворенность

Точно так же сильное несоответствие между

треугольниками партнеров означает

что они

 "

не совпадают по фазе

и что

по всей

вероятности

каждому из них будет трудно удовлетворить потребности другого

.

Триады Стернберга могут изменяться как с течением времени

так и в зависимости от

поведения и чувств партнера(ши

) (Sternberg, 1988a). 

Например

страстность любовных


background image

отношений обычно быстро достигает пика

а затем

во время фазы привыкания

,

стабилизируется на несколько более низком уровне

 (

рис

. 12.3). 

По мере привыкания один

партнер волнует другого уже не так сильно

как это было прежде

. (

Это сравнимо с

привыканием

возникающим при регулярном потреблении многих веществ

таких как

кофеин

алкоголь или никотин

Если произошло привыкание

то даже прием этих веществ

в постоянно возрастающих дозах не вызывает такого удовлетворения

как вначале

.) 

Было

бы также ошибкой пренебрегать влиянием одного партнера на другого

Потребности

каждого человека время от времени меняются

а поэтому для сохранения любви

необходима гибкость и изобретательность

как отмечает Стернберг

 (1988):

Быть может

самая большая польза от этой теории состоит в том

что она может помочь

людям понять почти неизбежную динамичность любовных отношений

. "

Они встретились

,

полюбили друг друга и с тех пор жили счастливо

" - 

так случается не только в сказках

.

Парам

рассчитывающим на то

что их страстная любовь будет длиться вечно или же что

близости между ними ничто не угрожает

уготовано разочарование

Наши

взаимоотношения с любимым человеком можно сравнить с домом

который надо

благоустраивать и за которым надо следить

чтобы он с течением времени не разрушился

.

Нам следует взять на себя ответственность за то

чтобы наши взаимоотношения

оставались как можно лучше

.

Рис

. 12.3

Изменения страстности отношений в зависимости от продолжительности связи

 (Sternberg,

1988)

Теория Стернберга пока еще не проверена другими учеными

Некоторые критики считают

ее слишком упрощенной

да к тому же не учитывающей воздействия третьих сторон на

любовную связь двоих

 (Levinger, 1988; Williams, Barnes, 1988). 

Стентон Пиль

 (Peele,

1988), 

которому принадлежит упоминавшаяся выше концепция

 "

любви

как мании

",

отмечает

:

При оценке любовных отношений данной пары в более широком контексте ее
психологического функционирования и в связи с ее окружением часто получается
картина

отличающаяся от картины идиллической любви

Особенно недостает в этой как

бы социально-психологической перспективе именно ощущения контекста

исследования

,

делающие упор на интенсивность переживаний любовников и их взаимоотношения

,

создают иллюзию

что любовь можно выделить из всей остальной жизни этих людей

.

ТРИАДА ЛЮБВИ ПО СТЕРНБЕРГУ

 (Sternberg, 1988)