ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8208
Скачиваний: 64
Во всякой любви важное место занимает забота о любимом человеке
.
При отсутствии
заботы то
,
что выглядит как любовь
,
может оказаться всего лишь одной из форм желания
.
Например
,
юноша может сказать своей подружке
"
Я люблю тебя
"
просто для того
,
чтобы
она согласилась переспать с ним
.
В других случаях стремление к богатству
,
положению в
обществе или к власти может заставить человека притворяться влюбленным для
достижения своих целей
.
И половое влечение
,
и любовь могут быть страстными и всепоглощающими
,
а потому
отличить одно от другого может оказаться трудным
.
Ключевым признаком служит то
,
что
лежит за чувством
.
В чистом нефальсифицированном половом влечении элементы заботы
и уважения минимальны
;
они могут возникнуть позднее
,
но не составляют основное ядро
чувства
.
Желание познать другого человека определяется лишь в физическом или
чувственном
,
но не в интеллектуальном плане
.
Эта цель достигается легко
.
Хотя
настоящая любовь может сопровождаться страстной жаждой полового единения
,
уважение к любимому человеку преобладает
.
Без уважения и заботы наше влечение к
другому человеку может быть всего лишь имитацией любви
.
Уважение дает нам
возможность ценить личность любимой(го
)
и ее(его
)
благополучие
,
препятствуя тем
самым использованию их чувств в эгоистических целях
.
На важность заботы и уважения указывает и Эрих Фромм
,
чей классический труд
"Искусство любви
" (Fromm, 1956)
оказал влияние на все последующее изучение этого
предмета
.
Фромм полагал
,
что любовь может быть осмысленной лишь у
самореализовавшихся людей
,
находящихся в ладу с самими собой
.
Так
,
Фромм
определяет зрелую любовь как
"
объединение при условии сохранения собственной
личности
,
собственной индивидуальности
,
отмечая при этом парадоксальность любви
,
состоящую в том
, "
что два существа становятся одним
,
оставаясь
,
однако
,
двумя
."
Говоря
об уважении
,
внутренне присущем любой любви
,
Фромм полагает
,
что влюбленный
должен чувствовать
: "
Я желаю любимому человеку расти и добиваться собственных
целей для того
,
чтобы он был счастлив
,
а не для того
,
чтобы угодить мне
".
Настаивая на том
,
что люди должны состояться как личности
,
прежде чем они станут
способны к осмысленной любви
,
Фромм упускает из виду
,
что сама любовь может быть
одним из способов самореализации
.
Мы полагаем
,
что любовная связь помогает людям
познать самих себя
,
хотя мы согласны также с Натаниелем Бранденом
,
считающим
,
что
любовь не может заменить человеку собственное
"
я
" (Branden, 1980).
Интересную мысль о том
,
что происходит
,
когда в любовных отношениях отсутствуют
уважение и забота
,
высказали Пиль и Бродский
(Peele, Brodsky, 1976).
Они полагают
,
что
потребность в такого рода отношениях сравнима с теми потребностями
,
которые могут
привести человека к алкоголизму или наркомании
. "
Любовь
"
в таких ситуациях на самом
деле аналогична зависимости
:
Если один человек отправляется к другому с целью заполнить пустоту в самом себе
,
то
любовные отношения быстро занимают центральное место в его жизни
.
Они приносят
успокоение
,
а поэтому человек возвращается к ним вновь и вновь
,
пока эта связь не
становится ему совершенно необходимой
,
чтобы забыться от полного стрессов
безрадостного существования
.
Когда человек не может обойтись без какого-то
определенного воздействия
,
делающего его жизнь сносной
,
это означает
,
что создалась
зависимость
(
даже если внешние отношения выглядят весьма романтически
).
Любовь в
этом случае становится манией
.
Пиль и Бродский предлагают ряд критериев
,
позволяющих отличить любовь как здоровые
взаимоотношения с перспективой дальнейшего развития от любви
,
как одной из форм
зависимости
:
Есть ли у каждого из любовников твердая уверенность в своей собственной ценности
?
Оказывает ли на любовников благотворное влияние связь между ними
?
Становятся ли они
и в отношениях с другими людьми лучше
,
сильнее
,
привлекательнее
,
совершеннее или
чувствительнее
?
Дорожат ли они этой связью именно по этой причине
?
Сохраняют ли любовники какие-либо важные для них близкие отношения с другими
людьми
?
Вписываются ли отношения между любовниками в их жизнь в целом или же они
обособлены от нее
?
Способны ли любовники преодолеть собственнические инстинкты или ревность к успехам
партнера
?
Связывает ли любовников не только любовь
,
но и дружба
?
Останутся ли они близкими
людьми
,
если сексуальные отношения потеряют свою остроту
?
Эти вопросы перечислены здесь вовсе не с целью утверждать
,
что существует только один
верный путь к любви
.
Большинство людей вряд ли ответят на все шесть вопросов
утвердительно
;
однако
,
поразмыслив
,
они
,
возможно
,
извлекут из этого что-то полезное
для уже существующих или будущих отношений
.
После того как Пиль и Бродский
,
сформулировав свою концепцию
"
любви как мании
",
дали определение этому бесспорно отрицательному типу любви
,
другие авторы
расширили эту тему
.
В
1980-
х гг
.
появилось даже несколько книг на тему сомнительных
любовных связей
,
попавших в списки бестселлеров
(
например
, Norwood, 1985; Cowan,
Kinder, 1985).
В результате такого смещения акцентов многие люди стали понимать
,
что
не все любовные связи столь идеальны
,
как нам хотелось бы
.
На самом деле отношения
могут быть корыстными
,
безрассудными или просто не давать удовлетворения
(Peele,
1988).
Прежде чем перейти к обсуждению других теорий
,
касающихся любви
,
следует указать
,
что зачастую бывает трудно провести границу между расположенностью к человеку и
любовью
.
Несмотря на попытки многих авторов измерить любовь
(Rubin, 1970; Pam,
Plutchik, Conte, 1975; Dion, Dion, 1976; Hatfield, Sprecher, 1986; Steinberg, Barnes, 1988),
не
все согласны считать любовь ясно выраженной отдельной сущностью
.
По мнению
некоторых психологов
, "
единственное реальное отличие расположения от любви
заключается в глубине наших чувств и вовлеченности в жизнь другого человека
" (Walster,
Walster, 1978).
В отличие от этого мнения Бершайд
(Berscheid, 1988)
пишет
: "
Кажется
совершенно ясным
,
что человек может нравиться все больше и больше
,
но это не приведет
в конечном счете к романтической любви
;
все большая и большая симпатия может
привести только к очень большой симпатии
".
После очень долгих размышлений на эту
тему мы тоже пришли к выводу
,
что расположение и любовь
,
хотя и взаимосвязаны
,
но
тем не менее это вещи разные
.
Теории любви
Теория Стернберга
Психолог Роберт Стернберг разработал трехкомпонентную теорию любви
(
триаду
),
изобразив ее в виде треугольника
(
рис
. 12.1).
По этой теории любовь слагается из трех
частей
:
близости
,
страсти и компонента
,
названного
"
решение/обязательство
".
Ниже
вкратце разъясняется содержание этих компонентов
(Sternberg, 1988, 1988
а
). (
Прежде чем
продолжить чтение этого раздела
,
неплохо заглянуть в вопросник
,
позволяющий
вычислить ваши собственные оценки по всем трем компонентам треугольника
.)
Близость слагается из оказания и получения эмоциональной поддержки друг другу
,
а
также других видов поведения
,
создающих теплоту в любовных отношениях
.
К ним
относятся откровенное и честное общение
,
способность делиться горем и радостью
,
счастье
,
испытываемое от общения друг с другом
,
и умение дорожить любимым
человеком
.
Рис
. 12.1
Триада любви по Стернбергу
Компоненты любовных отношений распределены у вершин треугольника произвольно
(Sternberg, 1988).
Страсть включает не только сексуальный компонент отношений
.
Она может быть вызвана
и иными обстоятельствами
.
Например
,
для некоторых людей потребность в
самоуважении
,
установление отношений с другими людьми
,
доминирование над другими
людьми или
,
напротив
,
подчиненность могут быть более важным источником страсти
,
чем
добрый старый секс
.
Один такой пример приводит Стернберг
(1988
а
).
Дебби росла в неблагополучной семье
,
где было не с кем поговорить
;
ее родители
постоянно ссорились и в конце концов развелись
,
когда она была еще подростком
.
Дебби
казалось
,
что у нее никогда не было семьи
,
но встреча с Артуром осветила ее жизнь ярким
пламенем
.
Он не был особенно изощренным любовником
,
но зато ввел ее в большую
дружную семью
,
принявшую ее с распростертыми объятиями
.
Артур дал Дебби
почувствовать себя кому-то нужной
,
чего она никогда не испытывала
,
но всегда жаждала
,
и это пробудило в ней страсть к нему
.
Компонент решение/обязательство состоит из двух частей
.
Кратковременная часть
-
это
решение о том
,
что некий человек любит другого человека
,
а долговременная
-
осознание
того
,
в какой степени человек готов выполнять это обязательство
,
т.е
.
продолжать любить
.
Поразмыслив над этим
,
вы вскоре поймете
,
что мгновенно принятое решение любить
кого-то не всегда подразумевает желание принять на себя долговременное обязательство
,
хотя безусловно в некоторых случаях людям удается образовать прочный союз
.
Оценить степень вовлеченности каждого из партнеров в любовную связь можно на
основании степени совмещения их треугольников
(
рис
. 12.2).
Если партнеры хорошо
соответствуют друг другу
,
треугольники почти перекрываются
.
В неудачных связях
,
когда
один из партнеров ожидает от другого гораздо большего
,
чем тот может ему дать
,
или
когда интересы партнеров лежат в совершенно разных плоскостях
,
их треугольники
совсем не совмещаются
.
Эти два измерения любви можно назвать интенсивностью и
равновесием во взаимоотношениях
.
Рис
. 12.2
Степень соответствия между триадами двух индивидуумов
,
находящихся в любовной
связи
(Sternberg, 1988)
По мнению Стернберга
,
удовлетворенность любовными отношениями определяется
соответствием между реальными треугольниками двух партнеров и соответствием между
реальным треугольником каждого из партнеров и ее или его идеальным треугольником
.
Например
,
при значительном несоответствии между идеальным треугольником человека и
треугольником
,
действительно отражающим его реальные любовные отношения
,
он будет
испытывать неудовлетворенность
.
Точно так же сильное несоответствие между
треугольниками партнеров означает
,
что они
"
не совпадают по фазе
"
и что
,
по всей
вероятности
,
каждому из них будет трудно удовлетворить потребности другого
.
Триады Стернберга могут изменяться как с течением времени
,
так и в зависимости от
поведения и чувств партнера(ши
) (Sternberg, 1988a).
Например
,
страстность любовных
отношений обычно быстро достигает пика
,
а затем
,
во время фазы привыкания
,
стабилизируется на несколько более низком уровне
(
рис
. 12.3).
По мере привыкания один
партнер волнует другого уже не так сильно
,
как это было прежде
. (
Это сравнимо с
привыканием
,
возникающим при регулярном потреблении многих веществ
,
таких как
кофеин
,
алкоголь или никотин
.
Если произошло привыкание
,
то даже прием этих веществ
в постоянно возрастающих дозах не вызывает такого удовлетворения
,
как вначале
.)
Было
бы также ошибкой пренебрегать влиянием одного партнера на другого
.
Потребности
каждого человека время от времени меняются
,
а поэтому для сохранения любви
необходима гибкость и изобретательность
,
как отмечает Стернберг
(1988):
Быть может
,
самая большая польза от этой теории состоит в том
,
что она может помочь
людям понять почти неизбежную динамичность любовных отношений
. "
Они встретились
,
полюбили друг друга и с тех пор жили счастливо
" -
так случается не только в сказках
.
Парам
,
рассчитывающим на то
,
что их страстная любовь будет длиться вечно или же что
близости между ними ничто не угрожает
,
уготовано разочарование
.
Наши
взаимоотношения с любимым человеком можно сравнить с домом
,
который надо
благоустраивать и за которым надо следить
,
чтобы он с течением времени не разрушился
.
Нам следует взять на себя ответственность за то
,
чтобы наши взаимоотношения
оставались как можно лучше
.
Рис
. 12.3
Изменения страстности отношений в зависимости от продолжительности связи
(Sternberg,
1988)
Теория Стернберга пока еще не проверена другими учеными
.
Некоторые критики считают
ее слишком упрощенной
,
да к тому же не учитывающей воздействия третьих сторон на
любовную связь двоих
(Levinger, 1988; Williams, Barnes, 1988).
Стентон Пиль
(Peele,
1988),
которому принадлежит упоминавшаяся выше концепция
"
любви
,
как мании
",
отмечает
:
При оценке любовных отношений данной пары в более широком контексте ее
психологического функционирования и в связи с ее окружением часто получается
картина
,
отличающаяся от картины идиллической любви
.
Особенно недостает в этой как
бы социально-психологической перспективе именно ощущения контекста
;
исследования
,
делающие упор на интенсивность переживаний любовников и их взаимоотношения
,
создают иллюзию
,
что любовь можно выделить из всей остальной жизни этих людей
.
ТРИАДА ЛЮБВИ ПО СТЕРНБЕРГУ
(Sternberg, 1988)