ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8214
Скачиваний: 64
положительных психологических изменений у лиц
,
перенесших операцию
,
по сравнению
с теми
,
у которых она не производилась
(Meyer, Reter, 1979).
В настоящее время этот
вопрос нельзя считать окончательно решенным
.
Некоторые клиники прекратили
проведение таких операций в связи с отсутствием убедительных доказательств их
благотворных последствий
,
однако не менее
40
медицинских центров продолжают
хирургическое лечение транссексуальных пациентов
(
Рашу
, Edgerton, 1986).
Половые роли и половое поведение
Традиционные представления о половых ролях существенно влияют на сексуальные
отношения между людьми и их половое поведение
.
Так
,
например
,
в Америке до сих пор
бытует мнение
,
что в мужчинах заложен повышенный интерес к сексу и что им
принадлежит наиболее активная роль в сексуальных отношениях
,
тогда как женщины
обычно пассивны
.
Точно так же считается
,
что половое возбуждение у мужчин наступает
быстро и почти автоматически
,
а для того чтобы вызвать половое возбуждение у женщин
,
как правило
,
слабое и нестойкое
,
нужны ласки и уговоры
.
Эти стереотипы сказываются и
на характере поведения
;
мужчины стараются действовать таким образом
,
чтобы оправдать
диктуемые стереотипом ожидания
,
а женщины соглашаются на роль второстепенных
персонажей
,
мнения и желания которых не имеют большого значения
.
Однако у некоторых народов сложилось совсем иное представление о половых ролях
мужчины и женщины
.
Например
,
жители крошечного полинезийского острова Мангаиа
считают сексуальное наслаждение привилегией каждого члена общества
;
половая
близость
,
по их мнению
,
не требует длительного знакомства и тесных отношений
.
В
результате на острове не найдется и одной девушки на сотню и еще меньше юношей
,
у
которых до вступления в брак не было бы самых обширных половых связей
(Marshall,
1971).
Девочки с ранних лет приучаются испытывать и вызывать оргазм
,
и хотя первый
опыт сексуального общения они чаще всего получают со своими сверстниками
,
постепенно более желанными становятся взрослые и более опытные партнеры
,
способные
доставить большее удовольствие
(Marshall, 1971).
Услышав
,
что некоторые женщины в
Европе и Америке не испытывают оргазм
,
местные жители с искренней озабоченностью
интересуются
,
не может ли это плохо отразиться на здоровье замужней женщины
(Marshall, 1971).
На острове Мангаиа все женщины знают
,
как достигается оргазм
.
Двойной стандарт
Мы уже упоминали о существующем в нашем обществе двойном стандарте в отношении
полового поведения
.
Согласно традиционным взглядам
,
мужчины имеют право на
сексуальный опыт до вступления в брак
,
тогда как женщины должны сохранять
девственность до замужества
.
После заключения брака формально подразумевается
взаимная
"
верность
"
супругов
,
однако в действительности за мужчинами по-прежнему
признается право на внебрачные связи
,
тогда как от женщины ждут постоянства
.
В
последнее время в этих представлениях наметился некоторый сдвиг
.
Многие подростки не
считают необходимым и даже нежелательным сохранение женщиной девственности
(Sorenson, 1973; Hass, 1979).
Теперь многие полагают
,
что молодая женщина может иметь
половую связь с тем
,
кого она любит
,
ну а молодым мужчинам по-прежнему
предоставляется большая свобода сексуального экспериментирования
.
Двойной стандарт
,
помимо всего прочего
,
предписывает мужчине роль опытного в
сексуальном плане человека
.
В связи с этим ожидается
,
что он будет выступать
инициатором сексуальных отношений
,
определять продолжительность и ход полового
акта
,
предпринимать действия
,
направленные на возбуждение партнерши и возникновение
у нее оргазма
.
Хотя эта версия двойного стандарта
(
предполагающая
,
что мужчина
проявляет сексуальную активность в интересах женщины
)
свидетельствует об известном
прогрессе по сравнению с прежним убеждением
,
что
"
порядочная
"
женщина не может
иметь сексуальных переживаний
(
согласно этому мнению
,
в сексе мужчина использует
женщину для удовлетворения собственных потребностей
),
она вряд ли сильно
способствует гибкости и взаимности отношений
.
Двойной стандарт и его варианты порождают множество сексуальных проблем
.
Ощущение необходимости воспрепятствовать мужчине
"
делать все
,
что он хочет
"
и
удерживать его действия в определенных рамках снижает для нее самой прелесть
сексуального контакта
.
С другой стороны
,
мужчина иногда считает
,
что обязан проявлять
свои мужские качества и вступает в сексуальные отношения
,
не будучи к этому особенно
расположен или не чувствуя влечения к женщине
.
Сейчас очевидно
,
что сексуальный двойной стандарт
,
подобно многим другим
стереотипам половой роли
,
постепенно вытесняется концепцией равных возможностей и
взаимодействия
.
В заключение данной главы мы рассмотрим перспективы дальнейшего
развития событий в этом направлении
.
Секс и равенство полов
Большинство мужчин и женщин в конце концов узнают
,
что нельзя получить
удовольствия
,
к которому стремятся оба партнера
,
пока секс остается чем-то
,
что мужчина
делает для себя или для женщины
,
а не становится совместной деятельностью
,
в которой
они принимают равное участие
.
Женщина
,
ценящая свою сексуальность
,
приходит в выводу
,
что при желании она может
открыто и не стесняясь выражать свои переживания и чувство причастности к
происходящему
;
восторг и наслаждение от испытываемого желания и сознания
собственной желанности
,
от взаимных прикосновений и взглядов
,
своих слов и речей
партнера
,
запахов и ощущений
,
звуков и тишины
.
Мужчина
,
увлеченный ею как
партнером
,
получает радость
,
освободившись от сознания необходимости любой ценой
приносить ей удовольствие и наслаждаясь изменениями ее настроений и желаний в ответ
на свои собственные
.
Взаимоотдача обоих партнеров основывается на восприятии друг друга как тонко
чувствующих существ с уникальными потребностями и способностями
.
Оба могут
отдаваться своим порывам
,
не опасаясь нарушить предписываемые половой ролью
стереотипы мужской агрессивности и женской скромности
.
Эмоции нельзя делить на
"мужские
"
и
"
женские
".
Каждый из партнеров должен считаться с сексуальными
запросами другого
.
Если же их сексуальные потребности в чем-то не совпадают
,
можно
найти решение
,
удовлетворяющее обоих партнеров
.
Сексуальная эмансипация вырастает на почве самоуважения и личной свободы
.
Если вы
ничего не представляете сами по себе
,
вы ничего не можете дать другому и ничего не
получите взамен
.
Вы будете считать
,
что полезны в сексуальном плане
,
как полезна вещь
,
но не более
.
Чтобы партнерство было равным
,
мужчина и женщина должны обладать
чувством собственного достоинства и гордиться своей половой ролью
.
Наслаждение от полового общения наполовину зависит от того
,
как чувствуют и ведут
себя партнеры
.
Если один никак не проявляет своих эмоций или в лучшем случае
демонстрирует пассивную готовность
,
то чувственный настрой другого постепенно
становится слабее
,
затухает и
,
наконец
,
пропадает полностью
.
В то же время при активном
участии обоих партнеров спонтанные чувства одного также спонтанно передаются
другому
,
возбуждают его
,
усиливают чувственный тонус
,
побуждают вести себя
,
следуя
только внутренним импульсам
.
Все что она делает ему
,
он возвращает ей
,
и все что он
отдает ей
,
она возвращает ему
.
Взаимоотношения партнеров при половом акте зачастую неправильно рисуют
,
используя
образ качелей
:
когда один взлетает
,
другой падает вниз
.
То
,
что получает женщина
,
утрачивает мужчина и наоборот
.
Но сама природа половой близости опровергает эту
аналогию
.
То
,
чего мужчина и женщина достигают сообща
,
является благом для каждого
.
Настоящее партнерство делает счастливыми обоих и каждого в отдельности
.
ВЫВОДЫ
1.
Понятия мужского и женского начала не поддаются краткому определению
,
но могут
рассматриваться в контексте соответствия поведения и внешности человека традиционно
сложившемуся представлению о мужчине и женщине
.
В противовес прежним взглядам
,
согласно которым мужественность и женственность взаимно исключают друг друга
,
сейчас считают
,
что мужские и женские черты у многих людей присутствуют
одновременно в разных сочетаниях
.
Лица
,
у которых такое сочетание проявляется
особенно сильно
,
называется андрогинными
.
2.
Существует множество примеров того
,
что бытующие в обществе стереотипы половой
роли влияют на детей
.
Одежда
,
игрушки
,
книги
,
телевизионные передачи и школьные
программы дают информацию о том
,
что приличествует тому и другому полу
,
и
,
следовательно
,
вносят важный вклад в становление половой роли ребенка
.
3.
К подростковому возрасту становится совершенно ясно
,
что мужчине предназначено
"пробиваться
",
а женщине выходить замуж и растить детей
.
Многие женщины привыкают
к мысли
,
что успех на ином поприще обесценивает чисто женские достоинства и
отрицательно сказывается на отношении к ним окружающих
.
С другой стороны
,
мужчины
как бы запрограммированы на стремление дополнить предписываемые им деловые
качества сексуальным опытом
.
4.
Общепринятый взгляд на половые роли мужчины и женщины в зрелом возрасте влияет
на брак и брачные отношения
,
профессиональную и политическую деятельность
,
способ
проведения досуга
.
Половое поведение также в значительной степени определяется
стереотипами половой роли
,
в том числе двойным стандартом и мнением о природной
сексуальной опытности мужчины
.
Сравнение отличающихся по культурным традициям
народов показывает
,
что многие свойственные нашей цивилизации различия между
мужчиной и женщиной вытекают из стереотипных представлений о роли того и другого
пола
.
5.
Изучение психологии половых различий свидетельствует о том
,
что мужчины и
женщины во многих отношениях скорее сходны
,
чем различны
.
6.
Транссексуальные личности на протяжении всей жизни испытывают устойчивое
ощущение
"
заключения в чужом теле
".
Причина транссексуальности неизвестна
.
В
настоящее время среди сексологов не существует единого мнения относительно
целесообразности хирургического изменения пола при этом расстройстве
.
Вопросы для размышления
1.
Чья половая роль легче
:
мужчины или женщины
?
Каковы относительные преимущества
и неудобства каждой из них
?
2.
Как бы изменилось наше общество
,
если бы в один прекрасный день большинство
людей стали андрогинными
?
Как бы изменились сексуальные отношения
?
Было бы это
,
по вашему мнению
,
благом для общества
?
3.
Стали бы мальчики играть в войну
,
если бы это не поощрялось обществом
?
Чем в
первую очередь обусловлен выбор игрушек детьми разного пола
:
культурными
традициями или биологическими факторами
?
4.
Можете ли вы представить себя транссексуалом
?
Как вы относитесь к мужчине или
женщине с нормальной половой ориентацией
,
которые влюбляются в людей
,
перенесших
операцию с целью изменения пола
?
5.
В какой период жизни
,
по вашему мнению
,
половая роль проявляется наиболее и
наименее явно и бескомпромиссно
?
6.
Выше упоминалось исследование
,
согласно которому состояние здоровья женатых
мужчин лучше
,
чем у холостяков
,
а замужних женщин хуже
,
чем у незамужних
.
Что
подсказывает вам ваш собственный опыт в этом отношении
?
Если указанный вывод
справедлив
,
согласны ли вы с приведенным объяснением этого феномена
?
3
часть
-
Психология сексуальности
.
12
глава
-
Любить и быть любимым
.
Любить и быть любимым
Даже в классических
"
Основах психологии
"
Уильяма Джеймса
"
любви
"
уделено лишь две
странички
.
Признавая наличие связи между любовью и
"
сексуальными импульсами
",
автор заметил
,
что
"
обсуждать эти детали несколько неудобно
" (James, 1890, 1950).
Английского писателя Д
.
Лоуренса эта тема смущала гораздо меньше
.
В своем романе
"Любовник леди Чаттерлей
" (Lawrence, 1962)
он высказывает мнение
,
что в любви
необходима полная свобода во всех ее аспектах
;
иллюстрацией может послужить отрывок
из диалога между леди Чаттерлей и ее любовником Меллорсом
:
"Во что же ты веришь на самом деле
?" -
настаивала она
.
"Я не знаю
".
"Ни во что
,
как и все остальные мужчины
,
которых я знала
" -
сказала она
.
Они оба помолчали
.
Потом он очнулся и сказал
: "
Да
,
я верю во что-то
.
Я верю в
сердечность
,
особенно в любви
;
в то
,
что заниматься любовью надо с теплым сердцем
.
Если бы мужчины входили в женщин сердечно и тепло
,
а женщины отдавались бы им
тоже сердечно
,
все было бы хорошо
.
А эти холодные совокупления несут смерть и
вырождение
".
До самого недавнего времени тема любви больше занимала писателей
,
поэтов и
философов
,
чем психологов и других ученых
.
Несмотря на то что
"
любовь правит миром
",
очень немногие сексологи
(
в том числе авторы этой книги
)
занимались этой темой
сколько-нибудь подробно
.
Тем не менее все мы так или иначе испытали любовь
.
Многие
из нас мечтали о ней
,
боролись с ней или блаженствовали в ее упоительных объятьях
.
Справедливо также сказать
,
что большинство из нас она приводила в смятение
.
В этой
главе мы сосредоточим внимание на сложных связях между любовью
,
сексом и браком и
попытаемся хотя бы частично устранить это смущение
.
Что такое любовь
Попытка дать определение любви
-
задача трудная
.
Можно любить мужа или жену
,
любовника или любовницу
,
своих детей
,
родителей
,
братьев и сестер
,
животных
,
страну
или Бога
,
а также радугу
,
шоколад или Бостонский симфонический оркестр
.
Во всех этих
случаях для обозначения своих чувств мы пользуемся одним и тем же словом
,
однако
всякий раз оно безусловно имеет разный смысл
.
Когда мы говорим о любви одного человека к другому
,
проще всего воспользоваться
определением
,
которое дал Роберт Хейнлейн в своей книге
"
Чужестранец в чужой
стране
": "
Любовь
-
это такое состояние
,
при котором счастье другого человека
совершенно необходимо для вашего собственного счастья
" (Heinlein, 1961).
То
,
что
описал Шекспир в
"
Ромео и Джульетте
",
то
,
что воспевают популярные певцы
,
то
,
что
заставило Эдуарда
VIII
отречься от английского престола
,
чтобы жениться на любимой
женщине
, -
все это безусловно любовь
.