ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8092
Скачиваний: 64
жертв изнасилования в шт
.
Мичиган
,
то полученные результаты
,
вероятно
,
будут
приложимы к жертвам насилия в других штатах
.
Однако
,
если исследование касалось
употребления наркотиков на юге Калифорнии
,
то его результаты вряд ли будут
соответствовать тому
,
что происходит на Среднем Западе
.
Объем выборки
-
другой важный фактор
,
определяющий достоверность полученных
результатов
.
Очень маленькая выборка
,
даже если она репрезентативна для большой
популяции
,
не может служить надежной основой для важных выводов
.
Станете ли вы
доверять сообщениям об отношении американских студентов к добрачному сексу
,
если
оно основано на изучении выборки
,
в которую входил всего десяток студентов
?
Какова
будет ваша реакция
,
если в выборку входило
25
студентов
?
А если сотня
?
А тысяча
?
При
прочих равных условиях из двух исследований более достоверные результаты дает
обычно то
,
которое проводилось на большей выборке
.
Однако
,
чем больше сходства
между членами данной популяции
-
фактор
,
который статистики называют
гомогенностью
, -
тем сильнее можно сокращать объем выборки
,
оставляя ее при этом
репрезентативной для популяции
.
Выборка скорее окажется репрезентативной для
большой популяции
,
если она рандомизированная
,
т.е
.
отбирается таким образом
,
что
каждый член данной популяции имеет равные шансы попасть в нее
.
Очень немногие
исследования по сексологии проводились в масштабах всей страны
,
т.е
.
на
рандомизированных выборках
,
взятых по определенной системе из всего населения США
или из определенной
,
интересующей в данном случае ученых
,
группы
(
например
,
группы
замужних женщин
).
Об этом приходится сожалеть
,
так как выборка такого масштаба
служит самым прочным основанием для заключения о допустимости обобщения
результатов данного исследования
.
Методы получения данных
Исследователю следует не только решить
,
как он будет формировать выборки
,
но и
продумать способы получения данных
,
необходимых для анализа изучаемой проблемы
.
Данные можно собрать с помощью анкет
,
личных опросов
,
непосредственных
наблюдений
,
непрямых наблюдений
(
например
,
использование видеозаписей
,
кинофильмов или дистанционных микрофонов
),
изучения историй болезней и других
документов
,
лабораторных тестов
,
экспериментов и других методов
.
Выбрать метод
(
или
методы
),
подходящий для решения данной проблемы
,
иногда бывает далеко не просто
.
В ряде случаев от некоторых методов исследования приходится отказываться по
соображениям этики
.
Например
,
вряд ли было бы этичным просить людей совершить
кровосмешение
,
для того чтобы анализировать его последствия
.
Для изучения ЭТОЙ
спорной проблемы
,
вероятно
,
следует использовать анкеты
,
интервью или разного рода
документы
.
Выбор метода исследования зависит также от наличия надежных способов
для получения тех или иных конкретных данных
.
Например
,
определение уровня половых
гормонов в организме человека стало возможно лишь в конце
1960-
х гг
.
Это открыло
совершенно новые подходы к изучению широкого круга вопросов
,
относящихся к сексу и
сексуальному поведению
,
основанному на проведении анализов крови
.
На выбор метода сбора данных оказывают влияние и практические соображения
:
затраты
времени и средств
,
вероятность получения полезной информации
,
вероятность
кооперации со стороны потенциальных испытуемых
.
Преимущества и недостатки
различных методов
,
применяемых в сексологии
,
рассматриваются чуть ниже
.
Количественное представление данных и их
классификация
В научных исследованиях обычно требуется представить полученные результаты в
количественной форме
.
Некоторые данные легко выразить в виде определенных цифр
(например
,
рост
,
возраст
,
число сексуальных партнеров
)
или классифицировать
(
семейное
положение
,
специальность
,
тип используемых противозачаточных средств
).
Оценить
количественно данные другого рода гораздо сложнее
:
в каких единицах измерять любовь
,
страх или половое удовлетворение
?
Исследователь должен выработать специальные
стратегии для количественного выражения или классификации информации
,
с тем чтобы
ее можно было обработать или использовать для проведения сравнений между группами
.
Это часто делают
,
строя шкалу или даже несколько шкал
("
оцените свое половое
удовлетворение по шкале от
0
до
10"),
что совсем не так просто сделать
,
как это кажется
.
Адекватность процедуры измерения зависит от ее надежности
,
или состоятельности
,
и
свободы от ошибок
,
а также от ее валидности
,
или значимости
,
т.е
.
от того
,
в какой
степени она измеряет именно то
,
что интересует исследователя
.
Способы проверки
надежности и валидности методов измерения сложны
,
и их рассмотрение выходит за
рамки этой книги
.
Анализ данных
После того как необходимая информация собрана
,
ее следует оценить
.
При этом обычно
прибегают к статистическим методам
.
В нашей книге подробного рассмотрения этих
методов не требуется
,
ограничимся лишь несколькими пояснениями
.
Во-первых
,
статистику можно использовать в чисто описательном плане
(
например
, "43%
обследованных мужчин и
55%
женщин состояли в браке
"
или
"
в среднем частота
полового акта составляла
2,6
раза в неделю
").
Во-вторых
,
статистика позволяет делать
прогнозы
.
Прогнозирование на основании статистических данных носит вероятностный
характер
.
Иными словами
,
статистический анализ полученных результатов дает
возможность строить научные догадки
(
иногда это бывают очень удачные догадки
)
о
вероятности того
,
что выявленный в ходе исследования набор фактов не случаен
.
Если
,
опросив
100
школьниц старших классов
,
прослушавших курс полового воспитания
,
и
100
школьниц той же школы
,
не посещавших занятия по этому предмету
,
вы обнаружите
,
что
из первой группы забеременели только две
,
а из второй двадцать
,
то это различие будет
статистически значимым
.
Иными словами
,
вряд ли можно считать такое соотношение
случайным
,
из чего можно сделать вывод
,
что курс полового воспитания снижает частоту
нежелательных беременностей среди подростков
.
Однако статистический анализ не может
доказать правильность такого заключения
,
поскольку на эти результаты мог повлиять
какой-то артефакт
,
о котором вы не подозревали
.
В-третьих
,
статистические методы
можно использовать также для изучения зависимостей между несколькими переменными
:
корреляционный анализ и факторный анализ помогают исследователям выяснить
некоторые аспекты взаимодействия переменных
,
но не дают возможности определить
,
что
является причиной
,
а что
-
следствием
.
Этические проблемы
При проведении любых исследований ученый обязан сохранять корректность и уважение
к опрашиваемым людям
.
Для этого он должен соблюдать следующие правила
.
1.
Осознанное согласие
.
Необходимо четко и ясно разъяснять всем потенциальным
участникам проводимого исследования его цели
,
способы проведения
,
а также возможный
риск и преимущества для тех
,
кто дал согласие выступать в роли испытуемого
.
Люди сами
без всякого принуждения и обмана должны решить
,
хотят ли они участвовать в
эксперименте
.
Необходимо информировать их и о том
,
что они вольны отказаться в любой
момент после того
,
как исследование уже началось без каких-либо неприятных для себя
последствий
.
2.
Конфиденциальность
.
Исследователи должны сделать все возможное для сохранения
анонимности обследуемых
.
В некоторых случаях сообщаемые сведения могут изобличать
испытуемых в нарушении законов
(
например
,
информация об употреблении запрещенных
наркотических препаратов или о незаконной деятельности
,
связанной с сексом
);
несоблюдение конфиденциальности может поставить испытуемых в неловкое положение
,
сделать их предметом насмешек в глазах окружающих
,
отрицательно сказаться на
отношениях с другими людьми
. (
Представьте себе
,
например
,
какие чувства вы испытаете
,
если в результате участия в программе по изучению секса станет известно
,
что вы на
протяжении нескольких лет находились в кровосмесительной связи
.)
Руководители
исследовательских программ обязаны следить за соблюдением условий
,
обеспечивающих
конфиденциальность
.
Сбор данных должен производиться таким образом
,
чтобы
сохранялась анонимность
;
для этого каждому испытуемому дают кодовый номер
,
а лист
,
позволяющий установить по этим номерам имена обследуемых
,
хранят в надежном месте
,
например в банковском сейфе
;
доступ к этим данным разрешают лишь одному лицу
;
после завершения исследования необходимо уничтожить всю информацию
,
связанную с
конкретными людьми
.
3.
Честность
.
Хотя в некоторых случаях обман может оказаться необходимым в качестве
составной части исследования
,
однако он допустим лишь при условии
,
что испытуемый
предупрежден об этом и дал согласие
(
разумеется
,
испытуемым не обязательно знать
,
в
чем именно будет состоять обман
),
причем связанный с обманом риск должен быть
минимальным
.
Всякий раз
,
когда исследователи прибегают к обману
,
они обязаны по
окончании эксперимента внести ясность в ситуацию
,
разъяснив каждому испытуемому
суть обмана с тем
,
чтобы он или она могли узнать о результатах исследования и задать
вопросы о том
,
что с ними проделали
.
Существует целый кодекс этических правил для сексологических исследований
(Masters et
al., 1980);
соответствующие рекомендации разработаны и для исследований по
психологии
,
психиатрии и др
.
В большинстве американских колледжей и университетов в
настоящее время имеются комитеты по этике
.
В их обязанность входит рассмотрение всех
исследований
,
которые планируется провести в данном учреждении
,
до того как они
начались
.
Если такой комитет обнаруживает в представленных планах возможность
возникновения у испытуемых этических проблем
(
например
,
недостаточное внимание к
разъяснительной работе с обследуемыми при получении от них согласия участвовать в
эксперименте
),
он откладывает утверждение программы до тех пор
,
пока выявленные
недостатки не будут устранены
.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
,
С КОТОРЫМИ
СТАЛКИВАЕТСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Изучение сексуальности
,
подобно другим научным исследованиям
,
не всегда позволяет
получить определенный ответ на поставленный вопрос
.
Возможности методов
исследования секса ограничены
;
понимание этого факта позволяет решить
,
в какой мере
та или иная группа данных приложима к вашей собственной жизни
,
и критически оценить
качество той или иной конкретной работы
.
Постоянным источником ошибок
,
снижающим
объективность
,
является смещение выборки
.
Проблемы
,
связанные с формированием выборок
Чаще всего искажение результатов бывает связано с неправильным формированием
выборки
.
Например
,
объем выборки может быть слишком мал для изучения всех
переменных
,
интересующих исследователя
.
Именно на этом была основана критика работ
Кинзи
,
несмотря на то
,
что им было обследовано
12 000
человек
.
При адекватном объеме
выборки на результаты исследования сильно влияет недостаточность сходства между нею
и той популяцией
,
из которой она была взята
.
Иллюстрацией такой ситуации служат
исследования гомосексуальности
,
проводившиеся до
1957
г
.
Субъектами этих
исследований обычно служили пациенты психиатрических больниц или заключенные
,
что
приводило к ошибочным выводам о социальной дезадаптации и психической
неполноценности гомосексуалов
.
Можно ли надеяться
,
что изучение таких выборок
прольет свет на природу гомосексуализма
?
Позволит ли изучение гетеросексуалов
,
находящихся в психиатрических больницах или тюрьмах
,
сделать верные выводы о
личностных свойствах всех гетеросексуалов
?
Более поздние исследователи
гомосексуализма благодаря усовершенствованию методов формирования выборок
избежали таких ошибок
(Hecker 1957; Saghir, Robins, 1973; Bell, Weinberg, 1978).
Другая проблема
,
возникающая при формировании выборок
,
связана с привлечением
добровольцев
.
Дело в том
,
что часто между людьми
,
соглашающимися участвовать в
сексологических исследованиях
,
и теми
,
кто отказывается от этого
,
имеются
специфические различия
.
В статистическом отношении рандомизированная выборка
служит идеальным способом минимизировать искажение результатов
,
потому что она
позволяет избежать субъективных ошибок исследователя при подборе испытуемых
.
К
сожалению
,
получить действительно рандомизированную выборку удается редко
,
поскольку этика требует обеспечить информированное согласие испытуемых
;
а их-за
этого все выборки автоматически оказываются смещенными
.
Такое смещение всегда
имеет место в сексологических исследованиях
,
однако оно особенно сильно сказывается
на результатах работ
,
связанных с прямыми наблюдениями
(Farkas, Sine, Evans, 1978;
Wolchik, Spenser, Lisi, 1983).
Согласитесь ли вы участвовать в исследовании
,
связанном с
наблюдением за вашим сексуальным поведением
?
Люди
,
не считающие уединенность
важным условием для занятий сексом
,
очевидно
,
отличаются от тех
,
для которых она
совершенно необходима
;
это обстоятельство неизбежно влияет на репрезентативность
выборки
.
Неверные ответы
Еще одним источником необъективности служит неполная правдивость ответов
,
которые
дают обследуемые
.
Анкеты обладают известным преимуществом
,
если они заполняются
анонимно
,
так как у респондентов при этом относительно мало причин для смущения
.
Однако при анкетировании обычно бывает трудно проверить
,
правильно ли испытуемый
понял все вопросы
;
некоторые ответы могут оказаться неверными просто из-за того
,
что
неверно были истолкованы вопросы
.
При личных интервью вероятность такого
недоразумения безусловно меньше
,
однако на искренность ответов может повлиять
присутствие лица
,
проводящего опрос
.
Иногда люди хвастают своими сексуальными
возможностями или преувеличивают их
,
а иногда пытаются скрыть какой-нибудь
смущающий их или неприятный случай
.
Преднамеренная фальсификация ответов возможна как в анкетах
,
так и во время
интервью
,
хотя в последнем случае исследователь скорее может обнаружить это
.
Неточности возникают также просто из-за плохой памяти
.
Иногда бывает трудно
вспомнить
,
сколько раз вы испытывали какое-то ощущение или участвовали в чем-то
,
даже если речь идет о событиях недавнего прошлого
,
например имевших место всего
месяц назад
.
Вспоминать же о давних событиях
(
или чувствах
)
бывает еще сложнее
.
Так
,
например
,
человек иногда не может ответить на вопрос
,
в каком возрасте он узнал о том
,
"откуда берутся дети
?"
Попробуйте вспомнить
,
когда вы впервые мастурбировали или
когда у вас появились подростковые поллюции
.
Во многих случаях
,
когда мужа и жену
спрашивают порознь о различных аспектах их сексуальной жизни
,
их ответы резко
различаются
.
Как можно в таких случаях решить
,
чей ответ больше соответствует истине
?
А если опрашивают только одного из супругов
,
то можно ли быть уверенным
,
что
получают точные ответы
?
Другие источники ошибок в сексологических исследованиях будут рассмотрены при
обсуждении на примере отдельных работ
.
Может показаться
,
что мы уделяем слишком
большое внимание методологическим трудностям
.
Мы делаем это для того
,
чтобы
подчеркнуть
,
что подобные проблемы возникают постоянно и что о них необходимо
помнить при анализе и интерпретации результатов
.
Поскольку в последующих главах
часто обсуждаются данные конкретных сексологических исследований
,
важно
представлять себе их сильные и слабые стороны
.
МЕТОДЫ
,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СЕКСОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЯХ
"Опять
,
небось
,
одно из этих проклятых сексуальных исследований
!"
При изучении сексуальности используют несколько различных методов
.
Каждый из них
имеет свои достоинства и недостатки
,
и потому трудно назвать какой-то один
"наилучшим
".
Чаще всего пригодность метода определяется тем
,
что с его помощью хотят
узнать
.
При рассмотрении различных форм сексологического исследования
(обследование
,
наблюдение
,
изучение отдельных случаев
,
клинические исследования
,
экспериментальные исследования
)
мы обращаемся к конкретным работам
,
в которых они
использовались
,
и разбираем преимущества и недостатки данных методик
.
Обследование