Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5942

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

вспомогательную  школу, обучение  на  дому  и  пр.). Важно, чтобы  психокоррек-ционная
программа  была  согласована  с  другими  специалистами, которые  работают  с  ребенком
(логопед, педагог-дефектолог, учитель, врач-психиатр и пр.).

Рассмотрим  стратегические  задачи, так  как они являются общими для  всех детей  с

проблемами в развитии.

В  практике  психокоррекционной  работы  традиционно  выделяются  три  основные

модели коррекции: общая, типовая и индивидуальная (А. А. Осипова, 2000).

Общая  модель  коррекции

— это  система  оптимального  возрастного  развития

личности в целом. Она включает в себя щадящий охранительно- стимулирующий режим
для ребенка, соответствующее распределение нагрузок с учетом психического состояния,
организацию жизнедеятельности ребенка в школе, в семье

и

в других группах.

Типовая 

модель 

коррекции

основана 

на 

организации 

конкретных

психокоррекционных  воздействий  с  использованием  различных  методов: игрогерапии,
семейной терапии, психорегулирую-щих тренировок и пр.

Индивидуальная  модель  коррекции

ориентирована  на  коррекцию  различных

нарушений  у  ребенка  или  подростка  с  учетом  его  индивидуально-типологических,
психологических, клинико-пси-хологических  особенностей. Это  достигается  в  процессе
создания  индивидуальных  психокоррекционных  программ, направленных  на  коррекцию
имеющихся недостатков с учетом индивидуальных факторов.

Все  эти  три  модели  тесно  связаны  и  взаимозависимы, хотя  имеют  разные  задачи.

Так, общая  модель  психокоррекции  ориентирована  на  профилактическую  работу  с
ребенком, типовая модель — на оптимизацию, стимулирование психического развития, а
индивиду-

45

альная  модель — на  коррекцию  недостатков  в  развитии  ребенка  с  учетом  его

клинико-психологических и индивидуально-психологических особенностей.

Эффективность  психокоррекционного  процесса  в  значительной  степени  зависит  от

умения  психолога  составить  психокоррек-ционную  программу. При  этом  необходимо
учитывать следующие методические требования:

•  четко сформулировать основные цели психокоррекционной работы;
•  выделить круг задач, которые должны конкретизировать основную цель;
•  определить  содержание  коррекционных  занятий  с  учетом  структуры  дефекта  и

индивидуально-психологических  особенностей  ребенка, развития  ведущего  вида
деятельности;

•  определить форму работы с ребенком (групповая, семейная, индивидуальная);
•  отобрать  соответствующие  методы  и  техники  с  учетом  возрастных,

интеллектуальных и физических возможностей ребенка;

•  запланировать форму участия родителей и других лиц в кор-рекционном процессе;
•  разработать методы анализа оценки динамики психокоррекционного процесса;
•  подготовить помещение, необходимое оборудование и материалы.
Целенаправленное  психокоррекционное  воздействие  на  ребенка  и  подростка  с

проблемами  в  развитии  осуществляется  через  психокоррекционный  комплекс, который
состоит из четырех взаимосвязанных блоков:

•  диагностический;
•  коррекционный;
•  оценочный;
•  прогностический.

В  диагностический  блок

входят  диагностика  психического  развития  ребенка  и

диагностика социальной среды.


background image

Диагностика  психического  развития  ребенка  включает  в  себя: — всестороннее

клинико-психологическое  изучение  личности  ребенка  и  его  родителей, системы  их
отношений;

46

—  анализ мотивационно-потребностной сферы ребенка и членов его семьи;
—  определение  уровня  развития  сенсорно-перцептивных  и  интеллектуальных

процессов и функций;

—  диагностику  социальной  среды  ребенка (анализ  неблагоприятных  факторов

социальной  среды, травмирующих  ребенка, нарушающих  его  психическое  развитие,
формирование характера личности и социальную адаптацию).

Коррекционный блок

включает в себя следующие задачи:

—  коррекция неадекватных методов воспитания  ребенка с целью преодоления  его

микросоциальной запущенности;

—  помощь ребенку или подростку в разрешении психотрав-мирующих ситуаций;
—  формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими

(в семье, в классе);

—  повышение социального статуса ребенка в коллективе;
—  развитие  у  ребенка  или  подростка  компетентности  в  вопросах  нормативного

поведения;

—  формирование  и  стимуляция  сенсорно-перцептивных, мне-мических  и

интеллектуальных процессов у детей;

—  развитие  и  совершенствование  коммуникативных  функций, эмоционально-

волевой регуляции поведения;

—  формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-

психологические  проблемы  ребенка  путем  активного  вовлечения  родителей  в
психокоррекционный процесс;

—  создание  в  детском  коллективе, где  обучается  ребенок, атмосферы  принятия,

доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

В  достижении  этой  цели  на  первый  план  выступает  работа  психолога  не  только  с

близким социальным окружением ребенка (семьей), но и с педагогами, которые обучают
ребенка, и с его одноклассниками, друзьями и знакомыми. Это одна из важных задач, так
как социальная интеграция ребенка с проблемами в развитии в обществе является важным
фактором всестороннего воспитания его личности и личностного роста.

47

Оценочный  блок, или  блок  оценки  эффективности  коррекционных  воздействий,

направлен  на  анализ  изменений  познавательных  процессов, психических  состояний,
личностных реакций у ребенка в результате психокоррекционных воздействий. Критерии
оценки  эффективности  психологической  коррекции  требуют  учета  структуры  дефекта,
механизмов  его  проявлений, анализа  целей  коррекции  и  используемых  методов
психологического  воздействия. Результаты  коррекционной  работы  могут  проявляться  у
ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциошюго процесса и
на протяжении длительного времени после окончания занятий.

Эффективность  психологической  коррекции  зависит  от  конкретных  целей

психокоррекционного процесса. При симптоматической коррекции результат воздействий
может  проявиться  уже  после  первых  занятий  с  ребенком. Однако  в  процессе  психокор-
рекции  необходимо  ориентироваться  не  на  симптомы, а  на  причины  их  порождающие.
Действие  каузальной  коррекции  может  проявляться  даже  не  сразу  после  окончания
психокоррекционных занятий, а значительно позже.

Эффективность  психологической  коррекции  зависит  как  от  объективных, так  и

субъективных факторов. К объективным факторам относятся:

•  степень тяжести дефекта у ребенка;


background image

•  четкость поставленных коррекционных задач;
•  четкость организации психокоррекционного процесса;
•  время начала коррекционного процесса;
•  профессиональный  и  личностный  опыт  психолога. К  субъективным  факторам

можно отнести:

•  установки ребенка и родителей на психологическую коррекцию;
•  отношение  их  к  психологической  коррекции  и  к  психологу. При  оценке

эффективности психокоррекционных воздействий

необходимо  использовать  разнообразные  методы, в  зависимости  от  поставленных

психокоррекционных  задач. Например, при  анализе  эффективности  психологической
коррекции  эмоциональных  нарушений  у  детей  целесообразно  использовать  отчеты
родителей  о  поведении  детей  до  и  после  занятий. При  оценке  поведенческих  и  эмо-
циональных  реакций   ребенка  целесообразно   сочетать   метод

48

наблюдения  с  проективными  методами  исследования  личности (цвето-

ассоциативные  тесты, методика  незаконченных  предложений, рисуночные  тесты  и  др.)
При  оценке  эффективности  коррекции  познавательных  процессов  у  детей  можно
использовать  функциональные  пробы, направленные  на  анализ  гностических  процессов,
результаты  педагогических  наблюдений. Оценку  эффективности  коррекции  может
провести и независимая экспертная комиссия, включающая в себя не только психологов, а
также врачей, педагогов и социальных работников.

Прогностический 

блок

психокоррекции 

направлен 

на 

проектирование

психофизиологических, психических и социально-психологических функций ребенка или
подростка. В ходе коррекции перед психологом встают следующие вопросы:

1.  Проектирование возможных изменений в развитии познавательных процессов и

личности ребенка в целом.

2.   Определение динамики этих изменений.
Это  позволяет  психологу  объективно  судить  о  потенциальных  возможностях

личности ребенка или подростка и прогнозировать ее дальнейшее развитие.

При построении прогностических оценок психолог должен уделить особое внимание

активности  ребенка. Психопрогностическая  оценка  не  должна  включать  в  себя
определение  только  одного-един-ственного  пути  дальнейшего  развития  ребенка.
Необходимо  выделение  ряда  различных, в  том  числе  альтернативных, вариантов  с
указанием  тех  условий, в  которых  может  реализоваться  личность  субъекта
психокоррекционных воздействий.

Организационные  аспекты  психокоррекционных  технологий

Эффективность

психокоррекционных воздействий в значительной степени зависит от:

•  формы проведения психокоррекционной работы;
•  подбора и комплектации коррекционных групп;
•  продолжительности и режима психокоррекционных занятий.
Традиционно  выделяются  две  формы  проведения  психокоррекционных  занятий —

индивидуальную  и  групповую. Выбор  формы  работы  зависит  от  особенностей
психического  и  физического  развития  ребенка, от  его  возраста  и  выраженности
аффективных про-

49

блем. Однако  в  нашей  практике  мы  использовали  смешанную, т. е.

индивидуально-групповую форму психологической коррекции.

Индивидуальная  психологическая  коррекция  выбирается  в  следующих

случаях:


background image

если  проблемы  ребенка  или  подростка  имеют  индивидуальный, а  не

межличностный  характер, например, недоразвитие  познавательных  процессов  у
детей с психическим недоразвитием и задержанным развитием;

— если ребенок или подросток отказывается работать в группе по каким-либо

причинам, а  именно: недостаточный  социальный  опыт, тяжелый  физический
дефект, негативное отношение родителей к групповому взаимодействию ребенка;

— если  у  ребенка  или  подростка  наблюдаются  выраженные  аффективные

проблемы: высокая тревожность, необоснованные страхи, неуверенность в себе.

Индивидуальная форма психологической коррекции в основном используется в

работе с детьми, имеющими тяжелые формы психических и физических нарушений:
тяжелые  формы  психического  недоразвития, выраженные  парциальные  формы
задержанного  развития, глубокие  аффективные  нарушения  у  детей  с  дисгар-
моничным, искаженным и поврежденным развитием.

Групповая 

форма 

психологической 

коррекции 

включает 

в 

себя

целенаправленное 

использование 

всей 

совокупности 

взаимодействий 

и

взаимоотношений  между  участниками  группы  в  коррекцион-ных  целях.
Психокоррекционная  группа  представляет  собой  искусственно  созданную  малую
группу, в  которой  ребенок  или  подросток  отражают  свой  коммуникативный
потенциал  и  проблемы. Группа  для  ребенка  и  подростка  выступает  как  модель
реальной  жизни, где  он  проявляет  те  же  отношения, установки, ценности,
эмоциональные  и  поведенческие  реакции. Групповая  психологическая  коррекция
сфокусирована на трех составляющих самосознания:

• самопознание (когнитивный блок);
• отношение к себе (эмоциональный блок);

саморегуляция (поведенческий  блок) (Осипова  А. А., 2000). Задачей

когнитивного блока является: осознание ребенком

и  подростком  своих  интеллектуальных, личностных  и  эмоциональных

ресурсов.

50

Эмоциональный блок отвечает за формирование у ребенка и подростка позитивного

эмоционального  отношения  к  себе; переживание  в  группе  и  осознание  ребенком  и
подростком прошлого эмоционального опыта; получение новых эмоциональных пережи-
ваний в группе.

Поведенческий  блок  задействуется  в  процессе  преодоления  неадекватных  форм

поведения; развития и закрепления новых форм поведения.

Следует  отметить, что  групповая  психокоррекция  решает  те  же  задачи, что  и

индивидуальная,  но  с  помощью  других  средств.  Главное  их  отличие  заключается  в  том,
что групповая психокоррекция в большей степени акцентирует внимание на межличност-
ных  проблемах  ребенка  и  подростка, а  индивидуальная — на  вну-триличностных
проблемах.

При  комплектации  психокоррекционных  групп  необходимо  учитывать  степень

тяжести и клинико-психологическую структуру дефекта  у ребенка. Желательно, чтобы в
группе были дети с разной степенью тяжести физического и психического дефекта, но од-
ной  нозологической  формы. Например, в  психокоррекционную  группу  детей  с
церебральным  параличом  целесообразно  отобрать  детей  с  разной  степенью  тяжести
двигательного дефекта (передвигающиеся самостоятельно, на костылях, колясочники, но
с  сохранным  интеллектом). При  комплектовании  коррекционной  группы  детей  с
синдромом раннего детского аутизма мы ориентировались на уровень их аффективного и
интеллектуального развития.

Возраст детей не играет определяющей роли при отборе в группу, особенно когда в

коррекции участвуют дети

с

психическим недоразвитием или задержанным развитием. В

таких  группах  разница  в  возрасте  может  варьировать  от 2 до 5 лет. В  группах  детей  с


background image

эмоциональными  проблемами (дисгармоничное  развитие, диспро; порциональное
развитие  и  пр.) желательно, чтобы  возраст  участников  группы  был  приблизительно
одинаков.

Групповую  психокоррекцию  детей  с  проблемами  в  развитии  рекомендуется

проводить  в  малых  группах (4-7 человек). Когда  количество  участников  в  группе
превышает 7 человек, то  возникает  тенденция  к  обособлению  отдельных  подгрупп, что
снижает эффективность группового взаимодействия. Поскольку общение активно

51

формируется  у  детей в  дошкольном и младшем  школьном возрасте, но не является

ведущим видом деятельности, рекомендуется формировать микрогруппы численностью 2-
3 человека  Опыт  нашей  работы  свидетельствует  об  эффективности  группового
взаимодействия  в  микрогруппах  у  детей дошкольного и младшего школьного возраста  с
психическим  недоразвитием, с  аффективными  проблемами  и  поведенческими
нарушениями. Оптимальное  число  членов  группы  в  значительной  степени  зависит  от
частоты и длительности психокор-рекционных занятий. Для группы с частотой занятий 1-
2 раза в неделю рекомендуется состав из 2-7 человек.

Психокоррекционный процесс может быть кратковременным (от 2 до 6 месяцев) или

долговременным (от 1 года  и  выше). Продолжительность  занятий  зависит  от  задач
психокоррекции, от психологических особенностей членов группы и от возраста участни-
ков  психокоррекции. Для  детей  с  выраженными  аффективными  и  интеллектуальными
нарушениями продолжительность групповых занятий может быть от 40 до 70 минут при
частоте 2 занятия в неделю. При частоте 1 занятие в неделю продолжительность занятий
может быть увеличена до 90 минут.

Итак, эффективность  психокоррекциошюй  работы  в  значительной  степени

определяется  правильной  организацией  занятий, что  требует  индивидуального  и
дифференцированного подхода к ребенку с учетом формы заболевания и степени тяжести
дефекта.

Глава 3.
ПСИХИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ
И ОСНОВНЫЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ 

ХАРАКТЕРИСТИКИ 

ДЕТЕЙ 

С

ПСИХИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

В клинике психическое недоразвитие рассматривается как синдром тотальной

ретардации. В  основе  данной  формы  психического  дизонтогенеза  лежит
недоразвитие  всех  сторон  психики: познавательных  процессов, эмоционально-
волевой  сферы, личности, потребностно-мотивационной  сферы  и  пр. Однако
ведущая  роль  в  структуре  общего  психического  недоразвития  принадлежит
недоразвитию  познавательной  деятельности. Типичной  моделью  психического
недоразвития является умственная отсталость.

В  Международной  классификации  болезней (МКБ, 10-й  пересмотр) дается

следующее  определение  умственной  отсталости: «Умственная  отсталость — это
состояние  задержанного  или  неполного  развития  психики, которое, в  первую
очередь, характеризуется  нарушением  способностей, проявляющихся  в  период
созревания  и  обеспечивающих  общий  уровень  интеллектуальности, т. е. когни-
тивных, речевых, моторных  и  социальных  способностей» (с. 222). «Определение
интеллектуального  уровня  должно  основываться  на  всей  доступной  информации,
включая  клинические  данные, адаптивное  поведение (с  учетом  культурных
особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам» (с. 223).

Как  особая  форма  психического  недоразвития  умственная  отсталость  может

возникнуть  у  ребенка  вследствие  различных  причин. По  этиологии  их  можно