Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5942
Скачиваний: 52
вспомогательную школу, обучение на дому и пр.). Важно, чтобы психокоррек-ционная
программа была согласована с другими специалистами, которые работают с ребенком
(логопед, педагог-дефектолог, учитель, врач-психиатр и пр.).
Рассмотрим стратегические задачи, так как они являются общими для всех детей с
проблемами в развитии.
В практике психокоррекционной работы традиционно выделяются три основные
модели коррекции: общая, типовая и индивидуальная (А. А. Осипова, 2000).
Общая модель коррекции
— это система оптимального возрастного развития
личности в целом. Она включает в себя щадящий охранительно- стимулирующий режим
для ребенка, соответствующее распределение нагрузок с учетом психического состояния,
организацию жизнедеятельности ребенка в школе, в семье
и
в других группах.
Типовая
модель
коррекции
основана
на
организации
конкретных
психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игрогерапии,
семейной терапии, психорегулирую-щих тренировок и пр.
Индивидуальная модель коррекции
ориентирована на коррекцию различных
нарушений у ребенка или подростка с учетом его индивидуально-типологических,
психологических, клинико-пси-хологических особенностей. Это достигается в процессе
создания индивидуальных психокоррекционных программ, направленных на коррекцию
имеющихся недостатков с учетом индивидуальных факторов.
Все эти три модели тесно связаны и взаимозависимы, хотя имеют разные задачи.
Так, общая модель психокоррекции ориентирована на профилактическую работу с
ребенком, типовая модель — на оптимизацию, стимулирование психического развития, а
индивиду-
45
альная модель — на коррекцию недостатков в развитии ребенка с учетом его
клинико-психологических и индивидуально-психологических особенностей.
Эффективность психокоррекционного процесса в значительной степени зависит от
умения психолога составить психокоррек-ционную программу. При этом необходимо
учитывать следующие методические требования:
• четко сформулировать основные цели психокоррекционной работы;
• выделить круг задач, которые должны конкретизировать основную цель;
• определить содержание коррекционных занятий с учетом структуры дефекта и
индивидуально-психологических особенностей ребенка, развития ведущего вида
деятельности;
• определить форму работы с ребенком (групповая, семейная, индивидуальная);
• отобрать соответствующие методы и техники с учетом возрастных,
интеллектуальных и физических возможностей ребенка;
• запланировать форму участия родителей и других лиц в кор-рекционном процессе;
• разработать методы анализа оценки динамики психокоррекционного процесса;
• подготовить помещение, необходимое оборудование и материалы.
Целенаправленное психокоррекционное воздействие на ребенка и подростка с
проблемами в развитии осуществляется через психокоррекционный комплекс, который
состоит из четырех взаимосвязанных блоков:
• диагностический;
• коррекционный;
• оценочный;
• прогностический.
В диагностический блок
входят диагностика психического развития ребенка и
диагностика социальной среды.
Диагностика психического развития ребенка включает в себя: — всестороннее
клинико-психологическое изучение личности ребенка и его родителей, системы их
отношений;
46
— анализ мотивационно-потребностной сферы ребенка и членов его семьи;
— определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных
процессов и функций;
— диагностику социальной среды ребенка (анализ неблагоприятных факторов
социальной среды, травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие,
формирование характера личности и социальную адаптацию).
Коррекционный блок
включает в себя следующие задачи:
— коррекция неадекватных методов воспитания ребенка с целью преодоления его
микросоциальной запущенности;
— помощь ребенку или подростку в разрешении психотрав-мирующих ситуаций;
— формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими
(в семье, в классе);
— повышение социального статуса ребенка в коллективе;
— развитие у ребенка или подростка компетентности в вопросах нормативного
поведения;
— формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мне-мических и
интеллектуальных процессов у детей;
— развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-
волевой регуляции поведения;
— формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-
психологические проблемы ребенка путем активного вовлечения родителей в
психокоррекционный процесс;
— создание в детском коллективе, где обучается ребенок, атмосферы принятия,
доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
В достижении этой цели на первый план выступает работа психолога не только с
близким социальным окружением ребенка (семьей), но и с педагогами, которые обучают
ребенка, и с его одноклассниками, друзьями и знакомыми. Это одна из важных задач, так
как социальная интеграция ребенка с проблемами в развитии в обществе является важным
фактором всестороннего воспитания его личности и личностного роста.
47
Оценочный блок, или блок оценки эффективности коррекционных воздействий,
направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний,
личностных реакций у ребенка в результате психокоррекционных воздействий. Критерии
оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта,
механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов
психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у
ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциошюго процесса и
на протяжении длительного времени после окончания занятий.
Эффективность психологической коррекции зависит от конкретных целей
психокоррекционного процесса. При симптоматической коррекции результат воздействий
может проявиться уже после первых занятий с ребенком. Однако в процессе психокор-
рекции необходимо ориентироваться не на симптомы, а на причины их порождающие.
Действие каузальной коррекции может проявляться даже не сразу после окончания
психокоррекционных занятий, а значительно позже.
Эффективность психологической коррекции зависит как от объективных, так и
субъективных факторов. К объективным факторам относятся:
• степень тяжести дефекта у ребенка;
• четкость поставленных коррекционных задач;
• четкость организации психокоррекционного процесса;
• время начала коррекционного процесса;
• профессиональный и личностный опыт психолога. К субъективным факторам
можно отнести:
• установки ребенка и родителей на психологическую коррекцию;
• отношение их к психологической коррекции и к психологу. При оценке
эффективности психокоррекционных воздействий
необходимо использовать разнообразные методы, в зависимости от поставленных
психокоррекционных задач. Например, при анализе эффективности психологической
коррекции эмоциональных нарушений у детей целесообразно использовать отчеты
родителей о поведении детей до и после занятий. При оценке поведенческих и эмо-
циональных реакций ребенка целесообразно сочетать метод
48
наблюдения с проективными методами исследования личности (цвето-
ассоциативные тесты, методика незаконченных предложений, рисуночные тесты и др.)
При оценке эффективности коррекции познавательных процессов у детей можно
использовать функциональные пробы, направленные на анализ гностических процессов,
результаты педагогических наблюдений. Оценку эффективности коррекции может
провести и независимая экспертная комиссия, включающая в себя не только психологов, а
также врачей, педагогов и социальных работников.
Прогностический
блок
психокоррекции
направлен
на
проектирование
психофизиологических, психических и социально-психологических функций ребенка или
подростка. В ходе коррекции перед психологом встают следующие вопросы:
1. Проектирование возможных изменений в развитии познавательных процессов и
личности ребенка в целом.
2. Определение динамики этих изменений.
Это позволяет психологу объективно судить о потенциальных возможностях
личности ребенка или подростка и прогнозировать ее дальнейшее развитие.
При построении прогностических оценок психолог должен уделить особое внимание
активности ребенка. Психопрогностическая оценка не должна включать в себя
определение только одного-един-ственного пути дальнейшего развития ребенка.
Необходимо выделение ряда различных, в том числе альтернативных, вариантов с
указанием тех условий, в которых может реализоваться личность субъекта
психокоррекционных воздействий.
Организационные аспекты психокоррекционных технологий
Эффективность
психокоррекционных воздействий в значительной степени зависит от:
• формы проведения психокоррекционной работы;
• подбора и комплектации коррекционных групп;
• продолжительности и режима психокоррекционных занятий.
Традиционно выделяются две формы проведения психокоррекционных занятий —
индивидуальную и групповую. Выбор формы работы зависит от особенностей
психического и физического развития ребенка, от его возраста и выраженности
аффективных про-
49
блем. Однако в нашей практике мы использовали смешанную, т. е.
индивидуально-групповую форму психологической коррекции.
Индивидуальная психологическая коррекция выбирается в следующих
случаях:
—
если проблемы ребенка или подростка имеют индивидуальный, а не
межличностный характер, например, недоразвитие познавательных процессов у
детей с психическим недоразвитием и задержанным развитием;
— если ребенок или подросток отказывается работать в группе по каким-либо
причинам, а именно: недостаточный социальный опыт, тяжелый физический
дефект, негативное отношение родителей к групповому взаимодействию ребенка;
— если у ребенка или подростка наблюдаются выраженные аффективные
проблемы: высокая тревожность, необоснованные страхи, неуверенность в себе.
Индивидуальная форма психологической коррекции в основном используется в
работе с детьми, имеющими тяжелые формы психических и физических нарушений:
тяжелые формы психического недоразвития, выраженные парциальные формы
задержанного развития, глубокие аффективные нарушения у детей с дисгар-
моничным, искаженным и поврежденным развитием.
Групповая
форма
психологической
коррекции
включает
в
себя
целенаправленное
использование
всей
совокупности
взаимодействий
и
взаимоотношений между участниками группы в коррекцион-ных целях.
Психокоррекционная группа представляет собой искусственно созданную малую
группу, в которой ребенок или подросток отражают свой коммуникативный
потенциал и проблемы. Группа для ребенка и подростка выступает как модель
реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности,
эмоциональные и поведенческие реакции. Групповая психологическая коррекция
сфокусирована на трех составляющих самосознания:
• самопознание (когнитивный блок);
• отношение к себе (эмоциональный блок);
•
саморегуляция (поведенческий блок) (Осипова А. А., 2000). Задачей
когнитивного блока является: осознание ребенком
и подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных
ресурсов.
50
Эмоциональный блок отвечает за формирование у ребенка и подростка позитивного
эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание ребенком и
подростком прошлого эмоционального опыта; получение новых эмоциональных пережи-
ваний в группе.
Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм
поведения; развития и закрепления новых форм поведения.
Следует отметить, что групповая психокоррекция решает те же задачи, что и
индивидуальная, но с помощью других средств. Главное их отличие заключается в том,
что групповая психокоррекция в большей степени акцентирует внимание на межличност-
ных проблемах ребенка и подростка, а индивидуальная — на вну-триличностных
проблемах.
При комплектации психокоррекционных групп необходимо учитывать степень
тяжести и клинико-психологическую структуру дефекта у ребенка. Желательно, чтобы в
группе были дети с разной степенью тяжести физического и психического дефекта, но од-
ной нозологической формы. Например, в психокоррекционную группу детей с
церебральным параличом целесообразно отобрать детей с разной степенью тяжести
двигательного дефекта (передвигающиеся самостоятельно, на костылях, колясочники, но
с сохранным интеллектом). При комплектовании коррекционной группы детей с
синдромом раннего детского аутизма мы ориентировались на уровень их аффективного и
интеллектуального развития.
Возраст детей не играет определяющей роли при отборе в группу, особенно когда в
коррекции участвуют дети
с
психическим недоразвитием или задержанным развитием. В
таких группах разница в возрасте может варьировать от 2 до 5 лет. В группах детей с
эмоциональными проблемами (дисгармоничное развитие, диспро; порциональное
развитие и пр.) желательно, чтобы возраст участников группы был приблизительно
одинаков.
Групповую психокоррекцию детей с проблемами в развитии рекомендуется
проводить в малых группах (4-7 человек). Когда количество участников в группе
превышает 7 человек, то возникает тенденция к обособлению отдельных подгрупп, что
снижает эффективность группового взаимодействия. Поскольку общение активно
51
формируется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, но не является
ведущим видом деятельности, рекомендуется формировать микрогруппы численностью 2-
3 человека Опыт нашей работы свидетельствует об эффективности группового
взаимодействия в микрогруппах у детей дошкольного и младшего школьного возраста с
психическим недоразвитием, с аффективными проблемами и поведенческими
нарушениями. Оптимальное число членов группы в значительной степени зависит от
частоты и длительности психокор-рекционных занятий. Для группы с частотой занятий 1-
2 раза в неделю рекомендуется состав из 2-7 человек.
Психокоррекционный процесс может быть кратковременным (от 2 до 6 месяцев) или
долговременным (от 1 года и выше). Продолжительность занятий зависит от задач
психокоррекции, от психологических особенностей членов группы и от возраста участни-
ков психокоррекции. Для детей с выраженными аффективными и интеллектуальными
нарушениями продолжительность групповых занятий может быть от 40 до 70 минут при
частоте 2 занятия в неделю. При частоте 1 занятие в неделю продолжительность занятий
может быть увеличена до 90 минут.
Итак, эффективность психокоррекциошюй работы в значительной степени
определяется правильной организацией занятий, что требует индивидуального и
дифференцированного подхода к ребенку с учетом формы заболевания и степени тяжести
дефекта.
Глава 3.
ПСИХИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ
И ОСНОВНЫЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ДЕТЕЙ
С
ПСИХИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
В клинике психическое недоразвитие рассматривается как синдром тотальной
ретардации. В основе данной формы психического дизонтогенеза лежит
недоразвитие всех сторон психики: познавательных процессов, эмоционально-
волевой сферы, личности, потребностно-мотивационной сферы и пр. Однако
ведущая роль в структуре общего психического недоразвития принадлежит
недоразвитию познавательной деятельности. Типичной моделью психического
недоразвития является умственная отсталость.
В Международной классификации болезней (МКБ, 10-й пересмотр) дается
следующее определение умственной отсталости: «Умственная отсталость — это
состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую
очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период
созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когни-
тивных, речевых, моторных и социальных способностей» (с. 222). «Определение
интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации,
включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культурных
особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам» (с. 223).
Как особая форма психического недоразвития умственная отсталость может
возникнуть у ребенка вследствие различных причин. По этиологии их можно