Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 6081
Скачиваний: 52
Нередко можно столкнуться со скрытым содержанием жалоб родителей на
подростка. Например, мать рассказывает, какой тяжелый характер был у ее мужа, отца
подростка, однако конкретных жалоб на подростка мать не высказывает. Это может быть
обусловлено неподготовленностью родителя к беседе с психологом, волнением,
нежеланием раскрываться перед психологом. Важным является правильно поставленный
вопрос психолога с целью перевода скрытого содержания жалоб в явное. Это спо-
собствует формированию положительного отношения родителей к специалисту.
375
Эффективность информации при первой встрече в значительной степени зависит не
только от правильно поставленных вопросов, но и от умения психолога анализировать
спонтанные высказывания в ходе общения психолога с родителями и родителей с
ребенком.
Итак, для первичного психологического заключения необходимо: определение
содержания и структуры жалобы, выявление явного и скрытого содержания жалобы в
рамках этой структуры и анализ подтекста жалобы.
Важной составляющей гностического блока является психологическая диагностика
типов семейного воспитания подростка. В многочисленных исследованиях отечественных
и зарубежных психологов подчеркивается, что семейные отношения могут быть
источником формирования дисгармонии развития личности подростка (Кебриков, 1971;
Личко, 1983; Кондратенко, 1988; Эйдемиллер, Юстицкий, 1992; и др.).
Эйдемиллер и Юстицкий выделили стили семейного воспитания, оказывающие
негативное влияние на формирование личности подростка.
Потворствующая гиперпротекция,
которая проявляется в том, что семья стремится
к максимальному удовлетворению потребностей ребенка, когда ребенок является
«кумиром, эпицентром» семьи. Такой тип семейного воспитания способствует развитию
демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.
Доминирующая гиперпротекция,
при которой ребенок также находится в центре
внимания родителей, однако родители лишают ребенка самостоятельности, ставят ему
многочисленные ограничения и запреты. Это способствует формированию аффективных
реакций у гипертимных подростков и астенических у сензитивных и тревожно-
мнительных подростков.
Воспитание по типу
повышенной моральной ответственности
характеризуется
сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям
и стимулирует формирование тревожно-мнительной акцентуации.
Крайне негативным типом воспитания является
эмоциональное отвержение
ребенка
или воспитания по типу «Золушки».
376
В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое, но чаще
неосознаваемое отождествление ребенка с какими-либо отрицательными моментами
в жизни родителей. В результате кодро-сток ощущает себя помехой в жизни
родителей, возникают эмоциональные барьеры между ним и родителями.
Эмоциональное отвержение формирует у подростка не только невротические
расстройства личности, но и способствует развитию эпилептоид-ной акцентуации и
психопатическому развитию. Нередко эмоциональное отвержение приводит к
жестокому обращению с ребенком, что проявляется в многочисленных наказаниях,
избиениях.
При
гипопротекции
родители в силу объективных обстоятельств (занятость) не
контролируют ребенка, игнорируют его потребности, не проявляют интереса к его
успехам, предоставляют ему максимум самостоятельности, что является
неблагоприятным фактором для подростков с гипертимной и неустойчивой акцен-
туацией. Такой стиль воспитания нередко наблюдается в многодетных семьях.
Однако при данном типе воспитания эмоциональных барьеров между родителями и
ребенком не существует.
Исследования многих авторов показали, что гипопротекция наиболее
неблагоприятна для подростков с акцентуациями характера по гипертимному типу,
неустойчивому и конформному. Доминирующая гиперпротекция наиболее
травматична также для гипертимных подростков и подростков с психостенической,
астено-невротической и сензитивной акцентуацией. Воспитание по типу
«потворствующая гиперпротекция»- оказывает неблагоприятное воздействие на
подростков с истероидной и лабильной акцентуацией. Эмоциональное отвержение
создает психотравмирующую ситуацию при лабильной, сензитивной и астено-
невротической акцентуации. Воспитание по типу повышенной моральной
ответственности крайне негативно влияет на подростков с психастенической
акцентуацией.
В исследованиях А. Я. Варга и В. В. Столина выделяются пять основных
составляющих отношения родителей к ребенку:
1. Степень эмоционального отношения к ребенку.
2. Желательный образ родительского отношения.
3. Уровень межличностной дистанции в общении с ребенком.
4. Форма и направления контроля за поведением ребенка.
5. Особенности восприятия и понимания ребенка родителями.
377
Авторами был разработан опросник, направленный на анализ особенностей
отношений родителей к своему ребенку. В опроснике выделено пять шкал: отвержение,
социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация и инфантилизация.
В исследовании И. М. Тарамыго, проведенном под нашим руководством, было
выявлено, что у родителей подростков с нарушениями поведения достоверно чаще
встречается эмоциональное отвержение подростков. Это проявляется в недооценке
родителями личностных особенностей подростка, в повышенной фиксации на негативных
его характеристиках (Тарамыго, 2002).
Например, мать Володи К., 15 лет, обратилась к психологу с жалобами на плохое
поведение сына: «лжет, ворует, грубит, не ходит в школу и пр.».
Мальчик от первой нормально протекавшей беременности. Матери в период
беременности было 16 лет, отцу 17. Когда ребенку был 1 год, отец был призван в армию,
где познакомился с другой женщиной и в семью не вернулся. До пяти лет Володя
проживал с бабушкой, после смерти бабушки стал проживать с матерью, которая к тому
времени вышла замуж.
Мать характеризует своего мужа положительно, жалуется психологу, что у сына не
складываются отношения с отчимом. Об отце мальчика мать отзывается крайне
негативно. Специальный анализ показал, что мать слабо ориентируется в
характерологических особенностях сына, склонна выделять только негативные стороны
его характера. На вопрос психолога: «Какие позитивные качества у вашего сына?», мать
задумалась, а затем ответила: «Я не вижу в нем ничего положительного». В процессе
обследования четко прослеживалось выраженное эмоциональное отвержение матерью
сына, которое носило открытый характер. В ходе направленной беседы мать доверительно
призналась психологу, что она не любит старшего сына, так как он очень похож на своего
отца, который «испортил мне всю молодость».
Важным моментом первичной психодиагностики является анализ поведения
родителя, обратившегося на консультацию по проблемам подростка. Перед психологом
стоит задача правильного анализа не только вербальной информации (жалоб), но и
невербальных, выразительных средств: поза, мимика, жесты, темп речи и пр.
Разнообразная информация, извлеченная из первой беседы с родителями, требует
соответствующего обобщения.,В целях прак-
378
тического удобства обобщение можно проводить в виде выделения ведущих
психологических синдромов, включающих специфические характеристики сюжета жалоб,
особенностей их подтекста, а также ряд дополнительных неспецифических поведенческих
проявлений. Следует помнить, что психологические синдромы представляют собой
первоначальные гипотезы, которые проверяются и уточняются в дальнейшей работе с
ребенком и родителями.
Психологическая диагностика подростков с нарушениями в поведении проводится
следующим образом:
1. Проанализировать степень обоснованности жалоб родителей на поведение
подростка. Решение этой диагностической задачи во многом предопределяет диагностику
родительского отношения к подростку и характер дальнейшей работы с родителями.
2. Если жалобы родителей полностью или частично обоснованы, необходимо
оценить психическое состояние подростка, выявить и квалифицировать степень его
дисгармонии, особенности его поведения.
3. На основании решения первых двух задач сформулировать дальнейшие
диагностические цели (личностная характеристика родителей, родительского отношения и
взаимоотношений с подростком, отношений в семье в целом, отношений подростка вне
семьи), а также определить конкретные задачи психологической коррекции с подростком
и родителями.
Конструктивный блок
психологической коррекции направлен на проектирование
психокоррекционного процесса, отбор средств и методов коррекционных воздействий с
учетом индивидуально-психологических особенностей подростка и его родителей.
Перед психологом стоят следующие задачи:
— Оценка психологической готовности семьи для участия в психокоррекционном
процессе.
— Определение общих организационных вопросов психокоррекционного процесса
(подбор времени занятий, стабильность состава, место занятий).
— Разработка конкретных психокоррекционных технологий. Эффективность
семейной психокоррекции в значительной
степени определяется сильной и устойчивой мотивацией всех членов семьи к
участию в ней. Психолог должен рассказать членам
379
семьи об организации психологической коррекции, о затратах времени,
ответственности каждого из участников занятий. Для определения психологической
готовности членов семьи к занятию целесообразно использовать метод
«парадоксальной интенции», предложенный Франком (Frank, 1975). Психолог
рассказывает о трудностях, которые предстоит преодолеть всем участникам
психокоррекции, подчеркивает, что занятия будут проводиться в вечернее время,
когда хочется отдохнуть дома после рабочего дня, что занятия обязательно должны
проводиться в одно и то же время в постоянном составе и пр. Очень важно
правильно оценить реакцию будущих участников на такие высказывания психо-
лога. Важным является также разъяснение психолога о значении психологической
коррекции в доступной для родителей и подростка форме. Желательно подкреплять
рассказ примерами из своей практики.
Психологу, организующему работу с семьей подростка с нарушениями в
поведении, приходится решать множество проблем. Например, работать сразу со
всей семьей или с отдельными ее членами, начинать работу с проблем подростка или
его родителей и пр. Организация психокоррекционного процесса зависит как от
индивидуально-психологических особенностей его участников, так и специфики
проблем. В связи с этим эффективность психокор-рекционных занятий может быть
достигнута путем использования разнообразных стилей и форм работы с семьей.
Например, индивидуальная работа с одним из членов, групповая работа, использо-
вание
директивных
или
недирективных
способов
психокоррекци-онных
воздействий.
Успешность решения определенных задач психологической коррекции в
значительной степени зависит от подбора психокор-рекционных техник. Это могут
быть техники, широко используемые в зарубежной и отечественной психологии, —
проигрывание ролей друг друга (Barker, 1981), техника «намеренного бездействия»
(Peres, 1979), техника «обмен ролями» (Захаров, 1982), психодрамы (Moreno, 1965;
Kipper, 1986), арт-терапия (Захаров, 1986), групповые дискуссии (Мамайчук, 2000) и
многие другие.
Основной целью
организационного блока
является практическая реализация
психокоррекционных задач.
380
1.
Обучение подростка и его родителей умению объективно оценивать трудные для
них жизненные ситуации, умению увидеть их как бы со стороны.
2. Активизация каждого участника психологической коррекции в процессе занятий.
3. Расширение диапазона возможных вариантов поведения родителей и подростков
в трудных для них жизненных ситуациях.
Для решения первой задачи целесообразно проводить занятия с семьей на уровне
реального поведения в форме ролевой игры. Например, подросток выполняет роль
родителя или приятеля, и ему предлагают разрешить ситуацию и выбрать наиболее при-
емлемые варианты выхода из нее. Все члены семьи выступают в главной роли и
разрешают различные ситуации, предварительно инсценированные психологом. Трудные
ситуации психолог подбирает из реальной жизни семьи подростка. Например, подросток в
очередной раз прогулял школу, не выполнил вовремя уроки и т. д. Затем результаты игры
обобщаются. На доске выписываются все предложенные варианты поведения,
обсуждается, какие варианты наиболее приемлемы для семьи.
Многие родители испытывают существенные трудности при выполнении ролей,
замыкаются, отказываются их выполнять. Перед психологом стоит задача усиления
мотивации родителей к участию в ролевых играх (вторая задача). Это достигается с по-
мощью следующих психотехнических приемов: активная поддержка психологом всех
членов семьи в процессе игры; непосредственное участие самого психолога в ролевой
игре; разъяснение родителям целей и задач игры, т. е. создание положительной установки
на игру.
С целью расширения диапазона возможных вариантов поведения у родителей и
подростков в трудных для них ситуациях (третья задача) рекомендуется проводить
специальные групповые занятия с несколькими семьями. Подбор семей, участвующих в
психокоррекции, проводится с учетом сходства проблем и их желания участвовать в
психокоррекционных занятиях.
Целесообразно использовать групповые дискуссии, чтобы совместно выработать
оптимальный подход к той или иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее
психологического
381
смысла. Можно выделить следующие основные задачи групповой дискуссии:
1. Коррекция искаженных представлений родителей о различных аспектах
семейных взаимоотношений, о способах разрешения семейного конфликта, о стилях
семейного воспитания ребенка.
2. Обучение членов семьи методам дискуссии, т. е. коллективному обсуждению
своих проблем.
3. Формирование у членов семьи адекватного представления о потенциальных
возможностях ее членов.
Участвуя в групповой дискуссии, родители с удивлением узнают, что многие вещи,
которые им казались очевидными, например, обязательное наказание ребенка, для других
семей таковыми не являются. Участие в дискуссии расшатывает устоявшиеся ранее роди-
тельские стереотипы, заставляет их заново проверить их правильность и адекватность.
Очень важно сформировать у членов семьи более широкий взгляд на различные семейные
проблемы, в том числе и воспитание ребенка. Психолог предлагает родителям различные
ситуации, в которых должны быть отражены потребности каждого участника группы.
Каждый участник группы должен высказать свою точку зрения на представленную
проблему. Все высказывания записываются, а затем принимается коллективное
конструктивное решение. Однако главной задачей групповой дискуссии является не на-
хождение каких-то оптимальных, конкретных вариантов выхода из трудной ситуации, а
повышение мотивации и вовлеченности участников группы в анализ и решение
обсуждаемых проблем. В процессе групповой дискуссии психолог фиксирует отношение
родителей к ситуациям по следующим параметрам: мотивация, эмоциональное или
рациональное отношение к ситуации, конструктивный или неконструктивный выход из
ситуации. Наш опыт свидетельствует, что у большинства родителей наблюдается
эмоциональная оценка ситуаций. Это проявляется в таких высказываниях как: «это меня
шокирует», «расстраивает», «у меня пропадает сон» и пр., что способствует
неконструктивным способам решения семейных проблем.
В процессе групповых дискуссий многие родители научились осознавать свои
проблемы, но большинство из них испытывало существенные трудности в реализации
своих педагогических возможностей. Это наглядно проявлялось в неадекватных формах
382
поведения по отношению к подростку. Например, родители утверждали: «Я
понимаю, почему мой сын так поступил, но не знаю, как на это реагировать».
Психологическая
коррекция
не
должна
ограничиваться
только
психокоррекционными занятиями. Важное значение имеет правильная организация
жизнедеятельности подростка и его семьи. Для этого психолог вместе с родителями
составляет план организации досуга подростка, его учебных мероприятий на опреде-
ленный период времени, обсуждает роль каждого из родителей в том или ином виде
деятельности подростка.
Важным критерием оценки эффективности занятий организационного блока
является свободное выражение родителями и подростком собственных эмоций,
понимание и раскрытие своих проблем, осознание своей роли в развитии ситуации
конфликта с подростком.
Коммуникативный блок
отвечает за установление оптимальных взаимоотношений
между всеми участниками коррекционного процесса (подростком, родителями и другими
членами семьи), а также формирование новых приемов и способов общения и поведения с
подростками. Это достигается с помощью сюжетно-ролевых игр с последующим
обсуждением особенностей взаимодействия участников игры. В нашей практике мы
использовали видеозапись. Родители после окончания занятий охотно просматривали
видеосюжеты, обсуждали результаты. Психолог обращал особое внимание на
невербальные формы коммуникации: жесты, взгляд и пр., а также тон голоса
(требовательный, жесткий, мягкий и пр.).
Важным принципом психологической коррекции родительско-детских отношений
является онтогенетический подход, впервые предложенный В. В. Лебединским с
соавторами (Лебединский, 1988). Он включает в себя гармонизацию личностной
структуры подростка за счет воздействия на его эмоционально-волевую, по-требностно-