Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5949
Скачиваний: 52
ставляли их другим членам группы. После просмотра проводилось
коллективное обсуждение. Все это способствовало закреплению у ребенка чувства
принадлежности к группе, формированию доверия и уверенности в своих возможностях.
Занятия психогимнастикой предъявляют повышенные требования к их организации.
1. Состав группы должен быть разнородным. В группу могут входить дети с
различной направленностью конфликта, с различными клинико-психологическими
проблемами.
2. Численность группы для детей дошкольного возраста не более 5 человек, для
детей младшего школьного возраста 7-8 человек, для средних и старших школьников не
более 12 человек.
3. В группу обязательно необходимо включить 1-2 ребенка, легко включающихся в
этюды, с артистическими наклонностями.
4. Нежелательно включать в группу детей с выраженными тиками, логоневрозом, с
нарушением слуха, зрения и движений.
Психогимнастику можно использовать не только в коррекци-онных, но и в
профилактических целях с детьми с эмоциональными нарушениями.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
ФОРМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ
ДЕТЕЙ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Индивидуальную психологическую коррекцию целесообразно использовать для
детей с более глубокими эмоциональными нарушениями, а именно неврозами и
неврозоподобными состояниями. Особое место в клинике эмоциональных нарушений
занимают неврозы детского возраста. В большинстве работ отечественных и зарубежных
психологов неврозы рассматриваются как болезни личности, как особая форма
личностного развития. В. Н. Мясищев писал: «Невроз представляет собой болезнь
личности еще и потому, что нигде, как в неврозе, с такой полнотой и выпуклостью не
раскрывается перед исследователем личность человека, нигде так убедительно не
выступает болезнетворная и благотворная роль человеческих отношений, нигде так ясно
не выступают уродующая и целительная сила воздействия, не сказывается с такой
отчетли-
359
востью роль созданных людьми обстоятельств» (Мясищев, 1995, с. 204). В
развитии невроза взаимодействуют биологические, психологические и социальные
факторы. Наиболее распространенным этиологическим фактором детских неврозов
является психическая травма. Психическая травма (ПТ) — это внешние
раздражители, оказывающие патогенное, болезненное воздействие на индивида. ПТ
может быть двух видов — ситуационная и пролонгированная. К ситуационным ПТ
относится неожиданный испуг ребенка, острый межличностный конфликт в семье
ребенка или в школе. Исследования психологов показывают, что наибольшее
патогенное влияние на личность ребенка оказывают не острые психические травмы,
а пролонгированные (хронические).
Психотравмирующие ситуации в детском возрасте могут непосредственно
проявляться в семье ребенка, в отношениях между родителями и ребенком. Нередко
психотравмирующие ситуации проявляются в школе или в другом детском
коллективе. Длительное воздействие внешних раздражителей (психотравмирующих
ситуаций) может привести к внутриличностному конфликту. Однако следует
подчеркнуть, что патогенное влияние оказывают не столько сами внешние
раздражители, сколько их личностная значимость для ребенка и подростка.
Вторым
этиологическим
фактором
детских
неврозов
являются
преневротические патохарактерологические особенности ребенка. А. И. Захаров и А.
С. Спиваковская выделяют тревожность и беспокойство ребенка как факторы,
предрасполагающие к неврозу. В раннем возрасте тревожность и беспокойство
проявляются в повышенной раздражительности, плаксивости, капризности ребенка.
А. И. Захаров описал преморбидные черты личности ребенка-невротика: это
сензитивность (эмоциональная чувствительность), наивность, эгоцентризм,
импрессивность, противоречивость, неравномерность психического развития,
латентность реакций. В. И. Гарбузов выделил контрастность как наиболее значимую
преморбидную черту личности, предрасполагающую ребенка к неврозу. Это
проявляется в противоречивости всех личностных характеристик.
Третьим этиологическим фактором, предрасполагающим ребенка к неврозу,
является дисгармония семейных отношений. По данным отечественных и
зарубежных авторов дисгармония се-
360
мейных отношений является основным патогенетическим фактором эмоционального
неблагополучия ребенка. Она проявляется в конфликтных отношениях между супругами
или прародителями, в нестабильности семьи.
Четвертым фактором, предрасполагающим к неврозу, являются неадекватные
родительские установки и дисгармоничный стиль семейного воспитания
Главным, стержневым признаком невроза является наличие внутриличностного
конфликта у ребенка. В работах зарубежных и отечественных авторов анализируются
конфликты, лежащие в основе невротических нарушений у детей. А. Фрейд, следуя тра-
дициям классического психоанализа, выделяет три типа детских конфликтов, лежащих в
основе невроза:
1. Внешние конфликты — разыгрываются между личностью ребенка и
объективным миром и возникают при ограничении и запрещении побуждений ребенка
окружающими. С этим конфликтом сопряжены страхи перед окружающим миром (страх
утраты любви, страх критики, страх кастрации и пр.).
2. Глубоко осознанные конфликты — появляются у ребенка, когда возникают
противоречия между инстинктивными желаниями и требованиями Сверх-Я. Этим
конфликтам сопутствует чувство вины.
3. Внутренние конфликты — их создает ОНО, содержащее инстинкты и аффекты
противоположного рода, например, любовь и ненависть, активность-пассивность и пр.,
воспринимаемые Я как угроза и проявляющиеся у ребенка в многочисленных страхах.
По мнению автора, к неврозам предрасположены дети, которые не способны
преодолеть имеющиеся конфликты. Такие дети преодолевают отказы в удовлетворении их
инстинктивных побуждений с помощью методов защиты (отрицание, проекция,
регрессия, реактивное образование) или через многообразные аффективные реакции
(Фрейд А., 1993).
В отличие от 3. и А. Фрейд, Юнг считал, что симптомы нарушения у ребенка
являются показателем не его собственного конфликта, а конфликта членов его семьи. Он
писал: «Ребенок страдает не от того, что испытывает бессознательные, инцестуозные
фантазии, а потому, что их имеет его отец» (Юнг, 1994, с. 141).
361
Важным звеном в системе помощи ребенку с неврозами является психологическая
коррекция. Значительный вклад в практику психологической коррекции детей с
эмоциональными нарушениями внесли представители психоаналитической школы
внедрением метода игровой терапии. Игра является наиболее естественной формой
жизнедеятельности ребенка. В процессе игры происходит активное взаимодействие
ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-
волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Существенным пси-
хологическим признаком игры является одновременное переживание человеком
условности и реальности создавшейся ситуации. В условных обстоятельствах,
создаваемых определенными правилами, игра дает человеку возможность переживать
удачи, успех, раскрыть свои физические и психические возможности. Эти свойства игры
имеют важное психокоррекционное значение, т. е. составляют ее психотерапевтический
психокоррекционный потенциал.
Игра как метод психотерапии и психокоррекции стала применяться в начале
двадцатого века. Одним из родоначальников игровых методов в лечении больных являлся
Moreno, который разработал метод психодрамы, направленный на коррекцию
взаимоотношений больных. В 1922 году Moreno впервые организовал в Вене лечебный
«театр экспромта», в котором вместе с больными на сцене выступали актеры-
профессионалы. Основой лечебного эффекта психодрамы Moreno является катарсис,
душевное очищение и облегчение.
В середине двадцатых годов Anna Freud и Melanie Klein впервые обратились к
использованию игры как метода психотерапии детей.
Авторами были предложены две формы игровой терапии: направленная и
ненаправленная. Направленная (директивная) игро~ терапия предполагает активное
участие психолога в игре ребенка, где он направляет и интерпретирует деятельность
ребенка. Ненаправленная (недирективная) игротерапия проходит в форме свободной игры
ребенка, что способствует большему самовыражению, достижению эмоциональной
устойчивости и саморегуляции. Зарубежные исследователи разработали огромное
количество методов недирективной игротерапии. Например, широко используются игры с
песком и водой с целью коррекции эмоционального дискомфорта ребенка (Chan, 1980). М.
Lowenfeld предложила ме-
362
тодику «миросозидания» (Well-Technik). В распоряжение ребенка предоставляется
набор различных предметов — фигурки людей, животных, части зданий, домики,
автомашины, деревья, бесформенный материал — плоский и открытый ящик,
наполненный песком. Из этого материала ребенок строит свой мир. «Миры» создаются
ребенком в соответствии с его возрастом, индивидуальными особенностями. Психолог
обсуждает с ним процесс и продукт его творчества. В процессе игры дети обнаруживают
свое эмоциональное отношение к людям, предметам. Эта игра представляет собой опре-
деленную диагностическую ценность, кроме того, в процессе игры ребенок
перерабатывает свои душевные конфликты.
Недирективная игровая коррекция одновременно решает три основные задачи:
1. Способствует развитию самовыражения ребенка.
2. Коррегирует имеющийся у ребенка эмоциональный дискомфорт.
3. Формирует саморегулирующие процессы.
В качестве основного механизма коррекционного воздействия в процессе
недирективной игры выступает установление эмпатичес-кой связи психолога с ребенком.
Психолог эмоционально сопереживает с ребенком. V. М. Axline подчеркивает, что
недирективная игротерапия дает возможность ребенку «...отреагировать скопившееся
напряжение, незащищенность, агрессию, страх». Автор формулирует следующие
принципы недирективной игротерапии: 1) установить непринужденные дружеские
отношения с ребенком; 2) принимать ребенка таким, какой он есть; 3) добиваться того,
чтобы ребенок как можно более открыто говорил о своих чувствах; понять чувства ре-
бенка, пытаясь обратить его внимание на самого себя; 4) позволить ребенку самому
регулировать динамику игрового процесса; 5) вводить лишь те ограничения, которые
связаны с реальной жизнью; 6) выполнять функцию «зеркала», в котором ребенок видит
самого себя (цит. по: Спиваковская, 1988).
В направленной (директивной) игровой психокоррекции психолог является
центральным звеном в игре, его функции заключаются в организации игры, в анализе ее
символического значения. Различаются два вида директивной игровой коррекции:
сюжетно-ролевые игры и психодрамы.
363
Сюжетно-ролевые игры направлены на коррекцию самооценки ребенка, на
формирование у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Перед
началом игровой коррекции необходимо разработать сюжет игры, выбрать игровой
материал, сформировать группу детей и спланировать игровые ситуации. В процессе игры
психолог фиксирует эмоциональные проявления ребенка. Перед началом игры
необходимо разработать специальные сюжеты, в которых перед ребенком возникали
различные конфликтные ситуации, близкие ему по значению. Рекомендуется детям
поочередно меняться ролями. Способность ребенка входить в роль, уподобление
разыгрываемому образу — это важное условие для коррекции эмоционального
дискомфорта ребенка и его внутриличностных конфликтов. Сюжетно-ролевые игры
рекомендуется проводить совместно с родителями ребенка. Психолог предварительно
вместе с родителями обсуждает конфликтную ситуацию, характерную для данной семьи.
В игровой ситуации рекомендуется меняться ролями. Например, мать выступает в роли
ребенка, а ребенок в роли матери. Опыт нашей работы показал, что использование этого
метода психологической коррекции вызывает у детей широкий диапазон положительных
эмоций от спокойно-удовлетворенного состояния до состояния эмоционального
вдохновения. Игровую психокоррекцию в форме сюжетно-ролевой игры рекомендуется
использовать при работе с детьми с выраженными межличностными конфликтами и с
нарушением поведения. В процессе коррекции рекомендуется предложить детям игровое
воспроизведение не только прошлого или настоящего опыта, но и моделировать новый
опыт в возможных стрессовых условиях. Эффективность проведения сю-жетно-ролевых
игр в значительной степени зависит от социального опыта ребенка, от особенностей его
представлений о людях, их чувств, взаимоотношений.
Для детей с ограниченным социальным опытом вследствие задержки психического
развития, физической неполноценности и пр. целесообразно использовать игры-
драматизации на тему знакомых сказок. Основной целью игр-драматизаций также
является коррекция эмоциональной сферы ребенка. Проведению игры-драматизации
должна предшествовать подготовительная работа. Психолог вместе с ребенком обсуждает
содержание знакомой ему сказки по
364
заранее намеченным вопросам, которые помогают ребенку воссоздать образы
персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Сказка актуализирует
воображение ребенка, развивает у него умение представлять игровые коллизии, в которые
попадают персонажи. Ребенок не просто подражает, а создает образ персонажа,
уподобляется ему. Как отмечалось выше, способность ребенка входить в роль, уподоблять
себя разыгрываемому образу имеет важное значение для коррекции эмоционального
дискомфорта. Опыт работы показал, что это способствует коррекции негативных
характерологических проявлений. Свои отрицательные эмоции и качества личности дети
переносят на игровой образ, наделяя персонажи собственными отрицательными эмоциями
и чертами характера. Директивные игры успешно можно использовать при коррекции
страхов у детей.
Например: Катя Г., 3 г. 9 мес, заболела гриппом, мать вызвала врача. В течение
целого дня мать ожидала прихода доктора. К концу рабочего дня пришел стажер, студент
6-го курса, негр. Мать, увидев необычного доктора, немного испугалась, но затем
пригласила его в комнату, где спала больная дочь. Катя открыла глаза и, неожиданно
увидев перед собой негра в белом халате, стала пронзительно кричать. На следующий
день мать обратила внимание на то, что девочка вялая, заторможенная, мало
разговаривает. Такое состояние ребенка мать объясняла болезнью (гриппом). Через
несколько дней мать заметила, что девочка стала заикаться. Мать обратилась к не-
вропатологу, и девочке был поставлен диагноз «невроз на фоне испуга». Через три недели
мать обратилась к психологу.
Девочка на начальных этапах занятий в контакт с психологом вступала неохотно, в
основном проявляла интерес к свободным играм. В игровом уголке выбрала куклу,
прижала ее к груди, затем стала «кормить». Обращали на себя внимание резкие движения
девочки, склонность к стереотипиям, что подчеркивает эмоциональное неблагополучие
ребенка. До испуга мать характеризует девочку как подвижного, активного ребенка,
однако обращает внимание психолога на повышенную чувствительность, склонность к
застреванию на аффективных переживаниях. «Если ее поругаю, она долго переживает,
плохо спит... когда отдавала в садик, то пришлось быть с ней там в течение двух недель
постоянно, пока она не привыкла». Мать воспитывает девочку одна, бабушка помогает в
воспитании ребенка, но живет отдельно.
365
Анализ отношений матери к ребенку и стиля семейного воспитания (направленное
наблюдение, использование методики Пари, опросника «незаконченные предложения»
показал, что в целом у матери отмечается эмоционально-доверительное отношение к
ребенку с тенденцией к гиперсоциализации. Девочке были рекомендованы
психокоррекционные занятия, направленные на снижение эмоционального дискомфорта и
вытеснение негативных переживаний. Игровая психокоррекция проводилась два раза в
неделю. Предварительно были разработаны специальные сценарии «К нам идут гости». В
игре участвовали «Кот Мурзик», «Кукла Маша» и добрая хозяйка (Катя). Перед приходом
гостей Катя готовила стол: на игровом столике раскладывала посуду для каждого гостя,
муляжи еды (булка, яблоки, огурцы, помидоры, пирожные и пр.). Гости угощались,
играли. Мурзик пытался рисовать, кукла Маша помогала ему. Следует отметить высокую
вовлеченность девочки в игру, умение ее вжиться в предлагаемую роль хозяйки. На
третьем занятии в гости пришла кукла Карлита (кукла-негр). Появление Карлиты девочка
встретила настороженно, посадила Карлиту за стол вдали от себя и других кукол. На сле-
дующих занятиях Карлита активно включалась в игровой процесс. Она совершала добрые
поступки, помогала Мурзику рисовать, подарила Маше свое пирожное... Постепенно
Карлита стала главным позитивным героем игры. Девочка активно включала ее в процесс
игры, подчеркивала ее положительные качества. Постепенно Карлита стала Катиной
дочкой. На предпоследнем занятии Карлита заболела и мама-Катя вызвала ей врача. Роль
врача выполняла «собачка Тузик» черного цвета. Врач помог Карлите, и она выздоровела.
Во время занятий у девочки улучшился сон, мать обратила внимание на уменьшение
заикания. К концу занятий у девочки наблюдался позитивный эмоциональный фон,
свободная речь. Девочка была назначена на консультативные встречи (раз в две недели)
психокоррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков.
Данный пример убедительно показывает роль игровой психокоррекции в
нормализации эмоционального состояния ребенка и преодолении его внутриличностных
конфликтов. Успех игровой психологической коррекции зависит от следующих факторов:
— умение психолога установить контакт с ребенком в игровой форме;
— правильно подобранный игровой сценарий, соответствующий психогенной
ситуации;
366
— учет психологом индивидуально-психологических характеристик ребенка,
участвующего в коррекции;
— позитивная установка родителей на процесс психологической коррекции;
— обстановка, в которой проходит психокоррекционный процесс, где ребенок
чувствует себя комфортно и безопасно.
АРТ-ТЕРАПИЯ
КАК
МЕТОД
КОРРЕКЦИИ
НЕВРОТИЧЕСКИХ
НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Еще в 30-х годах прошлого века психоаналитиками был предложен метод арт-
терапии для коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка. Арт-терапия