Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 6080
Скачиваний: 52
представляет собой специализированную форму психотерапии, основанную на
изобразительном искусстве. Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовы-
ражения и самопознания ребенка. Арт-терапия включает в себя не только рисуночную
терапию. К ней относятся и такие виды продуктивной деятельности ребенка как лепка,
аппликация, изготовление масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных
материалов (проволоки, материи, веревок и пр.). В практике выделяются две формы арт-
терапии: пассивная и активная. При пассивной форме арт-терапии ребенок рассматривает
картины, поделки, т. е. потребляет художественные произведения. При активной арт-
терапии ребенок сам создает продукты деятельности. В исследованиях психологов было
давно замечено, что рисунки детей отражают не только уровень умственного развития и
индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией
личности. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребенка,
помогает детям узнать себя и свои способности.
Р. Альшулер (1947) и Э. Крамер (1975) выделяют четыре типа изображений,
отражающих как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально-
личностные особенности ребенка. Это бесформенные и хаотичные каракули,
конвенциальные стереотипы-схемы, пиктограммы и собственно художественные произве-
дения. Каракули, например, представляя собой исходную стадию
367
детского рисунка, а в более старшем возрасте могут выражать чувство
беспомощности и одиночества. Стереотипные схематические изображения и пиктограммы
в более старшем возрасте могут отражать сублимацию подавленных желаний или
потребность в защите. Символические изображения отражают подавленные аффекты в
форме сублимации. Особое значение играет цвет. Например, преобладание серых тонов, а
также темных, отражают отсутствие жизнерадостности, а яркие насыщенные краски
отражают активный жизненный тонус, оптимизм.
В отечественной психологии методы арт-терапии использовались в коррекции
психических заболеваний у взрослых (М. Е. Бурно, 1989) и неврозов у детей (А. И.
Захаров). Наиболее эффективна арт-терапия в коррекции страхов у детей и подростков. А.
И. Захаров выделяет несколько этапов коррекции страхов у детей методом рисования:
1) За месяц до коррекции дети приносят свои рисунки психологу и показывают их в
группе другим детям. Это активизирует ребенка, вызывает у него интерес к рисованию.
2) На втором этапе занятий по рисованию темы для рисунков выбирают сами дети.
Психолог анализирует тему ребенка, которая имеет диагностическую значимость.
3) На третьем этапе занятий детям предлагаются тематические рисунки: «в детском
саду», «на улице», «я дома», «моя семья», «что мне снится страшного», «кого я боюсь»,
«мой самый страшный день».
4) Четвертый этап занятий направлен на устранение страхов. Психолог совместно с
ребенком составляет список страхов, затем предлагает ребенку нарисовать их.
В процессе анализа детского рисунка психолог каждый раз должен выражать
одобрение, вызывая у ребенка гордость за выполненное задание. Через несколько дней
психолог проводит индивидуальное обсуждение рисунков. Ребенку последовательно
показывают его рисунки и спрашивают, боится ли он теперь. Отрицание ребенка
обязательно надо закрепить похвалой. Оставшиеся страхи рисуют снова. Психолог
предлагает ребенку нарисовать то, чего он уже не боится. Такая установка является
дополнительным стимулом к преодолению страха.
368
Занятия
по
рисуночной
терапии
могут
быть
структурированные
и
неструктурированные. При структурированных занятиях тема рисования предлагается
психологом. После окончания занятий рисунки обсуждаются совместно с детьми. При
неструктурированных занятиях дети самостоятельно выбирают тему.
Важным принципом арт-терапии является обязательное одобрение и принятие всех
продуктов изобразительной деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и
качества.
Например, Сурен К., 9 лет. 7 мес., во время землетрясения в г. Спитак оказался в
завале, где просидел вместе с учительницей и одноклассниками в течение четырех дней.
Трое детей из класса погибли в результате тяжелых травм, у мальчика наблюдалась
травма кисти правой руки, по поводу чего он наблюдался в хирургическом отделении.
Жалобы родителей и персонала на постоянные ночные крики, страхи, склонность к
эмоциональному замыканию, лицевые тики. Мальчика осмотрел врач-невропатолог, была
рекомендована консультация психолога.
Мальчик в контакт вступает легко, проявляет интерес к занятию. Обращает на себя
внимание некоторая настороженность, проявление страха при упоминании о
землетрясении. С мальчиком проводилась рисуночная терапия. На первых этапах
психолог организовывал неструктурированные занятия. Ребенку были предложены
фломастеры и альбом для рисования, предлагалось нарисовать,-что он желает. Мальчик
охотно включился в занятие. В первом рисунке он изображал красные «языки», дождь.
Изображение людей в рисунке отсутствовало. Обращали на себя внимание сильные
нажимы, что указывает на высокое эмоциональное напряжение у ребенка. На
последующих занятиях рисунки мальчика также выражали эмоциональное напряжение,
но цветовой фон стал более спокойным. На вопрос психолога: «Как ты назовешь свою
картину?» мальчик ответил: «Несчастье». Психолог обратила внимание на качество
рисунка мальчика, предложила прикрепить рисунок на доску, где висят другие рисунки.
Мальчик охотно согласился. На последующих неструктурированных занятиях в рисунках
мальчика стали появляться фигуры людей, дома. Мальчик изобразил себя на фоне
падающего дома. На вопрос психолога: «Как мы назовем этот рисунок?» мальчик ответил:
«Это землетрясение, я это видел, был там, сидел в завале, было холодно и страшно». На
этапе структурированного рисования психолог предложила мальчику нарисовать
«пещеру», в которой он находился. Процесс рисования мальчик
369
сопровождал комментариями: «было холодно, учительница меня обнимала, я плакал,
Карина (одноклассница) сначала кричала, а потом плакала, а потом спала». На
последующих занятиях психолог предлагал ребенку следующие темы: «Вас спасли
спасатели», «Ты в больнице», «Встретился с мамой и папой», «Приехал в Ленинград»,...
«Твои друзья в палате», «Мой доктор», «Скоро праздник». Анализ результатов коррекции
показал высокую ее эффективность: нормализовался сон, уменьшились тики, ребенок стал
более общительным. Мать обратила внимание психолога на то, что он перестал бояться
темных помещений. После индивидуальных занятий мальчик был включен в психокор-
рекционную группу для закрепления полученных результатов.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ
С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями широко используется
музыкотерапия. В психологической литературе выделяется четыре основных направления
коррекционного воздействия музыкотерапии:
1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.
2. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.
3. Развитие навыков межличностного общения.
4. Повышение эстетических потребностей.
В качестве психологических механизмов психокоррекционно-го воздействия
музыкотерапии авторы указывают:
— катарсис — эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
— усвоение новых способов эмоциональной экспрессии;
— повышение социальной активности и др. (Завьялов, 1995).
Традиционно выделяются следующие варианты музыкотерапии: рецептивная
музыкотерапия, которая предполагает восприятие музыки с коррекционной целью, и
активная, которая представляет собой коррекционно направленную, активную
музыкальную деятельность.
Различают три формы рецептивной психокоррекции:
370
1. Коммуникативная — совместное прослушивание музыкальных произведений,
направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия.
2. Реактивная, помогающая достижению катарсиса.
3. Результативная, способная к снижению нервно-психического напряжения.
При работе с детьми целесообразно использовать оба варианта музыкальной
психокоррекции. Активная широко используется в групповых занятиях с целью
сплочения группы и эффективности группового взаимодействия. Например, хоровое
пение, исполнение музыкальных произведений на музыкальных инструментах или с по-
мощью ложек, расчески и пр.
Рецептивную музыкотерапию целесообразно использовать для решения конкретных
психокоррекционных задач: оптимизация общения членов группы, создание
доверительной эмпатийной атмосферы в группе, снижение эмоционального дискомфорта
и пр.
Опыт нашей работы показал, что дети с интрапсихическими конфликтами
предпочитают тихую, спокойную, плавную и мелодичную музыку. Она способствует
снижению тревожности, страха, улучшению настроения, особенно на начальных этапах
общения с ребенком. Положительное влияние музыкотерапии проявляется также в
усилении активности ребенка, его эмоциональности. Активирующее влияние на ребенка с
эмоциональными проблемами, особенно с проблемами в межличностном общении
оказывает ритмичная музыка, которую можно использовать в группе при выполнении
детьми упражнений с мячом, кеглями и пр.
Следует подчеркнуть, что наряду с положительным отношением детей к
музыкальным произведениям может наблюдаться отрицательное отношение, что бывает
обусловлено отрицательными ассоциациями, которые вызывает музыка у ребенка, непод-
готовленностью его к восприятию музыки, а также индивидуально-психологическими
особенностями.
Итак, в процессе психологической коррекции детей с эмоциональными
нарушениями
целесообразно
использовать
многообразные психокоррекционные
технологии с обязательным учетом степени тяжести эмоциональной проблемы,
направленности конфликта, особенностей социальной среды,, окружающей ребенка, а
также его индивидуально-психологических характеристик.
371
Глава 10.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В психологической литературе много внимания уделяется анализу влияния
отношения родителей к подростку на особенности формирования его личности.
Родительские отношения рассматриваются как сложная система, включающая в себя
разнообразные чувства родителей по отношению к ребенку, их поведенческие
стереотипы, практикуемые в общении с ребенком, а также особенности восприятия и
понимания характера и личности ребенка и его поступков.
Нарушение взаимоотношений родителей и подростков может быть обусловлено
различными факторами, которые можно разделить на внешние и внутренние. К внешним
факторам можно отнести материально-бытовые условия, состав семьи (полная, неполная
семья, количество детей). К внутренним факторам следует отнести ценностные
ориентации семьи; уровень педагогической культуры родителей, личностные особенности
родителей.
Особые трудности в процессе психокоррекции детей и подростков с нарушениями
поведения вызывают неправильные, искаженные родительские установки на проблемы
ребенка. К сожалению, большинство родителей ориентируются на отдельные симптомы
нарушения поведения подростка. Например, мать жалуется на то, что сын « без спросу
берет чужое, ворует», и просит психолога помочь ребенку избавиться от этого. Такой
формальный, поверхностный взгляд на проблемы ребенка формирует у некоторых
родителей потребительское отношение к психологической помощи, и такие родители
ответственность за результат помощи ребенку полностью возлагают на психолога.
Коррекция подобной позиции родителей, изменение их установки в отношении к
психокоррекционному процессу и собственной роли в нем является принципиальным
положением при построении психокоррекционной программы.
372
Перед психологом стоит задача переориентации внимания родителей с отдельного
симптома на личность ребенка в целом. Это достигается в процессе направленных бесед с
родителями с обязательным знакомством их с результатами психодиагностических
данных, а также в процессе совместных занятий с детьми, организация которых
обеспечивает личностный рост каждого участника за счет приобретения нового
уникального опыта социального взаимодействия.
Семейную психокоррекцию мы рассматриваем как комплекс воздействий,
направленных на гармонизацию личностной структуры и семейных взаимоотношений
подростка, а также на решение актуальных психотравмирующих проблем, обусловленных
нарушенными семейными отношениями.
Учитывая сложную многоуровневую структуру поведенческих нарушений у
подростков в связи с проблемами семейного воспитания, мы выделили следующие блоки
психокоррекционной работы с подростком и его семьей:
гностический, конструктивный,
организационный, коммуникативный и реконструктивный
(Ма-майчук И. И., 1984; Чавес,
1992).
Основной целью
гностического блока
является формирование у подростков и их
родителей адекватного представления о своих личностных особенностях, своих
переживаниях и потенциальных возможностях и стилях семейного воспитания. Этот блок
является чрезвычайно важным в психокоррекционном комплексе.
Внутри этого блока мы выделяем следующие фазы:
1. Первичная психодиагностика (анализ родительских жалоб и особенностей их
поведения).
2. Психологическая диагностика родителей и подростка с использованием игровых
методов психокоррекции.
Знакомство с родителями и подростком начинается с первой встречи, в процессе
которой психолог выслушивает жалобы родителей, а также составляет впечатление о них
и подростке на основе их поведения и характера общения с психологом. Эти два источни-
ка информации являются основными диагностическими данными в рамках первичной
психодиагностики.
Психолог должен обратить особое внимание на мотивацию обращения к нему.
Традиционно выделяются три основные мотива-ционные ориентации у родителей:
373
1. Деловая ориентация, которая существует в двух формах:
а) адекватная деловая ориентация, когда родитель искренне заинтересован в
решении своей проблемы и полностью доверяет психологу;
б) неадекватная деловая ориентация отличается от предыдущей тем, что родитель
преувеличивает возможности психолога. Например: «Вот он позанимается, будет всегда
послушным, продолжит посещать школу, пойдет в учебное заведение, куда я хочу и пр.»
2. Потребительская ориентация, когда родители все свои проблемы перекладывают
на консультанта-психолога и ориентированы на их быстрое решение.
3. Игровая ориентация, когда родители обратились к психологу не с целью решения
своих проблем, а с целью установить определенные отношения с ним, проверить его
компетентность. Такая ориентация встречается у родителей, которые проявляют большой
интерес к психологии, считают себя «специалистами» в этой области. С такой
ориентацией родителей сталкиваются и молодые специалисты, и известные
профессионалы. Например, материально обеспеченные родители считают обязательным
проконсультироваться у крупного светила, чтобы потом всем рассказать, что они
консультировались «у самого». Как правило, у родителей с «игровой мотивацией» нет
серьезных жалоб на подростка.
Нередко родители обращаются к психологу с готовой моделью желаемого
результата и настаивают на ее осуществлении. Например, родители обращаются к
психологу с просьбой оценки интеллекта ребенка. «Обследуйте его и докажите, что он
может обучаться по массовой программе». В таких случаях психолог всегда сталкивается
с принципиально важной задачей: точно и адекватно оценить истинное содержание и
значение таких жалоб и просьб. Каждый из таких случаев требует кропотливого анализа,
позволяющего психологу понять неосознаваемые родителями мотивы обращения к
специалисту.
На данном этапе психологической коррекции психолог должен эффективно оценить
содержание жалоб родителей на подростка.
Опыт нашей многолетней работы показывает, что при обращении к психологу
наблюдаются следующие варианты жалоб на подростка:
374
— жалобы на особенности поведения подростка;
— жалобы на плохую успеваемость в школе;
— жалобы на особенности эмоционального развития подростка (страхи,
тревожность, нервозность, неустойчивый сон);
— жалобы на индивидуальные психологические особенности (замкнутый, лживый,
сверхобщительный, странный и пр.);
— жалобы на отклонения в поведении (убегает из дому, ворует, лжет, прогуливает
школу и пр.).
Среди жалоб нередко встречаются необоснованные, которые можно разделить на
две категории: частично необоснованные и абсолютно необоснованные жалобы. Частично
необоснованные жалобы, как правило, обусловлены психологической безграмотностью
родителей. Например, родители подростка жалуются на его плохое поведение в школе,
плохую успеваемость ребенка в связи с предвзятым отношением учителей к нему или
частыми встречами сына с отцом, который ушел из семьи. В случае абсолютно не-
обоснованных жалоб нередко возникает вопрос о психологических особенностях самих
родителей, и их жалобы на подростка могут быть своеобразной проекцией своих
личностных проблем. Например, родитель жалуется, что подросток «ворует деньги из
дома», чего нет в действительности, и сама жалоба может являться отражением
неадекватного родительского отношения к подростку.
По направленности можно выделить два вида жалоб: жалобы, направленные на
конкретный субъект, например на подростка, на учителей и т. п., и содержательные
жалобы на нарушение развития, на поведение ребенка, на особенности его
межличностных контактов и пр.