Файл: Лобзин В.С. - Аутогенная тренировка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3462

Скачиваний: 98

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

в  эпигастральной области, как не  имеющие достаточных показаний. Попонятным (после
ранее  изложенного) причинам  с  этим  нельзя  согласиться. Методика  И. М. Перекрестова
включает подготовительный период, обучение упражнениям, направленным на вызывание
ощущений  покоя, тяжести  и  тепла. Основной  акцент  делается  автором  на  сосудистой
релаксации. Широко  применяется  гетеросуггестия, например: «Я  совершенно  спокоен.
Все  мои  мышцы  приятно  расслаблены  для  отдыха. Все  мое  тело  приятно  отдыхает. Я
чувствую приятную тяжесть в правой (левой) руке. Кровеносные сосуды правой (левой)
руки  расширились.  Горячая  здоровая  кровь  согрела  мою  правую  руку.  Я  чувствую
приятное тепло в правой  руке. Аутогенная  тренировка  укрепляет  мою  нервную систему,
ускоряет  мое  полное  выздоровление». Использование  таких  пространных  формул
самовнушения  сближает  метод  с  гипносугге-стивным  воздействием, одновременно
снижая его активирующий эффект.

Я. Р. Докторским (1975) с  использованием  элементов  модификации  И. М.

Перекрестова  предложена  комплексная  методика  психотерапии  больных  язвенной
болезнью  желудка, двенадцатиперстной  кишки  и  хроническими  холециститами,
применяемая в  процессе санаторно-курортного  лечения. В данной модификации занятия
начинаются как вариант аутогенной тренировки: самовнушение ощущений покоя, тяжести
и тепла, на фоне которых осуществляется последующая гипнотизация. После наступления
гипнотического  состояния  проводится  гетеросуггестия, затем  в  течение 30 мин —
«гипноз-отдых». Дегипнотизация  задерживается  на  стадии  поверхностной  дремоты, в
процессе  которой  данные  в  гипнозе  внушения  аутосуггести-руются. «Выход» —
посредством аутосуггестии. Автор отмечает, что с 1965 г. сначала в Ессентукской курорт

-

ной  поликлинике, а  чуть  позднее  в  Кисловодском  санатории «Крепость» аутогенная
тренировка  была  включена  в  комплекс  курортного  лечения  и  реабилитации  больных
[Докторский Я. Р., 1978]. Так же, как и И. М. Перекрестов, автор использует чрезвычайно
широкие  формулы  суггестии, в 2 — 3 раза  превосходящие  по  объему  приведенные  в
описании модификации И. М. Перекрестова.

С учетом изложенного комплексная методика психотерапии Я. Р. Докторского, хотя

и  включает  аутогенную  тренировку, являясь  вариантом  ступенчатого  гипноза  по
Kretschmer, может лишь условно рассматриваться в рамках данного метода.

Л. В. Кравченко (1976) была предложена модификация аутогенной  тренировки для

лечения  больных неврастенией. Отмечая, что для  этой  категории больных «даже  первые
упражнения аутогенной тренировки являются большой нагрузкой», автор рекомендует на

-

чинать  освоение  методики  с  дыхательных  упражнений, а  лишь  затем  переходить  к
релаксации. Так  же, как  и  в  модификации  Г. С. Беляева, формулы  самоуспокоения  не
используются. Вызывание  ощущений  тяжести  в  руках  и  ногах  объединяется  в  одном
упражнении. В  качестве  самостоятельного  упражнения  выделяются  тренировки  в
расслаблении  мышц  лица. На  заключительном  этапе  больные  обучаются  приемам
самогипноза, проводятся  функциональные  тренировки. По  данным  автора, в  результате
применения  данной  модификации  значительное  улучшение  было  достигнуто  у 52,8%
больных, улучшение — у 30,2%.


background image

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ У ДЕТЕЙ И ЛИЦ

ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Достаточно  хорошо  известно, что  эмоциональность  человека  достигает  своего

максимума  в  юности  и  затем  несколько  снижается  с  возрастом. Одновременно  у  лиц
пожилого  возраста  значительно  увеличивается  длительность  эмоциональных  реакций,
часто приобретающих характер состояний («статусов»), возрастает значение негативного
эмоционального  аффекта [Schulz R., 1982]. Большинство  жалоб  пациентов  пожилого
возраста, обращающихся  к  психоневрологу, условно  можно  разделить  на 3 группы:
обусловленные  основным  заболеванием, жалобы  на  нарушения  сна  и  жалобы  на
расстройства, связанные  с  идеями  снижения  собственной  значимости (последние
особенно  часто  наблюдаются  у  лиц, выполнявших  ранее  активные  социальные  роли). С
учетом  возрастного  снижения  тонуса  поперечнополосатой  мускулатуры  у  пациентов
пожилого возраста реализация ощущений тяжести наступает гораздо труднее, а основным
терапевтическим  приемом  самовоздействия  становятся  самовнушение  и  рациональное
самоубеждение. Больным  этойгруппы, часто  предъявляющим  жалобы  на  бессонницу,
следует  разъяснить, что  более  короткий  сон  является  физиологической  нормой  для  лиц
пожилого  возраста, предостерегая  их  от «мучительного  ожидания  сна». Существенное
значение в рациональной терапии должно отводиться адаптации пациента к положению и
социальной роли пожилого человека одновременно с поощрением к посильной трудовой и
социальной активности.

Обращаясь  к  рациональной  психотерапии, можно  привести  ряд  примеров

поразительной  работоспособности  людей  преклонного  возраста. Так, многие  из  своих
диалогов  Платон  составил  в  возрасте 80 лет. Катон  в  этом  возрасте  овладел  греческим
языком. Философ  Теофраст  в  возрасте 100 лет  продолжал  публично  преподавать  свое
учение  о  характеристиках. Софокл  написал «Царя  Эдипа», когда  ему  было 75 лет, а
«Эдипа в Колоне» — в 89 лет. Архимед изобрел зажигательные зеркала в возрасте 75 лет.
Леонардо  да  Винчи  завершил  всемирно  известную «Джоконду» в 67 лет. «Сотворение
мира» и «Времена года» созданы Гайдном на 67-м  и 69-м  годах жизни. Тициан  написал
«Битву при Лепанто» в 95-летнем возрасте. Дж. Верди в 73 года создал «Отелло», а в 80
лет— «Фальстафа».

Целесообразно подчеркнуть, что сохранение социально-трудовой и внутрисемейной

активности  должно  непременно  сочетаться  с  регулярными  физическими  упражнениями.
Равно  и  занятия  аутотренингом  должны  включать  гимнастику, а  также  комплекс  дыха

-

тельных упражнений. Что же касается тщательности, даже скрупулезности в выполнении
советов  врача,  то  наш  опыт  обучения  пожилых  людей  позволяет  отнести  их  к  самым
дисциплинированным пациентам. Люди стали жить дольше. По некоторым обоснованным
данным, длительность жизни среднего человека при ее рациональной организации может
достигать 100 — 120 лет. Желание жить дольше является естественным. Однако, мечтая о
бессмертии, до 50% людей часто не знают, как «убить» два выходных. Эта проблема осо

-

бенно остро встает в пенсионном возрасте — периоде, иногда ошибочно понимаемом как
бессрочный  отпуск, на  фоне  которого  может  развиваться  комплекс «никчемности
существования». Терапия  посильной  занятостью  должна  в  качестве  обязательного
компонента  входить  в  комплекс  психотерапевтических  мероприятий  при  лечении  лиц
пожилого возраста.

Применение  аутогенной  тренировки  у  детей  младше 12 лет, как  правило, мало

эффективно, так  как  метод, бесспорно, предполагает  наличие  определенной  духовной
зрелости  пациентов. Примерно  к 5 —6-му  классу  у  детей  начинает  формироваться
осознанное отношение к своей собственной личности, начинают замечаться собственные
недостатки  и  индивидуальные  отличия, часто  обусловливающие  трудности  взаимоот

-

ношений со сверстниками и в еще большей мере — со взрослыми. В то же время, как уже
отмечалось, несмотря на все возрастающее внимание к гармоничному интеллектуальному
и  физическому  развитию  детей, крайне  незначительное  место  отводится  эмоционально-


background image

волевому воспитанию и совершенствованию эмоциональной регуляции. Часто приходится
сталкиваться как с односторонним развитием в ребенке повышенной сенситивности, так и
с излишней «стеничностью», одним из выражений которой является слабость способности
к сопереживанию или культивированный эгоцентризм.

Еще раз подчеркнем, что обучаемость, как системное качество, наиболее выражена в

детском  возрасте. В  процессе  подготовительной  беседы  необходимо  создать  у  детей
правильную установку на занятия аутотренингом, стимулируя в них социально значимые
наклонности, объясняя, что  понятие  здоровья  включает  не  только  физические
компоненты, но  и  способность  к  регуляции  интра- и  интерперсональных  реакций  и  от

-

ношений. Обучение аутотренингу детей, как правило, требует более интенсивных курсов.
Так, С. Г. Файн-берг (1979) рекомендует  не  менее  трех  ежедневных  занятий
длительностью по 2 —5 мин. Учитывая высокую способность к образным представлениям
у  детей, основным  приемом  реализации  упражнений  надо  считать  сенсорную
репродукцию, с  последующим  ступенчатым  усилением  фактора  самовнушения  на  фоне
релаксации. Значительное  место  при  проведении  аутотренинга  у  детей  отводится
сюжетной репродукции  игрового содержания, воспитывающей  смелость, решительность,
умение  преодолевать  трудности  и  отрицательные  эмоциональные  переживания.
Основным  специальным  приемом  у  детей  является  метод  самовоспитания  на  базе
аутогенной  тренировки (см. гл. 6)в  сочетании  с  приемами  имаготерапии  по  И. Е. Воль-
перту. При терапии неврозов у детей аутогенная тренировка используется в комплексе с
другими  фармакологическими, физиотерапевтическими  и  психотерапевтическими
средствами.При  истерических  реакциях  следует  постоянно  следить  за  тем, чтобы
проявления заболевания как в  стационаре, так и вне его  ни в  коем случае  не приносили
ребенку прямой или косвенной «выгоды».

Существенная  роль  в  изменении  структуры  и  особенностей  психоневрологической

патологии у детей принадлежит акселерации. Как отмечают Е. М. Хо-лодковская и Н. Н.
Станишевская (1983), половое созревание, как и возрастная инволюция, наиболее уязвимы
в смысле развития патологических реакций под воздействием неблагоприятных факторов
среды. При этом, по мнению авторов, истерические реакции наиболее часто возникают на
почве «диссоциированной  формы  акселерации», когда  физическое  развитие  не  со

-

ответствует интеллектуальному или интеллектуальное отстает от физического. По нашему
мнению, в  гораздо  большей  части  случаев  причина  психоневрологической  патологии  у
юношества лежит несколько в иной плоскости — в разрыве между физической, интеллек

-

туальной и личностной, социальной зрелостью.

В. А. Сергеев  и  соавт. (1983) разработали  специальную  методику  комплексной

терапии  детей, страдающих  неврозами, неврозоподобными  и  церебрастениче-скими
синдромами, включающую 3 этапа:

I — подготовительный:
а) знакомство  с  индивидуальными  особенностями  личности  ребенка  и  его

заболевания, беседы об аутогенной тренировке и релаксации; б) комплектование групп из
детей  в  возрасте  от 6 до 14 лет; в) углубленное  врачебное  и  психолого-педагогическое
обследование с помощью функциональных проб и тестов.

II — основной период занятий.
Проводится в гимнастическом зале и включает комплекс упражнений, направленных

на  тренировку  внимания, памяти, координации  движений, а  также  упражнения  на
расслабление  с  элементами  аутогенной  тренировки. Авторами  использовались
специальные  адаптированные  формулы, вначале  расширенные, с  разъяснением, которые
постепенно сокращались в процессе занятий.

III — заключительный.
Выполняется  повторное  врачебное  обследование, дается  задание  на  домашние

занятия лечебной гимнастикой и аутогенной тренировкой, выдается памятка с формулами
самовнушений.


background image

Эта методика апробирована ее авторами при лечении 75 детей в возрасте 6 — 14 лет,

страдающих различными формами психоневрологической патологии (контрольная группа
—  45  детей  с  такими  же  заболеваниями).  По  данным  авторов,  применение  аутогенной
тренировки  в  комплексной  психотерапии  способствовало  более  выраженным
положительным результатам лечения. В частности, у 81 % детей, страдающих заиканием,
улучшилась речь (в контрольной группе — у 36%); у 67% снизились, а у 22% полностью
прошли  навязчивые  движения  (в  контрольной  группе  —  51

%)

; у 94 % нормализовался

ночной  сон, исчезли  страхи, тревожность, замкнутость  и  невротическая  анорексия (в
контроле — 73 %); урежение энуреза отмечалось в опытной группе  у 98% детей против
82% в  контрольной  группе. Сравнивая  результаты  психологического  обследования  до  и
после  лечения, авторы  отмечают, что  в  группе  детей, применявших  аутогенную
тренировку, более  выраженным  было  повышение  результатов  по  интеллектуальным
тестам.

При  психотерапии  детей  нужно  чрезвычайно  внимательно  относиться  к  изучению

родителей (обязательно  обоих). В  отдельных  случаях  целесообразно  провести  их
специальное  обследование. Опыт  показывает, что  в  целом  ряде  случаев
психоневрологическая  патология  у  детей  связана  с  недостатками  воспитания,
особенностями  характера  и  поведения  родителей, с  постоянной  психотравматизацией  в
семье, о которых ребенок уже в 6 —7 лет стыдится сказать правду врачу. В этих случаях
путь к здоровью ребенка лежит не только через социально-гигиенические или психолого-
педагогические  мероприятия, а  в  гораздо  большей  степени  требует  проведения
специальных корригирующих психотерапевтических курсов с родителями. И в этом плане
пока остается  только  сожалеть, что  в  отечественной  и  зарубежной  практике  отсутствует
опыт обучения и применения аутогенной тренировки в составе семьи.

Уделяя  огромное  внимание  ранней, в  том  числе  пренатальной, диагностике  и

лечению наследственныхсоматических заболеваний, мы до сих пор в очень малой степени
и чаще лишь в теоретическом плане (за исключением грубой психиатрической патологии)
признаем наследование черт темперамента и характера, которые, суммируясь с факторами
ближайшего социального окружения и воспитания, могут обусловливать патологическое
развитие личности.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ВЫСШИХ СТУПЕНЕЙ

С  точки  зрения  современных  представлений, введенное  Шульцем  разделение

аутогенной  тренировки  на «низшие» и «высшие» ступени (или, соответственно, АТ-1 и
АТ-2) является  в  значительной  степени  условным. Если  упражнения  первой  ступени
создавались  преимущественно  в  целях  воздействия  на  вегетативно-соматические
функции, то, приступая к созданию АТ-2, Шульц ставил задачу оптимизации высших пси

-

хических функций и коррекции личностных нарушений. Рекомендуемые автором приемы
требуют  чрезвычайно  длительного  обучения, часто  не  имеют  достаточной  научной
обоснованности, в  значительной  степени заимствованы из религиозной  системы йогов и
практики  психоанализа. В  связи  с  этими  причинами  упражнения  высшей  ступени  не
получили  широкого  распространения  в  лечебной  практике  и  представляют  скорее  исто

-

рический интерес.

В  то  же  время  следует  отметить,  что  отдельные  элементы  АТ-2  входят  в

большинство современных модификаций аутогенной тренировки.

Аутогенная  медитация  по I. Schultz.

Основу  АТ-2 составляет  аутогенная

медитация (meditation — англ., размышление, созерцание), само  наименование  которой
явно указывает на связь с представлениями йогиз-ма. Сущность этого приема заключается
в последовательной тренировке процессов воображения (или, как сейчас иногда говорят,
имаженитивных  свойств  личности), на  основе  которых  в  последующем  осуществляются
образное  представление  и  нейтрализация  аффективных  переживаний. По Schultz,
приступать  к  аутогенной  медитации  можно  лишь  после  отличного  усвоения  базисных
упражнений, критерием которого является способность быстро «входить» (за 20—30 с) и


background image

удерживать  себя  в  состоянии  аутогенного  погружения

27

  в  течение  часа  и  более.  В

абсолютном  большинстве  случаев  в  состоянии  пассивной  концентрации  у  пациентов
возникают различные сенсорные ощущения (аутогенные разряды), среди которых особое
значение  придается  визуальным  феноменам, т. е. обла-кообразным, в  той  или  иной
степени  структурированным, окрашенным  и  черно-белым, статическим  и  динамическим
зрительным образам, спонтанно возникающим при закрытых глазах. Тренировки пассив

-

ной  концентрации  являются  подготовительным  этапом  к  аутогенной  медитации  и, по
Schultz, должны продолжаться около 8 мес.

Затем обучаемые приступают  к первому  упражнению медитации, задачей  которого

является фиксация спонтанно возникающих образных представлений, в частности, какого-
то одного  цвета,  доминирующего  в  поле зрения.  Через  2  —  4  нед  возможен  переход  ко
второму  упражнению  медитации, сущность  которого  заключается  в  целенаправленном
вызывании определенных цветовых представлений («видение» заданного цвета), которые
подсказываются  врачом. Одновременно  стимулируются  ассоциативные  процессы
специфической  направленности: «цвет — эмоциональные  ощущения», например
оранжевый  —  ощущение  тепла,  расслабления;  черный  —общая  тревога  и  т.  д.  Длитель

-

ность освоения второго упражнения — до 4 мес.

Третье  упражнение  заключается  в  вызывании  образных  представлений  вначале

изолированных  предметов  в  обобщенном  виде (например, «стул  вообще»), а  затем
конкретных предметов с их «индивидуальными» отличиями (например, сломанный стул,
старинное кресло) в определенных ситуациях, в том числе имеющих отношение к самому
обучаемому (например, стул, на котором он сидит). В отдельных случаях в конце периода
освоения  третьего  упражнения, который  длится 4—6 мес, обучаемый  может  увидеть  в
представляемых ситуациях и самого себя, что является одним из критериев успешности.

После  того, как  обучаемый  хорошо  овладеет  способностью  к  целенаправленной

визуализации  предметных  представлений, он  может  переходить  к  четвертому
упражнению, сущность  которого  состоит  в  вызывании  образных  эквивалентов
абстрактных  понятий, таких, как «счастье», «истина», «свобода» и  т. п. Эти
«эквиваленты» обычно  глубоко  индивидуальны, но  всегда  поддаются  смысловому
определению. У  одних  пациентов  понятие «свобода» ассоциируется  с «белой  лошадью,
скачущей по прерии»; у других — с «орлом, парящим в облаках»; у третьих — с небом и
т. д. По  мнению  Шульца, конкретность  эквивалента  абстрактного  понятия  позволяет
выявить  бессознательное, хотя  здесь  речь  скорее  идет  об  особенностях  мышления  и
индивидуального  опыта. Скажем, у  горца, никогда  не  бывавшего  в  прериях, на  слово
«свобода» скорее возникнет ассоциация с парящим орлом; у жителя Океании — с чайкой
и т. д. Четвертый этап медитации осваивается в течение 1 — 1,5 мес.

В  процессе  пятого  упражнения  медитации  осуществляется  постепенный  переход  к

проекции  визуальных  образов  на  себя  путем  концентрации  на  переживаниях  личного
характера: «ситуациях, связанных  с  возникновением  желаний», «облагораживающих
эмоциях» и т. п. Иногда эти ситуации оказываются (спонтанно) развернутыми во времени
и  пространстве, а  основным «действующим  персонажем» нередко  становится  сам
обучаемый. Проекция на себя является вообще наиболее частым случаем в ассоциативном
эксперименте.

На  шестом  этапе  пациент  обучается  целенаправленно  вызывать  образы  других

людей, вначале «нейтральные» или  безличные (торговец, почтальон  и  т. п.), а  затем
эмоционально окрашенные образы людей, связанных с обучаемым теми или иными отно

-

шениями. Как  правило, используются «крайние» типы  эмоциональных  отношений:
симпатии — антипатии. При  этом, как  отмечает  автор, возникающие  образы  носят
несколько  шаржированный, карикатурный  характер  за  счет «подсознательного»
подчеркивания  или  гиперболизации  их  приятных  или, наоборот, отталкивающих (для

27

Аутогенное состояние — см. гл. 6.