ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3461
Скачиваний: 98
расслабления отдельных мышечных групп, подчеркнуть, что в эмоциональных
выразительных движениях непременно участвуют мышцы лица, жевательные, кисти,
пальцев. Полезно сослаться на ряд примеров из обыденной жизни и из литературы. Так,
можно посоветовать перечитать вновь новеллу Стефана Цвейга «Двадцать четыре часа из
жизни женщины». Например, место, где описывается то, как миссис К. была поражена
внешним выражением азарта игрока в казино. «Я не видела таких говорящих рук, где
каждый мускул кричал, и страсть почти явственно выступала из всех пор». Лицо
«...говорило на том же безудержном, немыслимо напряженном языке, что и руки... вокруг
крыльев носа что-то непрерывно трепетало, словно под кожей перекатывались мелкие
волны... Даже на расстоянии десяти шагов можно было видеть, как лихорадочно стучат
зубы».
Упражнения первой ступени аутогенной тренировки в этой модификации
усваиваются в течение 9—10 занятий гетеротренинга; таким образом, общий курс, с
учетом 2 — 3 занятий в неделю, занимает 4—6 нед.
В процессе проведения обучающего курса была существенно снижена роль
внушения, в том числе косвенного, и увеличено значение индивидуализации ощущений
пациентов на основе сенсорной репродукции.
На 1-м занятии, которое выполняют в положении лежа или полулежа в кресле (поза
«кучера на дрожках» в этой модификации нами не применялась), пациентам предлагается
выполнить «маску релаксации»: мягко опустить веки, свести взор кнутри и книзу, язык
без напряжения прижимается к верхним зубам, нижняя челюсть слегка отвисает. Затем
больные расслабляют мышцы затылка и шеи и предпринимают попытку распространить
ощущение расслабления на мышцы туловища и конечностей.
На 2-м занятии выполняются упражнения, направленные на вызывание ощущений
тяжести и тепла. В процессе вводной беседы обучаемым подчеркивается, что непременное
условие всякого действия — это желание его совершенствования. Этот же тезис реали
-
зуется в формулах самовнушения, которые задаются врачом и мысленно повторяются
пациентами:
Формулы самовнушения, как нетрудно заметить, укорачиваются от фразы к фразе,
обеспечивая постепенный переход от мотивированного пожелания к императивному
утверждению. В отличие от классической методики и большинства ее модификаций,
упражнения, направленные на вызывание ощущений тяжести и тепла, не отделяются друг
от друга, а формулы общего успокоения перед ними не применяются.
Целью 3-го занятия является ознакомление больных со специфическими
ощущениями аутогенногосостояния, практически не имеющего аналогов в обыденной
жизни. В качестве демонстрации используется изменение восприятия фактора времени,
обычное для фазовых состояний. После выполнения первых двух упражнений больные
приступают к дыхательной гимнастике, которая проводится согласно словесному
подсчету врача, осуществляемому в соответствии со следующей схемой:
где
числителем
показана
продолжительность
вдоха, знаменателем —
продолжительность выдоха, и третья цифра обозначает длительность дыхательной паузы.
Все упражнение состоит из 19 дыхательных циклов и занимает 5 —5,5 мин.
На 4-м и 5-м занятиях ощущения тяжести и тепла вызываются больными
самостоятельно на основе сенсорной репродукции и самоприказа. Последовательность
выполнения упражнений остается прежней. После выполнения дыхательной гимнастики
добавляются формулы-самоприказы, направленные на вызывание ощущения глубинного
тепла в животе, построение которых аналогично второму занятию:
6-е занятие направлено на вызывание ощущений тепла в левой руке с его
последующей иррадиацией (куда именно, больным не указывается, предоставляя это им
самим) или генерализацией. Время выполнения предыдущих упражнений с учетом их
усвоения к 6-му занятию несколько сокращается. Затем пациентам предлагается
сосредоточить внимание на левой руке и представить, что она опускается в тепловатую
воду. При этом подчеркивается, что в данном случае ничего не внушается, а главный
акцент делается на воспоминании соответствующих ощущений. Одновременно с
увеличением степени погружения руки в воду изменяется и образное представление
температурного воздействия : «тепловатая вода — теплая — приятно горячая».
Большинство больных обычно сообщает об иррадиации ощущений тепла в левую
половину грудной клетки. В других случаях иррадиация может иметь самые неожиданные
локализации, в определенной степени (с учетом отсутствия внушенных эффектов)
выполняя роль диагностического приема и обнаруживая locus morbi: при психогенной
импотенции у мужчин часто наблюдается иррадиация в области гениталий, иногда
сопровождающаяся ощущениями спонтанной эрекции; «жар в затылке» коррелирует с
шейно-корешковым синдромом остеохондроза и т. д.
7-е занятие также направлено на приобретение навыков воздействия на коронарное
кровообращение, однако, если в основе 6-го занятия лежит сенсорная репродукция, то 7-е
занятие строится на основе идео-моторных упражнений. В процессе 7-го занятия в со
-
ответствии с методикой образные представления, составляющие содержание
предыдущего занятия, не используются. Обучаемым предлагается представить, что они
ритмично сжимают левой рукой теннисный мяч. Темп движений задается врачом: на
вдохе — «напряжение», на выдохе — «расслабление», избегая малейших проявлений
реальных моторных актов. Постепенно темп «движений» увеличивается уже индиви
-
дуально каждым обучаемым до пределов возможного. Затем по команде врача они резко
прекращаются, и пациентам предлагается путем самонаблюдения установить характер
возникающих ощущений. Многие при этом сообщают о чувстве заметной мышечной
усталости и выраженном ощущении тепла в левой руке («рука горит») с иррадиацией в
область сердца. Эти упражнения могут провоцировать тахикардию и даже болевые
ощущения у ипохондрически настроенных больных и у лиц с органическими
поражениями миокарда, поэтому применять их рекомендовалось с осторожностью. В
последующем, учитывая ограниченность показаний и некоторые отрицательные эффекты,
мы вообще отказались от использования 7-го упражнения при клиническом применении
аутогенной тренировки.
Содержание 8-го занятия составляют упражнения, основанные на хорошо известном
физиологическом факте, что ритм дыхания и частота сердечных сокращений до известной
степени коррелируют рефлекторно. После предварительного объяснения связей ритма
дыхания и частоты сердечных сокращений пациентам предлагается, используя
пальпаторный контроль пульса, «подстроить» темп дыхания к пульсу в соотношении 4
или 6 к 1. Затем по команде врача пациенты несколько раз ускоряют и замедляют дыха
-
ние, одновременно контролируя динамику частоты сердечных сокращений. Этот прием
осваивают, как правило, не более 60% пациентов; в 14% случаев при его выполнении
нами наблюдалось появление болей в сердце. В связи с отмеченными отрицательными эф
-
фектами так же, как и предыдущее упражнение, 8-е занятие должно весьма осторожно
применяться в клинических условиях, а у больных, страдающих кардиофобией, является,
безусловно, противопоказанным. В процессе 8-го занятия большинство пациентов от
-
мечают, что регуляция частоты сердечных сокращений гораздо легче реализуется в
сторону замедления, что является еще одним подтверждением «ваготропности» приемов
аутотренинга.
9-е занятие по своему целевому предназначению соответствует 6-му упражнению
классической методики I. Schultz («Мой лоб слегка прохладен»). Оно выполняется
пациентами после краткого повторения программы предыдущей тренировки на фоне
«маски релаксации». Больные выполняют два-три в меру энергичных вдоха через рот в
целях охлаждения слизистой, что отчетливее всего ощущается на языке. Далее следует
обычное носовое дыхание, однако смена ощущений прохлады (на вдохе) и тепла (на
выдохе) сохраняется. При длительной (1 — Р/г мин) фиксации внимания на этом
ощущении оно начинает иррадиировать в верхнюю часть лица (лоб, окружность глазниц,
щеки). Одновременно, как правило, появляются чувство свежести в голове и ясность
мысли. Как было отмечено еще I. Schultz, это упражнение обладает стойким
транквилизирующим воздействием и купирует вазомоторные головные боли. Однако
назначение его больным должно быть строго индивидуальным, так как, по нашим
данным, в 9,2% случаев пациенты вместо ослабления или купирования головных болей
испытывают их усиление. X. Клейнзорге и Г. Клюмбиес рекомендуют в этих случаях
«перенести» фиксацию внимания на фазу выдоха и вызвать образные представления тепла
(«прохладная ванна с теплым компрессом на лбу»).
9-м занятием заканчивается курс репродуктивной тренировки первой ступени. На
10-м занятии больным излагаются и демонстрируются приемы моделирования настроения
с помощью сенсорных образов-ассоциаций. Например, врачом задаются ключевые слова
«оранжевый апельсин». Больным предлагается мысленно повторять их, не вдумываясь в
смысл. После нескольких мысленных повторов в воображении пациентов неизбежно
возникает более или менее четкий зрительный образ оранжевого апельсина часто не
-
реально больших размеров. Затем врач «подсказывает» цепь последовательных
ассоциаций, ключевым словом в которых является «оранжевый» (цвет): солнечный свет,
песок на пляже, поле ромашек и т. п. Посредством выбранного слова создается фон, затем
образ и ситуация, которые «окрашиваются», «озвучиваются». Больным предлагается
вжиться в специфические сенсорные ощущения, моделирующие определенную
эмоциональную гамму, при этом часто отмечаются соответствующие изменения
настроения. Если концентрация на «оранжевом» приводит, как правило, к повышению
настроения, то концентрация на «зеленом» (лист — луг — свет) оказывает седативный эф
-
фект.
В комплексный курс репродуктивной тренировки, применяемой при лечении
неврозов и кортико-висце-ральных заболеваний, кроме приведенных 10 упражнений,
входят приемы: самоутверждения, представляющие собой усиленный вариант
целенаправленного самовнушения, ориентированного на создание стениче-ского
отношения к болезненным переживаниям («Я буду здоров!», «Я преодолею болезнь!» и т.
п.); воспитание привычек, заменяющих болезненные ри-туалы; специальные
гимнастические упражнения, выполняемые с эмоциональной экспрессией; упражнения с
воображаемыми предметами, способствующие активации целенаправленного внимания и
концентрации волевых усилий; идеомоторные упражнения, наиболее эффективные при
лечении логоневрозов, и функциональные тренировки (М. С. Лебединский), которые
представляют завершающий этап лечения и реабилитации почти при всех формах
неврозов.
Несмотря на то, что индекс эффективности лечения (ИЭЛ) в результате применения
репродуктивной тренировки возрос на 20%, а отсев из групп, по сравнению с
классической методикой, снизился почти в 8 раз, следует признать, что репродуктивная
тренировка не получила широкого распространения в клинической практике. Это, по-
видимому, обусловлено как сложностью освоения методики начинающими специа
-
листами, так и многочисленными нюансами техники ее проведения. В связи с
отмеченными недостатками нами разработана комплексная методика психофизио
-
логической и личностной саморегуляции, включающая обучающий курс аутогенной
тренировки, специальные методы индивидуальной психотерапии и психокоррекции, а
также специальные (прикладные) методы психогигиенической саморегуляции,
реализуемые на основе аутогенной тренировки. Основное внимание при отборе и
разработке упражнений комплексной методики, наряду с учетом факторов
терапевтической эффективности, было уделено простоте и доступности используемых
приемов для широкого круга врачей, нейрофизиологов и психологов (см. гл. 5).
Другие модификации аутогенной тренировки. М.
С. Ле
бединский и Т. Л. Бортник
несколько изменили классическую методику I. Schultz с целью получения более быстрого
лечебного эффекта. В их модификации использовались приемы ауто- и гетеросуггестии.
По мнению авторов, такая комбинация воздействий является более эффективной основой
аутогенной тренировки. В этой модификации текст и содержание отдельных формул были
изменены, внушающее воздействие осуществляется императивно, что, значительно
снижая активирующее воздействие метода, в то же время позволяет получать достаточно
хорошие терапевтические результаты при проведении аутогенной тренировки
высокоавторитетным специалистом. Для предотвращения соматических осложнений
исключены формулы самовнушений, адресованные к сердечной деятельности, которые,
по мнению авторов, могут про-воцировать-коронаррспазм. Ими была введена «расши
-
ренная формула покоя», описывающая ощущения, сопутствующие нормализации
вегетативно-сосудистых реакций, которая многократно повторяется в процессе занятия.
Курс аутогенной тренировки в модификации М. С. Лебединского — Т. Л. Бортник
проводится в стационаре в течение 20 дней при ежедневном 20 —25-минутном
гетеротренинге под руководством владеющего методом врача. Важнейшей особенностью
данной модификации является включение в психотерапевтический комплекс
функциональной тренировки и практическое применение больными освоенных методов
саморегуляции уже на ранних этапах гетерогенного курса.
Г. В. Зеневич и С. С. Либих впервые у нас в стране рекомендовали применение
аутогенной тренировки в комплексном лечении алкоголизма. По их мнению, носителем
комплексного воздействия метода является активное самовоспитание, основанное на
приемах самовнушения и самоубеждения. Авторы отмечают достаточно высокую
эффективность аутогенной тренировки в наркологической практике, что позволяет
проводить ускоренные курсы лечения алкоголизма.
С. С. Либих, обобщая опыт коллективного и индивидуального применения метода,
приводит ряд интересных клинических наблюдений и излагает модифицированные им
приемы. Автор отмечает, что больные с преобладанием I сигнальной системы лучше
усваивали упражнения (например, вызывание чувства тяжести), если представляемые
ощущения неоднократно испытывались ими прежде (у спортсменов — представление
поднимания гири и т. д.). Для облегчения реализации ощущений тепла в солнечном
сплетении С. С. Либих предлагает представление о глотках теплой жидкости — чая или
супа. Автор сообщает о применении методики ускоренного обучения аутогенной
тренировке на основе безусловнорефлектор-ного подкрепления (1-е упражнение — в
сочетании с поднятием тяжести; 2-е — с опусканием руки в сосуд с теплой водой; 3-е — с
глубокой диатермией солнечного сплетения и т. д.). В последующем, по мере освоения
метода, безусловнорефлекторное под-крепление отменяется. Отказываясь от четкой по
-
следовательности упражнений (правая рука, левая рука и т. д.), С. С. Либих рекомендует
уже на начальном этапе вызывать у больных «недифференцированные представления о
тяжести всего тела», что, на наш взгляд, нецелесообразно, так как тренировка в четкой
локализации вызываемых ощущений составляет один из существенных элементов
системы аутотренинга (а в «направленной тренировке органов» — один из основных).
При сенсорной репродукции автор применяет принцип «незавершенной» или
«намечающей» психотерапии, когда больному дается лишь какая-то деталь или несколько
деталей, предоставляя ему самому конструировать на их основе сюжетные образы.
Следует отметить, что этот прием, представляя собой в определенной степени
ассоциативный эксперимент
26
,
может служить диагностическим методом. Аналогичные
приемы использовались нами, рекомендовались W. Luthe и другими авторами. С. С.
Либих также излагает некоторые теоретические подходы к применению конкурентных
положительных «содержательных представлений» для ослабления психотравмирующих
воспоминаний, указывает на «точки соприкосновения с аутогенной тренировкой» метода
имаготерапии по И. Е. Вольперту.
В модификации В. Е. Рожнова и М. Е. Бурно (1975), применяемой авторами при
лечении алкоголизма, существенное значение придается самовнушению. Обучение
больных аутогенной тренировке начинается в стационаре сразу после того, как с
помощью эмоционально-стрессовых гипнотических приемов выработана установка на
трезвость. В последующем аутогенная терапия продолжается в амбулаторных условиях.
Ссылаясь на W. Luthe и I. Schultz, авторы отмечают, что «алкоголики и наркоманы
нуждаются в более индивидуальном подходе и более крепкой поддержке в начале
лечения, нежели большинство других' больных». В. Е. Рожновым и М. Е. Бурно
применялся классический вариант аутогенной тренировки по Schultz, однако в сочетании
со специальными формулами самовнушения. Основная цель аутогенных упражнений в
этой модификации состоит в закреплении «отвращения к вкусу и запаху алкогольных
напитков» (В. Е. Рожнов). Дважды в день больные проводят сеансы самовнушения,
используя примерно следующие формулы: «Ужасно думать о прежнем пьянстве, тошнит.
Теперь, когда я поправился, не позволю этой жуткой болезни вернуться...».
Авторы считают целесообразным обучать больных некоторым упрощенным
элементам «высшей ступени» аутогенной тренировки, для того чтобы они могли при
возникновении тяги к спиртному «вспомнить образно прежнюю пьяную жуть»: «как чуть
не убил жену, отнимая деньги, как проснулся в вытрезвителе» и т. п. Учитывая то, что
лучшие результаты при аутогенной терапии получаются, когда «формула-намерение»
начинается со слов «Я знаю...», на заключительном этапе больным рекомендуется
регулярное применение следующих формул самовнушения: «Я знаю, что уклонюсь даже
от капли спиртного в любом виде, в любое время, при любых обстоятельствах, в любой
ситуации; пусть пьют другие, но мне нет дела до спиртного». Сходные модификации
аутогенной тренировки и рекомендации о включении ее в комплексную терапию
алкоголизма содержатся также и в ряде других работ [Бабаян Э. А., Гонопольский М. X.,
1981; Морозов Г. В., Рожнов В. Е., Бабаян Э. А., 1983].
В модификации И. М. Перекрестова, названной автором «нейрососудистым
вариантом» аутогенной тренировки, используются широкие словесные формулы
суггестивного характера, направленные на вызывание у обучаемых образных
представлений и связанных с ними ощущений. Обучение больных проводится в форме
гетеротренинга. Используя классическую методику и частью заимствованные приемы,
автор исключает упражнения по регуляции ритма дыхания и вызывания ощущения тепла
26
Методика ассоциативного эксперимента, применяющаяся с конца прошлого столетия, имеет длинную историю. Эту
проблему, в том числе ее психологический смысл, активно исследовали еще Декарт, Гоббс, Спиноза, Лейбниц, Локк, а
затем Юнг и мн. др. С учетом рассматриваемых проблем весьма интересным представляется сформулированный Б.
Спинозой закон ассоциации: «Если человеческое тело подверглось однажды действию одновременно со стороны двух
или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других». «Всякий
переходит от одной мысли к другой, смотря по тому, как привычка расположила в его теле образы вещей». — В кн: Б.
Спиноза. Избранные произведения.— М., 1957, т. 1, с. 423 — 424.