Файл: Лобзин В.С. - Аутогенная тренировка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3461

Скачиваний: 98

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

расслабления  отдельных  мышечных  групп, подчеркнуть, что  в  эмоциональных
выразительных  движениях  непременно  участвуют  мышцы  лица, жевательные, кисти,
пальцев. Полезно сослаться на ряд примеров из обыденной жизни и из литературы. Так,
можно посоветовать перечитать вновь новеллу Стефана Цвейга «Двадцать четыре часа из
жизни  женщины». Например, место, где  описывается  то, как  миссис  К. была  поражена
внешним  выражением  азарта  игрока  в  казино. «Я  не  видела  таких  говорящих  рук, где
каждый  мускул  кричал, и  страсть  почти  явственно  выступала  из  всех  пор». Лицо
«...говорило на том же безудержном, немыслимо напряженном языке, что и руки... вокруг
крыльев  носа  что-то  непрерывно  трепетало, словно  под  кожей  перекатывались  мелкие
волны... Даже  на  расстоянии  десяти  шагов  можно  было  видеть, как  лихорадочно  стучат
зубы».

Упражнения  первой  ступени  аутогенной  тренировки  в  этой  модификации

усваиваются  в  течение 9—10 занятий  гетеротренинга; таким  образом, общий  курс, с
учетом 2 — 3 занятий в неделю, занимает 4—6 нед.

В  процессе  проведения  обучающего  курса  была  существенно  снижена  роль

внушения, в  том  числе  косвенного, и  увеличено  значение  индивидуализации  ощущений
пациентов на основе сенсорной репродукции.

На 1-м занятии, которое выполняют в положении лежа или полулежа в кресле (поза

«кучера на дрожках» в этой модификации нами не применялась), пациентам предлагается
выполнить  «маску  релаксации»:  мягко  опустить  веки,  свести  взор  кнутри  и  книзу,  язык
без  напряжения  прижимается  к  верхним  зубам, нижняя  челюсть  слегка  отвисает. Затем
больные расслабляют мышцы затылка и шеи и предпринимают попытку распространить
ощущение расслабления на мышцы туловища и конечностей.

На 2-м  занятии  выполняются  упражнения, направленные  на  вызывание  ощущений

тяжести и тепла. В процессе вводной беседы обучаемым подчеркивается, что непременное
условие  всякого  действия — это  желание  его  совершенствования. Этот  же  тезис  реали

-

зуется  в  формулах  самовнушения, которые  задаются  врачом  и  мысленно  повторяются
пациентами:

Формулы  самовнушения, как  нетрудно  заметить, укорачиваются  от  фразы  к  фразе,

обеспечивая  постепенный  переход  от  мотивированного  пожелания  к  императивному
утверждению. В  отличие  от  классической  методики  и  большинства  ее  модификаций,
упражнения, направленные на вызывание ощущений тяжести и тепла, не отделяются друг
от друга, а формулы общего успокоения перед ними не применяются.

Целью 3-го  занятия  является  ознакомление  больных  со  специфическими

ощущениями  аутогенногосостояния, практически  не  имеющего  аналогов  в  обыденной
жизни. В  качестве  демонстрации  используется  изменение  восприятия  фактора  времени,
обычное  для  фазовых  состояний. После  выполнения  первых  двух  упражнений  больные
приступают  к  дыхательной  гимнастике, которая  проводится  согласно  словесному
подсчету врача, осуществляемому в соответствии со следующей схемой:

где 

числителем 

показана 

продолжительность 

вдоха, знаменателем —

продолжительность выдоха, и третья цифра обозначает длительность дыхательной паузы.
Все упражнение состоит из 19 дыхательных циклов и занимает 5 —5,5 мин.


background image

На 4-м  и 5-м  занятиях  ощущения  тяжести  и  тепла  вызываются  больными

самостоятельно  на  основе  сенсорной  репродукции  и  самоприказа. Последовательность
выполнения  упражнений  остается  прежней. После  выполнения  дыхательной  гимнастики
добавляются  формулы-самоприказы, направленные  на вызывание ощущения  глубинного
тепла в животе, построение которых аналогично второму занятию:

6-е  занятие  направлено  на  вызывание  ощущений  тепла  в  левой  руке  с  его

последующей  иррадиацией (куда  именно, больным  не  указывается, предоставляя  это  им
самим) или  генерализацией. Время  выполнения  предыдущих  упражнений  с  учетом  их
усвоения  к 6-му  занятию  несколько  сокращается. Затем  пациентам  предлагается
сосредоточить  внимание  на  левой  руке  и  представить, что  она  опускается  в  тепловатую
воду. При  этом  подчеркивается, что  в  данном  случае  ничего  не  внушается, а  главный
акцент  делается  на  воспоминании  соответствующих  ощущений. Одновременно  с
увеличением  степени  погружения  руки  в  воду  изменяется  и  образное  представление
температурного  воздействия : «тепловатая  вода — теплая — приятно  горячая».
Большинство  больных  обычно  сообщает  об  иррадиации  ощущений  тепла  в  левую
половину грудной клетки. В других случаях иррадиация может иметь самые неожиданные
локализации, в  определенной  степени (с  учетом  отсутствия  внушенных  эффектов)
выполняя  роль  диагностического  приема  и  обнаруживая locus morbi: при  психогенной
импотенции  у  мужчин  часто  наблюдается  иррадиация  в  области  гениталий, иногда
сопровождающаяся  ощущениями  спонтанной  эрекции; «жар  в  затылке» коррелирует  с
шейно-корешковым синдромом остеохондроза и т. д.

7-е занятие также направлено на приобретение навыков воздействия на коронарное

кровообращение, однако, если в основе 6-го занятия лежит сенсорная репродукция, то 7-е
занятие  строится  на  основе  идео-моторных  упражнений. В  процессе 7-го  занятия  в  со

-

ответствии  с  методикой  образные  представления, составляющие  содержание
предыдущего  занятия, не  используются. Обучаемым  предлагается  представить, что  они
ритмично  сжимают  левой  рукой  теннисный  мяч. Темп  движений  задается  врачом: на
вдохе — «напряжение», на  выдохе — «расслабление», избегая  малейших  проявлений
реальных  моторных  актов. Постепенно  темп «движений» увеличивается  уже  индиви

-

дуально каждым обучаемым до пределов возможного. Затем по команде врача они резко
прекращаются, и  пациентам  предлагается  путем  самонаблюдения  установить  характер
возникающих  ощущений. Многие  при  этом  сообщают  о  чувстве  заметной  мышечной
усталости  и  выраженном ощущении  тепла  в  левой  руке  («рука  горит»)  с  иррадиацией  в
область  сердца. Эти  упражнения  могут  провоцировать  тахикардию  и  даже  болевые
ощущения  у  ипохондрически  настроенных  больных  и  у  лиц  с  органическими
поражениями  миокарда, поэтому  применять  их  рекомендовалось  с  осторожностью. В
последующем, учитывая ограниченность показаний и некоторые отрицательные эффекты,
мы  вообще отказались от использования 7-го упражнения при клиническом  применении
аутогенной тренировки.

Содержание 8-го занятия составляют упражнения, основанные на хорошо известном

физиологическом факте, что ритм дыхания и частота сердечных сокращений до известной
степени  коррелируют  рефлекторно. После  предварительного  объяснения  связей  ритма
дыхания  и  частоты  сердечных  сокращений  пациентам  предлагается, используя
пальпаторный  контроль  пульса, «подстроить» темп  дыхания  к  пульсу  в  соотношении 4
или 6 к 1. Затем по команде врача пациенты несколько раз  ускоряют и замедляют  дыха

-

ние, одновременно  контролируя  динамику  частоты  сердечных  сокращений. Этот  прием


background image

осваивают, как  правило, не  более 60% пациентов; в 14% случаев  при  его  выполнении
нами наблюдалось появление болей в сердце. В связи с отмеченными отрицательными эф

-

фектами  так  же, как  и  предыдущее  упражнение, 8-е  занятие  должно  весьма  осторожно
применяться в клинических условиях, а у больных, страдающих кардиофобией, является,
безусловно, противопоказанным. В  процессе 8-го  занятия  большинство  пациентов  от

-

мечают, что  регуляция  частоты  сердечных  сокращений  гораздо  легче  реализуется  в
сторону замедления, что является  еще  одним подтверждением «ваготропности» приемов
аутотренинга.

9-е  занятие  по  своему  целевому  предназначению  соответствует 6-му  упражнению

классической  методики  I.  Schultz  («Мой  лоб  слегка  прохладен»).  Оно  выполняется
пациентами  после  краткого  повторения  программы  предыдущей  тренировки  на  фоне
«маски  релаксации». Больные  выполняют  два-три  в  меру  энергичных  вдоха  через  рот  в
целях  охлаждения  слизистой, что  отчетливее  всего  ощущается  на  языке. Далее  следует
обычное  носовое  дыхание,  однако  смена  ощущений  прохлады  (на  вдохе)  и  тепла  (на
выдохе) сохраняется. При  длительной (1 — Р/г  мин) фиксации  внимания  на  этом
ощущении оно начинает иррадиировать в верхнюю часть лица (лоб, окружность глазниц,
щеки). Одновременно, как  правило, появляются  чувство  свежести  в  голове  и  ясность
мысли. Как  было  отмечено  еще I. Schultz, это  упражнение  обладает  стойким
транквилизирующим  воздействием  и  купирует  вазомоторные  головные  боли. Однако
назначение  его  больным  должно  быть  строго  индивидуальным, так  как, по  нашим
данным, в 9,2% случаев  пациенты  вместо  ослабления  или  купирования  головных  болей
испытывают  их  усиление. X. Клейнзорге  и  Г. Клюмбиес  рекомендуют  в  этих  случаях
«перенести» фиксацию внимания на фазу выдоха и вызвать образные представления тепла
(«прохладная ванна с теплым компрессом на лбу»).

9-м  занятием  заканчивается  курс  репродуктивной  тренировки  первой  ступени. На

10-м занятии больным излагаются и демонстрируются приемы моделирования настроения
с помощью сенсорных образов-ассоциаций. Например, врачом задаются ключевые  слова
«оранжевый апельсин». Больным предлагается мысленно  повторять их, не вдумываясь в
смысл. После  нескольких  мысленных  повторов  в  воображении  пациентов  неизбежно
возникает  более  или  менее  четкий  зрительный  образ  оранжевого  апельсина  часто  не

-

реально  больших  размеров. Затем  врач «подсказывает» цепь  последовательных
ассоциаций, ключевым  словом в  которых является «оранжевый» (цвет): солнечный свет,
песок на пляже, поле ромашек и т. п. Посредством выбранного слова создается фон, затем
образ  и  ситуация, которые «окрашиваются», «озвучиваются». Больным  предлагается
вжиться  в  специфические  сенсорные  ощущения, моделирующие  определенную
эмоциональную  гамму, при  этом  часто  отмечаются  соответствующие  изменения
настроения. Если  концентрация  на «оранжевом» приводит, как  правило, к  повышению
настроения, то концентрация на «зеленом» (лист — луг — свет) оказывает седативный эф

-

фект.

В  комплексный  курс  репродуктивной  тренировки, применяемой  при  лечении

неврозов  и  кортико-висце-ральных  заболеваний, кроме  приведенных 10 упражнений,
входят  приемы: самоутверждения, представляющие  собой  усиленный  вариант
целенаправленного  самовнушения, ориентированного  на  создание  стениче-ского
отношения к болезненным переживаниям («Я буду здоров!», «Я преодолею болезнь!» и т.
п.); воспитание  привычек, заменяющих  болезненные  ри-туалы; специальные
гимнастические  упражнения, выполняемые  с эмоциональной  экспрессией; упражнения  с
воображаемыми предметами, способствующие активации целенаправленного внимания и
концентрации  волевых  усилий; идеомоторные  упражнения, наиболее  эффективные  при
лечении  логоневрозов, и  функциональные  тренировки (М. С. Лебединский), которые
представляют  завершающий  этап  лечения  и  реабилитации  почти  при  всех  формах
неврозов.


background image

Несмотря на то, что индекс эффективности лечения (ИЭЛ) в результате применения

репродуктивной  тренировки  возрос  на 20%, а  отсев  из  групп, по  сравнению  с
классической  методикой, снизился  почти  в 8 раз, следует  признать, что  репродуктивная
тренировка  не  получила  широкого  распространения  в  клинической  практике. Это, по-
видимому, обусловлено  как  сложностью  освоения  методики  начинающими  специа

-

листами, так  и  многочисленными  нюансами  техники  ее  проведения. В  связи  с
отмеченными  недостатками  нами  разработана  комплексная  методика  психофизио

-

логической  и  личностной  саморегуляции, включающая  обучающий  курс  аутогенной
тренировки, специальные  методы  индивидуальной  психотерапии  и  психокоррекции, а
также  специальные (прикладные) методы  психогигиенической  саморегуляции,
реализуемые  на  основе  аутогенной  тренировки. Основное  внимание  при  отборе  и
разработке  упражнений  комплексной  методики, наряду  с  учетом  факторов
терапевтической  эффективности, было  уделено  простоте  и  доступности  используемых
приемов для широкого круга врачей, нейрофизиологов и психологов (см. гл. 5).

Другие  модификации  аутогенной  тренировки. М.

С. Ле

бединский  и  Т. Л. Бортник

несколько изменили классическую методику I. Schultz с целью получения более быстрого
лечебного эффекта. В их модификации использовались приемы  ауто- и  гетеросуггестии.
По мнению авторов, такая комбинация воздействий является более эффективной основой
аутогенной тренировки. В этой модификации текст и содержание отдельных формул были
изменены, внушающее  воздействие  осуществляется  императивно, что, значительно
снижая активирующее воздействие метода, в то же время позволяет получать достаточно
хорошие  терапевтические  результаты  при  проведении  аутогенной  тренировки
высокоавторитетным  специалистом. Для  предотвращения  соматических  осложнений
исключены  формулы  самовнушений, адресованные  к  сердечной  деятельности, которые,
по  мнению  авторов, могут  про-воцировать-коронаррспазм. Ими  была  введена «расши

-

ренная  формула  покоя», описывающая  ощущения, сопутствующие  нормализации
вегетативно-сосудистых  реакций, которая  многократно  повторяется  в  процессе  занятия.
Курс  аутогенной  тренировки  в  модификации  М. С. Лебединского — Т. Л. Бортник
проводится  в  стационаре  в  течение 20 дней  при  ежедневном 20 —25-минутном
гетеротренинге под руководством владеющего методом врача. Важнейшей особенностью
данной  модификации  является  включение  в  психотерапевтический  комплекс
функциональной  тренировки  и  практическое  применение  больными  освоенных  методов
саморегуляции уже на ранних этапах гетерогенного курса.

Г. В. Зеневич  и  С. С. Либих  впервые  у  нас  в  стране  рекомендовали  применение

аутогенной  тренировки  в  комплексном  лечении  алкоголизма. По  их  мнению, носителем
комплексного  воздействия  метода  является  активное  самовоспитание, основанное  на
приемах  самовнушения  и  самоубеждения. Авторы  отмечают  достаточно  высокую
эффективность  аутогенной  тренировки  в  наркологической  практике, что  позволяет
проводить ускоренные курсы лечения алкоголизма.

С. С. Либих, обобщая опыт коллективного и индивидуального применения метода,

приводит  ряд  интересных  клинических  наблюдений  и  излагает  модифицированные  им
приемы. Автор  отмечает, что  больные  с  преобладанием I сигнальной  системы  лучше
усваивали  упражнения (например, вызывание  чувства  тяжести), если  представляемые
ощущения  неоднократно  испытывались  ими  прежде (у  спортсменов — представление
поднимания  гири  и  т. д.). Для  облегчения  реализации  ощущений  тепла  в  солнечном
сплетении  С. С. Либих предлагает  представление о глотках теплой жидкости — чая или
супа. Автор  сообщает  о  применении  методики  ускоренного  обучения  аутогенной
тренировке  на  основе  безусловнорефлектор-ного  подкрепления (1-е  упражнение — в
сочетании с поднятием тяжести; 2-е — с опусканием руки в сосуд с теплой водой; 3-е — с
глубокой  диатермией  солнечного  сплетения  и  т. д.). В  последующем, по  мере  освоения
метода, безусловнорефлекторное  под-крепление  отменяется. Отказываясь  от  четкой  по

-

следовательности упражнений (правая рука, левая рука и т. д.), С. С. Либих рекомендует


background image

уже  на  начальном  этапе  вызывать  у  больных «недифференцированные  представления  о
тяжести  всего  тела», что, на  наш  взгляд, нецелесообразно, так  как  тренировка  в  четкой
локализации  вызываемых  ощущений  составляет  один  из  существенных  элементов
системы аутотренинга (а в «направленной тренировке органов» — один из основных).

При  сенсорной  репродукции  автор  применяет  принцип «незавершенной» или

«намечающей» психотерапии, когда больному дается лишь какая-то деталь или несколько
деталей, предоставляя  ему  самому  конструировать  на  их  основе  сюжетные  образы.
Следует  отметить, что  этот  прием, представляя  собой  в  определенной  степени
ассоциативный  эксперимент

26

,

может  служить  диагностическим  методом. Аналогичные

приемы  использовались  нами, рекомендовались W. Luthe и  другими  авторами. С. С.
Либих  также  излагает  некоторые  теоретические  подходы  к  применению  конкурентных
положительных «содержательных  представлений» для  ослабления  психотравмирующих
воспоминаний, указывает на «точки соприкосновения с аутогенной тренировкой» метода
имаготерапии по И. Е. Вольперту.

В  модификации  В. Е. Рожнова  и  М. Е. Бурно (1975), применяемой  авторами  при

лечении  алкоголизма, существенное  значение  придается  самовнушению. Обучение
больных  аутогенной  тренировке  начинается  в  стационаре  сразу  после  того, как  с
помощью  эмоционально-стрессовых  гипнотических  приемов  выработана  установка  на
трезвость. В  последующем  аутогенная  терапия  продолжается  в  амбулаторных  условиях.
Ссылаясь  на W. Luthe и I. Schultz, авторы  отмечают, что «алкоголики  и  наркоманы
нуждаются  в  более  индивидуальном  подходе  и  более  крепкой  поддержке  в  начале
лечения, нежели  большинство  других' больных». В. Е. Рожновым  и  М. Е. Бурно
применялся классический вариант аутогенной тренировки по Schultz, однако в сочетании
со  специальными  формулами  самовнушения. Основная  цель  аутогенных  упражнений  в
этой  модификации  состоит  в  закреплении «отвращения  к  вкусу  и  запаху  алкогольных
напитков» (В. Е. Рожнов). Дважды  в  день  больные  проводят  сеансы  самовнушения,
используя примерно следующие формулы: «Ужасно думать о прежнем пьянстве, тошнит.
Теперь, когда я поправился, не позволю этой жуткой болезни вернуться...».

Авторы  считают  целесообразным  обучать  больных  некоторым  упрощенным

элементам «высшей  ступени» аутогенной  тренировки, для  того  чтобы  они  могли  при
возникновении тяги к спиртному «вспомнить образно прежнюю пьяную жуть»: «как чуть
не  убил  жену,  отнимая  деньги,  как  проснулся  в  вытрезвителе»  и  т.  п.  Учитывая  то,  что
лучшие  результаты  при  аутогенной  терапии  получаются, когда «формула-намерение»
начинается  со  слов «Я  знаю...», на  заключительном  этапе  больным  рекомендуется
регулярное применение следующих формул самовнушения: «Я знаю, что уклонюсь даже
от капли спиртного в любом виде, в любое время, при любых обстоятельствах, в любой
ситуации; пусть  пьют  другие, но  мне  нет  дела  до  спиртного». Сходные  модификации
аутогенной  тренировки  и  рекомендации  о  включении  ее  в  комплексную  терапию
алкоголизма содержатся также и в ряде других работ [Бабаян Э. А., Гонопольский М. X.,
1981; Морозов Г. В., Рожнов В. Е., Бабаян Э. А., 1983].

В  модификации  И. М. Перекрестова, названной  автором «нейрососудистым

вариантом» аутогенной  тренировки, используются  широкие  словесные  формулы
суггестивного  характера, направленные  на  вызывание  у  обучаемых  образных
представлений  и  связанных  с  ними  ощущений. Обучение  больных  проводится  в  форме
гетеротренинга. Используя  классическую  методику  и  частью  заимствованные  приемы,
автор исключает упражнения по регуляции ритма дыхания и вызывания ощущения тепла

26

Методика ассоциативного эксперимента, применяющаяся с конца прошлого  столетия, имеет длинную историю. Эту

проблему, в том числе ее психологический смысл, активно исследовали еще Декарт, Гоббс, Спиноза, Лейбниц, Локк, а
затем  Юнг  и  мн. др. С  учетом  рассматриваемых  проблем  весьма  интересным  представляется  сформулированный  Б.
Спинозой закон ассоциации: «Если человеческое тело подверглось однажды действию одновременно со  стороны двух
или  нескольких  тел, то  душа, воображая  впоследствии  одно  из  них, тотчас  будет  вспоминать  и  о  других». «Всякий
переходит от одной мысли к другой, смотря по тому, как привычка расположила в его теле образы вещей». — В кн: Б.
Спиноза. Избранные произведения.— М., 1957, т. 1, с. 423 — 424.