ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3459
Скачиваний: 98
пациента) свойств. Однако в процессе систематических упражнений эта эмоциональная
гиперболизация постепенно смягчается, образы становятся все более спокойными и
беспристрастными, что, по мнению I. Schultz, является показателем успешности освоения
упражнения и свидетельствует о начале «аутогенной нейтрализации». Наши наблюдения
[Панов А. Г. и др., 1980] показали, что при визуализации знакомых образов вначале
«проявляются» наиболее характерные «контрастирующие» черты их внешности, а
направленность
гиперболизации
чаще
всего
определяется
особенностями
индивидуальных отношений испытуемых к тому или иному образу. Основная задача
шестого этапа состоит в «нейтрализации» возникающих значимых образов, что, как
считал I. Schultz, способствует купированию прошлых аффектов.
Седьмое упражнение, или «ответ бессознательного», завершает комплекс
аутогенной медитации. Овладев способностью к визуализации образов, обучаемый
обращается сам к себе с вопросами, ответы на которые даются «не им самим» в виде
вербализованных мыслей, а «подсказываются» спонтанно возникающими образами,
которые затем вербально интерпретируются. Наиболее часто (в состоянии пассивной кон
-
центрации) ставятся вопросы: «Кто я такой?», «Чего я хочу?», «В чем моя главнейшая
проблема?» и т. п. По мнению автора, возникающие при этом у обучаемых образы
«удивительным путем формируются в представление истины» и дают «понимание
истинного смысла» бытия. Естественно, что эти представления не выдерживают какой-
либо критики и лишь отражают увлечение автора психоаналитическими концепциями и
философией йогизма. Отсутствие методологической обоснованности, чрезмерная
длительность обучающего курса, а главное — недостаточная и в ряде случаев
сомнительная эффективность лечения являются причиной того, что аутогенная медитация
не получила распространения ни у нас в стране, ни за рубежом.
Аутогенная терапия по W. Luthe.
Соавтор Шульца по 6-томному руководству W.
Luthe вводит новые элементы в структуру метода, объединяя классические и
привнесенные приемы общим названием — аутогенная терапия. Аутогенная тренировка
по Schultz, как уже отмечалось, включает низшую и высшую ступени, а также применение
«формул-намерений». Шульц не выделял в качестве самостоятельного приема спе
-
циальные упражнения «направленной тренировки органов», однако эти приемы,
бесспорно, им использовались, в частности у астматиков. В отличие от него, W. Luthe
следующим образом структурирует систему аутогенной терапии: 1) стандартные
аутогенные упражнения (соответствуют низшей ступени по Schultz); 2) аутогенная
медитация (соответствует
высшей
ступени
по Schultz); 3) аутогенная
модификация,включающая: специальные упражнения для органов и формулы-
намерения
28
(аналогичны приемам по Schultz и по Kleinsorge - Klumbies); 4) аутогенная
нейтрализация, в которой выделяются: аутогенное отреа-гирование и аутогенная
вербализация.
Таким образом, новыми в аутогенной терапии по W. Luthe являются приемы
аутогенной нейтрализации : аутогенное отреагирование и аутогенная вербализация. Эти
методы были изложены автором в его книге «Correlationes Psychosomaticae» и составляет
основное содержание 6-го тома руководства по аутогенной терапии, без основательного
изучения которого, как считает сам Лутэ, понимание предложенного им метода
невозможно
29
. Впрочем, следует признать, что, если отбросить некоторую туманность
28
W. Luthe классифицирует формулы-намерения на 5 типов: 1) нейтрализующие, использующие вариант самовнушений
«все равно» : «Глотание все равно» — при эзофагоспазме; «Цветочная пыльца все равно» — при аллергиях и т. п.; 2)
усиливающие: например, «Я знаю, что я проснусь, когда мой мочевой пузырь даст знать о себе» — при энурезе; «Мой
мозг говорит автоматически» — при заикании; 3) абстинентно-направленные: например, «Я знаю, что я не приму ни
одной капли алкоголя, ни в какой форме, ни в какое время, ни при каких обстоятельствах»; 4) парадоксальные: напри-
мер, «Я хочу писать как можно хуже» — используется при писчем спазме; 5) поддерживающие: например, «Я знаю, что
я не завишу от лекарств» — используется при астме; «Имена интересны» — при плохом запоминании имен. По нашему
мнению, данная классификация является весьма условной и не вносит каких-либо существенно новых элементов.
29
Это мнение было высказано Лутэ в письме к авторам книги «Autogenes Training» W. Konig, G. di Pol, G. Schaeffer и
приводится во втором издании этой книги (Jena, 1983, S. 131).
терминологии, рекомендуемые этим автором методы в значительной степени подобны
разработанным нами приемам аутогенной психологической десенсибилизации и терапии
памяти (см. гл. 6).
Аутогенное отреагирование по W. Luthe.
Для нейтрализации отрицательных
переживаний Лутэ использует приемы «повторения» тех же (или аналогичных) ситуаций,
которые и явились причиной психической травмы. При этом в процессе аутогенного
отреагирования и воспроизведения психотравмирующей ситуации в состоянии
аутогенного расслабления, по мнению автора, всегда наблюдается ступенчатое вскрытие
структуры психической травмы, причем более «глубокие» элементы появляются после
более «поверхностных». Так же, какти при психоаналитических сеансах, во время
аутогенного отреагирования врач соблюдает полную нейтральность. Такой подход
объясняется тем, что, обобщая 10-летний опыт применения метода, Лутэ считает, что мозг
пациента «сам» знает, в какой форме и в каком порядке следует высказывать (или будет
высказываться) «материал» при аутогенной нейтрализации. Автором подчеркивается, что
при нейтрализации высвобождается (т. е. вербализуется) лишь тот «материал», который
мешает нормальной деятельности мозга.
В процессе сеанса аутогенного отреагирования не рекомендуется прерывать
пациента, так как это может приводить к агрессивности, депрессии, страхам, головной
боли и т. п. По Лутэ, при аутогенном отреагиро-вании речь идет не о хаотическом
процессе, а о процессе, строго программируемом, хотя эта программа и не всегда ясна для
врача и самого пациента-
ждения вербальной информации Лутэ сравнивает с симфонией, в которой многие темы
повторяются или варьируют, включая паузы, смену темпа и силы звука
30
. Автор отмечает,
что для знатока окончание «темы» всегда очевидно. Для интерпретации разнообразных
форм аутогенного отреагирования Лутэ использует, как уже отмечалось, достаточно
туманную, частично заимствованную из психоаналитической практики необоснованную
терминологию («тематическая регрессия», «тематическая конфронтация», «тематическая
детерминация», «тематическая аналогия» и т. п.). Автор отмечает, что при перерывах в ле
-
чении (на неделю или даже месяц) «программа» вербализации начинается с того места,
где она была прервана. Этим, по мнению Лутэ, еще раз подтверждается его
предположение о том, что, очевидно, имеются «жесткие» программы вербализации
эмоционально значимых тем, подчиняющиеся «центральному управлению».
Аутогенная вербализация осуществляется при закрытых глазах, а задачей пациента
является рассказ о всех появляющихся в состоянии аутогенного расслабления сенсорных
образах («аутогенная визуализация»). Наиболее простым способом определения окон
-
чания «обработки» темы является смена «мелькающих изображений» статическими
картинами, которые, в конечном итоге, иногда вообще исчезают. В других случаях
появляются поли- или монохроматические цветовые ощущения, не имеющие четких
образных компонентов. При этом светлая окраска чаще свидетельствует об окончании, а
темная — о перерыве в аутогенном отреагировании. Как отмечает автор, в определенной
степени мозг пациента должен сам «сказать», что он закончил психотерапевтическую ра
-
боту. При необходимости, прерывание аутогенной нейтрализации рекомендуется делать
только в период положительной или нейтральной фазы, т. е. когда вербализуемый
материал и поведение пациента не содержат отрицательных эмоциональных компонентов.
В методике практического проведения аутогенного отреагирования по Лутэ можно
выделить пять основных правил, или условий: 1) необходимость перехода (переключения)
от стандартных упражнений к пассивному настрою на зрительные образы; 2) ничем не
30
Наш опыт применения метода аутогенной терапии памяти, который, как уже отмечалось, в значительной степени
подобен приемам, используемым Лутэ, позволяет сказать, что более точной для сравнения формой музыкального
произведения является не симфония, а канон, когда все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не одновременно, а
по очереди с некоторыми вариациями, причем каждый новый голос вступает раньше, чем закончилась мелодия
предыдущего голоса.
ограничиваемое вербальное описание любых восприятий (сенсорных образов), которые
рассматриваются как управляемые мозгом разработки «мешающего» материала; 3)
принцип психотерапевтического невмешательства в управляемую мозгом нейтрализацию
; 4) соблюдение или признание внутренней динамики, которая присуща периоду
аутогенных разрядов; 5) принцип самостоятельного окончания. «Если эти приемы
применяются у пациентов, хорошо усвоивших стандартные аутогенные упражнения, —
пишет W. Lut-he, — то возникают разряды мешающего материала, которые
свидетельствуют о невыявляемой другим путем биологической мудрости». По мнению ав
-
тора, психофизиологическое состояние пациента улучшается, если врач предоставляет
возможности для самонормализации деятельности мозга и позволяет выполнить его
«собственную» терапевтическую программу.
Все высказывания пациента в процессе сеанса аутогенного отреагирования
записываются на магнитофон, параллельно регистрируются особенности поведения,
которые используются для интерпретации переживаний. В качестве дополнительных
приемов используются: 1) прослушивание пациентом магнитофонных записей дома,
которое направлено на усиление субъективных переживаний по механизму обратной
связи; 2) самостоятельное переписывание содержания сеанса аутогенного отреагирования
пациентом, в процессе которого он может дополнять его новыми элементами и
воспоминаниями; 3) прочтение записи вслух с комментариями в присутствии
психотерапевта, что, по мнению автора, способствует достижению окончательной
нейтрализации.
Необходимость такой громоздкой и длительной работы объясняется пациенту и
обосновывается тем, что только его собственный мозг может объяснить «собственную
продукцию». В качестве направляющих рассуждения пациента используются следующие
вопросы: 1) Что хочет мой мозг сообщить мне с помощью этого изображения? 2) Как это
связано с определенными событиями моего прошлого? 3) Как это связано с настоящим? 4)
Каковы возможные связи между прошлым и настоящим?
На протяжении всего курса аутогенного отреагирования применяются стандартные
упражнения. Самостоятельное выполнение аутогенного отреагирования допускается
только по разрешению психотерапевта. Интервалы между сеансами, как правило,
составляют 7 — 10 дней. Обсуждение протоколов аутогенного отреагирования, по
мнению Лутэ, способствует выработке у пациента привычки к самовыражению в присут
-
ствии врача и оказывает позитивный терапевтический эффект.
Аутогенная вербализация по W. Luthe.
Этот прием в значительной степени
аналогичен аутогенному от-реагированию, однако осуществляется без визуализации
представлений. В отличие от аутогенного отреагирования, аутогенная вербализация
применяется в тех случаях, когда «мешающий материал» (болезненные переживания)
поддается точному описанию. Вербализация определенной темы (например, «агрессия»,
«желание», «страх» и т. п.) проводится в состоянии аутогенного расслабления и
продолжается до тех пор, пока пациент заявляет, что сказать ему уже нечего (или что его
мозг «пустой»). При аутогенной вербализациипредполагается, что пациент знает «тему»,
которая содержит «мешающий материал». Аутогенная вербализация, как правило,
рекомендуется автором в случаях, когда по тем или иным причинам аутогенное отреаги-
рование невозможно, или когда необходима лишь кратковременная психотерапевтическая
помощь (преимущественно при эмоциональных нарушениях). Так же, как и в процессе
аутогенного отреагирования, врач сохраняет нейтральность на протяжении всего сеанса,
так как прерывание пациента может вызывать ощущения недомогания, снижение
настроения, агрессивность и т. д.
При изложении приемов аутогенной нейтрализации по W. Luthe мы стремились по
возможности сохранить терминологию автора, одновременно придавая ей принятую в
отечественной психоневрологии смысловую интерпретацию. Очевидно, у специалистов
не вызывает сомнения, что приведенные психотерапевтические приемы в ряде случаев
могут быть достаточно эффективными. В то же время неубедительность аргументаций
автора и использование для обоснования применяемых методов психоаналитических
концепций без какой-либо их критической переработки, по-видимому, являются причиной
того, что так же, как и аутогенная медитация, приемы аутогенной нейтрализации не
получили широкого распространения в психотерапевтической практике как у нас в стране,
так и за рубежом. По своей сути они представляют собой ассоциативный эксперимент,
который был разработан еще в конце прошлого столетия, а в 1919 г. предложен К. Юнгом
для выявления скрытых или подавляемых влечений. Новым является реализация данного
приема на фоне состояния аутогенной релаксации. Ассоциативный эксперимент широко
использовался для исследования больных в нервной и психиатрической клиниках у нас в
стране В. М. Бехтеревым, М. И. Аствацатуровым, А. Г. Ивановым-Смоленским и др.
Несмотря на значительное разнообразие в методике и технике аутогенных
упражнений, рекомендуемых различными авторами, их объединяют, прежде всего,
тренирующий характер, выраженная направленность на стимуляцию и рациональное
использование внутренних психофизиологических резервов организма и активацию
системы личностной саморегуляции пациентов. Мы не склонны делить различные
модификации на «хорошие» или «плохие», хотя, бесспорно, более заслуживающими
внимания являются те из них, в которых предполагается комплексное психотерапевтиче
-
ское воздействие, а методы психофизиологической саморегуляции сочетаются с приемами
личностной психокоррекции. Уже упомянутое значительное разнообразие в методике и
технике современных модификаций, разработка ряда перспективных направлений по их
совершенствованию в первую очередь отражают огромный интерес к методу, а также то,
что он находится в стадии своего становления и интенсивного развития.
Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ У ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ
Положительное влияние аутогенной тренировки на процессы восстановления
психической и физической работоспособности, возможность с ее помощью регулировать
эмоциональное
состояние
и
повышать
эффективность
использования
психофизиологических резервов организма, корригирующее влияние метода на
индивидуально-психологические особенности личности дало основание многим авторам
рекомендовать его к применению в целях психогигиены и психопрофилактики у здоровых
людей.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В СПОРТИВНОЙ ПРАКТИКЕ
Особенно широкое использование регуляции функционального состояния организма
с помощью аутогенной тренировки нашла в спорте [Алексеев А. В., 1978; Филатов А. Т.,
1979, и др.]. Изданная в 1982 г. под редакцией А. Т. Филатова книга «Эмоционально-
волевая подготовка спортсменов» показывает, что аутогенная тренировка в настоящее
время активно используется в психофизиологической подготовке легкоатлетов (И. И.
Мстибовская), борцов и боксеров(А. А. Колешао), футболистов (Ю. Л. Ханин), баскет
-
болистов и волейболистов (Б. М. Шерцис), гимнастов (А. В. Криничанский, А. Г.
Родионов), тяжелоатлетов (Е. П. Смаглий, Е. П. Щербаков), пловцов (В. М. Па-ламарчук),
спортсменов, занимающихся подводным спортом (Л. П. Яцков), фехтованием (В. В. Кузь
-
мин), спортивным ориентированием (С. А. Зубков, С. А. Леваковская), велосипедным,
парашютным, стрелковым и мотоциклетным спортом (М. Ю. Руден-ко, А. Т. Филатов, Л.
А. Кривонос, Г. Н. Соборнов). Наиболее широкое распространение в спортивной практике
получили «психорегулирующая тренировка» (А. В. Алексеев, Л. Д. Гиссен; А. В.
Алексеев, В. Е. Рожнов), в более поздних работах именуемая как «психомышечная
тренировка» [Алексеев А. В., 1978], и «эмоционально-волевая подготовка» спортсменов
[Филатов А. Т., 1979; Филатов А. Т. и др., 1982]. Обе модификации достаточно полно
изложены этими и другими авторами. Несмотря на некоторые порой существенные
отличия «психомышечная тренировка» и «эмоционально-волевая подготовка»
спортсменов имеют много общего. В обоих случаях обучение проводится в форме
гетеротренинга под руководством владеющего методом врача, психолога или тренера. В
основе обучающего курса лежат упражнения в тренированной мышечной релаксации,
вызывающей фазовые состояния в коре головного мозга. В последующем усваиваются
упражнения, направленные на общее успокоение; целенаправленно развивается
способность к сенсорной репродукции; используются приемы, направленные на
повышение способности к самовнушению и активной реализации формул-самоприказов.
Основные варианты применения аутогенной тренировки в спорте можно объединить в 3
комплекса упражнений: «мобилизующий», предназначенный для преодоления
предстартовой апатии и перетренированности; «успокаивающий», применяющийся при
повышенном предстартовом возбуждении, а также после соревнований; «усыпляющий»,
который используется в случаях напряженности и при нарушениях сна перед сорев
-
нованиями. Значительное внимание в названных модификациях уделяется обучению
саморегуляции функций внутренних органов, главным образом функции дыхания,
сердечной деятельности, а также идеомоторным тренировкам нервно-мышечного
аппарата.
Психомышечная тренировка (ПМТ). По мнению А. В. Алексеева (1978), в основе
психомышечной тренировки лежат четыре компонента: «умение расслаблять мышцы»,
«способность максимально ярко, с предельной силой воображения, но не напрягаясь
психически, представлять содержание формул самовнушения», «умение удерживать
внимание на избранном объекте», «умение воздействовать на самого себя нужными
словесными формулами». Обучение данной модификации аутогенной тренировки
проводится в виде гетеротренинга. Автор отмечает, что в силу систематических
спортивных тренировок, связанных с попеременным напряжением и расслаблением