ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3370
Скачиваний: 98
организовывать такое самочувствие и поведение, которое наиболее рационально в каждом
конкретном случае. Это способствовало улучшению социально-психологического
климата, повышению сплоченности, мотивации и внутригруппово-го взаимодействия,
некоторому снижению профессиональной заболеваемости психоневрологического про
-
филя, увеличению производительности и качества труда, в том числе в условиях сложной
или опасной деятельности [Свядощ А. М., Шумилов Ю. Б., 1973; Решетников М. М., 1978,
1981; Лобзин В. С. и др., 1982, и др.]. Кроме отмеченных социально-психологических
эффектов, наблюдения над здоровыми людьми показали, что аутогенная тренировка
оказывает существенное влияние на психофизиологическое состояние человека, повышая
помехоустойчивость, способность к концентрации внимания, скорость простых и
сложных реакций, объем кратковременной и длительной памяти.
Наши собственные исследования [Решетников М. М., 1978, 1981] по лонгитюдному
применению аутогенной тренировки и специальных методов психогигиены и
психокоррекции у здоровых людей позволили выявить существенные изменения
некоторых
индивидуально-психологических
характеристик
у
лиц, регулярно
использующих этот метод. В частности, у них становились менее выраженными
раздражительность, тревожность, улучшалось качество сна и самочувствия. Наблюдались
снижение общей невротизации личности и повышение экстравертированности,
решительности и уверенности в себе, что способствовало стабилизации поведенческих
реакций, улучшению социальной адаптации и способности к психофизиологической
мобилизации. При медико-физиологических исследованиях наиболее отчетливый
позитивный эффект отмечался в динамике показателей функционального состояния
сердечно-сосудистой системы.
Использование добровольного принципа вовлечения в группы для занятий
аутогенной тренировкой позволило нам выявить, что в среднем до 47 % здоровых лиц
испытывают осознанную потребность в коррекции своего нервно-эмоционального
состояния и некоторых особенностей личности. Основными «субъективными»
побуждениями к освоению аутогенной тренировки у обследованных здоровых людей, как
правило, являются повышенная эмоциональность, склонность к неустойчивости
настроения, тревожность, затруднения в профессиональной или социальной адаптации,
утомляемость и особенности труда.
Весьма интересными представляются данные об отличиях выраженности
психоэмоциональных проявлений и индивидуально-психологических особенностях
здоровых лиц, которые после вводной лекции о возможностях и позитивном влиянии
аутогенной тренировки принимали решение о необходимости ееприменения, и тех людей,
которые проявляли относительное безразличие к методу. Применение клинико-
психологических методов исследования показало, что лица, проявляющие осознанную
мотивацию к освоению аутогенной тренировки, имеют достоверно более высокие (но тем
не менее в 92 % случаев не превышающие границ нормы) показатели по шкалам 2, 4, 7, 8
СМИЛ (адаптированный вариант
MMPI),
по шкале нейротизма Н. Eysenck, по шкалам
реактивной и личностной тревоги Спилбергера — Ханина и более низкие показатели по
факторам С, Е, Н 16-факторного личностного опросника R. В. Cattell (рис. 10, 11). При
-
веденные данные могут использоваться в целях психологической диагностики, а динамика
отмеченных показателей может служить в качестве критериев эффективности аутогенной
тренировки как у здоровых лиц, так и у пациентов с различной патологией.
Применение метода при гипокинезии и сенсорной де-
привации.
Гипокинезия, которую
иногда определяют как «бич XX века», для некоторых профессиональных групп
(водители автомобилей, тепловозов, некоторые операторы, космонавты и др.) является
одной
из
основных «профвредностей», вызывая
порой
выраженные
психоневрологические расстройства.
Проведенные нами [Лобзин В. С, Михайленко А. А., Панов А. Г., 1979] в условиях
моделирования 60 — 100-суточной гипокинезии исследования показали, что у здоровых
лиц под влиянием длительного ограничения двигательной активности наблюдается этап
-
ное развитие нарушений высшей нервной деятельности : вначале расстройства сна и
отдельные нарушения в эмоциональной сфере, затем — астения, невротические срывы,
появление феноменов орального автоматизма, дискоординации движений и
возникновение «синдрома межполушарной пирамидной асимметрии». Этот синдром,
впервые описанный нами в 1968 г. (А. Г. Панов, В. С. Лобзин), отражая существенные
нарушения церебральной нейро- и гемодинамики, проявляется в преимущественном
угнетении функций доминантного полушария, в частности развиваются убедительные
признаки преходящей правосторонней пирамидной недостаточности у правшей (и
левосторонней — у левшей).
Наши исследования эффективности аутогенной тренировки в целях профилактики
нервно-эмоциональных
расстройств гипокинезогенной этиологии показали, что, в отличие от контрольной
группы у испытуемых, регулярно применявших аутотренинг, не отмечалось каких-либо
существенных нарушений сна и отклонений в эмоциональной регуляции;
неврологические нарушения, в том числе и феномен межполушарной пирамидной
асимметрии, или не развивались в течение исследуемого периода, или имели значительно
меньшую выраженность. Таким образом, как показали исследования, целенаправленный
аутотренинг способствует нормализации не только нейро-, но и гемодинамики головного
мозга.
Частичная сенсорная депривация («сенсорный голод») часто сопутствует
гипокинезии, оказывая потенцирующее влияние на развивающиеся нарушения.
Длительное воздействие ограниченного числа однообразных раздражителей в условиях
отсутствия других (или целенаправленного «отключения» от других) является одной из
существенных характеристик труда операторов, осуществляющих функции слежения, ра
-
ботников поточных линий и некоторых других специалистов. Систематические
экспериментальные исследования «синдрома изоляции» и гипокинезии и их влияния на
личность и организм человека впервые поставлены в связи с изучением вопросов
подготовки человека к космическим полетам. Однако, бесспорно, эти проблемы имеют
ряд вполне «земных» аспектов, о которых уже было сказано. Специальные исследования
«строгой» изоляции (достижение полной изоляции возможно лишь теоретически), при
которых осуществлялось «выключение» зрительного, слухового анализаторов и
проприоцепции (погружение в иммерсионную среду), а также изоляция в кабинах малого
объема показали, что при этом выявляется ряд специфических изменений в состоянии
человека: возникает апатия, немотивированная тревога, чувство страха, снижается
способность к продуктивному
мышлению, часто
развиваются иллюзии
и
псевдогаллюцинации (преимущественно слуховые). По-видимому, аналогичную природу
имеют и некоторые психические нарушения, которые можно объединить в группу
«болезней одиночества», наиболее часто возникающих у лиц пожилого возраста, ведущих
уединенный образ жизни.
В нашей предыдущей книге по аутотренингу (1980) уже сообщалось об опытах
Бомбара и Линдемана, «невольном» опыте Бирда, который в течение 6 мес находился
один на отдаленной антарктической базе. Одиночное 119-дневное путешествие на лодке
Линдемана заслуживает самого пристального внимания, так как оно было предпринято
именно в целях доказательства возможностей аутогенной тренировки, в частности по
регуляции нервно-психического состояния в условиях длительной изоляции и
одновременного воздействия экстремальных факторов. По словам самого Линдемана,
именно самообладание и психофизиологическая выносливость, развитые в результате
систематического применения аутогенной тренировки, спасли его от гибели, когда на 57-й
день путешествия во время шторма лодку опрокинуло, и он в течение 8 ч удерживался за
скользкий борт.
Повышение под влиянием аутогенной тренировки общих адаптационных
способностей организма и личности в настоящее время уже не нуждается в подтвер
-
ждении.
Аутогенная тренировка в профилактике десинхроно-
за.
Ставшие обычным явлением
трансмеридианные перелеты, увеличение удельного веса непрерывных технологических
процессов в промышленности и, соответственно, систем круглосуточного обслуживания
существенно повышают значение мероприятий, направленных на поддержание
оптимальной работоспособности и профилактику изменений психофизиологического
состояния человека, наступающих в связи с рассогласованием между циркадными,
геофизическими и биологическими, а также социальными ритмами. В ряде работ была
показана связь между определенными фазами суточной активности организма и частотой
заболеваемости и травматизма, в том числе несчастных случаев и аварий на производстве;
установлено, что работа со сменным режимом труда часто сопровождается ухудшением
самочувствия, нарушениями сна, изменением уровня функционирования фи
-
зиологических систем (Б. С. Алякринский, А. Головачев, Ю. Гердий, В. А. Доскин, М. А.
Котик, S. Folkard и др.). Физическая и умственная работоспособность при работе в ночное
время снижается почти на 20%, при этом более выраженные изменения умственной ра
-
ботоспособности наблюдаются у лиц с высокой амплитудой суточного ритма [Попов А.
Н., Романов В. В., 1981]. Некоторые авторы отмечают, что от10 до 20% людей в силу
индивидуальных особенностей и пониженной устойчивости ритмических процессов
организма вообще не могут работать по сменному режиму [Доскин В. А., 1980].
Обследование летчиков и пассажиров межконтинентальных лайнеров показало, что
длительность периода плохого самочувствия, связанного с перестройкой циркадных
ритмов, составляет 12—15 сут. При регулярных трансмеридиональных перелетах у
летного состава может возникнуть хроническая форма десинх-роноза, сопровождающаяся
нервными и психическими нарушениями, а режимы чередования кратковременных
периодов сна и бодрствования при значительном отклонении от суточной цикличности
дают незначительный позитивный эффект и могут быть использованы лишь в течение
коротких отрезков времени, в отдельных случаях приводя к остро развивающимся срывам
высшей нервной деятельности.
Использование аутогенной тренировки в качестве средства, способствующего
повышению индивидуальной адаптации к деятельности в условиях измененной суточной
цикличности было предложено Б. С. Алякринским, А. М. Свядощем и А. С. Роменом. По
мнению указанных авторов, аутогенная тренировка способствует более эффективной
синхронизации биологических, геофизических и социальных ритмов при их
рассогласовании
и
компенсаторному
последовательному
повышению
уровня
бодрствования и психической активности. Существенное значение в механизмах ком
-
пенсаторной адаптации отводится произвольному углублению и улучшению качества сна
под влиянием аутогенной тренировки. Б. С. Алякринский считает, что адаптация к
«сдвигу» режима суток происходит успешнее, если дополнительно используется релакса
-
ция по Джейкобсону — Стоквису и самомассаж. А. М. Свядощем и А. С. Роменом в
специальных исследованиях по коррекции явлений десинхроноза было показано, что при
перелетах из Москвы в Караганду (разница в три часовых пояса) скорость реадаптации к
новому циркадному ритму и перестройка режимов сна и бодрствования при
использовании аутогенной тренировки увеличиваются в 4—5 раз. Приведенные данные
позволяют рекомендовать широкое применение метода в целях профилактики
профессиональной патологии в условиях сменного труда.
Применение метода при обучении. В
предыдущих
главах при изложении работ различных
авторов уже отмечались многочисленные позитивные эффекты аутогенной тренировки,
выражающиеся в улучшении функции памяти, внимания и мышления. Попытки ис
-
пользования специфических особенностей фазовых состояний для восприятия и
запоминания учебной информации известны с незапамятных времен. Еще Леонардо да
Винчи, основываясь на опыте, рекомендовал своим ученикам лежа в постели повторять
мысленно очертания предметов для лучшего закрепления их в памяти. В наше время
опыты с гипнотическим внушением, субсенсорной суггестией в бодрствующем состоянии
при обучении и воспитании также проводились неоднократно (А. М. Свядощ, В. П.
Зухарь, Г. Лозанов и др.). Применение аутогенной тренировки в процессе обучения
показало, что она, прежде всего, способствует лучшему восприятию информации, тре
-
бующей запоминания (Э. Г. Рейдер, С. С. Либих, И. Е. Шварц, К. Uchiyama и др.). Более
широко повышение обучаемости под влиянием аутогенной тренировки трактует А. С.
Ромен. Рассматривая процесс обучения как явление общебиологическое, обеспечивающее
приспособление к постоянно меняющимся условиям внешней среды путем
информативного обмена, автор считает, что использование аутогенной тренировки по
-
зволяет проводить обучение более насыщенно и с более стойким результатом за счет
активации целевого воздействия и уменьшения дезорганизующего влияния параллельно
протекающих потоков информации.
Однако только проблемами обучаемости не исчерпываются все аспекты применения
аутогенной тренировки в средней и, особенно, в высшей школе. Анализируя
заболеваемость студентов некоторых вузов, Б. А. Бараш (1983) пишет, что от 47 до 57 %
академических отпусков приходится на «функциональные расстройства нервной системы
и психические заболевания», преимущественными причинами которых являются
выделяемые автором 4 типа типичных кризисных ситуаций: кризисы профессионального
выбора, кризисы сексуальных отношений, кризисы зависимости от семьи, кризисные
ситуации в академической деятельности. Для ознакомившихся с предыдущими разделами
настоящей книги целесообразность применения аутогенной тренировки в этих случаях,
по-види-мому, не вызывают сомнения. Проблемы «психологической службы вуза»,
неоднократно обсуждавшиеся на многочисленных конференциях, симпозиумах и съездах,
конечно, требуют решения. Авторы данной книги считают, что преподавание основ
саморегуляции в высшей и даже средней школе было бы весьма целесообразным.
Аутогенная тренировка как метод стимуляции способностей и творчества. Всякому
мыслящему ученому, которому приходилось решать малые или большие проблемы,
знакомо состояние, когда какая-то интуитивно формирующаяся идея, решение задачи или
даже интегральное выражение уже принятого решения никак не удается сформулировать,
хотя реально присутствует специфическое ощущение, что вербальное выражение
проблемы где-то уже «на пороге», что оно уже «созрело» и актуально присутствует в
сознании. Так же знакомо, по-видимому, и ощущение, когда перед сном или
пробуждением решение вдруг совершенно ясно формулируется, заставляя вскакивать с
постели и записывать, пока «просветление» не угасло. К сожалению, отсутствие в
современной науке обоснованных представлений о механизмах интуитивного творчества
не позволяет пока излагать их иначе, как на описательном уровне. В то же время в
приведенном примере последний момент является чрезвычайно важным, так как он связан
именно с
релаксостимуля-цией механизмов вербализации интуитивных представлений.
Дневная «направленность внимания» и ограниченность творческого поиска «пределами
реального», как уже отмечалось, отступают в процессе релаксации.
Вторым компонентом аутогенной стимуляции творчества является повышение под
влиянием самовнушения веры в свои возможности и изменение самооценки личности. В
значительной степени эти приемы родственны методам «гипнотического внушения образа
высокоталантливой личности», которые позволяют, как пишет Л. П. Гримак (1978),
устранить защитные тенденции, сковывающие творческие возможности, перестраивают
мотивационную структуру, меняют установку и уровень притязаний, а также сам стиль
мышления. Рассматривая способности как единство врожденных и приобретенных
свойств личности, следует подчеркнуть, что прежде, чем приступать к стимуляции тех
или иных способностей, необходимо вначале установить их наличие и имеющийся
уровень развития. Так, опыты В. Л. Райкова с внушением образа высокоталантливой
личности, например выдающегося художника или музыканта, показали, что реализация
внушения возможна только на основе выраженной мотивации к достижению успеха и
наличия соответствующего уровня специфических навыков.
Стандартных приемов или рекомендаций для преодоления нежелательных
воздействий тех или иных факторов труда или способов стимуляции физической и
психической работоспособности не может быть принципиально, так как не только эти
воздействия чрезвычайно вариабельны и часто действуют комплексно, но и их
индивидуальная значимость необозримо широка. Десинхроноз полярников не идентичен
десинхронозу летчиков или моряков-подводников; сенсорная изоляция космонавта
отлична от изоляции стоящего на посту часового; стимуляция мышления и памяти,
предпринимаемая накануне зачета, несравнима с аналогичными явлениями при решении
важных научных проблем и т. д. В каждом конкретном случае исследователь или врач,
применяющий аутогенную тренировку, должен исходить из стоящих задач и ин
-
дивидуализировать применяемые методы. В качестве общего заключения по данной главе
следует отметить, что области применения аутогенной тренировки у здоровых людей
постоянно расширяются.