Файл: Лобзин В.С. - Аутогенная тренировка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3177

Скачиваний: 98

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

организовывать такое самочувствие и поведение, которое наиболее рационально в каждом
конкретном  случае. Это  способствовало  улучшению  социально-психологического
климата, повышению  сплоченности, мотивации  и  внутригруппово-го  взаимодействия,
некоторому  снижению  профессиональной  заболеваемости  психоневрологического  про

-

филя, увеличению производительности и качества труда, в том числе в условиях сложной
или опасной деятельности [Свядощ А. М., Шумилов Ю. Б., 1973; Решетников М. М., 1978,
1981; Лобзин  В. С. и  др., 1982, и  др.]. Кроме  отмеченных  социально-психологических
эффектов, наблюдения  над  здоровыми  людьми  показали, что  аутогенная  тренировка
оказывает существенное влияние на психофизиологическое состояние человека, повышая
помехоустойчивость, способность  к  концентрации  внимания, скорость  простых  и
сложных реакций, объем кратковременной и длительной памяти.

Наши собственные исследования [Решетников М. М., 1978, 1981] по лонгитюдному

применению  аутогенной  тренировки  и  специальных  методов  психогигиены  и
психокоррекции  у  здоровых  людей  позволили  выявить  существенные  изменения
некоторых 

индивидуально-психологических 

характеристик 

у 

лиц, регулярно

использующих  этот  метод. В  частности, у  них  становились  менее  выраженными
раздражительность, тревожность, улучшалось качество сна и самочувствия. Наблюдались
снижение  общей  невротизации  личности  и  повышение  экстравертированности,
решительности  и  уверенности  в  себе, что  способствовало  стабилизации  поведенческих
реакций, улучшению  социальной  адаптации  и  способности  к  психофизиологической
мобилизации. При  медико-физиологических  исследованиях  наиболее  отчетливый
позитивный  эффект  отмечался  в  динамике  показателей  функционального  состояния
сердечно-сосудистой системы.

Использование  добровольного  принципа  вовлечения  в  группы  для  занятий

аутогенной  тренировкой  позволило  нам  выявить, что  в  среднем  до 47 % здоровых  лиц
испытывают  осознанную  потребность  в  коррекции  своего  нервно-эмоционального
состояния  и  некоторых  особенностей  личности. Основными «субъективными»
побуждениями к освоению аутогенной тренировки у обследованных здоровых людей, как
правило, являются  повышенная  эмоциональность, склонность  к  неустойчивости
настроения, тревожность, затруднения  в  профессиональной  или  социальной  адаптации,
утомляемость и особенности труда.

Весьма  интересными  представляются  данные  об  отличиях  выраженности

психоэмоциональных  проявлений  и  индивидуально-психологических  особенностях
здоровых  лиц, которые  после  вводной  лекции  о  возможностях  и  позитивном  влиянии
аутогенной тренировки принимали решение о необходимости ееприменения, и тех людей,
которые  проявляли  относительное  безразличие  к  методу. Применение  клинико-
психологических  методов  исследования  показало, что  лица, проявляющие  осознанную
мотивацию к освоению аутогенной тренировки, имеют достоверно более высокие (но тем
не менее в 92 % случаев не превышающие границ нормы) показатели по шкалам 2, 4, 7, 8
СМИЛ (адаптированный  вариант

MMPI),

по  шкале  нейротизма  Н.  Eysenck,  по  шкалам

реактивной и личностной тревоги Спилбергера — Ханина и более низкие показатели по
факторам  С, Е, Н 16-факторного  личностного  опросника R. В. Cattell (рис. 10, 11). При

-

веденные данные могут использоваться в целях психологической диагностики, а динамика
отмеченных показателей может служить в качестве критериев эффективности аутогенной
тренировки как у здоровых лиц, так и у пациентов с различной патологией.

Применение  метода  при  гипокинезии  и  сенсорной  де-

привации.

Гипокинезия, которую

иногда  определяют  как «бич XX века», для  некоторых  профессиональных  групп
(водители  автомобилей, тепловозов, некоторые  операторы, космонавты  и  др.) является
одной 

из 

основных «профвредностей», вызывая 

порой 

выраженные

психоневрологические расстройства.

Проведенные нами [Лобзин В. С, Михайленко А. А., Панов А. Г., 1979] в условиях

моделирования 60 — 100-суточной гипокинезии  исследования  показали, что  у здоровых


background image

лиц  под влиянием длительного ограничения двигательной активности наблюдается этап

-

ное  развитие  нарушений  высшей  нервной  деятельности : вначале  расстройства  сна  и
отдельные  нарушения  в  эмоциональной  сфере, затем — астения, невротические  срывы,
появление  феноменов  орального  автоматизма, дискоординации  движений  и
возникновение «синдрома  межполушарной  пирамидной  асимметрии». Этот  синдром,
впервые  описанный  нами  в 1968 г. (А. Г. Панов, В. С. Лобзин), отражая  существенные
нарушения  церебральной  нейро- и  гемодинамики, проявляется  в  преимущественном
угнетении  функций  доминантного  полушария, в  частности  развиваются  убедительные
признаки  преходящей  правосторонней  пирамидной  недостаточности  у  правшей (и
левосторонней — у левшей).

Наши  исследования  эффективности  аутогенной  тренировки  в  целях  профилактики

нервно-эмоциональных

расстройств  гипокинезогенной  этиологии  показали, что, в  отличие  от  контрольной

группы  у  испытуемых, регулярно  применявших  аутотренинг, не  отмечалось  каких-либо
существенных  нарушений  сна  и  отклонений  в  эмоциональной  регуляции;
неврологические  нарушения, в  том  числе  и  феномен  межполушарной  пирамидной
асимметрии, или не развивались в течение исследуемого периода, или имели значительно
меньшую  выраженность. Таким  образом, как  показали  исследования, целенаправленный
аутотренинг способствует нормализации не только нейро-, но и гемодинамики головного
мозга.


background image

Частичная  сенсорная  депривация («сенсорный  голод») часто  сопутствует

гипокинезии, оказывая  потенцирующее  влияние  на  развивающиеся  нарушения.
Длительное  воздействие  ограниченного  числа  однообразных  раздражителей  в  условиях
отсутствия  других (или  целенаправленного «отключения» от  других) является  одной  из
существенных характеристик труда операторов, осуществляющих функции слежения, ра

-

ботников  поточных  линий  и  некоторых  других  специалистов. Систематические
экспериментальные  исследования «синдрома  изоляции» и  гипокинезии  и  их  влияния  на
личность  и  организм  человека  впервые  поставлены  в  связи  с  изучением  вопросов
подготовки  человека  к  космическим  полетам. Однако, бесспорно, эти  проблемы  имеют
ряд вполне «земных» аспектов, о которых уже было сказано. Специальные исследования
«строгой» изоляции (достижение  полной  изоляции  возможно  лишь  теоретически), при
которых  осуществлялось «выключение» зрительного, слухового  анализаторов  и
проприоцепции (погружение в иммерсионную среду), а также изоляция в кабинах малого
объема  показали, что  при  этом  выявляется  ряд  специфических  изменений  в  состоянии
человека: возникает  апатия, немотивированная  тревога, чувство  страха, снижается
способность  к  продуктивному 

мышлению, часто 

развиваются  иллюзии 

и

псевдогаллюцинации (преимущественно слуховые). По-видимому, аналогичную природу
имеют  и  некоторые  психические  нарушения, которые  можно  объединить  в  группу
«болезней одиночества», наиболее часто возникающих у лиц пожилого возраста, ведущих
уединенный образ жизни.

В  нашей  предыдущей  книге  по  аутотренингу (1980) уже  сообщалось  об  опытах

Бомбара  и  Линдемана, «невольном» опыте  Бирда, который  в  течение 6 мес  находился
один  на отдаленной антарктической  базе. Одиночное 119-дневное путешествие  на  лодке
Линдемана  заслуживает  самого  пристального  внимания, так  как  оно  было  предпринято
именно  в  целях  доказательства  возможностей  аутогенной  тренировки, в  частности  по
регуляции  нервно-психического  состояния  в  условиях  длительной  изоляции  и
одновременного  воздействия  экстремальных  факторов. По  словам  самого  Линдемана,
именно  самообладание  и  психофизиологическая  выносливость, развитые  в  результате
систематического применения аутогенной тренировки, спасли его от гибели, когда на 57-й
день путешествия во время шторма лодку опрокинуло, и он в течение 8 ч удерживался за
скользкий борт.

Повышение  под  влиянием  аутогенной  тренировки  общих  адаптационных

способностей  организма  и  личности  в  настоящее  время  уже  не  нуждается  в  подтвер

-

ждении.

Аутогенная  тренировка  в  профилактике  десинхроно-

за.

Ставшие  обычным  явлением

трансмеридианные  перелеты, увеличение  удельного  веса  непрерывных  технологических
процессов  в  промышленности  и, соответственно, систем  круглосуточного обслуживания
существенно  повышают  значение  мероприятий, направленных  на  поддержание
оптимальной  работоспособности  и  профилактику  изменений  психофизиологического
состояния  человека, наступающих  в  связи  с  рассогласованием  между  циркадными,
геофизическими  и  биологическими, а  также  социальными  ритмами. В  ряде  работ  была
показана связь между определенными фазами суточной активности организма и частотой
заболеваемости и травматизма, в том числе несчастных случаев и аварий на производстве;
установлено, что  работа  со  сменным  режимом  труда  часто  сопровождается  ухудшением
самочувствия, нарушениями  сна, изменением  уровня  функционирования  фи

-

зиологических систем (Б. С. Алякринский, А. Головачев, Ю. Гердий, В. А. Доскин, М. А.
Котик, S. Folkard и др.). Физическая и умственная работоспособность при работе в ночное
время  снижается  почти  на 20%, при  этом  более  выраженные  изменения  умственной  ра

-

ботоспособности  наблюдаются  у  лиц  с  высокой  амплитудой  суточного  ритма  [Попов  А.
Н., Романов  В. В., 1981]. Некоторые  авторы  отмечают, что  от10 до 20% людей  в  силу
индивидуальных  особенностей  и  пониженной  устойчивости  ритмических  процессов
организма вообще не могут работать по сменному режиму [Доскин В. А., 1980].


background image

Обследование летчиков и пассажиров межконтинентальных лайнеров показало, что

длительность  периода  плохого  самочувствия, связанного  с  перестройкой  циркадных
ритмов, составляет 12—15 сут. При  регулярных  трансмеридиональных  перелетах  у
летного состава может возникнуть хроническая форма десинх-роноза, сопровождающаяся
нервными  и  психическими  нарушениями, а  режимы  чередования  кратковременных
периодов  сна  и  бодрствования  при  значительном  отклонении  от  суточной  цикличности
дают  незначительный  позитивный  эффект  и  могут  быть  использованы  лишь  в  течение
коротких отрезков времени, в отдельных случаях приводя к остро развивающимся срывам
высшей нервной деятельности.

Использование  аутогенной  тренировки  в  качестве  средства, способствующего

повышению индивидуальной адаптации к деятельности в условиях измененной суточной
цикличности было предложено Б. С. Алякринским, А. М. Свядощем и А. С. Роменом. По
мнению  указанных  авторов, аутогенная  тренировка  способствует  более  эффективной
синхронизации  биологических, геофизических  и  социальных  ритмов  при  их
рассогласовании 

и 

компенсаторному 

последовательному 

повышению 

уровня

бодрствования  и  психической  активности. Существенное  значение  в  механизмах  ком

-

пенсаторной адаптации отводится произвольному углублению и улучшению качества сна
под  влиянием  аутогенной  тренировки. Б. С. Алякринский  считает, что  адаптация  к
«сдвигу» режима суток происходит успешнее, если дополнительно используется релакса

-

ция  по  Джейкобсону  —  Стоквису  и  самомассаж.  А.  М.  Свядощем  и  А.  С.  Роменом  в
специальных исследованиях по коррекции явлений десинхроноза было показано, что при
перелетах из Москвы в Караганду (разница в три часовых пояса) скорость реадаптации к
новому  циркадному  ритму  и  перестройка  режимов  сна  и  бодрствования  при
использовании  аутогенной  тренировки  увеличиваются  в 4—5 раз. Приведенные  данные
позволяют  рекомендовать  широкое  применение  метода  в  целях  профилактики
профессиональной патологии в условиях сменного труда.

Применение метода при обучении. В

предыдущих

главах при изложении работ различных

авторов  уже  отмечались  многочисленные  позитивные  эффекты  аутогенной  тренировки,
выражающиеся  в  улучшении  функции  памяти, внимания  и  мышления. Попытки  ис

-

пользования  специфических  особенностей  фазовых  состояний  для  восприятия  и
запоминания  учебной  информации  известны  с  незапамятных  времен. Еще  Леонардо  да
Винчи, основываясь  на  опыте, рекомендовал  своим  ученикам  лежа  в  постели  повторять
мысленно  очертания  предметов  для  лучшего  закрепления  их  в  памяти. В  наше  время
опыты с гипнотическим внушением, субсенсорной суггестией в бодрствующем состоянии
при  обучении  и  воспитании  также  проводились  неоднократно (А. М. Свядощ, В. П.
Зухарь, Г. Лозанов  и  др.). Применение  аутогенной  тренировки  в  процессе  обучения
показало, что  она, прежде  всего, способствует  лучшему  восприятию  информации, тре

-

бующей запоминания (Э. Г. Рейдер, С. С. Либих, И. Е. Шварц, К. Uchiyama и др.). Более
широко  повышение  обучаемости  под  влиянием  аутогенной  тренировки  трактует  А. С.
Ромен. Рассматривая процесс обучения как явление общебиологическое, обеспечивающее
приспособление  к  постоянно  меняющимся  условиям  внешней  среды  путем
информативного  обмена, автор  считает, что  использование  аутогенной  тренировки  по

-

зволяет  проводить  обучение  более  насыщенно  и  с  более  стойким  результатом  за  счет
активации  целевого  воздействия  и  уменьшения  дезорганизующего  влияния  параллельно
протекающих потоков информации.

Однако только проблемами обучаемости не исчерпываются все аспекты применения

аутогенной  тренировки  в  средней  и, особенно, в  высшей  школе. Анализируя
заболеваемость студентов некоторых вузов, Б. А. Бараш (1983) пишет, что от 47 до 57 %
академических отпусков приходится на «функциональные расстройства нервной системы
и  психические  заболевания», преимущественными  причинами  которых  являются
выделяемые автором 4 типа типичных кризисных ситуаций: кризисы профессионального
выбора, кризисы  сексуальных  отношений, кризисы  зависимости  от  семьи, кризисные


background image

ситуации в академической деятельности. Для ознакомившихся с предыдущими разделами
настоящей  книги  целесообразность  применения  аутогенной  тренировки  в  этих  случаях,
по-види-мому, не  вызывают  сомнения. Проблемы «психологической  службы  вуза»,
неоднократно обсуждавшиеся на многочисленных конференциях, симпозиумах и съездах,
конечно, требуют  решения. Авторы  данной  книги  считают, что  преподавание  основ
саморегуляции в высшей и даже средней школе было бы весьма целесообразным.

Аутогенная тренировка как метод стимуляции способностей и творчества. Всякому

мыслящему  ученому,  которому  приходилось  решать  малые  или  большие  проблемы,
знакомо состояние, когда какая-то интуитивно формирующаяся идея, решение задачи или
даже интегральное выражение уже принятого решения никак не удается сформулировать,
хотя  реально  присутствует  специфическое  ощущение, что  вербальное  выражение
проблемы  где-то  уже «на  пороге», что  оно  уже «созрело» и  актуально  присутствует  в
сознании. Так  же  знакомо, по-видимому, и  ощущение, когда  перед  сном  или
пробуждением  решение  вдруг  совершенно  ясно  формулируется, заставляя  вскакивать  с
постели  и  записывать, пока «просветление» не  угасло. К  сожалению, отсутствие  в
современной науке обоснованных представлений о механизмах интуитивного творчества
не  позволяет  пока  излагать  их  иначе,  как  на  описательном  уровне.  В  то  же  время  в
приведенном примере последний момент является чрезвычайно важным, так как он связан
именно  с

релаксостимуля-цией  механизмов  вербализации  интуитивных  представлений.

Дневная «направленность  внимания» и  ограниченность  творческого  поиска «пределами
реального», как уже отмечалось, отступают в процессе релаксации.

Вторым  компонентом  аутогенной  стимуляции  творчества  является  повышение  под

влиянием самовнушения веры в свои возможности и изменение самооценки личности. В
значительной степени эти приемы родственны методам «гипнотического внушения образа
высокоталантливой  личности», которые  позволяют, как  пишет  Л. П. Гримак (1978),
устранить  защитные  тенденции, сковывающие  творческие  возможности, перестраивают
мотивационную  структуру, меняют  установку  и  уровень  притязаний, а  также  сам  стиль
мышления. Рассматривая  способности  как  единство  врожденных  и  приобретенных
свойств  личности, следует  подчеркнуть, что  прежде, чем  приступать  к  стимуляции  тех
или  иных  способностей, необходимо  вначале  установить  их  наличие  и  имеющийся
уровень  развития. Так, опыты  В. Л. Райкова  с  внушением  образа  высокоталантливой
личности, например  выдающегося  художника  или  музыканта, показали, что  реализация
внушения  возможна  только  на  основе  выраженной  мотивации  к  достижению  успеха  и
наличия соответствующего уровня специфических навыков.

Стандартных  приемов  или  рекомендаций  для  преодоления  нежелательных

воздействий  тех  или  иных  факторов  труда  или  способов  стимуляции  физической  и
психической  работоспособности  не  может  быть  принципиально, так  как  не  только  эти
воздействия  чрезвычайно  вариабельны  и  часто  действуют  комплексно, но  и  их
индивидуальная значимость необозримо широка. Десинхроноз полярников  не идентичен
десинхронозу  летчиков  или  моряков-подводников; сенсорная  изоляция  космонавта
отлична  от  изоляции  стоящего  на  посту  часового; стимуляция  мышления  и  памяти,
предпринимаемая  накануне  зачета, несравнима с аналогичными  явлениями при  решении
важных  научных  проблем  и  т. д. В  каждом  конкретном  случае  исследователь  или  врач,
применяющий  аутогенную  тренировку, должен  исходить  из  стоящих  задач  и  ин

-

дивидуализировать применяемые методы. В качестве общего заключения по данной главе
следует  отметить, что  области  применения  аутогенной  тренировки  у  здоровых  людей
постоянно расширяются.