Файл: Лежбин В. - История и теория психоанализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 1390

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36

«Психоанализ  все  еще  есть  и  будет  оставаться  методом  терапии  специфических

невротических  расстройств. Но  тот  факт, что  он  может  быть  использован  как  средство
общего развития личности, придает ему самостоятельное значение».

«Попытки конструктивного самоанализа могут иметь важное значение прежде всего для

самого человека. Они дают ему возможность более полной самореализации, под которой я
понимаю не только развитие каких-либо специальных способностей или талантов, которые у
него, возможно, подавлены и никак не используются, но также и, что еще важнее, развитие
его  потенциальных  возможностей  как  сильного  и  целостного  человеческого  существа,
свободного от калечащих его внутренних принуждений».

Контрольные вопросы

1. В чем К. Хорни усматривает причину возникновения внутриличностных конфликтов?
2. Каковы, с  точки  зрения  К. Хорни, противоречия  современной  культуры  и  какое

воздействие они оказывают на личность?

3. Что понимается под базальной тревожностью?
4. Как К. Хорни рассматривает проблему самореализации личности?
5. Каковы возможности и ограничения конструктивного самоанализа?
6. Какие идеи З. Фрейда были пересмотрены в культурно-философской психопатологии

К. Хорни?

Литература

1. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М., 1977 - С 183-203.
2. Хорни К. Женская психология. — СПб, 1993.
3. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 1993.
4. Хорни  К. Наши  внутренние  конфликты. Конструктивная  теория  невроза. //

Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. — М., 1995.

5. Хорни К. Собрание сочинений в трех томах. — М., 1997.

Тема 6

   Межличностная психиатрия Г. С. Салливэна

Краткая биография. Идейные влияния на формирование мышления Г.С. Салливэна. Его

основные работы.

Принципы, лежащие в основе межличностной психиатрии или «логической философии»

Г.С. Салливэна.

Межличностное существование человека.
Понятие 

динамизма. Динамизм 

диссоциации. Источники 

возникновения

внутрипсихического напряжения личности.

Беспокойство личности. Сексуальность и любовь. Иллюзии Система самости.
Система персонификаций и система когнитивности.
Метод  психиатрического  интервью. Коммуникационный  процесс. Взаимная  эмоция.

Механизм избирательной невнимательности.

Психиатр как эксперт по межличностным отношениям.

Изречения
Салливэн  Г.С.:

 «...личность  никогда  не  может  быть  изолирована  от  комплекса

межличностных отношений, в которых она живет».

«Близость — это такая ситуация в жизни, в которой могут проявиться все составляющие

личностной ценности. Появление личностной ценности требует взаимоотношений, которые я
называю  сотрудничеством; под  этим  я  понимаю  ясно осознаваемое  приспособление  своего
поведения  к выраженным  потребностям другого человека  для достижения тождественного,
то  есть  все  более  и  более  близкого  к  взаимному, удовлетворения  и  для  обеспечения  все
большего сходства действий, направленных на достижение безопасности».

«...

  Психиатрическое  интервью — это, главным  образом, вопрос  голосовой

коммуникации».

Фромм  Э.:

 «В психоаналитической  системе  Салливэна, в отличие от  системы  Фрейда,

мы находим четкое разграничение сексуальности и любви».


background image

37

«Прогресс психоаналитической теории вместе с прогрессом естественных и социальных

наук привел к новой концепции, которая основывалась не на идее изолированного индивида,
а  на  идее  взаимоотношения  человека  с  природой, самим  собой  и  другими  людьми.
Предполагалось, что  именно  это  взаимоотношение  направляет  и  регулирует  энергию,
проявляющуюся в эмоциональных побуждениях человека. Г.С. Салливэн, один из пионеров
этого нового взгляда, обозначил психоанализ как изучение межличностных отношений».

Контрольные вопросы

1. Какие принципы положены в основу межличностной психиатрии Г.С. Салливэна?
2. Что понимается под динамизмом в межличностной психиатрии?
3. Каковы источники внутренних напряжений личности?
4. В чем состоит специфика психиатрического интервью?
5. Что представляют собой системы персонификаций, когнитивности, самости?
6. Какие идеи и методы классического психоанализа были отвергнуты Салливэном?

Литература

1. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. — М.; Киев, 1997. – С. 211-220.
2. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М., 1977. - С. 203-217.
3. Саливэн Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. — М.; СПб., 1999.

Тема 7

        Гуманистический психоанализ Э. Фромма

Краткая  биография. Влияние  психоаналитических  идей  и  философских  концепций  на

формирование мышления Э. Фромма. Основные работы.

Антропологическо-философская  концепция  человека. Экзистенциальные  дихотомии  и

исторические  противоречия  человеческого  существования. Иметь  или  быть  как  две  формы
существования человека.

Свобода человека и его отчуждение. «Свобода от» и «свобода для». Механизмы бегства

от свободы. Авторитаризм и конформизм.

Динамическая  концепция  характера  человека. Типы  характера. Неплодотворные  и

плодотворные ориентации человека.

Социальный  характер. Социальное  бессознательное. Основная  функция  социального

характера.

Агрессивность  и  деструктивность. Доброкачественная  и  злокачественная  агрессия.

Формы насилия. Синдром распада и синдром роста. Некрофилия и биофилия.

Психоанализ  и  этика. Авторитарная  и  гуманистическая  совесть. Вера  и  надежда.

Нравственные силы человека.

Гуманизация  современного  общества. Психодуховное  обновление. Любовь  как

разрешение проблемы человеческого существования. Искусство любить.

Цели  психоаналитической  терапии. Социальная  адаптация  и «лечение  души». Терапия

невротических симптомов и терапия трудностей жизни. Психоаналитик как целитель души.

Изречения
Э. Фромм:

 «Человек  может  реагировать  на  исторические  противоречия, аннулируя  их

посредством своей деятельности, но он не может аннулировать экзистенциальные дихотомии
несмотря на то, что может реагировать на них различными способами».

«Свобода принесла  человеку независимость и рациональность  его существования, но  в

то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Эта изоляция не-
переносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью
новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной сво-
боды, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого».

«Ориентации, посредством которых человек соотносит себя с миром, составляет самую

суть  его  характера; отсюда  характер  можно  определить  как (относительно  постоянную)
форму, в  которой  канализируется  энергия  человека  в  процессах  ассимиляции  и
социализации».

«Что  же  такое  социальный  характер? С  помощью  этого  понятия  я  обозначаю  ядро

структуры  характера, свойственное  большинству  представителей  данной  культуры, в


background image

38

противовес индивидуальному характеру, благодаря которому люди, принадлежащие одной и
той же культуре, отличаются друг от друга».

«Биологически  неадаптивная, злокачественная  агрессивность (т.е. деструктивность  и

жестокость) вовсе  не  является  защитой  от  нападения  или  угрозы; она  не  заложена  в
филогенезе; она является спецификой только человека; она приносит биологический вред и
социальное разрушение».

«Если  гуманистическая  этика  основывается  на  познании  природы  человека, то

современная  психология, особенно  психоанализ, должны  быть  одним  из  мощнейших
стимулов развития гуманистической этики. Но, хотя психоанализ во многом расширил наши
знания о человеке, он тем не менее ничего не прибавил к нашим знаниям о том, как должен
жить человек и что он должен делать».

«Мы  находимся  в  эпицентре  кризиса  современного  человека. У  нас  в  запасе  не  так

много времени. Если  мы  не  начнем  сейчас, может  оказаться  слишком  поздно. Но  надежда
есть, потому  что  существует  реальная  возможность  того, что  человеку  под  силу  заново
утвердить себя и сделать технологическое общество гуманным».

«Любовь — действенная  сила  в  человеке, сила, разрушающая  преграду  между

человеком  и  его  собратьями, сила, которая  объединяет  его  с  другими; любовь  помогает
человеку  преодолеть  чувство  одиночества  и  отчуждения  и  вместе  с  тем  позволяет  ему
оставаться самим собой, сохранять свою целостность».

«Согласно одной концепции, целью аналитического  лечения является приспособление.

Согласно другой точке зрения, целью лечения является не столько приспособление, сколько
оптимальное  развитие  способностей  человека  и  реализация  его  индивидуальности. В  этом
случае  психоаналитик  является  его  наставником  по  приспособлению, а  пользуясь
выражением Платона, "целителем души"».

Контрольные вопросы

1. Как  и  каким  образом  Э. Фромм  рассматривает  проблему  человеческого

существования?

2. В чем состоит специфика "свободы от" и "свободы для"?
3. Почему  человек  испытывает  страх  перед  свободой  и  каким  образом  он  пытается

убежать от нее?

4. Что Э. Фромм понимает под индивидуальным и социальным характером?
5. Какие виды агрессивности и насилия выделяются Э. Фроммом?
6. Как возможно возрождение гуманистической этики и что значит быть человеком?
7. Чем  отличается  гуманистический  психоанализ  Э. Фромма  от  классического

психоанализа З. Фрейда?

Литература

1. Добреньков  В.И. Неофрейдизм  в  поисках «истины». Иллюзии  и  заблуждения  Эриха

Фромма. — М., 1974.

2. Ленбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М., 1977. - С. 217-236.
3. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.
4. Фромм Э. Душа человека — М., 1992.
5. Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992.
6. Фромм Э. Психоанализ и этика. — М., 1993, М., 1998.
7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994, М., 1998.
8. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1995.
9. Фромм  Э. Здоровое  общество // Психоанализ  и  культура. Избранные  труды  Карен

Хорни и Эриха Фромма. — М., 1995.

10. Фромм Э. Человеческая ситуация. — М., 1995.
11. Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. — М., 1996.
12. Фромм Э. Мужчина и женщина. — М., 1998.
13. Фромм Э. Догмат о Христе. — М., 1998.


background image

39

Тема 8

   Философский психоанализ Г. Маркузе

Краткая  биография. Идейные  влияния  на  формирование  мышления  Г. Маркузе.

Основные работы.

Философские  и  социальные  импликации  психоанализа. Критика  неофрейдистов

культурной и социальной ориентации.

Принцип удовольствия и принцип реальности. Диалектика цивилизации.
Подавление (репрессия) и прибавочное подавление (дополнительная репрессия).
Принцип  производительности  как  господствующая  историческая  форма  принципа

реальности. Ограниченность принципа производительности.

Фантазия и утопия. Великий Отказ. Освобождение инстинктов.
Нерепрессивная цивилизация. За пределами царства отчужденного труда.
Прометей  как  культурный  герой  репрессивной  цивилизации. Орфей  и  Нарцисс  как

символы нерепрессивного эротического отношения к действительности.

Самосублимация сексуальности. Новый вид чувственности. Свободная игра творческого

воображения. Эротизация человека. Эрос и Танатос.

Изречения
Маркузе Г.:

 «В противоположность ревизионистам я полагаю, что нет необходимости в

культурной или социологической ориентации теории Фрейда, ибо в ее подлинном существе
она  уже  является "социологической", а "биологизм" Фрейда  в  своем  глубинном  измерении
— социальной теорией, которая постоянно выхолащивалась неофрейдистскими школами».

«Вводя термин "прибавочное подавление", мы сосредоточили обсуждение на институтах

и  отношениях, которые  создают  социальное "тело" принципа  реальности. Они  не  просто
репрезентируют изменчивые внешние проявления одного и того же принципа реальности, но
фактически изменяют сам принцип».

«Непримиримый  конфликт  существует  не  между  работой (принцип  реальности) и

Эросом (принцип удовольствия), а между Эросом и отчужденным трудом».

«Фрейдовская  интерпретация  бытия  в  терминах  Эроса  возвращает  нас  к  ранней

философии Платона, которая понимала культуру не как репрессивную цивилизацию, но как
свободное саморазвитие Эроса».

«В образах Орфея и Нарцисса примиряются Эрос и Танатос Они возвращают опыт мира,

который не завоевывается, а освобождается, опыт свободы, которая должна пробудить силу
Эроса, связанного репрессивными и окаменевшими формами отношений между человеком и
природой. Эта сила несет не разрушение, а мир, не страх, а красоту».

«Орфический  Эрос  преобразует  бытие: он  укрощает  жестокость  и  смерть

освобождением. Его  язык — песня, его  труд — игра. Жизнь  Нарцисса — это  красота  и
созерцание. Эти  образы  указывают  на  эстетическое  измерение  как  источник  и  основу  их
принципа реальности».

«Картина нерепрессивной цивилизации, которую нам дает побочная линия мифологии и

философии, указывает  новое  отношение  между  инстинктами  и  разумом. Достижение
гармонии  между  свободой  инстинктов  и  порядком  ведет  к  перевороту  в  цивилизованной
морали: освобожденные  от  тирании  репрессивного  разума  инстинкты  стремятся  к
свободным  и  прочным  экзистенциальным  отношениям — они  рождают  новый  принцип
реальности».

Контрольные вопросы

1. Возможно ли развитие нерепрессивной цивилизации?
2. Какие понятия для характеристики репрессивной цивилизации вводятся Г. Маркузе?
3. Что представляет собой новый принцип реальности?
4. Почему Г. Маркузе обращается к образам Орфея и Нарцисса?
5. Что такое самосублимация сексуальности?
6. За что Г.Маркузе критикует ревизионистов классического психоанализа?

Литература

1. Буржуазная философия XX века. – М., 1974. - С. 209-214.
2. Кельнер М. С., Тарасов К. Е. «Фрейдо-марксизм» о человеке. — М., 1989. – С. 75-87.


background image

40

3. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Философские исследования учения Фрейда. — Киев,

1995.

Тема 9

    Структурный психоанализ

К. Леви-Строс. Краткая биография. Основные работы.
Бессознательная структура разума. Предсознание и бессознательное.
Миф  как  бессознательное  структурное  образование. Диахронное  и  синхронное

измерение мифа.

Шаманское  врачевание  и  психоанализ. Индивидуальный  миф  в  психоанализе  и

социальный миф в шаманском врачевании.

М. Фуко. Краткая биография. Основные работы.
Понятие эпистемы. Логика бессознательного. Дебиологизация бессознательного.
Биологическая, экономическая  и  языковедческая  модели  человека. Переход  от

исследования  человека  в  понятиях  функций, конфликтов  и  значений  к  анализу  его  в
терминах норм, правил и систем, Смерти, Желания и Закона, генеалогии отношений власти и
знания, насилия и истины.

Гуманитарные  науки  и  психоанализ. Структурализм  как  новый  психоаналитический

подход к изучению человека.

Ж. Лакан. Краткая биография. Основные работы.
Психоанализ как способ, процедура вербализации бессознательного.
Пересмотр  классического  определения  субъекта. Основные  положения, лежащие  в

основе структурного психоанализа.

Лакановское понимание структуры личности и типов субъекта.
Нововведения в клинической практике. Структурализация времени и речи.

Изречения
Леви-Строс  К.:

 «Бессознательное  перестает  быть  прибежищем  индивидуальных

особенностей, хранилищем  личной  истории, которая  делает  каждого  из  нас  существом
уникальным. Термин "бессознательное" обозначает  символическую  функцию, отличную  у
человека, но у всех людей проявляющуюся согласно одним и тем же законам и, в сущности,
сводящуюся к совокупности этих законов».

«Можно сказать, что подсознание — индивидуальный словарь, в котором каждый из нас

записывает лексику истории своей индивидуальности, и что бессознательное, организуя этот
словарь по своим законам, придает ему значение и делает его языком, понятным нам самим
и  другим  людям (причем  лишь  в  той  мере, в  какой  он  организован  по  закону
бессознательного)».

Фуко  М.:

 «Задаваясь  целью  заставить  бессознательное  говорить  сквозь  сознание,

психоанализ  устремляется  в  сторону  той  основополагающей  области, в  которой
разыгрываются отношения представления и конечного человеческого бытия».

«Дело  в  том, что  психоанализ  не  может  развертываться  как  чистое  умозрительное

познание  или  общая  теория  человека. Он  не  способен  схватить  все  поле  представления,
устремиться за его пределы, указать в нем самое главное, оставаясь при этом эмпирической
наукой, построенной на основе тщательных наблюдений».

«Можно  лишь  догадываться  о  столь  же  большой  значимости, которую  имел  бы

психоанализ, если бы он столкнулся с измерением этнологии, но не путем учреждений некой
"психологии  культуры", не  посредством  социологического  объяснения  феноменов,
проявляющихся  в  индивидах  в  открытии  того,  что  и  само  бессознательное  также  обладает
некой формальной структурой, что оно есть эта структура».

Лакан  Ж.:

 «Задача  психоанализа  состоит  в  том, чтобы  воцарилась  в  субъекте  толика

реальности, которую  это  желание  поддерживает  в  нем  по  отношению  к  символическим
конфликтам и воображаемым фиксациям как средство их согласования; наш путь — это тот
интерсубъективный опыт, в котором желание достигает признания.

Теперь  становится  ясно, что  вся  проблема  состоит  в  отношениях  речи  и  языка  внутри

субъекта».