Файл: Лежбин В. - История и теория психоанализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 1386

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

Контрольные вопросы

1. Где и когда возникли первые психоаналитические общества?
2. Какова история распространения психоанализа в различных странах мира?
3. В  каких  областях  знания  были  использованы  психоаналитические  методы

исследования?

4. Как и когда появились первые отступники от классического психоанализа?
5. Какие новые направления возникли в рамках психоаналитического движения?

Литература

1. Абрахам К. Сновидение и миф // Между Эдипом и Озирисом. — М., 1998 - С. 65-122.
2. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. — Минск, 1994.
3. Ранк О. Миф о рождении героя. — М.; Киев, 1997.
4. Фрейд З. Автобиография // По ту сторону принципа удовольствия. - М., 1992. - С. 91-

148.

5. Фрейд  З. К  истории  психоаналитического  движения // По  ту  сторону  принципа

удовольствия. — М., 1992. — С. 149-200.

6. Штекель  В. Причины  нервности // З. Фрейд. Остроумие  и  его  отношение  к

бессознательному. — СПб., 1997. — С. 284-318.

7. Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. — М., 1998. — С. 151-195.

Тема 2

   Индивидуальная психология А. Адлера

Краткая биография. Поддержка классического психоанализа. Идейные расхождения с З.

Фрейдом. Становление индивидуальной психологии. Основные работы А. Адлера.

Бессознательные 

влечения. Сознание. Взаимосвязи 

между 

сознанием 

и

бессознательным.

Комплекс неполноценности. Механизмы компенсации и сверхкомпенсации.
Стремление к власти. Стремление к успеху. Стремление к превосходству.
Невротическая психика. Целевая установка невротика. Терапия.
Социальные отношения. Социальная ценность проблем жизни. Социальный интерес как

необходимая компенсация неполноценного человека.

Причинность  и  телеология. Стремление  к  цели. Целенаправленность  психической

жизни.

Телеологический план души. Стремление к превосходству.
Фикционализм. Философия «как если бы».
Личность  как  продукт  своего  собственного  творчества. Единство  и  целостность

личности.

Изречения
Фрейд  З.:

 «Доктор  Адлер, вы  биолог, отсюда  ваш  упор  на  влияние  недостаточности

чувства  органов. Вы  социолог, поэтому  другая  половина  вашей  теории  основана  на
размышлениях  о  влиянии  общества, в  котором  вырастает  человек, на  формирование  его
характера. Там  и  здесь  есть  элементы  истины, но  это  еще  отнюдь  не  рабочая  гипотеза, на
которую следует опираться психоанализу».

Адлер А.:

 «Так  же  как  неполноценный  орган  создает  невыносимую  ситуацию,

следствием  которой  являются  многочисленные  компенсаторные  попытки, пока  организм
вновь не почувствует себя способным справляться с требованиями своего окружения, так и
душа ребенка вследствие его неуверенности в себе пытается найти тот запас дополнительной
энергии, которая должна создать надстройку над его чувством неполноценности».

«Внешнее  облачение  стремления  к  власти  чаще  всего  создается  по  схеме "мужчина—

женщина", "низ—верх", "все  или  ничего", иногда  оно  принимает  внешне  противоречивый
вид и указывает на то количество власти, которым хочет обладать ребенок».

«...Любое душевное явление, если оно должно помочь нам понять человека, может быть

осмыслено и понято лишь как движение к цели».

«Из этой самодавлеющей целенаправленности проистекает целостность личности; так, в

психическом  органе  проявляется  телеология, которая  может  быть  понята  как  искусная


background image

32

уловка  и  собственная  конструкция  индивида, как  окончательная  компенсация  вездесущего
человеческого чувства неполноценности».

«Индивидуальная  психология  стремится  к  углублению  знания  о  человеке, которое

можно  получить, лишь  выяснив  отношение  индивида  к  своим  социально  установленным
задачам».

«Социальный  интерес — это  подлинная  и  необходимая  компенсация  естественных

слабостей индивидов».

«То, что  отличает  невротика  от  здорового, заключается  в  более  сильной "защитной

тенденции" больного, которой он оснащает свой жизненный план».

Контрольные вопросы

1. В  чем  сущность  идей  А. Адлера  о  чувстве  неполноценности, компенсации  и

сверхкомпенсации?

2. Что понимается Адлером под стремлением к власти и превосходству?
3. Как трактуется социальный интерес в индивидуальной психологии?
4. Что такое телеология и какова конечная цель человека с точки зрения А. Адлера?
5. Каковы  основные  задачи  терапии, сформулированные  в  рамках  индивидуальной

психологии?

6. В чем состоят основные сходства и различия между классическим психоанализом З.

Фрейда и индивидуальной психологией А. Адлера?

Литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995.
2. Адлер А. Наука жить. — Киев, 1997.
3. Адлер А. О нервическом характере. — СПб.; М., 1997.
4. Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 1997.
5. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. — Ростов-на-Дону, 1998.
6. Лейбин В.М Психоанализ и философия неофрейдизма. — М., 1997.

Тема 3

   Аналитическая психология К.Г. Юнга

Краткая  биография. Этапы  становления  и  развития  клинической  и  научной

деятельности. Поддержка классического психоанализа и идейные расхождения с З. Фрейдом.
Основные работы Юнга.

Психологические  типы. Экстравертная  и  интровертная  установки  личности.

Компенсирующее отношение бессознательного к сознанию. Комплексы.

Индивидуальное и коллективное бессознательное. Понятие архетипа. "Персона", "Тень",

"Анима", "Анимус", "Самость".

Конструктивный  метод  исследования  бессознательного. Амплификативный  метод

интерпретации. Понятие синхронистичности. Активное воображение.

Психотерапия  как  лечение  души. Психотерапевтические  ступени  аналитической

психологии. От воспитания к самовоспитанию.

Индивидуализм и индивидуация. Цель индивидуации. Самость как цель жизни.
Проблема  души  современного  человека. Запад  и  Восток. Символы  бессознательного,

мандала, мифы, алхимия. Аналитическая психология XX века или западная йога.

Изречения
Юнг  К.Г.:

 «Опираясь  на  опыт, я  назвал  основными  психологическими  функциями, а

именно  такими, которые  существенно  отличаются  от  всех  прочих, — мышление  чувство
ощущение и интуицию. Если одна из этих функций привычно господствует над другими, то
формируется  соответствующий  тип. Поэтому  я  различаю  мыслительный, чувствующий,
ощущающий  и  интуитивный  типы. Каждый  из  этих  типов, кроме  того, может  быть
интровертным или экстравертным, смотря по своему отношению к объекту».

«Распространенная  ошибка  полагать, будто  я  не  вижу  значения  сексуальности.

Напротив, она играет в моей психологии существенную роль, а именно, как важное — хотя и
не  единственное — выражение  психической  целостности. Но  моя  главная  установка


background image

33

состояла  в  том,  чтобы  исследовать  и  объяснить  ее  духовную  сторону  и  ее  нуминозный
смысл, которые выходят за пределы ее значения для индивида и ее биологической функции».

«Комплексы  суть  психические  фрагменты, выделившиеся  в  отдельные  констелляции

образов и идей в результате психических травм или каких-либо конфликтов, одновременно
несовместимых друг с другом тенденций».

«Я выбрал термин "коллективное", поскольку речь идет о бессознательном, имеющем не

индивидуальную, а  всеобщую  природу. Другими  словами, коллективное  бессознательное
идентично  у  всех  людей  и  образует  тем самым  всеобщее  основание  душевной  жизни
каждого, будучи по природе сверхличным».

«Бессознательное содержит источник сил, приводящий душу в движение, а формы или

категории, которые все это регулируют, — архетипы».

«Архетип есть  символическая  формула, которая  повсюду вступает в  функцию  там, где

или  не  имеются  сознательные  понятия, или  таковые  по  внутренним  или  внешним
основаниям вообще невозможны».

«...Индивидуация  есть  процесс  дифференциации, имеющий  целью  развитие

индивидуальной личности».

«В  то  самое время, как  мы  переворачиваем  вверх  дном  материальный мир  на  Востоке

нашими  техническими  средствами, Восток  со  своими  высшими  психическими  навыками
приводит  в  смятение  наш  духовный  мир.  Мы  никак  не  постигнем,  что,  завоевывая  Восток
извне, мы позволяем ему все крепче схватывать нас изнутри».

«Со  временем  Запад  изобретет  собственную  йогу, она  будет  опираться  на  фундамент,

заложенный христианством».

Контрольные вопросы

1. Какую классификацию психологических типов предложил К.Г. Юнг?
2. В чем состоит специфика индивидуального и коллективного бессознательного?
3. Какие архетипы бессознательного рассматривались Юнгом?
4. Что такое индивидуация?
5. Каковы взгляды Юнга на проблему души современного человека?
6. Каковы  сходства  и  различия  между  классическим  психоанализом  З. Фрейда  и

аналитической психологией К.Г. Юнга?

Литература

1. Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга и закономерность творческой

фантазии // О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. - М., 1972. - С. 110-155.

2. Зеленский В.В. Аналитический психология: Словарь. — СПб., 1996.
3. Лейбин В.М. Психоанализ и философия — М., 1977. — С. 106-134.
4. Юнг К.Г. Архетип и символ. — М., 1991.
5. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1993.
6. Юнг К.Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе. - М., 1993.
7. Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М., 1994.
8. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. — Киев, 1994.
9. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. — СПб., 1994.
10. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. —

Киев, 1995.

11. Юнг К.Г. Конфликты детской души. — М., 1995.
12. Юнг К.Г. Индивидуальная символика сновидений, имеющая отношение к алхимии //

Архетип. — 1995, — № 1. — С. 98-104.

13. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. — М., 1995.
14. Юнг К.Г. Человек и его символы. — СПб., 1996.
15. Юнг К.Г. Психология переноса. — М.; Киев, 1997.
16. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. — М., 1996.
17. Юнг К.Г. AION, Исследование феноменологии самости. — М., 1997.
18. Юнг К.Г. Божественный ребенок. — М., 1997.
19. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. — М., 1998.


background image

34

20. Юнг К.Г. Синхронистичность. — М.; Киев, 1997.

Тема 4

   Характер-анализ В. Райха

Краткая  биография. Этапы  становления  идей  и  концепций. Социально-политические

ориентации. Метаморфозы судьбы. Основные работы В. Райха.

Функция  оргазма. Формула  оргазма. Оргастическая  потенция  и  Оргастическая

импотенция. Психический конфликт и телесный застой. Окостенение характера и жесткость
мышц. Заключение характера в панцирь.

Душевное  заболевание  как  следствие  нарушения  генитальной  функции. Невроз  как

сумма хронически автоматизированных торможений естественного полового возбуждения.

Вегетотерапия  как  сексуально-экономическая  техника  лечения. Техника  анализа

характера.

Бион и оргон. Биопсихическая и оргонная энергия. Оргонная терапия.
Структура личности. Невротический и генитальный характер.
Моральное регулирование и сексуально-экономическое саморегулирование.
Сексуально-экономическая социология. Структура личности и политические движения.

Массовая психология фашизма.

Матриархат и патриархат. Последствия перехода от матриархата к патриархату.
Принцип реальности и Эдипов комплекс.
Сексуальная  революция. Сексуально-политическая  программа. Природные  задатки  к

труду, любви и познанию.

Изречения
Райх  В.:

 «Главное  проявление  жизни  выражено  в  генитальной  сексуальной  функции,

которой жизнь должна быть обязана своим существованием и продолжением».

«...Оргазм  является  центральной  точкой  проблем, возникающих  как  в  области

психологии, так и в сфере физиологии, биологии и социологии».

«...Невротик  отличается  от  здорового  человека  постоянным  наличием  неразряженной

энергии».

«Невроз ведь является не только выражением нарушения психического равновесия, но в

гораздо более обоснованном и глубоком смысле еще и выражением хронического нарушения
вегетативного равновесия и естественной подвижности».

«Душевное здоровье зависит от оргастической потенции, то есть от степени способности

к самоотречению и переживанию на пике сексуального возбуждения во время естественного
полового  акта. Его  основу  составляет  лишенное  невротического  компонента  свойство
характера — способность к любви».

«Фрейдовская  формула  об  излечении  неврозов  верна, но  не  полна. Первой

предпосылкой  излечения  является  осознание  вытесненной  сексуальности. Но  одно  лишь
такое  осознание  не  должно, а  может  излечить. И  излечивает  оно  в  случае  устранения
застойной  сексуальности — источника  энергии  невроза. Иными  словами, исцеление
происходит  при  том  условии, что  осознание  желаний, порождаемых  влечением, создает  и
способность к полному оргастическому удовлетворению».

«Психоанализ является матерью, социология — отцом сексуальной экономии. Но дитя

есть  нечто  большее, чем  общая  сумма  его  родителей. Оно — новое, независимо  живущее
существо, оно — зерно будущего».

«... Наука  о  сексуальной  экономии, построенная  на  социологическом  фундаменте

Маркса  и  на  психологическом  фундаменте  Фрейда, является  по  существу  одновременно  и
массово-психологической и сексуально-социологической».

«Предсказание  тоталитарно-диктаторского  вырождения  советской  демократии,

сделанное в 1929 г., базировалось на том, что сексуальная революция в Советском союзе не
только приостановлена, но как бы преднамеренно подавлена».

Контрольные вопросы

1. Каковы взгляды В. Райха на сексуальную энергию?
2. Как В. Райх рассматривает структуру и характер личности?


background image

35

3.  Каково,  с  точки  зрения  В.  Райха,  соотношение  структуры  личности  и  социально-

политических движений?

4. В чем состоит специфика райховского понимания Эдипова комплекса?
5. Какая сексуально-политическая программа была выдвинута В. Райхом?
6. Каковы  сходства  и  различия  между  классическим  психоанализом  З. Фрейда  и

характер-анализом В. Райха?

Литература

1. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М., 1977. - С. 158-181.
2. Райх В. Психология масс и фашизм. — СПб., 1997.
3. Райх В. Сексуальная революция — СПб.; М., 1997.
4. Райх В. Функции оргазма — СПб.; М., 1997.
5. Райх В. Анализ личности — М ; СПб., 1999.

Тема 5

    Культурно-философская психопатология К. Хорни

Краткая  биография. Отношение  к  классическому  психоанализу. Новые  ориентации  в

развитии психоанализа. Основные работы К. Хорни.

Мужская  и  женская  психология. Проблема  взаимоотношения  полов. Страх  перед

женщиной. Психосексуальные расстройства.

Внутриличностные  конфликты. Страх  и  тревога. Базальная  тревожность. Средства

защиты от базальной тревожности.

Культура  и  личность. Культурные  противоречия  и  невротические  конфликты.

Невротическая потребность в любви. Стремление к власти. Невротическое соперничество.

Потребности  человека, направленные  к  людям, от  людей  и  против  людей  типы

личности.

Самопознание  и самоанализ. Возможности и ограничения  самоанализа. Эпизодический

и систематический самоанализ. Психоанализ и психосинтез.

Проблема самореализации. Идеальное и реальное «Я». Жизнь как борьба и стремление,

развитие и рост.

Изречения
Хорни  К.:

 «Психоанализ — творение  мужского  гения, и  почти  все, кто  развивал  его

идеи, тоже были мужчинами. Естественно и  закономерно, что они были ориентированы на
изучение  сущности  мужской  психологии  и  понимали  больше  в  развитии  мужчины, чем
женщины».

«Тот факт, что большинству людей в данной культуре приходится сталкиваться с теми

же  самыми проблемами, наводит на  мысль, что  эти проблемы  порождены специфическими
жизненными условиями, существующими в этой культуре».

«Базальная тревожность определенным образом влияет на отношение человека к себе и

другим. Она  означает  эмоциональную  изоляцию, тем  более  невыносимую, что  она
сочетается  с  чувством  внутренней  слабости «Я». А  это  означает  ослабление  самой  основы
уверенности в себе».

«Представляется,  что  невротиком  может  стать  такой  человек,  который  пережил

обусловленные  культурой  трудности  в  обостренной  форме, преломив  их  главным  образом
через сферу детских переживаний, и вследствие этого оказался неспособен их разрешить или
разрешил  их  ценой  большого  ущерба  для  своей  личности. Мы  могли  бы  назвать  его
пасынком нашей культуры».

«Невротические  конфликты  не  могут  быть  устранены  посредством  рационального

решения. Попытки  невротика  решить  конфликты  не  только  тщетны, но  даже  вредны,
опасны. Однако эти конфликты могут быть разрешены посредством изменения тех условий
внутри  личности, которые  вызвали  их  к  жизни. Каждый  отрезок  успешно  проведенной
психоаналитической  работы  изменяет  эти  условия, освобождая  человека  от  страхов, делая
его менее беспомощным, менее враждебным, менее отчужденным от себя и других».