Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3604
Скачиваний: 54
ния» как вхождение личности в новую общность сопровождается сдвигом, качественным
преобразованием в системе отношений с миром, с людьми и собой, внутри которой
протекал предыдущий этап развития субъекта. Это всегда кризис самости в ее конкретной,
деятельно освоенной определенности и ожидание, поиск новых форм со - бытийности (Е.
И. Исаев, В. И. Слободчиков, 2000). Этап принятия роли матери в данном контексте
является нормативным кризисом субъективности женщины.
Классическая западная теория кризисов трактует кризис как событие, выходящее за
рамки обычного уклада вещей и событий. Он предъявляет особые требования к
личностным ресурсам, требует внимания или немедленного действия, ограничивает
возможности управления и контроля.
Вместе с тем, кризис — это и поворотный пункт, который таит в себе как опасности,
так и возможности. У человека, который не раз -решает кризис, увеличивается опасность
развития невротического синдрома; успешное разрешение кризиса, наоборот, несет в себе
возможность научения и личностного развития через приобретение жизненного опыта (Р.
А. Ахмеров, 1994).
Многие выдающиеся семейные психотерапевты писали о том, что семья,
ожидающая ребенка, стоит на пороге серьезных изменений, а значит, семейная система
становится уязвимой, ее функционирование приобретает черты нестабильности.
Появление ребенка меняет состав семейных подсистем, перестраивает отношения членов
семьи, что некоторыми из них переживается весьма болезненно. К. Вита-кер отмечал, что
все трудности семейной жизни отступают на второй план, когда на сцену выходят
переживания беременности, родов, кормления младенцев до одного года. С. Минухин
предупреждал, что появление ребенка означает появление в семье рассеянной структуры,
что влечет за собой сложную реорганизацию супружеской подсистемы и нередко ставит
под угрозу существование всей системы семьи (С. Минухин, Ч. Фишман, 1998).
118
Существует и другая точка зрения, согласно которой появление первого ребенка —
это скорее плавный переход семьи в новое состояние, чем ее кризис. Большинство
супружеских пар сообщают, что они испытывают лишь «незначительные» трудности в
приспособлении к новой ситуации. Например, у многих матерей не бывает послеродовой
депрессии. В ходе специального исследования Ю. Бельски и М. Ровайн (1990)
обнаружили, что от 20% до 35% опрошенных пар после рождения ребенка начинают
получать даже большее удовлетворение от супружеской жизни. Однако, на наш взгляд,
данные факты свидетельствуют не об отсутствии кризиса семьи, а о степени остроты его
протекания.
Таким образом, объективная кризисность перехода к родитель-ству и принятия
материнской роли может значительно различаться в том, что касается субъективной
оценки стрессогенности этого события у разных людей.
С какими конкретно трудностями и стрессами сталкивается жен -щина на этапе
принятия роли матери?
Уровень
физиологического стресса
в период беременности и после рождения
ребенка (в течение всего первого года) достаточно высок и связан с перестройкой
гормонального фона организма, изменением функционирования всех органов и систем, он
выражается в значительном физическом напряжении и усталости. В период от зачатия до
рождения ребенка и затем в первые месяцы после его рождения в организме женщины
происходят глобальные преобразования. Меняется физический облик женщины, характер
функционирования ее организма, гормональные изменения влекут за собой нормативные
изменения эмоционального состояния. Другим фактором физического стресса является
перерыв в сексуальной жизни. Многие пары прерывают занятия сексом во время беремен-
ности и в послеродовый период или испытывают спад в сексуальной жизни (J. Lazarre,
1977).
Физический стресс проявляется гораздо сильнее, когда ребенок рождается. Уход за
ним в первые недели и месяцы после рождения требует огромного физического
напряжения, которое постепенно сни -жается по мере того, как ребенок взрослеет, и мать
приобретает навы -ки ухода за ним. Однако со временем накапливается физическая ус-
талость, что на эмоциональном уровне выражается в раздражительности, вспыльчивости
или, наоборот, подавленности родителей.
119
Психологические стрессы
являются преобладающими на этапе принятия роли
матери. Даже если беременность желанна для обоих супругов и протекает без видимой
медицинской патологии, у женщины рано или поздно возникают переживания по поводу
соб -ственной компетентности в роли матери, беспокойство за здоровье и безопасность
ребенка. По мере роста и независимости детей психологические стрессы усиливаются.
Они вызываются тем, что родители постоянно беспокоятся о детях, об их благополучии,
безопасности и т. д. Более того, по мере принятия роли развивается родительская
рефлексия, и мать чаще начинает волноваться о том, хорошая ли она мать, какой матерью
она выглядит в глазах окружающих и собственных детей (A. Rich, 1976).
Динамика этих тревог и трудностей выглядит следующим образом. В первом и
втором триместрах беременности эти переживания касаются в первую очередь
поддержания собственного здоро -вья и здоровья будущего ребенка, к третьему триместру
на первый план выходят вопросы родов и обращения с ребенком в первые дни и недели
после рождения, и, наконец, когда ребенок рождается, опять крайне актуальными
становятся вопросы здоровья ребенка и матери, учащаются конфликты с супругом и
близкими родственниками.
Родительство требует существенных перемен и ограничений в лич -ной жизни. Эти
перемены обычно классифицируют в соответствии с тем, как они влияют на конкретные
сферы личной и семейной жизни. Переход к родительству отмечен следующими
событиями.
1. Изменения в идентичности и внутренней жиз'ни. К этому относятся изменения
чувства «Я» родителей и их предположений о семейной жизни.
2. Перераспределение ролей и перемены в супружеских отношениях. Когда оба
супруга измучены недосыпанием и невозможностью быть вместе, в их жизни происходят
перемены, связанные с неизбежным разделением труда.
3. Перемены в ролях и отношениях со старшим поколением. Переход к
родительству затрагивает как родителей, так и бабушек с дедушками. Причем
психологическая сепарация от собственной матери — одна из важнейших задач женщины
в период вынашивания ребенка.
4. Изменения ролей и отношений вне семьи. Внешние изменения касаются, главным
образом, матери, так как ей приходится
120
оставить работу, хотя бы на время, чтобы посвятить себя заботам о ребенке.
5. Новые родительские роли и отношения. Супруги должны принять на себя новые
обязанности, связанные с воспитанием ребенка.
В период принятия роли матери у женщины возникают интра-и интерпсихические
ролевые конфликты.
Внутриролевой конфликт — это расхождение между ролью и личностью, между
требованиями роли и системой внутренних ценностей личности. Такой конфликт
характерен для девиантного материнства, когда исполнение роли матери наталкивается на
нежелание воспитывать, кормить ребенка, ухаживать за ним и заботиться о его здоровье.
Межролевой конфликт — это оппозиция между двумя и более ролями одной
личности. Он возникает, когда женщина не может расставить приоритеты в своей жизни,
выбрать между собственной карьерой или ролью жены и материнской ролью. В
психологии этот тип конфликта часто называют «work — family».
Внутриличностный ролевой конфликт заключается в противоречии между
пониманием роли самой личностью и ожиданиями других. В консультативной практике
часто приходится встречаться с тем, что супруг, собственная мать, друзья буквально
«засыпают» женщину советами, какой матерью она должна быть. И далеко не всегда эти
советы соответствуют ее собственным представлениям о «хорошей матери». Ситуация
усугубляется и становится конфликтной, если эти ожидания противоречат друг другу.
Межличностный ролевой конфликт — это разногласие между людьми, играющими
разные роли, в ситуации ролевого взаимодей -ствия. Супруги часто бывают не
удовлетворены вкладом друг друга в воспитание ребенка, или же их родительские
установки не совпадают, противоречат друг другу, что и приводит к межличностному
ролевому конфликту (П. Ф. Келлерман, 1998).
Интрапсихические трудности родительства могут быть связаны с недоработанными
конфликтами в собственной семье. Д. Л. Фра-мо отмечал, что трудности, с которыми в
данное время сталкивается клиент в браке, родительстве, а также трудности
интрапсихического характера, должны рассматриваться как компенсационные усилия,
направленные на то, чтобы контролировать, исправлять и переживать старые
конфликтные отношения, существовавшие в
121
родительской семье клиента. Отношения женщины с собственной матерью имеют
определенную динамику. Эмоциональная сепарация должна закончиться к началу
собственного материнства, иначе непроработанность во внутреннем мире роли дочери не
позво -лит женщине благополучно принять роль матери (В. И. Брутман, А. Я. Варга, И. Ю.
Хамитова, 2000).
Б. С. МиллериДж. А. Майерс добавляют к специфическим физическим и
психологическим факторам родительского стресса на этапе принятия родительской роли
финансовые трудности. Финан -совый стресс родительства — это нечто большее, чем
просто деньги. Неудовлетворение финансовым положением семьи влечет за собой
конфликты, ссоры, нарастание напряжения.
В исследовании специфики трудностей, с которыми сталкивается женщина на этапе
принятия роли матери, в процессе беседы беременным женщинам предлагалось ответить
на два вопроса:
1) какие ситуации своей жизни сейчас вы бы назвали трудными?
2) что вызывает беспокойство, заставляет переживать, волноваться?
Женщины отвечали на эти вопросы на 3-м триместре беременности и в интервале
между 4-ми 15-м месяцами после рождения ребенка. Полученные ответы были
проанализированы методом кон -тент-анализа. Анализ высказываний респондентов
позволил выделить следующие категории трудностей.
1.
Жизнь и здоровье ребенка.
В нее вошли такие фразы, как: «Ребенок слишком мало
/ много двигается»; «Был гололед, и я упала. Очень испугалась, все ли в порядке с
малышом»; «До и в начале беременности я много курила и теперь переживаю, не
отразится ли это на здоровье моего ребенка»; «Почти перед декретным отпуском по
работе пришлось ехать в Москву, переживала».
После того как ребенок появился на свет, высказывания, состав -ляющие эту
категорию, естественно, изменились: «Ужасно, когда ребенок болеет, и ты ничем не
можешь помочь, надо просто ждать, когда спадет температура»; «Как выбрать, чем
лечить, чтобы не загубить здоровье малыша еще с детства»; «Посещение с ребенком
врачей»; «Когда ребенок получил травму»; «Начал ходить и все время набивает шишки и
синяки».
2.
Поведение ребенка и попытки воспитательною воздей -ствия.
Подобные
высказывания появляются только после
122
рождения ребенка. Например: «Не понимаю, почему он плачет, хочу успокоить, но
не знаю как»; «Требует много внимания»; «Нервничаю, когда не слушается»; «Тяжело,
когда капризничает»; «Не могу уложить спать»; «Не получается приучить к режиму» и пр.
3.
Собственное здоровье и самочувствие матери
. К этой ка -тегории относится весь
спектр физических недомоганий во время беременности (за исключением выраженной
патологии в данной выборке). После рождения ребенка: «плохое самочувствие»,
«постоянное желание спать», «физическая усталость», «послеродовые осложнения»,
«проблемы грудного вскармливания» и пр.
4.
Ограничение свободы и социальная изоляция.
Эта категория трудностей
появляется в ответах только после рождения ребенка и представлена следующими
фразами: «постоянное одиночество», «невозможность общаться с друзьями», «я как
привязанная», «заперта в четырех стенах», «нет свободы передвижения, я не могу никуда
уйти, чувствую себя в полной изоляции».
5.
Отношения с мужем (отцом ребенка).
Как правило, эти высказывания носят
негативный характер, в них упоминаются «конфликты», «ссоры», «размолвки» между
супругами. Кроме того «обида на мужа», «ощущение безвыходности, когда поругалась с
мужем», «мало внимания со стороны мужа», «муж мало бывает дома».
6.
Отношения с близкими
(собственными родителями и / или родителями мужа).
«Непонимание со стороны родителей /
мамы», «споры с родителями», «посещение свекрови / ссора со свекровью»,
«недоверие со стороны родителей», «критика родителями моих методов воспитания».
7.
Материальные (финансовые) трудности.
Спектр подобных проблем достаточно
большой, но в основном сводится к «нехватке денег».
8.
Профессиональные трудности.
Они характерны для периода беременности,
покаженщина еще работает, и практически не встречаются в первый год после появления
ребенка.
Количественный и качественный анализ этих категорий позволил выстроить
иерархию трудностей, на которые женщина акцентирует внимание во время беременности
и после рождения ребенка.
123
Представленные результаты наглядно демонстрируют, что на протяжении этапа
принятия роли матери происходит динамика трудностей, воспринимаемых женщинами в
качестве доминантных. На первых местах постепенно оказываются специфические стрес-
соры, связанные с ролевыми функциями:
• в период беременности — волнение за собственное здоровье, которое
рассматривается как ролевое (защищающее плод) поведение;
• в первый год жизни ребенка — младенец как главный объект ролевого
поведения, его здоровье, связанные с ним изменения в обычном укладе семейной жизни
(взаимоотношения с супругом, родственниками, ограничение свободы).
Таблица 5
Динамика причин стрессов женщины на этапе принятия роли матери
Категории
контент-анализа
(период
беременности)
Ко
личеств
о
упомин
аний (п
= 50)
Категори
и
контент-
анализа
(первый
год
жизни
ребенка)
Ко
личеств
о
упомин
аний (п
= 50)
Собственное
здоровье
и
самочувствие матери
39
Здоровье
ребенка
46
Профессиональ
ные трудности
35
Собствен
ное здоровье и
38
самочувствие
матери
Материальные
(финансовые)
трудности
28
Отношен
ия с мужем
(отцом
ребенка)
25
Здоровье
ребенка
13
Отношен
ия с близкими
19
Отношения
с
мужем (отцом
ребенка)
И
Ограниче
ние
свободы
(социальная
изоляция)
14
Отношения
с
близкими
10
Поведени
е ребенка и
попытки
воспита-
тельного
воздействия
9
Ограничение
свободы (социальная
изоляция)
0
Материа
льные
(финансовые)
трудности
8
Поведение
ребенка и попытки
воспитательного
воздействия
0
Професс
иональные
трудности
2
Примечание:
данные
получены
по
результатам
контент
-
анализа
полуструктурированного интервью.
124
Чем старше становится ребенок, тем чаще упоминаются трудности в его воспитании,
во взаимодействии с ним.
В процессе принятия роли матери на последние места в иерар -хии уходят
материальные, финансовые, профессиональные трудности, которые напрямую не связаны
с функционированием в осваиваемой роли.
Каким образом женщины справляются с этими трудностями? Какие способы
совладения используют?
Результаты исследования показывают, что структура совладаю -щего поведения (то
есть соотношение стилей совладающего поведения) женщины во время беременности и
женщины, не имеющей ребенка, не отличаются. Чаще всего и те, и другие, выбирают
проблемно-ориентированный стиль совладения, на втором месте — социальное
отвлечение, затем — избегание, и, наконец, эмоционально-ориентированный копинг и
отвлечение от проблемной ситуации.
Таблица 6
Структура психологического совладания
женщин в период беременности
и после рождения ребенка (п
=
50),
а также женщин, не имеющих детей (п = 50)
Стили и
субстили
совладающег
о поведения
Беремен
ные
женщины
Матери
Женщин
ы без детей