Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3602
Скачиваний: 54
отношениях — к агрессивности, тот же тип отношения, но без противоречивости, — к
выраженным нарушениям социальной адаптации (А. И. Захаров, 1998).
В качестве факторов, наиболее сильно травмирующих ребенка, выступают
физическое и психологическое насилие в семье. Психологическая травматизация чаще
всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку или вообще
их отсут -ствием, резкой и грубой критикой в адрес ребенка, оскорблениями и
запугиваниями. Неуважение родителем чувства собственного достоинства ребенка
преднамеренно направлено на подавление у ребенка чувства радости, любви,
идентичности. При этом происходит нарушение структуры личности, поведения,
социальной сущности, занижение образа «Я», ребенок испытывает трудности в ус-
тановлении доверительных отношений с людьми, что приводит к психологической
изоляции (К. Хорни).
Анализируя результаты исследований группы ученых, Е. Е. Мак-коби (Е. Е.
Maccoby, 1980) описывает два стиля практики родительского воспитания —
демократический и контролирующий. Дети из семей с демократическим стилем
воспитания
отличаются
умеренно
выраженной
способностью
к
лидерству,
агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами с трудом поддаются
внешнему контролю. Они также характеризуются хорошим физическим развитием,
социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, при
отсутствии альтруизма, сензитивности и эмпатии. Дети родителей с контролирующим
типом воспитания послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в дости-
жении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле
100
воспитания
детям
присущи
внушаемость, послушание, эмоциональная
чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности
мышления, бедная фантазия.
Также вычленяется
совокупность детских черт, связанных с фактором
родительского контроля
(Г. Т. Хоментаускас, 1984). Выделены три группы детей:
1. Компетентные — с устойчиво хорошим настроением, уверен -ные в себе, с
хорошо развитым контролем собственного поведения, умением устанавливать дружеские
отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не к избеганию новых
ситуаций.
2. Избегающие — с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно
устанавливающие контакты со сверстниками, из -бегающие новых и фрустрационных
ситуаций.
3. Незрелые — неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во
фрустрационных ситуациях.
Таким образом, наиболее распространенным механизмом формирования
характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную
компетентность, выступает интерио-ризация средств и навыков контроля, используемых
родителями. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального
принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и
последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватным уровнем контроля в
родительском отношении характеризуются хорошей адаптированностью к школь -ной
среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны
и эмпатичны.
В большинстве рассмотренных выше исследований речь идет ско -рее о суммарном
или преобладающем влиянии особенностей воспитания на развитие личности детей вне
зависимости от конкрет -ной роли отдельных членов семьи. Психоаналитическая
традиция компенсирует данный недостаток, рассматривая специфику и роль отцовской и
материнской любви. Материнская любовь к ребенку — безусловна, она будет проявляться
вне зависимости от его поведения. Без материнской любви из жизни ребенка уходит
чувство гарантированной защищенности, эмоционального комфорта, а также ощущение
ценности своей личности. Отцовская любовь — условна, она обусловлена «похожестью»
ребенка на отца своим поведением, следованием его советам, ожиданиям, выполнением
IOI
установленных обязанностей. Отец представляет мир вещей, мыслей, закона и
порядка. Обусловленная отцовская любовь открыта для влияния, ее можно добиться,
заслужить. В отличие от любви материнской, ее можно контролировать. Отрицательной
стороной отцовской любви является то, что ее можно потерять в случае непослушания.
При рождении ребенок нуждается в безусловной материнской любви физиологически и
психически, она обеспечивает ему психологический комфорт. После шести лет ребенок
начинает заметно нуждаться в отцовской любви, его руководстве. Если мать обеспечивает
ребенку безопасность жизни, то отец учит решению социальных проблем. Эта любовь
направляется принципами и ожиданиями. Отцовская любовь способствует развитию у
ребенка чувства собственной силы. Синтез материнской и отцовской любви в сознании
ребенка — основа его духовной зрелости. Слабое их сочетание приводит к сильным
негативным последствиям (Э. Фромм).
Отношениям в системе «мать — ребенок» отводится наиболее значимая роль в
развитии личности ребенка. Именно в нарушенных материнско-детских отношениях
большинство психологов склонны видеть причины семейных драм и нарушений
личностного развития ребенка.
Существует весьма распространенная точка зрения, сторонники которой
подчеркивают специфику и важность социального взаимодействия ребенка с матерью для
его полноценного психического развития. Внимание к этой проблеме привлекли
исследования, в которых впервые было описано явление госпитализма у детей, вос-
питывающихся в условиях дефицита социальных контактов. У таких детей наблюдались
задержки в становлении локомоторных фун -кций, патологические двигательные
стереотипии, глубокая апатия, обедненность эмоциональной сферы. Эту линию
продолжили Дж. Боул-би и М. Эйнсворт, сформулировавшие концепцию привязанности
как избирательного аффективного отношения ребенка с матерью, организующего его
поведение. Поведенческая система привязанности — одна из основных систем поведения,
которая позволяет индивиду держаться поблизости от одного или нескольких важных для
него лиц и проявляется только в ситуациях страха, усталости и болезни. Дальнейшее
развитие этой концепции привело к расширению функций привязанности — от
обеспечения безопасности, позволяющей преодолевать препятствия в самом раннем
детстве,
IO2
до «надежной базы», способствующей развитию всех видов навыков и умений в
более поздних возрастах (М. Эйнсворт).
В психологии материнско- детские отношения рассматриваются и с точки зрения
организации диадического поведения. Особый интерес здесь вызывает степень адаптации
во взаимодействии, определяющая качество взаимодействия и, следовательно, качество
связи между матерью и ребенком. В этом подходе не только учитывается сенситивность
матери по отношению к ребенку, но и подчеркивается очень рано возникающая
способность ребенка участвовать во взаимодействии. При этом взаимодействие
рассматривается как система, регулируемая обоими партнерами, которые постоянно
вносят изменения в свое поведение на основе обратной связи от другого. Таким образом, в
этих диадических отношениях взрослый выделяется как особый объект; формируется
образ другого человека, взаимодействие с которым опосредует специфику
коммуникативного стиля ребенка и его отношение к окружающим (J. В. Hoeksma, H.
Koomen, 1974).
Очевидно, что для успешного преодоления трудных ситуаций ребенку необходимы
эмоционально близкие отношения с матерью, ко -торые обеспечивают ему чувство
безопасности, снижают уровень тревоги и способствуют эффективному противодействию
трудностям. Анализ литературных источников демонстрирует, что, несмотря на обилие
исследований родительских отношений и их влияния на различные стороны развития
ребенка, пока не существует единого понимания нормы родительского отношения.
Исследователей в первую очередь интересует его аномалия, а понятие «норма» рас-
крывается от противного, то есть как отсутствие нарушений детс-ко-родительских
отношений. В принципе, практическое существование «сотрудничества», «кооперации»,
«безусловной любви» и т. д. не подтверждается конкретными исследованиями.
Однако вполне возможным кажется нам выделение некоторых наиболее
существенных характеристик гармоничных, или «здоровых», детско-родительских
отношений:
1. Удовлетворение в системе детско-родительских отношений базовых потребностей
ребенка, таких как потребности в безопасности и аффилиации, а также потребностей,
возникающих в процессе детско-родительского взаимодействия (принятия, признания
индивидуальности ребенка и сохранение автономии «Я»).
103
2. Достаточный уровень рефлексии родителей относительно ин -дивидуальных
особенностей ребенка, а именно понимание их социально - психологической природы.
3. Сознательная организация родителями конструктивного сти -ля взаимодействия с
ребенком, адекватного его индивидуальным особенностям.
В заключение отметим, что детско-родительские отношения — это сложный
многофакторный феномен, имеющий свою специфику, структуру, внешние проявления и
факторы. Детско-родительские отношения рассматриваются как фактор, оказывающий
влияние на различные стороны развития ребенка, главным образом на формирование его
индивидуальных особенностей, социальное развитие и психическое благополучие.
Контрольные вопросы
1. Как менялось значение материнства и отцовства в ходе исторического развития
общества?
2. Какие факторы и условия детерминируют отношение родителей к ребенку?
3. Какие стили / типы родительского отношения вы можете назвать?
4. Дайте определение понятию «родительский стресс» и охарактеризуйте основные
трудности, стрессоры, встречающиеся на разных этапах жизненного цикла семьи.
5. Как влияют детско - родительские отношения на развитие лич -ности ребенка?
Задания для самостоятельной работы
1. «Здоровая», уязвимая и регенеративная семья: реагирование на «нормативные»
трудности.
2. Родительские позиции, педагогические маски и детские роли в семье.
3. Личностные особенности матерей, воспитывающих детей с интеллектуальными
нарушениями.
4. Технологии коррекции детско-родительских отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Адлер А.
Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 1997.
2.
Баз А. А., Баженова О. В.
Влияние супружеской коммуникации на развитие
общения у ребенка первых двух лет жизни / / Психологический журнал. 1996. № 3.
3.
Берне Р.
Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1986.
4.
Божович А. И.
Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:
Просвещение, 1968.
5.
Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н.
Неврозы у детей и их лечение. Л.:
Медицина, 1977.
6.
Варга А. Я.
Структура и типы родительского отношения: Дисс... канд. психол.
наук. М., 1986.
7.
Выготский
Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН
РСФСР, 1956.
8.
Захаров А. М.
Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 1998.
9.
Карабанова О. А.
Психология семейных отношений и основы
консультирования. М.: Гардарики, 2004.
105
10.
Кован Ф. А., Кован В. П.
Стиль родительского поведения и развитие
трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. 1989. №4.
11.
Куфтяк Е.В.
Опыт исследования физического наказания де -тей и
совладающего поведения в семье // Психолог в детском саду. 2004. № 3.
12.
Лазурский А. Ф.
Психология общая и экспериментальная.
Л., 1925.
13.
Леонгард К.
Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981.
14.
Леонтьев А. Н.
Проблема развития психики. М.: Мысль,
1973.
15.
Мясищев В. Н.
Психология отношений: избранные психоло -гические труды.
М.: Изд - во « Институт практической психо -логии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
16.
Овчарова Р. В.
Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во
Института Психотерапии, 2003.
17.
Платонов К. К.
Система психологии и теория отражения. М., Наука, 1982.
18.
Рубинштейн Л. С.
Бытие и сознание. М., Изд-во АН СССР 1957.
19.
Сатир В.
Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-
Пресс, 1992.
20.
Спиваковская А. С.
Психотерапия: игра, детство, семья. М.: ЭКСМО-Пресс,
2000.
21.
Фрейд А.
Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993.
22..
Фромм Э.
Анатомия человеческой деструктивности. Мн.: Попурри, 1996.
23.
Хоментаускас Г. Т.
Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1984.
24.
Хорни К.
Невротическая личность нашего времени. М.: Изд. группа «Прогресс»
— «Универс», 1993.
25.
Шнейдер Л. Б.
Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-
Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.
26.
Эйдемиллер Э. Г., ЮстицкисВ.
Психология и психотерапия семьи. СПб.:
Питер, 1999.
106
27.
ЭйнсвортМ.
Привязанности за порогом младенчества // Детство идеальное и
настоящее / Под ред. Е. Р. Слободской. Новосибирск, 1994.
28.
Эриксон Э.
Детство и общество. Обнинск: Принтер, 1993. 2 9.
Hoeksma J.B.,
Коотеп Н.
Development of early mother — child
interaction and attachment. Amsterdam, 1991.
30.
MaccobyE. E.
Social development: Psychological growth and the parent-child
relationship. N.Y., 1980.
31.
Murray L., Cooper P. J.
Postpartum Depression and Child Development //
Psychological Medicine. 1997. No 27.
32.
Schaefer E. S.
Childrens report of parental behavior inventory / /Child Devi., 1965.
33. Stress and the Family. Vol.1: Coping with Normative Transitions / Ed. by H. I.
McCubbin, C. R. Figley. N. Y.: Brunner/ Mazel Publishers. 1983.
ГЛАВА 3 МОЛОДАЯ СЕМЬЯ:
супруги и
РОДИТЕЛИ
'— Извините, но мы никак не могли ждать так долго.
Мы так влюблены друг в друга!
—
Поздравьте их, дети, они поженились!
Мемуары Муми-папы
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДОЙ
СЕМЬИ
Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая
обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и
обязанности по отношению друг к другу и к детям. Заключая брачный союз, партнеры при
-нимают на себя обязательства относительно жизнеустройства и функционирования семьи
как системы (В. И. Зацепин, 1991).
Первые годы совместной жизни — это начальная стадия жизненного цикла семьи,
стадия формирования индивидуальных стереотипов общения, согласования систем
ценностей и выработки общей мировоззренческой позиции. По существу, на этой стадии
происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа отношений, который
удовлетворял бы обоих. При этом перед супругами стоят задачи формирования структуры
семьи, распределения функций (ролей) между мужем и женой и выработки общих
семейных ценностей. Под структурой семьи понимается способ обеспечения единства
семьи; распределение ролей проявляется в том, какие виды семейной деятельности
каждый супруг берет под свою ответственность и какие адресует партнеру; наконец,
семейные ценности представляют собой установки супругов по поводу того, для чего
существует семья.
108 Сложность данного периода заключается в том, что супруги должны создать
некую совершенно новую реальность по сравнению просто с суммой его частей, то есть
членов семьи. Иными словами, семья — это новый объект, с новыми свойствами, где
«старые» свойства членов семьи могут вообще не проявляться. Семья — это, прежде всего
и главным образом, именно отношения между состав -ляющими ее лицами (Е. С.
Калмыкова, 1983).
Вступив в брак, молодые люди присоединяются к двум сложным и расширенным
родительским системам. На данном этапе суп -руги должны не только приспособиться
друг к другу, но и сформировать отношения с новыми родственниками, понять, какие
традиции родительских семей следует сохранить. Таким образом, налаживание связей с
семьей партнера — один из наиболее сложных аспектов взаимного приспособления (Э. Г.
Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская, 2003). Очевидно, что задачи данного
этапа жизненного цикла семьи сложны, многообразны, а порой и превышают реальные
возможности молодых людей. Это подтверждается следующими фактами: 33% молодых
супругов неудовлетворенны своим браком и оценивают его как неблагополучный, всего
лишь
5%
полностью удовлетворены браком и оценивают его как удачный,
благополучный, 62% оценивают свой брак как относительно благополучный, но отмечают
неудовлетворенность в какой-либо сфере отношений.
Отметим, что полученные данные отражают ситуацию, реально сложившуюся в
провинции. Здесь находят отражение провинциальные ценности, уклад, менталитет. При
обобщении результатов исследования эта переменная не может не учитываться.
Современ
-ные молодые семьи в провинции
имеют следующие отличительные признаки: •
■
1. Семейные границы в большинстве семей нарушены. В некоторых семьях явно
проявляется супружеский «симбиоз» (диффузность границ в супружеской системе), что
приводит к искаженному восприятию супруга.
Многие молодых пары в материальном плане зависят от родителей, либо живут
вместе с родителями, либо снимают квартиру, но финансируют это родители (68%). Это
вносит дополнительные сложности в отношения супругов, повышается вероятность того,
что родители будут напрямую вмешиваться в жизнь молодой семьи, особенно, если
сохраняется и психологическая зависимость от
109