Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3522
Скачиваний: 54
превышающие возможности членов семьи и создающие угрозу утраты семейных
ценностей.
Существует особая группа стрессов и трудностей семейной жиз -ни, обусловленных
семейной цикличностью, — это стрессы и трудности, возникающие в обычных условиях в
каждой семье, связанные с развитием и прохождением семьей основных этапов
жизненного цикла.
Понятие «жизненный цикл семьи» ввели в 1948 г. Е. Дюваль и Р. Хилл. Авторы
рассматривали жизненный цикл семьи как периодические изменения, происходящие в
семье в зависимости от стажа брака.
В настоящее время существует немало вариантов деления жизненного цикла семьи
на этапы и периоды. Анализ зарубежных и отечественных источников показал, что в
качестве основных при-
33
знаков разграничения этапов жизненного цикла семьи называются: факт наличия
или отсутствия детей в семье и их возраст (Е. Дюваль, 1948); изменение места детей в
семейной структуре (Р. Нойберг, 1972); задачи, соответствующие данному периоду (Э. К.
Васильева, 1975); типичные проблемы развития семьи (А. В. Черников, 2000); развитие
отношений супругов (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юс-тицкис, 1999); кризисы семейной жизни
(М. Джеймс, 1989); личностный рост каждого члена семейного коллектива (В. Сатир,
1992).
При переходе с одного этапа семейного развития на другой из -менениям
подвергаются структура семьи, семейные ресурсы и возможности, качество семейных
отношений, диапазон ответственности, обязанностей, активности членов семьи в
соответствии с функциями и задачами, выполняемыми семьей на каждом из этапов
жизненного цикла. Происходящие изменения затрагивают всю внутреннюю
жизнедеятельность семейной системы, требуют мобилизации внутренних ресурсов,
отражаются на внутрисемейном кли -мате, на эмоциональном, психологическом
самочувствии членов семьи, атмосфере взаимоотношений, нередко оцениваются и пере-
живаются членами семьи как трудные, стрессовые.
В психологии такие трудности семьи принято обозначать как нормативные — с
одной стороны, они приводят к нарастанию конфликтности взаимоотношений, снижению
удовлетворенности семейной жизнью, ослаблению сплоченности семьи, с другой сто-
роны, способствуют умножению усилий членов семьи, направленных на ее сохранение (Э.
Г. Эйдемиллер, 2000; Т. Л. Крюкова, 2003).
Каждый из этапов жизненного цикла семьи характеризуется специфическими
стрессами и трудностями, возникающими как следствие нормативных изменений в
семейной структуре. Поэтому исследователей интересовали именно нормативные
трудности, испытываемые членами «условно благополучной» полной семьи на трех
этапах жизненного цикла:
1) молодая семья без детей;
2) семья с детьми-подростками;
3) семья на стадии «пустого гнезда».
Каковы же основные, наиболее частые и значимые для благополучия семьи,
жизненные трудности на каждом из трех этапов ее жизненного цикла?
34
В
молодой семье
процесс формирования внутрисемейных и вне -семейных
отношений, сближения ценностных ориентации, представлений супругов протекает
весьма интенсивно и напряженно.
В адаптационный период наиболее чувствительными к супружескому конфликту
являются следующие сферы общения: отношения с родственниками и друзьями, взаимная
ревность, нарушения ролевых ожиданий, доминирование супругов, отношение к мате-
риальной основе семьи.
На данном этапе жизненного цикла семейными трудностями могут являться
установление границ эмоциональной близости, выработка совместного семейного
«кодекса», становление ролевой структуры молодой семьи, распределение хозяйственно-
бытовых обязанностей, решение жилищного и имущественного вопросов, налаживание
взаимоотношений с родственниками супруга.
Немаловажны и структурно-ролевой аспект и процессы лидерства, установления
социальной власти — они тоже провоцируют возникновение трудностей в молодой семье.
Каждому из супругов приходится приспосабливаться к состоянию, которое, по сравнению
с добрачной независимостью и свободой, кажется вынужденной необходимостью.
Проблемы могут возникать из-за таких характеристик ролевой структуры, как
распределение ролей между супругами, степень идентификации с ролью при
противоречивых требованиях к ее выполнению, из-за невозможности совместить
несколько ролей, сверхидентификация с тем распределением ролей, которое сложилось в
семье их родителей.
В
семье с детьми-подростками
нагрузка каждого члена семьи возрастает, и семья
более всего подвержена стрессу.
Стрессы и трудности супругов-родителей на данном этапе семейного развития
весьма разнообразны.
Середина жизненного цикла семьи — это время избыточных требований к супругам-
родителям и со стороны общества, и со стороны внутрисемейных отношений.
Необходимо быть не только хорошими супругами, адекватными родителями,
заботливыми детьми своих пожилых родителей, но и ответственными и успешными
работниками, чутко реагировать на изменения в обществе.
Изменениям, стрессам и трудностям подвергается сфера супружеских отношений.
Свободное время для себя и партнера заметно ограничивается и посвящается множеству
обязанностей (общественных, бытовых, профессиональных). Для того чтобы находить
35
фазы личного, индивидуального восстановления сил, приходится ограничивать
время супружеских отношений в пользу индивидуальной активности и вести себя более
эгоцентрично, тем самым эко -номя и сохраняя личное свободное пространство.
Сфера детско-родительских отношений также подвергается существенным
изменениям.
Подростковый возраст характеризуется особым всплеском конфликтов между
родителями и детьми. При этом причины возникновения конфликтов подростков с
родителями имеют определенную возрастную динамику: у младших подростков
преобладают конфликты, связанные с учебой, у старших подростков наиболее
распространенной причиной конфликтов с родителями становится «несовпадение
взглядов на жизнь».
Трудность может представлять обостряющаяся у подростка потребность в
независимости, которая обычно ведет к некоторому конфликту внутри семьи, а также
необходимость пересмотра родительского отношения и стиля воспитательных
воздействий к подросшему ребенку, усиливающееся чувство беспокойства и тревоги за
него.
Семья на стадии «пустого гнезда»
заново преобразовывается в брак, взрослые дети
создают собственные семьи, а родители остаются вдвоем.
При этом семейными трудностями могут становиться приспособление к жизни
вдвоем, выстраивание отношений с семьями детей, приспособление к убыванию сил и
ухудшению здоровья, смирение со старением — собственным и супруга, приспособление
к выходу на пенсию и снижению доходов, анализ степени удовлетворенности прожитыми
вместе годами, адаптация к новым ролям бабушки и дедушки. Потребность ощутить свою
необходимость и значимость на этом этапе также начинает играть особенно замет -ную
роль.
В современной психологической литературе чаще встречается теоретическое
описание семейных стрессов и трудностей, при этом явственно ощущается недостаток
комплексных эмпирических исследований реальных, действительных трудностей и
стрессов, переживаемых семьей в процессе своего развития.
Широкое исследование семейных стрессов было проведено в Германии (Г.
Боденманн, 2000). Результаты данного исследования показали виды стресса,
переживаемого современной западной
36
семьей. Это стресс, связанный с супружескими отношениями; стресс в связи с
воспитанием детей; стресс, связанный с трудностями общения с родительскими семьями.
Как видим, финансовый стресс в этом списке не упоминается.
При этом стресс внутри партнерских отношений связан с неудов -летворенностью
своей ролью в домашнем хозяйстве, различными потребностями в совместной жизни и
различными жизненными целями. Кроме того, стресс вызывают сексуальные проблемы,
различие в ценностях и мировоззрении, споры и конфликты с партнером.
В исследовании Е. В. Кобзевой (2002) были получены результаты, характерные для
российских семей. Оказалось, что на первом месте по степени трудности и
стрессогенности в семьях стоит проблема финансов (41%), на втором — проблемы
здоровья (39%), на третьем — проблемы воспитания детей (11%), на четвертом —
проблема переездов (9%), и на пятом месте — трудности и стрессы межличностных
отношений
(^3,5%').
Результаты проведенных исследований показали, что трудности, переживаемые
семьями на разных этапах жизненного цикла, действительно различны, имеют
определенную специфику (Н. О. Бе-лорукова, 2003).
Как чувствуют себя «условно благополучные» городские семьи, характеризующиеся
хорошим уровнем социально-психологической адаптированности, образования, средним
уровнем материальной и финансовой обеспеченности?
Молодые супруги, участвовавшие в исследовании (стаж брака до 2 лет, средний
возраст молодых супругов — 23 года; большинство имеют высшее образование, все живут
отдельно от родителей), указали, что наиболее трудным для них является
психологическое приспособление к особенностям супруга (92%); на втором месте по
степени трудности оказалось принятие своей эмоциональной и финансовой
самостоятельности, независимости от родителей; изменение круга общения, редкие
встречи со своими друзьями отдель-ноот супруга (77,5%); на третьем месте оказалась
трудность адаптации кроли мужа / жены, необходимость изменения собственных
привычек (35%); на четвертое место по степени трудности молодые супруги определили
формирование взаимоотношений с родственниками мужа / жены (57,5%); и, наконец,
наименее стрес-согенными, как это ни удивительно, оказались трудности в
37
изменении условий жизни, увеличении хозяйственно - бытовых обя -занностей
(20%) (Н. О. Белорукова, 2003).
Родители подростков (средний возраст родителей составляет 40 лет, возраст их
детей-подростков от 14 до 16 лет; большинство родителей имеют высшее образование; все
родители работают, семьи материально обеспечены) оценили наиболее стрессогенны-ми
трудности, связанные с изменениями в характере своего ребенка-подростка
(раздражительность, вспышки гнева, нетерпимость, максимализм, уход в себя,
непослушание) (100%).
На втором месте по степени трудности оказалось переживание ими чувства
беспомощности из-за невозможности защитить, оградить своего ребенка от неприятностей
взрослой жизни (90%). На третьем месте — резкое усиление беспокойства и тревоги за
сына / дочь (70%); на четвертое место по степени трудности родители отнесли принятие
взросления сына / дочери; отдаление ребенка от родителей к дружеским компаниям
(37,5%); и наименее стрессогенной для родителей оказалась ситуация вынужденной
перестройки взаимоотношений с сыном / дочерью (15%).
Зрелые супруги (семьи на стадии «пустого гнезда», когда последний ребенок уже
покинул родительский дом; средний возраст супругов 54 года; большинство из них
работают, социально активны; дети, создав собственные семьи, живут отдельно, часть
детей живут в других городах, общение с родителями происходит очень редко) расценили
как наиболее трудное осознание того, что «у детей теперь своя жизнь и своя семья»
(90,6%); на втором месте по степени трудности оказалось появление чувства одиночества,
трудности в заполнении свободного времени (68,7%); на третье место зрелые супруги
отнесли трудности построения новых отношений с супругом (56,2%); на четвертом месте
— резкое снижение социальной активности и интенсивности общения, принятие своего
возраста (34,4%); и наименее трудным для зрелых супругов оказалось изменение условий
жизни, переезд детей в другой город (31,3%).
Таким образом, каждый из рассматриваемых нами этапов жиз -ненного цикла семьи
характеризуется собственными семейными трудностями.
У молодых супругов семейные трудности весьма интенсивны и разнообразны, но в
целом касаются формирования собственной семьи, сближения двух разных моделей
семейного устройства. Все
38
трудности супругов-родителей связаны с детьми. Вероятно, семьи все больше
становятся детоцентричными, при этом сферы супружеских отношений и
профессиональной активности отодвигаются на второй план, становятся менее
значимыми. Трудности, возникающие у зрелых супругов, связаны с большим
самоанализом, реф -лексией, но наиболее остро переживается прекращение воспитатель-
ной функции, которая, по-видимому, на предыдущих этапах жизненного цикла семьи
действительно была наиболее важна и значима для родителей.
Мы описали модель справляющейся с трудностями, совладаю-щей семьи,
обладающей продуктивными стилями и стратегиями поведения для решения
возникающих нормативных трудностей и стрессов.
Способность семей справляться с трудностями объясняется наличием особых
механизмов психологического совладания. Совладание — это комплекс когнитивных и
аффективных действий, поступков человека, которые возникают как реакция на
определенную проблему, вызывающую беспокойство (Т. Л. Крюкова, 2003). Его
особенности в семьях мы определяем с помощью адаптированных нами опросных
методик (CISS, или Копинг-поведение в стрессовых ситуациях, WCQ, или Опросник
способов совладания, ACS, или Юношеская копинг-шкала) и соотнесения полученных
ответов испытуемых с анализом объективных характеристик их жизни (стабильность
брака, социально-экономический уровень жизни и т.д.).
Семьи
различаются
по многим характеристикам от этапа к этапу. Различными в
семьях на разных этапах жизненного цикла являются не только переживаемые ими
стрессы и трудности, но и используемые членами семей стратегии совладания с ними.
Так, оказалось, что
на первом этапе жизненного цикла
семьи у молодых супругов,
по сравнению с супругами на втором и третьем этапах семейного развития, предпочтений
определенных стратегий совладания нет.
На
втором этапе жизненною цикла
семьи, состоящие из ро -дителей и подростков,
чаще, чем молодые супруги, выбирают
кон-фронтативный копинг, проблемно-
ориентированный копинг, дистанцирование
и
принятие ответственности,
а по сравне-
нию со зрелыми супругами — стратегии
принятия ответствен -ности
и
проблемно-
ориентированного копинга.
39
На
третьем этапе жизненного цикла
семьи зрелые супруги по сравнению с
родителями подростков больше предпочитают стратегию
поиска социальной поддержки,
а
по сравнению с молодыми супругами — стратегии
отвлечения, конфронтативного
копинга
и
дистанцирования.
Такие показатели могут говорить о том, что на первом этапе жизненного цикла
семьи молодые супруги еще выбирают для себя наиболее подходящие стратегии
совладания с семейными трудностями, стремясь"к сочетанию двух разных стилей
совладающего поведения — стиля мужа и стиля жены. В семьях с детьми-подростками
при возрастании внутрисемейных и внесемейных требований и обязательств возрастает и
активность супругов-родителей в разрешении трудностей, усиливается проблемное
ориентирование их совладания. К третьему этапу жизни семьи, когда главная вос-
питательная функция уже выполнена, силы и ресурсы пожилых суп -рутов уменьшаются,
к активному разрешению трудных ситуаций присоединяются эмоциональное
переживание, переосмысление, стремление экономить семейные ресурсы.
В целом, семьи, участвующие в нашем исследовании, на всех трех этапах
жизненного цикла адекватно справляются с семейными трудностями (об этом
свидетельствует выявленная нами степень выраженности использования активных,
эффективных стратегий совладания, а также достаточный уровень социально-психологи-
ческой адаптации семей). Тем не менее анализ показал, что наиболее эффективно и
проблемно-ориентированно семья справляется с семейными трудностями в середине
своего жизненного цикла (семьи с детьми-подростками).
Подводя итоги, можно сказать, что существует ряд трудностей семейной
жизнедеятельности на разных этапах жизненного цикла семьи, которые являются
нормативными.
С одной стороны, такие трудности прогнозируемы и ожидаемы,
обусловлены нормативными изменениями в семейной системе, с другой стороны, они не
раз -рушают семейные устои, члены семей с ними адекватно и успешно справляются,
используя выраженные осознанные стратегии совладающего поведения.
Можно с определенностью сказать, что
этап жизненного цикла,
на котором
находится семья, является важным фактором, определяющим особенности восприятия
членами семьи трудностей и воз -можности совладания с ними.
СТРУКТУРА СЕМЬИ И ЕЕ СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ
Я не верю в людей
—
только в семьи.
К. Витакер
Структура семьи — это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их
взаимоотношений. Среди множества различных вариантов
структуры
или
состава
семьи
наиболее известно ее разделение на полную (есть мать, отец и дети) и неполную (есть
только мать или отец с детьми). Структурный состав семьи зачастую заранее относит
неполную семью к группе риска, предполагая, что ее функционирование затруднено. Мы
исследовали
норматив -ные
и
экстремальные
трудности в неполных и полных семьях, а
так -же стили совладеющего поведения семьи. Приведем результаты этого исследования.
Сравнивая полные и неполные семьи (воспитывающие детей-подростков с отцом и
без отца), мы априори предполагаем, что неполная семья
не выступает
как условно
неблагополучная
только из-за неполноты своей структуры, хотя данные большого количе-
ства исследований показывают обратное (Ю. Е. Алешина, 1987; В. Н. Дружинин, 2000; А.
С. Спиваковская, 1999).
В доказательство / опровержение этого мы проанализировали следующие
параметры: 1) уровень и тип испытываемых членами се -мей трудностей; 2) характер
взаимоотношений в семье; 3) уровень совладания с трудностями родителей и детей в
семьях разного типа.
Неполнота изучаемых семей произошла вследствие разных при -чин:
• потеря, смерть супруга; все семьи, потерявшие отца / мужа, находились в близких
отношениях с ним;
• развод (в части семей неожиданный, уровня катастрофы), отношения после
которого сложились по-разному — от дистантных до дружеских;