Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3522

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

превышающие  возможности  членов  семьи  и  создающие  угрозу  утраты  семейных
ценностей.

Существует особая группа стрессов и трудностей семейной жиз -ни, обусловленных

семейной цикличностью, — это стрессы и трудности, возникающие в обычных условиях в
каждой  семье, связанные  с  развитием  и  прохождением  семьей  основных  этапов
жизненного цикла.

Понятие «жизненный  цикл  семьи» ввели  в 1948 г. Е. Дюваль  и  Р. Хилл. Авторы

рассматривали  жизненный  цикл  семьи  как  периодические  изменения, происходящие  в
семье в зависимости от стажа брака.

В настоящее  время существует  немало вариантов деления жизненного цикла  семьи

на  этапы  и  периоды. Анализ  зарубежных  и  отечественных  источников  показал, что  в
качестве основных при-

33

знаков  разграничения  этапов  жизненного  цикла  семьи  называются: факт  наличия

или  отсутствия  детей  в  семье  и  их  возраст (Е. Дюваль, 1948); изменение  места  детей  в
семейной структуре (Р. Нойберг, 1972); задачи, соответствующие данному периоду (Э. К.
Васильева, 1975); типичные  проблемы  развития  семьи (А. В. Черников, 2000); развитие
отношений  супругов (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юс-тицкис, 1999); кризисы  семейной  жизни
(М.  Джеймс,  1989);  личностный  рост  каждого  члена  семейного  коллектива  (В.  Сатир,
1992).

При  переходе  с  одного  этапа  семейного  развития  на  другой  из -менениям

подвергаются  структура  семьи, семейные  ресурсы  и  возможности, качество  семейных
отношений, диапазон  ответственности, обязанностей, активности  членов  семьи  в
соответствии  с  функциями  и  задачами, выполняемыми  семьей  на  каждом  из  этапов
жизненного  цикла. Происходящие  изменения  затрагивают  всю  внутреннюю
жизнедеятельность  семейной  системы, требуют  мобилизации  внутренних  ресурсов,
отражаются  на  внутрисемейном  кли -мате, на  эмоциональном, психологическом
самочувствии  членов  семьи, атмосфере  взаимоотношений, нередко оцениваются  и  пере-
живаются членами семьи как трудные, стрессовые.

В  психологии  такие  трудности  семьи  принято  обозначать  как  нормативные  —  с

одной стороны, они приводят к нарастанию конфликтности взаимоотношений, снижению
удовлетворенности  семейной  жизнью, ослаблению  сплоченности  семьи, с  другой  сто-
роны, способствуют умножению усилий членов семьи, направленных на ее сохранение (Э.
Г. Эйдемиллер, 2000; Т. Л. Крюкова, 2003).

Каждый  из  этапов  жизненного  цикла  семьи  характеризуется  специфическими

стрессами  и  трудностями, возникающими  как  следствие  нормативных  изменений  в
семейной  структуре. Поэтому  исследователей  интересовали  именно  нормативные
трудности, испытываемые  членами «условно  благополучной» полной  семьи  на  трех
этапах жизненного цикла:

1) молодая семья без детей;
2) семья с детьми-подростками;
3) семья на стадии «пустого гнезда».
Каковы  же  основные, наиболее  частые  и  значимые  для  благополучия  семьи,

жизненные трудности на каждом из трех этапов ее жизненного цикла?

34

В

молодой  семье

процесс  формирования  внутрисемейных  и  вне -семейных

отношений, сближения  ценностных  ориентации, представлений  супругов  протекает
весьма интенсивно и напряженно.

В  адаптационный  период  наиболее  чувствительными  к  супружескому  конфликту

являются следующие сферы общения: отношения с родственниками и друзьями, взаимная
ревность, нарушения  ролевых  ожиданий, доминирование  супругов, отношение  к  мате-
риальной основе семьи.


background image

На  данном  этапе  жизненного  цикла  семейными  трудностями  могут  являться

установление  границ  эмоциональной  близости, выработка  совместного  семейного
«кодекса», становление ролевой структуры молодой семьи, распределение хозяйственно-
бытовых  обязанностей, решение  жилищного  и  имущественного  вопросов, налаживание
взаимоотношений с родственниками супруга.

Немаловажны  и  структурно-ролевой  аспект  и  процессы  лидерства, установления

социальной власти — они тоже провоцируют возникновение трудностей в молодой семье.
Каждому из супругов приходится приспосабливаться к состоянию, которое, по сравнению
с  добрачной  независимостью  и  свободой, кажется  вынужденной  необходимостью.
Проблемы  могут  возникать  из-за  таких  характеристик  ролевой  структуры, как
распределение  ролей  между  супругами, степень  идентификации  с  ролью  при
противоречивых  требованиях  к  ее  выполнению, из-за  невозможности  совместить
несколько ролей, сверхидентификация с тем распределением ролей, которое сложилось в
семье их родителей.

В

семье  с  детьми-подростками

нагрузка  каждого  члена  семьи  возрастает, и  семья

более всего подвержена стрессу.

Стрессы  и  трудности  супругов-родителей  на  данном  этапе  семейного  развития

весьма разнообразны.

Середина жизненного цикла семьи — это время избыточных требований к супругам-

родителям  и  со  стороны  общества,  и  со  стороны  внутрисемейных  отношений.
Необходимо  быть  не  только  хорошими  супругами, адекватными  родителями,
заботливыми  детьми  своих  пожилых  родителей, но  и  ответственными  и  успешными
работниками, чутко реагировать на изменения в обществе.

Изменениям, стрессам  и  трудностям  подвергается  сфера  супружеских  отношений.

Свободное время для себя и партнера заметно ограничивается и посвящается множеству
обязанностей (общественных, бытовых, профессиональных). Для того чтобы находить

35
фазы  личного, индивидуального  восстановления  сил, приходится  ограничивать

время супружеских отношений в пользу индивидуальной активности и вести себя более
эгоцентрично, тем самым эко -номя и сохраняя личное свободное пространство.

Сфера  детско-родительских  отношений  также  подвергается  существенным

изменениям.

Подростковый  возраст  характеризуется  особым  всплеском  конфликтов  между

родителями  и  детьми. При  этом  причины  возникновения  конфликтов  подростков  с
родителями  имеют  определенную  возрастную  динамику: у  младших  подростков
преобладают  конфликты, связанные  с  учебой, у  старших  подростков  наиболее
распространенной  причиной  конфликтов  с  родителями  становится «несовпадение
взглядов на жизнь».

Трудность  может  представлять  обостряющаяся  у  подростка  потребность  в

независимости, которая  обычно  ведет  к  некоторому  конфликту  внутри  семьи, а  также
необходимость  пересмотра  родительского  отношения  и  стиля  воспитательных
воздействий  к  подросшему  ребенку, усиливающееся  чувство  беспокойства  и  тревоги  за
него.

Семья на стадии «пустого гнезда»

заново преобразовывается в брак, взрослые дети

создают собственные семьи, а родители остаются вдвоем.

При  этом  семейными  трудностями  могут  становиться  приспособление  к  жизни

вдвоем, выстраивание  отношений  с  семьями  детей, приспособление  к  убыванию  сил  и
ухудшению здоровья, смирение со старением — собственным и супруга, приспособление
к выходу на пенсию и снижению доходов, анализ степени удовлетворенности прожитыми
вместе годами, адаптация к новым ролям бабушки и дедушки. Потребность ощутить свою
необходимость  и  значимость  на  этом  этапе  также  начинает  играть особенно  замет -ную
роль.


background image

В  современной  психологической  литературе  чаще  встречается  теоретическое

описание  семейных  стрессов  и  трудностей, при  этом  явственно  ощущается  недостаток
комплексных  эмпирических  исследований  реальных, действительных  трудностей  и
стрессов, переживаемых семьей в процессе своего развития.

Широкое  исследование  семейных  стрессов  было  проведено  в  Германии (Г.

Боденманн, 2000). Результаты  данного  исследования  показали  виды  стресса,
переживаемого современной западной

36
семьей. Это  стресс, связанный  с  супружескими  отношениями; стресс  в  связи  с

воспитанием детей; стресс, связанный с трудностями общения с родительскими семьями.
Как видим, финансовый стресс в этом списке не упоминается.

При  этом  стресс  внутри  партнерских  отношений  связан  с  неудов -летворенностью

своей  ролью  в  домашнем  хозяйстве, различными  потребностями  в  совместной  жизни  и
различными  жизненными  целями. Кроме  того, стресс  вызывают  сексуальные  проблемы,
различие в ценностях и мировоззрении, споры и конфликты с партнером.

В исследовании Е. В. Кобзевой (2002) были получены результаты, характерные для

российских  семей. Оказалось, что  на  первом  месте  по  степени  трудности  и
стрессогенности  в  семьях  стоит  проблема  финансов (41%), на  втором — проблемы
здоровья  (39%),  на  третьем  —  проблемы  воспитания  детей  (11%),  на  четвертом  —
проблема  переездов (9%), и  на  пятом  месте — трудности  и  стрессы  межличностных
отношений

(^3,5%').

Результаты  проведенных  исследований  показали, что  трудности, переживаемые

семьями  на  разных  этапах  жизненного  цикла, действительно  различны, имеют
определенную специфику (Н. О. Бе-лорукова, 2003).

Как чувствуют себя «условно благополучные» городские семьи, характеризующиеся

хорошим  уровнем  социально-психологической  адаптированности, образования, средним
уровнем материальной и финансовой обеспеченности?

Молодые  супруги, участвовавшие  в  исследовании (стаж  брака  до 2 лет, средний

возраст молодых супругов — 23 года; большинство имеют высшее образование, все живут
отдельно  от  родителей), указали, что  наиболее  трудным  для  них  является
психологическое  приспособление  к  особенностям  супруга (92%); на  втором  месте  по
степени  трудности  оказалось  принятие  своей  эмоциональной  и  финансовой
самостоятельности, независимости  от  родителей; изменение  круга  общения, редкие
встречи  со  своими  друзьями  отдель-ноот  супруга (77,5%); на  третьем  месте  оказалась
трудность  адаптации  кроли  мужа / жены, необходимость  изменения  собственных
привычек (35%); на четвертое место по степени трудности молодые супруги определили
формирование  взаимоотношений  с  родственниками  мужа / жены (57,5%); и, наконец,
наименее стрес-согенными, как это ни удивительно, оказались трудности в

37

изменении  условий  жизни, увеличении  хозяйственно - бытовых  обя -занностей

(20%) (Н. О. Белорукова, 2003).

Родители  подростков (средний  возраст  родителей  составляет 40 лет, возраст  их

детей-подростков от 14 до 16 лет; большинство родителей имеют высшее образование; все
родители  работают, семьи  материально обеспечены) оценили  наиболее  стрессогенны-ми
трудности, связанные  с  изменениями  в  характере  своего  ребенка-подростка
(раздражительность, вспышки  гнева, нетерпимость, максимализм, уход  в  себя,
непослушание) (100%).

На  втором  месте  по  степени  трудности  оказалось  переживание  ими  чувства

беспомощности из-за невозможности защитить, оградить своего ребенка от неприятностей
взрослой  жизни  (90%).  На  третьем  месте  —  резкое  усиление  беспокойства  и  тревоги  за
сына / дочь (70%); на четвертое место по степени трудности родители отнесли принятие
взросления  сына / дочери; отдаление  ребенка  от  родителей  к  дружеским  компаниям


background image

(37,5%); и  наименее  стрессогенной  для  родителей  оказалась  ситуация  вынужденной
перестройки взаимоотношений с сыном / дочерью (15%).

Зрелые  супруги (семьи  на  стадии «пустого  гнезда», когда  последний  ребенок  уже

покинул  родительский  дом; средний  возраст  супругов 54 года; большинство  из  них
работают, социально  активны; дети, создав  собственные  семьи, живут  отдельно, часть
детей живут в других городах, общение с родителями происходит очень редко) расценили
как  наиболее  трудное  осознание  того, что «у  детей  теперь  своя  жизнь  и  своя  семья»
(90,6%); на втором месте по степени трудности оказалось появление чувства одиночества,
трудности  в  заполнении  свободного  времени (68,7%); на  третье  место  зрелые  супруги
отнесли трудности построения новых отношений с супругом (56,2%); на четвертом месте
— резкое  снижение  социальной  активности  и  интенсивности  общения, принятие  своего
возраста (34,4%); и наименее трудным для зрелых супругов оказалось изменение условий
жизни, переезд детей в другой город (31,3%).

Таким образом, каждый из рассматриваемых нами этапов жиз -ненного цикла семьи

характеризуется собственными семейными трудностями.

У молодых супругов семейные трудности весьма интенсивны и разнообразны, но в

целом  касаются  формирования  собственной  семьи, сближения  двух  разных  моделей
семейного устройства. Все

38
трудности  супругов-родителей  связаны  с  детьми. Вероятно, семьи  все  больше

становятся  детоцентричными, при  этом  сферы  супружеских  отношений  и
профессиональной  активности  отодвигаются  на  второй  план, становятся  менее
значимыми. Трудности, возникающие  у  зрелых  супругов, связаны  с  большим
самоанализом, реф -лексией, но  наиболее остро переживается прекращение  воспитатель-
ной  функции, которая, по-видимому, на  предыдущих  этапах  жизненного  цикла  семьи
действительно была наиболее важна и значима для родителей.

Мы  описали  модель  справляющейся  с  трудностями, совладаю-щей  семьи,

обладающей  продуктивными  стилями  и  стратегиями  поведения  для  решения
возникающих нормативных трудностей и стрессов.

Способность  семей  справляться  с  трудностями  объясняется  наличием  особых

механизмов  психологического  совладания. Совладание — это  комплекс  когнитивных  и
аффективных  действий, поступков  человека, которые  возникают  как  реакция  на
определенную  проблему, вызывающую  беспокойство (Т. Л. Крюкова, 2003). Его
особенности  в  семьях  мы  определяем  с  помощью  адаптированных  нами  опросных
методик (CISS, или  Копинг-поведение  в  стрессовых  ситуациях, WCQ, или  Опросник
способов  совладания, ACS, или  Юношеская  копинг-шкала) и  соотнесения  полученных
ответов  испытуемых  с  анализом  объективных  характеристик  их  жизни (стабильность
брака, социально-экономический уровень жизни и т.д.).

Семьи

различаются

по  многим  характеристикам  от  этапа  к  этапу. Различными  в

семьях  на  разных  этапах  жизненного  цикла  являются  не  только  переживаемые  ими
стрессы и трудности, но и используемые членами семей стратегии совладания с ними.

Так, оказалось, что

на первом  этапе жизненного цикла

семьи у молодых супругов,

по сравнению с супругами на втором и третьем этапах семейного развития, предпочтений
определенных стратегий совладания нет.

На

втором этапе жизненною цикла

семьи, состоящие из ро -дителей и подростков,

чаще, чем  молодые  супруги, выбирают

кон-фронтативный  копинг, проблемно-

ориентированный  копинг, дистанцирование

и

принятие  ответственности,

а  по  сравне-

нию  со  зрелыми  супругами — стратегии

принятия  ответствен -ности

и

проблемно-

ориентированного копинга.

39
На

третьем  этапе  жизненного  цикла

семьи  зрелые  супруги  по  сравнению  с

родителями подростков больше предпочитают стратегию

поиска социальной поддержки,

а


background image

по  сравнению  с  молодыми  супругами — стратегии

отвлечения, конфронтативного

копинга

и

дистанцирования.

Такие  показатели  могут  говорить  о  том,  что  на  первом  этапе  жизненного  цикла

семьи  молодые  супруги  еще  выбирают  для  себя  наиболее  подходящие  стратегии
совладания  с  семейными  трудностями, стремясь"к  сочетанию  двух  разных  стилей
совладающего  поведения — стиля  мужа  и  стиля  жены. В  семьях  с  детьми-подростками
при возрастании внутрисемейных и внесемейных требований и обязательств возрастает и
активность  супругов-родителей  в  разрешении  трудностей, усиливается  проблемное
ориентирование  их  совладания. К  третьему  этапу  жизни  семьи, когда  главная  вос-
питательная функция уже выполнена, силы и ресурсы пожилых суп -рутов уменьшаются,
к  активному  разрешению  трудных  ситуаций  присоединяются  эмоциональное
переживание, переосмысление, стремление экономить семейные ресурсы.

В  целом, семьи, участвующие  в  нашем  исследовании, на  всех  трех  этапах

жизненного  цикла  адекватно  справляются  с  семейными  трудностями (об  этом
свидетельствует  выявленная  нами  степень  выраженности  использования  активных,
эффективных стратегий  совладания, а также достаточный  уровень  социально-психологи-
ческой  адаптации  семей). Тем  не  менее  анализ  показал, что  наиболее  эффективно  и
проблемно-ориентированно  семья  справляется  с  семейными  трудностями  в  середине
своего жизненного цикла (семьи с детьми-подростками).

Подводя  итоги, можно  сказать, что  существует  ряд  трудностей  семейной

жизнедеятельности  на  разных  этапах  жизненного  цикла  семьи, которые  являются

нормативными.

С  одной  стороны, такие  трудности  прогнозируемы  и  ожидаемы,

обусловлены нормативными изменениями в семейной системе, с другой стороны, они не
раз -рушают  семейные  устои, члены  семей  с  ними  адекватно  и  успешно  справляются,
используя выраженные осознанные стратегии совладающего поведения.

Можно  с  определенностью  сказать, что

этап  жизненного  цикла,

на  котором

находится  семья, является  важным  фактором, определяющим  особенности  восприятия
членами семьи трудностей и воз -можности совладания с ними.

СТРУКТУРА СЕМЬИ И ЕЕ СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

Я не верю в людей

только в семьи.

К. Витакер
Структура  семьи  —  это  состав  семьи  и  число  ее  членов,  а  также  совокупность  их

взаимоотношений. Среди множества различных вариантов

структуры

или

состава

семьи

наиболее  известно  ее  разделение  на  полную (есть  мать, отец  и  дети) и  неполную (есть
только  мать  или  отец  с  детьми). Структурный  состав  семьи  зачастую  заранее  относит
неполную семью к группе риска, предполагая, что ее функционирование затруднено. Мы
исследовали

норматив -ные

и

экстремальные

трудности в неполных и полных семьях, а

так -же стили совладеющего поведения семьи. Приведем результаты этого исследования.

Сравнивая  полные и неполные  семьи (воспитывающие детей-подростков с отцом и

без  отца), мы  априори  предполагаем, что  неполная  семья

не  выступает

как  условно

неблагополучная

только из-за неполноты своей структуры, хотя данные большого количе-

ства исследований показывают обратное (Ю. Е. Алешина, 1987; В. Н. Дружинин, 2000; А.
С. Спиваковская, 1999).

В  доказательство / опровержение  этого  мы  проанализировали  следующие

параметры: 1) уровень  и  тип  испытываемых  членами  се -мей  трудностей; 2) характер
взаимоотношений  в  семье; 3) уровень  совладания  с  трудностями  родителей  и  детей  в
семьях разного типа.

Неполнота изучаемых семей произошла вследствие разных при -чин:
•    потеря, смерть супруга; все семьи, потерявшие отца / мужа, находились в близких

отношениях с ним;

•        развод  (в  части  семей  неожиданный,  уровня  катастрофы),  отношения  после

которого сложились по-разному — от дистантных до дружеских;