ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 2269
Скачиваний: 86
21
шений слухоречевой памяти, отличающегося от аналогичного синдрома при акустико-мнестической
афазии. Это отличие касается двух составляющих последнего: признаков собственно речевой дисфунк-
ции и сужения объема слухоречевого восприятия. При поражении височно-базальных отделов основ-
ным радикалом, определяющим характер расстройств памяти, является повышенная тормозимость вер-
бальных следов интерферирующими воздействиями в условиях гомогенной интерференции, т.е. при
запоминании и воспроизведения двух "конкурирующих" рядов слов, двух фраз и двух рассказов. За-
метного сужения объема слухоречевого восприятия при этом не наблюдается, так же как и признаков
афазии. Вместе с тем в данном синдроме имеют место признаки инертности в виде повторения при вос-
произведении одних и тех же слов. В пробах на воспроизведение ритмических структур больные с тру-
дом переключаются при переходе от одной ритмической структуры к другой; наблюдается персевера-
торное выполнение, которое, впрочем, поддается коррекции. Нельзя исключить, что патологическая
инертность в данном случае связана с влиянием патологического процесса либо на базальные отделы
лобных долей мозга, либо на подкорковые структуры мозга, тем более, что при данной локализации
опухоль может нарушать кровообращение именно в системе подкорковых зон.
Поражение базально-височных отделов в правом полушарии мозга проявляется в трудностях
воспроизведения порядка элементов и соответствует описанным выше (б) нарушениям, проявляющимся
здесь лишь в более мягкой форме.
Заканчивая описание патологии, связанной с поражением различных отделов височных систем
мозга, следует остановиться на двух важных в диагностическом аспекте моментах.
Глубинное расположение патологического очага в височных областях мозга обнаруживает себя
не столько первичными нарушениями, сколько расстройством функционального состояния входящих в
височные зоны систем, что в ситуации клинического нейропсихологического обследования проявляется
в парциальной истощаемости связанных с этими зонами функций. Так, например, тестирование фоне-
матического слуха может обнаруживать его сохранность при выполнении двух-трех первых дифферен-
цировок. Однако продолжение выполнения данного задания вызывает появление ошибок в дифферен-
циации фонем. По сути, в условиях истощаемости функции возникают подлинные нарушения фонема-
тического слуха, которые не могут рассматриваться как результат собственно корковой недостаточно-
сти, а должны быть интерпретированы в связи с влиянием глубинно расположенного очага на вторич-
ные отделы височной области левого полушария мозга. Аналогичным образом при глубинных опухолях
могут проявляться и другие симптомы, характерные для описанных синдромов очаговой патологии в
височных отделах мозга. Диссоциация между первоначально доступным выполнением проб и появле-
нием патологических симптомов в период "нагрузки" на функцию дает основания для заключения о
преимущественном влиянии глубинно расположенного очага на конвекситальные, медиальные или ба-
зальные структуры в левом или правом полушариях височных областей мозга.
Второе важное в диагностическом аспекте замечание касается трудностей определения локаль-
ной зоны поражения правой височной доли. Необходимо иметь в виду, что, как показано в целом ряде
исследований, правое полушарие по сравнению с левым обнаруживает менее выраженную дифферен-
циацию структур в отношении отдельных составляющих психических функций и факторов, их обеспе-
чивающих. В связи с этим интерпретация полученных при нейропсихологическом обследовании син-
дромов и составляющих их симптомов в узколокальном смысле должна быть более осторожной.
4. Нейропсихологические синдромы при поражении лобных отделов мозга.
Лобные отделы мозга представляют собой сложное образование и по своей структурной органи-
зации и по тем функциям, которые они обеспечивают в целостной системе психики, в комплексе меха-
низмов, обеспечивающих саморегуляцию психической деятельности в таких ее составляющих как целе-
полагание в связи с мотивами и намерениями, формирование программы (выбор средств) реализации
цели, контроль за осуществлением программы и ее коррекция, сличение полученного результата дея-
тельности с исходной задачей. Говоря о сложной, полифункциональной и надмодальной функции лоб-
ных долей в целом, А.Р. Лурия подчеркивал их роль в организации движений и действий. С чем связа-
но выделение движений из общего понятия действия в нейропсихологическом контексте? Это обуслов-
лено прямыми связями передних отделов мозга с двигательной корой и позволяет рассматривать лоб-
ные системы в комплексе с моторной и премоторной зонами как корковые отделы двигательной сферы.
Сложность строения лобных отделов, их связи с другими корковыми отделами, с подкорковыми
22
образованиями, с лимбико-ретикулярным комплексом и диэнцефальными структурами, с одной сторо-
ны, дают основания для заключения об интегральной функции передних отделов мозга, с другой - тре-
буют дифференцированного подхода к оценке частных функциональных вкладов в организацию пси-
хических процессов со стороны отдельных подсистем в общей структуре передних отделов мозга. Ана-
лиз клинических вариантов нарушений психических функций при локальной мозговой патологии по-
зволяет выделить следующие синдромы: заднелобный (премоторный) синдром; префронтальный син-
дром; базальный лобный синдром; синдром поражения глубинных отделов лобных долей.
а) Синдром нарушения динамической (кинетической) составляющей движений и
действий при поражении заднелобных отделов мозга.
Многие психические функции можно рассматривать как процессы, развернутые во времени и
состоящие из ряда последовательно сменяющих друг друга звеньев или подпроцессов. Такова, напри-
мер, функция памяти, состоящая из этапов фиксации, хранения и актуализации. Таковы многие про-
цессы в структуре речевой деятельности. При решении арифметической задачи операции программы
решения следуют одна за другой; двигательные навыки вообще предполагают такое сцепление звеньев,
развернутых во временной последовательности исполнения, когда конец предыдущей операции являет-
ся началом, пусковым сигналом перехода к следующей. Движения в целом наиболее ярко репрезенти-
руют свой последовательно временной характер, сукцессивный принцип реализации. При этом важно
не только развертывание самого движения во времени, но и необходимое для совершенной двигатель-
ной системы условие развертывания – плавность перехода от элемента к элементу. Эта составляющая в
движениях и действиях получила в нейропсихологии название
кинетического
(динамического) факто-
ра и обеспечивается деятельностью заднелобных отделов мозга. Характеризуя кинетический фактор, еде
раз подчеркнем, что в нем содержится два основных компонента: смена звеньев процесса (развертыва-
ние во времени) и плавность ("мелодичность") перехода от одного звена к другому, предполагающая
своевременное оттормаживание предшествующего элемента, незаметность перехода и отсутствие пере-
рывов. Наконец, говоря о синдроме поражения заднелобных отделов мозга и о факторе, ими обеспечи-
ваемом, нельзя не отметить, что эта область включает в себя высший уровень представительства одной
из эфферентных систем, обеспечивающих выполнение движений – экстрапирамидной. Причем послед-
няя интимным образом связана с обширной группой подкорковых ядер, вследствие чего синдром пора-
жения собственно премоторной области часто выступает в сочетании с подкорковым слагаемым.
Центральным нарушением при поражении заднелобной области выступает
эфферентная
или
кинетическая апраксия
, которая в клинико-экспериментальном контексте оценивается как нарушение
динамического праксиса. При запоминании и выполнении специальной двигательной программы, со-
стоящей из трех последовательно сменяющих друг друга движений ("кулак – ребро – ладонь"), обнару-
живаются отчетливые трудности в ее исполнении при правильном запоминании последовательности на
вербальном уровне. Эти трудности представлены в виде изолированного выполнения каждой из частей
программы с постоянным произвольным контролем (дезавтоматизация), упрощением или укорочением
последовательности. При более массивных поражениях наблюдается патологическая инертность, "за-
стревание" на одном из элементов в серии движений, затрудняющее переход к следующему звену про-
граммы.
Подобные феномены можно видеть в любых двигательных актах, особенно таких, где наиболее
интенсивно представлен радикал плавной смены элементов. Так, например, при данной локализации
патологического процесса обнаруживаются нарушения письма в виде его дезавтоматизации, перехода к
раздельному написанию букв, утери индивидуальных особенностей почерка. Известно, что у взрослых
людей автоматизированное письмо опирается в значительной мере на кинетическую составляющую.
При поражении заднелобной области письмо (как и другие двигательные навыки) не просто теряет
свойство быстроты, но и переходит на уровень произвольного развернутого исполнения.
Нарушение кинетического фактора в организации движений можно обнаружить и при выпол-
нении больным других двигательных заданий, например, в пробах на воспроизведение ритмических
структур. Серийные постукивания становятся как бы разорванными; в них появляются лишние, заме-
чаемые больным, но трудно доступные коррекции удары; не удается переход от одной части акцентиро-
ванного ритма к другой (два медленных удара – три быстрых), инертное воспроизведение одного из
ритмических циклов.
23
Как следует из изложенного, изменение нейродинамических параметров работы мозга в виде
патологической инертности, отмечаемой при выполнении всех двигательных заданий, очевидно, явля-
ется важной детерминантой в формировании заднелобного синдрома. Это особенно отчетливо проявля-
ется при массивной степени выраженности синдрома феноменом двигательных элементарных персеве-
раций. Насильственное, осознаваемое больным, но недоступное оттормаживанию воспроизведение эле-
мента или цикла движения препятствует продолжению выполнения двигательной задачи или ее окон-
чанию. Так, при задаче "нарисовать кружок" больной рисует неоднократно повторенное изображение
круга ("моток" кругов). Подобные явления можно увидеть и в письме, особенно при написании букв,
состоящих из однородных элементов ("мишина машина").
Описанные выше дефекты можно видеть при выполнении двигательных заданий как правой,
так и левой рукой. При этом левополушарные очаги обусловливают появление патологических симпто-
мов и в контр- и в ипсилатеральной очагу поражения руке, в то время как патология в заднелобных от-
делах правого полушария мозга проявляется только в левой руке. Этот факт свидетельствует о домини-
рующей роли левого полушария мозга в обеспечении кинетического фактора в праксисе. Характерные
для поражения заднелобной области симптомы можно видеть в организации еще одной сферы двига-
тельных актов – речевой моторике. Локализация патологического процесса в нижних отделах премо-
торной зоны левого полушария (зона Брока) приводит к возникновению эфферентной (кинетической)
моторной афазии. Патологическая инертность проявляется здесь в трудностях оттормаживания уже
произнесенных звуков речи при переходе к последующим. А.Р. Лурия описывает, как больной, пра-
вильно начавший произносить слово "муха", не может денервировать слог "му" и произносит
"му...м...м... ма". Необходимо отметить, что кинетические трудности в речевой моторике могут наблю-
даться только при включении в речь (легкая степень выраженности синдрома), либо в персевераторной
замене развернутого речевого высказывания одним речевым стереотипом, так называемым речевым эм-
болом, при грубых речевых расстройствах. В случаях относительной сохранности речевого высказыва-
ния речь больных с эфферентной моторной афазией характеризуется скандированностью, отсутствием
плавности, снижением роли интонационных, эмоциональных и мимических компонентов, общим обед-
нением, особенно за счет уменьшения глаголов (телеграфный стиль), недостаточной речевой инициати-
вой. Так же как и движения, речь больного теряет индивидуальные особенности, напоминает речевую
продукцию механических устройств. В системе дефекта страдает не только экспрессивная сторона речи,
но и понимание, особенно при быстром темпе обращенной к больному речи, поскольку ее восприятие
требует соответствующей подстройки речевой моторики воспринимающего, которая нарушена. Эти
трудности усугубляются при направленном влиянии на тонкие движения речевого аппарата путем ин-
струкции "зажать язык между зубами" или "зажать карандаш между зубами". Характерно, что этот же
прием способствует выявлению речевого дефекта при афферентной моторной афазии.
Нарушение динамического компонента движений коррелирует с нарушением динамики проте-
кания интеллектуальных и мнестических процессов, т.е. является синдромообразующим радикалом в
формировании более широкого, чем только моторика, спектра симптомов дефицитарности психических
функций. В структуре синдрома можно видеть трудности решения арифметических задач в виде застре-
вания больного на первоначально выполненных действиях, препятствующего переходу к последующим;
в виде невозможности сменить неправильный алгоритм решения на правильный. При доступной актуа-
лизации закрепленных в индивидуальном опыте последовательностей в прямом порядке (январь, фев-
раль, март..., декабрь; понедельник, вторник..., воскресенье) больные затрудняются в воспроизведении
их в обратном порядке (декабрь, ноябрь, ...январь; воскресенье, суббота, ...понедельник), правильно на-
чинают выполнение задания, но постепенно соскальзывают на автоматизированный прямой ряд. Кор-
рекция ошибок имеет место, но не приводит к успеху, после коррекции больной вновь актуализирует
последовательность в прямом порядке. Аналогичные трудности возникают при выполнении счетных
операций (особенно при серийном счете) с "обратным вектором": вычитание и деление заменяются сло-
жением и умножением. В задачах на произвольное запоминание у больных этой группы наблюдается
феномен проактивного торможения, состоящий в том, что запоминание и воспроизведение предшест-
вующего материала отрицательно влияет на запоминание и воспроизведение последующих стимулов,
замещая их в случае грубо выраженной патологической инертности.
Таким образом, поражение заднелобных отделов мозга приводит к комплексному синдрому
двигательных, речевых, интеллектуальных и мнестических расстройств в связи с нарушением фактора
динамической организации деятельности в ее временном, сукцессивном развертывании. Все перечис-
24
ленные симптомы наиболее отчетливо связаны с левополушарной локализацией патологического про-
цесса, что свидетельствует о доминирующей функции левого полушария в отношении сукцессивно ор-
ганизованных психических процессов.
б) Синдром нарушения регуляции, программирования и контроля деятельности
при поражении префронтальных отделов
Префронтальные отделы мозга относятся к третичным системам, формирующимся поздно и в
фило-, и в онтогенезе и достигающим наибольшего развития у человека (25 % всей площади больших
полушарий мозга). По словам А.Р. Лурии, лобная кора как бы надстраивается над всеми образованиями
мозга, обеспечивая регуляцию состояний их активности.
Помимо непосредственного участия в обеспечении рабочего режима коркового тонуса при ре-
шении различных задач, префронтальные отделы, как показывают клинико-психологические данные,
имеет прямое отношение к интегративной организации движений и действий на всей протяженности их
осуществления и, прежде всего, на уровне произвольной регуляции. Что предполагает произвольная
регуляция деятельности? Во-первых, формирование намерения, в соответствии с которым определяется
цель действия и прогнозируется на основе прошлого опыта образ конечного результата, соответствую-
щего поставленной цели и удовлетворяющего намерению. Во-вторых, осуществляется выбор средств,
необходимых для достижения результата, в их последовательной связи, т.е. программа. В-третьих, вы-
полнение программы должно контролироваться, поскольку условия достижения результата могут изме-
няться и требовать коррекции. Наконец, необходимо осуществить сличение достигнутого результата с
тем, что предполагалось получить и, опять-таки, вносить коррекцию, особенно в случае рассогласова-
ния прогноза и результата. Таким образом, произвольно планируемое выполнение какой-либо задачи
само по себе является сложным, многозвеньевым процессом, в ходе которого постоянно осуществляется
проверка и коррекция правильности выбранного пути к реализации исходного намерения.
Одна из особенностей "лобного синдрома", связываемого обычно с дисфункцией именно пре-
фронтальных отделов, осложняющая как его описание, так и клиническую нейропсихологическую ди-
агностику - разнообразие вариантов по степени выраженности синдрома и входящих в него симптомов.
А.Р. Лурия и Е.Д. Хомская (1962) указывают на большое количество детерминант, определяющих вари-
анты лобного синдрома. К ним относятся локализация опухоли в пределах префронтальных отделов,
массивность поражения, присоединение общемозговых клинических симптомов, характер заболевания,
возраст больного и его преморбидные особенности. Нам представляется, что индивидуально-
типологические особенности человека, уровень той психологической структуры, которую Л.С. Выгот-
ский обозначал как "стержень" личности, во многом определяет возможности компенсации или маски-
ровки дефекта. Речь идет о сложности сформированных при жизни стереотипов деятельности, широте и
глубине той "буферной зоны", в пределах которой происходит снижение общего уровня регуляции пси-
хической активности. Известно, что высокий уровень сложившихся форм поведения и профессиональ-
ных особенностей даже при тяжелой патологии префронтальных отделов определяет доступность вы-
полнения больным достаточно сложных видов деятельности.
Все сказанное о вариантах лобного синдрома, о загадке функции лобных долей (по Г.Л. Тойбе-
ру) в какой-то степени может служить оправданием той недостаточной четкости, с которой в данной
работе будет описан синдром поражения префронтальных отделов мозга. Тем не менее, мы сделаем по-
пытку систематизации основных составляющих этой формы локальной патологии, опираясь на пред-
ставления А.Р. Лурии.
Одним из ведущих признаков в структуре лобного синдрома, на наш взгляд, является диссоциа-
ция между относительной сохранностью непроизвольного уровня активности и дефицитарностью в
произвольной регуляции психических процессов. Эта диссоциация может принимать крайнюю степень
выраженности, когда больному практически недоступно выполнение даже простых заданий, требую-
щих минимальной произвольной активности. Поведение таких больных подчинено стереотипам, штам-
пам и интерпретируется как феномен "откликаемости" или "полевого поведения". Описаны такие слу-
чаи "полевого поведения": при выходе из комнаты вместо того, чтобы открыть дверь, больной открыва-
ет дверцы стоящего у выхода шкафа; при выполнении инструкции зажечь свечу, больной берет ее в рот
и прикуривает как сигарету. А.Р. Лурия нередко говорил, что о состоянии психических процессов и
уровне достижений при нейропсихологическом обследовании больного с лобным синдромом лучше су-
дить, если обследовать не данного больного, а его соседа по палате. В этом случае больной непроиз-
25
вольно включается в обследование и может обнаружить известную продуктивность при непроизволь-
ном выполнении ряда заданий.
Утрата функции произвольного контроля и регуляции деятельности особенно отчетливо прояв-
ляется при выполнении инструкций заданий, требующих построения программы действий и контроля
за ее выполнением. В связи с этим у больных формируется комплекс расстройств в двигательной, ин-
теллектуальной и мнестической сферах.
В лобном синдроме особое место занимает так называемая
регуляторная апраксия
, или апрак-
сия целевого действия. Ее можно видеть в таких экспериментальных заданиях, как выполнение услов-
ных двигательных реакций. Больному предлагается выполнить следующую двигательную программу:
"когда я стукну по столу один раз. Вы поднимите правую руку, когда два раза – поднимите левую ру-
ку". Повторение инструкции оказывается доступным больному, но ее реализация грубо искажается. Да-
же если первоначальное выполнение может быть адекватным, то при повторении последовательности
стимульных ударов (I - II; I - II; I - II) у больного формируется стереотип движения рук (правая - левая,
правая - левая, правая - левая). При смене последовательности стимулов больной продолжает осуществ-
лять сложившуюся у него стереотипную последовательность, не обращая внимания на изменение сти-
мульной ситуации В наиболее грубых случаях больной может продолжать актуализировать сложив-
шийся стереотип движения рук при прекращении подачи стимулов. Так, выполняя инструкцию "со-
жмите мою руку 2 раза", больной пожимает ее неоднократно или просто сжимает однократно, длитель-
но.
Другим вариантом нарушения двигательной программы может быть ее изначальная прямая
подчиненность характеру предъявляемых стимулов (эхопраксия). В ответ на один удар больной также
выполняет одно постукивание, на два удара - стучит дважды. При этом возможна смена рук, но есть
очевидная зависимость от стимульного поля, которую больной не может преодолеть. Наконец (как ва-
риант), при повторении инструкции на вербальном уровне больной не выполняет двигательную про-
грамму вообще.
Аналогичные феномены можно видеть и в отношении других двигательных программ: зеркаль-
ное некорригируемое выполнение пробы Хэда, эхопраксическое выполнение конфликтной условной
реакции ("я подниму палец, а Вы в ответ поднимете кулак"). Замена двигательной программы эхопрак-
сиями или сформированным стереотипом - один из типичных симптомов в случае патологии префрон-
тальных отделов. При этом заменяющий реальную программу актуализируемый стереотип может отно-
ситься к хорошо упроченным стереотипам прошлого опыта больного. В качестве иллюстрации можно
обратиться к приведенному выше примеру с зажиганием свечи.
Описание симптомов, характерных для апраксии целевого действия, будет неполным, если не
коснуться еще одной особенности в нарушении выполнения двигательных программ, которая, впрочем,
имеет более широкое значение в структуре префронтального лобного синдрома и может быть выделена
в качестве второго ведущего признака. Это нарушение квалифицируется как нарушение регулирующей
функции речи. Если вновь обратиться к тому, как выполняет больной двигательные программы, можно
увидеть, что речевой эквивалент (инструкция) усваивается и повторяется больным, но не становится
тем рычагом, с помощью которого осуществляется контроль и коррекция движений. Вербальная и дви-
гательная компоненты деятельности как бы отрываются, отщепляются друг от друга. В наиболее грубых
формах это может проявляться в замене движения воспроизведением вербальной инструкции. Так,
больной, которого просят сжать руку исследующего два раза, повторяет "сжать два раза", но не выпол-
няет движение. На вопрос, почему он не выполняет инструкцию, больной говорит: "сжать два раза, уже
сделал". Таким образом, вербальное задание не только не регулирует сам двигательный акт, но и не яв-
ляется пусковым механизмом, формирующим намерение выполнения движения.
И нарушение произвольной регуляции деятельности, и нарушение регулирующей функции речи
находятся в тесной связи между собой и во взаимосвязи с еще одним симптомом – инактивностью
больного, имеющего префронтальное поражение.
Инактивность как недостаточная интенция в организации поведения в выполнении движений и
действий может быть представлена на различных этапах. На этапе формирования намерения она про-
является в том, что предлагаемые больному инструкции и задания не входят во внутренний план его
активности, в соответствии с чем больной, если и включается в деятельность, то замещает требуемую по
инструкции задачу стереотипом или эхопраксией. При сохранности активности на первом этапе (боль-
ной принимает инструкцию) инактивность можно видеть на этапе формирования программы исполне-