Файл: Ильин В.А. - Археология детства. Психологические механизмы семейной жизни.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3199
Скачиваний: 7
Археология детства
46
ин, и большинство химических препаратов. Поэтому любые, даже самые
привычные и обыденные лекарства в этом состоянии не стоит принимать,
не посоветовавшись с врачом.
Всем хорошо известно, что будущей маме вредно волноваться. Будущие
папы, как я уже заметил, обычно стараются... Но данное обстоятельство
стоит учитывать как главное и принимая решение о том, когда женщине
идти в декретный отпуск. А это делается не всегда. Особенно в нашей со2
циальной реальности, где декретный отпуск зачастую означает увольне2
ние. Причем такое положение вещей можно наблюдать в первую очередь
на работе, считающейся престижной и высокооплачиваемой. Поэтому мно2
гие женщины предпочитают не прерывать свою профессиональную дея2
тельность, что называется, до последнего.
Вообще2то, если беременность протекает без осложнений и женщина не
занимается укладкой шпал или ремонтом мостовых кранов, то это, в об2
щем, нормально. Если она экстравертированная личность, то есть пополня2
ет свои энергетические ресурсы извне, в общении и взаимодействии с дру2
гими людьми, то ее пребывание в коллективе, на мой взгляд, даже полезно.
Но если работа связана с высокими психологическими нагрузками, стрес2
сами, постоянными выбросами адреналина, лучше уйти в декрет как можно
раньше. То, что вы потеряете в зарплате, в противном случае вы просто не
отнесете потом врачам и психологам, которые будут лечить вашего ребен2
ка, а, возможно, и вас самих. То, чего вы не сможете добиться из2за потери
времени, вы добьетесь потом, используя то время, которое вы потратили
бы на визиты все к тем же врачам и психологам.
Каждая женщина, особенно та, которой предстоит стать матерью первый
раз в жизни, так или иначе готовится к этому событию. Одни посещают
пренатальных психологов (психологов, изучающих психику человека на
эмбриональной стадии развития), делают специальную гимнастику или
просто усиленно изучают соответствующую литературу. Другие советуют2
ся с родственниками и знакомыми, имеющими необходимый опыт. Но есть
и такие, кто ищет всевозможные “альтернативные способы” рождения де2
тей. И здесь я позволю себе немного побыть “старым ворчуном”. Молодых
читателей, опухших от родительских нравоучений, прошу не пугаться. Это
ненадолго.
Батюшка бес и матушка ведьма, или Несколько слов
о нетрадиционных способах принятия родов
В свое время мне довелось работать в Центре реабилитации жертв нетра2
диционных религий и тоталитарных сект, организованном Московской
Патриархией. За три года работы я неоднократно сталкивался со страшны2
47
От зачатия до рождения
ми результатами “достижений” всевозможных знахарей, народных целите2
лей и просто колдунов, в том числе на ниве акушерства и гинекологии.
К сожалению, находятся семейные пары, которые вместо того чтобы почи2
тать то, что пишут обо всем этом, может быть, не всегда гладко и увлека2
тельно, но зато честно и искренне православные священники, предпочита2
ют изучать (тоже, между прочим, не Бог весть как ладно скроенные) рек2
ламные посулы и наукообразные “откровения” современных повитух.
Где только они не предлагают рожать! Просто на дому, в ванне, в море, в
лесу — лишь бы не в роддоме. При этом, крича на каждом углу о “не име2
ющем аналогов в мире уникальном подходе”, обожают ссылаться на исто2
рический опыт и пресловутые народные традиции.
Да, при Иоанне Грозном роды в России принимали повитухи. Но при царе
Иване не было родильных домов... В сущности, повитуха тех времен — это
акушер, прекрасно знакомый с достижениями тогдашней медицины и ог2
ромным опытом практической работы.
Современная же повитуха — это очень часто сорокалетний мужик, изгнан2
ный в свое время за неуспешность из какого2нибудь технического вуза, не
состоявшийся как личность и профессионал и сублимирующий таким обра2
зом жажду власти и манию величия. Или истеричная дама, неудавшаяся
актриса, пытающаяся добиться вожделенного эстрадного успеха “нетради2
ционными методами”.
Я не гинеколог и не берусь описывать, к каким последствиям для физиче2
ского здоровья матери и ребенка могут привести роды в антисанитарных
условиях под “чутким руководством” всевозможных шарлатанов. Хотя
очевидно, что последствия могут быть самыми трагическими. Но даже
если в этом смысле все прошло гладко, то вероятность психической трав2
матизации и женщины, особенно рожающей впервые, и младенца очень
велика.
Приверженность к экстремальным видам спорта, связанным с высокой сте2
пенью риска для жизни, в некоторых случаях трактуется как сублимация
подсознательной тяги к самоубийству. Что в таком случае скрывается в
подсознании женщины, собирающейся рожать в экстремальных условиях?
Может быть, прежде чем принять такое решение, стоит сходить к психо2
аналитику?
Завершая монолог “старого ворчуна”, хочу напомнить всем любителям но2
вых идей и народных традиций известную народную мудрость: “От добра
добра не ищут”. Миллионы детей во всем мире каждый год благополучно
появляются на свет в родильных домах. Может быть, это тот самый случай,
когда стоит поверить народной мудрости?
Археология детства
48
Кстати, о родильных домах. Почему2то у нас до сих пор категорически от2
казываются сделать то, что практикуется во многих странах уже давно, —
дать возможность отцу ребенка присутствовать при родах. Вряд ли нужно
доказывать, насколько важно для женщины присутствие близкого человека
в этот и психологически, и физически тяжелый для нее момент. Мужчины,
для которого бесконечно дороги и она сама, и тот, кто должен появиться на
свет. Правда, будущие папы (я говорю это на случай, если вдруг наше ме2
дицинское начальство предоставит им такую возможность, а также для пап,
живущих по принципу: “У нас ничего нельзя, но если очень хочется, то все
можно”) должны иметь в виду одно обстоятельство. Роды могут быть тяже2
лым испытанием для женщины и представляют собой малоэстетичное зре2
лище, исходя из привычного понимания эстетики. Поэтому, принимая ре2
шение присутствовать при них, объективно оцените свои силы. Если вдруг
вас одолеет страх или отвращение, вы вряд ли сильно облегчите жизнь ва2
шей жене.
Ну вот, мы как2то незаметно дошли до родов. Но прежде чем двинуться
дальше, поговорим еще об одной приятной и очень ответственной пробле2
ме, которую мамы и папы решают обычно еще до того, как дитя появится
на свет. Я имею в виду вопрос о том, как назвать ребенка.
Магия имени
В самом начале, говоря о психологических терминах, я упомянул имя
Э. Берна и введенное им понятие сценария. Так вот, Берн и ряд других
психологов считают, что имя может оказать существенное влияние на жиз2
ненный сценарий и, следовательно, на судьбу человека. В свое время в
США даже вышла книга “Не называйте так своего младенца”. В ней приво2
дится ряд распространенных американских имен и дается описание соот2
ветствующих им типов личности. Такая книга о русских именах, возможно,
еще ждет своего часа.
Согласно теории Берна, имена могут оказывать влияние на формирование
сценария одним из четырех способов: целенаправленно, по несчастию, из2
за небрежности или легкомыслия и по неизбежности.
1. Целенаправленно.
Это тот случай, когда родители осознанно выбирают
имя, вкладывая в него своего рода напутствие или указание ребенку, ка2
ким он должен стать и на кого быть похожим. Типичный пример, харак2
терный для нашей культуры, — широко распространенная, особенно в
недавнем прошлом, традиция называть новорожденного в честь челове2
ка великого или считавшегося таковым. Сюда же Э. Берн относит имена,
полученные мальчиками в честь отца, а девочками в честь матери. При2
менительно к нам я бы сделал одну существенную оговорку. В российс2
49
От зачатия до рождения
ких семьях дети нередко получают имена своих предков, особенно бабу2
шек и дедушек. И очень часто это оказывается не целенаправленным,
осознанным актом со стороны родителей, которые, поступая таким обра2
зом, вовсе не имеют в виду, что ребенок должен быть похож на своего
предка, а данью привычке и семейной традиции. В этом случае получен2
ное таким образом имя может лечь в основу неудачного сценария. По2
настоящему же целенаправленно данное имя чаще всего ложится в ос2
нову хорошего сценария. Ведь, как я уже говорил, мало кто из родителей
сознательно желает зла своему ребенку. Правда, бывают и исключения.
Это происходит в том случае, когда, целенаправленно давая ребенку имя
человека, чей жизненный путь кажется им достойным подражания, ро2
дители не задумываются о том, насколько действительно хорош такой
сценарий для их сына или дочери. Скажем, если верующие родители на2
зывают мальчика в честь святого мученика, то применительно к совре2
менной жизни велика вероятность, что он не станет святым, но зато ста2
нет мучеником.
2. По несчастию
. Имеется в виду несчастный случай. Это происходит, ког2
да, присваивая красиво звучащие имена, родители совершенно не дума2
ют о том, что может произойти дальше. Например, Джульетта — очень
красивое имя... Менее абстрактный пример — случай, когда дети пере2
езжают в другую местность или оказываются в иной языковой среде.
Когда я служил в советской армии, к нам в часть из тогда еще Татарской
АССР прислали паренька по имени Илдус. Я не помню точного перевода
его имени с татарского, но это что2то очень красивое, связанное со звез2
дами. Надо сказать, что в интернациональном коллективе советской во2
инской части у всех проявлялись способности к иностранным языкам.
Поэтому первую букву в красивом имени Илдус моментально заменили
на “Я”. Для тех, кто не служил в советской армии и не имел иной воз2
можности познакомиться с основами татарского языка, поясню, что
“ялда” на этом языке означает мужской детородный орган. Типичный
несчастный случай...
3. Из"за небрежности или легкомыслия
. Уменьшительно2ласкательные
формы имени и ласковые прозвища. Когда родители называют так своих
детей, они, естественно не думают, что эти прозвища останутся с ними
на всю жизнь. В действительности часто получается иначе. Вспомните
Кису Воробьянинова.
4. Из"за неизбежности.
Это относится к фамилиям. У родителей в этом
случае меньше свободы выбора, хотя при заключении брака имеются два
исходных варианта. Некоторые фамилии в силу сложившихся в обще2
стве или определенной социальной группе стереотипов воспринимают2
ся как неблагозвучные.
Археология детства
50
На эту тему существует анекдот о том, как в армии старшина знакомится с
новобранцами.
— Как ваша фамилия, товарищ рядовой?
— Орлов!
— Молодец, орлом будешь летать!
— А ваша?
— Генералов!
— Молодец! Генералом станешь!
— А ваша?
— Козлов...
— Ну, ничего, ничего...
В подобных случаях, по мнению Берна, “человек ощущает нечто вроде
проклятия предков, из2за которых ему со дня рождения суждено быть не2
удачником”
4
.
Между прочим, нечто подобное во влиянии имени на последующую судьбу
человека задолго до Берна усматривали некоторые представители русской
религиозно2философской традиции. Так, еще в начале 19202х годов, о. Па2
вел Флоренский в своем труде по ономатологии отмечал:
“...Общечеловеческая формула о значимости имен и связи с каж2
дым из них определенной духовной и отчасти психофизической
структуры, устойчивая в веках и народах, ведет к необходимому
признанию, что в убеждениях этого рода действительно есть
что2то объективное и что человечество, всегда и везде утверж2
дая имена в качестве субстанциальных сил или силовых субстан2
ций или энергий, имело же за собою подлинный опыт веков и на2
родов...”
5
.
Он же, говоря о функциях имени по отношению к своему носителю, выде2
лял две: так сказать, номинальную и сакральную.
“Во2первых, оно
представляет
своего носителя, указывая, кто
есть некто, и затем, что есть он. Во2вторых, оно
противопостав"
ляется
своему носителю, влияя на него — то как предзнамено2
вание грядущего, то как орудие наговора, то, наконец, как орудие
призывания...
Таким образом, имя оказывается alter ego своего носителя — то
духом2покровителем его, то существом, одержимым враждебны2
ми силами и потому губительным”
6
.
Кому2то все сказанное об именах, возможно, покажется или надуманным,
или отдающим мистикой. На мой взгляд, никакая идея или теория, касаю2