Файл: Ильин В.А. - Археология детства. Психологические механизмы семейной жизни.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3200

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

51

От зачатия до рождения

щаяся человека, его жизни и отношений с другими людьми, ни в коем
случае не должна абсолютизироваться. То, что оказывается верным при2
менительно к миллионам людей, может оказаться совершенно непримени2
мым к отдельной конкретной личности. Не случайно К.Г. Юнг, истолко2
вавший за свою практику примерно 80000 сновидений, учил своих после2
дователей тому, что они должны изучить все, что возможно, о символах и
их значении и... забыть все это, как только начинают новую работу с ре2
альным человеком. По словам Юнга, “индивидуальное — вот единствен2
ная реальность”

7

.

И все же, прежде чем назвать ребенка в честь его дедушки, подумайте о
том, начало какого сценария вы можете заложить, сделав это. Может быть,
дедушка был очень энергичным и целеустремленным человеком, многого
добился в жизни и умер, не дожив до пятидесяти, от рака или неудачной
хирургической операции? Может быть, он был очень добрым и отзывчи2
вым, но слишком мягким человеком и прожил жизнь под каблуком своей
жены? А может быть, дедушка имел все задатки талантливого художника,
но по каким2то причинам ничего не добился на этом поприще и по сей
день ищет утешения в бутылке?

Сделайте такой анализ по возможности спокойно и объективно, прежде
чем принять решение о том, как вы назовете своего будущего ребенка.
Просто так. На всякий случай...


background image

Археология  детства

52

Глава 4

ГОД ПЕРВЫЙ

Скрытый смысл первого крика,
или Краеугольный камень
в фундаменте жизни

Итак, свершилось. Ребенок сделал первый шаг в самостоятельную жизнь.
Он извещает об этом мир своим знаменитым первым криком. Разные мыс2
лители зачастую высказывали диаметрально противоположные мнения о
том, что хочет выразить дитя этим криком.

Например, Гегель толковал первый крик человеческого существа как выра2
жение его высшей природы, его власти над внешним миром. С другой сто2
роны, Э. Фромм утверждал:

“В момент рождения ребенок испытывал бы страх смерти, если
бы милостивая судьба не предохранила его от всякого осознания
тревоги, связанной с отделением от матери и прекращением
внутриутробного существования”

1

.

С этой точки зрения первый крик может быть истолкован как знак тревоги
и протеста против того, что ребенок призван в этот мир со всеми его тре2
вогами, страданиями и горестями.

То, чем на самом деле окажется этот крик — восторгом победителя или
воплем несчастной жертвы, во многом определяется еще до момента рож2
дения. Но, разумеется, в еще большей степени жизнь человека зависит от
того, с чем он столкнется, появившись на свет. В этом смысле первый год
жизни во многом становится определяющим.

“...Из всех существ человек рождается наиболее слабым, оставаясь долгое
время совершенно беспомощным”

2

. Хотя симбиоз младенца с телом матери

разрывается в момент рождения, он продолжает еще долгое время целиком


background image

53

Год первый

существовать за счет нее. И именно от матери зависит, какой опыт извле2
чет и чему научится ребенок на первом году своей жизни.

По мнению Э. Эриксона, этот опыт влияет на всю последующую жизнь че2
ловека:

“Фундаментальной предпосылкой ментальной витальности (ду2
шевной жизнеспособности — 

В.И.

) является 

чувство базового

доверия

— формирующаяся на основании первого года жизни

установка по отношению к себе и миру. Под “доверием” я подра2
зумеваю собственную доверчивость и чувство неизменной рас2
положенности к себе других людей”

3

.

Иными словами, отношение окружающих, в первую очередь матери, к нему
самому, его потребностям, его желаниям запечатляется в душе ребенка с
первых дней его жизни. Если он получает тепло, ласку, заботу, то форми2
руется образ мира безопасного, открытого и заслуживающего доверия. В
противном случае мир для детской души становится источником угрозы и
дискомфорта.

В соответствии с этими впечатлениями первого года жизни человек впос2
ледствии строит свои отношения с другими людьми и с жизнью вообще.

Более того, поскольку на ранней стадии развития ребенок еще не может
делать различия между “Я” и “Ты”, между собой и матерью, между собой и
другими людьми, не может осознавать свою самость, он воспринимает себя
абсолютно тождественным миру. По словам Дж. Л. Морено, “первые дни
жизни младенец ощущает все предметы и людей как сосуществующие с
ним, принадлежащие ему, или себя как сосуществующего с ними или при2
надлежащего к ним”

4

. Он есть мир, и мир есть он. И, следовательно, если

мир хорош и заслуживает доверия, то хорош и заслуживает доверия и он
сам. Если же мир плох и доверия не заслуживает, то, естественно, плох и
не заслуживает доверия и сам ребенок.

На первом году жизни закладывается базис не только отношения к миру,
но и — что не менее важно — отношения к себе.

Люди, у которых базисное доверие успешно сформировалось, во взрослой
жизни представляют собой тип личности, открытой для прямых, искренних
и честных отношений с другими. Готовой к сотрудничеству, надежной и не
боящейся идти на оправданный риск.

Дефицит же базового доверия порождает впоследствии личность замкну2
тую, отчужденную, не способную к серьезным отношениям, живущую не в
ладах как с окружающими, так и с самим собой. В крайних случаях —
склонную к психотическим проявлениям. Мало того, забегая вперед, скажу,


background image

Археология  детства

54

что такие люди очень тяжело поддаются психотерапевтическому воздей2
ствию по очевидной причине: они не в состоянии доверять терапевту.

Как же протекает процесс формирования доверия миру? От чего он за2
висит?

Как вы пеленаете своего младенца?
Процесс формирования базового доверия

Уже упоминавшийся Дж. Л. Морено характеризовал первый год жизни че2
ловека как своего рода матрицу его социального развития. “В этой матри2
це... переживание совместного бытия, совместного чувствования и совмес2
тного действования становится глубинным переживанием тождественно2
сти новорожденного с миром и образует основу для последующего доверия
к собственному бытию”

5

.

Имеется в виду совместное бытие в первую очередь с матерью. Основная
потребность младенца в первые месяцы жизни — потребность в пище.
Мать — естественный, Богом данный источник ее удовлетворения. Но она
не просто дает пищу, она доставляет удовольствие ребенку. Он обладает
врожденной способностью сосать материнскую грудь. Он еще плохо разли2
чает предметы, не способен сфокусировать свой взгляд на чем2то конкрет2
ном, слабо различает отдельные звуки, и грудь матери — единственная по2
настоящему осязаемая реальная вещь, которая существует для новорож2
денного в мире. В каком2то смысле она для него — весь мир. Материнская
грудь также необходима младенцу, как и молоко. Именно из того, насколь2
ко своевременно, с каким чувством, с каким настроением мать подносит
дитя к своей груди, складываются в душе маленького человека самые пер2
вые образы того мира, в котором ему предстоит жить.

Образно говоря, “в этот момент ребенок живет и любит через свой рот, а
мать живет и любит через свою грудь, выражая мимикой, позой тела готов2
ность сделать все необходимое для ребенка”

6

.

Нередко можно услышать мнение, особенно от женщин, что любая из них,
даже если ребенок не был желанным, с его появлением на свет автомати2
чески превращается в любящую мать и делает все для того, чтобы дитя
чувствовало себя хорошо и комфортно. Если говорить об осознанном пове2
дении женщины, это, наверное, во многом верно. Но вот что касается бес2
сознательного...

Младенец крайне уязвим и беззащитен в первый год своей жизни. Поэтому
одним из распространенных и традиционных представлений является
убежденность в необходимости держать его туго спеленутым практически
все это время. Я не думаю, что найдется много матерей, всерьез опасаю2


background image

55

Год первый

щихся, что в противном случае ребенок непроизвольным движением ру2
чонки выковыряет себе глаз. Но существуют иные, более реалистичные
объяснения необходимости именно такого подхода. Скажем, от многих
женщин приходится слышать, что если младенца не спеленать, то этими
самыми непроизвольными движениями во время сна он может напугать
себя, в результате чего проснется и начнет плакать. Вполне логичная по2
зиция. Но что стоит за ней? Я хочу спросить молодых мам, разделяющих
данное убеждение: чего вы на самом деле боитесь? Того, что ваш младенец,
испугавшись, получит психическую травму? Того, что он не будет высы2
паться и вырастет физически слабым? А, может быть, вы опасаетесь не2
удобства, связанного с тем, что вам придется прервать телефонный разго2
вор с близкой подругой и отправиться укачивать крикуна?

Если вы придерживаетесь той точки зрения, что грудного ребенка надо
кормить строго по часам, задайте себе вопрос: почему вы ее придерживае2
тесь? Потому что так делала ваша мама? Потому что маленького человека
надо с пеленок приучать к определенному режиму жизни? Потому что в
противном случае он не получит необходимого количества калорий в нуж2
ное время и опять2таки вырастет слабым или не вырастет вовсе? А может
быть, дело в том, что вам так удобно? Постарайтесь быть честными перед
собой, отвечая на эти вопросы. Ведь именно из неосознанных мотивов
складываются почти незаметные нюансы отношений матери и младенца,
которые делают мир ребенка либо комфортным и заслуживающим доверия,
либо неудобным и угрожающим.

Скажем, пеленать можно по2разному. Можно сделать это таким образом,
что младенец будет чувствовать тепло и защищенность, подобно тому, как
это было в материнской утробе, где он, между прочим, обладал известной
свободой движений. Но можно сделать и так, что несчастному будет ка2
заться, будто единственная цель всего сущего — расплющить и уничто2
жить его маленькое беззащитное тельце.

Еще несколько слов о бесах

К слову, о пеленании. В предыдущей главе я набросал портрет современ2
ной бородатой повитухи, проповедующей “альтернативные” роды. Как пра2
вило, этим дело не ограничивается. Сразу же за появлением младенца на
свет Божий вступают в дело “альтернативные” методы оздоровления и за2
каливания. Вообще2то не очень понятно, зачем “оздоровлять” здорового
ребенка. Впрочем, это я придираюсь. Требовать логической последователь2
ности от “знаменитых народных целителей” не приходится. Важно, что
“оздоровительные процедуры” сводятся, как правило, к выкручиванию сус2
тавов новорожденного в соответствии с “народными традициями”, зало2