Файл: Ильин В.А. - Археология детства. Психологические механизмы семейной жизни.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3195
Скачиваний: 7
Археология детства
36
циальных любовных треугольников. Супруги просто получают дополни2
тельные аргументы для продолжения своих игр, вот и все.
Более серьезно складывается ситуация для супругов, любящих друг друга
по принципу “по хорошу мил”. С одной стороны, любовь зрячая, духовная,
на которой строится их совместная жизнь, есть надежный залог того, что
они успешно справятся и с этой трудностью, даже если один из них замет2
но моложе другого. В то же время ситуация объективно сложная для обо2
их. И опять2таки требует взаимных усилий, повышенного внимания и по2
нимания по отношению друг к другу. Но все же их шансы не просто сохра2
нить брак, а продолжать оставаться счастливыми, очень велики. Ведь поми2
мо соединяющей силы любви на помощь придет накопленный за годы жиз2
ни опыт совместного решения “неразрешимых” проблем.
Это что касается физиологии. Теперь перейдем к более тонким материям.
Наверное, всем живым людям присущ страх смерти. Понятно, что на закате
жизни он обостряется. А люди, живущие под бременем страха, не могут
быть счастливы по определению. В крайних случаях такой страх может
превратиться в кошмарное ожидание чего2то неотвратимого и ужасного.
Нередко он усугубляется “синдромом пенсионного возраста” — ощущени2
ем своей социальной ненужности. Это особенно актуально для нашей дей2
ствительности, в которой “забота” о пенсионерах стала притчей во языцех.
Кроме того, у пожилых людей начинает сужаться круг общения. Постепен2
но начинают уходить из жизни старые друзья и знакомые... Может быть,
по вполне объективным причинам реже становятся встречи с детьми...
Создатель групповой психотерапии и психодрамы Джейкоб Морено ввел в
психотерапевтический обиход понятие “социальной смерти”. Это состоя2
ние, когда все социальные связи человека в силу каких2то обстоятельств
прерываются, и он остается один. Смерть социальная нередко влечет за
собой смерть физическую. И все2таки именно страх физической смер2
ти является, пожалуй, ключевой проблемой людей и семей преклонного
возраста.
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался...
Не случайно Шекспир говорит именно о стране. Ведь смерть сама по себе
не несет ни боли, ни страданий. Многие люди, пережившие клиническую
смерть, рассказывая о своем состоянии, отмечают, что момент смерти сам
по себе даже незаметен. Но вот что ждет нас в той самой “стране”...
У человека в зависимости от его взглядов, убеждений и вероисповедания
могут быть различные представления об этом. Но самое страшное — не2
37
От рассвета до заката. Кризисы семейной жизни
известность. Хотя неизвестность применительно к смерти — вещь весьма
условная. Практически все религии ставят во главу угла понятие загроб2
ной или посмертной жизни души. Люди, не исключая и тех, “...кто ни во
что не верит, даже в черта назло всем”, обычно имеют хотя бы повер2
хностное представление об учении о загробной жизни, соответствующем
религиозной традиции, господствующей в обществе, в котором они живут.
Более того, труды таких ученых, как Р. Моуди, Э. Кюблер2Росс, К. Осис,
М. Сабом и многих других, исследовавших состояние клинической смерти,
дают фактические данные, в какой2то степени подтверждающие факт бес2
смертия души. Некоторые исследователи на основании этих работ прямо
утверждают: “То, что раньше знала и говорила нам Церковь, теперь во мно2
гом, можно сказать в основном, подтверждается наукой”
1
.
Если вы атеист, я не ставлю своей целью доказать, что вы заблуждаетесь. Я
не хочу вести и богословские споры, если ваше вероисповедание отлича2
ется от моего. Я не собираюсь излагать здесь христианское учение, в кото2
рое верю, о грехе, искуплении, посмертном воздаянии и воскресении. Это
давно сделали отцы Церкви и куда лучше, чем мог бы сделать я.
Но для предмета нашего разговора мне представляется принципиально
важным отметить сам факт бессмертия души или по крайней мере наличия
у большинства людей подсознательной веры в это бессмертие. Только с
этой точки зрения, на мой взгляд, становится до конца понятным страх
смерти. Только с этой точки зрения можно добиться того, чтобы он не
отравлял завершающие главы книги нашей земной жизни.
В этом смысле последняя стадия человеческой и семейной жизни есть не
ожидание конца, а возможность привести дела в порядок, подготовиться к
жизни вечной. Еще раз повторюсь: если вы не христианин и, быть может,
человек вовсе неверующий, не поймите это как указание немедленно
идти креститься. Просто примите данную точку зрения как одну из воз2
можных и на какой2то момент бросьте взгляд на старение и старость под
таким углом.
Люди и, соответственно, семейные пары, принимающие такую точку зре2
ния, на закате жизни оказываются не в трагическом тупике, а получают
новый уникальный шанс в жизни.
Для них свободное время, появившееся после ухода на пенсию, — не уто2
мительное и тоскливое безделье, свидетельство их ненужности, а возмож2
ность сделать то, что не доделано, исправить то, что нуждается в исправле2
нии, завершить отношения, которые нужно завершить, и создать новые.
Для супругов, любящих друг друга зрячей, духовной любовью, это возмож2
ность вновь уделять друг другу максимум внимания и проводить друг с
Археология детства
38
другом максимум времени. В каком2то смысле это еще одна возможность
пережить медовый месяц, но уже с человеком, которого знаешь и любишь
большую часть своей жизни.
Для людей, принимающих такую точку зрения, физиологическое угасание,
связанное со старостью, — это не лишение всех радостей жизни, а уход из
нее страстей, дающий возможность обратиться к главному — к себе, к сво2
ей душе и, наконец, к Богу.
Люди, стоящие на такой точке зрения, получают “мужество принять, то,
что нельзя изменить, силу изменить то, что можно изменить, и способность
отличить одно от другого”.
Правда, даже той семье, которая именно таким образом подходит к пробле2
ме старости, предстоит пережить еще один очень тяжелый, наверное, пос2
ледний в истории их семьи кризис. В памяти человечества сохранились
предания, повествующие о парах, ушедших из жизни так же, как они
жили, — вместе. В реальной жизни, увы, обычно бывает иначе. В какой2то
момент один из супругов, если не происходит внезапной остановки сердца,
начинает реально умирать. Наступает так называемый терминальный этап
человеческой жизни. У многих людей на этом этапе страх смерти обостря2
ется с новой силой.
Доктор Э. Кюблер2Росс выделяет пять стадий терминального этапа и пять
соответствующих психологических состояний.
Первая стадия —
отрицание,
неприятие самого факта: “Нет, это еще не
конец, не может быть, что уже все”. В глубине души человек уже осознал,
но сознание еще цепляется за надежду: “А вдруг...”.
Вторая стадия —
протест:
“Почему именно сейчас, почему именно я? Это
несправедливо!”. В таком состоянии, близком к отчаянию, человек бывает
крайне гневен и раздражителен. Гнев его может быть адресован врачам,
родным, Господу Богу, всему сущему.
Третья стадия —
просьба об отсрочке.
Человек в какой2то степени уже
смирился с неизбежным, но хочет получить еще немного времени... На
этой стадии очень многие приходят к Богу. Мне лично неоднократно при2
ходилось слышать о людях, всю жизнь проживших атеистами и буквально в
последние дни обратившихся к религии.
Четвертая стадия, уже предшествующая смерти, — депрессия: “Теперь уже
все равно...”. Нередко умирающий в такой момент не хочет никого видеть.
Пятая стадия — окончательное
принятие:
“Теперь уже скоро, и пусть бу2
дет...” Душа смиряется, и человек обретает покой.
39
От рассвета до заката. Кризисы семейной жизни
Терминальный процесс — всегда тяжелое испытание для близких умираю2
щего, и в первую очередь, естественно, для другого супруга.
Особенно тягостны вторая и четвертая стадия. Вторая — по вполне оче2
видным причинам. Четвертая — потому, что воспринимается как внезап2
ное ухудшение душевного состояния человека после того, как он вроде бы
принял свою участь (третья стадия).
Но именно на этом, последнем этапе земной жизни как никогда важно чув2
ствовать присутствие близкого человека. Лично мне (я, наверное, снова не
оригинален) не хотелось бы умирать на больничной койке. Мне также не
хотелось бы, чтобы в моем некрологе значилось: “Сгорел на работе”. Я бы
хотел умереть среди близких людей, но именно живых людей, имеющих
право на свои чувства: на боль, страх, обиду, равно как и на сочувствие,
любовь, сострадание.
Мне кажется, что тому из супругов, кому предстоит проводить свою поло2
вину и жить дальше, очень важно сделать две вещи:
проститься и про"
стить
. И сделать это по возможности еще в присутствии того, кто отходит
в мир иной. Проститься важно для обоих. Это дает возможность жить тому,
кто остается, а тому, кто умирает, — умереть со спокойной душой. Не ме2
нее важно простить. На казенных траурных митингах принято говорить,
обращаясь к покойникам: “Простите нас”. На самом деле не менее важно
простить и ушедших. Хочу заметить: очень часто за горем оставшихся
жить скрывается гнев в адрес умершего: “Как ты мог меня оставить?!” Уход
подсознательно воспринимается как предательство. Возможно, первой ва2
шей реакцией в мой адрес после этих слов будет: “Да он ненормальный!”
И все же поверьте: много раз, работая с людьми, потерявшими близких, я
убеждался, что за горем скрываются обида и гнев. Поэтому повторюсь:
важно не только проститься, но и простить.
Заканчивая разговор о смерти, позволю себе привести описание того, как
переходят в мир иной люди, имеющие “мужество принять то, что нельзя
изменить, силу изменить то, что можно изменить, и способность отличить
одно от другого”, взятое из “Ракового корпуса” Солженицына:
“...Но вот сейчас, ходя по палате, он (Ефрем Поддуев) вспоминал,
как умирали те старые в их местности на Каме — хоть русские,
хоть татары, хоть вотяки. Не пыжились они, не отбивались, не
хвастали, что не умрут, — все они принимали смерть спокойно.
Не только не оттягивали расчет, а готовились потихоньку и заго2
дя, назначали, кому — кобыла, кому жеребенок, кому зипун, кому
сапоги. И отходили облегченно, как будто просто перебирались в
другую избу”...
Археология детства
40
Итак, мы с вами поговорили обо всех пяти стадиях семейной жизни по док2
тору Остину. Прошли через медовый месяц, прозрение и заключение се2
мейного договора, появление детей. Пережили их уход из дому, старение
супругов и умирание одного из них как финал семейной истории.
Настал момент обратиться к формированию в семье человеческой личнос2
ти. Итак, начинается новая жизнь. Начинается она в момент зачатия...