Файл: Ильин В.А. - Археология детства. Психологические механизмы семейной жизни.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3198
Скачиваний: 7
41
От зачатия до рождения
Глава 3
ОТ ЗАЧАТИЯ ДО РОЖДЕНИЯ
Когда и сколько?
Многие пары, собираясь стать папами и мамами, задаются вполне логичны2
ми вопросами: сколько детей должно быть в “идеальной” семье? Какой мо2
мент совместной жизни оптимален для рождения ребенка? Разные семьи
по2разному отвечают на эти вопросы. Некоторые люди рассуждают при2
мерно так: “Сначала надо устроиться в этой жизни. Наладить быт. Решить
проблемы карьеры. Обзавестись собственным домом, автомобилем, счетом
в банке, и вот тогда... Но все равно не больше двух”. Очевидно, в глубине
души они рассчитывают не на столь уж крупный счет в банке. Нередко
пары, руководствующиеся подобными соображениями, так и умирают без2
детными.
Другие высказывают зачастую прямо противоположную точку зрения: как
Бог даст. Вообще2то я не имею ничего против того, чтобы полагаться на
волю Божию. Между прочим, мне не раз приходилось слышать от многих
священников, что если
Бог дает
чете ребенка, то Он дает и средства на его
воспитание. Но я категорически против, когда под “волей Божьей” на са2
мом деле подразумевается неуемная похоть, безответственность и неряш2
ливость в отношениях. В этом случае на свет Божий появляются один за
другим никому не нужные, точнее, не нужные своим родителям дети, рас2
тущие в ужасных условиях и нередко становящиеся беспризорниками,
жертвами наркоманов и сутенеров.
Я убежденный противник абортов, за исключением случаев, когда эта от2
нюдь не простая, не безобидная и не безболезненная операция делается по
ясным медицинским показаниям и иного выхода просто нет. Я решительно
отказываюсь понимать тех мужчин, которые, узнав, что женщина беремен2
на, прямо толкают ее на аборт или просто, как говорится, исчезают с гори2
зонта. В конце концов, Бог с ними, с соображениями нравственного, рели2
Археология детства
42
гиозного и иного высокого порядка. Оставим в покое даже элементарную
человеческую порядочность. Но должно присутствовать в мужчине, если
он, конечно, мужчина, хотя бы уважение к самому себе. Ведь о каком само2
уважении можно говорить, если он спит с женщиной, которая ему настоль2
ко безразлична и, более того, отвратительна, что, дабы избежать “осложне2
ний” с ней, он готов на убийство собственного ребенка? С таким же успе2
хом подобные люди могли бы использовать не по прямому назначению,
скажем, замочные скважины. Можно ли назвать мужчину мужчиной, если
он, определенно не желая в данный момент иметь детей от данной женщи2
ны, не может принять мер безопасности? Это скорее пятнадцатилетний
подросток, перевозбудившийся оттого, что впервые в жизни увидел живь2
ем обнаженное женское тело. То же, между прочим, в равной степени отно2
сится и к женщине. Ведь сегодня любая девочка, ложась в постель с муж2
чиной, прекрасно знает, что от любви “могут случиться дети”.
Несколько слов именно для девочек или для совсем молодых женщин.
Коль скоро это случилось и вы узнали в самый неподходящий момент, что
беременны, обязательно поставьте в известность героя своего романа (во2
обще говоря, он имеет на это право) и обратите внимание на
второе чув"
ство
, которое мелькнет в его глазах. (Первое чувство при таком сообще2
нии у любого мужчины — чаще всего удивление и некоторая растерян2
ность.) А вот второе чувство точно покажет, кто ваш герой на самом
деле. Если это радость и гордость, то перед вами Мужчина, достойный
любви при всех недостатках, которые у него, естественно, имеются. Если
же в глазах мелькнет страх, то, как ни больно признать, вы имеете дело с
животным. Причем не со львом, тигром или даже крокодилом, а с мелкой
шкодливой обезьяной.
Теперь не только о девочках, но вообще о женщинах, столкнувшихся с не2
желательной беременностью. Выше я уже говорил, что терпеть не могу фе2
министок. Я категорически против тех, кто утверждает, что решение де2
лать или не делать аборт — прерогатива исключительно женская. Жизнь,
зачатая вдвоем, — ответственность двоих. И отец ребенка, пусть даже еще
не родившегося, имеет такое же право голоса при решении его судьбы, как
и мать.
Но я, повторюсь, также против того, чтобы на свет появлялись нежеланные
и не любимые родителями дети. Поэтому я решительно отказываюсь пони2
мать тех противников абортов, которые требуют запретить
любые
проти2
возачаточные средства и использование презервативов готовы объявить
детоубийством.
Но вернемся к вопросу о том, когда и сколько. Мне представляется, что
мудро поступают семейные пары, принимающие окончательное решение
43
От зачатия до рождения
по этому вопросу на второй стадии семейной истории. Когда глаза откры2
ты, когда супруги избавились от иллюзий своего медового периода, приоб2
рели некоторый опыт совместной жизни, но в то же время когда вся жизнь
еще впереди. Вопрос о том, когда и сколько, может быть важной частью се2
мейного договора. Именно на этой стадии семейной жизни наиболее вели2
ка вероятность принятия ответственного и реалистичного решения. Каким
конкретно будет это решение, естественно, зависит от индивидуальности
супругов. Тут не может быть рецептов. Каждая семейная пара уникальна.
Четыре принципа семейного воспитания
Позволю себе привести несколько общих принципов, безусловно важных, с
моей точки зрения, для формирования полноценной личности и счастли2
вой жизни ребенка в семье. Семья должна, во2первых, стать для ребенка
естественной школой духовной любви. Той самой “любви с открытыми гла2
зами”, которая любит реального человека таким, какой он есть, а не таким,
каким нам хочется видеть его в своих фантазиях. Любви, способной на со2
страдание, терпение, сочувствие, служение и самопожертвование. Челове2
ку, не имевшему возможности наблюдать и получать такую любовь в дет2
стве, бывает крайне трудно научиться ей впоследствии.
Во2вторых, семья призвана передать ребенку религиозную, культурную,
историческую и национальную традицию. То, что касается традиции куль2
турной и исторической, думается, ни у кого не вызовет вопросов. На тра2
дициях же религиозной и национальной остановимся чуть подробнее.
Мы живем в стране, история и культура которой — нравится это кому2то
или нет — неотделима от христианства и православной Церкви. Я помню,
как удивительная женщина и замечательный специалист из США, доктор
Иви Лотце в начале нашего знакомства сказала: “Когда мне предложили
обучать российских специалистов, я сильно колебалась. Я думала: чему я,
представитель страны, недавно отметившей двухсотлетие своей истории,
могу научить людей, родившихся и выросших в стране тысячелетней хрис2
тианской культуры?”. Не устаешь удивляться тому, как значение тысяче2
летней христианской культуры для России и отдельной человеческой лич2
ности, столь очевидное для представительницы далекой Америки, совер2
шенно игнорируется многими людьми, в России родившимися и выросши2
ми! Говоря о религиозной традиции, я не имею в виду, что обязанность
каждой семьи — отправить своего ребенка в церковно2приходскую школу.
Крещение и воцерковление — вопрос личных убеждений каждого. Но пре2
доставить возможность ребенку приобщиться к христианству хотя бы на
описательном, так сказать, историографическом уровне семья, живущая в
России, полагаю, должна. Дело тут не только в достижении определенного
Археология детства
44
духовного и культурного уровня. Важно, чтобы человек уже в самом ран2
нем возрасте почувствовал свою принадлежность к чему2то неизмеримо
большему, сильному, надежному, чем родительская семья. Уходящему кор2
нями в глубь веков и простирающемуся в бесконечность. Ощутил себя час2
тью этого могучего организма. Уже упоминавшийся классик американской
психологии Э. Эриксон считал религию институтом, который “...на протя2
жении всей человеческой истории боролся за утверждение базисного до2
верия...”
1
. Под базисным доверием в данном контексте понимается дове2
рие к миру. О нем мы подробно поговорим в следующей главе. Здесь же
отметим, что его наличие или отсутствие во многом определяет судьбу че2
ловека. Кстати сказать, значение религиозной традиции для жизни семьи
отмечается и современными российскими исследователями. Так, В.Н. Дру2
жинин, говоря об “идеальной” семье, определяет ее как “нормативную мо2
дель семьи, которая принимается обществом, отражена в коллективных
представлениях и культуре общества, в
первую очередь
(
курсив мой —
В.И.
) религиозной”
2
.
То же самое в полной мере относится и к национальной традиции. Можно
не любить власть, которая в данный момент существует в нашей стране. Я,
например, ее не люблю. Можно видеть пороки, присущие, быть может, зна2
чительной части нашего народа. Возмущаться ими или скорбеть о них. Но
не любить
саму
страну или презирать
весь
народ — значит превратиться в
крохотную щепку, несущуюся в потоке жизни, и во многом утратить дове2
рие к самому мирозданию, к миру, в котором ты живешь.
В2третьих, семья должна дать ребенку чувство внутренней свободы и од2
новременно научить его тому, что оно неотделимо от ответственности.
Только целиком принимая ответственность за свои поступки и, следова2
тельно, идя на
осознанный
риск, он может стать подлинным хозяином
своей жизни.
В2четвертых, семья должна воспитать в ребенке здоровое чувство частной
собственности и привить практические навыки хозяйствования и построе2
ния собственного благополучия, когда он станет взрослым. Под здоровым
чувством частной собственности я понимаю в первую очередь способность
человека ценить не столько принадлежащее ему имущество и другие мате2
риальные ценности (хотя и это важно), сколько собственные способности,
профессиональные навыки, время и труд. И открыто и честно требовать
адекватную плату за реально сделанную работу.
Это то, что касается принципов. Кроме них, при решении вопроса о рожде2
нии детей в идеале стоит учитывать нюансы, связанные с профессиональ2
ной карьерой женщины. Если студентка третьего курса выходит замуж и
счастлива в браке, то упаси ее Бог тянуть с первенцем до того момента,
пока она напишет докторскую диссертацию или станет руководителем
45
От зачатия до рождения
крупной компании. Но до окончания института, может быть, повременить
стоит? Даже если супруг в состоянии удовлетворить все материальные
запросы семьи и с удовольствием это делает.
Те пары, которые принимают решение родить ребенка в соответствии с
принципами, изложенными выше или иными, но главное — осознанно и
ответственно, тем самым ограждают свою семью от многих неприятностей.
Но если уж “так получилось” и должен родиться малыш, так сказать, не2
запланированный, то, по2моему, единственно разумной и человечной реак2
цией на это известие будет не решение проблемы, как лучше от него изба2
виться, а работа над тем, как организовать жизнь семьи, чтобы он вырос
здоровым и счастливым.
Что следует иметь в виду будущим мамам
И вот наступает момент, когда женщина узнает, что она беременна, и сооб2
щает об этом своему супругу. Новая жизнь только2только зародилась, но
она уже начинает оказывать непосредственное влияние на весь семейный
уклад и на каждого супруга. Сколько молодых женщин, начавших курить
еще на школьной скамье вопреки проповедям педагогов и родительскому
гневу, моментально отказываются от сигарет без всяких “Никотенелов” и
психотерапевтов, как только узнают, что беременны! Те из них, кто был не2
равнодушен к пиву или чему2нибудь покрепче, моментально превращают2
ся в убежденных трезвенниц. А как заботливы и внимательны становятся
будущие папы! Порой они забывают не только про еженедельные бани, га2
ражные дела и партнеров по преферансу, но и прекращают проводить на
дому производственные совещания!
Таким образом, ребенок, еще не родившись, начинает воспитывать своих
родителей. И в большинстве случаев, а если ребенок желанен, то и всегда,
люди в результате такого воспитания становятся лучше, человечнее. Их
жизнь приобретает дополнительный смысл. Следует иметь в виду, что вли2
яние ребенка на родителей не заканчивается с его рождением, а наоборот,
усиливается. “Справедливо будет сказать, что ребенок точно так же конт2
ролирует и воспитывает свою семью, как и она его”
3
.
Но и родители, в свою очередь, начинают влиять на будущую жизнь ребен2
ка еще до его появления на свет. Хорошо известно, что младенец в утробе
матери составляет симбиоз с ее телом. Он образует с ней функциональное
органическое единство. Поэтому ребенок воспринимает не только пищу,
которой она питается, не только кислород, которым она дышит, но и ее пе2
реживания, чувства, эмоции.
Не буду подробно распространяться, что будущей маме не показаны не
только любые наркотики (алкоголь и никотин к ним относятся), но и кофе2