Файл: Ильин В.А. - Археология детства. Психологические механизмы семейной жизни.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3215
Скачиваний: 7
81
До трех и старше
зад), и особенно того, как ты выглядишь со спины, то есть за пре2
делами видимости”
6
.
В последующем такое тотальное сомнение, сформированное до трех лет,
может не только проявляться в форме мнительности и нерешительности,
но и привести к параноидальным страхам. Сомнение часто является ре2
зультатом стремления взрослых к тому, чтобы ребенок “все делал правиль2
но”. И урок, усваиваемый малышом в результате этих стараний, выглядит
следующим образом: “Чтобы быть хорошим, я не должен ошибаться”. Такие
дети впоследствии нередко становятся очень старательными, аккуратными
и радуют мам и бабушек успехами в школе. Проблемы возникают позже.
Например, многие девочки2отличницы в старших классах школы, а затем в
институте приобретают сомнительную славу “синих чулков”. Хуже того,
зачастую, имея вполне привлекательные внешние данные, они со време2
нем превращаются в старых дев. Усвоив в раннем детстве запрет на ошиб2
ку, они всю жизнь выбирают из знакомых мужчин самого2самого. Этот
процесс выбора, в действительности позволяющий избегать принятия на
себя ответственности за решение, отношения и риск ошибиться под впол2
не благовидным предлогом, что “замужество и вообще отношения — дело
серьезное”, может продолжаться год, два, десять и так до тех пор, пока по2
езд не уйдет.
Заканчивая разговор о развитии личности и роли семейного воспитания в
возрасте от одного до трех лет, я бы хотел ненадолго вернуться к сказан2
ному в предыдущей главе. Если вы помните, мы обратили внимание на
одно обстоятельство: уже в очень раннем возрасте младенец начинает “по2
треблять” и “присваивать” не только материнское молоко, но и то, что про2
исходит вокруг него, что он видит и слышит. Это касается как взаимодей2
ствия родителей непосредственно с ребенком, так и друг с другом. Еще
большее значение обретает данный аспект в период формирования авто2
номии личности. Ведь ребенок, овладевая речью и обретая все большую
физическую подвижность, получает возможность глубже и глубже воспри2
нимать отношения взрослых. Он становится все более активным членом
семьи. К концу третьего года жизни человек начинает воспринимать пра2
вила и нормы, по которым живет его семья, ее стиль жизни.
“Как показывают последние сравнительные исследования, ха2
рактер и степень чувства автономии, которые родители могут
сформировать у своего малыша, зависят от их чувства собствен2
ного достоинства и личностной независимости. [...] Для ребен2
ка не столь важны наши отдельные поступки, его в первую оче2
редь волнует наша жизненная позиция: живем ли мы как любя2
щие, помогающие друг другу и твердые в своих убеждениях
Археология детства
82
люди или что2то делает нас злыми, тревожными, внутренне раз2
двоенными”
7
.
Итак, главная проблема, которую необходимо решить ребенку в период
жизни от одного до трех лет, — это формирование личностной автономии,
антитезой которой являются сомнение и стыд. Полученный результат во
многом определяет всю последующую судьбу человека. Если малыш с по2
мощью родителей успешно справился с задачей, он получает поистине бес2
ценный дар — “мужество быть независимым индивидом, который сам мо2
жет выбирать и строить свое будущее”
8
.
“Штурм и натиск” — проявления детской
инициативы и ее влияние на жизнь семьи
Как только формирование автономии завершено, ребенок начинает актив2
но пользоваться ею, проявляя инициативу. Этому способствуют развившие2
ся моторные навыки, обретенная возможность свободно общаться с окру2
жающими и пробудившееся воображение, позволяющее в играх и фантази2
ях быть тем, кем в реальности маленький человек быть пока не может. Та2
кой опыт и завораживает и пугает одновременно.
Во внешней жизни и жизни семьи инициатива ребенка ярко проявляется в
том, что в советской возрастной психологии было принято называть кризи2
сом трех лет или кризисом “я сам”. “Я сам” становится фразой, во многом
определяющей поведение, пришедшей на смену “хочу” и “нет”. Проблемой
для родителей в этот период является не только то, что ребенок настойчи2
во пытается перепробовать решительно все, включая вещи, объективно ему
недоступные или опасные, но и то, что его становится “чересчур много”,
он стремится заполнить собой весь мир, пытаясь вторгаться даже в интим2
ную жизнь взрослых.
Не случайно Э. Эриксон выделял так называемый “модус вторжения” как до2
минирующий в детском поведении на данной стадии развития. Означенный
“модус” включает в себя: “(1) вторжение в пространство с помощью актив2
ных движений; (2) вхождение в неизвестное с помощью всепоглощающей
любознательности; (3) “влезание” в уши и головы других людей своими
криками и воплями; (4) физическую атаку в отношении других людей; (5) а
также первые пугающие мысли о том, чтобы ввести фаллос в женское тело”
9
.
Лично я, правда, не считаю, что последний пункт присутствует у ребенка
данного возраста в ясном и оформленном виде. Но об этом чуть позже.
В любом случае бесспорно одно: неуемная детская инициатива, подкреп2
ленная бешеной энергией, создает немало трудностей даже для самых лю2
бящих, внутренне свободных и творческих родителей. Надо как2то пере2
83
До трех и старше
страивать жизнь таким образом, чтобы сын или дочь не сделали вывод, что
“всякая инициатива наказуема”, и в то же время не позволить им экспери2
ментировать с электрическими ножами и оккупировать все наше личное
время и пространство.
Стоящая перед нами задача сильно облегчается тем, что в три года (а тем
паче в более старшем возрасте) ребенок уже достаточно развит для того,
чтобы с ним можно было
разговаривать и договариваться
. Помните, мы
говорили о контракте между супругами? Пришла пора заключить первый
контракт между родителями и детьми. Однако любые переговоры требуют
предварительной подготовки.
Подготовка к переговорам.
К какому типу личности
принадлежит ваш ребенок?
Итак, с чего начать? Как и в случае, когда мы впервые столкнулись с борь2
бой ребенка за свою автономию, на мой взгляд, необходимо прежде всего
понять истинные причины его поведения, особенно тех аспектов, которые
вызывают ваше недовольство или беспокойство. Как уже сказано, ведущей
потребностью, влияющей на действия ребенка в этом возрасте, является
проявление инициативы. Но ее конкретные особенности очень сильно за2
висят от все больше оформляющейся индивидуальности. В частности, от
того, к какому психологическому типу принадлежит ваш сын или дочь. И
здесь я хочу сказать несколько слов именно о типологии личности и осо2
бенностях каждого типа.
Существует много способов классификации человеческой личности. Я
предлагаю вам остановиться на типологии Майерс — Бриггс, базирующей2
ся на учении К.Г. Юнга о психологических типах. На мой взгляд, это наи2
более последовательная, простая и в то же время точная система, удобная
для использования в повседневной жизни.
Типология Майерс — Бриггс рассматривает четыре пары альтернативных
базовых параметров, определяющих личность. Каждый человек появляется
на свет с врожденной предрасположенностью к тому или иному парамет2
ру. Согласно Юнгу, эти параметры отвечают как генетической заданности,
так и тому, в каких условиях ребенок окажется в первые минуты жизни.
Его окружение оказывает влияние на то, в каком направлении станут раз2
виваться личностные предрасположенности. В любом случае для нас с
вами важно, что к трем годам предрасположенность личности к тому или
иному параметру становится достаточно выраженной и влияет на поведе2
ние и реакции человека. Кроме того, мы должны иметь в виду, что пред2
Археология детства
84
расположенность к какому2либо параметру существует всегда. Однако это
не исключает наличия личностных качеств и ресурсов, связанных с аль2
тернативным параметром. Это становится очень понятным на примере
праворукости и леворукости. Человек всегда либо правша, либо левша.
Вместе с тем, каждый правша в большей или меньшей степени владеет ле2
вой рукой. И наоборот. Встречаются люди, способные даже писать, фехто2
вать или играть в теннис своей “нерабочей” рукой. Точно так же обстоит
дело и с альтернативными парами в типологии Майерс — Бриггс. Рассмот2
рим эти пары подробнее.
Итак, первая из них — экстраверсия (Е) — интроверсия (I). Нужно отме2
тить, что, в отличие от наиболее популярной трактовки данных терминов,
в интерпретации Майерс — Бриггс речь идет в первую очередь не о том,
как человек предпочитает проводить свое время вообще — общаясь с дру2
гими или с собой, а как он предпочитает проводить свое
свободное время
.
То есть откуда он пополняет свои душевные силы. Где он черпает энер2
гию — во внешних источниках или внутри себя. Например, писатель или
физик2теоретик на протяжении очень большой части своей жизни могут
пребывать наедине со своими мыслями и быть при этом выраженными
экстравертами, отдыхая от профессиональной деятельности и восстанавли2
вая свои силы и психическую энергию в шумных компаниях.
Различия между экстравертами и интровертами начинают отчетливо про2
являться раньше других различий. Помните, мы говорили о грудных мла2
денцах, предпочитающих спать в обществе? Научившись свободно двигать2
ся и общаться, эти дети врываются в личное пространство родителей по2
добно урагану, постоянно требуя внимания к собственной персоне. Своим
бесцеремонным вторжением в родительскую спальню малолетний экстра2
верт (не путать с малолетним преступником!) способен вывести из себя
отца, даже если тот сам выдающийся представитель этого шумного племе2
ни. Для матери2интроверта такой ребенок может превратиться просто в
ночной кошмар. И не только в ночной. В своем неуемном стремлении во2
влечь всех и каждого в совместную деятельность даже взрослые2экстра2
верты часто не задумываются о том, хотят ли этого окружающие. Что уж
говорить о трехлетнем ребенке! Естественно, что в общении с другими
детьми и большинством взрослых он столь же бесцеремонен, как и с роди2
телями. Это может приводить и, как правило, приводит к непониманию и
конфликтам. Мало того, дети2экстраверты очень чувствительны к похвале
и остро в ней нуждаются. Даже если их уже похвалили, скажем, за то, что
игрушки аккуратно сложены, они готовы выслушивать одобрение снова и
снова. Далеко не у каждого родителя2экстраверта хватит терпения на это.
Тем более у родителей2интровертов. Однако игнорирование потребности
экстравертированных детей в постоянном одобрении приводит лишь к
85
До трех и старше
тому, что они удваивают, утраивают свою активность, становятся еще шум2
нее и настойчивее и не отстают от родителей до тех пор, пока не получат
очередное признание своей значимости. Пусть даже не в виде похвалы, а в
форме родительского гнева или неодобрения.
С другой стороны, ребенок2интроверт тоже может доставить немало бес2
покойства взрослым. Но уже, так сказать, тихой сапой. Объективная и есте2
ственная потребность таких детей к уединению, тишине, их немногослов2
ность и молчаливость сплошь и рядом внушают тревогу мамам и папам.
Подозрения, что с сыном или дочерью что2то не так, что у них что2то бо2
лит, что они отстают в развитии от сверстников, и иные гипотезы в том же
роде.
Эти апокалиптические мысли заставляют даже родителей2интровертов, ко2
торые сами не слишком общительны, развивать бурную деятельность. Без
конца приставать к ребенку с вопросом: “Что у тебя болит?”, бесцеремонно
вторгаться в его комнату, назойливо пытаться вовлечь его в игру или иную
совместную деятельность, наконец, в крайних случаях — таскать по вра2
чам и психологам. Между тем такое постоянное нарушение его границ со
стороны взрослых заставляет ребенка2интроверта с удвоенной изобрета2
тельностью искать способы оградить себя от назойливых приставаний. Он
еще больше замыкается в себе и все менее охотно идет на контакт. Есть
прекрасный анекдот, иллюстрирующий проблему такого рода.
В английской королевской семье рождается наследник престола.
Родители на седьмом небе. Ребенок растет красивым, крепким,
но... не разговаривает. Врачи, светила детской психологии со
всего света недоуменно разводят руками. Наступает седьмой
день рождения принца. Он сидит во главе стола и неожиданно
обращается к дворецкому: “А где же соль?”. Все замирают с от2
крытым ртом. Опомнившись от первого потрясения, родители
спрашивают:
— Сынок, почему же ты молчал до сих пор?
— До сих пор все было в порядке, — пожимает плечами маль2
чик.
Следующая альтернативная пара базовых параметров личности в типоло2
гии Майерс — Бриггс — сенсорность (S) — интуитивность (N). Она опре2
деляет способ, которым человек собирает необходимую информацию о
мире. Согласно Юнгу, это одна из ведущих, определяющих функций чело2
веческой личности. Основное различие между сенсорным и интуитивным
типом состоит в том, что первые тщательно изучают детали и конкретные
параметры явления, как бы складывают целую картину из отдельных кир2
пичиков. Вторые, напротив, предпочитают воспринимать картину в целом,