Файл: Ильин В.А. - Археология детства. Психологические механизмы семейной жизни.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3218
Скачиваний: 7
Археология детства
86
окинув ее одним взглядом. Если что2то выпало при этом из поля зрения, то
интуитивисту проще и удобнее добавить отсутствующую деталь, используя
свое воображение и фантазию, чем снова и снова обращаться к предмету
изучения. Можно сказать, что интуитивисты видят лес, сенсорики — от2
дельные деревья.
Если, например, попросить человека описать какую2либо хорошо ему зна2
комую комнату, то сенсорик предоставит вам точные и исчерпывающие
данные о ее метраже, количестве и размере окон. Он назовет количество
стульев, размер и местоположение дивана, порядок размещения картин на
стенах, книг на полках и цветов на подоконниках. Интуитивист же может
ограничиться сообщением типа “Это спальня” или “Это гостиная” и счи2
тать, что тем самым все сказано. При запросе на дополнительную инфор2
мацию представитель этого типа будет использовать понятия общего ха2
рактера: большая — маленькая, светлая — темная, уютная — неудобная. С
этим связана одна очень типичная сложность, с которой сталкиваются дети
N2типа в школе. Забегая вперед, хочу сказать о ней несколько слов. Мно2
гие учителя в обязательном порядке требуют прописывать подробный
план сочинения и все формальные шаги решения математического уравне2
ния. Невыполнение этих требований зачастую расценивается как грубая
ошибка, со всеми вытекающими... Наверное, у них есть какие2то основания
для подобного подхода. Однако ребенком2интуитивистом данные условия
обычно воспринимаются не просто как бессмысленные и формальные при2
дирки со стороны учителя, но и как реально и серьезно мешающие выпол2
нению основной задачи. Отсюда стремление их игнорировать, приводящее
к конфликтам. Коль скоро об этом зашла речь, позволю себе поделиться
собственным видением ситуации. Я бы не стал доказывать такому учителю
его некомпетентность в некоторых вопросах. Просто объяснил бы ребенку,
что иногда бывает даже полезно в виде тренировки постараться выполнить
требования, которые кажутся неудобными и нелогичными. Но сделал бы
это без всякого нажима, памятуя о том, что оценка, сниженная за подобные
вещи, не имеет ровно никакого отношения ни к литературным, ни к интел2
лектуальным способностям школьника.
На различиях между сенсориками и интуитивистами зиждется очень много
непонимания и конфликтов в мире людей. Они проявляются повсюду — на
работе, в личных отношениях и особенно часто в быту. Яркую картину
того, как воспринимаются привычки и склонности интуитивиста челове2
ком сенсорного типа, проживающим с ним под одной крышей, дает А. Ко2
нан Дойл, устами доктора Ватсона:
“...Когда я вижу, что человек держит свои сигары в ведерке для
угля, табак — в носке персидской туфли, а письма, которые ждут
ответа, прикалывает перочинным ножом к деревянной доске над
87
До трех и старше
камином, мне, право же, начинает казаться, будто я образец всех
добродетелей. [...] Комнаты наши были вечно полны странных
предметов, связанных с химией или какой2нибудь уголовщиной,
и эти реликвии постоянно оказывались в самых неожиданных
местах, например, в масленке, а то и в еще менее подходящем ме2
сте. Однако больше всего меня мучили бумаги Холмса. Он тер2
петь не мог уничтожать документы, особенно если они были свя2
заны с делами, в которых он когда2либо принимал участие, но
вот разобрать свои бумаги и привести их в порядок — на это у
него хватало мужества не чаще одного или двух раз в год”
10
.
Отношения родителей и детей — едва ли не самая благодатная почва для
такого рода непонимания и конфликтов. В период, когда дети начинают
активно проявлять инициативу, эта почва обильно удобряется тем, что ре2
бенок, даже принадлежащий к сенсорному типу, склонен к фантазирова2
нию, некоторой беспорядочности и невнимательности. А родители, пусть
даже сами они выраженные интуитивисты, испытывают мощный прессинг
архаичных представлений о том, что “с младых ногтей” детей следует при2
учать к порядку и дисциплине. Я не случайно мельком уже упомянул иг2
рушки, которые часто бывают разбросаны тут и там. Дети этого возраста
вообще предрасположены к тому, чтобы перевернуть в доме вверх дном
все, что только возможно. Проблема заключается в том, что для интуитив2
ного ребенка комната, представляющая собой сцену погрома, воспринима2
ется не безобразной, напоминающей помойку кучей игрушек, мятой одеж2
ды, пакетов с недопитым соком и мандариновых корок, но первозданным
Хаосом, дающим неограниченные возможности для полета фантазии и про2
явления инициативы по созданию новых миров. Кроме того, в очень струк2
турированной, упорядоченной обстановке интуитивисты зачастую теряют2
ся, начинают чувствовать себя “не в своей тарелке”.
Я не столь беспорядочное существо, как мистер Шерлок Холмс, и потому
один2два раза в год меня без постороннего напоминания посещает благо2
честивая мысль о том, что неплохо бы разобрать свои бумаги и навести
хоть какой2то порядок на письменном столе. В тех случаях, когда я заста2
вляю себя совершить такой подвиг, жизнь моментально становится чертов2
ски сложной. В нужный момент под рукой не оказывается ни нужной кни2
ги, ни дискеты, ни телефона, ни ручки. Если мое рвение простирается даль2
ше письменного стола и архива, то проблематичным становится вовремя
успеть на работу или на важную встречу — с утра (и не только) не най2
дешь ни часов, ни подходящей рубашки. Про ключи лучше не вспоминать!
Какое2то время я честно пытаюсь раньше вставать, запомнить новое место2
положение нужных вещей, возвращать их туда, откуда взял. Все это конча2
ется тем, что в один прекрасный момент я с сожалением бросаю взгляд на
свой идеальный порядок, делаю глубокий вдох и переворачиваю все вверх
Археология детства
88
дном. Ручки, бумаги, кассеты, пульт от телевизора и даже ключи момен2
тально находятся. Рискну предположить, что подобный мотив присутствует
и в действиях ребенка2интуитивиста, устраивающего очередной тарарам.
Сенсорный же ребенок может создавать проблемы своей неуемной тягой к
тому, чтобы квантифицировать все подряд. Иными словами, разобрать на
составные части не только новую игрушку, но и вообще все, что возможно.
Его толкает к этому как любознательность, присущая всем детям такого
возраста, так и потребность сенсорной личности в тщательном исследова2
нии деталей всего и вся. В том числе розеток и выключателей, электричес2
ких ножей и стиральных машин. Кроме того, сенсорные дети нуждаются в
ясных, четких и развернутых инструкциях. Многие родители, в первую
очередь, естественно, относящиеся к интуитивному типу, могут восприни2
мать эту естественную потребность таких детей как бестолковость, неже2
лание считаться с их требованиями и даже издевку.
Третья пара альтернатив в рассматриваемой нами типологии — думающий
или мыслительный тип (T) и чувствующий тип (F). Так же, как и предыду2
щую, Юнг считал эту пару ведущей в структуре личности. Данная дихото2
мия описывает процесс принятия человеком решения. Уже из названия
этой пары очевидно, что люди, принадлежащие к думающему типу, при
принятии решения опираются на факты, их изучение и анализ. Чувствую2
щие же руководствуются в первую очередь эмоциями. Важно отметить, что
это единственная в типологии Майерс — Бриггс пара предпочтений, свя2
занная с полом. Большинство мужчин в европейской культуре (примерно
две трети) — думающие, большинство женщин (также две трети) — чув2
ствующие. В обыденном сознании этот факт часто фиксируется в рассуж2
дениях о “женской логике” как альтернативе логике “нормальной” и муж2
ской отстраненности и “бесчувственности”.
Проблемы чаще всего возникают в случае, когда реальное положение ве2
щей не соответствует сложившемуся стереотипу. То есть женщина оказы2
вается принадлежащей к думающему типу, а мужчина — к чувствующему.
Мальчик F2типа может восприниматься отцом (и не только отцом) как че2
ресчур мягкий, прилипчивый, феминный.
С другой стороны, думающая девочка зачастую производит на родителей
впечатление недостаточно ласковой и любящей. Точно такие же трудности
порой испытывают дети в отношении родителей, чей тип по данному пара2
метру не соответствует стереотипным ожиданиям.
Надо сказать, что в первые три года жизни, как, впрочем, и в два последую2
щих, такие разночтения меньше влияют на жизнь семьи, чем другие. Они
начинают ярко проявляться позднее.
89
До трех и старше
Последняя, четвертая пара предпочтений в типологии Майерс — Бриггс
определяет стиль жизни человека. Различаются личности, ориентирован2
ные на результат (J) и на процесс (Р). Уже из названия параметров очевид2
но, что для представителей J2типа целью любой деятельности является до2
стижение конечного результата кратчайшим путем и с наименьшими за2
тратами. Они тщательно планируют свою деятельность, включая отдых, не2
уклонно следуют намеченному и, начав что2либо, стараются довести дело
до конца во что бы то ни стало. Люди же, центрированные на процессе, по2
лучают удовольствие от самой деятельности. Результат для них вторичен.
Если представителю Р2типа, взявшемуся за что2то, приходит в голову идея,
кажущаяся более интересной и привлекательной, то ему ничего не стоит
бросить начатое и приступить к реализации нового плана. Разница между
J и Р становится очень понятной на следующем примере. Если два челове2
ка, представляющие каждый из этих типов, одинаково любят играть в кар2
ты, то из первого, скорее всего, получится профессиональный игрок, имею2
щий четкий план на каждый вечер и без колебаний прерывающий игру,
как только он выиграл то, что наметил выиграть, или, наоборот, достиг ли2
мита проигрыша, заранее определенного на случай невезения. Второй же,
по всей вероятности, стяжает славу заядлого картежника, ведущего игру
ради игры и остающегося за карточным столом “до упора”, что бы ни про2
исходило.
Проблемы и противоречия, возникающие между J и Р, во многом схожи с
теми, которые я описал, когда говорил о различиях между сенсориками и
интуитивистами. Если же эти два вида различий еще и накладываются
друг на друга, то жизнь очень осложняется. Родителям J2типа ребенок
Р2типа может казаться совершенно неуправляемым, не способным хоть
как2то контролировать свое поведение. Его неожиданные желания и вне2
запные переключения с одной деятельности на другую могут восприни2
маться даже как поведение, неадекватное до такой степени, что требуется
вмешательство специалиста. Для ребенка же бесконечные попытки роди2
телей так или иначе заставить его довести что2то до конца превращаются
в непрерывное наказание неизвестно за что. Кроме того, мама и папа вос2
принимаются как на редкость скучные и занудные существа, совершенно
не способные понять и оценить ничего нового.
С другой стороны, целеустремленность и настойчивость сына или дочери
J2типа часто воспринимается родителями Р2типа как вызов, проявление
эгоизма и неповиновения. Взрослые в таких случаях, как правило, стре2
мятся занять жесткую позицию, даже если она им не свойственна, пытаясь
навязать свою волю во что бы то ни стало. Во взаимоотношениях с трех2
летним ребенком это нередко удается сделать. Однако малыш, ориентиро2
ванный на результат, лишь ждет удобного случая для следующей попытки
Археология детства
90
“построить” маму и папу, которые кажутся чересчур легкомысленными и
непоследовательными для взрослых. В итоге все повторяется сначала, и
жизнь превращается в бесконечную череду подобных “боданий”.
Все, что мы сказали о базовых различиях, необходимо учесть при подго2
товке к заключению вашего первого контракта с сыном или дочерью
11
.
Оценка возможных рисков
и определение границ вторжения.
Выяснение условий и ожиданий
Прежде чем приступать к собственно к переговорам после того, как мы
уяснили для себя мотивы поведения наших детей, связанные с их личност2
ными особенностями и потребностями развития, стоит определить еще две
вещи. Во2первых, какова максимально допустимая степень инициативы и
связанного с ней риска, гарантирующая безопасность для жизни и физи2
ческого здоровья сына или дочери. Постарайтесь быть реалистичными и
объективными. Я понимаю, что многим мамам это трудно. Особенно учи2
тывая то, что в три года, при всех своих неимоверно возросших возможно2
стях, человек все еще весьма уязвим. Однако если мы действительно лю2
бим наших детей и по2настоящему переживаем за их жизнь, мы должны
по2разному действовать в ситуациях, когда маленький человек хочет сам
залезть на детскую горку или сам перебежать через дорогу. Несчастные
случаи, увы, иногда бывают и на детских горках. Поэтому, как и при реше2
нии других уже знакомых нам непростых задач, делайте это вдвоем. Все
соображения о том, почему “ум хорошо, а два лучше”, в полном объеме
применимы и к данной ситуации.
Во2вторых, по2прежнему оставаясь по возможности реалистами и учитывая
собственные желания и потребности (на которые вы, напомню, имеете
полное право), определите, насколько вы готовы позволить ребенку втор2
гаться в ваше личное пространство. В какой мере вы согласны изменить
привычный жизненный уклад, идя навстречу потребности сына или доче2
ри проявлять инициативу и их личностным особенностям.
Если вы достигли некоторой ясности по этим двум позициям, сделайте еще
один шаг. Подробно расскажите друг другу о своих личных требованиях к
поведению сына или дочери и пожеланиях о том, какими вы хотите их ви2
деть. Обсудите все это и выработайте единую позицию. Нечто подобное
можно сделать и гораздо раньше, даже до момента зачатия. Но в обсуждае2
мый нами момент такой шаг становится насущно необходимым. Я уже го2
ворил, насколько важно уже с момента рождения, чтобы требования папы
и мамы к сыну или дочери не противоречили друг другу. Сейчас, когда мы