Файл: Ильин В.А. - Археология детства. Психологические механизмы семейной жизни.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3220
Скачиваний: 7
Археология детства
96
Не случайно сам Фрейд следующий этап развития человеческой личности
характеризовал как период латентной (скрытой) сексуальности, когда сек2
суальные мотивы отходят на второй план и практически не проявляются в
мыслях, фантазиях и поведении ребенка.
Итак, при благоприятном развитии главным фактором формирования лич2
ности с трех до шести лет является “высвобождение детской инициативы и
чувства цели для выполнения взрослых задач”
14
.
97
До трех и старше
Глава 6
РЕБЕНОК ВЫХОДИТ В СВЕТ
Бумажные самолетики и деревянные кораблики,
или Потребность в созидании
Практически все современные психологические школы сегодня сходятся
на том, что к шести годам в жизни человека наступает момент, когда он в
наибольшей степени готов к систематическому обучению. Обучению как
собственно научному, заложенному в школьной программе, так и социаль2
ному, — на новом, более высоком уровне. В этот период, получивший в
психоанализе название латентного, на первый план с точки зрения лично2
стного развития выходит потребность ребенка реализовать сформировав2
шиеся в большей или меньшей степени за предыдущие годы базовое дове2
рие к миру, автономию и инициативу в самостоятельной деятельности. И
не просто в деятельности вообще, такой, как, скажем, игра, а в деятельнос2
ти целенаправленной, результатом которой стал бы некий продукт, пред2
ставляющий собой ценность и пригодный к употреблению. Эту потреб2
ность Э. Эриксон охарактеризовал как
чувство созидания
1
. Не случайно,
начиная примерно с шести лет, на смену пристрастию многих детей все
разобрать до винтика приходит желание что2то смастерить, сшить, почи2
нить. Причем непременно самостоятельно. Помню, летом на даче, когда
мне было лет семь, отец научил меня вырезать из дерева пистолеты, шпаги
и парусники. Хотя в доме было достаточно игрушек, продукция собствен2
ной “оружейной фабрики” надолго стала моим любимым развлечением.
Между прочим, заходя сегодня в магазин игрушек, я здорово завидую со2
временным мальчишкам, имеющим такой огромный выбор сборных моде2
лей. Но, достигнув школьного возраста, дети начинают реализовывать чув2
ство созидания и создавать продукты не только в сфере, так сказать, мате2
риального производства.
С началом обучения в школе ребенок, что называется, выходит в свет. Он
начинает проводить значительную часть своей жизни вне дома, вне роди2
Археология детства
98
тельской семьи. Ему необходимо найти новые способы взаимодействия с
внешним миром, обрести в нем свое место, построить отношения с боль2
шим количеством новых людей, занять определенную позицию в социаль2
ном коллективе, каким является его класс. Все это он должен сделать
опять2таки во многом самостоятельно, что диктуется как объективными по2
требностями развития личности, так и реальной жизненной ситуацией (по2
ложение дел в нашей школе, занятость родителей на работе и т.д.). Резуль2
тат усилий ребенка в данной области также является некоторым реальным
продуктом его деятельности. Продукт этот не только предназначен для не2
посредственного употребления, но и в значительной мере влияет на всю
жизнь мальчика или девочки в новых условиях.
Третий важный аспект периода жизни человека от начала школьного воз2
раста до наступления пубертата заключается в идентификации с родите2
лем своего пола и формировании у мальчиков образа того, что есть мужчи2
на и, соответственно, у девочек — того, что есть женщина. В первую оче2
редь это касается внешнего, поведенческого уровня. Сформированный об2
раз во многом определяет
персону,
то есть способ презентации себя, соот2
ветствующий сознательным намерениям человека и одновременно отвеча2
ющий запросам социальной среды. Персона также является продуктом, со2
зданным ребенком, хотя она, пожалуй, в наибольшей степени зависит от
внешнего воздействия.
Все перечисленные направления созидательной активности ребенка, отве2
чающей его внутренним потребностям и требованиям жизни, несут в себе
общий глубокий смысл. Если продукты, полученные в результате усилий,
оказываются качественными, эффективными в употреблении, ценными в
глазах окружающих, то у человека формируется базовая, глубинная убеж2
денность в
собственной компетентности
. В таком случае знаменитая
формула трехлетнего человека “Я сам” дополняется очень важным словом
“могу” — “Я могу это сам”, “Я справлюсь”. Это, если хотите, во многом пси2
хология победителя. Люди, обладающие такой внутренней убежденностью,
сталкиваясь со сложной задачей, думают не о том, насколько она сложна, а
над тем, как ее решить. И обычно достигают успеха. Неудача же для
них — повод не опускать руки, а получить новые знания, изыскать допол2
нительные ресурсы и возможности.
В случае же, когда продукты, созданные ребенком, оказываются негодны2
ми, невостребованными и неоцененными, у него формируется глубинное
осознание собственной неуспешности как деструктивная альтернатива
компетентности. В этом случае комментарии, как говорится, излишни...
Именно так одаренные от природы и, более того, трудолюбивые музыкан2
ты оказываются в похоронных оркестрах. По2видимому, отсюда берутся
99
Ребенок выходит в свет
“вечно вторые” спортсмены. Но речь здесь идет не только о профессио2
нальной неуспешности. Неверие в свои силы и способности в семейной
жизни ничуть не менее опасно, чем на ринге или в конструкторском
бюро. Едва ли не каждый несчастливый в браке человек, с которым мне
приходилось работать, будь то мужчина или женщина, начинал с того, что
проблема не имеет решения, хотя вроде бы все старались, перепробовали
и то, и это.
Итак, в первые годы обучения ребенку, чтобы не стать несчастным, важно
убедиться в собственной компетенции. Можем ли мы ему помочь в этом? А
можем ли мы ему “помочь” в другом — почувствовать себя неуспешным?
Давайте начнем с простого и очевидного — с конструкторов, моделей и де2
ревянных корабликов. Вряд ли найдутся мамы и папы, которым нужно до2
казывать пользу и необходимость реализации сыном или дочерью потреб2
ности что2то создавать своими руками. Однако, когда доходит до дела, воз2
никает масса проблем. Начиная от материальных (ведь конструктор “Лего”
стоит о2го2го!) и кончая очень непростым вопросом о том, насколько допу2
стимо оставить первоклассника наедине с молотком и пилой.
Еще хуже обстоит дело с нашим временем, настроением, самочувствием. И
с тем, насколько все это совпадает с жизненными обстоятельствами наших
детей. Иной раз папа, у которого сегодня выходной, а накануне на работе
был удачный день, полный энергии и сил, предлагает сыну, у которого
что2то не выходит с реализацией очередного творческого замысла, свою
помощь и... наталкивается на категоричный отказ, а то и агрессию со сто2
роны ребенка. Зато завтра, вечером в понедельник, который, как известно,
день тяжелый, мальчишка донимает уставшего отца требованием оценить,
что он там такое сварганил накануне.
Однако на предыдущих страницах мы уже сталкивались с ситуациями и по2
круче и, надеюсь, убедились, что они решаемы. Для того чтобы найти вы2
ход, мы с вами старались понять истинные мотивы поведения ребенка,
найти подлинные причины собственной реакции на это поведение и
объективно оценить ситуацию. Мы с уважением относились к потребно2
стям сына или дочери и шли им на встречу настолько, насколько позволя2
ли реальные обстоятельства, не забывая при этом и о собственных потреб2
ностях. Мы доверяли нашим детям и, в свою очередь, не пытались обманы2
вать их. Я надеюсь, что вы имели возможность убедиться в эффективности
такого подхода. Почему бы не использовать его еще раз?
Итак, ведущая потребность развития личности в возрасте, о котором идет
речь, — убедиться в собственной компетенции. То есть создать нечто са2
мостоятельно. Поэтому даже дети, являющиеся ярко выраженными экстра2
вертами, в этот период нередко предпочитают мастерить что2то в одино2
Археология детства
100
честве. Дадим им такую возможность. Даже если вы видите, что у ребен2
ка не все получается, что он огорчен этим или злится, не бросайтесь на
выручку, пока у вас не попросят помощи. Давайте поверим ему и на этот
раз. Он в состоянии решить, нужен ли ему наш совет, и достаточно нам
доверяет, чтобы обратиться за помощью, когда она действительно ему не2
обходима. Если же вас просят что2то оценить или в чем2то помочь в не2
урочный час, когда у вас нет времени, сил или просто желания этим за2
ниматься, скажите об этом прямо. Решите для себя, когда вы реально (не
обязательно “завтра”) сможете уделить необходимое внимание просьбе
сына или дочери, и обязательно скажите и об этом тоже. Снова поверьте,
что ваш ребенок способен все правильно понять. Этим вы не причините
ему боль. Наоборот, он лишний раз почувствует свою значимость от того,
что с ним говорят серьезно и откровенно, как со взрослым. Боль может
причинить беглый, незаинтересованный взгляд на то, к чему он приложил
столько усилий, и формально2равнодушное “молодец, теперь иди спать”.
Подобное отношение обесценивает не только плод созидания — оно обес2
ценивает самого творца.
Самооценка как признание
собственной компетентности
Здесь я хочу сделать очередное отступление. Настал удобный момент по2
говорить о самооценке. Великий знаток детской души и семейной жизни,
уже упоминавшаяся мною В. Сатир ставила самооценку на первое место
среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и
развитии личности.
Под самооценкой она понимала “способность (или, наоборот, неспособ2
ность —
В.И.
) человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя”.
“Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу
честности, ответственности, сострадания, любви. Такой человек
чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал луч2
ше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но
способен просить в трудную минуту помощи от других, однако
он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные ре2
шения, совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою
собственную высокую ценность, человек может видеть, прини2
мать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высо2
кой самооценкой внушает доверие и надежду. Он не пользуется
правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время
он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать
выбор. И в этом ему помогает его интеллект”
2
.