Файл: Гринсон Р.Р. - Техника и практика психоанализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4788

Скачиваний: 100

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.NataHaus.ru 

– 255 – 

 

ли

 

что

-

то

 

еще

что

 

он

 

мог

 

сделать

Он

 

ответил

что

думал

что

 

ее

 

длительное

 

молчание

возможно

означает

что

 

она

  

чувствует

 

себя

 

виноватой

 

за

 

свои

    

репрессированные

 

желания

 

смерти

 

по

 

отношению

 

к

 

ее

 

сыну

но

 

он

 

думал

что

 

ему

 

следовало

 

бы

 

подождать

 

до

 

тех

 

пор

пока

 

это

 

станет

 

известно

Я

 

сказал

 

ему

что

возможно

у

 

пациентки

 

и

 

были

 

глубоко

 

скрытые

 

желания

 

смерти

 

по

 

отношению

 

к

 

мальчику

но

 

я

 

чувствую

что

 

ее

 

тревога

  

и

  

печаль

 

были

 

гораздо

 

очевидны

 

и

 

заслуживали

 

ответа

 

от

 

него

 

во

 

время

 

сеанса

Студент

 

чопорно

 

напомнил

 

мне

что

 

Фрейд

 

говорил

 

о

 

том

что

 

в

 

наши

 

обязанности

   

не

   

входит

   

удовлетворение

   

инстинктивных

  

и

 

нарцисстических

 

желаний

 

наших

 

пациентов

Я

 

устранился

 

от

 

дальнейших

 

комментариев

 

по

 

этому

 

вопросу

 

и

 

спросил

 

его

что

 

произошло

 

на

 

следующем

 

сеансе

Студент

 

ответил

что

 

пациентка

 

пришла

 

на

 

сеанс

не

 

сказав

 

абсолютно

 

ничего

и

 

молча

 

вытирала

 

слезы

которые

 

струились

 

по

 

ее

 

лицу

Время

 

от

 

времени

 

он

 

спрашивал

 

ее

о

 

чем

 

она

 

думает

Сеанс

 

окончился

но

 

никаких

 

других

 

слов

 

не

 

было

 

произнесено

Снова

 

я

 

спросил

 

молодого

 

аналитика

нет

 

ли

 

у

 

него

 

еще

 

каких

-

либо

 

мыслей

 

о

 

том

что

 

он

 

еще

 

мог

 

бы

 

сделать

Он

 

пожал

 

плечами

Я

 

спросил

 

его

выяснил

 

ли

 

он

что

 

случилось

 

с

 

малышом

Он

 

сказал

что

 

пациентка

 

ничего

 

не

 

сказала

а

 

он

 

не

 

спрашивал

Последний

 

сеанс

о

 

котором

 

он

 

рассказывал

был

 

последним

 

сеансом

 

пациентки

 

на

 

этой

 

неделе

он

 

не

 

увидит

 

ее

 

до

 

конца

 

своей

 

учебной

 

сессии

. . 

 

Я

 

покачал

 

головой

 

с

 

недоверием

Я

 

спросил

 

студента

неужели

 

его

 

самого

 

не

 

трогает

ему

 

самому

 

не

 

любопытно

как

 

состояние

 

здоровья

 

малыша

Я

 

добавил

что

возможно

молчаливые

 

слезы

 

молодой

 

женщины

 

говорили

 

о

 

том

что

 

она

 

ощущала

 

аналитика

 

холодным

враждебным

 

и

 

безучастным

 

по

 

отношению

 

к

 

ней

Студент

 

ответил

что

 

я

возможно

прав

по

 

он

 

чувствует

что

 

я

 

чересчур

 

эмоционален

Я

 

закончил

 

сеанс

 

с

 

ним

сказав

что

 

я

 

чувствую

что

 

его

 

эмоциональная

 

безответственность

 

сделает

 

невозможным

 

формирование

 

рабочего

 

альянса

Хотя

 

он

 

и

 

мог

 

чувствовать

 

некоторое

 

сочувствие

 

к

 

пациентке

 

и

 

показать

 

ей

 

это

в

 

определенных

 

пределах

он

 

не

 

будет

 

способен

 

анализировать

 

ее

Я

 

предсказал

 

ему

что

даже

 

если

 

она

 

вернется

я

 

опасаюсь

что

 

лечение

 

не

 

будет

 

осуществлено

Когда

 

па

 

– 256 – 

 

циент

 

так

 

страдает

не

 

только

 

естественно

но

 

и

 

необходимо

 

проявить

 

сострадание

На

 

следующей

 

неделе

 

молодой

 

аналитик

 

рассказал

что

 

пациентка

 

пришла

 

в

 

понедельник

 

утром

 

и

 

объявила

что

 

она

 

прекращает

 

анализ

Когда

 

он

 

спросил

 

ее

почему

она

 

ответила

что

 

он

 

болен

 

больше

чем

 

она

Она

 

оплатила

 

счет

 

и

 

ушла

После

 

паузы

 

я

 

спросил

 

его

что

 

случилось

 

с

 

ее

 

ребенком

Молодой

 

человек

 

покраснел

 

и

 

со

 

стыдом

 

произнес

что

 

он

 «

забыл

» 

спросить

 

ее

Я

 

использовал

 

его

 

забывчивость

 

и

 

то

что

 

он

 

покраснел

как

 

возможность

 

для

 

того

чтобы

 

продемонстрировать

 

ему

что

 

у

 

него

 

должны

 

быть

 

какие

-

то

 

проблемы

 

в

 

этой

 

области

Затем

 

я

 

предложил

что

 

он

возможно

извлечет

 

пользу

 

из

 

дальнейшего

 

анализа

Молодой

 

человек

 

согласился

 

с

 

этим

.  

Эти

 

клинические

 

данные

 

демонстрируют

 

тот

 

факт

что

 

неприятная

 

черта

 

у

 

аналитика

 

может

 

продуцировать

 

реалистические

 

реакции

 

на

 

него

 

у

 

пациента

что

 

помешает

 

успешному

 

психоаналитическому

 

лечению

 (

см

второй

 

том

где

 

дано

 

более

 

полное

 

обсуждение

 

этой

 

и

 

родственных

 

проблем

). 

По

 

моему

 

мнению

поведение

 

молодой

 

пациентки

 

было

 

реалистичным

 

и

 

уместным

Это

 

не

 

отрицает

 

того

что

 

поведение

 

аналитика

 

также

 

вызвало

 

реакции

 

переноса

но

 

в

 

данной

 

ситуации

 

это

 

было

 

второстепенно

Поведение

 

аналитика

 

было

 

вредно

 

для

 

формирования

 

рабочего

 

альянса

потому

 

что

 

пациентка

 

ощущала

что

 

это

 

поведение

 

вызвано

 

враждебной

 

отстраненностью

 

или

 

страхом

 

затруднительного

 

положения

связанного

 

с

 

контрпереносом

Я

 

утверждаю

что

 

аналитику

 

можно

 

высказать

 

некоторое

 

соучастие

 

к

 

страданию

 

пациента

 

без

 

того

чтобы

 

это

 

стало

 

удовлетворением

 

переноса

Например

он

 

мог

 

бы

 

просто

 

спросить

 

пациентку

: «

Как

 

ваш

 

малыш

Что

 

говорит

 

доктор

?» 

Только

 

после

 

этого

 

анализ

 

реакций

 

пациентки

 

стал

 

бы

 

возможен

и

 

то

 

только

 

определенными

 

дозами

которые

 

были

 

бы

 

совместимы

 

со

 

способностью

 

пациентки

 

переносить

 

дополнительную

 

боль

 

от

 

анализа

Многие

 

аналитики

 

подчеркивают

 

опасность

 

чрезмерных

 

и

 

излишних

 

фрустраций

 

и

 

деприваций

 (

Гловер

1955; 

Г

Бибринг

, 1935). 

Другой

 

иллюстрацией

 

этой

 

же

 

проблемы

 

является

 

подход

 

аналитика

 

к

 

своей

 

погрешности

 

в

 

технике

которая

 

была

 

замечена

 

пациентом

Я

 

знаю

 

аналитиков

ко

 

– 257 – 


background image

www.NataHaus.ru 

 

торые

 

полагают

что

 

неверно

 

сознаваться

 

пациенту

 

в

 

том

что

 

они

 

совершили

 

ошибку

Они

 

скрывают

 

это

 

за

 «

аналитическим

 

молчанием

». 

Я

 

знаю

 

и

 

других

которые

 

не

 

только

 

признают

 

свои

 

промахи

но

 

и

 

обременяют

 

своих

 

пациентов

 

исповедью

 

бессознательных

 

мотивов

 

своего

 

греха

Мне

 

кажется

 

авторитарным

нечестным

 

и

 

унижающим

 

скрывать

 

содеянный

 

грех

 

от

 

пациента

который

 

это

 

осознает

Такое

 

поведение

 

аналитика

 

будет

 

провоцировать

 

справедливое

 

недоверие

которое

 

может

 

не

 

поддаться

 

анализу

 

и

 

привести

 

к

 

неподатливой

 

покорности

 

или

 

разрушению

 

лечения

Излияние

 

бессознательных

 

мотиваций

 

аналитика

 

в

 

связи

 

с

 

погрешностью

 

является

 

карикатурой

 

на

 

честность

Аналитик

 

имеет

 

то

 

преимущество

что

 

он

 

может

 

использовать

 

затруднение

 

пациента

 

для

 

своего

 

личного

 

инстинктивного

 

удовлетворения

 

или

 

своей

 

потребности

 

в

 

наказании

Насколько

 

же

 

отличается

 

такая

 

реакция

 

от

 

прямого

 

и

 

искреннего

 

признания

 

ошибки

 

и

 

следующей

 

за

 

этим

 

просьбы

 

к

 

пациенту

 

описать

 

его

 

чувства

 

и

 

ассоциации

 

на

 

вашу

 

ошибку

 

и

 

на

 

ваше

 

признание

 

ошибки

Аналитическая

 

ситуация

 

неравная

потому

 

что

 

одна

 

сторона

 

в

 

ней

 

является

 

слабой

 

и

 

беспомощной

в

 

отличие

 

от

 

другой

Но

 

она

 

равна

 

в

 

том

 

смысле

что

 

оба

и

 

пациент

и

 

аналитик

имеют

 

права

 

человека

которые

 

должны

 

быть

 

гарантированы

Если

 

бы

 

пациент

 

спросил

 

меня

почему

 

я

 

сделал

 

ошибку

я

 

бы

 

сначала

 

спросил

 

о

 

его

 

фантазиях

возникших

 

в

 

связи

 

с

 

этим

а

 

затем

 

объяснил

что

 

причины

 

моей

 

ошибки

 

относятся

 

не

 

к

 

его

 

анализу

а

 

к

 

моему

Я

 

отвечаю

 

таким

 

же

 

образом

 

на

 

все

 

вопросы

 

о

 

моей

 

личной

 

жизни

Я

 

спрашиваю

 

об

 

ассоциациях

а

 

затем

 

привожу

 

причины

по

 

которым

 

я

 

не

 

отвечаю

 

на

 

них

Аналитику

 

для

 

эффективной

 

и

 

успешной

 

работы

 

важно

чтобы

 

его

 

аналитические

 

и

 

терапевтические

 

отношения

 

строились

 

на

 

основе

 

его

 

реального

 

отношения

 

к

 

пациенту

Как

 

я

 

утверждал

 

в

 

секциях

 1.33 

и

 3.5 

и

 

буду

 

обсуждать

 

в

 

части

 4, 

аналитик

 

не

 

может

 

работать

 

аналитически

если

 

не

 

может

 

колебаться

 

между

 

относительно

 

беспристрастной

 

аналитической

 

позицией

 

и

 

более

 

сложной

 

терапевтической

Аналитик

 

должен

 

быть

 

личностью

которая

 

может

 

сопереживать

 

и

 

сочувствовать

искренне

 

и

 

просто

но

 

не

 

теряя

 

самообладания

Временами

 

необходимо

 

причинять

 

боль

заставляя

 

 

– 258 – 

 

пациента

 

терпеть

 

страдание

Однако

 

психоаналитическое

 

лечение

 

не

 

может

 

проводиться

 

в

 

атмосфере

 

неослабленной

 

жестокости

ледяной

 

отчужденности

 

или

 

длительного

 

веселья

Аналитик

 

должен

 

совмещать

 

в

 

себе

 

две

 

противоположные

 

позиции

  «

анализатора

 

данных

» 

и

 

лекаря

 

больного

 

и

 

страдающего

 

и

 

в

 

процессе

 

анализа

 

колебаться

 

между

 

ними

Искренние

 

чувства

 

аналитика

 

к

 

пациенту

 

должны

 

содействовать

 

его

 

рабочему

 

альянсу

Задача

 

аналитика

 — 

сдерживать

 

те

 

свои

 

ответы

которые

 

могли

 

бы

 

причинить

 

вред

 

терапевтическому

 

процессу

Это

 

не

 

означает

однако

что

 

аналитик

 

сознательно

 

берет

 

на

 

себя

 

роль

которая

 

чужда

 

ему

Просто

 

необходимо

 

постоянно

 

помнить

 

о

 

том

что

 

пациент

 — 

это

 

не

 

просто

 

человек

поставляющий

 

материал

 

для

 

анализа

но

 

и

 

страдающий

 

невротик

только

 

тогда

 

аналитик

 

сможет

 

воспринимать

 

пациента

 

и

 

как

 

интерпретатор

 

и

 

как

 

терапевт

 

и

 

как

 

смешение

 

того

 

и

 

другого

Реакции

 

контрпереноса

 

необходимо

 

выявлять

 

и

 

сдерживать

Реалистичные

 

и

 

сильные

 

реакции

 

также

 

необходимо

 

сдерживать

а

 

их

 

природа

 

может

 

показывать

что

 

с

 

данным

 

пациентом

 

данный

 

аналитик

 

не

 

может

 

работать

Искусственные

 

реакции

 

будут

 

необходимы

 

аналитику

 

временно

только

 

до

 

тех

 

пор

пока

 

он

 

не

 

установит

 

искренние

 

аналитические

 

и

 

терапевтические

 

отношения

Если

 

это

 

достигается

то

 

пациент

 

получает

 

возможность

 

переживать

 

и

 

достигать

 

инсайта

 

посредством

 

уникального

 

вида

 

объектных

 

отношений

в

 

котором

 

многие

 

формы

 

любви

 

и

 

ненависти

 

становятся

 

конструктивными

 

инструментами

а

 

не

 

просто

 

возможностями

 

для

 

испытания

 

удовольствия

 

и

 

боли

Хотя

 

пациент

 

и

 

аналитик

 

развивают

 

реакции

 

переноса

рабочий

 

альянс

 

и

 

реальные

 

отношения

 

друг

 

к

 

другу

их

 

пропорции

 

и

 

частота

 

проявлений

 

различны

У

 

пациента

 

реакции

 

переноса

 

преобладают

 

во

 

время

 

длительной

 

средней

 

фазы

 

анализа

Реальные

 

отношения

 

находятся

 

на

 

переднем

 

плане

 

на

 

ранней

 

стадии

 

и

 

выступают

 

снова

 

в

 

заключительной

 

стадии

  (

А

Фрейд

, 1954, 1965). 

Рабочий

 

альянс

 

развивается

 

ближе

 

к

 

концу

 

вводной

 

фазы

но

 

интенсивность

 

его

 

колеблется

 

вплоть

 

до

 

заключительной

 

фазы

Со

 

стороны

 

психоаналитика

 

рабочий

 

альянс

 

должен

 

преобладать

 

с

 

начала

 

до

 

конца

Контрпереносу

 

следует

 

всегда

 

быть

 

на

 

заднем

 

плане

Реальным

 

отношениям

 — 

 

– 259 – 

 


background image

www.NataHaus.ru 

предоставлять

 

больше

 

свободы

 

действия

 

только

 

в

 

заключительной

 

фазе

Бывают

 

случаи

однако

когда

 

аналитику

 

следует

 

позволить

 

своим

 

реальным

 

чувствам

 

выразиться

 

раньше

Ситуация

 

молодого

 

аналитика

приведенная

 

выше

была

 

одной

 

из

 

тех

где

 

я

 

бы

 

открыто

 

показал

 

свое

 

беспокойство

 

о

 

ребенке

 

пациентки

Я

 

не

 

понимаю

как

 

кто

-

то

 

может

 

позволить

 

аналитику

 

глубоко

 

анализировать

 

себя

если

 

последний

 

будет

 

сохранять

 

ледяную

 

отстраненность

 

в

 

такой

 

ситуации

Такие

 

человеческие

 

реакции

 

аналитика

 

являются

 

необходимой

 

предпосылкой

 

для

 

формирования

 

рабочего

 

альянса

 

у

 

пациента

Некоторые

 

пациенты

возможно

предпочли

 

бы

 

компьютероподобного

 

аналитика

но

в

 

действительности

они

 

таким

 

образом

 

пытаются

 

избежать

 

искренних

 

психоаналитических

 

переживаний

Существуют

 

пациенты

которые

 

пытаются

 

изолировать

 

аналитика

 

от

 

реальной

 

жизни

 

и

 

представляют

 

себе

что

 

он

 

только

 

и

 

существует

что

 

в

 

своем

 

офисе

и

 

его

 

эмоциональные

 

ответы

 

всегда

 

хорошо

 

контролируются

 

и

 

строго

 

ограничены

 

во

 

времени

В

 

таких

 

случаях

 

я

 

нахожу

 

полезным

 

позволить

 

себе

 

продемонстрировать

 

пациенту

 

время

 

от

 

времени

 

мое

 

разочарование

 

по

 

поводу

 

того

что

 

он

 

не

 

делает

 

прогресса

или

 

увидеть

что

 

события

происходящие

 

в

 

мире

действительно

 

затрагивают

 

меня

Я

 

стараюсь

 

ограничивать

 

интенсивность

 

своих

 

реакций

но

 

я

 

не

 

открываю

 

дверь

 

каждый

 

день

 

с

 

тем

 

же

 

самым

 

выражением

 

лица

 

и

 

не

 

заканчиваю

 

сеанс

одинаково

Я

 

не

 

планирую

 

такие

 

вариации

Я

 

позволяю

 

самому

 

себе

 

быть

 

гибким

 

в

 

этих

 

вопросах

Я

 

придерживаюсь

 

того

 

мнения

что

 

важно

 

демонстрировать

 

некоторыми

 

действиями

 

и

 

поведением

что

 

аналитик

 — 

человеческое

 

существо

Это

 

включает

 

и

 

то

что

 

временами

 

заметна

 

и

 

некоторая

 

его

 

человеческая

 

хрупкость

Книга

 

Стоуна

 (1961) 

содержит

 

много

 

интересных

 

замечаний

 

по

 

этому

 

и

 

другим

 

вопросам

Существует

 

еще

 

одна

 

область

которая

 

включает

 

в

 

себя

 

необычное

 

число

 

недоговоренностей

 

со

 

стороны

 

аналитика

Я

 

имею

 

в

 

виду

 

ту

 

ситуацию

которая

 

возникает

когда

 

аналитик

 

обнаруживает

что

 

он

 

и

 

его

 

пациент

 

испытывают

 

разногласия

 

по

 

основным

 

вопросам

 

политического

 

или

 

социального

 

вопроса

который

 

важен

 

для

 

каждого

 

из

 

них

Например

я

 

знаю

 

по

 

опыту

что

 

я

 

не

 

могу

 

эффективно

 

работать

 

с

 

некоторыми

 

пациента

 

– 260 – 

 

ми

которые

 

являются

 

очень

 

реакционными

 

в

 

своих

 

политических

 

или

 

социальных

 

взглядах

В

 

таких

 

ситуациях

 

я

 

советую

 

открыто

 

рассказать

 

о

 

своих

 

чувствах

 

такому

 

пациенту

и

 

как

 

можно

 

раньше

Я

 

предлагаю

 

ему

 

считать

 

себя

 

свободным

чтобы

 

поискать

 

другого

 

аналитика

если

 

он

 

находит

что

 

моя

 

точка

 

зрения

 

слишком

 

смущает

 

его

Если

 

же

 

мои

 

собственные

 

чувства

 

по

 

поводу

 

этого

 

вопроса

 

очень

 

сильны

а

 

другие

 

качества

 

пациента

 

не

 

позволяют

 

надеяться

что

 

он

 

мне

 

понравится

я

 

говорю

 

пациенту

что

 

я

 

не

 

способен

 

работать

 

с

 

ним

и

 

настаиваю

 

на

 

том

чтобы

 

он

 

нашел

 

другого

 

аналитика

Я

 

также

 

допускаю

что

 

это

 

мой

 

недостаток

чтобы

 

не

 

травмировать

 

пациента

Можно

 

сказать

 

многое

 

о

 

реальных

 

взаимоотношениях

 

между

 

пациентом

 

и

 

аналитиком

В

 

части

 4 

будут

 

затронуты

 

дополнительные

 

проблемы

а

 

также

 

даны

 

дополнительные

 

иллюстрации

 

в

 

тексте

 

книги

 

3.7. 

КЛИНИЧЕСКАЯ

 

КЛАССИФИКАЦИЯ

 

РЕАКЦИЙ

 

ПЕРЕНОСА

 

 

Не

 

существует

 

такого

 

способа

 

классификации

 

явлений

 

переноса

который

 

охватывал

 

бы

 

все

 

его

 

различные

 

разновидности

Все

 

зависимости

 

от

 

того

как

 

аналитик

 

пытается

 

разделить

 

различные

 

клинические

 

формы

 

переноса

он

 

кончает

 

либо

 

несистематичной

 

классификацией

при

 

которой

 

упущены

 

многие

 

важные

 

клинические

 

типы

либо

 

в

 

нее

 

входят

 

клинически

 

значимые

 

разновидности

но

 

при

 

этом

 

имеются

 

большие

 

перекрывания

Меньшим

 

злом

 

является

 

удовлетворение

 

систематичности

 

в

 

пользу

 

полноты

Я

 

попытаюсь

 

описать

 

наиболее

 

важные

 

формы

 

реакций

 

переноса

 

и

 

классифицировать

 

их

 

или

 «

навесить

 

на

 

них

 

ярлыки

» 

так

как

 

было

 

бы

 

более

 

полезно

 

для

 

клинического

 

подхода

Следует

 

иметь

 

в

 

виду

что

 

один

 

метод

 

классификации

 

не

 

исключает

 

другой

Например

кто

-

то

 

может

 

описывать

 

ситуацию

представляя

 

позитивный

 

перенос

и

с

 

равной

 

обоснованностью

тот

 

же

 

самый

 

феномен

 

как

 

материнский

 

перенос

и

 

т

д

Другой

 

момент

эти

 

реакции

 

переноса

 

не

 

будут

 

дифференцироваться

 

с

 

той

 

точки

 

зрения

являются

 

ли

 

они

 

спорадичными

временами

 

реакциями

 

переноса

 

или

 

они

 

являются

 

проявлениями

 

невроза

 

переноса

Такая

 

дифференцировка

 

уже

 

давалась

 

в

 

тео

 

– 261 – 


background image

www.NataHaus.ru 

 

ретической

 

секции

и

 

все

 

категории

 

реакций

 

переноса

 

следует

 

понимать

 

как

 

существующие

 

в

 

обеих

 

формах

В

 

конечном

 

счете

 

необходимо

 

помнить

что

 

одновременно

 

имеют

 

место

 

множество

 

различных

 

реакций

 

переноса

точно

 

так

 

же

как

 

они

 

имеют

 

место

 

в

 

объективных

 

отношениях

 

вообще

Теоретически

 

можно

 

описать

 

различные

 

слои

или

 

иерархии

эмоций

 

и

 

защит

сосуществующих

 

в

 

любом

 

данном

 

взаимоотношении

 

между

 

людьми

В

 

последующем

 

описании

 

типов

 

реакций

 

переноса

 

я

 

ограничусь

 

обсуждением

 

того

что

 

преобладает

что

 

является

 

наиболее

 

значимым

 

клинически

 

в

 

данный

 

период

 

времени

 

анализа

 

3.71. 

ПОЗИТИВНЫЙ

 

И

 

НЕГАТИВНЫЙ

 

ПЕРЕНОС

 

 

Хотя

 

Фрейд

 (1913, 1912) 

очень

 

рано

 

осознал

что

 

явления

 

переноса

 

амбивалентны

 

по

 

своей

 

природе

он

 

сохранил

 

прежнее

 

деление

 

переноса

 

на

 

позитивный

 

и

 

негативный

Несмотря

 

на

 

все

 

неопределенности

 

и

 

недостатки

эта

 

форма

 

классификации

 

закрепилась

и

 

сейчас

 

это

 

наиболее

 

часто

 

используемое

 

обозначение

 

среди

 

практикующих

 

аналитиков

 

3.711. 

Позитивный

 

перенос

 

 

Термин

  «

позитивный

 

перенос

» 

является

 

коротким

 

названием

 

для

 

описания

 

реакций

 

переноса

которые

 

состоят

 

преимущественно

 

из

 

любви

 

в

 

любой

 

ее

 

форме

 

или

 

из

 

любых

 

ее

 

предвестников

 

или

 

дериватов

Мы

 

считаем

что

 

позитивный

 

перенос

 

существует

когда

 

пациент

 

испытывает

 

по

 

отношению

 

к

 

аналитику

 

какое

-

либо

 

из

 

следующих

 

чувств

любовь

нежность

доверие

влюбленность

симпатию

интерес

увлечение

восхищение

безрассудную

 

страсть

сильное

 

душевное

 

волнение

сильное

 

желание

 

или

 

почтение

Несексуальные

неромантические

мягкие

 

формы

 

любви

 

способствуют

 

формированию

 

рабочего

 

альянса

Я

 

здесь

 

имею

 

в

 

виду

 

чувства

близкие

 

симпатии

доверию

уважению

 

в

 

особенности

Другая

 

важная

 

форма

 

позитивного

 

переноса

 

имеет

 

место

когда

 

пациент

 

влюбляется

 

в

 

аналитика

Это

 

регулярно

 

случается

 

при

 

работе

 

с

 

пациентами

 

противоположного

 

пола

но

 

я

 

никогда

 

не

 

видел

чтобы

 

это

 

случа

 

– 262 – 

 

лось

 

с

 

пациентами

 

того

 

же

 

самого

 

пола

за

 

исключением

 

тех

 

пациентов

которые

 

являются

 

открыто

 

гомосексуальными

Эта

 

любовь

возникающая

 

в

 

ходе

 

анализа

имеет

 

удивительное

 

сходство

 

с

 

любовью

 

в

 

реальной

 

жизни

Это

 

случается

 

так

 

регулярно

 

в

 

анализе

 

потому

что

 

наши

 

пациенты

 

имели

 

болезненные

 

переживания

 

в

 

этом

 

отношении

 

в

 

своей

 

прошлой

 

жизни

Эти

 

чувства

 

были

 

репрессированы

 

и

 

проявились

 

вновь

 

в

 

виде

 

любви

 

переноса

 

во

 

время

 

анализа

в

 

некоторой

 

степени

 

она

 

более

 

иррациональна

 

и

 

инфантильна

 

в

 

своих

 

манифестациях

чем

 

реальная

 

любовь

Фрейд

 (1915

а

останавливался

 

на

 

этом

и

 

его

 

углубленное

 

и

 

проницательное

 

исследование

 

этого

 

вопроса

 

заслуживает

 

почтения

Пациентка

влюбленная

 

в

 

воего

 

аналитика

представляет

 

собой

 

разнообразие

 

проблемы

 

для

   

техники

Во

-

первых

,  

главной

   

целью

   

пациентки

   

становится

   

удовлетворение

 

своих

 

желаний

и

 

она

 

противится

 

аналитической

 

работе

 

над

 

этими

 

эмоциями

Во

 

время

 

наиболее

 

интенсивных

 

фаз

 

ее

 

любви

 

очень

 

трудно

если

 

вообще

 

возможно

получить

 

доступ

 

к

 

ее

 

разумному

 

Эго

 

и

 

установить

 

рабочий

 

альянс

Аналитику

 

следует

 

потерпеть

 

и

 

подождать

пика

 

сильные

 

эмоции

 

ослабеют

Во

-

вторых

горячая

   

любовь

 

женщины

-

пациентки

 

может

 

вызвать

 

чувства

 

контрпереноса

 

у

 

аналитика

Это

 

в

 

особенности

 

применимо

 

к

 

молодым

неопытным

 

аналитикам

 

и

 

к

 

аналитикам

несчастным

 

в

 

своей

 

личной

 

жизни

Бессознательным

 

может

 

оставаться

 

искушение

 

как

-

нибудь

 

ответить

 

на

 

любовь

 

леди

 

либо

 

удовлетворить

 

ее

 

в

 

той

 

или

 

иной

 

форме

или

 

же

 

стать

 

грубым

 

и

 

сердитым

 

с

 

нею

 

из

-

за

 

того

 

соблазна

который

 

представляет

 

ее

 

любовь

Фрейд

 

дал

 

безошибочный

ясный

 

совет

 

по

 

поводу

 

этой

 

ситуации

 (1915

а

с

163—171). 

Здесь

 

не

 

может

 

быть

 

компромисса

Аналитик

 

не

 

может

 

допустить

 

даже

 

самого

 

невинного

,    

частичного

 

эротического

 

удовлетворения

Любое

 

такое

 

удовлетворение

 

делает

 

любовь

 

пациентки

 

относительно

 

неанализируемой

Это

 

отнюдь

 

не

 

означает

что

 

аналитики

 

должен

 

вести

 

себя

 

бесчувственно

 

и

 

бессердечно

Аналитик

  

может

 

быть

 

тактичным

 

и

 

чутким

 

по

 

отношению

 

к

 

пациентке

 

и

 


background image

www.NataHaus.ru 

ее

 

состоянию

 

и

 

при

 

этом

 

продолжать

 

заниматься

 

своей

 

задачей

 — 

анализированием

Возможно

ни

 

в

 

какое

 

другое

 

время

 

аналитическое

 

отношение

 

сострадания

самообладания

гуманности

 

не

 

 

– 263 – 

 

является

 

настолько

 

необходимым

Позвольте

 

мне

 

проиллюстрировать

 

это

Молодая

 

женщина

робкая

 

и

 

застенчивая

во

 

время

 

третьего

 

месяца

 

анализа

 

начала

 

выказывать

 

безошибочные

 

признаки

 

того

что

 

она

 

влюблена

 

в

 

меня

В

 

конце

 

концов

 

после

 

нескольких

 

дней

 

борьбы

 

со

 

своими

 

чувствами

 

она

 

со

 

слезами

 

призналась

 

в

 

своей

 

любви

Она

 

умоляет

 

меня

 

не

 

лечить

 

это

 

ее

 

состояние

 

тем

 

же

 

самым

 

аналитическим

холодным

 

способом

как

 

я

 

лечил

 

ее

 

другие

 

эмоции

Она

 

просит

 

меня

 

не

 

оставаться

 

молчаливым

 

и

 

отчужденным

Я

 

бы

 

доставил

 

ей

 

удовольствие

сказав

 

хоть

 

что

-

нибудь

 — 

это

 

так

 

унизительно

 

для

 

нее

 — 

быть

 

в

 

таком

 

положении

Она

 

рыдала

всхлипывала

 

и

наконец

замолчала

Через

 

некоторое

 

время

 

я

 

сказал

: «

Я

 

знаю

это

 

очень

 

трудно

 

для

 

вас

но

 

для

 

нас

 

важно

чтобы

 

вы

 

попытались

 

выразить

 

точно

что

 

вы

 

чувствуете

». 

Пациентка

 

помолчала

 

мгновение

а

 

затем

 

сердито

 

сказала

: «

Это

 

нечестно

вы

 

можете

 

спрятаться

 

за

 

аналитической

 

кушеткой

а

 

я

 

должна

 

выставлять

 

все

Я

 

знаю

вы

 

не

 

любите

 

меня

но

 

скажите

 

мне

хотя

 

бы

если

 

я

 

нравлюсь

 

вам

позвольте

 

себе

 

проявить

 

некоторый

 

интерес

скажите

 

мне

что

 

я

 

не

 

просто

 

номер

 

для

 

вас

 — 

одиннадцатичасовая

 

пациентка

». 

Она

 

плакала

 

и

 

всхлипывала

 

и

 

снова

 

замолчала

Я

 

тоже

 

немного

 

помолчал

 

и

 

сказал

: «

Верно

это

нечестно

аналитическая

 

ситуация

 

не

 

равная

это

 

ваша

 

задача

 

позволить

 

вашим

 

чувствам

 

выйти

а

 

моя

 

работа

 — 

понять

 

вас

 

и

 

проанализировать

что

 

проявилось

 

в

 

них

Да

это

 

нечестно

». 

Казалось

это

 

мое

 

замечание

 

помогло

 

пациентке

Она

 

смогла

 

потом

 

выразить

 

более

 

полно

 

свой

 

гнев

 

и

 

чувство

 

оскорбления

Следующие

 

сеансы

 

были

 

смесью

 

ненависти

 

и

 

любви

но

 

она

 

стала

 

способна

 

работать

 

над

 

этими

 

реакциями

Я

 

думаю

она

 

могла

 

услышать

 

в

 

моем

 

тоне

 

и

 

в

 

моих

 

словах

что

 

я

 

осознаю

 

болезненность

 

ее

 

затруднительного

 

положения

и

хотя

 

я

 

и

 

сочувствую

 

ей

но

 

я

 

обязан

 

выполнять

 

свою

 

аналитическую

 

работу

Однако

 

ее

 

первое

 

разочарование

 

и

 

ощущение

 

отстранения

 

из

-

за

 

моего

 

неудовлетворяющего

рабочего

 

отношения

 

вошли

 

в

 

клиническую

 

картину

и

 

с

 

ними

 

следовало

 

работать

Важным

 

моментом

 

является

 

избежать

 

двойной

 

опасности

фальшиво

 

ободрить

 

пациентку

 

или

 

причинить

 

ненужную

 

боль

которая

 

будет

 

толкать

 

ее

 

 

– 264 – 

 

подавлять

 

свои

 

чувства

 

и

 

бежать

 

прочь

 

в

 

какой

-

то

 

форме

Любовь

 

переноса

 

пациента

 

всегда

 

становится

 

источником

 

сопротивления

Она

 

может

 

противостоять

 

работе

 

анализа

 

из

-

за

 

настойчивых

 

требований

 

пациента

 

и

 

его

 

стремлений

 

к

 

немедленному

 

удовлетворению

В

 

этом

 

случае

 

аналитические

 

сеансы

 

становятся

 

для

 

пациента

 

средством

 

удовлетворения

 

желания

 

близости

и

 

пациент

 

теряет

 

интерес

 

к

 

инсайту

 

и

 

пониманию

Дальнейшим

 

осложнением

 

становится

 

то

что

 

пациент

 

будет

 

обычно

 

реагировать

 

на

 

вмешательства

 

аналитика

  (

или

 

отсутствие

 

вмешательств

), 

чувствуя

 

боль

 

и

 

отрицание

и

 

по

 

этим

 

причинам

 

будет

 

сознательно

 

отказываться

 

работать

Пациентка

о

 

которой

 

рассказывалось

 

выше

, — 

пример

 

подобного

 

развития

Техническая

 

задача

 

состоит

 

в

 

том

чтобы

 

обеспечить

 

наиболее

 

полное

 

выражение

 

каждого

 

этапа

 

развития

 

любви

 

пациента

 

и

 

в

 

нужный

 

момент

 

начать

 

работу

 

над

 

сопротивлениями

 

пациента

Позвольте

 

мне

 

вернуться

 

к

 

пациентке

о

 

которой

 

рассказывалось

 

выше

После

 

того

как

 

я

 

признал

что

 

аналитическая

 

ситуация

а

 

моя

 

работа

 

состоит

 

в

 

том

чтобы

 

анализировать

 

ее

она

 

попыталась

 

продолжить

 

выражение

 

своих

 

чувств

 

любви

 

по

 

отношению

 

ко

 

мне

Но

 

теперь

 

нота

 

гнева

 

звучала

 

в

 

ее

 

печальном

просящем

умоляющем

 

тоне

я

 

мог

 

уловить

 

полутона

 

горечи

; «

Я

 

знаю

вы

 

правы

мне

 

следует

 

идти

 

дальше

все

 

равно

что

 

вы

 

чувствуете

 

по

 

поводу

 

этого

Это

 

так

 

тяжело

 

даже

 

просто

 

сказать

 

о

 

своей

 

любви

умолять

 

о

 

ней

а

 

в

 

ответ

 

получить

 

только

 

молчание

Но

в

 

конце

 

концов

вы

должно

 

быть

используете

 

это

я

 

полагаю

это

 

случается

 

со

 

всеми

 

вашими

 

пациентами

Хотела

 

бы

 

я

 

знать

как

 

вы

 

выдерживаете

 

это

... 

но

в

 

конце

 

концов

вам

 

платят

 

за

 

то

чтобы

 

вы

 

слушали

». 

Пациентка

 

замолчала

 

на

 

некоторое

 

время

Теперь

 

ее

 

глаза

 

были

 

сухи

широко

 

открыты

ее

 

рот

 

был

 

сжат

руки

 

плотно

 

прижаты

 

крест

-

накрест

 

к

 

телу

Через

 

некоторое

 

время

 

я

 

сказал

: «

Теперь

 

вы

 

обижаетесь

 

на

 

то

как

 

я

 

ответил

 

вам

 — 

пожалуйста

опишите

 

это

 

словами

». 

Она

 

сделала

 

же

 

это

сначала

 

это

 

был

 

поток

 

гневных

 

чувств

затем

 

снова

 

прилив

 

любви

и

 

это

 

повторялось

 

несколько

 

раз

Через

 

несколько

 

сеансов

 

интенсивность

 

этих

 

чувств

 

постепенно

 

снизилась

и

 

она

 

стала

 

готова

 

работать

Теперь

 

я

 

мог

 

сказать

 

ей

: «

Давайте

 

по