ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5072
Скачиваний: 102
www.NataHaus.ru
Мы
просим
пациента
не
делать
радикального
изменения
в
его
реальной
ситуации
до
тех
пор
,
пока
он
не
будет
тщательно
проанализирован
.
Для
этого
он
должен
быть
терпеливым
,
быть
способным
откладывать
действия
и
вместе
с
тем
не
впадать
в
ревиньяцию
и
безысходность
.
Это
особенно
важная
проблема
для
кандидатов
.
Психоанализ
требует
,
чтобы
пациент
относился
,
как
это
только
возможно
,
искренне
и
спонтанно
к
окружающим
его
значимым
людям
,
и
вместе
с
тем
мы
надеемся
,
что
он
будет
приносить
свои
переживания
на
аналитический
сеанс
.
Снова
и
снова
мы
видим
две
противоположные
группы
функций
Эго
,
которые
требуются
от
пациента
;
он
должен
быть
способен
искренне
переживать
и
при
этом
заниматься
самонаблюдением
,
быть
пассивным
и
активным
,
относительно
неконтролируемым
и
полностью
контролируемым
.
Для
того
чтобы
продуцировать
аналитический
материал
,
пациент
должен
быть
способен
регрессировать
и
прогрессировать
.
Он
набирает
материал
на
стадии
регрессии
и
сообщает
его
на
прогрессивной
стадии
.
До
того
,
как
пациент
сможет
ассимилировать
инсайты
,
данные
ему
аналитиком
,
он
сначала
определяет
их
обоснованность
,
интроспектирует
,
обдумывает
их
,
размышляет
над
ними
,
а
уже
затем
усваивает
их
.
Его
синтетические
и
интегративные
функции
Эго
,
совместно
с
его
рабочим
альянсом
,
осуществляют
тщательную
проработку
возможностей
.
Спустя
некоторое
время
новые
ин
-
сайты
приведут
к
переориентации
и
переприспособлениям
(
Е
.
Бибринг
, 1954).
4.13.
Черты
личности
и
характера
Мотивации
и
способности
пациента
,
которые
подвигают
его
на
работу
в
анализе
,
тесно
связаны
и
зависят
от
черт
его
личности
и
характера
.
Определить
,
сможет
ли
пациент
удовлетворить
требования
психоаналитической
ситуации
,
гораздо
проще
негативно
,
чем
пози
-
– 432 –
тивно
.
Противопоказания
для
психоанализа
гораздо
более
точны
,
чем
показания
(
Фрейд
, 1904;
Феничел
,
1954
а
;
Найт
, 1952) (
см
.
список
литературы
).
Обзор
работ
показывает
,
что
большинство
авторов
полагают
,
что
за
исключением
длительного
явного
психоза
,
диагностическая
категория
не
является
реальным
ориентиром
.
Оценка
того
,
подходит
ли
пациент
для
анализа
,
включает
оценку
здоровых
черт
его
личности
и
его
характера
,
наряду
с
его
патологией
.
Все
,
что
касается
вопроса
анализируемости
,
будет
обсуждаться
подробно
во
втором
томе
.
Более
того
,
по
моему
мнению
,
те
черты
,
которые
требуются
от
пациента
для
прохождения
анализа
,
качественно
сходны
с
теми
,
что
требуются
от
психоаналитика
,
и
я
бы
предпочел
обсуждать
их
с
точки
зрения
аналитика
.
4.2.
Чего
психоанализ
требует
от
психоаналитика
Для
того
чтобы
практиковать
терапевтический
психоанализ
,
психоаналитик
должен
быть
способен
выполнять
определенные
технические
процедуры
по
отношению
к
пациенту
и
к
себе
самому
.
Для
того
чтобы
выполнять
эти
процедуры
должным
образом
,
психоаналитику
необходимо
уметь
использовать
определенные
психоаналитические
процессы
,
которые
происходят
в
нем
самом
.
Наиболее
ценным
способом
,
дающим
психоаналитику
возможность
передать
инсайты
разуму
другого
человеческого
существа
,
является
поведение
его
собственного
разума
.
Как
следствие
этого
,
искусность
психоаналитика
неразрывно
связана
с
его
собственным
бессознательным
и
той
степенью
,
до
которой
оно
может
быть
использовано
его
сознательным
Эго
.
Высокий
интеллектуальный
и
культурный
уровень
действительно
требуется
от
аналитика
,
но
всесторонний
,
легко
схватывающий
разум
даже
важнее
.
То
требование
,
что
все
психоаналитики
,
прежде
чем
приступить
к
психоаналитическому
лечению
пациента
,
должны
сами
пройти
через
психоаналитическую
терапию
,
имеет
своей
целью
не
только
убедить
аналитика
в
валидности
используемых
процедур
,
но
и
повысить
его
восприимчивость
в
тех
областях
,
где
его
собственные
проблемы
могут
исказить
мнение
;
анализ
самого
аналитика
имеет
конечной
целью
сделать
доступными
для
– 433 –
www.NataHaus.ru
его
сознательного
Эго
важные
бессознательные
побуждения
,
защиты
,
фантазии
и
конфликты
его
собственной
инфантильной
жизни
и
их
позднейшие
дериваты
.
Некоторые
из
этих
конфликтов
будут
разрешены
,
некоторые
будут
модифицированы
в
более
адаптивные
формы
,
другие
останутся
неизменными
,
но
доступными
.
Для
практикующего
аналитика
решающим
является
то
,
что
его
неосознанные
конфликты
являются
контролируемыми
и
пригодными
для
использования
в
его
работе
с
пациентами
.
Степень
решенности
,
несомненно
,
будет
влиять
на
искусность
аналитика
.
Его
способность
получать
инстинктивное
удовлетворение
без
конфликта
повысит
способность
Эго
к
нейтрализации
определенных
функций
,
повысит
автономность
функций
Эго
и
их
адаптивность
.
Это
же
верно
в
отношении
межсистемных
конфликтов
(
Хартманн
, 1951,
с
. 145).
Искусность
психоаналитика
является
дериватом
его
психологических
процессов
,
которые
формируют
его
личность
и
характер
.
Степень
разрешения
невротических
конфликтов
оказывает
влияние
даже
на
его
знания
и
интеллект
.
Я
бы
пошел
даже
дальше
и
сказал
,
что
те
мотивации
,
которые
привели
его
в
область
психоанализа
,
также
играют
роль
в
том
,
как
он
работает
со
своими
пациентами
.
Умения
,
знания
,
характер
и
мотивации
являются
«
предметами
первой
необходимости
».
Все
они
взаимосвязаны
с
сознательными
и
бессознательными
эмоциями
,
побуждениями
,
фантазиями
,
отношениями
и
ценностями
психоаналитика
.
Тем
не
менее
,
для
того
,
чтобы
было
это
более
ясно
,
я
искусственно
разделю
их
на
три
группы
—
умения
,
черты
и
мотивации
—
в
поисках
ответа
на
вопрос
:
«
Чего
психоанализ
требует
от
аналитика
?»
Читателю
рекомендуется
прочитать
два
прекрасных
эссе
Шарпе
(1930, 1947)
по
этому
вопросу
,
а
также
Стоуна
(1961)
и
Гринсона
(1966).
– 434 –
4.21.
УМЕНИЯ
,
КОТОРЫЕ
ТРЕБУЮТСЯ
ОТ
ПСИХОАНАЛИТИКА
4.211.
Понимание
бессознательного
Наиболее
важным
умением
,
которым
аналитик
должен
обладать
,
является
его
способность
соотносить
сознательные
мысли
,
чувства
,
фантазии
,
импульсы
и
поведение
с
их
бессознательными
предшественниками
.
Он
должен
быть
способен
чувствовать
,
что
лежит
за
различными
вопросами
,
о
которых
говорит
его
пациент
вовремя
аналитического
сеанса
.
Он
должен
вслушиваться
в
очевидную
мелодию
,
но
также
слышать
скрытые
(
бессознательные
)
темы
«
левой
руки
»,
контрапункта
.
Он
должен
,
посмотрев
надфрагментарную
картину
,
данную
пациентом
,
перевести
ее
в
прошлое
,
в
ее
первоначальную
и
бессознательную
форму
.
Позвольте
мне
привести
типичный
и
простой
пример
.
Молодой
человек
говорит
о
своей
злости
и
отвращении
,
которые
вызывают
у
него
туалетные
привычки
его
старшей
сестры
.
Она
оставляет
дверь
слегка
приоткрытой
,
так
что
он
случайно
может
увидеть
ее
безобразные
обнаженные
груди
.
Он
может
даже
слышать
различные
шумы
в
туалете
,
и
они
отвратительны
.
Когда
он
после
этого
входит
в
ванную
комнату
,
он
старается
не
дышать
,
но
он
все
же
может
услышать
запахи
ее
тела
и
ее
пудры
.
Ее
волосы
на
ванной
вызывают
у
него
позывы
к
рвоте
.
Несмотря
на
громкую
осознанную
злость
и
отвращение
,
очень
легко
услышать
отодвинутый
на
задний
план
сексуальный
интерес
молодого
человека
к
телесным
отправлениям
сестры
.
Его
бессознательные
фантазии
о
том
,
что
он
берет
различные
части
ее
тела
в
рот
,
заставляют
его
почувствовать
отвращение
и
тошноту
.
Он
не
злится
на
нее
за
то
,
что
она
уродлива
,
совершенно
наоборот
,
он
злится
па
нее
за
то
,
что
она
возбуждает
его
.
Как
аналитик
может
прийти
к
такой
интерпретации
?
Тот
,
кто
преодолел
амнезию
,
что
связано
с
днями
детства
,
может
вспомнить
или
легко
представить
себе
,
что
туалет
был
сценой
для
чувственных
удовольствий
в
детстве
и
что
подглядывание
также
приносило
удовольствие
.
Сестры
или
матери
были
привлекательны
,
прежде
чем
был
поставлен
барьер
отвращения
в
качестве
за
-
– 435 –
щиты
.
На
самом
деле
он
не
случайно
оказался
за
слегка
приоткрытой
дверью
,
он
хотел
,
чтобы
такой
случай
имел
место
.
Запретное
или
недоступное
может
восприниматься
как
чрезвычайно
www.NataHaus.ru
привлекательное
или
безобразное
;
эти
противоположности
крайне
близки
друг
другу
.
Никто
не
будет
стоять
и
слушать
шумы
,
доносящиеся
из
туалета
,
если
он
не
получает
от
этого
удовольствия
,
что
и
делают
дети
сознательно
,
а
взрослые
—
бессознательно
.
Волосы
на
ванне
,
возможно
,
вызывают
фантазии
о
других
частях
тела
,
покрытых
волосами
,
и
позывы
на
рвоту
могут
появиться
только
тогда
,
когда
кажется
,
что
что
-
то
отвратительное
попало
в
рот
.
Вообще
говоря
,
отвращение
является
реакцией
на
чувство
или
представление
о
чем
-
то
отвратительном
,
что
пришло
в
контакт
с
телом
.
Дети
и
взрослые
имеют
сильные
импульсы
брать
приятные
или
любимые
,
или
возбуждающие
объекты
в
рот
.
Все
дети
делают
это
открыто
и
сознательно
,
взрослые
—
более
дискретно
и
неосознанно
.
Неуместное
отвращение
говорит
о
репрессивном
желании
коснуться
или
положить
в
рот
что
-
то
,
что
сознательно
считается
«
грязным
».
Если
аналитик
проработал
такие
проблемы
в
себе
,
то
для
него
не
будет
трудно
выслушать
молодого
человека
,
ассоциировать
к
его
материалу
и
переместиться
назад
к
родственным
латентным
воспоминаниям
или
фантазиям
.
В
таком
случае
аналитику
не
придется
проделывать
большую
интеллектуальную
работу
.
Собственные
ассоциации
аналитика
к
сестрам
,
туалетным
сценам
и
шумам
,
собственные
реакции
отвращения
,
имевшие
место
в
прошлом
в
сходных
ситуациях
,
приведут
аналитика
очень
быстро
к
замаскированным
импульсам
и
фантазиям
.
Для
того
,
чтобы
определить
,
соответствуют
ли
ассоциации
аналитика
ситуации
пациента
,
аналитику
следует
перейти
с
позиции
участника
на
по
-
зицию
наблюдателя
,
от
эмпатии
к
интроспекции
,
от
обдумывания
проблем
к
интуиции
,
от
более
вовлеченной
к
более
обособленной
позиции
.
Для
того
чтобы
облегчить
такие
переходы
,
аналитику
следует
слушать
пациента
с
равномерно
распределенным
вниманием
(1912).
Поэтому
аналитик
пользуется
как
обособленной
точкой
зрения
,
так
и
вовлеченной
,
он
готов
перемещаться
и
назад
,
и
вперед
,
в
зависимости
ют
того
,
чего
требует
ситуация
.
Эта
способность
коле
-
– 436 –
баться
между
положением
наблюдателя
и
участника
описана
Ференци
(1928),
Стербой
(1929),
Шарпе
(1930),
Рейхом
(1948)
и
Флисс
(1953).
В
случае
,
материал
которого
приведен
выше
,
я
выслушиваю
все
то
,
что
говорит
пациент
,
и
следую
своим
собственным
ассоциациям
до
тех
пор
,
пока
не
почувствую
,
что
я
достиг
бессознательного
значения
этого
материала
для
пациента
.
Теперь
я
хотел
бы
описать
ситуацию
,
в
которой
должна
быть
использована
более
сложная
группа
психологических
процессов
.
Пациентка
пересказывает
на
своем
сеансе
не
принесшее
удовлетворения
сексуальное
переживание
со
своим
мужем
прошлой
ночью
.
У
нее
было
сексуальное
желание
,
но
в
ходе
коитуса
что
-
то
блокировало
ее
способность
пережить
оргазм
.
Она
не
знает
,
что
было
этим
помешавшим
событием
;
в
сексуальной
игре
не
было
ничего
необычного
и
вместе
с
тем
было
что
-
то
,
что
привело
к
появлению
затруднения
.
Ее
муж
целовал
ее
влюбленно
,
касался
ее
кожи
руками
и
ртом
,
ласкал
ее
груди
и
так
далее
,
но
ее
возбуждение
исчезло
.
Описывая
свои
затруднения
,
пациентка
говорила
раздраженно
,
но
,
вместе
с
тем
,
печально
.
Ее
ассоциации
привели
к
недавнему
званому
обеду
,
но
печаль
все
возрастала
,
ассоци
-
ации
исчезли
,
и
пациентка
замолчала
.
Я
не
понимал
ее
молчания
и
ее
печали
и
поэтому
попросил
ее
вернуться
к
сексуальному
переживанию
и
позволить
своим
мыслям
блуждать
свободно
.
Она
печально
сказала
,
что
в
этом
нет
ничего
нового
,
это
не
вина
ее
мужа
,
он
был
внимателен
,
страстен
,
нежен
,
всеми
этими
качествами
она
обычно
наслаждалась
. «
Он
был
даже
гладко
выбрит
», —
сказала
она
с
улыбкой
,
вздохнула
,
и
слезы
потекли
по
ее
лицу
.
Я
был
поражен
.
Я
быстро
еще
раз
обдумал
то
,
что
она
мне
рассказала
,
но
мои
ассоциации
не
принесли
мне
решения
.
Я
подумал
о
прошлом
сеансе
,
но
это
также
не
помогло
мне
.
Я
ду
-
мал
,
что
был
в
хорошем
контакте
с
нею
на
этом
сеансе
,
но
теперь
чувствовал
,
что
потерял
ее
.
Тогда
я
изменил
способ
,
которым
слушал
ее
.
Я
перешел
с
позиции
внешнего
слушателя
на
позицию
сопереживания
.
Я
должен
представить
,
что
какая
-
то
часть
меня
стала
пациенткой
,
и
я
должен
пройти
через
ее
переживание
так
,
будто
я
—
это
она
,
и
интроспектировать
,
что
происходит
во
мне
.
То
,
что
я
сейчас
пытаюсь
опи
-
– 437 –
www.NataHaus.ru
сать
, —
это
те
процессы
,
которые
происходят
,
когда
аналитик
эмпатизирует
с
пациентом
(
см
.
Флисс
,
1953;
Шафер
, 1959;
Гринсон
, 1960).
Я
позволил
себе
пережить
те
события
,
которые
описывала
пациентка
,
я
также
позволил
себе
пережить
этот
аналитический
сеанс
,
ее
ассоциации
и
ее
аффекты
,
так
как
она
,
вероятно
,
прошла
через
все
это
на
сеансе
.
Я
вернулся
к
словам
пациентки
и
трансформировал
ее
слова
в
картины
и
чувства
в
соответствии
с
ее
личностными
чертами
.
Я
позволил
себе
ассоциировать
к
ее
картинам
с
ее
жизненным
опытом
,
ее
воспоминаниями
,
ее
фантазиями
.
Поскольку
я
работал
с
этой
пациенткой
несколько
лет
,
я
построил
рабочую
модель
пациентки
,
состоящую
из
физической
внеш
-
ности
,
ее
поведения
,
ее
манеры
двигаться
,
ее
желаний
,
чувств
,
защит
,
ценностей
,
отношений
и
так
далее
.
Именно
эту
рабочую
модель
пациентки
я
переместил
на
передний
план
,
когда
пытался
уловить
,
что
она
переживает
.
Все
остальное
мое
«
Я
»
не
подчеркивалось
,
оно
было
изолировано
на
время
.
По
мере
того
,
как
я
просматривал
те
события
,
которые
пациентка
описала
(
на
этот
раз
я
—
пациентка
),
несколько
новых
идей
вышли
на
поверхность
.
Ее
муж
,
сказала
пациентка
, «
осыпал
»*
ее
поцелуями
.
Мне
,
как
наблюдателю
,
не
принесло
это
никакого
особенного
образа
.
Однако
,
когда
я
стал
пациенткой
,
на
ум
пришла
сцена
из
детства
—
когда
она
принимала
душ
вместе
с
отцом
.
Это
было
одно
из
самых
приятных
воспоминаний
об
ее
обычно
сердитом
отце
.
Один
элемент
воспоминания
был
очень
заметен
:
ее
отец
был
очень
волосат
.
Это
,
по
-
видимому
,
делало
его
чувственным
,
но
это
и
пугало
.
Когда
он
целовал
ее
,
она
вспоминала
наиболее
живо
его
усы
.
И
последнее
замечание
пациентки
вернуло
меня
назад
: «
Он
был
даже
гладко
выбрит
».
Сначала
я
подумал
,
что
это
относится
к
ее
матери
.
Теперь
я
по
-
нял
,
что
гладко
выбритый
,
любящий
и
внимательный
муж
вызвал
контрастную
картину
ее
репрессированных
сексуальных
желаний
к
ее
сердитому
и
садистскому
отцу
.
Когда
эти
мысли
пришли
мне
в
голову
,
пациентка
снова
начала
говорить
о
званом
обеде
,
о
том
,
как
ее
партнер
по
обеду
пережевывал
пищу
с
скрытым
ртом
—
то
,
что
вызывало
у
нее
отвращение
к
отцу
.
__________
*
осыпать
«
ту
шоуер
» —
принимать
душ
.
– 438 –
Теперь
я
был
убежден
,
что
моя
эмпатия
помогла
мне
раскрыть
неосознанную
помеху
в
понимании
сексуального
переживания
пациентки
.
Ее
муж
вызвал
воспоминания
о
ее
бессознательно
любимом
отце
,
поэтому
она
с
такой
печалью
оплакивала
его
гладкое
лицо
.
Этот
клинический
пример
иллюстрирует
ценный
метод
для
улавливания
неясных
и
сложных
скрытых
эмоций
другого
человеческого
существа
.
Эмпатия
подразумевает
разделение
и
переживание
чувств
другого
человека
.
Аналитик
разделяет
эти
чувства
на
качественном
уровне
,
но
не
количественно
.
Его
мотивом
в
психоанализе
является
поиск
понимания
,
а
не
использование
этого
переживания
для
замещающего
удовольствия
.
В
сущности
,
это
предсознательное
явление
;
оно
может
быть
сознательно
инициировано
или
прервано
;
оно
может
происходить
молча
и
автоматически
,
сочетаясь
с
другими
формами
отношения
к
людям
.
Основной
механизм
состоит
в
частичной
и
временной
идентификации
с
пациентом
на
основе
рабочей
модели
пациента
,
которую
аналитик
сформировал
во
время
работы
с
пациентом
.
Перемещая
рабочую
модель
пациентки
на
передний
план
и
отодвигая
все
,
что
есть
во
мне
своеобразного
,
уникального
,
на
задний
,
я
позволил
словам
и
чувствам
пациентки
войти
в
меня
.
Модель
реагировала
идеями
,
чувствами
,
воспоминаниями
,
фантазиями
и
т
.
д
.
В
приведенном
выше
примере
слово
«
осыпал
»
оказалось
ключевым
для
ассоциации
в
модели
—
воспоминании
о
душе
с
отцом
,
которое
привело
к
ассоциациям
волосатости
и
бороде
—
к
«
ага
»-
переживанию
. «
Ага
»
показывает
,
что
рабочая
модель
моего
участвующего
Эго
привлекла
внимание
моего
анализирующего
Эго
,
наблюдателя
.
Теперь
моему
анализирующему
Эго
следовало
определить
,
какое
значение
имеет
данный
неосознанный
материал
.
Это
приводит
нас
к
использованию
интуиции
,
которая
тесно
связана
с
эмпатией
.
И
эмпатия
,
и
интуиция
являются
способами
достижения
быстрого
и
глубокого
понимания
.
Эмпатия
является
методом
установления
тесного
контакта
в
отношении
эмоций
и
побуждений
.
Интуиция
делает
то
же
самое
в
отношении
идей
.
Эмпатия
ведет
к
чувствам
и
картинам
.
Интуиция
ведет
к
«
ага
»-
реакции
,
которая
показывает
,
что
вы
попали
в
– 439 –
www.NataHaus.ru
цель
,
или
к
«
ок
»-
реакции
,
которая
говорит
о
том
,
что
вы
потерпели
неудачу
.
В
последнем
клиническом
примере
эмпатия
заставила
меня
почувствовать
потерю
контакта
,
эмпатия
привела
от
осыпания
поцелуями
к
душу
вместе
с
отцом
.
Интуиция
подсказала
мне
,
что
я
на
верном
пути
,
и
быстро
связала
волосатость
с
усами
,
и
гладко
выбритое
лицо
,
и
ее
последовавший
за
этим
плач
.
Моя
эмпатия
к
пациентке
заставила
эти
чувства
прийти
ко
мне
.
Эмпатия
является
функцией
переживающего
Эго
,
тогда
как
интуиция
,
по
-
видимому
,
является
функцией
наблюдающего
Эго
.
Два
эти
феномена
могут
вести
друг
к
другу
и
переходить
друг
в
друга
в
различных
вариантах
.
Но
эмпатия
является
более
требовательной
эмоционально
,
ее
составляют
эмоциональные
затруднения
,
она
требует
способности
к
контролируемым
и
обратимым
регрессиям
не
только
в
смысле
функций
Эго
,
но
и
для
объектных
отношений
.
Это
сходство
с
творческим
переживанием
художника
,
которое
описал
Крис
(1950).
Интуиция
менее
требовательна
эмоционально
,
в
сущности
,
это
процесс
мышления
,
хотя
и
регрессивный
.
Эмпатия
и
интуиция
являются
фундаментом
таланта
для
улавливания
неосознанных
значений
,
стоящих
за
осознанным
материалом
;
лучшие
терапевты
используют
и
то
,
и
другое
.
Способность
к
эмпатии
является
основным
требованием
:
при
ее
отсутствии
едва
ли
возможно
проведение
эффективной
раскрывающей
терапии
.
Способность
к
интуиции
говорит
о
сноровке
,
но
без
эмпатии
она
может
ввести
в
заблуждение
,
вообще
не
иметь
ничего
общего
с
реальностью
.
До
сих
пор
те
стороны
искусства
психоаналитика
,
которые
я
описывал
,
относились
к
использованию
бессознательных
и
предсознательных
процессов
.
Вопрос
,
который
теперь
возникает
,
состоит
в
том
,
какую
роль
играет
интеллектуальное
знание
психоаналитической
теории
и
практики
и
какую
роль
оно
играет
в
психоаналитической
ситуации
.
Хотя
знакомство
с
нею
и
ее
приемлемость
для
бессознательного
аналитика
являются
наиболее
важными
условиями
для
осуществления
психоанализа
,
интеллектуальное
знание
психоанализа
,
конечно
же
,
также
является
необходимым
.
Ставшее
штампом
утверждение
,
что
никто
не
может
быть
полностью
или
совершенно
проанализированным
,
означает
,
что
у
каж
-
– 440 –
дого
есть
области
,
куда
его
сознательное
Эго
не
может
проникнуть
.
Более
того
,
существуют
еще
и
флуктуации
,
изменения
в
инстинктивно
-
защитном
балансе
,
в
функционировании
Эго
,
в
равновесии
контрпереноса
и
рабочего
альянса
,
все
это
может
временно
уменьшить
доступность
или
проясненность
бессознательного
.
В
таких
случаях
чрезвычайно
важно
иметь
на
вооружении
теоретическое
знание
психоанализа
.
Даже
при
идеальных
условиях
знание
клиники
и
теории
должно
использоваться
для
того
,
чтобы
объяснить
аналитику
значение
данных
,
которые
были
получены
с
помощью
эмпатии
.
Например
,
давайте
вернемся
к
последнему
клиническому
примеру
женщины
с
сексуальной
фрустрацией
и
слезами
.
Эмпатия
и
интуиция
вызвали
данные
о
том
,
что
ее
сексуальное
возбуждение
было
заблокировано
,
потому
что
ее
мысли
об
отце
грозили
стать
осознанными
.
Это
потребовало
привлечения
до
-
полнительного
знания
клиники
для
того
,
чтобы
понять
,
что
инцестуозные
побуждения
обычно
вызывают
сильное
чувство
вины
,
которое
мешает
сексуальному
возбуждению
.
Теоретическое
понимание
принципов
формирования
симптомов
поможет
аналитику
понять
,
что
слезы
пациентки
на
сеансе
,
после
того
,
как
она
сказала
,
что
муж
был
чисто
выбрит
,
показали
ее
печаль
из
-
за
потери
старого
объекта
любви
—
усатого
отца
,
ее
отца
.
В
первом
примере
,
касающемся
молодого
человека
,
у
которого
вызывали
отвращение
туалетные
привычки
его
сестры
,
теория
и
клиническое
понимание
реактивных
формаций
скажут
аналитику
,
что
неуместная
интенсивность
аффектов
вызвана
тем
,
что
истинный
аффект
репрессирован
противоположным
ему
осознанным
аффектом
.
Имея
это
в
виду
,
аналитик
сможет
быть
внимательным
к
любым
подтверждающим
это
данным
.
Знание
нормальной
и
невротической
детской
инстинктивной
жизни
подскажет
аналитику
,
что
то
,
что
было
так
желанно
в
детстве
,
может
в
процессе
развития
превра
-
титься
в
нечто
,
вызывающее
отвращение
для
того
,
чтобы
человек
мог
отвечать
запросам
внешнего
мира
и
Супер
-
эго
.
В
этих
примерах
эмпатия
и
знание
дополняют
друг
друга
.
Иногда
они
могут
заменять
друг
друга
.
Самой
хорошей
ситуацией
является
та
,
когда
имеется
в
распоряжении
и
то
и
другое
,
когда
знание
и
эмпатия
допол
-