Файл: Вердербер Р. - Психология общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 6244

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

156

Часть 2 

• 

Межличностная коммуникация

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Что нужно интервьюеру

Позвоните в крупную местную компанию и до
говоритесь о встрече со служащим отдела по
работе с персоналом, в чьи обязанности входит
проведение собеседования с кандидатами на
работу. Задайте ему несколько вопросов отно
сительно характера его работы. Эта информа
ция может оказаться полезной для вас. Напри
мер, вы можете спросить: «Какие качества дол
жен показать поступающий на работу?» или
«Как вы решаете, кого приглашать на собеседо
вание?». В рабочей тетради под пунктом 9.2 за
пишите вопросы, которые вы планируете за
дать, оставляя место для ответов. Во время со
беседования запишите ответы на каждый из
вопросов. После беседы обсудите полученные
результаты в группе.

Собеседование

 — спланированная беседа с

целью обмена информацией, которая необхо,
дима для принятия верного решения.

Открытые вопросы

 — простые вопросы,

позволяющие сформулировать ответ в свобод,
ной форме.

Закрытые вопросы 

— точно сформулиро,

ванные вопросы, требующие краткого ответа.

Нейтральные вопросы 

— вопросы, не со,

держащие в себе подсказки ответа и не выда,
ющие мнения интервьюера о предмете беседы.

Наводящие вопросы

 — вопросы, сформули,

рованные так, что подсказывают ожидаемый
от собеседника ответ.

Основные вопросы

 — открытые или за,

крытые вопросы, которые интервьюер плани,
рует заранее.

Второстепенные или последующие во,

просы

 — запланированные или спонтанные

вопросы, которые задаются для уточнения
ответов на основные вопросы.

Завершение собеседования. В конце собеседо

вания вы должны обязательно объяснить, что бу
дет дальше и насколько полезной оказалась полу
ченная вами информация. Объясните процедуру
принятия вашего решения. Расскажите вашему
собеседнику, как и когда его известят о вашем ре
шении. Затем закончите собеседование в вежли
вой и нейтральной манере и поблагодарите собе
седника за потраченное время и проявленный ин
терес.

Во время собеседования будьте аккуратны и не

забывайте о собственном имидже. Старайтесь не те
рять время, но дайте возможность вашему собесед
нику задать свои вопросы.

РЕЗЮМЕ

Мы можем использовать общие методы для по

лучения новой работы, проведения собеседования
с поступающими на работу, бесед с коллегами и
клиентами, а также для тренировки лидерских ка
честв.

Перед тем как отправиться на собеседование для

поступления на работу, вы должны собрать инфор
мацию о компании, составить и отправить сопрово
дительное письмо и резюме, которые помогут вам
получить приглашение на собеседование. Если вы
решили отправить сопроводительное письмо и ре
зюме по электронной почте, убедитесь в их правиль
ном оформлении. Приходите на собеседование во
время, аккуратно оденьтесь, смотрите в глаза собе
седнику, думайте, прежде чем отвечать на сложные
вопросы, задавайте осмысленные вопросы о компа
нии и работе, проявляйте энтузиазм и заинтересо
ванность.

Чтобы эффективно провести собеседование с

поступающими на работу, вы должны научиться за
давать основные и второстепенные, открытые и
закрытые, нейтральные и наводящие вопросы.
Прежде чем проводить собеседование, тщательно

После трех лет работы в фирме

«Товары повседневного спроса» в
должности клерка Марк решил
поискать другое место работы.
Составляя резюме, он обнаружил,
что совсем не имеет опыта, необ
ходимого для желаемой работы.
Марк рассказал об этом своему
другу Кену.

— Чем ты на самом деле зани

маешься в фирме? — спросил его
Кен.

КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? Вопрос этики

— В основном я помогаю дру

гим служащим в поисках необхо
димой информации. Иногда ре
дактирую отчеты.

— Хм, — Кен на минуту заду

мался. — А почему бы не переиме
новать твою должность в «редак
тора»? Это больше соответствует
истине.

— Но моя официальная долж

ность «клерк».

— Конечно, но она ничего не

говорит о том, чем ты занимаешь
ся на самом деле. Не беспокойся,
все вносят такие изменения, на
самом деле ты не лжешь.

— Я понял тебя. Неплохая

идея!

1. Этично ли поступит Марк, если

последует совету Кена? Почему?

2. Как нам следует восприни

мать утверждение «все вносят та
кие изменения»?


background image

157

Глава 9 

• 

Интервьюирование

спланируйте его, ознакомьтесь с сопроводитель
ным письмом и резюме кандидата, а также с ре
зультатами тестов, если они доступны. Не забывай
те о собственном имидже. Не тратьте попусту вре
мя, не задавайте лишних и неэтичных вопросов.

Самоанализ

Межличностная коммуникация. Главы 5—9

К какому коммуникативному типу вы относитесь? Эта анкета выявляет формы поведения, характерные

для эффективных коммуникаторов. Оцените каждое утверждение по следующей шкале: почти всегда — 1;
часто — 2; иногда — 3; редко — 4; никогда — 5. Выставите оценки над линией перед каждой строчкой.

___ Во время беседы я делаю уместные комментарии и не перебиваю других. (Глава 5)
___ Я стараюсь предоставить необходимую собеседнику информацию и поддерживаю разговор. (Глава 5)
___Если я не уверен, правильно ли я понял собеседника, я переспрашиваю. (Глава 6)
___Если собеседник говорит о своих неудачах, я в состоянии утешить его. (Глава 6)
___ Я всегда внимательно слушаю, независимо от того, интересен ли мне собеседник или его мысли.

(Глава 6)

___Я правдиво и не теряя самообладания описываю собеседнику негативные чувства, которые он вызы

вает у меня. (Глава 7)

___ Я хвалю людей, когда они успешно справляются с делом. (Глава 7)
___Я критикую людей за их ошибки только тогда, когда они просят об этом. (Глава 7)
___Я могу создать благоприятный климат для беседы, поскольку собеседники воспринимают мою манеру

как конструктивную, не догматичную и видят, что я не пытаюсь ими манипулировать. (Глава 8)

___Когда я вступаю в конфликт с собеседником, я могу обсудить причины конфликта открыто, не уходя

от него, не вступая в спор и не проявляя агрессии. (Глава 8)

___ Я всегда смогу составить резюме, если оно вдруг понадобится. (Глава 9)
___Я могу показать себя с лучшей стороны во время собеседования. (Глава 9)
Просмотрите свои ответы и выберите те формы поведения, которые вам бы хотелось изменить. Составь

те план совершенствования навыков коммуникации, как это показано в главе 1. Если вы хотите проверить,
насколько верны ваши оценки, попросите друга или коллегу просмотреть ваш тест.

Предоставьте вашему собеседнику возможность
самому задать некоторые вопросы. В конце собесе
дования объясните претенденту на работу, что его
ждет в дальнейшем и на что он может рассчиты
вать.


background image

3

*

*   6,           , -
    :    ,   6!   -
 . #               , -
6   ! ,  6!   !  !
. /       6       ,
        ,     -
  . /       !    -
            ,  
  ,      . &-
6          !   ,  
   ,      ,  -
      . *    ,    -
              !.

 3. *

 3. *

 3. *

 3. *

 3. *

8   10. $  
8   11. "     !


background image

10

:

:

:

:

:

'    ,      6 :

 < !      ?

 $          

! ?

 $      ?

 $        ?

 $     ?

 $   ,      ?

 $          ?

 $      ?

 $     ?

 &            

  ! ?

<    «(   »   6! -
 «* »  ,       ! .
%  , $ ,    ,   :
— #  ,       . $    
        . < , .
' !    $  :
— , =?
— /  , —    =. — >  -     . (#
       .)
— = , —    =, —     ,   ,      
      .
— /           6    ,
              ,
,     ,         ,       -
, —   $ .
— (!,   , —    B , —      ,    -
   .
— # , —    $ , —        
 !- !  .
— $ ,      ,      , —
  =.
— 5,     6  ,        ,
—  $ . — &  .
$     ! , $   ,   =     =:
— 7   —      ,    ?

'  


background image

160

Часть 3 

• 

Групповая коммуникация

Возможно, вы были участником рабочей группы

в школе, в университете, на работе или в церковной
общине. В таком случае приведенный выше диалог,
возможно, покажется вам знакомым. Когда собрания
группы проходят неэффективно, легко обвинить в
этом лидера, но часто, как в данном примере, ответ
ственность за «пустую трату времени» не лежит на
конкретном человеке; проблема объясняется слож
ной природой общения в группе. Поскольку боль
шинство из нас проводят часть своего времени, вза
имодействуя с другими в условиях группы, нам нуж
но знать, как протекают групповые процессы и каким
образом повысить эффективность деятельности
группы.

В этой главе мы рассмотрим, как, взаимодей

ствуя в группах, люди решают проблемы и прини
мают решения. Мы выясним, какие характеристи
ки групп влияют на эффективность их функциони
рования. Затем мы исследуем стадии развития
групп и типы общения на каждой из этих стадий.
Далее мы рассмотрим эффективные стратегии
группового решения проблем и принятия решений.
И наконец, мы опишем три типа препятствий для
повышения эффективности групп и предложим
тактики общения для преодоления препятствий
каждого типа.

Рабочая группа

 — объединение из трех или

более людей, которые должны взаимодейство,
вать между собой и влиять друг на друга, что,
бы выполнить общую задачу.

Цель группы

 — желаемое положение дел,

мотивирующее группу работать ради его до,
стижения.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНОЙ

РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

Рабочая группа — это объединение из трех или

более людей, которые должны взаимодействовать
между собой и влиять друг на друга, чтобы выпол
нить общую задачу. Группа — это нечто большее, чем
просто совокупность отдельных людей. Шесть чело
век, поднимающихся на лифте, не являются рабочей
группой. Но если лифт застрянет между этажами и
люди начнут решать, как привести лифт в движение,
они станут рабочей группой.

Эффективная рабочая группа имеет четко опреде

ленные цели, включает в себя оптимальное количе
ство людей с разными личностными качествами, зна
ниями, практическими навыками и взглядами, до
нужной степени развивает свою сплоченность, под
чиняется правилам и нормам, облегчающим откры
тый обмен информацией, идеями и мнениями, и ве
дет свою работу в условиях, побуждающих к взаимо
действию.

Четко определенные цели

Цель группы — это желаемое положение дел, мо

тивирующее группу работать ради его достижения
(Johnson & Johnson, 2000). Цели становятся более по
нятными, а члены группы сильнее стремятся к до
стижению общих целей, когда эти цели обсуждают
ся. В ходе таких обсуждений члены группы могут до
стичь уверенности в том, что цели группы конкретны,
последовательны, достаточно сложны и приемлемы.

Вопервых, цели должны быть конкретными. Кон

кретная цель — это точно сформулированная задача,
в которой явно описано поведение и которая позво
ляет измерить его результаты. Например, работники
ресторана быстрого питания, начиная с цели «повы
сить прибыльность ресторана», делают эту цель бо
лее конкретной и осмысленной, переформулировав
заявление так: «В следующем квартале вторая вечер
няя смена повысит прибыльность ресторана на 1% за
счет того, что снизит себестоимость блюд, уменьшив
расход продуктов в процессе приготовления».

Вовторых, цели должны быть последовательны

ми. Последовательные цели — это цели, совместимые
друг с другом; то есть стремление к одной цели не
препятствует достижению другой. Чтобы проверить
свои цели на последовательность, работники ресто
рана должна убедиться в том, что уменьшение коли
чества полуфабрикатов не помешает им сохранить
свой сервис на прежнем уровне. Если они не увере
ны, что этих двух целей можно достичь одновремен
но, им следует переформулировать свои цели так,
чтобы они стали совместимыми.

Втретьих, цели должны быть достаточно сложны

ми. Достаточно сложные цели требуют упорного тру
да и общих усилий всей команды, они мотивируют
членов группы работать эффективнее. В приведен
ном примере работники ресторана быстрого питания
решили, что цель повышения прибыльности на 1%
достаточно сложна.

Вчетвертых, цели должны быть приемлемыми.

Приемлемые цели — это цели, которые члены коман
ды считают осмысленными и в достижении которых
они лично заинтересованы. Люди обычно охотнее
прилагают усилия для достижения целей, когда они
сами принимали участие в их постановке. Напротив,
если ктото из членов группы не считает цель разум
ной, этот человек, вероятно, либо будет испытывать
недостаток мотивации, либо вообще откажется рабо
тать ради достижения этой цели. Поскольку работ
ники ресторана вместе формулировали свою цель,
заключающуюся в увеличении прибыли, они, скорее
всего, будут стараться ее достигнуть.

Конкретная цель 

— точно сформулирован,

ная задача, в которой явно описано поведение
и которая позволяет измерить его результа,
ты.

Последовательные цели

 — цели, совмести,

мые друг с другом.

Достаточно сложные цели 

— цели, кото,

рых трудно достигнуть и которые требуют
упорной работы и общих усилий всей команды.