ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 3123
Скачиваний: 58
говорят (в отдельных случаях большие уши рисуют также-люди, страдающие снижением слуха или слуховыми
галлюцинациями).
Юра был приведен на консультацию с жалобами на грубые поведенческие нарушения. По мнению учителя, он не способен к
фронтальным занятиям (хотя до прошлого года учился нормально). В последние два месяца у него появились
многочисленные жалобы на боли в разных участках тела, причем медицинские исследования не выявили какойлибо
соматической (физической) патологии. Появился также страх смерти. Мать передает слова Юры: «Я себе представляю, как
мой гроб внесут в класс».
По совокупности данных психологического обследования можно предположить наличие психического заболевания. Врач-
психиатр подтвердил это подозрение. У Юры было диагностировано психическое заболевание, и он был направлен на
лечение в детскую психиатрическую больницу.
Искажения формы изображения типичны также при органических поражениях
мозга, однако в этом случае они, как правило, не настолько грубы, как в Юрином рисунке (не производят впечатления
выраженной неадекватности). Общее впечатление, производимое рисунками детей с органическими поражениями мозга,
можно сформулировать как «не получилась правильная форма». При психическом же заболевании обычно создается
впечатление, что человек целенаправленно рисовал искаженную форму. Разумеется, подобная оценка очень субъективна,
поэтому во всех случаях сильного искажения формы тела и черт лица рекомендуется подробное дополнительное
обследование.
Неадекватность форм особенно ярко проявилась в рисунке Ивана, изобразившего человека с одним большим глазом
посередине лба и с руками в виде крыльев (рис. 65). Кроме того, в рисунке нарочито представлены разнообразные
«запрещенные» темы: изображены женская грудь и мужские гениталии, причем изображенный персонаж писает. Это должно
в первую очередь интерпретироваться как проявление грубых (вероятно, патологических) антисоциальных тенденций.
Помимо грубого искажения форм, для психических заболеваний типичен также распад формы, ее нечеткость и
неопределенность (рис. 66). На рисунке руки человека изображены штрихами, практически неотличимыми от штрихов,
изображающих одежду. Ноги бесформенны. Эти части рисунка резко контрастируют с четко вырисованным профилем.
Подобные расхождения типичны для относительно давно начавшегося заболевания, когда некоторые из освоенных
графических шаблонов уже успели распасться (в данном случае шаблоны изображения конечностей), другие же, более
устойчивые (лицо), еще остались сохранными.
При психических заболеваниях часто проявляется редукция значимых частей
изображения, например, в рисунке Давида – головы (рис. 67). Некоторые части рисунка густо зачернены. Нажим настолько
силен, что в отдельных местах прорвана бумага. Это свидетельствует об особо высоком уровне напряженности. В сочетании
с отмеченным почти полным отсутствием важнейшей части изображения это позволяет предположить, что мальчик находится
в состоянии психотического возбуждения.
По словам родителей, серьезные проблемы впервые ярко проявились у Давида около года назад. У него начались
постоянные конфликты в школе. Мальчик объяснял их тем, что к нему недоброжелательно относятся одноклассники и
учителя. Родители разделяли это мнение. Давида перевели в другую школу, но там тоже сразу же начались конфликты.
Приблизительно за полгода до обращения к психологу мальчик перестал посещать школу.
В период обследования Давид постоянно сидел дома, не учился. Из дома практически не выходил. Часто ссорился с
родителями, обвинял их в недоброжелательном отношении к себе. Идти к психологу не хотел, утверждая, что он не болен,
хотя родители мотивировали необходимость визита не его болезнью, а желанием наладить внутрисемейные отношения. В
конечном итоге согласился на визит под жестким давлением родителей.
Вряд ли возможно провести сколько-нибудь последовательную классификацию несуществующих животных. Однако есть
несколько широко распространенных вариантов выполнения теста, с которыми полезно познакомиться. Наиболее
примитивный вариант – это изображение реально существующего животного, сопровождаемое описанием естественного для
него образа жизни. Так, двенадцатилетняя Лилиана Т. в качестве несуществующего животного изобразила крокодила (рис.
68). Рисунок имеет следующее описание: «Крокодил – водоплавающее животное, может передвигаться как на суше, так и в
воде. Питается исключительно мясом. Хватает свою добычу и тащит ее под воду. Тело будет лежать там до тех пор, пока не
начнет разлагаться, а после съест его. Поедает людей. В основном ест тех людей, которые очень его боятся и бегают от
него».
Такой способ выполнения задания противоречит инструкции, поэтому проверяющий попросил Лилиану придумать еще одно
животное, причем было подчеркнуто требование, чтобы это было животное, которого на самом деле не существует. Немного
подумав, Лилиана нарисовала кобру. Выяснилось, что выполнить инструкцию она неспособна.
Изображение реально существующего животного вместо воображаемого нормально для дошкольного возраста, хотя при
хорошем уровне развития даже дошкольник способен хотя бы дать своему животному нестандартное название. В более
старшем возрасте это свидетельство особо низкого уровня развития воображения. Подобное выполнение задания нередко
встречается при умственной отсталости или при нарушениях обучаемости (задержке психического развития).
В отдельных случаях причиной отхода от инструкции служит не столько отставание в когнитивной сфере, сколько очень
высокая тревожность. Тревожному человеку трудно выполнять неопределенные задания. Не понимая, каковы критерии
оценки такого задания, он заранее ожидает заведомо отрицательную оценку, что может полностью блокировать
содержательную деятельность. Изображение существующего животного в некотором смысле безопаснее придумывания чего-
то нового. Поэтому тревожный человек упрощает себе выполнение задания, фактически подменяя поставленную перед ним
непривычную задачу более знакомой.
У Лилианы одновременно проявляется действие обеих причин, блокирующих воображение. Во-первых, судя по данным
когнитивных тестов, у нее наблюдается нарушение обучаемости. Во-вторых, повышен уровень тревожности. Об этом
свидетельствует как штриховка рисунка, так и тема страхов, доминирующая в описании образа жизни животного.
Несколько более высокий уровень выполнения задания, однако тоже с
нарушением инструкции – это изображение вымершего животного, например, динозавра, или живот ного, существующего не
в природе , а в культуре: Пегаса, дракона, кентавра, русалки. Так, одиннадцатилетний Сеня В. нарисовал трехголового змея,
образ жизни которого вполне соответствует сказочному змею-горынычу (рис. 69).
Такое выполнение задания нормально для детей до 8–9 лет. Позднее
оно свидетельствует о бедном воображении и низком общекультурном уровне (часто при педагогической запущенности) или
о нарушении обучаемости (задержке психического развития). В данном случае диагностировано нарушение обучаемости.
Наиболее распространенный способ выполнения задания – это изображение животного, не совпадающего ни с одним из
реально существующих, но построенного по стандартной модели: горизонтально расположенное тело, голова с глазами и
ртом, конечности (ноги, щупальца, руки, крылья). Возможны дополнительные детали – уши, нос, шея, плавники, хобот и
прочие части тела обычных животных. Среди подобных животных выделяются два типа: составной и целостный.
Составное животное строится из частей разных реальных животных. Так построены, в частности, крылатая рыба (см. рис. 76)
и животное, составленное из человека, собаки, лошади и кошки (см. рис. 71). Названия таких животных обычно более или
менее полно отражают их строение. В частности, животное, в котором есть элементы человека и собаки, названо «челса»
(человек + собака).
83).
Этот тип образа характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче. Чем меньше созданное
животное похоже на что-то реально существующее (в природе или в культуре), тем выше оценивается уровень воображения.
Особую группу составляют человекообразные животные.
Туловище у них располагается вертикально, внизу – ноги, сверху – голова, с боков – руки (вместо рук или ног могут быть
крылья или щупальца). Возможно увеличение числа рук или ног, включение дополнительных органов. Человекообразное
животное может быть названо роботом или киборгом (см. рис. 75), может напоминать черта (см. рис. 113), может быть
объявлено инопланетянином и пр. Изображение таких животных характерно для высокой потребности в общении. В
частности, оно особо типично для подросткового возраста, когда потребность в общении наиболее высока.
Значительно реже встречаются изображения несуществующих животных, по сути представляющих собой механические
конструкции или включающие в свой состав отдельные механические части. Примерами могут быть марсианин (см. рис. 86) и
странное животное, которое служит домом для людей (см. рис. 87). Подобные изображения характерны для неконформных
людей со своеобразным мышлением и нестандартным подходом к миру и к жизни, с низким уровнем социализирован-ности.
Часто это люди с шизоидной акцентуацией, с трудностями в сфере общения.
И, наконец, у некоторых людей встречаются животные, построенные по оригинальной модели, не соответствующей ни
животному, ни человеку, ни техническим конструкциям. Эти модели могут быть весьма сложными и замысловатыми:
многоголовка (см. рис. 84), аура (см. рис. 73), а могут быть предельно простыми (см. рис. 80). Этот способ говорит о
творческом складе личности. Он возможен как при преимущественно рационалистическом, так и при преимущественно
художественном подходе к действительности, если только у человека есть реальные творческие возможности. У детей
младше 9 – 10 лет такой способ построения образа встречается довольно редко. При творческом подходе к задаче уровень
воображения оценивается по степени естественности получившегося существа и, в частности, по степени соответствия между
его внешним видом и описанием образа жизни.
Наиболее нестандартные животные, снабженные необычными органами или же вообще лишенные органов, часто
встречаются у людей с шизоидной акцентуацией.
Если изображение слишком вычурное, то обычно это свидетельствует не столько о творчестве и оригинальности, сколько о
стремлении продемонстрировать окружающим свою непохожесть на других, т.е. об оригинальничанье.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕПРЕССИЯ, СНИЖЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ
В рисунке несуществующего животного, как и в других рисуночных тестах (в частности, в рисунке человека), депрессивные
тенденции часто проявляются в уменьшении размеров изображения, иногда – в его размещении в углу листа. Кроме того,
они обычно выразительно отражаются в рассказе об образе жизни животного. В этом отношении чрезвычайно показательны
материалы обследования восьмилетней Юли Ш. (рис. 70).
Юля изобразила маленькое животное, отделенное от окружающего мира стенами пещеры. Внутри она написала слово
«пещера», чтобы всем было понятно, что именно изображено. На вопрос о том, что это за животное, Юля ответила: «Драче-
ша. Это такая змея, у которой туловище, как у змеи, а ноги человечьи». Далее состоялся следующий диалог: - Как драчеша
живет? - Грустно. - Почему? - Потому что у нее мама с папой пропали. - Как пропали? - Они сказали, что пойдут к другу и
час там пробудут, и не сказали, к какому другу. А драчеша уже всех друзей обошла и не нашла их. - А давно они ушли? -
Нет, месяц тому назад. - Что она сейчас делает? - Греется на солнышке. - А друзья у нее есть или нет? - Есть подружка одна,
девочка. И она ее не кусает, потому что ей грустно, потому что у нее мама с папой пропали.
На вопрос о том, какие три ее желания драчеша попросила бы исполнить, Юля ответила: «Чтобы вернулись мама с папой».
Придумать остальные два желания она не смогла.
В рассказе, как и в самом рисунке, проявляется депрессивный фон настроения («живет грустно»). Ярко выражены
недостаток общения с родителями, чувство одиночества (в рисунке оно проявилось в том, что животное замкнуто в пещере),
потребность в эмоциональном тепле («драчеша... греется на солнышке»).
Юлины родители обратились за психологической консультацией в связи с тем, что девочка очень замкнута, не имеет подруг,
не общается ни с кем в школе. По маминым словам, в детском саду Юля нормально общалась с детьми, была застенчивой, но
не замкнутой. Родители предполагали, что причиной трудностей стало поступление в школу (на момент обследования
девочка училась во втором классе). Однако психологическое обследование, включавшее наряду с рисуночными тестами ряд
других методик, показало, что основной первоначальной причиной в большей мере явилось уменьшение общения с мамой,
которая раньше не работала, а примерно одновременно с Юлиным поступлением в школу начала работать ( сами родители
не придавали этому достаточного значения). Таким образом, адаптация к школе проходила у девочки в неблагоприятных
условиях, при снижении контактов с родителями. Результатом стало депрессивное состояние и, как следствие, –
пассивность, уход от общения со сверстниками. Родителям были даны рекомендации, направленные, прежде всего, на
интенсификацию их общения с Юлей. Катамнестические данные, полученные через полгода, подтвердили положительное
влияние перестройки семейных взаимоотношений на психологическое состояние девочки и на ее контакты со сверстниками.
Вместе с тем, трудности в общении, хотя и уменьшились, но не исчезли окончательно.
ТРЕВОГА, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ
При повышенном уровне тревоги общие особенности рисунка несуществующего животного такие же, как и рисунка человека.
Это множественные линии, стирание и исправление линий, специфическая штриховая линия, штриховка рисунка,
увеличение его размера. Однако в методике «Несуществующее животное» рисунок можно считать увеличенным, только если
он занимает весь лист (рис. 71). Помимо увеличенного размера, в рисунке Ильи также ярко выражены множественные линии
и исправления.
Название этого животного – челса – представляет собой сокращение от слов «человек» и «собака», хотя при его
конструировании использовались и части других животных. Как объяснил Илья, челса – это смесь человека, собаки, лошади
и кошки. В рассказе об образе жизни животного он сообщил, что это «мутация, которой очень тяжело жить. Очень тяжело
выживать в окружении обычных людей и животных». На вопрос о том, чем это животное занимается, Илья ответил:
«Пытается утишить (т.е. примирить друг с другом) своих соседей на спине». В качестве питания были названы зелень,
фрукты и овощи, в качестве места жизни – Гренландия.
Друзей у челсы нет, а враги есть, «потому что это животное необычное, его нигде не видели, так что другие животные,
которые живут на этом острове, его боятся». Три желания челсы: «первое – чтобы его не боялись, второе – чтобы спустить
соседей со спины, а третье – быть чем-то обычным».
Описание жалоб, с которыми Илья был приведен на консультацию, и выводов, сделанных на основе рисунка человека,
приведено в предыдущей главе (см. анализ рис. 60). Основные выводы полностью подтверждаются рисунком
несуществующего животного. В рассказе об образе его жизни содержатся темы, типичные для людей с нарушениями
общения: удаленное и безлюдное место жизни (Гренландия), отсутствие друзей. Из других мест жизни, часто выбираемых
для своих животных людьми с нарушениями общения, можно назвать такие как «в пещере», «под землей», «вголых скалах»,
«на Луне», «на другой планете», «в космосе». Указание на то, что окружающие боятся этого животного часто встречается у
тревожных людей, опасающихся общения. В результате действия механизма проекции собственный страх приписывается
окружающим.
Важным показателем является то, как исследуемый определяет основное занятие животного: попытки «утишить (т.е.
примирить) своих соседей на спине», а также желание «спустить соседей со спины». Изображение животного с несколькими
головами, которые ссорятся между собой, характерно для людей, переживающих острый внутренний конфликт. Можно
полагать, что в данном случае одним из центральных источников конфликта служит противоречие между стремлением к
общению и боязнью общения.
Подчеркивание необычности животного, его непохожести на остальных и особенно желание стать обычным типичны для
людей, считающих себя не такими, как окружающие, «неправильными», не такими, какими следует быть. Это ощущение
часто встречается при высокой тревожности, в невротическом состоянии, при выраженных нарушениях общения.