ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 3124
Скачиваний: 58
В рисунке Ильи проявилось также напряженное отношение к сексуальной сфере, хотя и не столь ярко и конкретно, как в его
же рисунке человека. Мощный, подробно вырисованный хвост, задранный вверх, – это классический сексуальный символ.
При его изображении значительно более, чем в других частях рисунка, выражены признаки тревоги: множественные линии,
штриховка, исправления, что и говорит об особой нагрузочности соответствующей сферы.
При особо сильной тревоге, высокой эмоциональной напряженности часто появляются изображения, не помещающиеся на
листе или буквально «втиснутые» в его пространство (рис. 72). Кроме очень большого размера животного, тревога и
эмоциональная напряженность проявились в штриховке с сильным нажимом (зачернении части рисунка). Рассказ о
животном, написанный Авадьей, предельно короток: «Это животное называется: бумбуборусасу. Оно обитает в облаках.
Питается гвоздями».
Обращает на себя внимание нелогичность в описании образа жизни животного: откуда могут взяться гвозди в облаках?
Образ жизни также противоречит внешнему виду животного. Оно лишено крыльев и явно не приспособлено к жизни в
облаках.
Логические противоречия в описании образа жизни животного часты как при когнитивных нарушениях, так и в остром
невротическом или психотическом состоянии. В данном случае имеются многочисленные дополнительные признаки острого
состояния, тогда как других признаков когнитивных нарушений не наблюдается. В частности, как вид, так и название
животного достаточно оригинальны и, вместе с тем, оно вполне четко построено по модели реальных животных. Таким
образом, наиболее вероятно предположение о том, что Авадья находится в остром состоянии – скорее всего, невротическом.
Нарушения не настолько грубы, чтобы были достаточные основания предположить психотическое состояние.
Указания на использование в пищу заведомо несъедобных вещей (гвоздей, камней, стекла, металла и т.п.) типично при
грубых нарушениях общения. Можно полагать, что в данном случае нарушения общения вызваны острым состоянием
мальчика.
В рисунке несуществующего животного, сделанном по оригинальной модели, повышенная тревожность часто отражается в
избыточном количестве органов чувств. Тревожный человек сам повышенно чувствителен к возможным опасностям и
поэтому наделяет повышенной чувствительностью свои создания. Тема высокой чувствительности (очень острый слух,
тонкое обоняние, исключительно хорошее зрение) нередко звучит и в рассказе об образе жизни животного.
Рисунок тринадцатилетней Нели Р. создан по оригинальной модели (рис. 73). Ее животное не похоже ни на обычных или
сказочных животных, ни на человека, ни на механическую конструкцию. Без специального объяснения трудно было бы
понять, где что у этого животного.
Неля объясняет, что сверху у животного, которое она назвала аурой, расположен рот. Две параллельные линии посередине
тела – это уши. В нижней части тела прямоугольный глаз с зубчиками-ресницами. Круги и треугольники, разбросанные по
всему телу, – разные органы чувств (более конкретное определение отсутствует). Снизу находится «свечка-самолет», с ее
помощью оно летает.
Неля дала следующее описание своего животного: «Он ни плохой, ни хороший. Он струится. Внутри него – жидкость. Она
струится – и он двигается. Он живет и в воде, и в воздухе. Может летать. Кушает рыбу. Может раздуваться и может много
места занять. Можно его поймать и закрыть им дырку. Он закрывает, как камень. И когда камня не будет в мире, он все еще
будет – через миллион лет. Только надо отрезать свечку, иначе он улетит. Он никому ничего плохого не сделал. И ничего
хорошего тоже не сделал. Он может закрыть озоновую дыру».
В описании прослеживаются тревожные опасения общего характера: рассуждения об озоновой дыре, о том, что когда-нибудь
в мире не станет даже камня. Подобные рассуждения типичны для тревожных людей, склонных к навязчивым мыслям
(«умственной жвачке»). По-видимому, у Нели не особенно четко организован внутренний мир. Ее животное практически
лишено структуры, органы чувств бессистемно разбросаны по всему телу, «внутри него жидкость» (т.е. аморфная,
неструктурированная среда), движение столь же неопределенно («струится»). Низкая структурированность внутреннего
мира обычна при высокой тревожности. Тревожный человек во всем усматривает возможную угрозу, что затрудняет для него
различение главного и второстепенного.
Это животное выступает как пассивный объект воздействия («можно его поймать и закрыть им дырку»). Вероятно, это
прямая проекция собственного самоощущения.
Навязчиво повторяющиеся рассуждения на морально-этическую тему («ни плохой, ни хороший», «не сделал ничего ни
плохого, ни хорошего») свидетельствуют о ее высокой значимости для девочки. Подобные рассуждения свойственны
недостаточно социализированным, плохо адаптированным людям, особенно в подростковом и юношеском возрасте. При
хорошей социальной адаптации такие рассуждения не актуализируются, поскольку социальная действительность
воспринимается как вполне понятная, а моральные нормы – как самоочевидные. О низкой конформности, обычно
сочетающейся с недостаточной социализированностью и с трудностями общения, говорит и чрезвычайная оригинальность
животного.
Нелю привели на консультацию с жалобой на то, что она очень сильно волнуется перед любой ответственной работой.
Пытается все, что она делает, доводить до совершенства (перфекционизм) и из-за этого обычно не успевает закончить
работу. По словам родителей, у девочки нет подруг. Папарас-сказал, что на его вопрос, почему она ни с кем не дружит, Неля
ответила ему: «Боюсь, что меня оставят» (раньше у нее было три подруги, с которыми ей пришлось расстаться из-за
переезда семьи). Данные психологического обследования показали, что основной причиной трудностей является
специфический склад личности Нели: шизоидная акцентуация (врамках психологической нормы) в сочетании с высоким
уровнем тревожности. Нарушения общения и социальной адаптации – обычное следствие шизоидной акцентуации. Девочке
рекомендована психотерапия. Ее высокий интеллектуальный уровень и склонность к самоанализу делают весьма
перспективным применение методов когнитивной терапии.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ
В рисунке несуществующего животного главные признаки высокой
эмоциональной лабильности, как и в рисунке человека, – это значительные колебания силы нажима на карандаш, степени
детализирован -ности и аккуратности изображения (рис. 74).
Свое животное Марина назвала кошилоп. У него большое ухо, «чтобы слушать, чтобы остерегаться врагов». Он живет в
космосе, один. Питается звездами. Ни друзей, ни врагов у него нет. Больше всего он любит где-нибудь лежать, а больше
всего боится земли. Как объяснила
Марина, «он на ней не был, но чувствует, что ее надо бояться». Желание у него только одно: «Чтобы все осталось
как есть».
Сравнение этого рисунка со сделанным Мариной рисунком человека (см. анализ рис. 32) показывает, что в обоих
тестах проявились проблемы общения (животное живет в космосе, одно, питается явно несъедобными звездами;
пустые глаза без радужки и зрачков говорят о возможной аутизации). В рисунке несуществующего животного
значительно больше, чем в рисунке человека, представлены тревожность, боязнь перемен (желание, «чтобы все
осталось как есть»), эмоциональная лабильность, астенизация. Признаками астенизации служат линии, не
доведенные до конца, а также любимое занятие животного: где-нибудь лежать (в других случаях на астени-зацию
может указывать сообщение о том, что животное много спит). Боязнь перемен – признак пессимистической позиции:
по-видимому, Марина не ожидает от будущего ничего хорошего и поэтому хотела бы, чтобы ничто не менялось.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РИГИДНОСТЬ
Основными проявлениями эмоциональной ригидности в тесте «Несуществующее животное», как и в тесте «Рисунок
человека», служат избыточное количество деталей, повышенная аккуратность и тщательность рисунка, сильный
равномерный нажим на карандаш. Склонность к чрезмерной детализации, однообразным перечислениям
проявляется и в рассказе о животном.
Четырнадцатилетний Женя Е. нарисовал киборга (рис. 75). Это
характерный для подросткового возраста рисунок, построенный по модели человека и свидетельствующий о
высокой потребности в общении. Рисунок стандартный, лишенный оригинальности.
Описывая свое животное, Женя рассказал: «Это киборг, модель 2101. Половина руки человеческая, а низ руки –
железный. В спине – аккумулятор, который выдает энергию. В голове – компьютер, который ему заменяет мозг.
Вторая рука вся из железа. Внизу на этой руке – насадка, которую он может менять. Грудь человеческая, на ней
есть клавиши. На второй половине груди – микрофон. На животе одна часть из железа, другая – человеческая
мышца. Брюшной пресс снаружи – человеческий, внутри – из железа. Одна нога железная, вторая – наполовину. На
ногах – типа провода. Передающая система, которая передает воздух, благодаря которому он может лететь». На
вопрос о том, чем киборг обычно занимается, Женя ответил : «Телохранитель».
Подобные однообразные перечисления («одна часть – человеческая, другая – железная...») типичны для высоко ригидных
людей. В данном случае степень выраженности этой особенности позволяет предположить наличие эпилептоидной
акцентуации (в рамках психологической нормы).
Кроме признаков, говорящих о высокой ригидности, рисунок Жени отличается подчеркнутой мужественностью фигуры
(широкие квадратные плечи, подробно проработанная мускулатура, в том числе и на «железной» ноге). Как и в рисунке
человека, это обычно служит признаком частой у подростков повышенной значимости маскулинных (мужских) ценностей,
нередко сочетающейся с агрессивностью. В рисунке Жени присутствуют и другие признаки агрессивности: одна рука вместо
пальцев завершается когтями, другая – режущим орудием (пилой), основное занятие персонажа – телохранитель. Высокая
значимость маскулинных ценностей и агрессивность – черты, тесно связанные с эпилептоидной акцентуацией, поэтому
указанные признаки косвенно подтверждают выдвинутое ранее предположение.
В рисунке также подробно выри сованы внутренние органы. Особен но показательна «передающая система» на ногах, очень
напоминающая сеть кровеносных сосудов. Изображение внутренних органов интерпретируется как признак ипо-
хондричности, беспокойства о состоянии своего здоровья. Оно часто встречается при невротизации, а также при
психических заболеваниях. Однако в рисунке отсутствуют какие-либо другие признаки, указывающие на наличие
соответствующих отклонений. Поэтому гипотеза о высокой ипохондричности, невротизации не может быть выдвинута без
дополнительных данных.
Женя – крупный спокойный мальчик; выглядит старше
своего возраста. Приведен на консультацию с жалобами на конфликты в школе и на «чрезмерную самостоятельность»: он
гуляет до 12 часов ночи, курит (и в школе на переменах). Родители и учителя считают, что у него слишком много девочек.
Вместе с тем, имеются и позитивные проявления взрослости: Женя подрабатывает мытьем лестниц, все деньги приносит
домой: тратит их на свои нужды под контролем родителей.
В отношениях со сверстниками отмечается агрессивность. В последнее время, после того как мальчик стал заниматься кон-
фу, агрессивность снизилась, по-видимому, она канализировалась в занятия спортом и потому перестала проявляться в
других ситуациях.
Данные психологического обследования позволяют полагать, что трудности связаны с развертыванием подросткового
кризиса на фоне специфических личностных особенностей мальчика. Недостаток гибкости и неспособность к разумным
компромиссам, свойственные людям с эпилептоидной акцентуацией, приводят к конфликтам с социальным окружением.
Рекомендована психотерапия, направленная на повышение гибкости и способности приспосабливаться к социальным
условиям.
В рисунке двенадцатилетнего Игоря Р. (рис. 76) тоже выявляется тенденция к изображению многочисленных однотипных
деталей: рыбьей чешуи. Однако Игорь покрыл ею лишь небольшую часть тела нарисованного им животного. В целом рисунок
остался крайне мало детализированным. Незавершенность начатой работы типична для состояния астении (нервного
истощения).
Рассказ Игоря о придуманном им животном чрезвычайно лаконичен: «Золотая рыба. Живет в воде. Кушает все, что
попадается в воде. Дружит с другими рыбами. Боится акул. Больше всего любит кушать». Подобная лаконичность, связанная
с экономией сил, тоже вполне типична для астении. В рисунке проявилась также тревожность (штриховая линия). Таким
образом, личностный склад Игоря в целом должен быть оценен как психастенический, поскольку имеющаяся у мальчика
ригидность отнюдь не определяющая черта его личности. Однако она может дополнительно обострять проблемы,
порожденные астенией: при нехватке энергии, вызванной астенией, ригидное застревание на несущественных деталях еще
более снижает продуктивность работы. Эти личностные особенности сочетаются с низким уровнем развития воображения
(рисунок предельно банален), часто сигнализирующим о низком общем культурном и/или интеллектуальном уровне.
Родители Игоря обратились за психологической консультацией в связи с трудностями в учебе и плохо складывающимися
отношениями мальчика с одноклассника
ми (по их словам, у Игоря нет друзей). Психологическое обследование позволило предположить, что одна из причин этих
проблем – пассивность, вызванная астеническим состоянием. Таким образом, первоочередной задачей является укрепление
нервной системы. Любые другие коррекционные мероприятия желательно начинать на более благоприятном
неврологическом фоне после проведения общеукрепляющего лечения.
СФЕРА ОБЩЕНИЯ ЭКСТРАВЕРТНОСТЬ
Экстравертность, т.е. направленность личности вовне, на контакты с другими людьми, проявляется в наличии у
несуществующего животного разнообразных и подчас весьма многочисленных органов, обращенных в разные стороны. Это
могут быть ноги, руки, щупальца, крылья, хвосты, головы (рис. 77).
Хотя придуманное Веней существо в целом соответствует стандартной схеме животного, оно, как часто бывает у
экстравертов, имеет человеческие руки. Рассказывая о своем животном, названия которому он придумать не смог, Веня
сообщил, что «оно питается птицами, рыбами. Питается всем мясным, и у него для этого есть все приспособления: для
существа на земле – ноги, для рыбы – плавники, для птицы – крылья». Таким образом, направленность на чрезвычайно
широкие и разнообразные контакты проявилась и в описании образа жизни животного. То, что в качестве цели этих
контактов выступает использование в пищу окружающих его существ, может говорить о склонности извлекать пользу из
своих дружеских связей, однако подобная гипотеза нуждается в подтверждениях. Материал, предоставляемый данным
тестом, для такого вывода явно недостаточен.
Руки, расставленные в стороны, как символ экстравертной направленности, встречаются также в изображениях, построенных
по оригинальной модели (см. рис. 84) и особенно у человекообразных животных.
Нарисованное восьмилетней Ниной С. несуществующее животное –
сунтер – соответствует схеме человека (рис. 78). Уже одно это говорит о высокой потребности в общении. Еще более
выразительный признак – ярко выраженная экстравертная поза с широко расставленными руками. Кисти рук очень велики и
зачернены (признак эмоциональной нагрузки). Это позволяет предположить, что потребность Нины в общении остается
неудовлетворенной.
Такая потребность отражается и в ответах девочки на вопросы о придуманном ею животном. На втором месте стоит его
желание, «чтобы его ящерицы не боялись: он очень хочет с ними подружиться, а они боятся». На вопрос о том, чего боится
сам сунтер, Нина ответила: «Грязи. Потому что он считает, что его шерсть очень красивая, поэтому он боится ее запачкать.
Он боится, что тогда никто дружить с ним не будет». Тема особой красоты животного (или его еще каких-либо
исключительных достоинств) типична для высоко демонстративных людей, стремящихся находиться в центре внимания
окружающих. Признаки высокой демон-стративности были отмечены также в Нинином рисунке человека (см. комментарий к
рис. 37).
ИНТРОВЕРТНОСТЬ
Если для экстравертов характерна направленность вовне, то для
интровертов – внутрь. Несуществующие животные интровертного типа могут либо вообще не иметь конечностей, либо их
конечности повернуты в сторону тела. Такое животное как бы «замкнуто в себе», отъединено от окружающего пространства
(рис. 79). У Маши выраженно инт-ровертен также и рисунок человека (см. комментарий к рис. 33).