ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 3128
Скачиваний: 58
Между тем, в формальных признаках рисунка тревожность не проявилась (отсутствуют специфичные для тревожности
особенности линий, штриховка и пр.). По-видимому, это объясняется высоким уровнем самоконтроля, позволяющим успешно
справляться со своими эмоциональными состояниями. О высоком самоконтроле говорит строгая симметрия рисунка и
подчеркнутый особо четкий контур (двойная линия «шлема»). О том же свидетельствует предусмотрительность,
проявившаяся в дублировании большинства систем (глаза, уши, два автомата) и в том, что герой «может находиться в любых
средах».
Механистичность марсианина, а особенно описание «контакта, который проводит сигналы в мозг и расшифровывает»,
позволяют заподозрить рационализм, склонность к чрезмерному умствованию. О том же говорит стиль рассказа, ярко
выраженное резонерство. В этом отношении особо выразительна фраза: «Объясняю, что такое переговоры». Подобный
рационализм типичен для людей с шизоидной акцентуацией. В данном случае резонерство сочетается с недостаточным
соответствием между рисунком и описанием образа жизни. В частности, непонятно, для чего нужны уши, которые прекрасно
слышат в воде, и водометный двигатель. В рассказе проявился также формализм, часто встречающийся у выраженных
шизоидов, например, указание на наличие у марсианина жены и детей осталось чисто формальным.
Значительное место в рассказе занимают темы полиции, преступников и преступлений. Подобные темы характерны для
асоциальных людей, которым приходится часто сталкиваться с трудностями из-за недостаточного владения социальными
нормами. На асоциальность указывает также имеющееся в рассказе морализирование: объяснение того, что преступность –
это плохо, что «не обязательно так негостеприимно встречать гостей из других миров» и т.п. Морализирование вообще
весьма типично для асоциальных личностей; так, хронические алкоголики обычно являются активнейшими проповедниками
трезвого образа жизни. Низкая социализированность Андрея проявилась и в негативных оценках, даваемых людям
(землянам): они находятся «на стадии первобытного развития», негостеприимны (мягко говоря).
Как уже отмечалось, изображение внутренних органов – признак невротического состояния. В данном случае нарисованы
кровеносные сосуды, интерпретируемые таким же образом. В рассказе этому соответствуют эмоционально неприятные темы,
как например, указание Андрея на то, что «полиция расстреливает их глаза», сочетающееся с утверждением, что «на их
планете царит счастье, добро».
В совокупности приведенные данные позволяют сделать вывод, что у Андрея имеется ярко выраженная шизоидная
акцентуация, которая служит причиной нарушений общения и социализации. Повышен уровень тревожности; состояние на
момент обследования может быть оценено как невротическое. Высокий уровень самоконтроля дает возможность мальчику
успешно функционировать и избегать острых конфликтов. По-видимому, именно этим объясняется то, что родители не
предъявляли жалоб на отклонения в поведении Андрея. Их беспокоят только нарушения общения. Вместе с тем, можно
опасаться появления таких отклонений в ходе дальнейшего развертывания подросткового кризиса. Поэтому мальчику была
рекомендована психотерапия, направленная на повышение его социализиро-ванности и на нормализацию психологического
состояния (к сожалению, мы не имеем сведений ни о том, проводилась ли она, ни о том, как шло последующее развитие
Андрея).
Чрезвычайно своеобразный вариант сочетания животного с домом создал
восьмилетний Аркадий С. (рис. 87). Его полулев-полулошадь,
по сообщению мальчика, имеет голову льва (в действительности нарисованную в соответствии со схемой человеческого
лица), лошадиный хвост и пять лошадиных ног. Внутри него живут люди. На голове – труба, чтобы выходил дым из печки.
Рассказ об образе жизни животного: «Ест камни. То есть деревья ест. Съедает – получаются дрова, они проходят в дом, в
доме – печка, и люди топят печку. А животное съедает только листья. Живет на Олимпе» . На вопрос, чем оно обычно
занимается, мальчик ответил: «Сторожит дом, который внутри. Это такое животное, а внутри, в животе – дом». Затем
проверяющий спросил, есть ли у этого животного друзья и враги. Мальчик задумался: «А правда, у него есть враги? Я знаю
только, какие у льва есть помощники – тигры. Они льву помогают прятаться». На вопрос, от чего или от кого ему нужно
прятаться, был получен ответ: «От дождя». Отвечать на вопрос о том, что это животное любит, что ему нравится, Аркадий
отказался, но зато охотно сообщил, что оно не любит спать. Три его желания: «Никогда не спать». «Чтобы постоянно
сторожить дом». «Чтобы тигр продолжал ему помогать, всякие дела делал».
Гибрид животного с домом – крайне необычное решение, свидетельствующее о ярко выраженной нестандартности мальчика,
его неконформности. Употребление в пищу несъедобных вещей (первоначальный вариант – «ест камни») – частый признак
нарушений общения. Об этом же говорит изображение пустых глаз (без радужки и зрачков). Последовательные уточнения в
вопросе о питании животного, завершающиеся «нормальным» вариантом (листья), свидетельствуют о попытках
Аркадия вписаться в стандартные рамки, что удается ему с большим трудом. В ответе на вопрос о друзьях проявляется
неадекватное отношение к самому понятию «друзья»: вместо друга мальчик называет помощника (судя по желанию, чтобы
он «продолжал помогать, всякие дела делал», имеется в виду кто-то вроде слуги).
Необходимость прятаться – свидетельство боязни окружающего мира. Утверждение, что прятаться животному нужно «от
дождя» – явно формальная отговорка. Довольно необычны желания животного. Два из них направлены на сохранение
существующей ситуации (продолжать сторожить дом и пользоваться помощью тигра). Это говорит о боязни перемен,
пессимистической позиции. Указание на то, что полулев-полулошадь живет на Олимпе, преследует одновременно две цели:
продемонстрировать свою осведомленность и возвеличить придуманное животное. Обе эти цели говорят о высокой
демонстративности. В настоящем тесте не наблюдается других проявлений демонстративности, а одного этого недостаточно
для того, чтобы делать выводы, однако другие методики подтверждают, что уровень демонстративности у Аркадия весьма
высок.
Таким образом, основные психологические особенности, проявившиеся в данном рисунке, – это неконформность мальчика,
нестандартность его подхода к миру, низкий уровень социализированности, нарушения общения. Представления Аркадия о
действительности не вполне адекватны, встречается неточное использование понятий.
В совокупности все это позволяет говорить о шизоидной акцентуации. Для
мальчика характерны боязнь окружающего мира, пессимистический взгляд на жизнь. Имеются признаки высокой
демонстративности, подтверждаемые другими тестами.
Родители отмечают, что у Аркадия очень плохо складываются отношения с одноклассниками. Часты конфликты. Аркадий
жалуется, что мальчики его обижают, бьют, хотя, по наблюдениям родителей, это не соответствует действительности.
Аркадий с большим трудом усваивает школьную программу.
Как жалобы мальчика, так и трудности в учебе могут быть объяснены недостаточной адекватностью его представлений. С
Аркадием начата психокоррекционная работа, направленная на повышение уровня адекватности и на социализацию
мальчика.
Выраженные нарушения социализации и адекватности наблюдаются у пятнадцатилетней Нади Б. (рис. 88). Она сопроводила
нарисованное ею человекообразное животное следующим описанием: «Это животное я назвала смертью. Если внимательно
посмотреть, то можно увидеть: сигареты, наркотики, выпивку, мусор и многое другое, что является смертью для человека.
Три желания: Забыть людям о существовании наркотиков, выпивки и т.п. Не иметь на руках топора, т.е. не убивать.
Встретить животное, противоположное этому.
Живет оно в каждом человеке, и многие с ним дружат, а другие не имеют с ним связей. Питается оно плохими поступками и
привычками человека. Таких животных нужно уничтожать. Враги: доброта, будущее, веселье, счастье».
Как в рисунке, так и в рассказе доминирует антисоциальная тематика (наркотики, алкоголь). Подобная тематика, независимо
от моральных оценок, даваемых обследуемым, типична для людей с асоциальными или антисоциальными тенденциями.
Неадекватность при выполнении задания проявилась, во-первых, в символизации: вместо животного, имеющего тот или иной
образ жизни, представлено символическое воплощение определенной идеи (поскольку эта идея крайне банальна, говорить о
творческом подходе к заданию здесь не приходится). Во-вторых, вместо желаний, которые могли бы быть у придуманного
животного, сообщаются пожелания самого автора рисунка. Символизация выявляется и на уровне языка: «не иметь на руках
топора».
Как неадекватность, так и символизация говорят о том, что нарушения социализации в данном случае могут быть следствием
психического заболевания. Эту гипотезу поддерживают и результаты выполнения Надей других методик. В связи с этим
рекомендована консультация психиатра.
АГРЕССИВНОСТЬ
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ
Наиболее полную информацию об уровне агрессивности обследуемого
дает сопоставление классического варианта методики «Несуществующее животное» с дополнительным вариантом «Злое
животное». В частности, такое сопоставление позволяет выявить скрытые, в том числе сознательно скрываемые,
агрессивные тенденции.
Показателем отсутствия таких тенденций служит отсутствие агрессивной символики (орудий нападения) в основном рисунке
и незначительное повышение агрессивных аксессуаров при переходе к «Злому животному». Примером этого могут служить
рисунки восемнадцатилетней Полины Ш. В качестве обычного несуществующего животного она сделала рисунок,
соответствующий общепринятой схеме, лишенный признаков агрессии (рис. 89).
Агрессивность совершенно отсутствует также в описании образа
жизни животного, которое Полина назвала кругляк-полосатик: «Очень доброе и милое животное, очень предан людям.
Любит есть траву, питается яблоками и лесной ягодой. Очень умное создание. Обитает в основном в деревнях ближе к лесу.
Сам он ярких красок, и его видно издалека. Сам он произошел в гибриде от разных самых красивых животных. Живет он в
шалаше вместе со своей семьей и детьми».
В рисунке «самого злого и страшного» животного появляется очень умеренная символика вербальной агрессии: зубастый рот
(рис. 90).
В рассказе о своем животном-колдуне Полина снабдила его множеством отрицательных характеристик, однако агрессия
среди них отсутствует: «Это существо обитает в далеком космосе, подальше от людей. Грубый, высокомерный предатель и
лгун. Очень большой притворщик – хамелеон. Ненавидит людей и стремится уничтожить землю. Питается мелкими
организмами, которые обитают на его планете, где он живет один, под названием Колдумания».
Утверждение о том, что «самое злое и страшное» животное «питается мелкими организмами» – признак весьма низкого
уровня агрессивности. Иногда сходные утверждения (например, о том, что животное питается овощами и фруктами)
появляются у обследуемых, сознательно скрывающих свою агрессивность. Однако в данном случае такое предположение
было бы крайне сомнительным, поскольку Полина добро совестно снабдила свое животное отрицательными признаками и
даже сообщила, что оно «ненавидит людей и стремится уничтожить землю». Само же это сообщение не является признаком
агрессивности, так как девочка ни на рисунке, ни в рассказе не дала животному никаких средств, которые позволили бы ему
реализовать его античеловечные стремления.
ПОВЫШЕННАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
Один из наиболее распространенных признаков повышенной агрессивности
в рисунке несуществующего животного – это наличие острых выступов и выростов, независимо от того, что они изображают
(рога, уши, щупальца, клешни). Примером такого рисунка может служить драморобот, изображенный восьмилетним Артуром
С. (рис. 91). Наиболее острые выросты, направленные вверх, – это руки. Как объяснил Артур, «у него руки железные. Они
ударяют. Голова может головы кому-то отрывать. У него слюня – яд. Если кто-то против него воюет, он сразу расплавляется
(то есть его противники расплавляются от ядовитой слюны). Когда он отрывает голову, вытекает кровь, он питается
кровью». На вопрос о том, что любит делать драморобот, мальчик ответил: «Атакует врагов. Сам-то он страшный и мощный.
Атаковывает он в незаметку. С дерева может напасть». На вопрос, зачем ему нападать «в незаметку», был получен ответ:
«Потому что враги тоже нападают, могут убить. Они как бы отомщают другим врагам». На вопрос, кто его враги, Артур
ответил: «Не знаю. Может, киборги», а о друзьях сказал, что они «такие же как он и чуть другого вида». Он сообщил также,
что драморобот живет в другой галактике и что три вещи, которые
бы он попросил у волшебника, – это: «Чтобы очень мощные были войска, чтобы атаковать врагов»; «Бесконечную жизнь,
чтобы его очень трудно было убить»; «Чтобы он стал больше – видом, ростом».
Столь яркое проявление агрессивных тенденций в рассказе об образе жизни животного встречается сравнительно редко.
Обычно оно тормозится в силу социального контроля.
В данном случае социальный контроль ослаблен, поскольку у Артура имеются серьезные нарушения социализации. Они
комментировались при анализе сделанного им рисунка человека (см. рис. 45). Кроме того, Артуру только восемь лет, а в
этом возрасте механизмы контроля еще далеко не достигают полного развития. В приведенном рассказе, кроме собственных
агрессивных тенденций, проявляется также боязнь ответной агрессии со стороны окружающих. Можно полагать, что эта
боязнь приобретена в результате накопления негативного опыта. Вероятно, именно она привела к тому, что в последнее
время (последние год-полтора) мальчик, по словам родителей, стал драться значительно меньше, чем раньше.
Четырнадцатилетний Володя С. по стандартной инструкции
(нарисовать несуществующее животное) изобразил боксера (рис. 92), написав о нем предельно короткий рассказ: «Это
боксер. Он всех побеждает» (что отмечено и в надписи на самом рисунке: «ура – Победа»),
Подчеркнутая прорисовка мускулатуры, кулаки и особо широкие плечи говорят о высокой значимости маскулинных
(мужских) ценностей. В сочетании с основным занятием изображенного существа (бокс – агрессивный вид спорта) это
позволяет подозревать повышенный уровень агрессивности. Однако непосредственная символика агрессии представлена в
рисунке довольно мало: это клыки и кулаки (боксерские перчатки), нарисованные с сильным нажимом.
Особая лаконичность рассказа служит, по-видимому, средством избежать
самораскрытия. Весьма вероятно, что скрывается именно агрессивность. Дополнительным основанием для такого
предположения служит то, что в рисунке Володя задал социально приемлемую форму агрессивности. О ярко выраженной
тенденции к контролю за внешними формами поведения говорит резко подчеркнутое ограждение вокруг изображенной
фигуры (канаты ринга).
Любые сомнения насчет истинного уровня агрессивности Володи исчезают при взгляде на изображенное им злое и страшное
животное (рис. 93).
Поскольку в этом варианте теста сама инструкция дает легитимацию агрессивности, то есть делает ее дозволенной, на этот
раз соответствующая символика представлена в полной мере. Имеются два острых рога на голове и один на носу, длинные
шипы на плечах и на колене, когти на ногах, зазубренный кинжал или меч в одной руке и булава с большими шипами – в
другой. Все эти аксессуары подчеркнуты линией с сильным нажимом, частично зачернены.
Рассказ о злом животном несколько более развернут, чем об обычном: «Этовиконгоригозавр. Он живет в горах. Он злой, всех
побеждает. Живет одинокий. Питается людьми».
Интересно, что за исключением агрессивной символики виконгори-гозавр выглядит точно так же, как боксер. Зрителю как
бы говорят: «Таким я стараюсь выглядеть (боксер), а такой я на самом деле (викон-горигозавр)».
СКЛОННОСТЬ К ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ
В рисунке несуществующего животного склонность к вербальной агрессии, как и в рисунке человека, выражается в
подчеркивании зубов. Как и общая агрессивность, она может скрываться при изображении просто несуществующего
животного, проявляясь лишь в рисунке злого и страшного животного. Так, семнадцатилетняя Лена Ф. по стандартной
инструкции изобразила животное под названием весельчак (рис. 94).
О своем животном она написала следующее: «Веселое, доброе,
симпатичное животное. Об этом говорит его имя. Живет в стране смеха. В этой стране нельзя грустить, плакать. Весельчак
помогает всем веселиться, придумывает разные смешные игры, занятия, истории».