ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 3121
Скачиваний: 58
Сходный с этим тип реакции на эмоциональную нагрузку, но в
специфически подростковом варианте, наблюдается у четырнадцатилетнего Дани П. По стандартной инструкции он
изобразил животное под названием кот-рыбак (рис. 112).
По объяснению Дани, «он специально приспособлен для ловли рыбы:
хвост сделан в виде рыболовной сетки, а на лапах и усах понавешены крючки рыболовные. Он очень хорошо видит через
воду и у него очень хороший нюх на любую рыбу и даже на некоторых водных млекопитающих». Как в рисунке, так и в
рассказе присутствуют умеренные проявления тревоги (исправление линий; тема особо хорошего зрения и обоняния).
Картина в целом благоприятная.
В тесте «Злое животное» Даня изобразил черта (рис. 113).
Это животное Даня описал следующим образом: «Вредное. Курит. Бодается. Кого увидит, того и бодает. И вилами колет». На
вопрос, чем оно питается, мальчик ответил: «Чем попало. Кого поймало или чего нашел – то и съест».
В рисунке проявляется высокая стеничность (твердая уверенная линия). Имеется символика как физической, так и
вербальной агрессии (рога, вилы, оскаленные зубы, агрессивная тематика в рассказе: «бодает», «колет вилами»), однако
уровень агрессивности не превышает норму для Даниного пола и возраста. Специфической особенностью рисунка является
негативистическая символика. К ней относятся: выбор персонажа (черт), сигарета во рту, описание беспричинной агрессии
(«кого увидит, того и бодает»), указание на то, что животное «вредное».
Все это дает основания полагать, что в конфликтной ситуации у Дани будут реализовываться негативистические формы
поведения. В подростковом возрасте это довольно распространенное явление. В данном случае негативистические тенденции
проявились только в рисунке злого и страшного животного. Это говорит о том, что при отсутствии конфликта и
эмоциональной нагрузки проявление негативизма у Дани маловероятно.
ПРИЗНАКИ ВОЗМОЖНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ
Ниже указываются некоторые признаки, позволяющие заподозрить у обследуемого психическое заболевание. Ни один из
них, взятый в отдельности, не может служить основанием для подобного предположения. Оно может быть сделано только в
том случае, если имеется несколько таких признаков одновременно, причем они достаточно сильно выражены.
Животное, изображенное двенадцатилетним Сергеем Б., человекообразно (рис. 114), что вполне обычно для этого возраста.
Вместе с тем, форма головы грубо искажена по сравнению со стандартной схемой. Искажение формы головы, а также
отсутствие головы или, как в данном случае, отсутствие глаз при сохранении общей схемы человека или животного часто
встречается при психических заболеваниях.
Животное изображено как бы в разрезе или в виде рентгеновской фотографии: по сообщению Сережи, видны «мозг, мышцы,
кости, кишки, гадость всякая». Изображение внутренних органов может встречаться и при пограничном состоянии (неврозе),
однако их столь подробная проработка, а особенно изображение мозга более вероятны при психическом заболевании.
В рассказе о животном Сережа сообщил, что оно «живет в лесах, там, где можно скрыться от противников». На вопрос, кто
его противники, он ответил: «Люди. Или скорее он их противник». Следующим был задан вопрос о том, чем это животное
обычно занимается. «Жрет всяких людей, – сказал Сережа. – Занимается охотой на крупные живые существа, на человека,
например. Жестокий убийца: убивает все равно кого – и ест». Выяснилось, что думает это животное о том, «кого бы еще
съесть, где засаду организовать». Отвечая на вопрос, о чем могло бы это животное попросить волшебника, Сережа сказал,
что оно «сожрет волшебника», «хочет, чтобы его не убили» и «чтобы самому побольше убивать».
В рассказе наблюдается исключительно сильное «застревание» на теме убийства и пожирания жертв, прежде всего людей.
Это может быть проявлением искажения влечений, характерного для некоторых психических заболеваний. С этой точки
зрения особенно подозрительно расхождение между грубо агрессивной тематикой рассказа и отсутствием выраженной
агрессивной символики в рисунке. Нормальная агрессия, связанная с непосредственными эмоциональными импульсами,
обычно гораздо ярче проявляется в графических символах.
О возможности психического заболевания говорят также грубые нарушения логики в рассказе о животном. Жизнь «в лесах,
где можно скрыться от противников» противоречит основному занятию животного – охоте на людей. Съедание волшебника
делает бессмысленным обращение к нему с последующими просьбами («чтобы его не убили» и «чтобы самому побольше
убивать»).
Наличие у Сережи психического заболевания подтверждено другими данными психологического обследования и
последующим психиатрическим обследованием.
Животное, изображенное по стандартной инструкции пятнадцатилетним Андреем Р.
и названное им «получеловек» (рис. 115), производит довольно неприятное впечатление, что является неблагоприятным
признаком (хотя подобная оценка очень субъективна).
Имеется выраженная агрессивная символика: нечто вроде острых клешней вместо кистей рук. Тем не менее, рисунок не
содержит явных признаков патологии.
Описание животного, сделанное мальчиком, тоже достаточно нейтрально: «Получеловек. Живет на других планетах.
Питается микроорганизмами. Друзья – подобные себе существа». По просьбе пояснить отдельные детали изображения
Андрей указал на большую клешню со словами: «Рука такая – способ защиты». На вопрос о том, есть ли у получеловека
враги, был получен отрицательный ответ. Тогда был задан вопрос, от кого ему нужно защищаться, на что мальчик ответил:
«Мало ли кто с другой планеты прилетит».
Наличие клешни, необходимой для защиты, противоречит утверждению об отсутствии у животного врагов (объяснение
возможного вторжения с другой планеты дано только после специального вопроса проверяющего и звучит малоубедительно).
Однако это нельзя считать особо грубым логическим противоречием, которое позволяло бы предположить наличие
психического заболевания.
Эмоциональная нагрузка, вызванная заданием придумать и нарисовать самое несчастное животное, привела к существенным
нарушениям деятельности. Рисунок, выполненный по этой инструкции, остался незавершенным, с незамкнутым контуром
(рис. 116).
В процессе рисования наблюдались резкие эмоциональные перепады,
отразившиеся в очень различном характере линий. Тело, глаза и рот нарисованы уверенной линией с сильным нажимом.
Руки частично нарисованы тоже с сильным нажимом, но линия неуверенная (с многочисленными исправлениями). Голова,
шея и часть руки нарисованы очень неуверенной, местами исчезающей линией с особо слабым нажимом. Количество деталей
минимально, однако в противоречии с этим вырисованы костяшки пальцев (деталь, встречающаяся весьма редко).
Столь сильная реакция на эмоциональную нагрузку говорит о неблагоприятном психологическом состоянии Андрея.
Неблагоприятным признаком является также почти исчезающий искаженный контур головы, особенно в сочетании с резко
подчеркнутыми пустыми глазами и ртом, так что в целом лицо напоминает череп.
Андрей написал следующий рассказ о несчастном животном (текст воспроизводится с орфографическими ошибками,
сделанными мальчиком): «Мутант. Человек постядерной цивилизации с диградированным мышлением. Видет почти обычный
образ жизни человека, но с повадками животного. Друзья – люди. Имеет неизмеримую мышечную массу». На вопрос, в чем
состоит его «несчастность», мальчик ответил: «Его вид его огорчает. Не похож на людей, изменен. Люди к нему по-другому
относятся». Затем был задан вопрос, в чем проявляются «повадки животного», о которых он написал в рассказе. Андрей
ответил: «Может на дерево залезть. Иногда думает об одном, а потом переключается на другое. Забывает что-то».
Темы измененности животного, странного отношения окружающих («люди по-
другому относятся» ) и нарушений умственной деятельности (деградированное мышление, немотивированное переключение
направления мыслей, забывание) часто встречаются при процессуальных психических заболеваниях. Отмеченные ранее
признаки высокой эмоциональной нагрузки при изображении головы перекликаются с темой деградированного мышления.
Для психического заболевания типична также неточность в использовании понятий, в данном случае проявившаяся в том,
что к «повадкам животного» отнесены такие проявления, как «думает об одном и переключается на другое», «забывает».
Наличие у Андрея психического заболевания подтверждено последующим психиатрическим обследованием.
Рисунок, сделанный по стандартной инструкции шестнадцатилетним Павлом П., не завершен. Он представляет собой
трехглазую птичью голову с длинным острым клювом (агрессивная символика). Голова расположена на очень длинной шее с
подробно вырисованными позвонками. Контур не замкнут (рис. 117).
Рассказ, написанный Павлом, очень короток и почти не относится к изображенному животному: «У него слуховые аппараты,
он ими слушает, он слепой. Все, что создает воображение, то странное, как фантастика».
Настораживающими признаками в рисунке являются его незавершенность и
изображение внутренних органов (позвонков). В рассказе наблюдается фактический уход от задания: вместо того, чтобы
описать образ жизни животного, Павел излагает свои взгляды на природу образов, созданных воображением.
Неблагоприятным признаком является также противоречие между рисунком и рассказом (на рисунке изображено несколько
глаз, а в рассказе сообщается, что животное слепо).
Более явные признаки патологии проявляются в рисунке злого и страшного животного (рис. 118).
Наиболее неблагоприятное впечатление производит отсутствие головы в изображении, которое в остальном полностью
соответствует стандартной схеме животного. В рассказе об этом животном Павел написал: «Это животное из другого мира –
мира монстров. Кажется, безобидное... Но... Оно способно оглушить звуковой волной любой движущийся объект. После
маленькие щупальца высасывают все живые ткани и органы из организма. При виде человека оно лает, как собака, а
потом... Алилуя!..».
Высасывание «живвдх тканей и органов» как способ питания – признак нарушенного психологического состояния
(патологического либо пограничного). Как уже упоминалось, к подобным признакам относится и расхождение между высокой
агрессивностью рассказа и отсутствием выраженной агрессивной символики в рисунке. Совершенно выпадает из общего
контекста рассказа сообщение о том, что при виде человека это животное «лает, как собака».
Все эти признаки в совокупности слишком многочисленны и разнородны
для того, чтобы объяснить их только пограничным (невротическим) состоянием. Одно из возможных объяснений – сочетание
невротического состояния с психопатическим складом личности. Другое вероятное объяснение – наличие психического
заболевания.
Ярко выраженные признаки психического заболевания (в острой фазе) наблюдаются в рисунке двенадцатилетнего Давида Г.
(рис. 119).
Изображенное им животное лишено головы (голова почти полностью отсутствует и у нарисованного им человека – см. анализ
рис. 67). Лапы животного в нескольких местах проткнуты стрелами. По-видимому, в этом отражается крайне тяжелое
самоощущение мальчика. Во всяком случае, изображение ран и увечий – один из распространенных признаков психического
заболевания. Об остроте состояния Давида свидетельствуют и графические особенности рисунка: штриховка с особо
сильным нажимом, зачернение отдельных частей изображения.
В процессе рисования Давид был полностью погружен в деятельность, однако на
вербальном уровне контакт с ним остался ограниченным. Он отказался рассказывать что-либо о придуманном им животном и
даже не придумал ему названия.
Огромная рана составляет центр рисунка четырнадцатилетнего Вити К. (рис. 120). Написанный им комментарий также
относится только к этой ране, хотя просили его написать название животного и описать образ его жизни. Текст очень краток
и эмоционально крайне неприятен: «Живот распороли, а он живой, кровь из него вытекает». Таким образом, в тексте
содержится указание на то, что источником раны являются чьи-то действия («живот распороли»). Не исключено, что в этом
отражаются патологические представления мальчика о враждебности окружающих по отношению к нему (возможно, идеи
преследования).