Файл: Венгер А.Л. - Психологические рисуночные тесты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 2930

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Изображенное Вовой «злое и страшное» животное представлено на рис. 128. По поводу выростов сверху Вова пояснил, что
«это такие штучки, которые могут двигаться; из них огонь летит». Круг в центре тела – «такая же штучка, только она

спереди». Внизу у животного две ноги. Справа и слева – по два выроста, которые «и как плавники, и как крылья; можно
плавать, а можно летать». На вопрос, в чем проявляется то, что это животное злое и страшное, мальчик ответил: «Может

обороняться огнем. Всюду будет огонь, и никто его не сможет тронуть». В ответ на вопрос, чем оно питается, он сказал:

«Ничем».

Как рисунок, так и описание вовсе не содержат агрессивной символики. Это позволяет говорить о том, что уровень
агрессивности Вовы понижен по сравнению с нормой для его пола и возраста. Реакция на эмоциональную нагрузку

благоприятна (рисунок четко организован, почти полностью лишен

 признаков

тревоги). Изображение одинаковых органов (в данном случае – «штучек», из которых «летит огонь») в разном ракурсе –

высоко оригинальный прием, подтверждающий предположение о творческих способностях мальчика. Животное лишено

каких-либо органов чувств, а также рта (что соответствует утверждению о том, что оно ничем не питается). Это продолжение
тематики, прозвучавшей в желании просто несуществующего животного иметь рот, нос и уши. Полное отсутствие органов

чувств и общения – признак возможной аутизации.

«Плавники», они же «крылья», изображены совершенно не так, как их обычно принято рисовать. Без пояснения понять их
назначение было бы невозможно. Это говорит о низкой конформности, невладении нормами (вероятно, не только

изобразительными, но и прочими). Кроме того, сомнительно, что с помощью таких крыльев можно летать (они явно чересчур

узки). Следовательно, Вова недостаточно контролирует свою деятельность, соотносит свои построения с реальностью.

В качестве самого несчастного животного Вова изобразил камень (рис. 129),

пояснив: «Камень, который ничего не может делать». В этом рисунке шизоидность проявляется с предельной яркостью. Он

представляет собой полностью замкнутую фигуру (признак интровертности), лишенную какой-либо внутренней структуры
(признак аутизации). Таким образом, символом «несчастности» для Вовы служит обострение его личностных особенностей.

Минимизация сходства с животным или человеком заставляет усомниться в том, что Вова хотя бы частично
идентифицируется с изображенным им животным. Вероятно, он

не чувствует себя несчастным, а в образе данного персонажа передал не столько свои непосредственные ощущения, сколько
рассудочные опасения. Формулировка «ничего не может делать» также отражает не актуальное состояние (в этом случае

скорее было бы «ничего не делает»), а умозрительные опасения оказаться в ситуации вынужденной пассивности.

Резко уменьшенный размер рисунка говорит о том, что при высокой эмоциональной нагрузке у Вовы (как и у Ульяны)
возможны депрессивные реакции.

Рисунок самого счастливого животного Вова предварил крайне нестандартным вопросом: «Оно должно быть счастливым или
оно должно счастливо выглядеть?». Получив ответ, что оно должно быть счастливым, он изобразил человекообразное

животное, назвав его дядя Степа (рис. 130).

Описывая его, он сообщил, что «это человек с крыльями. Дядя Степа с крыльями. Оно большое. Может летать, на все

смотреть. Есть плавники – может плавать».


background image

Человекообразность счастливого животного, особенно по контрасту с несчастным, подтверждает сделанное выше
предположение о том, что Вова испытывает неприятные переживания в связи с ощущением своей непохожести на других,

что он хотел бы быть «таким как все».

Крылья в данном случае служат для того, чтобы «летать и на все смотреть», а не для того, чтобы «парить в облаках», как у

Ульяниного животного. Поэтому они интерпретируются иначе: не как проявление склонности к защитному фантазированию,
а как показатель высокой познавательной направленности. Этот вывод уже был сделан раньше, на основе одного из

желаний просто несуществующего животного, которое фактически дублируется способностью счастливого животного «летать
и на все смотреть».

В вопросе о том, должно ли животное действительно быть счастливым или только выглядеть таковым, проявилась привычка
к контролю за своими эмоциональными проявлениями. Особо длинная шея тоже интерпретируется как показатель тенденции

к интеллектуальному контролю, однако она ничего не говорит о том, насколько успешен этот контроль. При анализе
предшествующих рисунков были отмечены признаки того, что он недостаточно успешен. При выполнении этого задания тоже

проявилась недостаточная эффективность контроля: в рисунке отсутствуют плавники, упоминаемые в описании животного.
Если же счесть плавниками верхние конечности, то отсутствуют руки, наличие которых неявно предполагается в

утверждении о том, что дядя Степа – человек (хотя и крылатый).

Вова – очень своеобразный мальчик с высоким творческим потенциалом, нестандартным подходом к миру. По всей
видимости, у него имеется шизоидная акцентуация. Вероятны нарушения общения, трудности социализации. В
эмоционально нагрузочных ситуациях могут проявляться депрессивные тенденции, возможны аутизация, замыкание
в себе. В качестве компенсаторного механизма выступает интеллектуальный контроль, однако он у Вовы
недостаточно эффективен.

Вову привели на консультацию с жалобами на поведенческие нарушения, «наглость» и «бесцеремонность» в
общении со взрослыми, отсутствие контактов со сверстниками. Первоначально Вова учился в обычной массовой
школе, однако вскоре администрация стала настаивать на переводе его в школу для детей с нарушениями
поведения. Проблему удалось решить другим способом: по результатам тестирования мальчик был принят на
обучение по программе для одаренных детей. В рамках этой программы педагоги относятся к трудностям в его
поведении более терпимо.

Результаты психологического обследования позволяют объяснить негативные поведенческие проявления Вовы его
недостаточной социализированностъю, плохим владением социальными нормами. Рекомендована психокор-рекционная

работа, направленная на социализацию. Нужно использовать высокий общий уровень развития мальчика и имеющуюся у
него склонность к интеллектуальному контролю. В качестве основного средства может быть предложено формирование у

Вовы эффективных способов сознательного управления своим поведением.

Глава 4 РИСУНОК СЕМЬИ

ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

В этой главе будут рассмотрены принципы интерпретации тестов «Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи» и «Семья

животных». При анализе результатов тестирования учитываются следующие показатели:

• состав изображенной семьи в соотношении с составом реальной семьи обследуемого;

• взаимное расположение членов семьи и расположение всего рисунка в целом на листе;

• особенности изображения отдельных членов семьи (полезно сопоставить их с изображением человека в тесте «Рисунок
человека»);

• деятельность, которой занят каждый из членов семьи, в тесте «Динамический рисунок семьи»;

• выбор животного, в виде которого изображается тот или иной член семьи, в тесте «Семья животных».

Иногда можно получить дополнительную информацию из комментариев обследуемого к его рисунку и из наблюдений за
процессом рисования (какова последовательность изображения членов семьи; в какие моменты возникали затруднения и

т.п.).


background image

В результате анализа рисунков можно

выявить представления их автора о различных аспектах его семейной ситуации. В частности, в рисунках проявляются
отношения доминирования-подчинения в семье, анализу которых посвящен подраздел «Иерархические отношения». В

подразделе «Семейные роли» рассматривается отражение в рисунке конкретных функций, выполняемых разными членами
семьи. В подразделе «Внутрисемейные контакты» описываются признаки, позволяющие оценить насколько тесны

эмоциональные связи между членами семьи. В последнем подразделе – «Агрессия в семейных отношениях» – указаны
критерии, помогающие выявить агрессивные проявления тех или иных членов семьи. Иерархические отношения передаются

на рисунке в соответствии с общекультурной нормой: доминирующая фигура (тот, кто главнее) возвышается над
остальными. Не случайно и само слово «выше» означает отношение не только по росту, но и по социальному положению.

Фараон, царь или вождь на рисунках практически всегда изображались возвышающимися над окружающими их людьми. Этот

способ передачи иерархических отношений появляется уже в четырехлетнем возрасте и сохраняется в дальнейшем, включая
взрослую жизнь. У детей различия в росте часто бывают очень сильно подчеркнутыми. Так, семилетний Боря Р. изобразил

папу настолько высоким, что тот не поместился на листе (рис. 131), маму – в полтора раза меньшей, себя – еще вдвое
меньшим, а младшую сестру – совсем крошечной. Судя по наблюдениям, отец в семье, действительно, выраженно

доминантый.

В рисунке Бори отразилась высокая импульсивность: изображенные им персонажи частично не помещаются на листе;
количество деталей невелико; есть сильные нарушения симметрии. Индивидуально-психологические особенности мальчика

подробно проанализированы выше (см. комментарии к рис. 51).

В изображении семьи животных, сделанном Левой Ш. (рис. 132), иерархические отношения переданы с помощью их

специфического размещения: огромная мама-павлин изображена над миниатюрными папой-ящерицей и ребенком-божьей
коровкой. Подобное размещение персонажей вполне типично для этой методики, тогда как в обычном рисунке семьи все ее

члены почти всегда выстроены в одну линию.

ван и специфический выбор животных. Он соответствует как

иерархическим отношениям (доминантный член семьи в виде более крупного животного), так и личностным особенностям

персонажей. В данном случае павлин характеризует высокую демонстративностъ, действительно присущую Левиной маме.
Ящерица, как и другие холоднокровные животные (рыба, лягушка и т.п.), часто символизирует малую эмоциональность,

отстраненность человека. В частности, это вполне относится к Левиному папе – человеку сугубо рационалистического склада
(математику по профессии). Мама на рисунке не просто возвышается над папой и ребенком, но и обращена к ним вниз, тогда

как они – к ней вверх. Подобная обращенность друг к другу позволяет предполагать, что в данном случае имеет место не
только доминирование, но и высокая степень заботы мамы об остальных членах семьи, а семейная ситуация в целом


background image

характеризуется ярко выраженной гиперопекой. Предположение подтверждается наблюдениями за поведением членов семьи
во время консультации.

Доминирующее положение в семье мамы и бабушки явно продемонстрировано на рисунке Алика А. (рис. 133).
Незначительность папы-муравья подчеркнута тем, что он нарисован видимым как бы через увеличительное стекло,

поскольку иначе, по словам мальчика, его не удастся разглядеть. По-видимому, дедушка Алика сильно изолирован: на
рисунке он изображен отдельно от остальных членов семьи, в собственной норке.

Выбор животных в данном случае тоже весьма показателен. Змея и скорпион – не просто холоднокровные, как ящерица на

предыдущем рисунке, но потенциально опасные, а потому эмоционально отрицательно окрашенные животные. Можно

полагать, что отношение Алика к ним конфликтно. Из беседы с мамой выясняется, что именно эти члены семьи чаще всего
делают ребенку замечания за неправильное, по их мнению, поведение.

Муравей, в образе которого

изображен папа, в нашей культуре ассоциируется не только с маленьким размером, но и с трудолюбием. Как выясняется из
беседы, папа Алика очень много времени проводит на работе. Это и является одной из причин того, что его роль в семье

весьма мала. Изображение детей в виде яиц, из которых еще даже не вылупились птенцы, – свидетельство инфантильности

мальчика. Ее причиной, как и в ранее описанном случае, служит выраженная гиперопека со стороны мамы. В рисунке это
передано тем, что мама-птица занята высиживанием яиц, что соответствует принятой в культуре характеристике «наседка»,

применяемой к чересчур заботливой матери.

Последовательность персонажей отражает их иерархические отноше- ния: первой изображена мама-птица, сидящая на
яйцах, затем – бабушка-змея. Это дает основания полагать, что для Алика значимость членов семьи и представление об их

положении в системе доминирования-подчинения совпадают.

СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ

Если иерархические отношения обычно наиболее явно видны по обычному рисунку семьи или по тесту «Семья животных», то
семейные роли (функции, выполняемые тем или иным членом семьи) наиболее четко прослеживаются по динамическому

рисунку семьи. Так, на рис. 134 папа Любы изображен смотрящим телевизор, мама – готовящей обед, сама Люба – делающей

уроки, а ее младший брат – играющим на компьютере. Это весьма обычное в детских рисунках распределение семейных
функций.

В рисунке подчеркнута главенствующая роль папы, хотя, судя по тому, что он смотрит телевизор, его функция в семье не

особенно значима; затем следует мама и далее на одном и том же уровне изображены дети. Различие в положении детей и
мамы не велико. Можно полагать, что в семье Любы папин авторитет весьма высок, тогда как мама


background image

высту

 пает скорее как партнер

детей, чем как руководитель, чьи указания беспрекословно выполняются.

На рис.135, как и на предыдущем, маме отведена хозяйственная роль: по словам девочки, она стоит у плиты и готовит.

Папина семейная роль довольно неопределенна: он сидит и делает корабли (имеется в виду изготовление игрушечной
модели корабля). По поводу собственного изображения Мила сообщает: «Я подметаю у папы в комнате. Вот совочек лежит».

Папа изображен самым высоким, что говорит о его высокой

значимос

 ти в семье. Однако в рисунке семьи животных,

сделанном той же девочкой (рис. 136), иерархические отношения выглядят существенно иначе. Мама-слон сильно

возвышается над остальными членами семьи, а папа-черепаха изображен почти таким же маленьким, как дочка-мышка.
Слон, как и другие крупные животные (носорог, бегемот, бык), символизирует ярко выраженную доминантность. Черепаха –

символ замкнутости, изолированности.

Отец девочки сообщил психологу, что у него с женой конфликтные отношения. По его мнению, это одна из причин того, что

Мила сильно невро-тизирована. Можно полагать, что в рисунке собственной семьи девочка сознательно или подсознательно
пытается изобразить семейную ситуацию более благоприятной, чем она есть на самом деле. Она воспроизводит не столько

свои непосредственные ощущения, сколько социально за данный шаблон, в рамках которого папа, с ее точки зрения, должен
быть главным. Вероятно, подчеркнуть папину значимость для Милы было особенно важно в силу высокой привязанности к

нему.

Мила изобразила себя рядом с отцом, подметающей пол в его комнате. Любовь к папе и его высокая значимость для девочки

отразились также в том, что он нарисован первым, причем изображен особо тщательно: подробно вырисованы губы, глаза с
ресницами, чего нет у других персонажей.

В рисунке семьи животных сознательные установки срабатывают значительно слабее, так как в этом случае изображается не

собственная, а абстрактная семья. У Милы это подчеркнуто несовпадением состава семьи с реальным: на рисунке
присутствует не только дочка-мышка, но и сын-обезьяна, тогда как в реальности она единственный ребенок. В итоге

оказываются не задействованы защитные механизмы, искажающие образ, и проекция становится более полной. В данном

случае соотношение между рисунками семьи животных и собственной семьи – это соотношение между действительным и
желаемым.