ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 3122
Скачиваний: 58
Рисунок не завершен. Линии «рваные», местами с сильным нажимом, а местами
исчезающие. Рисунок неудачно размещен: он как бы выходит за нижний край листа. Наряду с содержательными
показателями это служит признаком остроты состояния. Неблагоприятным признаком являются также глаза, расположенные
вне лица.
Вите рекомендована консультация психиатра.
Пятнадцатилетний Дима Л. по стандартной инструкции нарисовал Чебурашку (рис. 121). В описании его образа жизни
полностью воспроизводится ситуация известного мультфильма: «Чебурашка. Живет в квартире на соседней улице. Питается
молочными продуктами и цитрусовыми фруктами. Его лучший друг крокодил Гена, а его враг противная бабка Шапокляк».
Таким образом, Дима оказался не в состоянии выполнить инструкцию, в
которой прямо сказано, что животное не должно быть взято из мультфильма. Кроме того, для пятнадцатилетнего возраста
выбор персонажа явно инфантилен. Из графических особенностей рисунка настораживающими признаками служат грубая
асимметрия глаз и искажение формы одного из них, приведшее к его слиянию с носом. Искажение формы глаз при общем
следовании стандартной схеме животного или человека довольно широко распространено при психических отклонениях.
Нарушение инструкции, как и инфантильность, может в равной мере объясняться как психическим заболеванием, так и
интеллектуальным снижением. Однако второе из этих возможных объяснений полностью опровергается результатами
выполнения Димой методики «Злое животное» (рис. 122).
Животное, изображенное мальчиком на этот раз, вполне оригинально. В рисунке имеется ряд признаков, характерных для
психического заболевания: сочетание стандартной схемы человеческого лица с грубо противоречащей ей деталью: рукой,
растущей прямо над глазом; грубая асимметрия глаз, выход одного из них за пределы лица; подробное изображение
кровеносных сосудов глаза (признак, встречающийся также при невроти-зации); изображение шрама (трактуемого так же,
как рана или увечье).
Можно полагать, что Дима, ощущая аномальность своего психического
состояния, пытался скрыть ее от проверяющего. Выполняя задание по стандартной инструкции, он воспользовался
простейшим способом уйти от демонстрации патологической продукции своего воображения: воспроизвел общеизвестный
шаблон. Задание нарисовать «злое и страшное» животное привело к повышению эмоциональной нагрузки и в результате – к
потере контроля за выдаваемой продукцией. Поэтому в рисунке ярко проявилась патологическая симптоматика.
Диме рекомендовано обращение к психиатру.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ РИСУНКОВ НЕСУЩЕСТВУЮЩИХ
ЖИВОТНЫХ
Процедура комплексного анализа рисунков просто несуществующего животного, а также самого злого и страшного, самого
счастливого и самого несчастного несуществующих животных разбирается на двух примерах.
На рис. 123 представлен результат выполнения двадцатилетней Ульяной В. задания по стандартной инструкции.
Ульяна сопроводила рисунок следующим рассказом о своем животном: «Это стрекозавр. Живет в пустыне и в горах. Может
летать, бегать и ползать. Питается кактусами и мелкими животными. Рога – чтобы защищаться от врагов, хвост – для красоты
и чтобы прятаться за ним. Очень любит парить в облаках, бросаясь с вершины горы, распустив хвост».
Павлиний хвост «для красоты», как и любые украшения, – проявление демонстративности. В данном случае он служит еще и
для того, чтобы «прятаться за ним». В сочетании с рогами, которые нужны, «чтобы защищаться от врагов», это говорит о
боязни агрессии. Поскольку никакие конкретные враги не названы, речь идет скорее не о конкретных опасениях, а вообще о
боязни общения, конфликтов и т.п., т.е. о повышенной застенчивости. Рога заострены; кроме того, изображены небольшие
когти – признаки некоторой агрессивности, не выходящей за нормальный уровень. По-видимому, она имеет защитную
природу.
Животные с крыльями часто встречаются у людей с сильно развитым защитным фантазированием, склонных предаваться
мечтам, «витать в облаках». В данном случае это особо подчеркнуто в описании образа жизни животного: его любимое
занятие – «парить в облаках». Защитное фантазирование – это уход в мир воображения от проблем, с которыми человек
сталкивается. В реальности такие люди обычно пассивны, несколько инфантильны.
Действительность представляется Ульяне трудной и неприятной, что и приводит к потребности в бегстве от реальности в
фантазию. Об этом говорит неуютная, сложная для жизни местность, в которой живет стрекозавр (пустыня и горы), а также
колючая и жесткая пища, которой он питается (кактусы).
В качестве злого и страшного животного Ульяна изобразила
ежико-льва(рис. 124).
О его образе жизни она написала: «Ежико-лев живет в пустыне или в тундре, ест все, что попадется, любит на всех нападать
и колоть, а также, если до него дотронуться, больно жалит, пьет кровь и кусается. Никого не любит и ничего не знает, вечно
злой и всем недовольный. Старается быть на солнце, в лучах яркого света, чтобы всех отпугивать блестящими иглами,
торчащими из его тела».
Этот рисунок подтверждает предположение о свойственной Ульяне
защитной агрессии (ее типичный символ – иглы, как у ежа). Тема отпугивания окружающих тоже типична для людей с
боязнью агрессии и стремлением защититься от нее агрессивными же средствами. Уровень агрессивности, как и в
предыдущем рисунке, умеренный, отнюдь не выходящий за пределы нормы. Высунутый язык в сочетании с указанием на то,
что животное «любит на всех нападать и колоть», позволяют ожидать негативистических реакций в конфликтных ситуациях.
Негативизм в двадцатилетнем возрасте – проявление инфантилизма, поскольку в норме он характерен для подросткового
периода. Указание на то, что ежико-лев всегда «злой и всем недовольный» свидетельствует о том, что в эмоционально
нагрузочной ситуации Ульяне могут быть свойственны также дисфорические проявления.
Место жизни животного – это пустыня, как и в прошлый раз, и еще более неуютная тундра.
«Самое несчастное» животное, изображенное Ульяной, – это смесь медузы с крабом (рис. 125).
Рисунок сопровождается следующим рассказом: «Самое несчастное существо – смесь медузы с крабом. Живет на дне моря
или болота под корягой, питается рыбами, только за всеми наблюдает и грустит, редко выползая из своей норы. Оно очень
старое».
В дополнение к дисфорической тематике, проявившейся в предыдущем задании, здесь наблюдаются чисто депрессивные
темы: постоянная грусть, старость. О наличии депрессивных тенденций говорит и уменьшенный размер рисунка, а также
подчеркнуто грустное выражение «лица» животного. Тема неблагоприятной окружающей среды тут, по сравнению с
предшествующими
рисунками, дополнительно усилена (живет «на дне
болота»).
Пассивность, о которой косвенно свидетельствовали некоторые особенности выполнения первого из заданий, теперь
проявилась в прямой форме: «несчастное» животное «только за всеми наблюдает, редко выползая из своей норы».
Пассивность ассоциируется у Ульяны с несчастностью. Следовательно, Ульяна страдает от ощущения своей пассивности,
воспринимает ее как источник неприятных переживаний. Причина «несчастности» животного – в нем самом, а не во внешних
условиях его жизни. Это свидетельствует о том, что в качестве главной трудности для девушки выступает преодоление
собственных состояний и личностных особенностей, а не внешних обстоятельств.
Самое счастливое животное (рис. 126) оставлено Ульяной без названия. В рассказе о нем сообщается: «Это самое счастливое
существо. Живет на суше и под водой. Питается водорослями или мухами (ловит их присосками). Любит ходить кверх ногами
и по потолку».
Счастливое животное отличается отсутствием каких-либо защитных аксессуаров (внешние защитные аксессуары
отсутствовали и у несчастного животного, но там эту функцию выполняла коряга, под которой оно живет). По-видимому,
одним из условий счастья для Ульяны служит отсутствие необходимости защищаться. Другая особенность этого животного –
его любовь к хождению «кверх ногами и по потолку» (в рисунке этому соответствует расположение ног не снизу, а сверху).
Хождение вверх ногами – символ нарушения заведенного порядка, выхода за рамки обыденных стандартов. Можно полагать,
что они тяготят Ульяну и поэтому их преодоление воспринимается ею как счастье. Это перекликается с отмеченным выше
скрытым негативизмом, подтверждая предположение о том, что девушка еще не изжила проявления подросткового кризиса.
Приведенный пример интересен тем, что каждое из изображенных Ульяной несуществующих животных, взятое в
отдельности, довольно мало информативно. Однако комплексный анализ позволяет получить вполне содержательный
«психологический портрет» девушки. Мы видим, что у нее высока потребность во внимании к себе (демонстративность).
Удовлетворению этой потребности препятствует боязнь враждебных действий со стороны окружающих, приводящая к
замкнутости, избеганию общения. В итоге действительность представляется Ульяне неуютной, трудной для жизни. В качестве
психологической защиты используется компенсаторное фантазирование, бегство в мечты. Это еще более снижает активность
в отношениях с окружающими. Ульяна воспринимает собственную пассивность как один из основных источников своих
проблем, но не видит путей к ее преодолению.
Девушка инфантильна, ей свойственны некоторые тенденции, типичные для подросткового возраста. Это стремление к
преодолению общепринятых стандартов поведения, внешних ограничений; в конфликтных ситуациях можно ожидать
появления негативистических реакций. Эмоциональная нагрузка может приводить к дисфорическим проявлениям (то есть к
мрачно-раздражительному настроению), а при ее усилении – к депрессивному состоянию.
Жалобы Ульяны относятся, преимущественно, к проблемам общения. Она отмечает, что ощущает себя «белой вороной», не
умеющей находить общий язык с людьми.
Приведенный психологический портрет Ульяны показывает, что для преодоления психологических трудностей можно
опереться на ее склонность к фантазированию (т.е. на уже имеющийся у нее защитный механизм). На этой основе нужно
развернуть подлинно творческую деятельность, которая повысит общий уровень активности и даст продуктивный выход
переживаниям девушки. Эта деятельность должна осуществляться в коллективных формах, являясь тем мостиком, который
позволит восстановить нарушенные межличностные контакты.
В качестве следующего примера рассмотрим выполнение заданий
одиннадцатилетним Вовой Г. По стандартной инструкции он изобразил «кубическую рыбу» (рис. 127). Слева на стебельках у
нее расположены «глаза, которые могут двигаться в любую сторону», два выроста справа образуют рот, остальные шесть
выростов (по три сверху и снизу) – это щупальца. Тело кубической формы, потому что у нее «кубик внутри».
Вова написал о своем животном следующий рассказ: «Это животное живет под водой. Его размер только один сантиметр. Оно
питается маленькими рыбками. Оно не чувствует запаха, потому что у него нет носа. Оно живет одно. Есть легенда, что оно
проглотило когда-то кубик. Оно такого цвета как камень, поэтому оно может затаиться и ждать, пока рыбка подплывет, и ее
засосать. Оно не теплокровное». На вопрос, есть ли у кубической рыбы враги, Вова отвечает: «Например, ее может большая
рыба проглотить, когда она охотится за маленькими. А так она прячется, ее не видно». Первая из трех просьб к волшебнику
состоит в том, «чтобы кубика не было внутри. Он мешает. Когда-то его не было, и ей было удобнее». Второе желание –
«чтобы у нее были рот, нос и уши». И третье желание – «чтобы она умела летать, чтобы посмотреть на мир». Наиболее
специфическая особенность Вовиного рисунка – это строго прямоугольное (почти квадратное) туловище животного.
Подобные формы типичны для людей с низкой конформностью, с шизоидным складом личности. Эта интерпретация
поддерживается и низкой детализацией рисунка. Указания на сходство животного с камнем и на то, что «оно не
теплокровное», также говорят о свойственном шизоидам ощущении своей отстраненности, своего несходства с
окружающими, сниженной эмоциональности. Это ощущение проявляется и в желании очеловечить животное, снабдив его
ртом, носом и ушами. Подобное же ощущение своей необычности и стремление стать «таким как все» часто проявляется в
приписывании придуманному животному желания «стать обычным животным» или «статьчеловеком».
Желание иметь рот противоречит тому, что таковой уже имеется (он образован двумя выростами справа). Либо, придумывая
желания животного, Вова об этом забыл, либо речь идет о желании иметь рот, более похожий на человеческий. В любом
случае подобное противоречие говорит об импульсивности, недостаточном контроле.
В том, что животное живет одно, проявилась характерная для шизоидов интровертность. Конечности животного (щупальца)
изогнуты и переплетены таким образом, что оказывается трудно определить направление, в котором они идут. В сочетании с
глазами, вынесенными далеко вперед и способными «двигаться в любую сторону», это говорит об осторожности и высокой
избирательности в контактах.
Тема инородного тела, находящегося внутри (проглоченный кубик), может отражать либо неприятные физические
ощущения, либо эмоциональный дискомфорт, вызванный чувством своей внутренней дисгармоничности. В данном случае
более вероятно второе объяснение, поскольку как в рисунке, так и в рассказе отсутствует тематика, связанная с какими-
либо физическими ощущениями, внутренними органами и т.п.
В желании «летать, посмотреть на мир» отражается любознательность, познавательная направленность. При учете высокой
оригинальности животного можно говорить о наличии у Вовы хороших творческих способностей. Они проявились и в
художественном подходе к построению рассказа о животном («есть легенда, что...»).