Файл: Венгер А.Л. - Психологические рисуночные тесты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 3114

Скачиваний: 58

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

С рисунком Марины схож и рисунок пятнадцатилетней Иры Ш. (рис. 146). В

нем еще более явно продемонстрирована изолированность семьи от окружающего мира. Символом этой изолированности

служит рамка, отделяющая рисунок семьи от остального пространства листа. Причиной изоляции является недавний переезд
семьи в другую страну. На момент обследования ни младшему, ни старшему поколению еще не удалось освоиться в новой

социальной действительности и обрести какой-либо круг общения. Судя по, Ириному рисунку, внутрисемейная ситуация
характеризуется высокой степенью иерархизации отношений. Разные поколения расположены группами (старшие – по двое,

дети – втроем). Это позволяет полагать, что эмоциональное общение в семье существует, преимущественно, внутри этих
групп.

Другой вариант сверхтесных внутрисемейных контактов представлен в

рисунке семьи животных (рис. 147). В отличие от рисунков Марины и Иры, у Дани семья занимает весь лист, частично даже

выходя за его пределы. Это позволяет предположить, что в данном случае, несмотря на повышенную плотность

внутрисемейного общения, наличествует и полноценное общение семьи с окружающим миром. Такое предположение
подтверждается выраженно экстравертными позам и папы-быка и детей – бегемота и попугаихи.

В рисунке Дани отражена очень высокая степень иерархизации семейных отношений. Огромный папа-бык представлен в

качестве опоры для всей семьи. Вместе с тем, наиболее доминантной фигурой, возвышающейся над всеми остальными,
является не он, а мама-жирафа. Длинная шея позволяет ей успешно контролировать семейную ситуацию. Дети гораздо

меньшего размера, чем родители, и расположены далеко внизу, под ними. Однако они все же возвышаются над тетей-змеей,


background image

реакция на которую явно агрессивна, а чем говорят угрожающий клюв попугая и зубастый рот бегемота. Выбор животного
(змея) свидетельствует о негативном отношении ребенка к изображенному персонажу. В реальной семье мальчика тети нет,

однако есть бабушка, на которую в основном и возложены заботы по воспитанию детей. По словам мамы, дети плохо
относятся к бабушке, не слушаются ее, грубят. Можно полагать, что именно бабушка изображена на рисунке в виде тети-

змеи.

Несмотря на восприятие своей роли в семье как подчиненной (расположение сына-бегемота в нижней части листа), у Дани,

по-видимому, высокая самооценка. Об этом говорит то, что рисунок он начал с изображения сына. Особо значимой фигурой
для него является также мать (персонаж, появившийся на рисунке вторым).

НАРУШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ

Нарушение семейных

контактов, их недостаточность или конфликтность – один из наиболее распространенных источников психологического

неблагополучия детей, невротизации и отклонений в личностном развитии. В рисунке семьи нарушение контактов может
проявляться в подчеркнуто небрежном изображении всех членов семьи или некоторых из них, в их взаимной удаленности

или разделенности какими-либо перегородками, в отсутствии кого-либо из членов семьи, в изображении их со спины или

отвернутыми друг от друга , в при знаках эмоциональной нагрузки при изображении кого-либо.

Десятилетний Шурик К. живет с родителями, сестрой Риной и бабушкой. Однако на рисунке семьи мама и бабушка
отсутствуют (рис. 148). По словам мальчика, они не получились. Маму он действительно попытался было нарисовать, однако

затем стер рисунок, бабушку рисовать даже не начинал. В итоге на рисунке оказались сам Шурик, две его сестры,
двоюродная сестра и папа. В действительности старшая сестра, 22-х лет, живет отдельно, своей семьей; двоюродная сестра

также живет отдельно. Отсутствие на рисунке мамы и бабушки, а также включение в рисунок людей, фактически не

являющихся членами семьи, говорит о том, что у Шурика отсутствует ощущение своей семьи как естественной устойчивой
единицы. Персонажи рисунка разделены вертикальными линиями, что дополнительно подчеркивает отсутствие контакта

между ними.

Дети нарисованы подчеркнуто небрежно, схематично. Такое изображение типично при негативном отношении к персонажам.
Папа, нарисованный первым, изображен гораздо более детально и тщательно, однако он находится в стороне от остальных

членов семьи. Можно полагать, что отношение Шурика к нему благоприятно, однако он редко присутствует в доме и мало

общается с детьми. Это подтверждается сведениями, полученными от мамы.

Отношение ребенка к маме, по-видимому, амбивалентно. Он пытался нарисовать ее детально и тщательно (начав рисовать
ее второй – сразу после папы), однако ее изображение вызвало серьезную эмоциональную нагрузку, приведшую к тому, что

рисунок так и не был закончен.


background image

Шестилетняя Лена М. отразила в рисунке свое стремление к общению с

мамой: у нее выраженно экст-равертная поза с широко расставленными руками (рис. 149). Однако, судя по рисунку, ее
направленность на общение не находит у мамы отклика. Мама изображена в позе отказа от общения: руки уперты в бока,

кисти не нарисованы. Отсутствие контакта подчеркнуто тем, что Лена и мама изображены очень далеко друг от друга, на
разных концах листа. Особая значимость общения с мамой определяется тем, что Лена живет с ней вдвоем, больше общаться

ей практически не с кем.

Между тем, у нее высока демонстративность, потребность во внимании окружающих. Об этом свидетельствуют, в частности,

изображение себя на рисунке первой, тщательно вырисованные прически персонажей, стремление украсить одежду
(пуговицы, кармашек).


background image

Судя по рассказу мамы, для привлечения к себе внимания Лена

использует развернутые истерики, что типично для высоко демонстративных детей. Мамина реакция на эти проявления

грубо неадекватна, что делает их особенно устойчивыми. Мама сообщила: «Лена – жестокая девочка, совершенно
неуправляемая. Я ничего не могу с ней поделать, бью ее, а она все равно продолжает устраивать истерики».

До пятилетнего возраста Лена воспитывалась у бабушки, где ей уделялось много внимания. Жалоб на поведение девочки не
было. В период обследования она учится в первом классе. В школе успешна, что обеспечивает ей внимание и поощрение со

стороны учительницы. Учительница характеризует ее поведение как идеальное.

Таким образом, негативные поведенческие проявления служат для Лены средством привлечь к себе мамино внимание.

Неадекватные реакции мамы приводят к фиксации тех форм поведения ребенка, с которыми она пытается бороться. Для
преодоления нарушений в семейном общении рекомендовано прохождение семейной психотерапии.

В динамическом рисунке семьи, сделанном шестнадцатилетней Викой О. (рис. 150), члены семьи отвернуты друг от друга, а

себя Вика вообще нарисовала на оборотной стороне листа и последней, что говорит о низкой самооценке. Нарушение
семейных контактов проявилось и в том, что мама, готовящая обед, изображена со спины, а младшая сестра, гуляющая с

маленькой сестричкой, стоит спиной и к маме, и к папе, который смотрит футбол.

Коляска с младшей сестрой выделена линией с особо сильным нажимом, свидетельствующей об эмоциональной нагрузке. По-

видимому, младший ребенок воспринимается Викой как конкурент за внимание остальных членов семьи.


background image

Трижды подчеркнутая надпись «У нас самая лучшая семья на свете» говорит о попытке вытеснить ощущение

неблагополучия, убедить себя и проверяющего в том, что се
мейная ситуация Вику полностью устраивает.

В рисунке семьи животных девятилетнего Жени Д. проявляется менее выраженное, но все же достаточно очевидное
нарушение эмоциональных контактов с родителями (рис. 151). В фигуре мамы-волка подчеркнута вербальная агрессия

(разинутая зубастая пасть), непосредственно направленная на ребенка-птичку. Папа изображен в виде змеи, которая, как и
прочие холоднокровные, как правило, символизирует малую эмоциональность, холодность. Недостаток эмоционального

общения отражен и в том, что у ребенка-птички и папы-змеи вовсе не нарисованы глаза, а у мамы-волка они пустые (без
радужки и зрачков).

Папа-змея изображен очень высоко. Он изолирован от остальных членов семьи, его голова повернута в противоположную от
всех сторону. Поэтому в данном случае расположение его высоко на столбе символизирует, по-видимому, не внутрисемейное

положение, а высокий социальный статус. Это полностью соответствует реальному положениювещей: отец Жени –
преуспевающий электронщик высокой квалификации.

Ребенок-птичка, задрав голову, смотрит вверх, на папу. Это можно расценить как установку на достижение столь же

высокого положения, как папино. Подобные стремления явно побуждаются и стимулируются требовательной активной

мамой. В реальности мамина ориентация на Женины высокие достижения проявилась, в частности, в запросе, с которым она
обратилась к психологу. Как она объяснила, цель их визита состояла в получении справки о том, что Женя по уровню своего

развития способен «перескочить» через класс.

Вместе с тем, столб, вокруг которого обвился папа-змея, производит впечатление непреодолимой преграды для ребенка-
птички. В этом можно увидеть определенный сценарий, заданный Жене родителями. Мальчику как бы предписано стремиться

догнать папу, но ни в коем случае не обогнать его. Папа должен оставаться недостижимым идеалом.

В рисунке наблюдаются выраженные признаки эмоциональной нагрузки. Наиболее тревожащей фигурой является папа. По

полустертым следам карандаша видно, что первый вариант папиного изображения был заменен новым. Главных изменений
два. В первом варианте столб был существенно ниже. На первоначальном наброске змея обвивала столб в противоположном

направлении, так что ее голова оказывалась повернутой к птичке и волку, а не отвернутой от них. По-видимому, этот
вариант недостаточно соответствовал Жениным представлениям, связанным с семейной ситуацией. У мамы-волка по

сравнению с первоначальным вариантом несколько изменено положение головы. Ребенок-птичка не переделывался, но

признаки эмоциональной нагрузки имеются и в этой фигуре: она густо заштрихована.

Семейная ситуация порождает у мальчика эмоциональное напряжение, тревогу. Родителям Жени даны рекомендации по
налаживанию эмоционального контакта с ребенком. Перевод через класс не рекомендован.