Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4953
Скачиваний: 29
166
*
Парасуицидальная активность
реально повышает риск на-
рушения и прекращения социального и биологического функ-
ционирования без сознательной суицидальной активности (аске-
тическая активность, пренебрежение здоровьем и отказ от лече-
ния, самоповреждения, злоупотребление психоактивными веще-
ствами, влечение к риску, антисоциальное поведение).
Основная заслуга в изучении различных форм парасуици-
дального поведения принадлежит Карлу Меннингеру, который
описал помимо собственно самоубийства, его многочисленные
хронические формы (аскетизм и мученичество, неврастению, ал-
когольную зависимость, антиобщественное поведение и психо-
зы), локальное самоубийство (членовредительство, симуляцию,
полихирургию, преднамеренные несчастные случаи, импотенцию
и фригидность) и органическое самоубийство (психосоматиче-
ские заболевания).
Я не буду в данной работе подробно останавливаться на про-
блеме парасуицидального поведения, тем более что эта тема по-
сле выхода русского перевода книги Меннингера «Война с самим
собой» стала теперь доступна читателю, а проблему злоупотреб-
ления и зависимости от психоактивных веществ мы разберём
ниже. Следует лишь отметить, что своё исследование Меннингер
проводил, целиком и полностью основываясь на концепции
Фрейда о влечении к смерти.
Точно так же Анна Фрейд, относя часто наблюдаемую у де-
тей второго года жизни привычку «стучания головой» к проявле-
ниям аутоагрессии, отмечает: если подтвердится предположение,
что оно представляет собой раннее поведенческое проявление
склонности к агрессии и разрушению, направленному на себя,
это явление может занять важное место в аналитической теории
как одно из редких проявлений тенденции к разрушению в чис-
том виде
118
.
Недавно мне рассказали о двух молодых пациентах, стра-
118
Фрейд А. Метод наблюдения в исследовании развития детей //Теория и практика
детского психоанализа: В 2 т.— Т. 2.— М., 1999.— С. 240.
167
дающих гемофилией
119
, один из которых записался в секцию бок-
са, а другой купил себе мотоцикл и гонял на нём с огромной ско-
ростью в то время, как малейшая ссадина или внутреннее крово-
течение могли закончиться для них фатально.
*
Десоциальная активность
– подразумевает
осознанное
стремление ограничить собственное
социальное и психологиче-
ское
функционирование.
Для того чтобы лучше почувствовать, каким тесным образом
десоциальная активность связана с авитальной в целом и суици-
дальной в частности, мне бы хотелось привести пример из рома-
на Джона Фаулза «Любовница французского лейтенанта», в ко-
тором главная героиня объясняет, зачем она совершила поступок,
принёсший ей бесчестие и полный социальный остракизм в род-
ном городе.
«Я сделала это затем, чтоб никогда уж не быть такою, как
прежде,— объясняет Сара свой «позорный поступок».— В ту
минуту мне казалось, будто я кинулась в пропасть или ножом
пронзила себе сердце. Это было в некотором роде самоубийст-
во... Я знаю, что это грех... кощунство, но я не знала иного сред-
ства покончить со своею прежней жизнью»
120
.
При этом Сара предполагает, что, если бы она не «покончила
с собой» подобным образом в тот момент, она могла бы покон-
чить (и покончила бы) с собой в буквальном смысле позже, а так
этот акт социального и личностного самоубийства дал ей небы-
валую свободу и возможность жить. «Мне не страшны ни униже-
ния, ни хула. Потому что я преступила черту. Я — ничто. Я уже
почти не человек. Я — шлюха французского лейтенанта»,— го-
ворит Сара.
Поскольку человек — биосоциальное единство, постольку
социальная активность и социальное общение — одно из глав-
ных условий развития личности, одно из главных условий функ-
119
Гемофилия — заболевание крови, основным проявлением которого является отсут-
ствие свёртывающейся способности крови.
120
Фаулз Д. Любовница французского лейтенанта: Роман /Пер. с англ.— М., 1999.—
С. 180—181.
168
ционирования личности и (!)
одно из главных удовольствий,
доступных человеку
. Поэтому нам иногда так трудно понять
внутреннюю мотивацию людей, сознательно или бессознательно
отказывающихся или ограничивающих собственную социальную
активность, предпочитая уединение, уход в монастырь, обет мол-
чания, обет безбрачия, отсутствие детей и семьи.
Дэвид Майерс описывает «деструктивное социальное пове-
дение» у людей, находящихся в состоянии депрессии и испыты-
вающих чувство одиночества. Он считает, что психологический
механизм возникновения одиночества и депрессии содержит в
себе порочный круг: уверенность в своей социальной никчемно-
сти препятствует поведению, направленному на изменение си-
туации, что в свою очередь подкрепляет первоначальную уве-
ренность. Депрессивное мышление влияет на поведение человека
в состоянии депрессии, помогая поддерживать цикл саморазру-
шения. Мартин Селигман полагает, что сосредоточенность на се-
бе помогает объяснить сравнимое с эпидемией количество случа-
ев депрессии в современном западном мире. Он полагает, что
обесценивание религии и семьи плюс рост индивидуалистиче-
ской установки «Ты можешь сделать это» порождают безнадёж-
ность и самообвинение. Если, как гласит реклама, ты «можешь
это сделать сам», то чья вина, если ты этого не сделал?
Поэтому с помощью социального саморазрушающего пове-
дения, чтобы защитить самоуважение, люди порой создают себе
препятствия, находя оправдание неудачам
121
. Боясь неудачи, лю-
ди сами строят себе препятствия, например, развлекаясь полночи
на вечеринке перед важным собеседованием по устройству на
работу или играя на компьютере перед экзаменом вместо того,
чтобы готовиться к нему.
*
Особой разновидностью десоциальной активности является
десоциальное аддиктивное поведение.
Термин «
аддиктивное по-
ведение»
происходит от английского понятия «addiction» и обо-
значает тягу, пристрастие, пагубную привычку, порочную склон-
121
Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ.— СПб., 1999.— С. 95—98.
169
ность к чему-либо.
Формула аддиктивного поведения очень проста:
S — S
Þ
S — O
Субъект-субъектная связь замещается субъект-объектной. В
основе любой формы аддиктивного поведения лежит именно
данный феномен.
Любой человек, по большому счёту, счастлив лишь тогда,
когда его кто-то любит и когда он кого-то любит. Чем глубже и
многочисленнее субъект-субъектные связи, тем более защищён-
ной, более осмысленной, более наполненной и счастливой ощу-
щает свою жизнь человек. Никогда и ни при каких условиях те-
левизор, алкоголь, наркотики, работа и даже книги не заменят
радости общения с другим человеком.
В этом и заключается проблема. Нет ничего в жизни челове-
ка большего, чем любовь, дружба, привязанность. Нет ничего
большего, чем та особая связь между людьми, которую великий
еврейский философ Мартин Бубер назвал: «Я — Ты». К сожале-
нию, многие люди слишком поздно это понимают. Врачи чаще,
чем кто-либо, сталкиваются со смертью и лучше, чем кто-либо,
знают, когда человек умирает, он не вспоминает оконченные ин-
ституты и занимаемые должности, свою квартиру и машину,
свою защищённую диссертацию и полученные награды. Он
вспоминает людей, которых любил и людей, которые любили
его, он хочет видеть в последние минуты рядом с собой своих
близких — и если о чём-то и жалеет, расставаясь с жизнью, то
только о них.
Нет ничего в жизни равноценного любви к другому человеку,
и нет ничего более сложного. Подростку, который только вступа-
ет в жизнь, установить такие связи, особенно если он не получил
семейного опыта, достаточно сложно. Нужна достаточно высокая
самооценка, чтобы не «раствориться» в другом человеке, и дос-
таточно высокая оценка другого человека, чтобы не «растворить»
его в себе.
Очень хорошо известно, что в тех случаях, когда субъект-
субъектные связи по тем или иным причинам не сформированы
170
или разрушены, человека практически ничто не держит в этой
жизни — и он готов раствориться в работе, вине или небытии.
При этом если с помощью суицидального поведения человек
уходит
из
жизни
, то с помощью аддиктивного поведения человек
уходит
от
жизни
.
Все разновидности аддиктивного поведения можно разде-
лить на: субстанционные формы, связанные со злоупотреблением
различными психоактивными веществами (то, чем собственно
занимается наркология и о чём речь пойдёт ниже), и несубстан-
ционные формы, связанные со злоупотреблением и зависимостью
от различных видов активности и деятельности.
Если несубстанционные аддикции представляют проблему
скорее психологическую, личностную, социальную, то субстан-
ционные аддикции, к сожалению, часто приводят к более пе-
чальным биологическим последствиям, которые сказываются не
только на отдельном индивиде, злоупотребляющем или зависи-
мым от какого-либо вещества, но и на его детях, а иногда и на
здоровье целых наций.
Ц. П. Короленко считает, что если в обычных условиях нор-
мальные люди используют те или иные предметы достаточно
утилитарно, то при аддиктивном несубстанционном поведении
они становятся более значимыми, приобретают как бы «одушев-
лённый» характер. Вся та гамма эмоциональных переживаний,
которая у нормального человека проецируется на «другого», у
подростка с аддиктивным поведением проецируется и замыкает-
ся на «другое», что и лежит в основе формирования десоциаль-
ной активности.
К несубстанционным формам аддиктивного поведения отно-
сятся: патологический уход в работу или учёбу (трудоголизм,
лэрнинг), патологическая страсть к играм (гэмблинг), сексуаль-
ные аддикции (донжуанизм, фетишизм, вуайеризм, трансвестизм
и др.), нарциссические формы аддиктивного поведения (любовь
к собственному телу), зоомания, патологические увлечения раз-
личными видами деятельности или хобби.
Сам термин «трудоголизм» (workaholism) — созвучен с тер-
мином «алкоголизм», и это сходство не случайно. Уже подчёрки-
валось, что в основе и субстанционных и несубстанционных
форм аддиктивного поведения лежат одни и те же психологиче-