Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4957

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

156

этический  императив  жить  ради  тех, кто  рядом, невозможность
умереть из-за зависящих от него людей (например, детей).

Данный  противосуицидальный  мотивационный  комплекс

приобретает особую значимость в более зрелом возрасте. Как мы
помним, датский философ Кьеркегор считал, что каждый человек
в течение своей жизни проходит как бы три этапа: эстетический,
этический  и  религиозный. Первая, эстетическая  стадия  сущест-
вования,— это  попытка  организовать  свою  жизнь, основываясь
целиком  на  собственных  силах, уме, таланте, воле  и  красоте. В
дальнейшем  молодой  человек  переходит  на  этическую  стадию
существования, отказываясь  противопоставлять  себя  окружаю-
щей действительности.

Этические  мотивы  мало  влияют  на  поведение  подростка  и

молодого  человека, так  как  ценность  собственной  личности  в
этот период всегда выше, чем ценность окружающей реальности,
включая даже самых близких людей. Опираться на этические мо-
тивы для сдерживания суицидального поведения у подростков в
этой связи достаточно сложно. Только в период ранней зрелости
и  среднем  возрасте  в  соответствии  с  теорией  эпигенетического
развития личности Эриксона, когда нормальное функционирова-
ние личности подразумевает способность принимать на себя обя-
зательства, принимать  и  понимать  других, проявлять  заботу,—
этические мотивы выходят на первый план в комплексе противо-
суицидальной мотивации.

Моральные мотивы

 отражают представления о самоубийстве

как о слабости и трусости, «позорном бегстве», представления о
том, что  только  безвольный  человек  может  покончить  с  собой,
страх  осуждения  со  стороны  окружающих, нежелание  оставить
после себя «плохую память».

Моральные сдерживающие мотивы не идентичны этическим

и во многом уступают им. «Основы морали рано или поздно из-
живут себя, этика — никогда... Универсальная этика заключается
в  том, что  от  поколения  к  поколению  испытание  того, что  вы
производите,— это  забота»

114

. Необходимость  жить  ради  про-

должения рода, ради других — ценность не просто человеческая,

114

 Эриксон Э. Идентичность и кризисы /Пер. с англ.— М., 1996.— С. 35.


background image

157

это  жизненно  необходимая  социо-биологическая  ценность. Не
только люди, но и многие животные поступают так.

Моральные императивы, в отличие от этических, более сию-

минутны, более  социальнообусловлены, или  точнее  микросоци-
альнообусловлены.

Если  мать  или  отец  добровольно  уходят  из  жизни,— это  в

большинстве случаев реально приводит к тому, что их потомство
будет  поставлено  в  более  трудные  условия  существования. Это
— жизненная правда, которую большинство нормальных людей
достаточно хорошо понимают. Если подросток добровольно ухо-
дит  из  жизни, он  реально  обесценивает  жизнь  своих родителей,
прародителей, лишая  их  существование  смысла. Большинство
подростков, если и не понимают этого отчётливо, в процессе бе-
седы с психологом или психотерапевтом легко приходят к такому
пониманию, потому что это — правда. Это — этическая норма.

То, что самоубийство — слабость, низость, трусость, признак

безволия, бесхарактерности,— неправда. Бессмысленно убеждать
в этом подростка. Он не поверит. Самоубийство может быть при-
знаком  силы, может  быть  проявлением  героизма, смелости, для
его  совершения  необходимы  и  воля  и  характер. Всё  зависит  от
ситуации. Моральные критерии очень относительны.

В отношении самоубийства вопрос никогда не стоял в жёст-

кой  плоскости  его  полного  одобрения  или  запрещения. Оценка
каждого случая во все времена определялась мерой, соразмерно-
стью и гармоничностью самоубийства со всей остальной жизнью
человека, с  вызвавшими  его  обстоятельствами, с  традициями,
принятыми в данном обществе. В тех случаях, когда самоубийст-
во  представлялось  соразмерным  тяжести  и  непреодолимости
внешних  обстоятельств, оно  допускалось  и  одобрялось. В  тех
случаях, когда эта мера нарушалась, самоубийство осуждалось и
преследовалось.

В  России  самоубийство осуждалось по христианской тради-

ции, а также по слабости индивидуального сознания и недооцен-
ке прав личности на самоопределение. Плохо это или хорошо —
можно  спорить. Следует просто  помнить, что моральные факто-
ры являются реальной, сдерживающей суицидальную активность
силой — и  на  них  можно  опираться. В  случаях  подросткового


background image

158

суицидального  поведения  это  следует  делать  с  большой  осто-
рожностью  в  связи  с  характерным  для  подростков  негативным
восприятием общепринятых норм и стандартов.

Эстетические  мотивы

  отражают  восприятие  самоубийства

как  некрасивого  поступка, способность  человека  представить
своё  тело  после  самоубийства, невозможность  воспользоваться
тем или иным способом по чисто эстетическим соображениям. В
1993 году мной в соавторстве с Львом Трегубовым было опубли-
ковано  специальное  исследование  по  этому  аспекту  суицидаль-
ной активности

115

.

Красота  есть  субъективная  релятивная  эстетическая  види-

мость, конкретное содержание которой существенно менялось на
протяжении исторического развития человечества. Нет ни одного
явления  или предмета в окружающем нас мире, который не мог
бы попасть в сферу эстетической видимости и, следовательно, не
восприниматься  как  нечто  прекрасное. Ни  сам  человек, ни  его
поведение не составляют в данном случае исключения.

Булацель, описывая самоубийства в Российском государстве,

сетовал на современных ему самоубийц в связи с тем, что боль-
шинство  из  них  характеризуется «поразительным  равнодушием
по  отношению  к  призывам  сердца. Потребность  красоты  и  изя-
щества  в  них  отсутствует. Эти  особенности  современных  само-
убийц наглядно сказываются в тех способах, которые они выби-
рают  для  прерывания  своей  жизни. Способы  эти  грубы, без-
образны, бессердечны»

116

.

Проанализировав  всю  доступную  нам  информацию  и  осно-

вываясь  на  собственном  клиническом  опыте, авторы  пришли  к
выводу, что:

·

при  прочих  равных  условиях  человек стремится выбрать

тот  способ  самоубийства, который  наиболее  соответствует
его понятиям о чести и красоте; приемлемости того или иного
способа  самоубийства  в  данной  социальной  среде. Как  говорил
Розанов: «Если  уж  нельзя  эстетически  прожить, то  зато  эс-

115

 Трегубов Л.З., Вагин Ю.Р. Эстетика самоубийства.— Пермь, 1993.— 268 с.

116

 Булацель П.Ф. Самоубийство с древних времён до наших дней.— СПб., 1900.—

С. 19.


background image

159

тетически можно умереть»

117

;

·

при  прочих  равных  условиях  человек стремится выбрать

тот  способ, который, по  его  мнению, ведёт  к  наименьшему
обезображиванию тела;

·

при  прочих  равных  условиях  человек  всегда  считается  с

тем, какие  эстетические  переживания  вызовет  вид  его  тела  у
окружающих.

Эстетический  фактор  не  следует  недооценивать. Ничто  не

оказывает  столь  явного  и  действенного  влияния  на  человека,
склонного  к  самоубийству, как  воздействие  на  его  эстетические
чувства. Никакие  логические, философские, моральные, нравст-
венные  и  религиозные  доводы  не  оказывают  столь  потрясающе
действенного эффекта на потенциальных самоубийц, как, напри-
мер, простая угроза лишения погребального ритуала или осквер-
нения и поругания их тела после смерти.

Ещё  в  древнем  Карфагене  массовые  самоубийства  женщин

прекращали  угрозами  выставить  на  всеобщее  обозрение  обна-
жённое тело покончившей с собою. Когда самоубийства приняли
эпидемический характер в Древнем Риме, царь Тарквиний Приск
приказал  распинать  тела  самоубийц  и  отдавать  их  на  съедение
диким зверям.

Любой взрослый человек, имеющий жизненный опыт, может

без особого труда «просветить» подростка с суицидальными тен-
денциями по поводу тех эстетических компонентов, которые свя-
заны  с  тем  или  иным  способом  самоубийства, например  с  ис-
пользованием  огнестрельного  оружия, движущегося  транспорта,
самоповешения, утопления и т.п.

Не  случайно  большинство  потенциальных  самоубийц  при

наличие свободного выбора останавливаются на самоотравлении
как наиболее эстетичном, с их точки зрения, способе. При запол-
нении  опросника  большинство  наиболее  выдающихся  деятелей
культуры  в начале ХХ века выбрало самоотравление как  наибо-
лее предпочтительный способ самоубийства.

При приёме некоторых веществ в больших дозировках чело-

век  засыпает, а  сон  постепенно переходит в кому и смерть. Для

117

 Розанов В.В. Уединенное.— М., 1990.— С. 119.


background image

160

многих, если не для большинства, намного эстетичнее представ-
лять  своё тело лежащим после смерти в постели или, в крайнем
случае, на полу, чем висящим на верёвке, исковерканным каким-
либо транспортным средством или разбитым об асфальт.

Подросткам  следует  знать, что «эстетический  идеал» краси-

вой  и  быстрой  смерти, связанный  с  самоотравлением, создан
большей частью не суровой жизненной реальностью, а поэтиче-
ским вымыслом, тем как это описывается в художественных про-
изведениях и видится на сцене:

Смерть выпила мёд твоего дыхания,
Но красотой твоей не овладела.
Ты не побеждена. Ещё румянец
Красой уста и щёки озаряет,
И смерти знамя бледное не веет...
                                       Шекспир, «Ромео и Джульетта»

Только на сцене и в кино это происходит быстро и красиво.

В жизни всё намного прозаичнее. Принятие токсических веществ
в  больших  количествах  в  подавляющем  большинстве  случаев
приводит  к  непроизвольной  рвоте  даже  в  бессознательном  со-
стоянии. Человек  остаётся жив, но сохранность его психики по-
сле выраженной интоксикации, естественно, никто уже гаранти-
ровать не может.

Нарциссические  мотивы

  отражают, исходя  из  определения,

любовь и жалость к себе (в хорошем смысле этих слов); нежела-
ние умирать, не окончив все дела; представления о том, что ещё
многое можно в жизни сделать и пережить.

Нужно  помнить, что в  момент  мощной  психотравмы  проис-

ходит  значительное  сужение  сознания  человека, исчезает  пер-
спектива, происходит  негативная «перекраска» как  прошлого,
так и будущего. Боль сегодняшняя проецируется на всё прошлое
(«ничего хорошего не было») и на будущее («ничего хорошего не
будет»). Особенно чётко этот феномен проявляется у подростков
с их отсутствием опыта переживания стрессовых ситуаций.

В  таких  случаях  хорошо работает метод «психотерапевтиче-

ской  метафоры». Я  предлагаю  подростку  представить, что  он
ранним утром случайно забрёл в овраг, на дне которого собрался
туман. Когда находишься внутри этого тумана — ничего не вид-