Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4957
Скачиваний: 29
156
этический императив жить ради тех, кто рядом, невозможность
умереть из-за зависящих от него людей (например, детей).
Данный противосуицидальный мотивационный комплекс
приобретает особую значимость в более зрелом возрасте. Как мы
помним, датский философ Кьеркегор считал, что каждый человек
в течение своей жизни проходит как бы три этапа: эстетический,
этический и религиозный. Первая, эстетическая стадия сущест-
вования,— это попытка организовать свою жизнь, основываясь
целиком на собственных силах, уме, таланте, воле и красоте. В
дальнейшем молодой человек переходит на этическую стадию
существования, отказываясь противопоставлять себя окружаю-
щей действительности.
Этические мотивы мало влияют на поведение подростка и
молодого человека, так как ценность собственной личности в
этот период всегда выше, чем ценность окружающей реальности,
включая даже самых близких людей. Опираться на этические мо-
тивы для сдерживания суицидального поведения у подростков в
этой связи достаточно сложно. Только в период ранней зрелости
и среднем возрасте в соответствии с теорией эпигенетического
развития личности Эриксона, когда нормальное функционирова-
ние личности подразумевает способность принимать на себя обя-
зательства, принимать и понимать других, проявлять заботу,—
этические мотивы выходят на первый план в комплексе противо-
суицидальной мотивации.
Моральные мотивы
отражают представления о самоубийстве
как о слабости и трусости, «позорном бегстве», представления о
том, что только безвольный человек может покончить с собой,
страх осуждения со стороны окружающих, нежелание оставить
после себя «плохую память».
Моральные сдерживающие мотивы не идентичны этическим
и во многом уступают им. «Основы морали рано или поздно из-
живут себя, этика — никогда... Универсальная этика заключается
в том, что от поколения к поколению испытание того, что вы
производите,— это забота»
114
. Необходимость жить ради про-
должения рода, ради других — ценность не просто человеческая,
114
Эриксон Э. Идентичность и кризисы /Пер. с англ.— М., 1996.— С. 35.
157
это жизненно необходимая социо-биологическая ценность. Не
только люди, но и многие животные поступают так.
Моральные императивы, в отличие от этических, более сию-
минутны, более социальнообусловлены, или точнее микросоци-
альнообусловлены.
Если мать или отец добровольно уходят из жизни,— это в
большинстве случаев реально приводит к тому, что их потомство
будет поставлено в более трудные условия существования. Это
— жизненная правда, которую большинство нормальных людей
достаточно хорошо понимают. Если подросток добровольно ухо-
дит из жизни, он реально обесценивает жизнь своих родителей,
прародителей, лишая их существование смысла. Большинство
подростков, если и не понимают этого отчётливо, в процессе бе-
седы с психологом или психотерапевтом легко приходят к такому
пониманию, потому что это — правда. Это — этическая норма.
То, что самоубийство — слабость, низость, трусость, признак
безволия, бесхарактерности,— неправда. Бессмысленно убеждать
в этом подростка. Он не поверит. Самоубийство может быть при-
знаком силы, может быть проявлением героизма, смелости, для
его совершения необходимы и воля и характер. Всё зависит от
ситуации. Моральные критерии очень относительны.
В отношении самоубийства вопрос никогда не стоял в жёст-
кой плоскости его полного одобрения или запрещения. Оценка
каждого случая во все времена определялась мерой, соразмерно-
стью и гармоничностью самоубийства со всей остальной жизнью
человека, с вызвавшими его обстоятельствами, с традициями,
принятыми в данном обществе. В тех случаях, когда самоубийст-
во представлялось соразмерным тяжести и непреодолимости
внешних обстоятельств, оно допускалось и одобрялось. В тех
случаях, когда эта мера нарушалась, самоубийство осуждалось и
преследовалось.
В России самоубийство осуждалось по христианской тради-
ции, а также по слабости индивидуального сознания и недооцен-
ке прав личности на самоопределение. Плохо это или хорошо —
можно спорить. Следует просто помнить, что моральные факто-
ры являются реальной, сдерживающей суицидальную активность
силой — и на них можно опираться. В случаях подросткового
158
суицидального поведения это следует делать с большой осто-
рожностью в связи с характерным для подростков негативным
восприятием общепринятых норм и стандартов.
Эстетические мотивы
отражают восприятие самоубийства
как некрасивого поступка, способность человека представить
своё тело после самоубийства, невозможность воспользоваться
тем или иным способом по чисто эстетическим соображениям. В
1993 году мной в соавторстве с Львом Трегубовым было опубли-
ковано специальное исследование по этому аспекту суицидаль-
ной активности
115
.
Красота есть субъективная релятивная эстетическая види-
мость, конкретное содержание которой существенно менялось на
протяжении исторического развития человечества. Нет ни одного
явления или предмета в окружающем нас мире, который не мог
бы попасть в сферу эстетической видимости и, следовательно, не
восприниматься как нечто прекрасное. Ни сам человек, ни его
поведение не составляют в данном случае исключения.
Булацель, описывая самоубийства в Российском государстве,
сетовал на современных ему самоубийц в связи с тем, что боль-
шинство из них характеризуется «поразительным равнодушием
по отношению к призывам сердца. Потребность красоты и изя-
щества в них отсутствует. Эти особенности современных само-
убийц наглядно сказываются в тех способах, которые они выби-
рают для прерывания своей жизни. Способы эти грубы, без-
образны, бессердечны»
116
.
Проанализировав всю доступную нам информацию и осно-
вываясь на собственном клиническом опыте, авторы пришли к
выводу, что:
·
при прочих равных условиях человек стремится выбрать
тот способ самоубийства, который наиболее соответствует
его понятиям о чести и красоте; приемлемости того или иного
способа самоубийства в данной социальной среде. Как говорил
Розанов: «Если уж нельзя эстетически прожить, то зато эс-
115
Трегубов Л.З., Вагин Ю.Р. Эстетика самоубийства.— Пермь, 1993.— 268 с.
116
Булацель П.Ф. Самоубийство с древних времён до наших дней.— СПб., 1900.—
С. 19.
159
тетически можно умереть»
117
;
·
при прочих равных условиях человек стремится выбрать
тот способ, который, по его мнению, ведёт к наименьшему
обезображиванию тела;
·
при прочих равных условиях человек всегда считается с
тем, какие эстетические переживания вызовет вид его тела у
окружающих.
Эстетический фактор не следует недооценивать. Ничто не
оказывает столь явного и действенного влияния на человека,
склонного к самоубийству, как воздействие на его эстетические
чувства. Никакие логические, философские, моральные, нравст-
венные и религиозные доводы не оказывают столь потрясающе
действенного эффекта на потенциальных самоубийц, как, напри-
мер, простая угроза лишения погребального ритуала или осквер-
нения и поругания их тела после смерти.
Ещё в древнем Карфагене массовые самоубийства женщин
прекращали угрозами выставить на всеобщее обозрение обна-
жённое тело покончившей с собою. Когда самоубийства приняли
эпидемический характер в Древнем Риме, царь Тарквиний Приск
приказал распинать тела самоубийц и отдавать их на съедение
диким зверям.
Любой взрослый человек, имеющий жизненный опыт, может
без особого труда «просветить» подростка с суицидальными тен-
денциями по поводу тех эстетических компонентов, которые свя-
заны с тем или иным способом самоубийства, например с ис-
пользованием огнестрельного оружия, движущегося транспорта,
самоповешения, утопления и т.п.
Не случайно большинство потенциальных самоубийц при
наличие свободного выбора останавливаются на самоотравлении
как наиболее эстетичном, с их точки зрения, способе. При запол-
нении опросника большинство наиболее выдающихся деятелей
культуры в начале ХХ века выбрало самоотравление как наибо-
лее предпочтительный способ самоубийства.
При приёме некоторых веществ в больших дозировках чело-
век засыпает, а сон постепенно переходит в кому и смерть. Для
117
Розанов В.В. Уединенное.— М., 1990.— С. 119.
160
многих, если не для большинства, намного эстетичнее представ-
лять своё тело лежащим после смерти в постели или, в крайнем
случае, на полу, чем висящим на верёвке, исковерканным каким-
либо транспортным средством или разбитым об асфальт.
Подросткам следует знать, что «эстетический идеал» краси-
вой и быстрой смерти, связанный с самоотравлением, создан
большей частью не суровой жизненной реальностью, а поэтиче-
ским вымыслом, тем как это описывается в художественных про-
изведениях и видится на сцене:
Смерть выпила мёд твоего дыхания,
Но красотой твоей не овладела.
Ты не побеждена. Ещё румянец
Красой уста и щёки озаряет,
И смерти знамя бледное не веет...
Шекспир, «Ромео и Джульетта»
Только на сцене и в кино это происходит быстро и красиво.
В жизни всё намного прозаичнее. Принятие токсических веществ
в больших количествах в подавляющем большинстве случаев
приводит к непроизвольной рвоте даже в бессознательном со-
стоянии. Человек остаётся жив, но сохранность его психики по-
сле выраженной интоксикации, естественно, никто уже гаранти-
ровать не может.
Нарциссические мотивы
отражают, исходя из определения,
любовь и жалость к себе (в хорошем смысле этих слов); нежела-
ние умирать, не окончив все дела; представления о том, что ещё
многое можно в жизни сделать и пережить.
Нужно помнить, что в момент мощной психотравмы проис-
ходит значительное сужение сознания человека, исчезает пер-
спектива, происходит негативная «перекраска» как прошлого,
так и будущего. Боль сегодняшняя проецируется на всё прошлое
(«ничего хорошего не было») и на будущее («ничего хорошего не
будет»). Особенно чётко этот феномен проявляется у подростков
с их отсутствием опыта переживания стрессовых ситуаций.
В таких случаях хорошо работает метод «психотерапевтиче-
ской метафоры». Я предлагаю подростку представить, что он
ранним утром случайно забрёл в овраг, на дне которого собрался
туман. Когда находишься внутри этого тумана — ничего не вид-