Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 4954
Скачиваний: 29
171
ские корни.
Взрослый уходит от жизни в работу, ребёнок и подросток
уходят от жизни в учёбу (лэрнинг). Только там находят они един-
ственный источник удовлетворения, только там они переживают
самые сильные положительные эмоции.
Подростки, патологически увлечённые учёбой, на первый
взгляд, не представляют никаких проблем для окружающих лиц
(родителей и педагогов). Они полностью поглощены занятиями,
старательно готовят домашние задания, во всем, что касается
учёбы и получения знаний, стремятся к совершенству. Но, если
взглянуть на проблему глубже, мы поймем, что за подобными,
внешне мягкими, социально одобряемыми, удобными для окру-
жающих формами поведения в большинстве случаев лежит гру-
бая форма нарушений межличностных отношений, и, если педа-
гог не озабочен только показателями успеваемости и посещаемо-
сти,— при подобном поведении подростка ему следует бить тре-
вогу не меньшую, чем в случаях злоупотребления алкоголем и
наркотиками.
Как правило, эти нарушения корнями уходят в детско-
родительские отношения. Подросток, который не получает в се-
мье так называемой «базовой родительской любви», которого ро-
дители не любят, исходя только из самого факта его существова-
ния, вынужден постоянно доказывать окружающим свою цен-
ность, а себе — самоценность посредством сверхусилий в тех об-
ластях, которые, как он замечает, особенно ценятся взрослыми:
аккуратность, исполнительность, успехи в учёбе, примерное по-
ведение. Тем самым он, конечно, при наличии способностей до-
бивается благорасположения учителей, но:
1) он не добивается того результата, ради которого и затеял
всю эту многолетнюю игру. Невозможно купить любовь (в том
числе и родительскую);
2) он не получает навыков межличностного общения в кругу
сверстников, так как последние негативно относятся к подобного
типа подросткам, называя их «зубрилами», «выскочками» и т.п.
Получается, что подросток не только не «покупает» любовь ро-
дителей или лиц их замещающих, но и теряет дружбу и привя-
занность сверстников;
172
3) он резко обедняет свою жизнь.
Учёба — это ещё не вся жизнь, даже в подростковом перио-
де, а тем более в зрелом возрасте. Как может нормально, в соци-
альном смысле, функционировать человек, если он умеет только
блестяще учиться? Можно, конечно, окончить два или три ин-
ститута, можно поступить в аспирантуру, но рано или поздно че-
ловеку не удастся «отвести глаза» от своего одиночества. И не
скажет ли он тогда словами Фауста: «Я богословьем овладел, над
философией корпел, юриспруденцию долбил и медицину изучил.
Однако я при этом всём был и остался дураком... Не нажил чести
и добра и не вкусил, чем жизнь остра. И пёс с такой бы жизни
взвыл!»
122
. И не потянется ли у него тогда, как и у Фауста, рука за
спасительным бокалом с отравой — только появится ли рядом
хор ангелов, чтобы эту руку отвести?
Совет педагогам и психологам: обращайте внимание на де-
тей, злоупотребляющих учёбой: в их маленьких душах всё совсем
не хорошо. Грустно, если ценность ребёнка определяется лишь
примерностью его поведения, успеваемостью, способностью
учиться в престижной школе и знанием иностранного языка. В
основе данной формы аддиктивного поведения так же, как и в
основе всех других форм, лежит глубокое и грубое нарушение
так необходимых подростку субъект-субъектных связей.
Патологическая страсть к азартным играм
(гэмблинг) —
явление также достаточно распространённое в подростковой сре-
де и всегда справедливо настораживающее педагогов и психоло-
гов.
Согласно американскому руководству по классификации
психических расстройств (DSM-III-R) основной чертой патоло-
гического гэмблинга является «хроническая и прогрессирующая
неспособность сопротивляться желанию участвовать в азартных
играх, которое компрометирует, разрушает или повреждает лич-
ные, семейные или профессиональные интересы. Участие в
азартных играх, стремление к нему и активность в этом направ-
лении усиливаются в периоды стресса. Проблемы, возникающие
как результат гэмблинга, ведут к интенсификации участия в
122
Гёте И.Ф. Фауст.— М., 1960.— С. 55—56.
173
азартных играх»
123
.
В русской культуре эти феномены с мельчайшими психоло-
гическими нюансами были неоднократно описаны лучшими пи-
сателями, такими как Пушкин, Достоевский, Булгаков.
В последние десятилетия в связи с распространением иг-
ральных автоматов и компьютерных игр значительно облегчился
уход подростков от реальности. В США в настоящий момент ко-
личество «проблемных гэмблеров» колеблется от 4 до 10 мил-
лионов человек. Многие американские исследователи считают
азартные игры серьёзной социальной проблемой, представляю-
щей угрозу для части населения. Уже к 1984 году, по данным
Майер, в 17 городах США были организованы группы «самоза-
щиты» от азартных игр, образованные по принципу Общества
Анонимных Алкоголиков»!
Проявления гэмблинга очень многообразны. В младшем под-
ростковом возрасте — это злоупотребление компьютерными иг-
рами, которое представляет угрозу не только для психического,
но и для физического здоровья. В старшем подростковом возрас-
те, в юности — это карты, игральные автоматы. Мне приходи-
лось наблюдать за поведением подростков в залах игровых авто-
матов. Можно было догадаться, что проводят они здесь время не
первый день и не первую неделю. Они знали досконально все ап-
параты и многие из них даже называли по имени. Они давали им,
как одушевлённым существам, характеристики: «этот жадный»,
«этот хитрый», «этот ещё не наелся». Во время игры подросток
не замечал ничего происходящего вокруг, все его эмоции были
связаны с бесчувственным металлическим ящиком, который он
мог уговаривать, благодарить, ругать и даже пинать. За возмож-
ность продолжить игру в случае нехватки денег они долго уни-
жались перед другими подростками, прося взаймы, а если не по-
лучали, то просто смотрели, как другие «наслаждаются жизнью».
Мне приходилось также наблюдать и другие ситуации, кото-
рые наглядно показывают суть гэмблинг-аддиктивного поведе-
ния. Я помню случай 13-летней девочки из внешне благополуч-
123
Diagnostic and statistical manual of mental disorders.—3d ed., revised (DSM-III-R).—
Washington: Amer. Psychiat. Ass., 1987.— Р. 218.
174
ной семьи, которую меня попросили проконсультировать в связи
с её, казалось бы, патологическим воровством. Девочка неодно-
кратно на протяжении короткого времени воровала достаточно
крупные суммы денег у родителей, за что неоднократно бывала
наказана, но тем не менее не прекращала красть деньги.
Во время беседы с подростком выяснилось, что девочка вос-
питывается в деформированной семье. Мать умерла, старший
брат воспитывается в семье прародителей, а девочка живёт с от-
цом, мачехой и сводным братом. Мачеха психологически не при-
няла ребёнка мужа от первого брака, и ситуация ещё более ухуд-
шилась после рождения совместного ребёнка. Когда встал про-
стой вопрос (на который родители похоже так и не добились от-
вета), что же она делала с деньгами, выяснилось, что девочка все
тратила на лотерейные билеты. Она горячо верила, что рано или
поздно ей удастся выиграть крупный приз, который она отдаст
папе с мачехой, чтобы те
за это
хоть немного больше её люби-
ли...
Приз, конечно, не выигрывался — и девочка опять крала из
дому деньги (ещё большую сумму), надеясь, что на этот раз ей
обязательно повезёт и она отдаст и те деньги, которые взяла
раньше, и те, которые выиграет.
Сексуальные аддикции
встречаются и в подростковом и в
зрелом возрасте
.
Между подростками как разного, так и одного
пола могут существовать различные формы отношений. Это мо-
гут быть чисто сексуальные отношения, когда подростки не
столько «занимаются сексом», сколько «играют в секс». Таких
партнёров может быть достаточно много — и, если подросток
достаточно грамотен в плане предупреждения беременности (в
силу биологических и социальных факторов подросток ещё не в
состоянии иметь детей) и венерических заболеваний, на подоб-
ные отношения можно тихо закрывать глаза, не освобождая им
при этом, конечно, свою спальню. О раннем начале половой жиз-
ни можно говорить в 10 лет. В 18 лет можно говорить уже о
позднем начале половой жизни.
Между подростками могут существовать и существуют дру-
жеские отношения, которые могут сочетаться или не сочетаться с
сексуальными, которые могут вырастать из сексуальных отноше-
175
ний или перерастать в них. И между подростками может сущест-
вовать любовь, когда другому человеку хочется дать больше, чем
от него взять. Вся эта система отношений достаточно сложно пе-
реплетена, она очень специфична и в силу возрастных особенно-
стей подростков доставляет иногда массу проблем родителям,
педагогам и всем окружающим.
Как бы то ни было, самое главное — не забывать, что грубое
вмешательство именно в систему межперсональных отношений
подростков может служить одной из причин формирования как
аддиктивного, так и суицидального поведения.
Многие педагоги и психологи могут привести примеры пар-
ного самоубийства или хотя бы попытки влюблённых, не выез-
жая в далёкую экзотическую Японию. О современных Ромео и
Джульеттах уже неоднократно сообщали различные средства
массовой информации.
Самый оптимальный вариант не только для подростка, но и
для любого взрослого, когда рядом есть человек, по отношению к
которому можно проявить всю гамму своих чувств. Если это не-
возможно по тем или иным причинам — самый неблагоприятный
вариант, когда подросток (особенно девушка) прочно фиксирует
навязанный ему стереотип: любовь—дружба—секс. При таком
подходе, в случае если любовь по тем или иным причинам «не
случилась», человек зависает в вакууме межперсональных отно-
шений. Не умея или боясь дифференцировать систему межперсо-
нальных отношений, такие подростки выглядят особенно выпук-
ло на общем фоне современной «прогрессивной» молодёжи, ста-
новясь особенно уязвимыми для различных форм девиантного
поведения и нервно-психических заболеваний.
При проведении исследований, чем отличаются популяции
подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами (в
том числе и наркотиками), от популяции подростков, не злоупот-
ребляющих ими, выяснилось, что единственное достоверное от-
личие заключается в том, что последние любят слушать музыку и
заниматься сексом.
Поэтому нельзя рассматривать отдельно взятый секс, в том
числе и подростковый, как сугубо отрицательное явление. Никто
не спорит, что сам по себе бездуховный секс по меньшей мере
скучен — и рано или поздно человек начинает искать партнёра, с