Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4679

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

171

ские корни.

Взрослый  уходит  от  жизни  в  работу, ребёнок  и  подросток

уходят от жизни в учёбу (лэрнинг). Только там находят они един-
ственный источник удовлетворения, только там они переживают
самые сильные положительные эмоции.

Подростки, патологически  увлечённые  учёбой, на  первый

взгляд, не представляют никаких проблем для окружающих лиц
(родителей  и  педагогов). Они  полностью  поглощены занятиями,
старательно  готовят  домашние  задания, во  всем, что  касается
учёбы  и  получения  знаний, стремятся  к  совершенству. Но, если
взглянуть  на  проблему  глубже, мы  поймем, что  за  подобными,
внешне  мягкими, социально  одобряемыми, удобными  для  окру-
жающих формами  поведения  в  большинстве случаев лежит гру-
бая форма нарушений межличностных отношений, и, если педа-
гог не озабочен только показателями успеваемости и посещаемо-
сти,— при подобном поведении подростка ему следует бить тре-
вогу  не  меньшую, чем  в  случаях  злоупотребления  алкоголем  и
наркотиками.

Как  правило, эти  нарушения  корнями  уходят  в  детско-

родительские  отношения. Подросток, который  не  получает в  се-
мье так называемой «базовой родительской любви», которого ро-
дители не любят, исходя только из самого факта его существова-
ния, вынужден  постоянно  доказывать  окружающим  свою  цен-
ность, а себе — самоценность посредством сверхусилий в тех об-
ластях, которые, как  он  замечает, особенно  ценятся  взрослыми:
аккуратность, исполнительность, успехи  в  учёбе, примерное  по-
ведение. Тем самым он, конечно, при наличии способностей до-
бивается благорасположения учителей, но:

1) он  не  добивается того результата, ради которого и  затеял

всю  эту  многолетнюю  игру. Невозможно  купить  любовь (в  том
числе и родительскую);

2) он не получает навыков межличностного общения в кругу

сверстников, так как последние негативно относятся к подобного
типа  подросткам, называя  их «зубрилами», «выскочками» и  т.п.
Получается, что  подросток  не  только  не «покупает» любовь  ро-
дителей  или  лиц  их  замещающих, но  и  теряет  дружбу  и  привя-
занность сверстников;


background image

172

3) он резко обедняет свою жизнь.
Учёба — это ещё не вся жизнь, даже в подростковом перио-

де, а тем более в зрелом возрасте. Как может нормально, в соци-
альном смысле, функционировать человек, если он умеет только
блестяще  учиться? Можно, конечно, окончить  два  или  три  ин-
ститута, можно поступить в аспирантуру, но рано или поздно че-
ловеку  не  удастся «отвести  глаза» от  своего  одиночества. И  не
скажет ли он тогда словами Фауста: «Я богословьем овладел, над
философией корпел, юриспруденцию долбил и медицину изучил.
Однако я при этом всём был и остался дураком... Не нажил чести
и  добра  и  не  вкусил, чем  жизнь  остра. И  пёс с  такой  бы  жизни
взвыл!»

122

. И не потянется ли у него тогда, как и у Фауста, рука за

спасительным  бокалом  с  отравой — только  появится  ли  рядом
хор ангелов, чтобы эту руку отвести?

Совет  педагогам  и  психологам: обращайте  внимание  на  де-

тей, злоупотребляющих учёбой: в их маленьких душах всё совсем
не  хорошо. Грустно, если  ценность  ребёнка  определяется  лишь
примерностью  его  поведения, успеваемостью, способностью
учиться  в  престижной  школе  и  знанием  иностранного  языка. В
основе  данной  формы  аддиктивного  поведения  так  же, как  и  в
основе  всех  других  форм, лежит  глубокое  и  грубое  нарушение
так необходимых подростку субъект-субъектных связей.

Патологическая  страсть  к  азартным  играм

(гэмблинг) —

явление также достаточно распространённое в подростковой сре-
де и всегда справедливо настораживающее педагогов и психоло-
гов.

Согласно  американскому  руководству  по  классификации

психических  расстройств (DSM-III-R) основной  чертой  патоло-
гического  гэмблинга  является «хроническая  и прогрессирующая
неспособность  сопротивляться  желанию участвовать  в  азартных
играх, которое  компрометирует, разрушает  или повреждает лич-
ные, семейные  или  профессиональные  интересы. Участие  в
азартных играх, стремление к  нему и активность в этом направ-
лении усиливаются в периоды стресса. Проблемы, возникающие
как  результат  гэмблинга, ведут  к  интенсификации  участия  в

122

 Гёте И.Ф. Фауст.— М., 1960.— С. 55—56.


background image

173

азартных играх»

123

.

В  русской  культуре  эти  феномены с мельчайшими психоло-

гическими  нюансами  были  неоднократно  описаны лучшими пи-
сателями, такими как Пушкин, Достоевский, Булгаков.

В  последние  десятилетия  в  связи  с  распространением  иг-

ральных автоматов и компьютерных игр значительно облегчился
уход подростков от реальности. В США в настоящий момент ко-
личество «проблемных  гэмблеров» колеблется  от 4 до 10 мил-
лионов  человек. Многие  американские  исследователи  считают
азартные  игры  серьёзной  социальной  проблемой, представляю-
щей  угрозу  для  части  населения. Уже  к 1984 году, по  данным
Майер, в 17 городах  США были  организованы  группы «самоза-
щиты» от  азартных  игр, образованные  по  принципу  Общества
Анонимных Алкоголиков»!

Проявления гэмблинга очень многообразны. В младшем под-

ростковом  возрасте — это  злоупотребление компьютерными  иг-
рами, которое  представляет  угрозу  не  только  для  психического,
но и для физического здоровья. В старшем подростковом возрас-
те, в  юности — это  карты, игральные  автоматы. Мне  приходи-
лось наблюдать за поведением подростков в залах игровых авто-
матов. Можно было догадаться, что проводят они здесь время не
первый день и не первую неделю. Они знали досконально все ап-
параты и многие из них даже называли по имени. Они давали им,
как  одушевлённым  существам, характеристики: «этот  жадный»,
«этот  хитрый», «этот  ещё  не  наелся». Во  время  игры  подросток
не  замечал  ничего  происходящего  вокруг, все  его  эмоции  были
связаны  с  бесчувственным  металлическим  ящиком, который  он
мог уговаривать, благодарить, ругать и даже пинать. За возмож-
ность  продолжить  игру  в  случае  нехватки  денег  они  долго  уни-
жались перед другими подростками, прося взаймы, а если не по-
лучали, то просто смотрели, как другие «наслаждаются жизнью».

Мне приходилось также наблюдать и другие ситуации, кото-

рые  наглядно  показывают  суть  гэмблинг-аддиктивного  поведе-
ния. Я  помню  случай 13-летней  девочки из внешне благополуч-

123

 Diagnostic and statistical manual of mental disorders.—3d ed., revised (DSM-III-R).—

Washington: Amer. Psychiat. Ass., 1987.— Р. 218.


background image

174

ной семьи, которую меня попросили проконсультировать в связи
с  её, казалось  бы, патологическим  воровством. Девочка  неодно-
кратно  на  протяжении  короткого  времени  воровала  достаточно
крупные  суммы  денег  у  родителей, за  что неоднократно  бывала
наказана, но тем не менее не прекращала красть деньги.

Во время беседы с подростком выяснилось, что девочка вос-

питывается  в  деформированной  семье. Мать  умерла, старший
брат воспитывается в семье прародителей, а девочка живёт с от-
цом, мачехой и сводным братом. Мачеха психологически не при-
няла ребёнка мужа от первого брака, и ситуация ещё более ухуд-
шилась  после  рождения  совместного  ребёнка. Когда  встал  про-
стой вопрос (на который родители похоже так и не добились от-
вета), что же она делала с деньгами, выяснилось, что девочка все
тратила на лотерейные билеты. Она горячо верила, что рано или
поздно  ей  удастся  выиграть  крупный  приз, который  она  отдаст
папе с мачехой, чтобы те

за это

 хоть немного  больше её люби-

ли...

Приз, конечно, не выигрывался — и девочка опять крала из

дому  деньги (ещё  большую  сумму), надеясь, что  на  этот  раз  ей
обязательно  повезёт  и  она  отдаст  и  те  деньги, которые  взяла
раньше, и те, которые выиграет.

Сексуальные  аддикции

встречаются  и  в  подростковом  и  в

зрелом  возрасте

.

Между  подростками  как  разного, так  и  одного

пола могут существовать различные формы  отношений. Это мо-
гут  быть  чисто  сексуальные  отношения, когда  подростки  не
столько «занимаются  сексом», сколько «играют  в  секс». Таких
партнёров  может  быть  достаточно  много — и, если  подросток
достаточно  грамотен  в  плане  предупреждения  беременности (в
силу биологических и социальных факторов подросток ещё не в
состоянии  иметь  детей) и  венерических  заболеваний, на  подоб-
ные  отношения  можно  тихо  закрывать  глаза, не  освобождая  им
при этом, конечно, свою спальню. О раннем начале половой жиз-
ни  можно  говорить  в 10 лет. В 18 лет  можно  говорить  уже  о
позднем начале половой жизни.

Между  подростками  могут существовать и  существуют дру-

жеские отношения, которые могут сочетаться или не сочетаться с
сексуальными, которые могут вырастать из сексуальных отноше-


background image

175

ний или перерастать в них. И между подростками может сущест-
вовать любовь, когда другому человеку хочется дать больше, чем
от него взять. Вся эта система отношений достаточно сложно пе-
реплетена, она очень специфична и в силу возрастных особенно-
стей  подростков  доставляет  иногда  массу  проблем  родителям,
педагогам и всем окружающим.

Как бы то ни было, самое главное — не забывать, что грубое

вмешательство  именно  в  систему  межперсональных  отношений
подростков  может  служить  одной  из  причин  формирования  как
аддиктивного, так и суицидального поведения.

Многие педагоги и психологи могут привести примеры пар-

ного  самоубийства  или  хотя  бы  попытки  влюблённых, не  выез-
жая  в  далёкую  экзотическую  Японию. О  современных  Ромео  и
Джульеттах  уже  неоднократно  сообщали  различные  средства
массовой информации.

Самый оптимальный вариант  не только для подростка, но и

для любого взрослого, когда рядом есть человек, по отношению к
которому можно проявить всю гамму своих чувств. Если это не-
возможно по тем или иным причинам — самый неблагоприятный
вариант, когда подросток (особенно девушка) прочно фиксирует
навязанный  ему  стереотип: любовь—дружба—секс. При  таком
подходе, в  случае  если  любовь  по  тем  или  иным  причинам «не
случилась», человек  зависает  в  вакууме  межперсональных отно-
шений. Не умея или боясь дифференцировать систему межперсо-
нальных отношений, такие подростки выглядят особенно выпук-
ло на общем фоне современной «прогрессивной» молодёжи, ста-
новясь  особенно  уязвимыми  для  различных  форм  девиантного
поведения и нервно-психических заболеваний.

При  проведении  исследований, чем  отличаются  популяции

подростков, злоупотребляющих  психоактивными  веществами (в
том числе и наркотиками), от популяции подростков, не злоупот-
ребляющих  ими, выяснилось, что единственное  достоверное  от-
личие заключается в том, что последние любят слушать музыку и
заниматься сексом.

Поэтому  нельзя  рассматривать  отдельно  взятый  секс, в  том

числе и подростковый, как сугубо отрицательное явление. Никто
не  спорит,  что  сам  по  себе  бездуховный  секс  по  меньшей  мере
скучен — и рано или поздно человек начинает искать партнёра, с