Файл: Вагин Ю.Р. - Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 4956

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

161

но: ни впереди, ни сзади, ни слева, ни справа, ни сверху, но это
не значит, что

весь мир

 в тумане. Где-то обязательно есть синее

небо, солнце, трава, деревья, люди. Если остаться на дне и ждать
— ничего не произойдёт, ничего не изменится. Нужно просто ид-
ти вперёд, а не стоять на месте — и любой, даже самый длинный
и глубокий, овраг рано или поздно кончится. Не нужно никаких
сверхусилий, нужно  просто  сделать  шаг, за  ним  другой, ещё
один...

Мотивы  когнитивной  надежды

  отражают  уверенность  суи-

цидента в том, что что-то можно сделать, поиск другого выхода,
надежду найти другое решение проблемы, убеждённость, что вы-
ход  всё-таки  есть  и, если  он  сам  не  видит  его,— это  не значит,
что выход не знает кто-то другой.

Именно  в  связи  с  данной противосуицидальной  мотивацией

подавляющее большинство подростков с суицидальными мысля-
ми так или иначе информируют окружающих о своих намерени-
ях, даже  если  формально  они  при  этом  отрицают  возможность
выхода из ситуации и разрешимость проблем.

При  беседе  с  подростком  в  таких  случаях  нужно  приводить

как можно больше примеров различных сложных жизненных си-
туаций, в которые попадали те или иные люди (в том числе и сам
человек, к которому подросток обратился за помощью), и расска-
зывать, как  они справились с этими ситуациями. Практически у
каждого  нормального  человека хоть раз в  жизни возникали суи-
цидальные мысли, особенно в подростковом возрасте. Ничто так
не помогает подростку справиться со сложными жизненными си-
туациями, как совет значимого для него лица, особенно подтвер-
ждённый примерами из собственной жизни.

Мотивы  временной  инфляции

 отражают  надежду, что  время

— самое  лучшее  лекарство  от  всех  проблем; желание  выждать
хотя  бы  какое-то  время  перед  тем, как  решиться  на  такой  шаг;
убеждение, что на смену чёрной полосе всегда приходит белая; и
если проблему нельзя решить — её можно просто пережить.

Самый  лучший  пример  в  этом  отношении  для  подростков,

особенно  девочек,— героиня  одноименного  художественного
фильма, созданного  по роману «Унесённые ветром», Скарлет. В
самые тяжёлые жизненные моменты она всегда говорила себе: «Я
не  буду  думать  об  этом  сегодня — я  подумаю  об  этом  завтра».


background image

162

Русская  пословица «Утро  вечера  мудренее» также  хорошо  отра-
жает этот защитный механизм.

Наша голова устроена намного лучше, чем мы о ней думаем.

Если мы не можем справиться с какой-либо проблемой сейчас —
это не означает, что мы не сможем справиться с ней завтра. Ко-
гда  на  нас  обрушивается  неожиданная  стрессовая  ситуация, мы
пытаемся решить её на уровне ясного сознания, которое по своей
сути очень небольшое и слабое. С помощью ясного сознания мы
можем  разрешить  лишь  несложные  сиюминутные  проблемные
ситуации. Для  разрешения  сложных  конфликтных  ситуаций  не-
обходимо  подключение  всей  психической  активности  человека,
которая  на 99% протекает  в  области  бессознательного. Попав  в
область  бессознательного, любая самая сложная проблема будет
решаться  с  использованием  всего  жизненного  индивидуального
опыта человека. Единственное, что для этого необходимо — вре-
мя.

Предложите подростку взять вечером любой кроссворд и от-

гадать его. Используя ясное сознание, он всегда сможет отгадать
определённый  процент  слов. Затем  попросите  его  просто  отло-
жить кроссворд до утра и не заниматься им больше. Утром, взяв
вчерашний  кроссворд  в  руки  и  попытавшись  отгадать  его  ещё
раз, подросток убедится, что может вспомнить ещё  очень  много
слов. Так  работает  наше  бессознательное. Мы  всю  ночь  будем
спать, а  оно  всю  ночь  будет «забавляться» этим  кроссвордом  и
извлекать из глубин памяти и «архивов» бессознательного те сло-
ва, с которыми когда-то уже сталкивалось, и к утру выведет их к
фокусу  ясного  сознания, откуда  их  можно  будет  без  труда  из-
влечь. Вспомните, как бывает, когда мы забываем хорошо знако-
мое  слово  или  фамилию. Спустя  какое-то  время  оно  может  со-
вершенно неожиданно само «выскочить» в памяти, хотя мы уже
и не думаем об этом. Бессознательное получило задачу найти, за-
тратило  для  этого  какое-то  время, нашло  и  вывело  для  нашего
использования. Точно  так  же  и  при  решении сложных проблем:
нельзя  страшиться  того, что  проблему  не  удаётся  решить  сразу.
Наш мозг так устроен, что для решения сложных задач ему тре-
буется время. Ещё одна русская пословица подмечает и эту осо-
бенность  функционирования  нашей  психики: «Человек  задним


background image

163

умом крепок».

Мотивы  финальной  неопределённости

  отражают  неуверен-

ность  в  возможности  до  конца  убить  себя, незнание  надежных
способов самоубийства, опасения, что может получиться так, что
вместо того, чтобы умереть — на всю жизнь останешься инвали-
дом.

Подростки, как  правило, плохо  информированы  о  возмож-

ных  способах  самоубийства  и  выбирают  те  из  них, о  которых
удалось  где-то  прочитать, увидеть  в  кино  или  услышать от дру-
зей. В  суицидологии  считается, что, если  человек  выбирает  для
самоубийства способ, не обладающий достаточной летальностью
(то есть не несущий реальной угрозы для жизни), это свидетель-
ствует  чаще  всего  об  отсутствии  истинных  суицидальных  тен-
денций. У подростков данное правило не срабатывает. Подрост-
ки  с  серьёзными  суицидальными  тенденциями  могут  использо-
вать «несерьёзные» способы не потому, что не имеют реального
желания расстаться с жизнью, а потому, что не информированы о
его летальности.

Даже представления о летальности способа можно использо-

вать  для  профилактики  суицидального  поведения. Однажды  ко
мне обратилась девушка с суицидальными тенденциями, которая
рассказала, что решила покончить с собой, как только убедится в
том, что ситуацию никаким образом не удастся разрешить в бла-
гоприятном  направлении. Она  уже  выбрала  способ (прыжок  с
высоты) и даже несколько раз поднималась на верхний этаж вы-
сотного дома, чтобы «прорепетировать» своё самоубийство. Как
только ситуация ухудшалась, её начинало просто тянуть к этому
дому. Незадолго до этого в нейротравматологическом отделении
я консультировал другую девушку, которая выбросилась с целью
самоубийства  с  балкона  восьмого  этажа  и  получила  только  лёг-
кое сотрясение головного мозга. Когда моя пациентка после это-
го  рассказа  пришла  на  следующий сеанс, она сказала, что инте-
рес к тому дому у нее сразу пропал. Как только она получила ин-
формацию о недостаточной летальности данного способа и поня-
ла, что даже в этом случае есть шанс остаться живой, мысли об
использовании  данного  способа  сразу  же  исчезли. Можно  пред-
положить, что  человек  в  такой  ситуации  просто  выберет другой


background image

164

способ, но поскольку она выбрала именно тот способ, значит, для
нее он был наиболее оптимальным, удобным, простым и прием-
лемым. Следующий  способ, который  она  попытается  выбрать,
уже  не будет  обладать  этими характеристиками или будет обла-
дать ими в меньшей степени — и совершить попытку самоубий-
ства будет сложнее.

Особый  страх  у  подростков  вызывают  опасения, что  после

совершения  попытки  самоубийства  можно  остаться  живым, но
при  этом  повредить  своё физическое или психическое здоровье.
Поэтому следует обращать их внимание, что при использовании
токсических веществ шансов умереть намного меньше, чем шан-
сов остаться инвалидом.

*

Если суицидальные мотивы преобладают над противосуици-

дальными, суицидальные  мысли  плавно  переходят  в

суицидаль-

ные тенденции

 — мыслительную активность, связанную с пред-

ставлениями о возможности и желательности собственной смер-
ти и принятием решения. В этот момент возникает особое психо-
эмоциональное состояние —

суицидальная готовность

.

Суицидальная  готовность

  на  поведенческом  уровне  в  боль-

шинстве  случаев  так  или  иначе  проявляется  и  обнаруживается.
Иногда о принятии решения о самоубийстве может свидетельст-
вовать внезапное изменение в поведении: «затишье перед бурей»,
когда  человек, переживающий из-за той или иной ситуации, не-
ожиданно  без  видимых  внешних  поводов  и  причин  на  фоне не-
разрешённой  актуальной  ситуации  внезапно  успокаивается. Мо-
жет обратить на себя внимание специфический интерес к эффек-
там  лекарственных  средств, «прощальные» речи, неожиданные
подарки  близким  людям, поступки, которые  несовместимы  с
дальнейшим нормальным социальным функционированием.

Иногда  суицидальная  готовность  открыто  проявляется  в

форме

суицидальных  угроз

 — словесного  обозначения  суици-

дальных  мыслей, тенденций  и  готовности. Подавляющее  боль-
шинство суицидентов в пресуицидальном периоде так или иначе
высказывали свои мысли окружающим, но на них никто не обра-
тил должного внимания.


background image

165

Суицидальный  период, связанный  с  возникновением  суици-

дальных  мыслей, тенденций  и  готовности, может  быть  острым
(когда время от возникновения суицидальных мыслей до приня-
тия решения и совершения попытки исчисляется секундами или
минутами) и хроническим (когда суицидальные мысли и тенден-
ции могут существовать от нескольких дней до нескольких меся-
цев и даже лет).

К собственно  суицидальному  поведению традиционно отно-

сятся

суицидальные попытки и завершённый суицид

.

Суицидальные попытки

 делятся на

истинные

 (суицидальное

покушение), направленные  на  прекращение  собственной  жизни,
и

демонстративные

 (парасуицидальная  попытка, суицид-игра),

имитирующие  суицидальную  модель  поведения  и  не  имеющие
истинной направленности на прекращение собственной жизни.

Все  суицидологи  специально  подчёркивают, что  у  подрост-

ков  крайне  трудно  дифференцировать  истинные  суицидальные
попытки от демонстративных, поэтому для практической профи-
лактики  суицидального  поведения  у  подростков  удобнее  рас-
сматривать  все  суицидальные  попытки  как  истинные. У  детей
суицидальное  поведение, в  том  числе  и  суицидальные  попытки,
равно  как  и  завершённые  суициды, предлагается  рассматривать
как  несчастные  случаи  в  связи  с  отсутствием  сформированного
представления о смерти. Дети воспринимают смерть как состоя-
ние, после которого жизнь будет снова продолжаться, только уже
без  тех  проблем, которые  толкают ребёнка  на  суицидальное по-
ведение.

В случае неудачного или незавершённого суицида непосред-

ственно  после  попытки  наступает

постсуицидальный  период

(постсуицид).

По  поводу  постсуицидальных  состояний  ещё  австрийский

суицидолог Рингель  обращал внимание на парадоксальность си-
туации, при которой в больницах общего профиля и специализи-
рованных центрах предпринимаются сложные усилия, связанные
с  использованием  всех  современных  методов  для  реанимации
суицидентов, но  крайне  мало  внимания  уделяется  мерам  психо-
терапии  и  вторичной  психопрофилактики  проблем  людей, кото-
рые довольно скоро могут повторить суицид.